УДК 159.9(063)
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ
М. И. Кузнецов
Для цитирования
Кузнецов, М. И. IV Международный симпозиум / М. И. Кузнецов // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 2(59). - С. 114-116.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
7-8 апреля 2022 г. психологическим факультетом Академии ФСИН России совместно с управлением воспитательной, психологической и социальной работы, управлением кадров ФСИН России, Институтом психологии РАН, факультетом психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Московским гуманитарным университетом, факультетом юридической психологии и экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета проведен IV Международный симпозиум «Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития». В работе симпозиума приняли участие представители структурных подразделений и территориальных органов ФСИН России,
© Кузнецов М. И., 2022
ведущие ученые образовательных и научных организаций ФСИН России, МВД России, Минобороны России и Минобрнауки России.
Открыл работу симпозиума начальник Академии ФСИН России кандидат юридических наук, доцент генерал-майор внутренней службы С. М. Никитюк. Он отметил, что в 2019 г. в академии впервые прошел симпозиум Всероссийского уровня. В 2020 г. он был посвящен знаменательной дате - 50-летию высшего учебного заведения, в 2021 г. -30-летию психологического факультета. Нынешний симпозиум приобрел статус международного уровня. Он вызывает интерес со стороны научной общественности, становится традиционным местом встречи отечественных и зарубежных исследователей, играет заметную роль в развитии и укрепле-
Научная жизнь
115
нии сотрудничества между Федеральной службой исполнения наказаний и образовательными организациями высшего образования России.
В приветственном слове начальника отдела воспитательной и социальной работы с личным составом управления кадров ФСИН России полковника внутренней службы В. В. Прокопьева подчеркнуто, что профессорско-преподавательский состав психологического факультета академии на высоком научном и учебно-методическом уровне осуществляет целенаправленную подготовку практических психологов для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы благодаря профессиональной слаженной работе.
На торжественном открытии состоялась презентация научных школ «Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания».
Работа пленарного заседания началась с доклада профессора кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России доктора экономических наук, кандидата педагогических наук, профессора Сергея Гарника, раскрывшего организацию планирования психологической работы в учреждениях УИС в системе современного социального управления.
Доклад начальника психологического факультета Академии ФСИН России кандидата психологических наук, доцента Е. Е. Гавриной был посвящен психологическим аспектам формирования положительного имиджа сотрудника уголовно-исполнительной
системы. И. А. Горьковая, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психосоматики и психотерапии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», довела до участников симпозиума сравнительный анализ психологических особенностей подростков с устойчивым противоправным поведением и воспитательных практик в их семьях с 1989 по 2020 год. С интересом был принят доклад профессора кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета академика Академии военных наук, доктора педагогических наук, доктора права, профессора А. В. Пищелко о роли образовательных систем в цифровом обществе, проблемах проектирования, динамики и тенденции их развития. Научный руководитель Гуманитарного института Российского нового университета доктор психологических наук, профессор А. И. Огнев поведал аудитории о практике использования песочного игрового моделирования в диагностике и профилактике деструктивного поведения современной молодежи.
В тот же день состоялись XXXIII Психологическая школа «Прикладная психология и психотерапия», посвященная памяти заслуженного работника высшей школы России доктора психологических наук, профессора А. И. Ушатикова, XXI Школа социальной психологии и социальной работы «Социально-психологическая работа в условиях пандемии COVID-19».
Участники и гости научного форума приняли участие в мастер-классе «Мо-тивационное консультирование: психологическое сопровождение спецконтин-
гента с опасными для человека зависимостями (в том числе наркомания и алкоголизм)», посетили специализированную выставку научных достижений профессорско-преподавательского состава кафедр психологического факультета, изучили подходы и методы эффективной психологической работы.
8 апреля работала VIII Всероссийская акмеологическая школа «Современное профессиональное образование: идеи, технологии, результаты», посвященная памяти доктора психологических наук, профессора Д. В. Сочив-ко и кандидата психологических наук, профессора И. И. Купцова, проходили Деевские чтения-2022 «Психология девиантного поведения личности».
Симпозиум стал дискуссионной площадкой для исследователей, занимающихся изучением различных аспектов психологической науки и практики. Большой интерес у участников вызвали мастер-классы «Игровые фольклорные занятия как средство профилактики де-виантного поведения», «Нейросети как метод диагностики потенциальных проблем личности», «Техники гипноза при экстремальной (краткосрочной) психологической помощи».
Представленные доклады и сообщения отразили психолого-педагогические и социально-организационные основы современного образования, раскрыли проблемы информатизации и инфантилизации, обеспечения функционирования и развития образовательной среды в условиях дистанционного обучения, направления и источники роста человеческого потенциала современного выпускника. Обсуждались проблемы аддиктивного, суицидального, деструктивного поведения личности, профилактики вооруженных нападений, экстремизма и терроризма в современном обществе, особенности психологического сопровождения осужденных, обвиняемых, подозреваемых, психологического прогнозирования и ряд других дискуссионных вопросов.
Знания, опыт и авторитет участников симпозиума позволили сформулировать концептуальные предложения по внедрению результатов научных исследований не только в образовательный процесс, но и в практическую деятельность психологов различных ведомств.