Научная статья на тему 'Иван Петрович Павлов'

Иван Петрович Павлов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1882
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
I. P. PAVLOV / RUSSIAN SCHOOL OF PHYSIOLOGY / BIOGRA PHY / DISCIPLES / NOBEL LAUREATE OF RUSSIA / SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS / PHYSIOLOGY OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY / TEACHING ACTIVITIES / SOCIAL WORK / И. П. ПАВЛОВ / РУССКАЯ ШКОЛА ФИЗИОЛОГИИ / БИОГРАФИЯ / УЧЕНИКИ / НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ РОССИИ / НА УЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бякина В. П., Давыдова Т. В., Маслова Н. А.

Статья приурочена к юбилейной дате – 80летию присвоения имени И. П. Павлова Первому СанктПетербургскому государственному медицинскому университету.Отражен научный путь первого Нобелевского лауреатаРоссии. Отмечены важнейшие достижения в области физиологии. Сделан акцент на педагогической деятельности И. П. Павлова, названы его выдающиеся ученикии последователи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ivan Petrovich Pavlov

The article is coincided with the anniversary – 80 years after appellation of the nameof I. P. Pavlov to the First Saint Petersburg State Medical University. The paper describes the scientific path of the first Nobel laureate of Russia. The article highlighted the most important achievements in the field of physiology. The article highlighted the pedagogicalactivity of I. P. Pavlov, named his outstanding disciples and followers.

Текст научной работы на тему «Иван Петрович Павлов»

© В. П. Бякина, Т. В. Давыдова, Н. А. Маслова, 2016 г.

ХЦК 612:92 Павлов

В. П. Бякина, Т. В. Давыдова, Н. А. Маслова

ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский

университет имени академика И. П. Павлова

В феврале 2016 г. исполнилось 80 лет со дня смерти И. П. Павлова и присвоения 1 ЛМИ его имени, несмотря на то, что он никогда не работал в этом институте, хотя и был его почетным профессором. Многогранная личность И. П. Павлова, его исключительные по размаху и глубине научные достижения привлекали и продолжают привлекать внимание множества исследователей — врачей, педагогов, философов, психологов и историков науки. Первый российский Нобелевский лауреат по физиологии и медицине Иван Петрович Павлов был основоположником русской школы физиологии, теории единства организма и его неразрывной связи с окружающей средой. Он принадлежит к числу величайших корифеев науки, положивших начало новой эпохе в биологии и медицине.

Иван Петрович Павлов родился 6 (14) сентября 1849 г. в старинном русском городе Рязань в семье священнослужителя. С 1860 по 1864 г. Иван учился в Рязанском духовном училище, а затем поступил в местную Духовную семинарию. Он был одним из лучших учеников и уже в годы учебы в семинарии проявил педагогические способности, давал частные уроки. За ним закрепилась репутация хорошего репетитора.

Не закончив семинарию, Иван и двое его братьев решили ехать в столицу поступать в университет. Сначала выехал Иван Петрович, а на следующий год — Дмитрий и Петр. Целью поступления в университет было посвятить себя естествознанию. Об этом он писал так: «Под влиянием литературы 60-х годов, в особенности Писарева, наши умственные интересы обратились в сторону естествознания, а многие из нас — в числе этих и я — решили изучить в университете естественные науки» [2].

14 августа 1870 г. И. П. Павлов, приехав в Петербург, подает прошение на имя ректора университета о приеме «в число студентов по юридическому факультету», хотя единственным намерением было поступление на естественное отделение физико-математического факультета [2]. Это был дипломатический ход, чтобы избежать экзамена по математике, которую недостаточно преподавали в семинарии. К заявлению были приложены свидетельство об успехах и поведении, метрическое свидетельство о рождении, формулярный список о службе отца, свидетельство благочинного о бедности и удостоверение инспектора о добронравном поведении.

После сдачи экзаменов по русской словесности и русской истории И. П. Павлов был принят на I курс юридического факультета. Но уже 10 сентября 1870 г. Иван Петрович пишет заявление на имя ректора о переводе его с юридического факультета на естественное отделение физико-математического факультета. Через неделю последовал приказ ректора об удовлетворении его просьбы.

Петербургский университет был одним из лучших не только в России, но и в мире, а физико-математический факультет — его гордостью. В числе его профессоров были выдающиеся химики Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, знаменитые ботаники А. Н. Бекетов, И. П. Бородин, физиологи Ф. В. Овсянников, И. Ф. Цион и др.

Из документов следует, что студент Иван Павлов учился очень хорошо, с I курса привлекал к себе внимание профессоров. На II курсе ему назначили стипендию 180 р. в год, на III он уже получил императорскую стипендию 300 р. в год [2].

В мае 1875 г. Иван Петрович закончил университет и 6 сентября получил кандидатский диплом за № 2557, в котором указывалось, что он прослушал полный курс наук по естественному разряду физико-математического факультета. В дипломе значилось: «...признать Павлова И. П. достойным ученой степени кандидата и на основании пункта § 42 общего Устава Российских университетов, утвердить в этой степени советом Университета 31 мая 1875 г. Посему предоставляются Павлову все права и преимущества законами Российской империи со степенью кандидата» [2].

По окончании университета И. П. Павлов поступил па III курс Медико-хирургической академии «...не с целью сделаться врачом, а с тем, чтобы впоследствии, имея степень доктора медицины, быть вправе занять кафедру физиологии». Обучение в академии он совмещал с работой в качестве ассистента профессора К. Н. Устимовича на кафедре физиологии Ветеринарного института Медико-хирургической академии [2]. После окончания академии в 1879 г. Иван Петрович был оставлен там для усовершенствования и за выполненную им работу об иннервации сердца был награжден золотой медалью. Ему предоставили двухгодичную командировку за границу, куда он отправился вместе с молодой женой — Серафимой Васильевной. 1879 год был важной вехой в жизни Ивана Петровича: известный клиницист С. П. Боткин пригласил его заведовать физиологической лабораторией при его клинике.

Неутомимый искатель истины И. П. Павлов своим непрерывным трудом в течение более 60 лет создавал эпоху в истории развития науки. Ученый и учитель в цельной натуре И. П. Павлова были нераздельны так же, как для него были едины процессы накопления и передачи знаний.

ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛ

В 1900 г. при участии И. П. Павлова был разработан проект, и вскоре открыта новая кафедра физиологии при Военно-медицинской академии (ВМА). Именно здесь были выполнены многие работы по физиологии высшей нервной деятельности в первое двадцатилетие XX в.

На лекции И. П. Павлова собирались не только студенты всех курсов, но и врачи. Хотя посещение лекций в академии не было обязательным, в аудитории не оставалось свободных мест. Большой популярностью пользовалась вступительная лекция Ивана Петровича. Профессоры ВМА имели традицию посвящать ее общим наиболее актуальным вопросам общественной жизни, врачебной этики, развития науки. Во вступительной лекции «О рабстве и барстве» Павлов учил молодежь тому, что труд есть насущная потребность нормально развитого человека, а не обуза и подневольная обязанность. К труду надо относиться как к цели жизни, а не как к средству существования. Причину презрения к труду ученый видел в долгом процветании крепостного права в России.

В лекциях И. П. Павлова физиологические проблемы приобретали значение общечеловеческих и становились близки и понятны слушателям. Несмотря на строгость к ассистентам, особенно при неудачах на лекционных демонстрациях, И. П. Павлов был лоялен к студентам, но требовал серьезной подготовки к экзаменам. Кафедра физиологии И. П. Павлова, как и многие кафедры ВМА в начале века, стала проводить практические занятия с небольшими группами студентов. В 1911/1912 учебном году составной частью учебного курса ВМА стали практические занятия по физиологии.

Иван Петрович специально готовил себя к педагогической деятельности. Много размышлял о психологии студента, хорошо знал ее и учитывал в преподавании. Проверял свои педагогические принципы и приемы на фельдшерских и медицинских курсах, а также в ходе приват-доцентских вечерних факультативных занятий физиологией со студентами и врачами, организованных по его инициативе. Поэтому к началу профессорской деятельности педагогическое кредо Павлова вполне определилось: высочайший научный уровень содержания (без какой бы то ни было примитивизации и упрощенчества, без скидок на незрелый ум слушателей), простое и ясное изложение материала и большое внимание к самостоятельной работе студентов. Бывшие студенты вспоминали: «После лекций некоторых академических профессоров как-то остро чувствовалось собственное ничтожество в мире науки, а на лекциях Павлова у нас вырастали крылья научного мышления» [2].

Когда в 1897 г. И. П. Павлов стал ординарным профессором BMA, он по-прежнему, как и в студенческие годы, вел большую общественную работу. По его инициативе для студентов были организованы кружки плавания, катания на коньках, верховой езды, городков (любимой игры Ивана Петровича) и другие физкультурные занятия. Павлов успешно сочетал воспитательный процесс с учебным. В пользу нуждающихся студентов ВМА он неоднократно читал публичные лекции.

Осенью 1891 г. Павлов начал свою работу в Институте экспериментальной медицины. Он вошел в состав комитета Института по вопросам физиологии и фармакологии. Под влиянием Павлова Институт экспериментальной медицины стал приобретать облик научно-исследовательского учреждения для развития всех областей медицины, основанных на научном методе изучения природы, в первую очередь, на экспериментальной физиологии. И. П. Павлов в эти годы своей жизни становится крупной общественной фигурой. В. И. Ленин высоко ценил научные заслуги И. П. Павлова и, несмотря на тяжелые условия Гражданской войны, создал особые условия для работы великого ученого в России. Павлова неоднократно приглашают зарубежные университеты. Его восторженно встречают Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Баттл-Крик, Эдинбург, где он выступал с докладами. Занимая активную гражданскую позицию, свою первую лекцию он читал на общую политическую тему. Так, 25 сентября 1923 г. ВМА с нетерпением ждала вступительной лекции И. П. Павлова на кафедре физиологии. Свое выступление он посвятил внутреннему состоянию России. На лекцию собралось столько людей, что ее пришлось проводить в более вместительной аудитории [2]. Анализируя общественно-полити-

ческую обстановку в различных странах мира, ссылаясь на собственные наблюдения, И. П. Павлов смело критикует казавшуюся тогда в России незыблемой идею мировой революции [2].

За 18 лет, прожитых И. П. Павловым при советской власти, его политические взгляды претерпели изменения — от полного неприятия так называемого «большевистского эксперимента» до довольно лояльного восприятия политики советского правительства, когда Россия превратилась в мощную державу, с которой считался весь мир, признавал ее успехи [11, с. 2; 3].

Что же касается И. П. Павлова как ученого-физиолога, то его имя широко известно за рубежом. Физиологи Англии, Франции, Германии и Швеции, Австрии и Нидерландов, Польши, США и Канады, Мексики, Индии, Китая и Ирана, Австралии, Японии и многих других «физиологических» стран мира знают и высоко ценят его труды.

Первое присуждение почетного звания И. П. Павлову за рубежом состоялось в Мексике еще в 1898 г., где он был избран почетным членом Мексиканского научного общества Антонио Альцате-ля. В 1902—1903 гг. И. П. Павлов становится почетным членом Финского и Санкт-Петербургского медицинских обществ, Юрьевского университета и Общества одесских врачей [2].

1904 год отмечен присуждением И. П. Павлову Нобелевской премии за его труды по физиологии пищеварения, в этом же году своим почетным членом его избирают девять российских и зарубежных учреждений и обществ, в том числе Нью-Йоркская медицинская академия. Шествие гениальных открытий теорий И. П. Павлова по странам мира, его признание и восхищение им продолжаются и в последующие годы [12, с. 64].

Академик И. П. Павлов (по приблизительным подсчетам) удостаивался присуждения ученых степеней, избрания в члены, в почетные члены академий, университетов и научных обществ, награждений золотыми медалями и других почестей более 125 раз. Цифру эту можно назвать астрономической [2].

На родине всегда высоко ценили труд И. П. Павлова, хотя в советское время его учение идеологически «откорректировали». В 1949 г. в связи со 100-летним юбилеем ученого прошли «Павловские сессии», были изданы его труды, но учение И. П. Павлова было надолго задогматизировано советской наукой. Только в 1980—1990-е гг. многие его работы впервые увидели свет в связи с 150-летием со дня рождения и 100-летием присуждения И. П. Павлову Нобелевской премии.

Последний юбилей И. П. Павлова был отмечен тем, что около Санкт-Петербургского университета, его alma mater, был установлен памятник первому российскому лауреату Нобелевской премии. Этот памятник начинает аллею университетских Нобелевских лауреатов. В памятных местах

И. П. Павлова Санкт-Петербурга и Ленинградской области установлены монументы: памятник-бюст в селе Колтуши Ленинградской области (1930-е гг., скульптор И. Ф. Беспалов), памятник в селе Колтуши Ленинградской области (1951 г., скульптор В. В. Лишев), памятник в Санкт-Петербурге у Института физиологии РАН на Тифлисской ул. (открыт 24 ноября 2004 г., скульптор А. Г. Дема).

Физиологическая школа И. П. Павлова, одна из крупнейших в медицине, представлена не только русскими учеными. Историю русской физиологии первой половины XX столетия нельзя охарактеризовать с должной полнотой, если не знать о тех учениках Павлова, которые в эмиграции продолжили развитие его учения в научно-исследовательских центрах Европы и Америки. Речь идет о медицинской интеллигенции российской эмиграции «первой волны» (1917—1940 гг.).

Важно отметить, что изучение наследия русской научной эмиграции в целом, в том числе и медицинской, не теряет своей актуальности и в современной России. Не секрет, что процесс «утечки умов» из российской науки, образования, наукоемких отраслей экономики давно превратился в государственную проблему. В непростых условиях внешней политики России как никогда актуальной является идеология сохранения за рубежом российских национальных научных традиций [6, с. 93].

Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. в эмиграции оказались не принявшие новой власти ученики И. П. Павлова [8, с. 1]. Именно они продолжили традиции петербургской университетской физиологической школы за границей: физиологи Г. В. Анреп и Б. П. Бабкин, развивавшие физиологическое направление в Великобритании, Канаде и Египте; один из основоположников современной гематологии, автор теории кроветворения и учения о стволовых клетках во взрослом организме, в частности, о стволовой клетке крови, А. А. Максимов и гастроэнтеролог В. Н. Болдырев работали в США; патофизиолог В. Г. Коренчевский и гистолог Н. К. Кульчицкий эмигрировали в Великобританию. Большинство из них были выпускниками ВМА, работали под руководством И. П. Павлова на кафедре физиологии. Все они в той или иной степени попадали под влияние работ великого ученого, группируясь вокруг него и участвуя в различных научных исследованиях [5, с. 5]. До Первой мировой войны талантливые ученики И. П. Павлова стажировались в лабораториях ведущих университетов Великобритании, и эти научные связи оказались весьма востребованными в эмиграции. Профессиональная поддержка англичанами ученых-эмигрантов из России наглядно проявилась в трудоустройстве в Великобритании четырех учеников И. П. Павлова — Г. В. Анрепа, Б. П. Бабкина, В. Г. Коренчевского и Н. К. Кульчицкого.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Почти все ученики И. П. Павлова, находясь в эмиграции, развивали его учение и методы исследования в области физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности. Г. В. Анреп и Б. П. Бабкин переводили его труды на английский язык. В. Н. Болдырев создал «Павловский» физиологический институт в США, В. Г. Коренчевский возглавил физиологическую лабораторию Института Листера в Лондоне.

Двое из последователей научной физиологической школы в эмиграции — Г. В. Анреп и Б. П. Бабкин [19, л. 2; 12; 15] — были воспитанниками Петербургского университета. Благодаря деятельности учеников И. П. Павлова в эмиграции традиции отечественной физиологической научной школы, разработанные И. П. Павловым, получили признание и высокую оценку за рубежом в крупнейших научных центрах физиологии Европы, Америки, Канады, Египта.

Они внесли неоценимый вклад в разработку оригинальных научных направлений по физиологии, занимались педагогической деятельностью, создали в университетах физиологические лаборатории для проведения экспериментов. Физиологи-эмигранты были тесно связаны не только с развитием отечественной физиологии, но и с общественной жизнью своей родины, с охраной народного здравия [9, с. 397]. Несмотря на бездну различий в судьбах, главное, что их объединяло, — любовь к науке, России, желание принести пользу человечеству, привитую им их великим учителем Иваном Петровичем Павловым. Иван Петрович Павлов — первый русский Нобелевский лауреат, родоначальник целого направления в медицине, основатель фундаментальной школы физиологов России. Он внес неоценимый вклад в развитие физиологии. Великий ученый оставил в наследство будущим поколениям благодатную научную почву для дальнейших исследований, расширил границы понимания физиологических процессов и применение этих знаний в медицине. Идеи и открытия Ивана Петровича Павлова остаются творчески интересными не только для современников, но и для последующих поколений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов: жизнь, творчество, современное состояние учения. — 2-е изд. — М., 1981. — 438 с.

2. Архив Мемориального Музея-квартиры И. П. Павлова в СПб.

3. Бирюков Д. А. Иван Петрович Павлов: жизнь и деятельность. - М., 1949. - 191 с.

4. Казнина О. А. Русские в Англии: русская эмиграция в контексте русско-литературных связей в первой половине XX века. - М.: Наследие, 1997. - 413 с.

5. Квасов Д. Г., Федорова-Грот А. К. Физиологическая школа И. П. Павлова: портреты и характеристики сотрудников и учеников. - Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1967. - 299 с.

6. Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940): Международ. науч. конф. 29 июня - 2 июля 2000 г. Кн. 2 / ред. О. Б. Василевская. - М.: Русский путь, 2002. - 443 с.

7. Листок «Союза 17 октября» в Санкт-Петербурге. 1907. 1 февр. / ред. Н. И. Кузьменко.

8. Лушина К. А. Русская эмиграция в 1920—1940 годы: проблемы международного транзита и организации общественной деятельности в Париже: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. — Н. Новгород, 2009. — 25 с.

9. Мирский М. Б. Российское медицинское зарубежье // Культурное наследие российской эмиграции (1917—1940 гг.)/ под общ. ред. Е. П. Челышева, Д. М. Шаховского. — М.: Наследие, 1994. - С. 383-397.

10. Мозжухин А. С., Самойлов В. О. И. П. Павлов в Петербурге-Ленинграде.- Л., 1977. — 286 с.

11. Николаев А. П. Учение И. П. Павлова и важнейшие проблемы акушерства и геникологии. - М., 1951. - 39 с.

12. Ноздрачев А. Д. И. П. Павлов - первый Нобелевский лауреат России. Нобелевская эпопея Павлова. Т. 1. - СПб.: Гуманистика, 2004. - 527 с.

13. Ноздрачев А. Д. И. П. Павлов. Первый нобелевский лауреат России. Ученики и последователи Павлова. - СПб., 2004. - 543 с.

14. Павлов И. П. Избранные лекции. - СПб., 1999.

15. Павлова С. В., Павлова А. Ф., Петрова Т. И. П. Павлов. Первый нобелевский лауреат России. Павлов без ретуши: мемуары. - СПб., 2004. - 815 с.

16. Ульянкина Т. И. Русские ученые в Великобритании (1917-1940 гг.) // Русский мир. - 2000. - № 1. URL:_http:// www.russkymir.ru.

17. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 14. Оп. 3. Д. 16665.

18. ЦГИА СПб. Ф. 4. Оп. 3. Д. 31846.

19. ЦГИА СПб. Ф. 4. Оп. 3. Д. 51398.

20. ЦГИА СПб. Ф. 4. Оп. 3. Д. 44452.

РЕЗЮМЕ

В. П. Бякина, Т. В. Давыдова, Н. А. Маслова

Иван Петрович Павлов

Статья приурочена к юбилейной дате - 80-летию присвоения имени И. П. Павлова Первому Санкт-Петербургскому государственному медицинскому университету. Отражен научный путь первого Нобелевского лауреата России. Отмечены важнейшие достижения в области физиологии. Сделан акцент на педагогической деятельности И. П. Павлова, названы его выдающиеся ученики и последователи.

Ключевые слова: И. П. Павлов, русская школа физиологии, биография, ученики, Нобелевский лауреат России, научные достижения, физиология высшей нервной деятельности, педагогическая деятельность, общественная работа.

SUMMARY

V. P. Byakina, T. V. Davydova, N. A. Maslova

Ivan Petrovich Pavlov

The article is coincided with the anniversary - 80 years after appellation of the nameof I. P. Pavlov to the First Saint Petersburg State Medical University. The paper describes the scientific path of the first Nobel laureate of Russia. The article highlighted the most important achievements in the field of physiology. The article highlighted the pedagogical activity of I. P. Pavlov, named his outstanding disciples and followers.

Keywords: I. P. Pavlov, russian school of physiology, biography, disciples, Nobel laureate of Russia, scientific achievements, physiology of higher nervous activity, teaching activities, social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.