IV РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ М. А. АЛЕКСЕЕВА «ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В. В. Бескрованов,
доктор геолого-минералогических наук, профессор;
Л. Е. Слепцов,
кандидат физико-математических наук, доцент;
А. А. Алексеев, кандидат биологических наук, доцент
«Не смейте забывать учителей. Да будем мы достойны их усилий».
Николай Дементьев.
В этом году исполнилось бы 100 лет кандидату физико-математических наук доценту Михаилу Афанасьевичу Алексееву. С 1964 по 1969 гг. он был деканом физико-математического факультета Якутского государственного университета. Тогда это был один факультет, позднее он разделился на два - физический и математический.
Немало сил и труда вложил Михаил Афанасьевич в становление физической науки и физического образования в республике. Будучи деканом, он много сделал для того, чтобы факультет занимал в университете ведущие позиции.
В те годы отношение к науке было иным. Студенты шестидесятых и семидесятых с восхищением смотрели на служителей науки, одним из которых был М. А. Алексеев. Невысокий, с седеющей пышной шевелюрой, он внушал уважение. Студенты не то чтобы боялись декана, а скорее, уважали и между собой почтительно именовали его «Михаф». Он был строгим преподавателем и спуску студентам не давал. Однако же правильно гласит персидская пословица, что строгость учителя лучше ласки отца. Студентам небезразлично, кто несёт им знания. По меткому замечанию И. Гёте, «учатся у тех, кого любят». Михаила Афанасьевича
Декан физико-математического факультета Якутского государственного
университета Михаил Афанасьевич Алексеев (1912 - 1988 гг.).
этим справлялся кафедры!
Имя Михаила спектроскопистам
любили. Он читал лекции по спектральному анализу и атомной физике. Свой предмет он знал прекрасно, умел просто и доходчиво излагать сложные физические понятия.
Когда пединститут был преобразован в Якутский государственный университет, М. А. Алексееву доверили создание специализации «Оптика и спектроскопия». Десятилетний преподавательский стаж работы, знания и опыт научных исследований позволили ему организовать в университете углублённое обучение тонкостям спектроскопии. Благодаря его усилиям была создана лабораторная база по эмиссионному спектральному анализу, где проходили подготовку будущие специалисты для геологических и других предприятий республики. Михаил Афанасьевич организовал по этой дисциплине специальные курсы, сопроводил их научно-методическими пособиями, разработал специализированный физический практикум. Кроме этого, он читал лекции по общему курсу атомной физики. Вызывает удивление, что с один человек, ведь это работа целой
Афанасьевича было хорошо известно того времени. В Ленинграде, Москве,
Доцент Т. В. Назаров делится воспоминаниями о своём учителе.
Минске, Томске, Иркутске, Новосибирске и в других городах нашей страны продолжали обучение по спектральному анализу ученики Михаила Афанасьевича. Он создал в республике школу спектроскопистов, и благодаря его усилиям она получила широкое признание. Под его руководством изучались физико-химические процессы в активированной дуге переменного тока. В частности, было установлено, что введение определённых доз «носителя» в дуговой разряд повышает чувствительность и надёжность эмиссионного спектрального анализа на порядок, имеет важное значение для аналитических целей. В своей работе Михаил Афанасьевич удачно сочетал возможности экспериментатора и теоретика, что позволило ему находить правильное объяснение экспериментальных результатов спектральных исследований. Эти качества он старался привить своим многочисленным ученикам.
Признанием заслуг Михаила Афанасьевича в области спектральных исследований было избрание его членом Президиума Комиссии по спектроскопии АН СССР, а также СО АН СССР Будучи председателем Координационного совета по спектроскопии Якутской АССР, Михаил Афанасьевич организовал три республиканских совещания, в которых принимали участие учёные не только из Якутии, но и из научных центров Сибири и Дальнего Востока. В память о М. А. Алексееве спектроскописты нашей страны дважды (в 1985 и 1989 гг.) проводили в Якутске выездные сессии Научного совета по спектроскопии СО РАН. Руководил семинарами академик В. Е. Зуев из Томска.
За время своей работы в Якутском педагогическом институте, а затем в Якутском государственном университете доцент М. А. Алексеев подготовил для
народного хозяйства республики 120 специалистов по спектроскопии. Двое из них (И. С. Кычкин и В. В. Бескрованов) стали докторами, 11 - кандидатами наук, а многие заслуженными учителями школ РС(Я) и отличниками народного просвещения.
Михаил Афанасьевич не только прекрасно читал лекции, он активно использовал свой богатейший творческий потенциал в общественной работе. Непонятно, как он находил время, чтобы руководить ещё и студенческим научным кружком. Обременённый многочисленными заботами декана, он умудрялся выкраивать время на его организацию и щедро делиться со студентами знаниями, которых нельзя найти ни в каких книгах.
По воспоминаниям ученика М. А. Алексеева к.г.-м.н. В. С. Сукнёва, долгие годы возглавлявшего лабораторию спектроскопии в Институте геологии (позднее Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН), в Михаиле Афанасьевиче удивительно гармонично уживались и лирик, и физик. Во время лекции по атомной физике мог стихийно возникнуть разговор о полонезе Огинского или о спектакле в Большом театре.
Сегодня большинство из действующих в республике спектроскопистов являются учениками Михаила Афанасьевича. К сожалению, ныне на физическом факультете СВФУ нет кафедры спектроскопии, а ведь в этих специалистах так нуждаются разные отрасли промышленности нашей республики! С помощью спектрального анализа удобно определять качественный и количественный состав вещества. Это действенный способ контроля содержания вредных веществ в атмосфере, воде и различных продуктах, используемых человеком. Это диагностика полезных элементов в минералах и рудах. В спектроскопии нуждаются химики, геологи, работники нефтяной и газовой промышленности, угольщики. Спектральный анализ незаменим в деятельности различных отраслей алмазной промышленности. Поэтому необходимо возрождение на качественно новом уровне республиканской спектроскопической школы и специализации «Оптика и спектроскопия» в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова в память о нашем учителе М. А. Алексееве.
Отдавая дань заслугам этого замечательного учёного и педагога в Физико-техническом институте СВФУ проводятся научно-практические конференции, посвя-щённые памяти М. А. Алексеева. 18 - 19 октября 2012 г. была организована уже четвертая по счёту конферен-
ция «Физика и физическое образование». Во вступительном слове на пленарном заседании конференции директор ФТИ СВФУ д.ф.-м.н. Н. А. Саввинова осветила развитие физического образования в РС(Я). Ученики Михаила Афанасьевича доцент Т. В. Назаров и профессор В. В. Бескрованов поделились воспоминаниями о своём учителе, а дочь Ирина Гуляева - об отце.
С большим вниманием на конференции были заслушаны пленарные доклады. Академик АН РС(Я) Ю. М. Григорьев рассказал о физико-технических проблемах обогащения алмазного сырья. Профессор В. В. Бескрованов изложил разработанный им онтоге-нический метод рационального использования алмаза. Профессор Новосибирского государственного университета Г. С. Юрьев прочитал интересный доклад об анализе структуры наночастиц с использованием синхро-тронного излучения и компьютерного моделирования. С интересом было заслушано сообщение профессора из МГУ Д. Н. Маторина «Флуоресценция хлорофилла высших растений и водорослей». Профессор Московского педагогического университета Л. А. Проянникова рассказала о современных образовательных технологиях преподавания физики в средней школе. Разработкам функциональных материалов в научном центре по-
рошкового материаловедения был посвящён доклад профессора Пермского политехнического университета С. А. Оглезневой.
Кроме того были заслушаны доклады на двух секциях. На первой из них - «Современные педагогические и информационные технологии в образовании» - были обсуждены наболевшие проблемы физического образования в средней и высшей школе. Были рассмотрены вопросы развития творческих способностей у будущих учителей физики и исследовательской деятельности школьников. Вторая секция была посвящена теоретическим и экспериментальным исследованиям физических явлений в различных средах. Здесь дискутировались вопросы физико-технических проблем обогащения алмазного сырья, методы получения и исследования графена, природы источников космических лучей сверхвысоких энергий. В докладах были представлены также результаты фундаментальных и прикладных исследований в порошковой металлургии, в использовании алмазного инструмента и компьютерного моделирования алмазных наночастиц для применения в биологии и медицине.
Участники конференции с удовлетворением отметили высокий уровень достигнутых научных результатов.
шът чдоюс"
Данилова, В. С. Ноосферная репрезентация современного универсализма : монография / В. С. Данилова. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. - 286 с.
В монографии рассмотрены фундаментальные идеи и концепции универсализма и ноосферогенеза, коррелирующие с науками биосферного класса, включающими в себя генетическое почвоведение, биоценологию, биогеохимию, эволюционную генетику, этногенез. Сформированы концептуальные основания нообиогеосферы, включающие в себя понятия «нообиогеоценоз», «нообиогеосферная личность», экспликация которых позволяет развернуть эти основания в онтологические концепции ноосферы и современного универсализма.
Предложенный подход может широко применяться в культурологии, образовании, решении социальных и политических проблем.
Радиационная безопасность Республики Саха (Якутия) : материалы III республиканской науч.-практ. конф., 18 - 20 октября 2011 г, г. Якутск / [редкол.: В. С. Ситников (отв. ред.), В. С. Репин, В. Е. Ушницкий]. - Якутск, 2012. - 544 с.
В сборнике представлены материалы конференции, в которых рассматриваются проблемы безопасности населения, радиоэкологического мониторинга территорий, вопросы охраны здоровья населения состояния и проекта строительства плавучих атомных теплоэлектростанций малой мощности.
Дается оценка современной радиационной обстановки в местах промышленных подземных ядерных взрывов, геологоразведочных работ на месторождениях урановых и неурановых руд.
Для широкого круга научных и инженерно-технических работников, учителей и преподавателей вузов, аспирантов и студентов.