Научная статья на тему 'Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении»'

Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

Г. Н. Миненко

заведующий кафедрой культурологии, доктор культурологии, профессор Кемеровский государственный университет культуры и искусств;

О. Ю. Астахов

кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ»

По инициативе Центра культурологического образования 16-17 февраля 2007 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Культурология в социальном измерении». Идея проведения Всероссийской конференции, целью которой явилось обсуждение теоретико-методологических проблем развития культурологических исследований и их реализации в социокультурной практике, была поддержана Администрацией Кемровской области.

Участники конференции - представители научно-исследовательских, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, органов государственного управления образованием и культурой, средств массовой информации из 15 городов и регионов России, заслушав на пленарном и девяти секционных заседаниях доклады ведущих ученых (К. Э. Разлогова - Российский институт культурологии; О. А. Донских, Л. Л. Штудена - НГУЭУ; Е. Л. Кудриной, Г. Н. Миненко, В. И. Маркова, В. В. Туева, А. М. Кулемзина - КемГУКИ, и др.), обсудив социальные аспекты развития современной отечественной культурологии, отметили актуальность проблемы взаимосвязи общества и новой, интенсивно развивающейся области социально-гуманитарного знания и направления профессиональной подготовки

Одним из главных результатов конференции явилась коллективная рефлексия и оценка современного состояния культурологического знания и практики. Культурология в настоящее время обрела статус науки, учебной дисциплины общегуманитарной подготовки в среднеспециальных и высших учебных заведениях, направления послевузовской профессиональной подготовки согласно номенклатуре ВАК РФ. Растет число аспирантов по культурологическим специальностям и лиц с учеными степенями кандидата и доктора культурологии. Результатом этих процессов является образование неформального научно-педагогического сообщества культурологов. Идет поиск адекватных путей и форм консолидации и объединения этого сообщества, ставится задача институциональной организации профессионального общения и деятельности культурологов.

Вместе с тем существует ряд нерешенных теоретических и практических проблем, сдерживающих развитие культурологии как научного и образовательного направления. Главными из них являются следующие: 1) отсутствие продвижения в решении задачи определения специфики культурологии как междисциплинарного научного направления; 2) противоречия между Госстандартом по специальности «Культурология» в системе высшего профессионального образования и номенклатурой специальностей послевузов-

ского профессионального образования; 3) несоответствие достигнутому теоретическому уровню культурологии паспортов научных специальностей, по которым присуждается культурологическая степень; 4) нечеткость критериев оценки выполняемых научно-квалификационных работ как культурологических, порождающая серьезные трудности в деятельности диссертационных советов; 5) развитие образовательной культурологии на аморфной или эклектичной научно-теоретической основе, отсутствие связи многочисленных учебных изданий с четко определенной научной программой культурологии; 6) отсутствие ясно сформулированного социального заказа на фундаментальные и прикладные культурологические исследования со стороны общества и органов государственного управления наукой и образованием, что затрудняет прогнозирование профессиональной востребованности готовящихся в стране специалистов-культурологов.

Учитывая результаты проведенных дискуссий и необходимость придания новых импульсов развитию культурологии, участники Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» обратились с предложениями:

Федеральному агентству по образованию, Федеральному агентству по культуре и кинематографии Российской Федерации:

1. Привести в соответствие с номенклатурой научных специальностей по культурологическому направлению Госстандарты и программы вузовского и послевузовского профессионального образования.

2. Ввести принцип вариативности в «Примерную программу» по культурологии» для высших учебных заведений, выделяя не менее 30 % учебных часов на авторский раздел в общегуманитарном курсе культурологии.

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации:

1. Оптимизировать набор присуждаемых ученых степеней по специальностям 24.00.01 - теория и история культуры и 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов.

2. Разработать соответствующие современному теоретическому уровню культурологии «Паспорта специальностей научных работников» по культурологическому направлению.

3. Сохранить сложившуюся сеть диссертационных советов по направлению культурологии в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Федеральному государственному научно-исследовательскому учреждению «Российский институт культурологии»:

1. Ускорить работу по созданию «Российского культурологического общества».

2. Интенсифицировать разработку фундаментальных проблем культурологии, решение которых необходимо для повышения уровня деятельности диссертационных советов, образовательной деятельности в среднеспециальных и высших учебных учреждениях.

3. Продолжить практику совместных научных изданий, сборников научных статей с российскими региональными центрами культурологической науки и образования.

Кемеровской и Новокузнецкой епархии:

1. Продолжить сотрудничество со светскими образовательными учреждениями Кемеровской области в деле духовно-нравственного образования и воспитания молодежи.

2. Оказывать консультативную помощь среднеспециальным и высшим учебным заведениям Кемеровской области при введении в учебный процесс дисциплин, включающих элементы православной традиции.

Кемеровскому государственному университету культуры и искусств:

1. Учредить Кемеровскую инициативную группу по созданию «Российского культурологического общества». 160

2. Ориентировать деятельность внутривузовских структур - НИИ прикладной культурологии, Центра культурологического образования, Лаборатории музееведения - на решение прикладных культурологических проблем Западно-Сибирского региона.

3. Развивать сотрудничество с Российским институтом культурологии и другими ведущими культурологическими центрами страны в целях подготовки для ЗападноСибирского региона профессиональных кадров высшей квалификации.

4. Продолжить междисциплинарную разработку проблем формирования культуры личности в условиях системы непрерывного образования.

Новосибирскому государственному университету экономики и управления

1. Учредить Новосибирскую инициативную группу по созданию «Российского культурологического общества».

2. Продолжить междисциплинарную разработку проблем формирования системы гуманитарного образования.

Участники конференции выразили признательность ее организаторам: Администрации Кемеровской области, Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской православной церкви, Российскому институту культурологии, Кемеровскому государственному университету культуры и искусств, Новосибирскому государственному университету экономики и управления.

Е. Ф. Черняк

доцент кафедры театрализованных представлений и праздников Кемеровский государственный университет культуры и искусств

РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ВУЗА

Кемеровский государственный университет культуры и искусств придает огромное значение поддержке деловых, культурных и образовательных связей, которые Администрация Кемеровской области устанавливает и активно развивает между регионами Сибирского федерального округа. Вуз создает и реализует инновационные научно-творческие проекты с участием высококвалифицированных преподавателей и студентов вуза.

С 18 по 22 мая 2007 года в городах Алтайского края и Республики Алтай (Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск) в рамках соглашения между администрациями Кемеровской области и Алтайского края о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве, КемГУКИ организовал и провел творческий арт-парад «Весна в Сибири».

Инициаторами этого проекта стали ректор Кудрина Е. Л. и проректор по творческо-исполнительской и международной деятельности Пономарев В. Д.

В арт-параде приняли участие преподаватели, сотрудники и студенты - участники лучших творческих коллективов нашего Университета. Это лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов:

- ансамбль современной хореографии «Вечное движение»;

- ансамбль народного танца «Молодой Кузбасс»;

- ансамбль классического танца «Балетный вернисаж»;

- ансамбль народной музыки «Скоморохи»;

- вокально-эстрадный ансамбль «Пастораль»;

- женский хор «Академия», эстрадный ансамбль;

- учебный театр «Эксперимент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.