Научная статья на тему 'Итоги проведения Всероссийской научной конференции на тему «Нациестроительство и модели национальной интеграции в России»'

Итоги проведения Всероссийской научной конференции на тему «Нациестроительство и модели национальной интеграции в России» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Атоян Ш.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги проведения Всероссийской научной конференции на тему «Нациестроительство и модели национальной интеграции в России»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Итоги проведения Всероссийской научной конференции на тему «Нациестроительство и модели национальной

интеграции в России»

В современной России вопрос о построении гражданской нации на протяжении ряда лет вызывает острые дискуссии в обществе. Обсуждаются как вопрос о реализации такого проекта в российских условиях, так и содержание самого понятия «гражданская нация». Одной из главных проблем в этом контексте является то, что для реализации гражданской модели нациестроительства и моделей национальной интеграции в России необходимо наличие системы социально-политических ценностей, реально способных эмоционально сплотить российских граждан.

В этом контексте состоявшаяся 14-15 апреля 2016 г. в г. Ростове-на-Дону Всероссийская конференция «Нациестроительство и модели национальной интеграции в России» стала значимым событием в мире науки. Ее организаторами выступили Институт социологии и регионо-ведения Южного федерального университета и Южнороссийский филиал Института социологии Российской академии наук. Научное мероприятие было реализовано при поддержке гранта РНФ № 15-18-10122 «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармо-

низации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях».

Всероссийская конференция собрала представителей 46 научных и образовательных организаций из 26 городов, в том числе из дальнего зарубежья. Для участия в конференции было подано более 180 заявок.

Работа конференции проходила по 4 секциям:

1. «Национальная идентичность и национальная консолидация в России».

2. «Национальная политика в России».

3. «Межэтническая напряженность и межэтнические конфликты в России».

4. «Актуальные проблемы глазами молодых ученых».

В центре внимания участников конференции были вопросы формирования национальной, гражданской идентичностей в современной России, особенности интеграции этносов в российский полиэтничный социум, обозначены проблемные точки в области национальной политики России, также было уделено внимание проблематике межэтнической напряженности и межэтническим конфликтам как на территории России в целом, так и в частности на Юге России.

На открытии конференции, которое проходило в зале заседаний ученого совета Южного федерального университета, выступил декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета доктор социологических наук, профессор Н.Г. Скворцов с докладом на тему «Формирование национальной идентичности в современной России». В своем выступлении Н.Г. Скворцов особое внимание акцентировал на том, что национальная идентичность является сложным, многоуровневым образованием, которое включает в себя первичный базовый уровень (язык, религия, стереотипы поведения). Как впоследствии отметил сам докладчик, этот уровень является «выражением богатейшего культурного наследия, результатом взаимодействия и взаимовлияния разных культур народов, проживающих

на территории единого государства. Однако в нем сокрыт и значительный конфликтогенный потенциал, связанный с религиозными, языковыми, поведенческими различиями, выражающимися в форме этнической дихотомии "мы" - "они"». Следующим, более высоким уровнем, по мнению докладчика, является «преодоление различий и формирование единства, солидарность. Это уровень осознания общих ценностей, среди которых важнейшее место занимают патриотизм, патриотическое сознание, сопричастность судьбе Родины». И наконец, высшим уровнем в структуре национальной идентичности россиянина было обозначено «осознание себя гражданином России, понимание своей гражданской ответственности».

В завершение своего выступления Н.Г. Скворцов отметил, что комплексная, многоуровневая структура российской национальной идентичности обусловливает сложность ее формирования в сознании людей, предложив в качестве решения этой важной задачи задействовать различные общественные институты, в частности, речь велась о таких институтах, как семья, государство, образование, средства массовой информации и др., при этом особую роль определив социальным наукам, на которых, по мнению ученого, «лежит ответственность за разработку теоретических оснований современной национальной политики, а также моделей и стратегий ее реализации на практике».

Научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета доктор философских наук, профессор Ю.Г. Волков осветил перспективы социологической диагностики этнонациональных отношений в южнороссийском регионе, отметив важность использования потенциала социологической диагностики как в целях преодоления когнитивного диссонанса в оценке состояния межнациональных отношений, так и в расширении перспектив налаживания диалога между социологией и обществом, то есть «ее способности как "самосознания общества" влиять на социальные практики». Кроме того, профессор Ю.Г. Волков акцентировал свое внимание на важности сближения позиций управленческих структур и экспертных сообществ, действующих в рамках совместного участия в реализации стратегии развития национальной политики, отметив, что «включение экспертов социологов в этот процесс полезно уже тем, что повышает коридор возможностей принятия оптимальных управленческих решений, хотя бы потому, что открываются условия установления консолидированной позиции по этим проблемам и предлагаются способы согласования позиций субъектов этнонациональных отношений».

Вопросам поиска путей интеграции этносов в полиэтничный социум России было посвящено выступление заведующего кафедрой социологии и социальной философии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского профессора В.А. Чигрина.

Нелишним было его напоминание о том, что в современных реалиях имеют место быть как межэтнические столкновения внутреннего характера, так и межгосударственные конфликты. В этом контексте, по мнению профессора В.А. Чигрина, в качестве одной из составляющих формулы сглаживания межэтнической напряженности должен выступать региональный сегмент, обеспечивающий полноценную интеграцию этносов в полиэтнический социум России, и в этом ключе крайне важным регионом, по мнению ученого, представляется Республика Крым, интеграция которой во всероссийский полиэтнический социум имеет ряд особенностей внутреннего и внешнего характера.

В завершение своего выступления профессор В.А. Чигрин сделал вывод о том, что историческая память является важнейшей составляющей самоидентификации членов общества, где преподавательский корпус, коллектив университетов и колледжей может внести свой значительный вклад в формирование новой страницы исторической памяти нынешних и будущих поколений, а также в становление непредвзятых межэтнических и межконфессиональных отношений. Этот механизм, как отметил докладчик, может стать одним из важных факторов интеграции этносов Крыма в российский полиэтнический социум.

В.А. Трубицын, профессор Северо-Кавказского федерального университета, посвятил свой доклад вопросам укрепления единства и межнациональных связей на Северном Кавказе. В своем выступлении профессор В.А. Трубицын отметил необходимость расширения пространства для взаимодействия субъектов, их парламентариев, молодежных, общественных, религиозных и других организаций, в том числе с учетом возвращения Крыма в Россию (например: до уровня южного региона России), а также указал на важность привлечения к разработке программ по национальной политике, имеющихся в субъектах России, входящих в СКФО ученых разных национальностей. Также важной, по мнению

В.А. Трубицына, является экспертиза программ по национальной политике. В этом случае имеется возможность избежать одностороннего подхода к формированию концептуальных положений и вытекающих из них мероприятий по укреплению единства и межнациональных отношений.

Значительный интерес участников конференции вызвало выступление директора Донского педагогического колледжа доктора социологических наук, профессора О.В. Степанова, который поделился своими соображениями касательно вопросов, связанных с анализом образовательной политики, находящейся в перманентной модернизации образования современной России, а также соотношения ее с целями и задачами нациестроительства.

В своем выступлении профессор О.В. Степанов обратил внимание аудитории на проблему учительства в современной России, отметив, что учительство в настоящее время находится в состоянии социальной незащищенности, став жертвой либеральной модернизации образования. Как отметил ученый в своем выступлении, «учительство современной России одновременно является и тормозом модернизационных процессов, и творческим генератором нового. Двойственность заключается в социальном положении, статусе, престижности учительского труда». Соглашаясь с мнением докладчика, отметим, что развитие общества невозможно без развития системы образования. Выход из сложившейся ситуации в системе образования ученому видится в повышении социального статуса учительства и его защищенности.

В завершение своего выступления профессор О.В. Степанов подчеркнул, что «развитие образования, соответствующего задачам нацие-строительства, предполагает нахождение варианта, включающего культурно-историческое наследие и обращенного к приоритетным целям развития общества, государства, нации и личности».

Кроме того, им было отмечено, что «существующая до сих пор образовательная система инерционна, основывается на заслугах и достижениях советского периода, социокультурном и профессиональном опыте старших поколений», а также в процессе нациестроительства образовательная политика по модернизации образования «должна избегать крайностей, не заниматься реконструкцией "славного прошлого" и не создавать заново систему образования, явно скопированную с зарубежных и нелучших образцов». Отдельно профессор О.В. Степанов заострил свое внимание на том, что «модернизация образования требует не просто нового прочтения прошлого, а определения социальных и культурных смыслов в современном российском обществе, причем

приоритет должен принадлежать проблеме своеобразного переформатирования отечественной культуры».

Заключительным аккордом пленарного заседания конференции стало выступление кандидата социологических наук, доцента А.В. Серикова, который презентовал результаты социологического исследования «Проте-стные настроения и уровень межнациональной нетерпимости в Ростовской области в условиях кризиса», обозначив актуальность данной проблематики, специфику протестных движений на Юге России, причины протестов и ухудшения межнациональных отношений. В завершение своего выступления А.В. Сериков обратил внимание участников конференции, что на сегодняшний день на региональном уровне общество нуждается не только в стабильных и эффективных политических институтах, но и в эффективных и доступных каналах социальной адаптации к изменяющейся экономической конъюнктуре.

Кроме того, следует отметить, что гостем конференции выступил член Президиума Российской академии естественных наук доктор социологических наук, профессор С.Н. Епифанцев, который от академии вручил председателю организационного комитета профессору Ю.Г. Волкову благодарственное письмо и орден «Рыцарь науки и искусств» РАЕН.

В заключение представляется важным отметить, что основная цель проведенной научной конференции на тему «На-циестроительство и модели национальной интеграции в России» была достигнута. Отдельные доклады достойны не только высокой оценки по результатам проведенного научного мероприятия, но и претендуют на публикацию в

научных изданиях, которые служат своеобразной площадкой для обмена опытом и обсуждения научных изысканий. В ходе проведения конференции были заслушаны доклады на самые актуальные темы, проведены круглые столы. Участники конференции обменялись опытом, обсудили имеющиеся в отрасли проблемы, наметили пути их решения. Вне всякого сомнения, состоявшаяся конференция стала важным шагом на пути к решению задач, стоящих перед российской и мировой гуманитарной наукой.

Ш.М. Атоян,

кандидат политических наук, ученый секретарь Южнороссийского филиала

Института социологии РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.