Научная статья на тему 'Итоги реструктуризации и инвестиции рАо «ЕЭС России»'

Итоги реструктуризации и инвестиции рАо «ЕЭС России» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ РАО "ЕЭС РОССИИ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги реструктуризации и инвестиции рАо «ЕЭС России»»

12.17. ИТОГИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ РАО «ЕЭС РОССИИ»

Лютова Е. С.

Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Московской области Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

На РАО «ЕЭС России» приходилось 70% всей произведенной в стране электроэнергии. Именно поэтому российская энергореформа больше всего запомнилась реформой РАО. Компания создана в 1992 г. В 2003 г. появился первый 50-страничный план ее реформы -так называемая стратегия «5+5» (на 2003-2008 гг.). А в июле этого года РАО ЕЭС исчезнет как юридическое лицо.

Бессменный председатель правления РАО Анатолий Чубайс с удовольствием всем теперь говорит, что видит свою роль «в качестве почетного пенсионера российского значения».

Вариантов реорганизации РАО было очень много, подчас они менялись чуть ли не раз в месяц. Самый первый план (2000 г.) был такой: выделить из 72 АО-энерго тепловые электростанции и магистральные сети, оставив только сбыт и распределительные сети. Часть станций объединить в компанию с рабочим названием «ТЭС-генерация», 100% которой будет принадлежать РАО. А из оставшихся мощностей создать несколько независимых компаний. Затем создать независимых продавцов энергии, у которых будет сконцентрирована как сбытовая сеть, так и почти все неэффективные на тот момент мазутные, угольные, газовые и прочие ТЭЦ. Все магистральные сети объединить в одну компанию и полностью оставить за РАО. Так же поступить с доходными гидростанциями. Одновременно создать оптовый рынок энергии (который впоследствии должен стать конкурентным), поменяв Гражданский кодекс и еще целый пакет законов и постановлений.

Схема реорганизации РАО в итоге перестала быть похожей на изначальную, предложенную в 2000 г. Но основная идея тогда всё-таки была задана - сначала в постановлении правительства 2001 г. № 526, с которого и началась энергореформа, а потом и в стратегии «5+5».

Магистральные сети, как инфраструктура, должны были остаться под контролем государства. На их базе решили создать Федеральную сетевую компанию (ФСК). Вторым стратегическим активом государства назвали компанию «Системный оператор» (СО), которая занялась поддержкой технологического режима в единой энергетической системе. В обеих компаниях законодатели обязали правительство сохранить гос-долю от 75% до 100%.

Большая часть генерации и весь сбыт, как конкурентные виды бизнеса, должны были перейти в частные руки.

По этому принципу и стали делиться почти все АО-энерго (за исключением изолированных энергосистем, в частности Дальневосточной). Первые из них разде-

лились в 2003 г., а в 2004-2005 гг. началась их массовая реорганизация.

На базе каждой энергокомпании появились в итоге как минимум четыре новые - генерирующая, сбытовая, распредсетевая и компания - владелец магистральных сетей. Акционеры АО-энерго получали акции пропорционально своим долям. В итоге получилось свыше 200 новых организаций - тогда еще «дочек» РАО «ЕЭС России» (кроме «Курганэнерго» у энергохолдинга везде был контроль). Крупнейшими миноритариями были «Газпром», «КЭС-холдинг», подразделения холдинга «Базовый элемент», «Лукойл» и близкие к нему компании, финский Fortum, «Норникель» и проч. Все они сейчас уже строят собственные энергохолдинги и вскоре полностью заменят РАО на рынке генерации.

Всё это удалось благодаря плану консолидации всех выделенных из АО-энерго компаний (кроме сбытовых).

Тепловые станции АО-энерго из соседних регионов объединились в 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК). Главным критерием объединения выбрали максимально равнозначную мощность. Например, самой широко представленной в регионах стала Волжская ТГК (ТГК-7), которая получила электростанции 11 бывших АО-энерго (от «Калугаэнерго» до «Бел-городэнерго»), а «Мосэнерго» (ТГК-3), как крупнейшая ТГК, осталась самостоятельной, при этом из нее выделилось 13 компаний - тепловые сети, электросети, сбыт и проч.

Самые крупные станции, в том числе из бывших АО-энерго, объединились вне зависимости от региона. Так появились семь оптовых генерирующих компаний (ОГК), в том числе «ГидроОГК», которая объединила основные ГЭС России. Распредсетевые компании объединились в межрегиональные холдинги МРСК. Магистральные сети перешли к ФСК.

Процесс консолидации стартовал в 2005 г. Распродажа акций ОГК и ТГК прошла в 2007-2008 гг. (кроме «ГидроОГК»).

«Мы вообще не видим смысла в продаже активов РАО», - говорили в октябре 2005 г. миноритарные акционеры энергохолдинга Вадим Клейнер из Hermitage Capital и Александр Бранис из Prosperity Capital Management.

Однако именно за счет такой распродажи ОГК и ТГК приобрели новых хозяев. Только за год - с марта 2007 г. по апрель 2008 г. - РАО и его бывшие «дочки» привлекли почти 790 млрд руб. (общий план до июльской ликвидации РАО - около 1 трлн руб.).

Почти треть выложили иностранцы - $12 млрд. Германский Е.Оп примерно за $6 млрд собрал 70,4% акций ОГК-4. Итальянская Enel за $3,2 млрд купила 53% ОГК-5. Финский Fortum выложил свыше $3 млрд за контроль над сибирской ТГК-10. И все риски были оценены. В отличие от российских компаний, практикующих подход «потом разберемся», логика западного инвестора такова: «сначала разберемся, чтобы действительно оценить все риски правильно, а потом уже -участие в тендере».

Были, конечно, и российские покупатели - «Газпром» (вклад в $7,6 млрд), «Норильский никель», СУЭК, «КЭС-холдинг», «Евраз», группа «Онэксим», «Лукойл», «Мечел».

РАО ЕЭС продавало акции генкомпаний, относящихся к государственной доле в энергохолдинге (52,7%). Таких «госпакетов» было продано почти на 340 млрд руб. А сами ОГК и ТГК размещали допэмиссии, чтобы привлечь средства для масштабных инвестпрограмм.

Бизнес в законе

3'2008

И к середине апреля они собрали примерно 450 млрд руб.

Общий объем инвестпрограмм, которые утвердил для ОГК и ТГК совет директоров РАО в 2006 г., - 1,46 млрд руб. до 2010 г. Средства нужны для строительства и ввода 40,9 ГВт новых мощностей.

Деньги от продажи долей рАо («госпакетов») также пойдут на инвестиции. Их как вклад государства получат будущие госхолдинги - ФСК (75% средств) и «Гид-роОГК» (25%). Инвестиционный план обеих компаний на 2006-2010 гг. - 915 млрд руб.

Все частные инвесторы гарантировали РАО ввод новых мощностей, а также то, что привлеченные деньги пойдут только на инвестпрограммы. Перед продажей акций с инвесторами подписывались меморандумы именно с такими обязательствами, после продажи -акционерные соглашения. В них, а также в договорах с регулятором - НП «АТС» - прописаны и штрафы для тех, кто не выдержит сроки по новым стройкам. Предельный размер таких штрафов - 25% от общего объема инвестпрограммы. После ликвидации РАО следить за этим будут Министерство экономического развития и торговли РФ, АТС и Системный оператор. По акционерным соглашениям Системный оператор будет преемником РАО. Его представители будут входить в советы директоров ОГК и ТГК. Предусмотрена и судебная ответственность.

Чиновники разделяют опасения инвесторов. «Долгожданные» инвестиции - это еще и вызов. У многих возникли проблемы, что делать с этими [привлеченными] деньгами, как эффективно их освоить.

Крупнейшим после государства игроком на энергорынке станет «Газпром». В 2007 г. он получил контроль в «Мосэнерго» (дополнительные акции на сумму $2,5 млрд). Тогда же близкие к нему структуры собрали 46% ТГК-1, и «Газпром» намерен увеличить долю до контрольной. Контроль еще в двух компаниях он должен получить после реорганизации РАО - ОГК-2 и ОГК-6. Долями в этих ОГК он собирается оплатить допэмиссию угольного холдинга СУЭК, получив в итоге контроль и над этой компанией. Получится «монопо-

лия в кубе» (отмечено руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым). Хотя его ведомству теперь предстоит одобрить эту сделку, с условием соблюдения жестких поведенческих условий. Также возможна и продажа части активов, особенно энергетических. Решение будет вынесено в ближайшее время по результатам анализа.

Вторым игроком должен стать «КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга. По оценке «Брокеркредитсервиса», КЭС может получить 7,5% российской генерации - с учетом контроля в ТГК-5, -6, -7 и -9. Только в Поволжье доля КЭС может составить порядка 40% от тепловой генерации. КЭС может упрочить второе место и купив контроль в последней из непроданных ОГК -ОГК-1. Вексельберг вместе с партнерами уже интересовался ею, заявляли накануне топ-менеджеры рАо. И КЭС уже столкнулся с санкциями ФАС. В марте холдинг Вексельберга согласовывал сделку по покупке ТГК-б и ТГК-7. Покупку разрешили, но на одном условии: если КЭС продаст часть выкупленных активов -энергоблоки минимум на 741 МВт в Поволжье.

ФАС и дальше будет жестко следить за новыми игроками. Именно антимонопольному ведомству отводится основная роль в контроле за ценами на рынке после 2011 г., когда они должны стать полностью свободными.

В 2007 г. Госдума приняла поправки в закон «Об электроэнергетике», по которым Россия делится на 17 зон - так называемые зоны свободного перетока. И доминирующей может быть признана та энергокомпания, чьи станции по выработке или установленной мощности занимают более 20% в каждой зоне. Таким игрокам может грозить госрегулирование цен или даже разделение активов, если энергокомпания злоупотребляет своим положением. фАс даже создала дополнительный штат, для того чтобы следить за рынком.

Под новые критерии подпадает не только «Газпром» (который был против поправок в таком виде), но и многие другие компании, в том числе даже госконцерн «Росэнергоатом» и «ГидроОГК».

от 20% до 100%

Российская

Федерация

52%

Миноритарные акционеры РАО «ЕЭС России»

Ж.

РАО «ЕЭС России»

от 45% до 100%

X

{5 ^ ° Ї

1 5

го ^ ф о _0 00 5 *

ГО о

® 5

ж.

72 АО-энерго

Генерация

Магистральные сети (220 кВ и выше)

Распределительные сети (220 кВ и выше)

Диспетчерское

управление

Сбыт

Рис. 1. Структура энергорынка в 2000 г.

Юридически РАО ЕЭС исчезло 1 июля (а биржевые торги его акциями остановили 6 июня). Сначала из РАО выделятся 28 новых холдингов, а затем - вместе с не проданными на тот момент активами и денежными средствами на счетах - РАО присоединится к ФСК.

Но придется потратить еще полгода, чтобы окончательно оформить ликвидацию: дождаться итогов налоговой и аудиторской проверок (будут готовы только осенью), разобраться с актами передачи имущества для всех выделенных компаний, пообщаться со СМИ и инвесторами по поводу реорганизации и пр. Займется всем этим Проектный центр по завершению реорганизации РАО. Его штат будет состоять из 131 сотрудника, включая 41 менеджера из департамента бухгалтерского и налогового учета, восемь - экономической безопасности и режима, шести юристов и трех сотруд-

ников по работе со СМИ. Руководить ими будет зампред правления компании Яков Уринсон, из правления в Проектный центр больше никто не войдет. Этот центр являлся подразделением РАО, а с 1 июля перешел к одной из выделенных компаний - холдингу МРСК. Все сотрудники до 1 января 2009 г. останутся на прежних рабочих местах в «Нефтяном доме» на юго-западе Москвы (здание продано, но будет арендоваться).

Однако еще до 1 июля предполагалось собрать 26 млрд руб. от продажи сбытовых компаний, миноритарных долей в «Башкирэнерго», «Российских коммунальных системах» и других активов.

Реформа энергетики пройдена лишь на треть. Это реформа РАО ЕЭС подходит к концу, но не реформа российской электроэнергетики.

Федеральная сетевая компания-холдинг (ММСК «Центр и МСК)

Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний

Системный

оператор

р

е

н

э

О

р

трк

е

л

э

Степень контроля - доля Российской Федерации

Менее 50%

Свыше 50%

Свыше 75%

Атомные

электростанции

ГидроОГК

тепло-ОГК (6)

ТГК-14

Прочие генерирующие компании

Сбытовые компании

Ремонтные и сервисные компании

Дальневосточная

Энергетическая

компания

Изолированные

АО-энерго

Рис. 2. Модель нового энергорынка.

К примеру, «за этими обсуждениями о продаже активов - кто, кому, за сколько» - все забыли о высокой изношенности основных фондов. За год сразу три громкие аварии - на ОГК-5, в Улан-Удэ на ТЭЦ-1, на Сургутской ГРЭС-2. А инвестиции, которые привлекались при продаже ОГК и ТГК, должны идти только на новые мощности. Старым в итоге практически ничего не остается. Ведь именно ввода новых энергоблоков требуют акционерные соглашения с РАО ЕЭС. Не заработал пока оптовый рынок мощности - сейчас по свободным ценам продается только 15% электроэнергии.

Либерализация тарифов на электроэнергию произойдет только к 2011 г. И есть вопрос - сможет ли государство «побороть искушение» и не перенести этот срок, заботясь о снижении инфляции.

К 2011 г. государство действительно должно быть во всеоружии, нужны все усилия для того, чтобы были введены продуманные меры регулирования в естественно-монопольных сферах, чтобы у государства не было стимулов к продлению периода регулирования в дальнейшем. Нужен и контроль технической безопасности .

Еще одну важную проблему следует учитывать новым инвесторам и менеджменту энергокомпаний, им

может не удастся поддерживать запланированный рост производства электроэнергии, есть мнение,что к 2015 г. вместо запланированных в генсхеме 9,8 ГВт АЭС будет введено всего 2 ГВт. Основная причина -нехватка газа.

Сегодня цена 1 кВт ч для промышленного потребителя составляет 1,7-2 руб., или $0,07-0,085. В США цена в среднем по стране - $0,06. На Манхэттене -$0,17, в Калифорнии - около $0,08, но в Южной Каролине, Пенсильвании и других промышленных и сельскохозяйственных штатах - около $0,06. По мере либерализации тарифов на электроэнергию рост цен в 2,5 и более раз неизбежен. То есть более $0,17-0,2. Сегодня это уровень самых высоких цен в ЕС. Целые отрасли экономики, которые и сегодня недостаточно конкурентоспособны, включая сельское хозяйство, прекратят рост.

Однако, что точка невозврата пройдена. Деприватизация энергоактивов уже невозможна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи реформы делили на структурные, связанные с преобразованиями компаний, и рыночные. Самое главное сегодня сделано. Основная задача выполнена - привлечены масштабные инвестиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.