Научная статья на тему 'ИТС В АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ИТС В АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / ФАКТОРЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ИТС / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА / FEATURES / FACTORS / MODERNIZATION / INTRODUCTION OF ITS / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Касимов О.К., Ражапова С.С.

В статье выявляются особенности анализа текущего состояния и меры по усовершенствованию, внедрению ИТС (Интеллектуальных транспортных систем) в автодорожную инфраструктуру Республики Узбекистан. Кроме этого, рассматривается законодательная основа транспортной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Касимов О.К., Ражапова С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ITS IN THE ROAD INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article identifies the features of the analysis of the current state and measures for the improvement, implementation of ITS (Intelligent Transport Systems) in the road infrastructure of the Republic of Uzbekistan. Besides,The legislative basis of the transport sphere is considered.

Текст научной работы на тему «ИТС В АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 033

Касимов О. К.

Ражапова С. С.

Ташкентский институт по проектированию, строительству и

эксплуатации автомобильных дорог ИТС В АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

Аннотация: В статье выявляются особенности анализа текущего состояния и меры по усовершенствованию, внедрению ИТС (Интеллектуальных транспортных систем) в автодорожную инфраструктуру Республики Узбекистан. Кроме этого, рассматривается законодательная основа транспортной сферы.

Ключевые слова: особенности, факторы, модернизация, внедрение ИТС, транспортный комплекс, законодательная основа.

Rajapova S.S.

Tashkent Institute of Design, Construction and road maintenance

ITS IN THE ROAD INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

Annotation: The article identifies the features of the analysis of the current state and measures for the improvement, implementation of ITS (Intelligent Transport Systems) in the road infrastructure of the Republic of Uzbekistan. Besides, The legislative basis of the transport sphere is considered.

Key words: features, factors, modernization, introduction of ITS, transport

Важным условием динамичного развития Республики Узбекистан является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иные сферы с широким применением достижений науки и техники.

Стремительно развивающиеся все сферы общественной и государственной жизни страны требуют тесного сопровождения проводимых реформ на основе современных инновационных идей, разработок и технологий, обеспечивающих быстрый и качественный рывок страны в ряды лидеров мировой цивилизации.

Дорожное хозяйство страны - это единый производственно хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них. Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы страны.

От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, обеспечивающих связи между районами и населенными пунктами различных регионов, а также интеграцию дорожной сети сопредельных регионов, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения,

проведения структурных реформ и интеграции транспортной системы отдельных регионов в единую транспортную систему страны.

Дорожные условия являются важнейшей составной частью условий движения и определяющими в формировании режимов движения, его удобства и безопасности. Дорожные условия включают в себя геометрические параметры дороги, ее транспортно-эксплуатационные характеристики, инженерное оборудование и обустройство, здания и сооружения для обслуживания водителей, пассажиров, транспортных средств, для дорожно -эксплуатационной службы и др. Все эти элементы оказывают влияние на состояние дороги, взаимодействие автомобиля с дорогой, самочувствие водителя и, в конечном итоге, на режим и безопасность движения. С этой точки зрения, важным является то, что более 80% ДТП в крупных городах имеют сопутствующие условия:

- низкие сцепные качества покрытия;

- отсутствие горизонтальной разметки;

- недостаточное освещение;

- ограниченная видимость;

- неудовлетворительное состояние обочины.

Указом президента Республики Узбекистан о «Мерах по усовершенствованию управления дорожного хозяйства» ПУ-2580 от 14 февраля 2017 года, четко определены понятия дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в частности планирование дорожной деятельности, содержание и ремонт автомобильных дорог.

По практическому осуществлению данного указа выполнены ряд мероприятий. Изучая аналитическую информацию статистического комитета по основной деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам за 9 месяцов 2018 года, можно сделать выводы, что выполненные работы по всем видам деятельности превышают предыдущие года. (Табл.1.) [1]

Табл.1.

Аналитическая информация по основной деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам за 9 месяцов 2018 года

№ Показатели по основным видам деятельности Ед. измерения Факт. За 9 месяцев 2017 г. Факт. За 9 месяцев 2018 г. % по сравнению аналогично 9 месяцам 2017 года

Объем выполненной работы, общее млрд.сум 1223,5 1908 155,9

в том числе:

1 По инвестиционной программе млрд.сум *373,1 *534,9 143,4

км 161,6 165,2 102,2

2 Общие ремонтные работы млрд.сум 136,2 227,6 167,1

км 134,0 137,4 102,5

3 Ремонт региональных дорог млрд.сум 232,5 255,0 109,7

км 2180,0 2321,0 106,5

4 Работы по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования млрд.сум 481,7 890,5 184,9

км 2120,0 2950,0 139,2

5 Объем производственных разработок млрд.сум 206,2 265,7 128,9

6 Создание новых рабочих мест Раб.мест 297 579 195

7 Спрос на отходы черных металлов тонна 12778,0 12815,0 100,3

* За счет международных финансовых институтов наряду с объемом работ, выполненных иностранными подрядчиками.

Также, в связи с тем, что проблемы эффективного контроля и управления наземным автомобильным, в том числе специальным транспортом Дорожных Эксплуатационных Предприятий (ДЭП) в рамках выделенных в отдельное направление подсистем ИТС актуальны как для транспортных предприятий, так и для администраций регионов и потребителей транспортных услуг, а формирование подсистемы ИТС в обеспечении контроля за состоянием дороги может стать одним из действенных способов повышения эффективности управления дорожным хозяйством.

Важнейшим направлением повышения надежности и качества работы автомобильного транспорта является применение основанных на современных телематических технологиях инструментальных средств контроля и управления работой специализированного транспорта ДЭП, задействованного на содержании автомобильных дорог. Задачей подсистемы ИТС в обеспечении контроля за состоянием дороги является информационное и управляющее сопровождение комплекса выполняемых в течение всего года работ (с учётом сезона, на всём протяжении автомобильной дороги):

- по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода;

- профилактике и устранению мелких повреждений;

- организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Подсистема ИТС в обеспечении контроля за состоянием дороги увязывает общую структуру ИТС с базовой технологией управления дорожным хозяйством, в том числе, при эксплуатации, текущем ремонте и строительстве автомобильных дорог, поиск или формирование критериев, отражающих специфику использования конкретной машины или типа оборудования. Начиная с этого года в Узбекистане строить и ремонтировать дороги будут по новым стандартам, с учетом передового мирового опыта, и с привлечением крупнейших европейских компаний. Кроме того, в Узбекистане будет создана собственная автодорожная промышленность — у нас будут производиться материалы и техника для строительства автобанов.

Следовательно, для обеспечения удобного и безопасного движения недостаточно иметь автомобильную дорогу с заданными техническими параметрами, оборудованную дорожной информацией, задающей постоянный режим движения.

Изучив опыт ведущих стран, можно сказать, подсистема ИТС, создаваемая в эксплуатационном предприятии дорожного хозяйства, должна быть интегрирована в информационно-управляющую систему дорожного хозяйства по территориальной принадлежности (государственную, региональную или местную). В результате этого, можно достичь возможности объективного контроля выполняемых работ, вести мониторинг фактических ресурсных затрат, а также, онлайнового контроля ситуации дорожной сети в разных погодных условиях (снегопады, гололедица), влияющих на безопасность движения и пропускную способность дорожной сети.

Важный аспект развития автомобильно-дорожной сферы - это переход к развертыванию ИТС. В Указе Президента Узбекистана утвержденной 7 февраля 2017 года «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017—2021 годах», предусматриваются «...мероприятия по созданию интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий, системы «GPS», интегрирующих в единый аппаратно-программный комплекс различные информационные и управляющие системы на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве». [2]

Эти системы включают автоматизированный и централизованный сбор, передачу и обработку информации о функционировании и текущем состоянии автодорожной инфраструктуры, обмен этой информацией, доведение ее до участников транспортного процесса в целях оптимизации транспортной и дорожно-эксплуатационной деятельности. Для обеспечения данных систем актуальной детальной информацией предусматриваются работы по лазерному и космическому сканированию конфигурации дорожной сети и других элементов транспортной инфраструктуры и придорожной полосы автомобильных дорог государственного значения.

Предусматривается, в частности, устройство метеоцентров, пунктов дорожного метеоконтроля и оценки состояния проезжей части, информация которых может и должна служить основой для организации уборочных и специальных (например, противогололедных) работ, управляемых навигационными диспетчерскими системами.

Данные системы в дорожном хозяйстве в соответствии с опытом экономически развитых стран относятся к числу обязательных ИТС-сервисов, обеспечивающих безопасность движения на дорогах, повышение пропускных способностей, особенно в сложных погодных условиях, и эффективное расходование ресурсов на их содержание.

В отличие от традиционных технологий оперативного контроля и управления подсистема обеспечивает непрерывность и объективность контроля работы машин и механизмов, учет работ по содержанию дорог, а также эффективное регулирование технологических процессов содержания автомобильных дорог, оперативное обнаружение отклонений от плановых заданий и своевременное их устранение.

Реализация основных информационных запросов пользователей к системе должна осуществляться на базе использования WEB- и NET-технологий в региональных информационных системах. В соответствии с данным подходом на базе каждого государственного управления автомобильных дорог должен быть развернут региональный информационный центр, серверная часть которого обеспечивает обработку информационных запросов пользователей, сбор и хранение навигационных данных от транспортных средств и механизмов дорожно-эксплуатационных предприятий соответствующего управления автомобильных дорог. При использовании данной технологии количество пользователей, географическое место их расположения, класс и характеристики используемых компьютеров, тип установленной операционной системы не имеют принципиального значения.

Особенностью этой технологии является то, что локальные базы данных клиентов могут быть (как и центральная база) предоставлены для общего совместного использования (благодаря принципиально новому классу программ - WEB-сервисам). С точки зрения обеспечения работоспособности системы, на первый план выходит задача обслуживания запросов за гарантированное время, что неизбежно требует усовершенствованных технических, алгоритмических и программных средств построения распределенных Web-серверов. [3]

Постановлением президента № ПП-4035 «О мерах по внедрению передовых зарубежных методов организации работ в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог», была создана законодательная основа в этой сфере, и поручено профильным министерствам и государственному агентству Узавтодор обеспечить внедрение «общепризнанных мировых стандартов и лучших практик» в области проектирования и строительства автомобильных дорог. Немецкие инжиниринговые компании будут оказывать консальтинговые услуги, а подготовкой специалистов и инженеров займутся немецкие вузы. Кроме того, узбекские специалисты будут участвовать в профильных выставках в Германии, а также проходить там стажировку по обмену опытом.

Использованные источники:

1. http://www.uzavtoyul.uz/cy/category/statystics.

2. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах.

3. https://www.autostrada.uz/uzbek-avtoban/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.