Научная статья на тему 'Итоговая государственная аттестация выпускников ремесленных профессий НПО и специальности СПО'

Итоговая государственная аттестация выпускников ремесленных профессий НПО и специальности СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сачкова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоговая государственная аттестация выпускников ремесленных профессий НПО и специальности СПО»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.63

Н. Н. Сачкова

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОФЕССИЙ НПО

И СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО

В процессе реализации в Уральском техникуме ремесленников-предпри-нимателей германо-российского проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» сформировалась многоступенчатая система профессиональной подготовки: получение двух

уровней профессиональной квалификации, соответствующих начальному и среднему профессиональному образованию. Первый уровень — подготовка ремесленника. Ремесленник — это специалист для малых и средних предприятий строительного профиля, которыш ориентирован на производство и оказание индивидуальны/х услуг населению, обладает вы1-соким уровнем профессионализма, самостоятельности и ответственности. Первый уровень профессиональной подготовки включает в себя получение начального профессионального и среднего (полного) общего образования на базе основного общего и одной из трех ремесленных профессий «плиточник-мозаичник», «маляр-дизайнер», «столяр».

Итоговая государственная аттестация, целью которой является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников государственному образовательному стандарту, позволяет выявить уровень подготовки выпускников на основе получения достоверной информации от государственной аттестационной комиссии, работодателей, независимых экспертов. Итоговая государственная аттестация

на первой ступени профессиональной подготовки состоит из защиты письменной выпускной квалификационной работы, которая выполняется в форме дипломной работы, и практической выпускной квалификационной работы. На итоговой государственной аттестации около 85% выпускников ремесленных профессий показывают хороший и отличный уровень практических умений и теоретических знаний, проявляют готовность к социально-профессиональной адаптации в профессии и современном экономическом пространстве.

Второй уровень — подготовка ремесленника к предпринимательской деятельности. Ремесленник-предприниматель является активным субъектом рынка труда, обладает способностью личного участия в работе малых предприятий, хорошо знает потребности клиентов и оперативно на них реагирует. Второй уровень профессиональной подготовки позволяет реализовать программу среднего профессионального образования «Менеджмент в строительстве» на основе полученного начального профессионального образования. Разрабатывается сокращенная образовательная программа. Сокращение срока освоения образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения ремесленной профес-

сии. Производится перезачет отдельных учебных дисциплин. Учащиеся, успешно закончившие три курса обучения ремесленным профессиям, по итогам собеседования и тестирования переводятся на четвертый курс для получения специальности среднего профессионального образования «Менеджмент в строительстве». На основе перезачета отдельных дисциплин, изученных в процессе освоения программ начального профессионального образования, срок обучения специальности «Менеджмент в строительстве» сокращается до одного года шести месяцев. Существенно меняется содержание этой образовательной ступени. Кроме дисциплин специальной и практической подготовки включен объемный блок экономических дисциплин: экономики, бухгалтерского учета, налогообложения, права, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. В связи с этим изменяется содержание и форма итоговой государственной аттестации.

Итоговая аттестация выпускников по специальности «Менеджмент в строительстве» проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена. Данный вид итоговой аттестации позволяет определить, в какой степени выпускник техникума готов к выполнению профессиональной деятельности в соответствии

с квалификационной характеристикой менеджера. Вместе с тем экзамен дает возможность выявить умение студента интегрировать знания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам при изложении поставленных вопросов, решении проблемы, умение пользоваться справочными и нормативными документами.

Междисциплинарный экзамен состоит из трех этапов.

Первый этап экзамена служит для оценки усвоения теоретического материала по экономическим дисциплинам через индивидуальное тестирование. Он включает контрольные вопросы по дисциплинам: менеджмент, финансовый

менеджмент, стратегический менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управленческая психология, маркетинг. Задания-тесты, которые предлагаются на этом этапе, являются индивидуальными для каждого студента. Структура каждого тестового задания включает основу (основной текст, списки элементов множеств, пронумерованный список элементов) и варианты ответов (всего 4), один из которых является правильным. В основе задания (основном тексте) формулируется проблема, которую студент должен рассмотреть и его правильный ответ преобразует основной текст задания в истинное утверждение.

ПРИМЕР ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА ЭКЗАМЕНА

Укажите правильный вариант ответа:

1. Формирование миссии организации необходимо для того, чтобы:

A) иметь ясность поставленной цели;

B) дать полное представление об организации и ее деятельности;

О закрепить имидж организации;

D) осуществлять эффективное управление.

2 Стратегия фирмы, связанная с тем, что фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:

A) стратегия интегрированного роста;

B) стратегия концентрированного роста;

О стратегия диверсификационного роста;

D) стратегия сокращения.

3. Круговая структура управления фирмой более приемлема для:

A) проведения совещаний или решения конкретных сложных ситуаций, требующих активизации усилий участников;

B) быстрого выполнения заданий (особенно простых), но при этом высок уровень ошибок в силу слабой коммуникации в цепи обратной связи;

C) фирм, действительно желающих достичь успех в своей деятельности на рынке;

D) фирм, имеющих большое количество вертикальных и горизонтальных связей.

4. На рисунке изображена коммуникационная роль:

A) «сторож»;

B) «связной»;

C) «лидер мнения»;

D) «космополит».

5. Группа теорий, основанных на том, что трудовая активность работников обусловлена исключительно потребностями, это:

A) содержательные теории мотивации;

B) процессуальные теории мотивации;

C) развитие теории персонала;

D) теория партисипативного управления.

6. В функции руководителя высшего уровня управления не входит:

A) определение миссии, целей и политики развития фирмы;

B) наладка технологического оборудования;

C) стратегическое планирование;

D) представительство на переговорах.

7. Разрешение конфликта строится в следующей последовательности:

1) определение основной проблемы;

2) оценка эффективности предпринятых усилий;

3) реализация намеченного способа разрешения конфликта;

4) определение вторичных причин конфликта;

5) совместное решение о выходе из конфликта;

6) поиск путей разрешения конфликта

A) 1—2—3—4—5—6;

B) 2—3—5—4—6—1;

C) 1—4—6—5—3—2;

D) 5—6—4—2—3—1.

8. Власть, построенная на силе исключительных качеств личности, — это:

A) лидерство;

B) организация;

C) авторитарный стиль руководства;

D) харизматическая власть.

9. Карьера — это:

A) любое изменение положения работника;

B) реакция сотрудника на происходящие изменения;

C) обязанность сотрудника выполнять поставленные задачи;

D) вероятность достижения поставленной цели.

10. Управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации, — это функция:

A) планирования;

B) контроля;

C) организации;

D) мотивации.

171 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

11. Анализ спроса на продукции рационально проводить:

A) балансовым методом;

B) графическим методом;

C) методом элиминирования;

D) индексным методом.

12. Трудоемкость услуг — это:

A) количество услуг, оказанных в единицу времени;

B) затраты рабочего времени на выполнение одной услуги;

C) эффективность труда в процессе оказания услуг;

D) сумма всех выплат работникам предприятия.

13. Товарные запасы в днях рассчитываются как:

А) Товарные запасы в сумме

В) Однодневный товарооборот Средний товарный запас

С) Однодневный товарооборот Объем товарооборота

D) Однодневный товарооборот Однодневный товарооборот

Товарные запасы в сумме

14. Анализ влияния факторов на величину показателя «прибыль от продаж» проводится способом:

A) балансовым;

B) арифметических разниц;

C) пересчета показателей;

D) цепных подстановок.

15. На прибыль от продажи продукции непосредственное влияние оказывает:

A) среднегодовая стоимость имущества предприятия;

B) ассортимент реализованной продукции;

C) расход материальных ресурсов на 1 единицу продукции;

D) численность работников, занятых в производстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Анализ влияния факторов на рентабельность предприятия производится способом:

A) цепных подстановок;

B) арифметических разниц;

C) пересчета показателей;

D) сравнения показателей.

17. В зависимости от формы собственности на средства производства и способа координации и управления экономической деятельностью различаются следующие экономические системы: 1) традиционная; 2) рыночная; 3) социалистическая; 4) командная; 5) свободная; 6) смешанная

A) 1—2—4—6;

B) 1—3—5—6;

C) 5—2—4—5;

D) 2—3—4—5.

18. Закон, устанавливающий, что предельная полезность товара уменьшается по мере увеличения его потребления:

A) закон спроса;

B) закон стоимости;

C) закон убывающей предельной полезности;

D) закон предложения.

19. Долгосрочное вложение капитала в финансовую, производственную, социальную сферы с целью получения прибыли:

A) бартерная сделка;

B) уставной капитал;

C) инвестиции;

D) ссудный капитал.

20. Какие существуют методы определения стоимости основных фондов:

1) основная стоимость;

2) восстановительная стоимость;

3) остаточная стоимость;

4) первоначальная стоимость

A) 1—2—3;

B) 2—3—4;

C) 1—3—4;

D) 1—2—3.

21. Установите соответствие между видом договора и его характеристикой:_____________

Вид договора Характеристика

1) договор аренды 2) договор купли-продажи 3) договор подряда 4) договор-поручение A) обязательства подрядчика выполнить работу по заданию заказчика; B) Взаимообязательства продавца и покупателя; C) Обязательства арендодателя о предоставлении арендатору имущества; D) взаимообязательства, определяющие, что одна сторона совершает от имени и за счет другой стороны определенные юридические действия.

A) 1^, 2-А, 3-С, 4-В

B) 1-В, 2-С, 3-А, 4^

C) 1-В, 2-D, 3— А, 4-С

D) 1-С, 2-В, 3-А, 4^

22. Один из методов разгосударствления, предполагающий продажу государственных предприятий частным лицам:

A) квотирование;

B) антиинфляционное регулирование;

C) фискальная политика;

D) приватизация.

23. Группа ценных бумаг, дающих права на получение денег, имущества, продукции, земли и т. п. , называется:

A) первичные ценные бумаги;

B) производные ценные бумаги;

C) именные ценные бумаги;

D) государственные ценные бумаги.

24. Расставьте в правильной последовательности этапы маркетинговой деятельности фирмы:

1) организация маркетинга;

2) формирование целей;

3) выбор целевого рынка;

4) осуществление контроля за реализацией маркетинга;

5) разработка плана маркетинга.

A) 1—2—3—4—5;

B) 2—3—5—1—4;

C) 5—4—3—2—1;

D) 4—5—1—3—2.

25. К какой функции маркетинга относится изучение конкурентов:

A) аналитической;

B) производственной;

C) сбытовой;

D) функция управления и контроля.

26. Определите классификацию опросов:

A) свободный, стандартный;

B) устный, письменный;

C) устный, письменный, телефонный, свободный, стандартный;

D) устный, телефонный.

27. Сегментация рынка — это:

A) своя доля рынка;

B) классификация потребителей на группы, отличающиеся относительной однородностью спроса;

C) свое место на рынке;

D) часть товара, выставленная на рынок.

28. На каком этапе жизненного цикла товар выпускается крупными партиями, объем продаж стабилен, ожесточается конкурентная борьба, разрабатывается система поощрений потребителям, возможен вариант насыщения рынка данным товаром:

A) внедрения;

B) роста;

C) спада;

D) зрелости.

29. Руководитель, который перед принятием решения советуется с подчиненными, придерживается:

A) либерального стиля управления;

B) авторитарного стиля управления;

C) демократического стиля управления;

D) лидирующего стиля управления.

30. Руководитель, который единолично решает вопросы, придерживается:

A) авторитарного стиля управления;

B) демократического стиля управления;

C) либерального стиля управления;

D) попустительского стиля управления.

Тестовый контроль позволяет оперативно проконтролировать большой объем знаний по экономическим дисциплинам.

Второй этап междисциплинарного экзамена осуществляется для контроля практических умений и проводится в виде решения практических ситуаций (задач). Студенты, выполняя задания этого этапа, анализируют предложенную ситуацию, решают поставленную задачу, делают соответствующие выводы. Набор

практических заданий в каждом билете такой, при решении которых студенты проявляют профессиональные умения в формировании миссии, анализе психологических типов личностей, сегментировании рынка, принятии решений, выработке стратегии и т. д.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 174

ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ В ТО РО ГО Э ТАПА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА Проанализировать ситуацию и выполнить задание:

Ситуация

Для организации продвижения на рынок принципиально новой продукции руководство организации приняло решение о наборе молодых специалистов — выпускников вузов и колледжей на должности менеджеров по продвижению товара (промоутеров). Особенностью требований к данной вакансии является отсутствие стажа работы в традиционных сбытовых структурах и в то же время наличие у них широкого кругозора, коммуникабельности и знания иностранных языков (работа с зарубежными партнерами).

Задание

• Охарактеризовать внешнюю составляющую стратегии системы управления персоналом.

• Указать, к какому типу маркетинговых решений по товарам и рынкам можно отнести действия данной организации.

• Подготовить и оформить на компьютере (в соответствии с требованиями делопроизводства) резюме с содержанием, характерным для выпускников учебных заведений, выгодно отразив собственные способности с ориентацией на требования работодателя.

• Составить план (перечень вопросов) общей профориентации молодого специалиста и его ориентации на рабочем месте с указанием того, кто его реализует на каждом из этих этапов.

• Дать характеристику структуры общения и определить тип репрезентативной системы личности, используя метод наблюдения.

На завершающем третьем этапе междисциплинарного экзамена проводится оценка умений выпускников применять теоретические знания при решении профессиональных задач. Этот этап позволяет определить степень готовности выпускника к профессиональной деятельности в качестве менеджера и оценить уровень его умений при решении профессиональных (ситуационных) задач, содержание которых основывается на реальных производственных ситуаци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ях. Решение таких задач позволяет ответить на вопрос: «Как будущий специалист-менеджер может применять полученные теоретические знания и практические умения для работы с программами Оиііоок, программным редактором по составлению ШеЬ-страниц, анализа финансового состояния организации, при планировании процессов маркетингового исследования?» и др. Междисциплинарный экзамен на данном этапе проходит в компьютерном классе.

ПРИМЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА

Задание

Используя данные, приведенные в таблице, рассчитать прибыль до налогообложения и провести анализ влияния факторов на прибыль до налогообложения с использованием программы Excel.

Наименование показателя Предыдущий период Отчетный период Абсолютные отклонения Относительные отклонения

1. Выручка от продажи продукции 125 200 131 000

2. Полная себестоимость продукции 118 100 121250

3. Операционные:

— доходы 1200 1000

— расходы 2100 800

4. Внереализационные:

— доходы 3000 2400

— расходы 850 1200

5. Прибыль до налогообложения

Для оценки ответов выпускников на первом этапе (тестировании) применяется рейтинговая система с переводом в пятибалльную систему. На втором и третьем этапах применяется пятибалльная система с разработанными критериальными требованиями в оценивании знаний и умений. Итоговый междисциплинарный экзамен показывает, что более 8о% выпускников проявляют хороший и отличный уровень подготовки по специальности «Менеджмент в строительстве». Итоговая государственная ат-

тестация в форме междисциплинарного экзамена позволяет создать у выпускников устойчивую уверенность в своих знаниях и умениях, развивать способности к коммуникациям, отстаивать свои взгляды и принятие решений. Выпускник техникума, успешно освоивший две ступени профессиональной подготовки, сочетает в себе качества работника высокой квалификации и менеджера, проявляет готовность к самореализации в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Получено 21.09.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.