activity of youth and its factors», Kurgan, pp. 49-51.
3. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
4. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2012.
УДК 37.047
ИТОГОВОЕ СИСТЕМНО-ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 11-Х
КЛАССОВ
Ольга Сергеевна Иванова, аспирант,
Уральская государственная академия ветеринарной медицины, (УГАВМ),
Троицк
Аннотация
На современном этапе развития педагогической науки актуальной является проблема эффективной организации итогового системно-обобщающего повторения при подготовке к ЕГЭ. Одним из путей повышения данного показателя является применение стилевого подхода обучения. В статье рассмотрена сущность итогового системно-обобщающего повторения и стилевого подхода обучения. Выявлена взаимосвязь профилей обучения и мыслительных действий и операций, задействованных при повторении. Предложены технологии организации итогового системно-обобщающего повторения по русскому языку учащихся различных профилей. Для учащихся физико-математического профиля подобраны приёмы обобщения и систематизации, основанные на дедуктивных технологиях обучения. Для учащихся социально-правового профиля приемы, основанные на индуктивных технологиях. Автором представлены результаты обучающего эксперимента, доказывающие эффективность реализации стилевого подхода обучения при системно-обобщающем повторении.
Ключевые слова: системно-обобщающее повторение; профильные классы; стилевая педагогика; мышление; стиль учебно-познавательной деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p23-26
THE FINAL SYSTEM-GENERALIZING REVISION IN THE RUSSIAN LANGUAGE IN TERMS OF THE STYLE APPROACH OF TRAINING OF STUDENTS OF THE 11TH CLASSES Olga Sergeevna Ivanova, the post-graduate student,
The Ural State Academy of Veterinarian Medicine, Troitsk
Annotation
At the present stage of the development of Pedagogical Science, the problem of the effective organization of the final system-generalizing revision in preparation for the Unified State Exam is actual. One of the ways to increase this indicator is application of the style approach to education. The article analyzes the main points of the final system-generalizing revision and the style approach of training. The correlation between the profiles of training and mental actions and operations, involved in revision, has been revealed. The technologies of the organization of the final system-generalizing revision in the Russian language of students with different profiles have been offered. The methods of revision and systematization based on the deductive techniques of training for students with the physic-mathematical profile have been chosen. The methods based on inductive techniques have been selected for students with the
social-legal profile. The author presents the results of educational experiment, proving the effectiveness of implementation of the style approach of training during the system-generalizing revision.
Keywords: system-generalizing revision, profile classes, stylistic pedagogy, thinking, style of educational cognitive activity.
Мы рассматриваем системно-обобщающее повторение по русскому языку при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Основными принципами стилевой педагогики являются:
1. Учёт индивидуальных учебно-познавательных потребностей, способностей и возможностей личности в образовательной деятельности.
2. Ориентация образовательной деятельности педагога на индивидуальные особенности усвоения знаний, способы учебной деятельности, способы мыслительной деятельности обучаемого.
3. Осуществление субъект-субъектного взаимодействия с учётом особенностей учебного стиля, мыслительной деятельности и психотипа личности.
4. Обеспечение профильной направленности личности за счёт учёта её индивидуальных особенностей восприятия, мышления, психотипа.
5. Использование форм, методов и средств учебно-познавательной деятельности педагога, обеспечивающих реализацию стилевых особенностей учебно-познавательной деятельности личности.
Во многих энциклопедических изданиях по философии обобщение рассматривается как индуктивный процесс. Мы отталкиваемся от определения, которое характеризует обобщение как многосторонний процесс. Данное определение учитывает возможности как индуктивной, так и дедуктивной направленности обобщения и раскрывает его значимость в стилевой образовательной деятельности педагога.
Системно-обобщающее повторение традиционно является одним из значимых этапов обучения. Данный этап обучения является показательным в плане возможности учёта индивидуальных особенностей обучающихся разных профильных классов.
На основании стилевого подхода мы предлагаем осуществлять итоговое системно-обобщающее повторение по русскому языку в различных профильных классах.
Нами выявлены взаимосвязи между стилями учебно-познавательной деятельности обучаемых и профилем их обучения [1].
В данной статье мы рассматриваем взаимосвязь стиля учебно-познавательной деятельности и эффективности итогового системно-обобщающего повторения на примере синтаксического разбора словосочетания.
На констатирующем этапе эксперимента были сформированы 3 равнозначные по успеваемости в области русского языка группы (по 20 человек в каждой): 2 экспериментальные (физико-математического и социально-правового профиля) и контрольная группа (стиль учебно-познавательной деятельности для участников данной группы не учитывался). Всем учащимся было предложено задание, проверяющее исходный уровень владения перечисленными знаниями и умениями. Уровень выполнения задания составил: для экспериментальной группы физико-математического профиля - 62%, для экспериментальной группы социально-правового профиля - 72%, для контрольной группы -68%. В целом итоги констатирующего этапа свидетельствуют о необходимости организации эффективного системно-обобщающего повторения.
Обучающий этап (этап системно-обобщающего повторения). На обучающем этапе эксперимента для учащихся физико-математического профиля были использованы дедуктивные технологии систематизации и обобщения, а для учащихся социальноправового профиля - индуктивные. При этом мы применяли следующие приёмы систематизации и обобщения:
1. Алгоритмически-эвристический. Синтаксический разбор словосочетания по установленному алгоритму.
Непосредственная работа по алгоритму в большей степени соответствует особенностям стиля учебно-познавательной деятельности учащихся физико-математического профиля, так как позволяет им всесторонне и последовательно проанализировать предмет. Такой анализ предполагает однозначные ответы, не требует применения аналогии и выхода за пределы контекста. Данный вид работы позволяет учащимся опираться на доминантные стороны своего мышления.
Для социально-правового профиля, учащиеся которого не демонстрируют высоких результатов при алгоритмической работе, мы дополнили задание следующими аспектами:
1) усиливается описательная сторона - предлагается письменно обосновать выбор вида связи, привести два-три аналогичных примера;
2) предлагается рассмотреть предложенный пример на новом языковом материале (например, составить предложение, в котором данное словосочетание будет выступать в роли подлежащего и т. п.). Данные виды работы позволяют учащимся, работая по необходимому алгоритму, задействовать аналогичность, индуктивность и произвольность своего мышления.
2. Систематизация и обобщение посредством построения схем. Построение схемы является частью синтаксического разбора словосочетания. Мы предлагаем использовать его и как отдельный элемент системно-обобщающего повторения, так как работа со схемами экономична по времени, а результат такой работы очень нагляден. На данном этапе мы опираемся на абстрактность/конкретность стиля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Учащимся физико-математического профиля было предложено составить схемы озвученных или записанных на доске примеров. Такой вид работы позволяет им проанализировать предложенный материал и абстрагироваться от конкретных словосочетаний.
Учащимся социально-правового профиля было предложено придумать по два-три аналогичных примера к предложенным на доске схемам. Такой вид работы позволил им проявить творческую основу своего мышления. Подбор нескольких примеров к одной схеме обращает учащихся к аналогичности мышления. А переход от абстрактных схем к конкретным примерам позволил ученикам задействовать конкретность мышления.
3. Контекстуальный приём. Данный вид работы мы применили в качестве завершающего этапа системно-обобщающего повторения, так как он требует базовых умений, повторение которых было осуществлено с помощью предшествующих видов упражнений.
Учащимся физико-математического профиля мы предложили найти в готовом тексте все словосочетания и составить их схемы. Выбор задания обусловлен доминирующими признаками стиля учебно-познавательной деятельности учащихся данного профиля. Работа со схемами вновь обращена к абстрактности мышления.
Учащимся социально-правового профиля мы предложили составить текст (стиль изложения учащиеся могли выбрать сами), включив в него заданное количество словосочетаний определённых схем. Выполнение данного задания, с одной стороны, потребовало чётких знаний, а с другой - предоставило учащимся определённую свободу творчества, возможность проявить произвольность и импульсивность стиля своей учебнопознавательной деятельности. В то же время создание текста позволяет учесть и другие особенности, характерные для учащихся данного профиля.
Повторение в контрольной группе проводилось с использованием всех предложенных упражнений без учёта стилей учебно-познавательной деятельности.
Итоговая оценка. Итоговая проверочная работа по теме «Словосочетание» выявила следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Результаты обучающего эксперимента__________________________
№ п/п Группа % правильного выполнения на этапе диагностики % правильного выполнения на этапе контроля Изменение уровня правильного выполнения, %
1 Экспериментальная группа физико-математического профиля 62 87 +25
2 Экспериментальная группа социально-правового профиля 72 95 +23
3 Контрольная группа 68 76 +8
Полученные данные свидетельствуют, что учёт особенностей стиля учебнопознавательной деятельности учащихся оказывает существенное влияние на качество итогового системно-обобщающего повторения по русскому языку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, О.С. Оценка познавательного стиля учащихся лицея в условиях профильного самоопределения / О. С. Иванова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 72-76.
REFERENCES
1. Ivanova, O.S. (2011), “Evaluation of cognitive style of Lyceum pupils in the conditions of profile self-determination”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.9 (79), pp. 72-76.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.08.2012.
УДК 796.56
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-
ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Диана Александровна Иванова, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В работе рассматривается возможность применения пробы Штанге в целях диагностики работоспособности спортсменов-ориентировщиков на этапе отбора в группы начальной подготовки. Методика исследования включала: а) установление зависимости между результатами в 12-ти минутном тесте Купера и спортивной квалификацией испытуемых; б) установление зависимости между временем максимальной задержки дыхания после вдоха (апноэ) и оценкой работоспособности по методу Купера; в) установление корреляционной связи между задержкой дыхания и работоспособностью спортсменов.
Вывод. Между максимальной задержкой дыхания после вдоха и работоспособностью существует прямо пропорциональная корреляционная зависимость, обусловленная физиологическими и биологическими особенностями работы функциональных систем организма. На основании вывода делается заключение о возможности применения пробы Штанге для ранней диагностики работоспособности юных спортсменов-ориентировщиков
Ключевые слова: проба Штанге, спортивное ориентирование, работоспособность, ацидоз.