Научная статья на тему 'Итоги саммита «Большой двадцатки»: смягчение рисков'

Итоги саммита «Большой двадцатки»: смягчение рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«большая двадцатка» / 14-й саммит G20 / Осака / содействие развитию / экономический рост / цифровая экономика / климат / потребление энергии. / G20 / 14th Summit G20 / Osaka / development assistance / economic growth / digital economy / energy consumption.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Марина Владимировна

Осакский саммит G20 можно считать успешным. Несмотря на геополитическую напряженность, «двадцатка» согласовала и приняла более ста решений. Их реализация должна способствовать смягчению рисков для устойчивого экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the G20 Summit: Mitigation of Risks

The G20 Osaka Summit can be regarded as success. Despite geopolitical tensions, the G20 succeeded in approving and taking more than one hundred decisions which implementation is expected to facilitate mitigations of risks to sustainable growth.

Текст научной работы на тему «Итоги саммита «Большой двадцатки»: смягчение рисков»

ИТОГИ САММИТА «БОЛЬШОЙ ДВАДЦАТКИ»: СМЯГЧЕНИЕ РИСКОВ*

М. В. ЛАРИОНОВА

Осакский саммит 620 можно считать успешным. Несмотря на геополитическую напряженность, «двадцатка» согласовала и приняла более ста решений. Их реализация должна способствовать смягчению рисков для устойчивого экономического роста.

Ключевые слова: «большая двадцатка», 14-й саммит 620, Осака, содействие развитию, экономический рост, цифровая экономика, климат, потребление энергии.

Подготовка к четырнадцатому саммиту «Группы двадцати» (Осака, 28-29 июня 2019 г.) проходила в условиях сохранения старых и появления новых рисков для устойчивого экономического роста: обострение проблемы неравенства; высокий уровень государственной и частной задолженности; сохраняющиеся дисбалансы счетов текущих операций платежного баланса; увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду; эскалация протекционистских мер. Саммит стал новым испытанием способности «большой двадцатки» концентрировать политическую волю для согласования коллективных решений.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сформулировал в качестве приоритетов председательства: создание международного режима для свободного потока данных с высоким уровнем доверия и «Общества 5.0», построенного на комплексном внедрении цифровых технологий1. Интенсивная работа со всеми партнерами была нацелена на то, чтобы «двадцатка», среди прочего, запустила процесс выработки многосторонних правил торговли для цифровой экономики, согласовала решения по реформе ВТО и укреплению многосторонней торговой системы.

Торговля

Резкое увеличение объема торговли, затронутого протекционистскими мерами «большой двадцатки» (см. рис. 1), усиливает риски для ее устойчивого роста. В контексте новых тарифных ограничений со стороны США и ответных мер КНР, которые, по оценке МВФ, могут стоить мировой экономике 0,5% ВВП в 2020 г.,2, вопросы торговли стали центральными в повестке саммита.

Задача-максимум включала согласование решений по сдерживанию эскалации протекционизма; восстановлению доверия к международной торговой системе; началу конструктивного диалога в ВТО по преодолению кризиса в Организации по разрешению споров; приданию позитивного импульса переговорам в ВТО по новым инициативам (по электронной торговле, упрощению процедур инвестирования для развития, регулированию в сфере услуг).

В Осакской декларации зафиксировано стремление к созданию свободной, недискриминационной, прозрачной и предсказуемой торгово-инвестиционной среды и сохранению открытости рынков. Лидеры подтвердили поддержку реформе ВТО, включая принятие мер

Ларионова Марина Владимировна, директор Центра исследований международных институтов РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. филол. наук, д-р полит. наук, e-mail: larionova-mv@ranepa.ru

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 11 (94) (июль 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Toward a New Era of «Hope-Driven Economy»: the Prime Minister's Keynote Speach at the World Economic Forum Annual Meeting, 23 January 2019. URL: https://japan.kantei.go.jp/98_abe/statement/201901/_00003.html

2 G-20 Surveillance Note, G-20 Finance Ministers and Central Bank Governors' Meeting June 8—9, 2019, Fukuoka, Japan. URL: https:// www.imf.org/external/np/g20/pdf/2019/060519.pdf

по обеспечению функционирования системы урегулирования споров. Позитивным сигналом для рынков стало перемирие в торговой войне США и Китая.

Цифровая экономика

Увеличение вклада цифровых отраслей в экономический рост (см. рис. 2), усиление конкуренции на глобальном рынке информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (см. рис. 3), отсутствие согласованных правил электронной торговли предопределили актуальность инициативы Синд-зо Абэ по созданию международного режима для свободного потока данных. Впрочем, крайняя степень недоверия между странами, выражающаяся в обвинениях в хакер-ских атаках, краже интеллектуальной собственности и использовании санкций в отношении компаний-конкурентов, обусловила сложность согласования коллективных подходов стран «двадцатки» к проблемам цифровой экономики.

Декларация лидеров по цифровой экономике анонсировала начало «Осакского трека». Суть этого процесса - диалог об использовании потенциала цифровой экономики для устойчивого экономического роста и поддержка инициативы по выработке многостороннего соглашения по торговым аспектам электронной коммерции в рамках ВТО (сформулирована министрами торговли 78 стран-участниц ВТО в январе 2019 г.)3. В Заявлении о предотвращении использования Интернета для целей терроризма и насильственного экстремизма главы государств и правительств «Группы двадцати» призвали онлайн-платфор-мы к ответственному подходу и активизации усилий по предотвращению потоковой передачи, загрузки или перезагрузки материалов, пропагандирующих терроризм и насильственный экстремизм, ведущий к терроризму4.

Климат и энергетика

Члены «Группы двадцати» являются крупнейшими «эмитентами» парниковых газов и по-

Рис. 1. Динамика объемов торговли, затронутых протекционистскими мерами С20, в 2012-2019 гг., млрд. долл.

481

-Протекционистские меры -Либерализующие меры

Источник: Report on G20 Trade Measures (mid-October 2018 to mid-May 2019). URL: https://www.wto.org/english/news_e/ news19_e/g20_wto_report_june19_e.pdf

3 Осакская декларация по вопросам цифровой экономики. URL: http://kremlin.ru/supplement/5427

4 Заявление глав государств и правительств «Группы двадцати» в Осаке о предотвращении использования Интернета для целей терроризма и насильственного экстремизма, ведущего к терроризму. URL: http://kremlin.ru/supplement/5426

Рис. 2. Вклад добавленной стоимости сектора ИКТ и косвенно связанных с ИКТ отраслей в экономику (2011 г.)

Вклад не относящихся к ИКТ отраслей в добавленную стоимость продукции и услуг ИКТ, млрд. долл. ■ Добавленная стоимость отраслей ИКТ, млрд. долл. : Доля в мире, в %

Источник: OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017. URL: https://doi.org/10.1787/9789264268821-en

Рис. 3. Доля экспорта товаров и услуг ИКТ в общем объеме экспорта в 2006 и 2016 гг., в %

35

30 25 20 15 10

J

□ Товары 2006 г. □ Товары 2016 г.

I Услуги 2006 г. ■ Услуги 2016 г.

Источник: UNCTADStat. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=15849; G20 Toolkit for Measuring the Digital Economy

требителями энергии. (См. рис. 4.) Их национальная и международная политика влияет на глобальные тенденции спроса на энергоресурсы и уровень антропогенной нагрузки. Защита окружающей среды и переход на эффективные и устойчивые модели энергопотребления входят в ядро повестки дня «двадцатки» с первых саммитов. Новацией последнего из них стала совместная встреча министров энергетики и окружающей среды государств - членов «группы двадцати» в Каруидзаве, принявших «Осакскую стратегию для синего океана» и Рамочные основы действий 620 в области морского пластикового мусора, цель которых - сокращение дополнительного загрязнения морей пластиковыми отходами до нулевого уровня к 2050 г.

План действий по борьбе с пластиковым мусором, План действий по адаптации и укреплению надежности инфраструктуры, План

действий по внедрению инноваций в сфере энергетики и защиты окружающей среды в целях устойчивого развития, концепция «Сокращение использования, повторное использование, эффективная переработка» (3Rs: Reduce, Reuse and Recycle + Renewable) и инициатива разработки «дорожной карты» Диалога по ресурсоэффективности были поддержаны всеми членами «двадцатки».

После выхода из Парижского соглашения по климату США объявили о немедленном прекращении выполнения своего текущего вклада в него, но на саммитах G20 в Гамбурге (2017 г.) и Буэнос-Айресе (2018 г.) подтверждали свою «твердую приверженность подходу, предполагающему одновременное сокращение выбросов, поддержку экономического роста и удовлетворение потребностей в сфере энергетической безопасности»5. Поэтому особой интриги относительно позиции

Рис. 4. Потребление энергии и выбросы CO2 в атмосферу (2017 г.)

I I I ■ ■

< Я

U Выбросы Мт СО2 □ Потребление Мтнэ и

Источник: Статистический ежегодник мировой энергетики 2018. URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-con-sumption-statistics.html, https://yearbook.enerdata.ru/co2-fuel-combustion/CO2-emissions-data-from-fuel-combustion.html

5 Коммюнике лидеров G20 по итогам саммита в Гамбурге (Германия), 7—8 июля 2017 г. URL: https://www.ranepa.ru/images/ media/g20/2017hamburg/comm_2017.pdf

США по климату и энергетике на последней встрече не было. В отдельном параграфе декларации был отмечен выход Соединенных Штатов из Парижского соглашения и «решимость способствовать обеспечению экономического роста, энергетической безопасности, доступу к энергии и защите окружающей среды»6.

Реализация решений по переходу на рациональные модели потребления и производства актуальна и для России, осуществляющей национальный проект «Экология». Это относится и к заявлению лидеров 620 о необходимости «обеспечения энергетической безопасности в глобальном масштабе в качестве одного из руководящих принципов, которому мы будем следовать при преобразовании энергетических систем, включая устойчивость, безопасность, развитие инфраструктуры и обеспечение транспортировки энергии, включающей различные источники, поставщиков и маршру-ты»7. Для России вопросы безопасной транспортировки энергии актуальны в контексте строительства «Северного потока-2», «Турецкого потока» и транзита через Украину.

Рамочное соглашение по обеспечению экономического роста

Лидеры 620 обязались координировать меры макроэкономической политики; тщательно выверять и гибко использовать все возможные инструменты денежно-кредитной политики и продолжить структурные реформы для достижения устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, а также для защиты от

рисков снижения темпов экономического роста. Завершен пересмотр Правил по установлению лимитов заимствований и Принципов осуществления заимствований на рыночных условиях в рамках МВФ и группы Всемирного банка.

Кроме того, «Группа двадцати» одобрила план работы, предложенный ОЭСР и нацеленный на выработку к 2020 г. согласованного подхода к правилам налогообложения в условиях цифровой экономики.

Содействие развитию

Осакский актуализированный обзор8, второй после Гамбургского, принятого в 2017 г., обозначает действия «Группы двадцати», способствующие достижению целей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.9. Решения по содействию развитию включают вопросы инвестиций в качественную инфраструктуру, гендерного равенства, здравоохранения, образования, устойчивого сельского хозяйства, окружающей среды, энергетики и индустриализации.

В частности, «двадцатка» подчеркнула приверженность цели обеспечения «всеобщего охвата услугами здравоохранения». Лидеры, среди прочего, подтвердили намерение активизировать усилия для прекращения эпидемий ВИЧ, туберкулеза и малярии. Впервые в декларации отмечена важность предоставления финансовых ресурсов развивающимся странам для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним в соответствии с Парижским соглашением. ■

6 Осакская декларация лидеров стран «Группы двадцати», параграф 36. URL: http://kremlin.ru/supplement/5425

7 Осакская декларация лидеров стран «Группы двадцати», параграф 37. URL: http://kremlin.ru/supplement/5425

8 Osaka Update on the G20 Action Plan on the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL: https://www.g20.org/pdf/docu-ments/en/annex_11.pdf

9 Osaka Comprehensive Accountability Report on G20 Development Commitments. URL: https://www.g20.org/pdf/documents/en/ annex_13.pdf

Results of the G20 Summit: Mitigation of Risks

Marina V. Larionova - Director of Center for International Institution Studies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Philological Sciences, Doctor of Political Sciences (Moscow, Russia). E-mail: larionova-mv@ranepa.ru

The G20 Osaka Summit can be regarded as success. Despite geopolitical tensions, the G20 succeeded in approving and taking more than one hundred decisions which implementation is expected to facilitate mitigations of risks to sustainable growth.

Key words: G20, 14th Summit G20, Osaka, development assistance, economic growth, digital economy, energy consumption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.