Научная статья на тему 'История кафедры в истории учебного заведения (к 85-летию академии ФСИН России и 45-летию кафедры юридической психологии и педагогики)'

История кафедры в истории учебного заведения (к 85-летию академии ФСИН России и 45-летию кафедры юридической психологии и педагогики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История кафедры в истории учебного заведения (к 85-летию академии ФСИН России и 45-летию кафедры юридической психологии и педагогики)»

УДК 378.6:343.83

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ В ИСТОРИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (К 85-ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ И 45-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ)

М. И. Кузнецов, С. А. Лузгин

Для цитирования

Кузнецов, М. И. История кафедры в истории учебного заведения (к 85-летию Академии ФСИН России и 45-летию кафедры юридической психологии и педагогики) / М. И. Кузнецов, С. А. Лузгин // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 3(48). - С. 120-122.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

В 1974 г. приказом Рязанской высшей школы МВД СССР была сформирована кафедра исправительно-трудовой педагогики и психологии. В ее состав вошли шесть сотрудников, в основном из числа ранее бывших преподавателей кафедры исправительно-трудового права, где преподавались курсы исправительно-трудовой педагогики и психологии для будущих юристов. Первым официально назначенным начальником кафедры стал кандидат психологических наук, доцент И. И. Купцов.

Рожденная потребностями дальнейшего развития научных знаний в области исправительной педагогики и психологии с целью подготовки для исправительных учреждений специалистов-юристов, обладающих высокой

© Кузнецов М. И., Лузгин С. А., 2019

психолого-педагогической компетентностью, в то время кафедра была единственным в стране структурным подразделением соответствующего профиля. В период становления профессорско-преподавательским составом проводились занятия только для юристов по двум учебным дисциплинам: «Исправительно-трудовая педагогика» и «Исправительно-трудовая психология».

Все эти годы кафедра жила проблемами страны, системы, вуза. Преподаватели участвовали во всех важнейших событиях (0лимпиада-80, Фестиваль молодежи и студентов, Игры доброй воли, охрана правопорядка в Нагорном Карабахе, события августа 1991 г.). Однако главное - это подготовка сотрудников исправительных учреждений для работы с такими сложными людьми, как осужденные, и не только для Советского Союза и Рос-

Научная жизнь

121

сии, но и для иностранных государств (Азербайджан, Афганистан, Болгария, Вьетнам, Йемен, Куба, Монголия, Никарагуа и др.).

Профессорско-преподавательский состав кафедры всегда отличали высокий уровень профессионализма, богатый практический опыт, в том числе работы в исправительных учреждениях и органах внутренних дел. За плечами у многих первых преподавателей кафедры, нынешних ветеранов, работа с осужденными, воспитательная работа (Н. И. Соколов, В. Е. Егоров, Ю. Л. Григорьев, Ю. А. Чернов, В. В. Васильев, В. И. Аку-мов, М. В. Тимашев, Н. А. Тюгаева и др.), некоторые из них - участники Великой Отечественной войны (И. Н. Натрус-ный, В. И. Новиков, Д. Ф. Шашило).

Впоследствии профессорско-преподавательской состав кафедры значительно помолодел. Это напрямую было связано еще с одним этапом ее развития. 21 марта 1991 г. был образован психологический факультет, называвшийся тогда факультетом подготовки психологов. Два года спустя наряду с кафедрами общей и социальной психологии в структуру факультета, который возглавил первый доктор психологических наук нашего вуза, профессор В. Г. Деев, вошла старейшая, но названная по-новому кафедра юридической психологии и педагогики.

За прошедшие годы коллективом кафедры была проведена очень большая организаторская, научная, учебно-методическая и иная работа. В этом, несомненно, заслуга преподавателей всех поколений и других сотрудников: начальников кабинета, методистов, лаборантов. Наиболее сложной всегда была работа руководителей кафедры. Ее возглав-

ляли А. П. Краковский, И. И. Купцов, А. И. Ушатиков, Н. И. Соколов, В. А. Семенов, С. А. Лузгин, О. Г Ковалев, Н. А. Тюгаева, И. В. Михалева, В. Е. Матве-енко, О. В. Ковачев, О. В. Старикова, Т. В. Кириллова. С февраля 2019 г. кафедрой руководит доктор психологических наук, доцент И. С. Ганишина.

На психологическом факультете кафедра несколько десятилетий была выпускающей по очной и заочной формам обучения. Было подготовлено более тысячи дипломированных специалистов-психологов, работающих в правоохранительных органах всех регионов России. Почти каждый десятый из них получил диплом с отличием.

В настоящее время кафедра является выпускающей по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация - Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с де-виантным поведением (ведомственная специализация - Организация воспитательной, социальной и психологической работы в УИС) по заочной форме обучения. В апреле 2019 г. состоялся первый выпуск специалистов, представляющих 17 региональных управлений ФСИН России.

Кафедра юридической психологии и педагогики дала дорогу в научно-педагогическую жизнь многим ученым, не только готовя их к защите диссертаций (за годы функционирования через кафедру прошло 11 докторских и более 60 успешно защищенных кандидатских диссертаций), но и выступая в качестве ведущей организации, а ее профессорско-преподавательский состав - в качестве научных руководителей, оппонентов, рецензентов.

Высокий авторитет и признание получили сформировавшиеся на ка-

федре и широкоизвестные за пределами вуза научные школы. Первая из них - школа заслуженного работника высшей школы Российской Федерации доктора психологических наук, профессора В. Г Деева (1930-2000 гг.), занимавшаяся изучением проблем мотивации и направленности личности, психологического сопровождения оперативно-розыскной деятельности, становления и развития судебно-психоло-гической экспертизы. Памяти профессора В. Г Деева посвящены ежегодные научно-практические конференции.

Научная школа заслуженного работника высшей школы Российской Федерации доктора психологических наук, профессора А. И. Ушатикова (1940-2018 гг.) занималась изучением актуальных проблем пенитенциарной и прикладной пенитенциарной психологии, волевой саморегуляции личности.

Научной школой, изучающей проблемы общего и профессионального образования в УИС, вузовской педагогики, руководит заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор, заслуженный ветеран академии доктор педагогических наук, профессор Н. А. Тюгаева.

Научная школа «Анализ образовательных систем в отечественной педагогической теории и практике как средство проектирования их развития» члена-корреспондента Академии наук Чувашской Республики, действительного члена АПСН и РАЕН доктора педагогических наук, профессора Т. В. Кирилловой основана в 2002 г. Заметный след в истории кафедры оставил доктор психологических наук, профессор Д. В. Сочив-ко - основатель и руководитель научной школы «Психодинамика и криминальная деструктивность личности», на протяжении нескольких лет возглавлявший дис-

сертационный совет при академии по защите докторских и кандидатских диссертаций по юридической психологии и педагогике, главный редактор широко известного в научном мире журнала «Прикладная юридическая психология».

Длительное время на кафедре трудился доктор педагогических наук, профессор В. М. Литвишков.

Всего за время функционирования кафедры ее преподавателями издано около тысячи монографий, учебников, учебных пособий, практических рекомендаций, научных статей. Многие из них востребованы не только в России, но и за рубежом. Сотрудники кафедры участвуют в международных и российских научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, тренингах.

Будучи уникальной в теоретическом плане и практико-ориентирован-ной, кафедра поддерживает тесные рабочие связи с территориальными органами ФСИН России и ведущими вузами страны.

Кафедра участвует в психолого-педагогической подготовке, переподготовке, повышении квалификации юристов, экономистов, психологов, в том числе высшего руководящего состава ФСИН России, а также обучении научно-педагогических кадров в адъюнктуре академии по двум направлениям подготовки: 37.07.01 Психологические науки, направленность (профиль) - Юридическая психология; 44.07.01 Образование и педагогические науки, направленность (профиль) - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Коллектив кафедры, опираясь на накопленные традиции и опыт, стремится к достижению новых успехов в учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.