ОБРАЗОВАНИЕ
ИТОГИ РАБОТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ, КОМПЬЮТЕРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ И ШКОЛЕ"
THE RESULTS OF RUSSIAN SCIENTIFICALLY-PRACTICAL CONFERENCE "PROBLEMS OF TEACHING MATHEMATICAL,
COMPUTER AND NATURAL-SCIENCE DISCIPLINES IN HIGH SCHOOL AND SCHOOL"
07-08 декабря 2010 г. в Уральском институте экономики, управления и права состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы преподавания математических, компьютерных и естественнонаучных дисциплин в ВУЗе и школе".
В этом году конференция, посвященная данной тематике и ставшая уже традиционной, состоялась в пятый раз и привлекла большое количество участников.
Работа конференции началась с приветственных слов руководства института. Ректор УИЭУиП к.ю.н., доцент Асадов А.М., проректор УИЭУиП по научной работе д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Бахрах Д.Н. и проректор по учебной работе д.и.н., профессор Личман Б.В. отметили, что изучение математики, несомненно, повышает уровень подготовки специалистов экономического, юридического и других профилей, и пожелали участникам успехов в их важной, нужной и интересной работе.
Открыл пленарное заседание первого дня Гейн А.Г., д.п.н., профессор, академик Академии информатизации образования РФ. В его докладе "Взгляд на математику и информатику в свете новых федеральных образовательных стандартов общего образования" обсуждались изменения в преподавании математики и информатики, диктуемые введением Федеральных образовательных
стандартов второго поколения.
Александр Георгиевич рассказал, что принципиальные изменения в новых стандартах касаются не их содержания, которое в целом остается практически тем же, каким является в настоящее время. Кардинально меняются дидактические установки и соответственно технология обучения. Здесь необходимым для обучения оказывается освоение так называемых универсальных учебных действий, а в технологии обучения - полный переход на деятельностную парадигму.
Продолжил тему доклад "Обучение использованию стратегий как форма реализации компетентностного подхода при обучении математике студентов "нематематических" специальностей" Мельникова Юрия Борисовича, к.ф.-м.н., доцента Уральского государственного педагогического университета.
Несмотря на то, что образовательные стандарты третьего поколения официально ориентированы на реализацию компетентностного подхода, на практике преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями при его реализации, особенно в тех случаях, когда математика является непрофильным предметом или, в лучшем случае, инструментом решения профессиональных задач. Это обусловлено, в том числе, и следующими причинами:
ОБРАЗОВАНИЕ
1) недостаточная компетентность студентов младших курсов в области их будущей профессиональной деятельности, незнание соответствующих базовых моделей;
2) жесткий лимит времени, отпущенный на изучение математики, как правило, не позволяющий включать в содержание курса математики материал из области будущей профессиональной деятельности студентов (изучение типовых моделей, формул и др.);
3) недостаточная компетентность в экономике, физике и др., нередко наблюдающаяся у преподавателей-математиков.
В своей работе автор предложил некоторые способы решения этих проблем.
Аёаае! еб Аа её? ае^ I ад6б? а, а.о.-I Л ., I б? оапп? б, дапё6жёи í и ё аауоаёй í а6ёе, +ё.-ё? бб. -Е)^ I ? а^абё! 6ё, -^6? а ? абад" ааоаёй-п I I б? баппа аажа 6^ 6 I пео? ё? аее. I пеб? -ё? аеу аёедёа ё I а6а1 абеёа ёаё па1 ? ё ëí 6аё-ёаё66аёШ ? ё ? аëап6ë í а6ёе. I í а епм ёйд6а6 I аба1 а6ë^апёëа I ? ааёе е I ао? ай а ёа^апбаа ëппëаа? аабаёйпё? а? е! п6б6l а! бабеу. А аа? а? ёёааа '1 аёб? па6аай а I ? ааёе ? абад? аа! еу" 0 ёа ба^й ? ай а? ба аабеа! 6? а ба0 а! её е ? 6? I , í а ^а! ? пм аа! 6аё? ё ай а? б.
А а? ёёааа "I а6? аеёа Т баТ ? аааа! еу ё? I -Т й|э 6аб! й о аепбеТ ёе! а ОбаёМбА" а.о .I Л Т б? оапп? ба 6е6? аа Ыабаау Nабааааë^а (ОбаёААбА) ай ёа по? бI 6ёеб? аа! а ? аи ау пбаI а да! у6её Т ? y6ëI аепбеТ ёе! аI Т бе ед6^ ее п? п66аа! 6аI е ё? I Т й|э 6аб! й б аба-
0 ë^апёëб баааё6? б? а, аад ё? 6? бй б ! аа? д-
1 ? ^ а Т б? о аппе?! аёШ ау аау6аёй! ? п6й аёу абаои еб аедаё! аб? а е аббë6аё6? б? а.
Nа? ëI е ! ааё^ аа! еу^ е ! аа 6а! аа! беу-I е а ? аëап6ë Т баТ ? аааа! еу I а6аI а6ëёë е ё? I Т й|э 6аб! й б ! аоё а I ааëп6ба66ба I а6аI а-6её? -I аба! е^апё? а? баё6ёй6а6а ОбАО Т ? аа-ёеёпу I ëI а! ? а АëааëI еб Ааб а! ? ае^, Т б? -оапп? б, а.о.-I Л . а а? ёёааа "I ааëп6ба66ба -? Т й 6 е Т абпТ аё6ëай".
I б? баё6? б Т ? ем ? аабе?м ? I 6 ? абад? -аа! е^ ОЁУОе! , ё.о .-I Л . N еб! ? а Аёаё-па! аб Ё аа! ? ае^ баппёадаё ? I б? аё6а о ааа-баёй ? а? даё?! а "I а ? абад? аа! ее а Е? ппеё-пё? ё 6ааабабëë", Т бааё? жам I I ем аб-
науки для всенародного обсуждения, и призвал участников конференции активно участвовать в его обсуждении, присылать свои поправки и предложения на специальный сайт, где размещен законопроект.
На пути формирования новой парадигмы подготовки специалистов в области прикладной информатики, адекватной требованиям современной мировой и отечественной экономики, важным этапом может стать интеграционная модель обучения, - отметил в своем докладе зав.кафедрой прикладной информатики, д.ф.-м.н., профессор Сыромятников Владимир Николаевич. Он рассказал об интересном опыте совместного обучения студентов экономических специальностей и студентов факультета информационных технологий.
Как и другие участники, заметное снижение уровня математической подготовки школьников отметила в своем докладе Белецкая Наталья Владимировна, к.ф.-м.н., доцент (МИРЭА). Она рассказала о некоторых формах математических соревнований студентов, которые все же имеют высокий потенциал и к которым, чтобы его не растратить, желательно применять особый подход при обучении.
Профессор, к.п.н. Семенова Ирина Николаевна (УрГПУ) сказала о том, что исследование методов обучения с позиции пара-дигмального подхода позволяет выделить связь субъектов педагогического поля с информацией, а именно, ее объемом, формами сохранения, доступностью для получения и воспроизведения и др., и связь между субъектами педагогического поля. Настоящий период становления системы методов обучения характеризуется "сращиванием" содержания образования и доступной информации о построенных в науках системах и совокупностях знаний.
После перерыва была организована работа секции, на которой прозвучали доклады преподавателей вузов, ссузов и школ города, а также интересные доклады студентов.
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
103
ИТОГИ РАБОТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ, КОМПЬЮТЕРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ И ШКОЛЕ"
Во второй день конференции был заслушан доклад декана факультета педагогического образования МГУ чл.-корр. РАО, д.ф.-м.н., профессора Розова Николая Христови-ча "Некоторые мысли о педагогических реалиях", который вызвал большой резонанс и задал направление для дальнейшего обсуждения.
По мнению автора, и педагогическая наука, и педагогическая деятельность последние годы испытывают кризисное состояние. Таково мнение многих компетентных специалистов и такова оценка ситуации широкой общественностью. Об этом же свидетельствуют и низкое качество исследований по методике обучения, и поверхностность и хаотичность большинства внедряемых в образовательный процесс инноваций, и почти всеми признаваемое и объективно фиксируемое снижение уровня подготовки выпускников средней школы. Весьма показателен существенный спад внимания и государства, и общества и к профессии учителя, и к образованию в целом. Состояние дел в современной российской школе не устраивает никого.
Узловым центром сложившейся ситуации является проблема целей и функций образования. Анализируя современное состояние школы, автор высказывает утверждение, что система образования как государственный и общественный институт "потеряла" цель образования. Получение профессии перестало быть единственной и главной его целью. Необходимо формулировать цель образования в терминах надпрофесси-ональных и искать понятие более широкое, чем профессия. Это понятие есть деятельность. Именно деятельность как понятие оказывается центральным для педагогики.
Целью образования является подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержанием образования - освоение общих методов и форм человеческой деятельности. Предметное же содержание образования выступает лишь как средство, материал, на котором проходит обучение. Этот доклад по просьбе заинтересованных лиц был перепечатан в ряде других изданий, в частности, он публикуется и в настоящем номере этого журнала.
Обсуждение вопросов, поставленных в данной работе, было продолжено после пленарных докладов в рамках круглого стола "Актуальные проблемы российского образования". Участники - преподаватели школ, колледжей и ВУЗов - рассказали о проблемах в своей работе, заинтересованно говорили о путях развития российского образования, поделились своими находками в методике преподавания. В рамках этого обсуждения рассматривались также упомянутый выше проект закона "Об образовании в РФ" и стандарты школьного и вузовского образования.
На конференции прозвучали 27 докладов, к началу работы был опубликован сборник тезисов в двух частях более 80 авторов из 17 городов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Калининграда, Екатеринбурга, Челябинска, Перми и других городов. Конференция транслировалась в режиме on-line в Интернет, где ее посмотрели более 150 человек.
Участники конференции предложили следующую конференцию провести в декабре 2011 года.
Полная версия сборников докладов конференции (2 тома) размещена на сайте Института http://www.urep.ru/.
Мазуров В.Д., председатель Оргкомитета конференции;
Смирнов А.И., зам.председателя;
Пименов В.Г., член Оргкомитета;
Корниенко О.В., ученый секретарь конференции