Научная статья на тему 'ИТОГИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ В 2022 ГОДУ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ, РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИХ, РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ИТОГИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ В 2022 ГОДУ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ, РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИХ, РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТУРЦИЯ / УЗБЕКИСТАН / ИРАН / ТОВАРООБОРОТ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строев В.В., Поляченко И.А., Геокчакян А.Г., Халимон Е.А., Брикошина И.С.

В настоящей статье авторы анализируют итоги проведения программы подготовки российских специалистов за рубежом в 2022 г. в Турецкой Республике, в Республике Узбекистан, в Исламской Республике Иран. Целью реализации программы подготовки является создание условий для установки деловых контактов представителей российского бизнеса с зарубежными организациями и предприятиями. В статье представлены результаты программы подготовки, а также рассмотрены современное состояние экономики, показатели товарооборота, реализуемые совместные проекты, перспективы и проблемы развития торгово-экономических отношений России со странами подготовки. Практически важным аспектом для дальнейшего развития подобных программ является проведенный анализ поставленных целей участников подготовки и достигнутых ими результатов, которые представляют собой возможности развития внешних торгово-экономических отношений России. Дальнейшее развитие полученных участниками подготовки результатов позволит расширить и повысить эффективность торгово-экономических связей Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE TRAINING PROGRAM FOR RUSSIAN SPECIALISTS ABROAD IN 2022 AND PROSPECTS FOR RUSSIAN-TURKISH, RUSSIAN-UZBEK, RUSSIAN-IRANIAN ECONOMIC RELATIONS

In the article, the authors analyze the results of the training program for Russian specialists abroad in 2022 in the Republic of Turkey, in the Republic of Uzbekistan, in the Islamic Republic of Iran. The purpose of the training program is to create conditions for establishing business contacts between representatives of Russian business with foreign organizations and enterprises. The article presents the results of the training program, as well as the current state of the economy, indicators of trade turnover, ongoing joint projects, prospects and development problems of trade and economic relations between Russia and the countries of training. A practical important aspect for the further development of such programs is the analysis of the goals set by the training participants and the results they have achieved, which represent opportunities for the development of external trade and economic relations of Russia. Further development of the results obtained by the participants of the preparation will allow expanding and improving the trade and economic relations’ efficiency of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ В 2022 ГОДУ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ, РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИХ, РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 338.22 JEL М11; O32 DOI 10.26425/1816-4277-2023-7-128-145

Итоги программы подготовки российских специалистов за рубежом в 2022 году и перспективы российско-турецких, российско-узбекских, российско-иранских экономических отношений

Строев Владимир Витальевич

Д-р экон. наук, ректор ORCID: 0000-0003-2887-1767, e-mail: vv_stroev@guu.ru

Поляченко Игорь Анатольевич

Начальник управления международного сотрудничества ORCID: 0009-0000-9565-2965, е-mail: ia_polyachenko@guu.ru

Геокчакян Артем Геворгович

Преп. каф. управления проектом, зам. дир. института отраслевого менеджмента ORCID: 0000-0002-3666-367X, e-mail: geokchakyan@guu.ru

Халимон Екатерина Андреевна

Канд. экон. наук, доц. каф. управления проектом ORCID: 0000-0002-9480-3466, e-mail: guu.konf@yandex.ru

Брикошина Ирина Станиславовна

Канд. экон. наук, зав. каф. управления проектом ORCID: 0000-0002-1765-0750, e-mail: is_brikoshina@guu.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

В настоящей статье авторы анализируют итоги проведения программы подготовки российских специалистов за рубежом в 2022 г. в Турецкой Республике, в Республике Узбекистан, в Исламской Республике Иран. Целью реализации программы подготовки является создание условий для установки деловых контактов представителей российского бизнеса с зарубежными организациями и предприятиями. В статье представлены результаты программы подготовки, а также рассмотрены современное состояние экономики,показатели товарооборота, реализуемые совместные проекты, перспективы и проблемы развития торгово-экономических отношений России со странами подготовки. Практически важным аспектом для дальнейшего развития подобных программ является проведенный анализ поставленных целей участников подготовки и достигнутых ими результатов, которые представляют собой возможности развития внешних торгово-экономических отношений России. Дальнейшее развитие полученных участниками подготовки результатов позволит расширить и повысить эффективность торгово-экономических связей Российской Федерации.

Ключевые слова

Президентская программа подготовки, внешнеэкономические отношения, экспорт, импорт, международная торговля, Турция, Узбекистан, Иран, товарооборот, экономическое сотрудничество, иностранные инвестиции

Для цитирования: Строев В.В., Поляченко И.А., Геокчакян А.Г., Халимон Е.А., Брикошина И.С. Итоги программы подготовки российских специалистов за рубежом в 2022 году и перспективы российско-турецких, российско-узбекских, российско-иранских экономических отношений// Вестник университета. 2023. № 7. С. 128—145.

© Строев В.В., Поляченко И.А., Геокчакян А.Г., Халимон Е.А., Брикошина И.С., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Results of the training program for Russian specialists abroad in 2022 and prospects for Russian-Turkish, Russian-Uzbek, Russian-Iranian economic relations

Vladimir V. Stroev

Dr. Sci. (Econ.), Rector ORCID: 0000-0003-2887-1767, e-mail: vv_stroev@guu.ru

Igor A. Polyachenko

Head of the International Cooperation Department ORCID: 0009-0000-9565-2965, e-mail: ia_polyachenko@guu.ru

Artem G. Geokchakyan

Lecturer at the Department of Project Management, Deputy Director of the Industry Management Institute ORCID: 0000-0002-3666-367X, e-mail: geokchakyan@guu.ru

Ekaterina A. Khalimon

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Department of Project Management ORCID: 0000-0002-9480-3466, e-mail: guu.konf@yandex.ru

Irina S. Brikoshina

Cand. Sci. (Econ.), Head at the Department of Project Management ORCID: 0000-0002-1765-0750, e-mail: is_brikoshina@guu.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

In the article, the authors analyze the results of the training program for Russian specialists abroad in 2022 in the Republic of Turkey, in the Republic of Uzbekistan, in the Islamic Republic of Iran. The purpose of the training program is to create conditions for establishing business contacts between representatives of Russian business with foreign organizations and enterprises. The article presents the results of the training program, as well as the current state of the economy, indicators of trade turnover, ongoing joint projects,prospects and development problems of trade and economic relations between Russia and the countries of training. A practical important aspect for the further development of such programs is the analysis of the goals set by the training participants and the results they have achieved, which represent opportunities for the development of external trade and economic relations of Russia. Further development of the results obtained by the participants of the preparation will allow expanding and improving the trade and economic relations' efficiency of the Russian Federation.

Keywords

Presidential training program, foreign economic relations, export, import, international trade, Turkey, Uzbekistan, Iran, trade turnover, economic cooperation, foreign investment

For citation: Stroev VV, Polyachenko I.A., Geokchakyan A.G., Khalimon E.A., Brikoshina I.S. (2023) Results of the training program for Russian specialists abroad in 2022 and prospects for Russian-Turkish, Russian-Uzbek, Russian-Iranian economic relations. Vestnik universiteta, no. 7, pp. 128—145.

© Stroev V.V., Polyachenko I.A., Geokchakyan A.G., Khalimon E.A., Brikoshina I.S., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Произошедшие в 2022 г. политические события и последовавшие за ними международные санкции, введенные в отношении Российской Федерации (далее — РФ), существенно повлияли не только на внешнеэкономическую деятельность отечественных компаний, но и на всю мировую финансовую систему, значительно изменив государственную структуру экспортно-импортных отношений. Российский бизнес, оказавшись в условиях жестких ограничений со стороны США и Европейского союза (далее — ЕС), вынужден был искать новые способы осуществления внешнеэкономической деятельности, инструменты международных финансовых расчетов, партнеров и выстраивать отношения с ними. По мнению ученых-экономистов, в краткосрочном плане процесс адаптации российских компаний к изменившимся экономическим условиям идет достаточно активно. Согласно проведенному опросу, наиболее существенными проблемами для деятельности предприятий и развития международных торгово-экономических отношений в условиях внешнего санкционного давления стали ухудшение условий транспортировки импортной продукции (50 % опрошенных), отказ зарубежных партнеров от поставок импортного сырья, материалов и комплектующих (47 %), проблемы с поставками необходимых запчастей для оборудования (43 %), снижение спроса на продукцию (42 %), отказ зарубежных компаний от поставок импортного оборудования и технологий (34 %) [1].

В таких условиях крайне важна активная помощь со стороны государства, заключающаяся не только в грантовой и налоговой поддержках, в льготном кредитовании малого и среднего бизнеса, в упрощении таможенных процедур, в уменьшении количества контрольных мероприятий, но и в помощи в выстраивании отношений с партнерами из других стран. По данным Федеральной таможенной службы, лидерами по товарообороту с Россией в 2022 г. стали Китай (увеличение на 28 % по сравнению с 2021 г.), Турция (увеличение на 84 %), Нидерланды (снижение на 0,1 %), Германия (снижение на 23 %) и Белоруссия (увеличение на 10 %) [2]. Анализируя основные факторы, влияющие на структуру экспорта и импорта, очевидно, что в ближайшее время основными торговыми партнерами России станут Китай, Турция, Белоруссия, Казахстан, Индия, Иран, Азербайджан, Армения, Узбекистан и другие страны Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Важное место в развитии внешнеэкономических отношений РФ и формировании деловых связей с новыми партнерами занимает программа подготовки российских специалистов за рубежом.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ В 2022 ГОДУ

Программа подготовки российских специалистов за рубежом проводится для слушателей, успешно завершивших обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации — государственной программе профессиональной подготовки в области экономики и управления для руководителей высшего и среднего звена, а также для собственников бизнеса. Президентская программа реализуется уже 25 лет и осуществляет подготовку специалистов в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Заказчиком Президентской программы со стороны государства является Министерство экономического развития Российской Федерации, а исполнителем — Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный ресурсный центр» (далее — ФБУ «ФРЦ») [3].

Программа подготовки российских специалистов за рубежом дает возможность участникам установить деловые контакты для развития взаимовыгодных экономических связей, получить навыки межкультурных коммуникаций, изучить производственную культуру и управленческий опыт коллег из других стран, напрямую познакомиться с зарубежными компаньонами, изучить оборудование и технологии, провести переговоры с потенциальными партнерами по конкретным направлениям и видам деятельности [3]. В сложившихся условиях санкционного давления реализация такой программы и предоставляемые ею возможности являются уникальными и крайне важными для дальнейшего развития экономики РФ.

В 2022 г. подготовка специалистов осуществлялась в Турецкой Республике (всего 40 чел. по направлениям «Общая экономическая кооперация», «Торговля»), в Республике Узбекистан (всего 20 чел. по направлению «Легкая промышленность и торговля»), в Исламской Республике Иран (всего 60 чел. по направлениям

«Общая экономическая кооперация», «Экономическая кооперация в промышленности»). Все участники прошли серьезный отбор, позволивший определить наиболее перспективных и подготовленных специалистов для развития внешнеэкономических торговых отношений РФ.

В ходе программы подготовки участники стажировки в Турецкой Республике посетили г. Стамбул, г. Анкара, г. Анталья; в Республике Узбекистан — г. Ташкент, г. Самарканд; в Исламской Республике Иран — г. Тегеран, г. Аббас-Абад, г. Альборз, г. Амоль, г. Саве. Длительность стажировки одной группы составила 8 дней.

Согласно проведенному опросу, следует выделить основные цели участников программы подготовки:

- проанализировать рыночную среду (49,2 % всех участников);

- реализовать свой проект (40 %);

- познакомиться с новыми технологиями производства (38,3 %);

- разработать новые продукты, начать их выпуск (32,5 %);

- внедрить новые технологии в своей организации (26,7 %).

Результаты более подробного анализа целей участников программы подготовки в целом и по странам в отдельности представлены на рис. 1.

Проанализировать рыночную среду

Реализовать с

I проект

Познакомиться с новыми технологиями производства

Разработать новые продукты, начать их выпуск

Внедрить новые технологии 5 в своей организации

I Познакомиться с другими социальными

и бизнес-культурами

Усовершенствовать коммуникационные навыки

Улучшить свои управленческие навыки

Познакомиться с новыми технологиями управления

Уточнить, оптимизировать план развития предприятия, реструктуризировать предприятие

0

10

20 30 40

Соотношение целей респондентов, %

50

1

60

I Иран Узбекистан

Турция Всего

Составлено авторами на основе анализа анкет участников программы подготовки [3]

Рис. 1. Цели участников программы подготовки в целом и по странам

К основным видам деловых контактов, которые планировали выстроить участники подготовки, можно отнести закупку товаров (53,3 % всех участников), организацию совместного производства (35 %), продажу товаров (32,5 %), предоставление услуг организации (30 %), сбыт продукции принимающего предприятия (26,7 %). Результаты более подробного анализа планируемых видов деловых контактов участников программы подготовки в целом и по странам в отдельности представлены на рис. 2.

< 5

Закупка товаров для организации-участника Совместное производство/ проект/предпринимательство

Продажа товаров организации-участника

Предоставление услуг организации-участника

Сбыт продукции принимающего предприятия

Сбыт продукции

Продажа товаров/услуг, произведенных другими российскими компаниями

Производство товаров/услуг по лицензии

организации-участника на территории

страны/региона подготовки

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Соотношение планируемых видов деловых контактов, %

I Иран О Турция

СИ Узбекистан Ш Всего

Составлено авторами на основе анализа анкет участников программы подготовки [3]

Рис. 2. Планируемые виды деловых контактов в целом и по странам

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Турецкая Республика является одной из немногих стран мира, расположенных одновременно в двух частях света: в Европе (3 % территории) и Азии (97 %). Турция граничит с Грузией, Арменией, Азербайджаном, Ираном, Ираком, Сирией, Грецией, Болгарией. Основная экономико-географическая особенность Турции состоит в ее расположении на пересечении дорог, соединяющих Европу и Азию, страны Черного и Средиземного морей. Крупнейшим городом Турции является Стамбул. Этот город расположен на берегах пролива Босфор, Черного и Мраморного морей и выступает одним из ключевых портов мира. Расположение Турции является определяющим фактором ее экономических и торговых отношений со странами мира.

Турция в 2022 г. по объему Валового внутреннего продукта (далее —ВВП), основанного на паритете покупательной способности, заняла 11 место в мире. А по долгосрочным прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, к 2030 г. Турция может выйти на 9 место [4]. К основным секторам турецкой экономики можно отнести услуги (54,6 %), промышленность (27,8 %), сельское хозяйство (6,6 %).

Россия и Турецкая Республика являются ключевыми стратегическими партнерами. В 2021 г. Турция заняла 4 место по направлениям экспорта товаров из России с долей в 5,36 % и 10-е место по импорту товаров в Россию с долей 2,21 %. В 2022 г. Россия заняла 8 место по объему экспорта Турции с долей 3,67 % и 1 место по объему импорта Турции с долей 16,1 %. В табл. 1 представлена динамика объема товарооборота России с Турцией за 2013—2022 гг.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика товарооборота России и Турции за 2013—2022 гг.

Внешняя торговля 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Экспорт России в Турцию, млрд долл. США 25,1 25,3 20,4 15,2 18,7 21,3 21,1 15,7 26,5 58,0

Импорт России из Турции, млрд долл. США 7,0 6,0 3,6 1,7 3,4 4,2 4,9 5,1 6,5 9,3

Товарооборот, млрд долл. США 32,1 31,3 24,0 16,9 22,1 25,5 26,0 20,8 33,0 67,3

Составлено авторами по материалам источника [5]

Динамика товарооборота в целом положительная. За рассматриваемый период можно выделить два серьезных примера снижения товарооборота: 1)первый период снижения товарооборота в 2015—2016 гг. вызван снижением курса национальной валюты на фоне введенных санкций и политического российско-турецкого кризиса из-за сбитого российского бомбардировщика в Сирии; 2) второй период снижения товарооборота отмечен в 2020 г. из-за пандемии коронавирусной инфекции, серьезно повлиявшей на внешнеэкономическую деятельность многих стран. В 2022 г. произошел значительный рост товарооборота между странами — более чем в 2 раза. По мнению экспертов, это связано с наращиванием объемов серого и параллельного импорта, а также с тем, что Турция после введения пакетов антироссийских санкций стала основным логистическим и перелетным хабом для российской стороны. Товарооборот с января по апрель 2023 г. увеличился на 7,3 %, если сравнивать с аналогичным периодом 2022 г., и составил 21,2 млрд долл. США. Однако под давлением США и ЕС в марте 2023 г. Турция прекратила транзит в Россию санкционных европейских товаров, что явно в ближайшее время отразится на объеме торгового оборота между странами. Также осенью 2022 г. Турция приостановила работу с платежной системой «Мир». Основной проблемой на данный момент являются трудности с логистикой и доставкой грузов, вызванные антироссийскими санкциями.

Структура экспорта России в Турцию и импорта России из Турции за 2021 г. представлена на рис. 3 и 4, на которых показаны наиболее востребованные товары для торговых операций. Около половины всего объема экспорта приходится на топливно-энергетические ресурсы — Турция является одним из крупнейших потребителей российского газа [6].

Анализируя экспортно-импортные показатели, очевидно, что объем и структура взаимной торговли не сбалансированы: объем продаваемых Россией товаров в Турцию в среднем за 2013—2022 гг. больше в 4,8 по отношению к объему продаваемых товаров Турцией России. Этот дисбаланс турецкая экономика старается ликвидировать за счет доходов от туризма (в допандемийный период в 2019 г. Турцию посетило 7,02 млн россиян, в 2020 г. — 2,13 млн, в 2021 г. — 4,7 млн, в 2022 г. — 5,2 млн), а также от деятельности турецких строительных компаний в России.

I Топливо, нефть и продукты их перегонки I Черные металлы Злаки

Алюминий и изделия из него Жиры и масла, и продукты их расщепления Н Остальное

Составлено авторами по материалам источника [5]

Рис. 3. Структура экспорта России в Турцию за 2021 г.

В Фрукты, овощи и орехи

В Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства I Средства наземного транспорта В Предметы одежды

В Электрические машины и оборудование В Пластмассы и изделия из них В Суда, лодки и плавучие конструкции

Рыбы и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные Изделия из черных металлов В Каучук, резина и изделия из них В Остальное

Составлено авторами по материалам источника [5]

Рис. 4. Структура импорта России из Турции за 2021 г.

Укреплению экономических российско-турецких отношений способствуют совместные проекты — строительство газопроводов «Голубой поток» и «Турецкий поток», по которым поставляется большая часть российского природного газа в Турцию, железнодорожно-портовая линия Кавказ — Самсун, строительство атомной электростанции «Аккую», сотрудничество по урегулированию сирийского конфликта, поставки зенитной ракетной системы С-400, помощь российских спасателей в ликвидации последствий землетрясения в Турции в феврале 2023 г. [7]. Важным фактором развития двусторонних торговых отношений является подписание соглашения о расчётах и платежах в национальных валютах, целью которого являются расширение и укрепление межбанковского взаимодействия а также, обеспечения бесперебойности расчётов [8].

К ключевым направлениям и перспективам развития российско-турецких экономических отношений можно отнести:

— диверсификацию и увеличение несырьевого российского экспорта в Турцию;

- сотрудничество Турции и России в рамках евразийской интеграции через деятельность в Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС);

- развитие российско-турецкого сотрудничества в строительно-транспортной сфере [9];

- развитие логистических связей, вызванное укреплением Турции как регионального транспортного узла;

— интеграцию транспортных путей Турции и России;

- создание газового хаба на северо-западе Турции;

— совместную реализацию новых проектов в сфере энергетики с участием центральноазиатских государств-экспортеров (Туркменистан, Казахстан, Узбекистан) [10];

— увеличение объемов международного туризма из России в Турцию.

Развитию российско-турецких экономических отношений способствует проведение различных бизнес-форумов, в ходе которых могут быть установлены деловые контакты между российским и турецким бизнесом. С 2021 г. успешно проходит ежегодный форум «Россия-Турция», в котором принимают участие представители Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, ГК ВЭБ.РФ, АО «Российского экспортного центра», Посольства Турции в России, Ассоциации российско-турецких предпринимателей (тур. Rus Türk I^adamlari Birligi, далее —RTIB), Торгового представительства России в Турции, Российско-Турецкого делового совета, Ассоциации индустриальных парков и экспертов. Кроме того, в марте 2023 г. состоялся Российско-турецкий бизнес-форум, а в октябре 2023 г. запланировано проведение в Стамбуле Турецкого бизнес-форума, ориентированного на турецких предпринимателей, желающих выйти на российский рынок и отечественных предпринимателей, которые планируют вести бизнес в Турции. А в ноябре 2023 г. в Сочи пройдет первый Российско-турецкий Черноморский бизнес-форум «Черное море — 2023».

Несмотря на относительно позитивное развитие российско-турецких отношений, простыми их назвать нельзя. Турция, невзирая на выстраивание и поддерживание политических и экономических отношений с Россией, является членом Организации Североатлантического договора (англ. North Atlantic Treaty Organization, далее — НАТО), кандидатом в члены ЕС, крупнейшим региональным союзником США [10]. Необходимо также учитывать продолжение давления со стороны США и ЕС на Турцию в целях сокращения экономических отношений с РФ и создания различных торговых барьеров. Кроме того, очевидно, что российско-турецкие отношения во многом базируются на личной позиции Президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана. В случае смены руководства страны, которое гипотетически могло случиться 28 мая, когда проводился второй тур президентских выборов, отношения между странами с большей вероятностью поменялись бы. В целом уверенная победа Реджепа Эрдогана гарантирует предпринимателям определенную защиту от резких изменений в экономической политике государства на пятилетнюю перспективу. Примечательно, что 29 мая вновь избранный президент Турецкой Республики сначала заявил о создании газового хаба. Сам хаб, который, предположительно, разместится на европейской территории страны, обеспечит российским газом более 10 стран Южной и Центральной Европы по 3 газопроводным веткам. Также необходимо учитывать, что помимо поддержания отношений с ЕС, с США и с Россией, Турция ориентирована на усиление своих позиций и ведущей роли на Ближнем Востоке. Политика Турецкой Республики нацелена на утверждение в роли регионального лидера. При этом Турция, руководствуясь инициативой Организации Объединенных Наций (далее — ООН) «Посредничество для мира», пытается стать центром дипломатической активности и международных посреднических услуг (один из ярких последних примеров — «зерновая сделка») [11].

Турецкая Республика в таких условиях будет и дальше вести самостоятельную политическую и экономическую деятельность, использовать все возникающие возможности для продвижения страны и укрепления собственного места в регионе и мире. Поэтому при сотрудничестве с Турцией необходимо учитывать то, что страна будет занимать сбалансированную позицию по отношению ко всем странам; поддерживать баланс в отношениях между ЕС, США, Россией, Китаем, странами Северной Африки и Ближнего Востока; взаимодействовать только по интересным ей направлениям и на выгодных ей условиях. Например, турецкая инициатива Транскаспийского Срединного коридора, соединяющего Турцию с Китаем в обход России и Ирана, оказалась вполне реализуемой.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Развитие экономики современного Узбекистана во многом определено его историческим путем. В 1990-е гг. после распада Союза Советских Социалистических Республик (далее — СССР) в Узбекистане, как и в других постсоветских республиках, на фоне разрыва многих хозяйственных связей наблюдался экономический спад. Однако Узбекистан является одним из немногих постсоветских государств, которому удалось избежать кровопролитных территориальных конфликтов и гражданских войн. Среди стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) Узбекистан один из первых стал развиваться в хозяйственной сфере и к 2001 г. смог остановить падение производства, восстановить производственный уровень в соответствии с плановыми показателями ВВП.

На фоне других среднеазиатских стран Узбекистан имеет значительное географическое преимущество. Столица Республики Узбекистан — Ташкент, который является «железнодорожным ключом» ко всей Средней Азии. Кроме этого, большая часть территории располагается в районе среднеазиатской подгорной полосы, наиболее ценной в хозяйственном плане.

В 2016 г. новый Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев значительно изменил вектор развития государства, перестроив закрытую модель на проактивную модель развития страны, активизировал внешнеэкономическое сотрудничество, внешнюю торговлю и приток инвестиций в Узбекистан [12]. За последние 10 лет среднегодовой рост экономики Узбекистана составил 5,9 %, что свидетельствует о динамичном развитии страны.

Объем ВВП Республики Узбекистан в 2022 г. составил 80,4 млрд долл. США, что больше на 5,7 % по сравнению с 2021 г. В рамках отраслевой структуры экономики Узбекистана в 2022 г. доля сферы услуг составила 38,65 %, промышленности — 24,84 %, сельского, лесного и рыбного хозяйства — 23,47 %, строительства — 6,25 %. На данный момент одними из ключевых отраслей являются легкая промышленность и автомобилестроение. Малый бизнес и частное предпринимательство выступают драйвером развития узбекской экономики, обеспечения занятости и повышения доходов населения, несмотря на то что крупные государственные предприятия продолжают играть ведущую роль.

Объем внешней торговли Узбекистана в 2022 г. показал рекордные показатели — 50 млрд долл. США. Экспорт составил 19,3 млрд долл. США (увеличение на 15,9 % по сравнению с 2021 г.), импорт — 30,7 млрд долл. США (увеличение на 20,4 % по сравнению с 2021 г.). Торгово-экономические отношения Узбекистана переплетены со странами СНГ, Центральной Азией, Афганистаном, странами Ближнего Востока и Европы. По данным Агентства по привлечению иностранных инвестиций при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, в 2022 г. Россия укрепилась в качестве основного торгового партнера Узбекистана, заняв лидирующую позицию по объему товарооборота, — 18,6 %, далее следуют Китай — 17,8 %, Казахстан — 9,2 %, Турция — 6,4 %, Южная Корея — 4,7 % [13]. В целом Узбекистан в последние годы стал более зависим от торговых отношений с Россией и Китаем. В табл. 2 представлена динамика объема товарооборота России с Узбекистаном за 2013—2022 гг.

Как видно из приведенной статистики, в целом динамика товарооборота России и Узбекистана положительная. Прослеживается тенденция увеличения объема товарооборота. Выделяется значительное снижение товарооборота в 2015—2016 гг., что вызвано ухудшением общей экономической ситуации на фоне введения антироссийских санкций, снижения курса рубля. Однако, по данным Министерства внешнеэкономических связей, инвестиции и торговли Республики Узбекистан, в физическом выражении товарооборот в эти годы не уменьшался [14]. Соотношение экспорта и импорта на протяжении всех лет стабильно положительное в пользу России. Обратимся к табл. 2.

Таблица 2

Динамика товарооборота России и Узбекистана за 2013—2022 гг.

Внешняя торговля 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Экспорт России в Узбекистан, млрд долл. США 2,8 3,1 2,2 2,0 2,6 3,3 3,9 4,7 5,2 6,2

Импорт России из Узбекистана, млрд долл. США 1,3 0,9 0,6 0,8 1,0 1,1 1,2 1,2 1,7 3,1

Товарооборот, млрд долл. США 4,1 4,0 2,8 2,8 3,6 4,4 5,1 5,9 6,9 9,3

Составлено авторами по материалам источника [5]

В 2022 г. российский рынок стал еще более привлекательным для узбекского бизнеса из-за массового ухода западных компаний. По итогам первого квартала 2023 г. торговый оборот между Россией и Узбекистаном увеличился на 19,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.; Россия заняла второе место по доле в общем объеме внешнеторгового оборота с 15,1 % (лидером стал Китай с 15,9 %). По некоторым прогнозам, товарооборот по итогам 2023 г. может достигнуть 10—12 млрд долл. США, а в среднесрочной перспективе — 20 млрд долл. США.

Структура экспортно-импортного оборота РФ и Республики Узбекистан за 2021 г. представлена на рис. 5 и 6. Россия поставляла в Узбекистан промышленную продукцию, продовольственные товары, машины и транспортное оборудование, в обратном направлении закупалась продукция легкой промышленности (текстиль, хлопок, одежда, ткани) и плодоовощная продукция.

В 2022 г. Узбекистан стал для России одним из направлений параллельного импорта, в первую очередь, — бытовой техники, смартфонов, автозапчастей. По заявлению Министерства экономического развития РФ, в декабре 2022 г. структура российско-узбекского товарооборота претерпевает изменения: готовая продукция несколько последних лет вытесняет сырьевую [14].

Черные металлы и изделия из них Древесина и изделия из нее

Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства Жиры и масла, и продукты их расщепления Средства наземного транспорта

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки Электрические машины и оборудование Пластмассы и изделия из них Бумага, картон и изделия из них Фармацевтическая продукция Алюминий и изделия из него Остальное

Составлено авторами по материалам источника [5]

Рис. 5. Структура экспорта России в Узбекистан за 2021 г.

По мнению Торгового представителя РФ в Республике Узбекистан Константина Злыгостева, одной из ключевых задач в сфере экономического сотрудничества России и Узбекистана является переход от торговых отношений к настоящей промышленной кооперации [15]. В рамках данной задачи страны намерены создавать совместные предприятия по направлениям машиностроения, легкой промышленности и фармацевтики. За 2018—2022 гг. в Узбекистане было создано более 2,5 тыс. предприятий с участием российского капитала, в России — более 600 компаний узбекского бизнеса. По словам заместителя премьер-министра Узбекистана Жамшида Ходжаева, по состоянию на конец 2022 г. в Узбекистане реализуют почти 200 совместных с Россией проектов на 20 млрд долл. США [16].

Хлопок

Предметы одежды и принадлежности к одежде Фрукты, овощи и орехи Пластмассы и изделия из них

Трикотажные полотна машинного или ручного вязания Цинк и изделия из него Медь и изделия из нее

Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, бижутерия Остальное

Составлено авторами по материалам источника [5]

Рис. 6. Структура импорта России из Узбекистана за 2021 г.

Одним из двигателей двустороннего сотрудничества является строительство атомной электростанции (далее — АЭС) в Джизакской области Узбекистана — первой ядерной установки в странах Центральной Азии. Кроме того, в августе 2021 г. была подписана дорожная карта по созданию и развитию логистических коридоров между Россией и Узбекистаном (например, «Кабульский коридор», маршрут «Север-Юг»), обеспечивающих ускоренное перемещение товаров между странами [17]. Существенное место в экономических отношениях между странами занимает активная трудовая миграция из Узбекистана в Россию (по экспертным оценкам, в первое полугодие 2022 г. на территории России находилось около 2,9 млн трудовых мигрантов из Узбекистана), что делает Узбекистан сильно зависимым от состояния российской экономики.

Развитию сотрудничества способствует проведение большого количество совместных бизнес-форумов и деловых встреч на высшем уровне. Ежегодно проходят Форумы межрегионального сотрудничества России и Узбекистана (Российско-Узбекский бизнес-форум). С 2021 г. в Узбекистане проходит промышленная выставка «Иннопром. Центральная Азия», а на государственном уровне функционирует Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству.

К перспективным направлениям развития российско-узбекского сотрудничества можно отнести:

- развитие логистических коридоров, обеспечивающих увеличение объема и ускорение торговли между странами;

- увеличение поставок агропродукции по сниженной ставке налога на добавленную стоимость с 20 % до 10 %;

- дальнейшую промышленную кооперацию;

- законодательное закрепление деятельности трудовых мигрантов;

- развитие межрегионального сотрудничества малого и среднего бизнеса лидера (на данный момент лидерами являются Москва, Санкт-Петербург, Челябинская, Свердловская, Самарская, Ивановская, Белгородская, Вологодская области, а также Республика Татарстан);

- реализацию совместных масштабных проектов в топливно-энергетическом комплексе (далее — ТЭК) [18];

- вступление Узбекистана в ЕАЭС, позволяющее сократить барьеры во взаимной торговле;

- сотрудничество по обеспечению безопасности в регионе и всей Центральной Азии, а также защита от внешних угроз (в первую очередь, поступающих со стороны Афганистана) [19].

Узбекистан входит в различные международные организации и союзы — в ООН, в СНГ, в Шанхайскую организацию сотрудничества (далее — ШОС), является государством-наблюдателем ЕАЭС и кандидатом в члены Всемирной торговой организации (ВТО), активно сотрудничает с ЕС. В качестве приоритета экономического развития Узбекистана в данный момент выделяется налаживание торговых связей с граничащими государствами и развитие региональной кооперации. В связи с этим становятся понятными настороженность и неготовность вступления в настоящее время в российско-центристские союзы и альянсы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Исламская Республика Иран является одной из крупнейших экономик Западной Азии и Ближнего Востока. Она имеет богатые природные ресурсы, разнообразные отрасли экономики и большой потенциал для дальнейшего развития. По объему ВВП по паритету покупательной способности на 2022 г. Иран занимает 22 место в мире, 9 — в Азии и является 4-ой экономикой исламского мира, уступая Турции, Саудовской Аравии и Египту.

Серьезное влияние на экономику Ирана оказала произошедшая в 1979 г. Исламская революция, которая установила новый исламский миропорядок в стране, а также ирано-иракская война, которая велась с 1980 г. по 1988 г. Сильно подорвали развитие экономики Ирана вводимые с 1979 г. международные санкции, сначала по инициативе США как ответ на «недемократическую» революцию, а потом и многими другими государствами в связи с развитием ядерной программы [20]. Содержание ключевых санкций сводится к запрету на экспорт нефти, отключению иранских банков от SWIFT (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications — Международной межбанковской электронной системы платежей, далее — SWIFT), сдерживанию инвестиционной деятельности, ограничению доступа к технологиям и т.д. Долгое время Иран являлся мировым лидером по количеству введенных против него санкций (на 7 марта 2022 г. их насчитывалось 3 616, на 23 февраля 2023 г. — 4 268), уступив в 2022 г. это место России на фоне проведения специальной военной операции.

Иран является членом Организации стран-экспортеров нефти (далее — ОПЕК), ШОС, участником Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), кандидатом на вступление в BRICS (англ. Brazil, Russia, India, China, South Africa — устоявшаяся аббревиатура от названия четырёх быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, далее — БРИКС), активно развивает экономическое отношения со странами по региону и зоны свободной торговли на островах Киш и Кешм.

Объем ВВП Ирана, начиная с 2016 г., показывает стабильную положительную динамику. В 2022 г. он составил 1 596,9 млрд долл. США, что на 9,7 % больше 2021 г. Иран является индустриальной страной со значительно развитой промышленной инфраструктурой [21]. Наиболее развитыми отраслями промышленности Ирана являются нефтегазовая, энергетическая, добывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, сельское хозяйство, текстильная промышленность. Учитывая основополагающую роль нефтедобывающего сектора, Иран сильно зависит от уровня и колебания цен на нефть. Структура ВВП Ирана в 2022 г. продемонстрировала следующие показатели: сектор услуг — 51 %, нефтехимическая промышленность — 27 %, сельское хозяйство — 9 %, другие виды производства — 11 %, прочее — 1 % [22].

Введенные против Ирана санкции в целом, безусловно, сильно ограничили возможности экономического роста, но не разрушили экономику и не создали полной экономической изоляции страны, об этом свидетельствуют объем и структура торгового баланса. Объем внешней торговли Ирана в 2021 г. составил 128 млрд долл. США (75,1 млрд долл. США — экспорт Ирана, 52,9 млрд долл. США — импорт Ирана). Лидерами по товарообороту являются такие страны, как Китай, на который пришлось 32,7 млрд долл. США (24,1 % импорта и 26,6 % экспорта), Объединенные Арабские Эмираты — 21,5 млрд долл. США (31,2 % импорта и 6,6 % экспорта), Турция — 12 млрд долл. США (10 % импорта и 8,1 % экспорта), Ирак — 10,1 млрд долл. США (2,3 % импорта и 12 % экспорта). Ключевым статьями экспорта Ирана являются нефть и природный газ, на них приходится 82 % всех экспортных доходов страны. Россия является одним из ключевых стратегических партнеров Ирана. В 2022 г. развитие сотрудничества стало особенно перспективным на фоне санкций и ограничений, введенных против обеих стран. В табл. 3 представлена динамика объема товарооборота России с Ираном за 2013—2022 гг.

Динамика товарооборота между РФ и Исламской Республикой Иран положительная, однако явно объем товарооборота в несколько раз ниже потенциального. По мнению экспертов, в 2023 г. объем товарооборота продолжит расти, а высшее руководство Ирана заявляло о необходимости достижения объема торговли между странами в 40 млрд долл. США в долгосрочной перспективе [21].

Структура экспортно-импортного оборота РФ и Исламской Республики Иран за 2021 г. представлена на рис. 7 и 8. До 2022 г. основной объем иранской торговли составляли сельскохозяйственная продукция и продукты питания, а за прошедший год почти на 30 % вырос экспорт иранских промышленных товаров в Россию.

Таблица 3

Динамика товарооборота России и Ирана за 2013—2022 гг.

Внешняя торговля 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Экспорт России в Иран, млрд долл. США 1,2 1,3 1,0 1,9 1,3 1,2 1,2 1,4 3,1 3,8

Импорт России из Ирана, млрд долл. США 0,4 0,4 0,3 0,3 0,4 0,5 0,4 0,8 1,0 1,1

Товарооборот, млрд долл. США 1,6 1,7 1,3 2,2 1,7 1,7 1,6 2,2 4,1 4,9

Составлено авторами по материалам источника [5]

1,5 % ■ 1,7 % ■ 1,8 %

■ 1,3 %

I Злаки

I Жиры и масла, и продукты их расщепления I Древесина и изделия из нее I Средства наземного транспорта

I Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства I Фармацевтическая продукция Продукты неорганической химии Остальное

Составлено авторами по материалам источника [5]

Рис. 7. Структура экспорта России в Иран за 2021 г.

1,8 % ■ 1,6 % .

о -2 п /

■ 1,2 % 1,1 %

I Фрукты, овощи и орехи Пластмассы и изделия из них

Продукты переработки овощей, фруктов, орехов, прочих частей растений Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные I Химические волокна I Фармацевтическая продукция I Черные металлы и изделия из него I Органические химические соединения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент I Остальное

Составлено авторами по материалам источника [5]

Рис. 8. Структура импорта России из Ирана за 2021 г.

Драйвером развития российско-иранских экономических отношений являются нефтегазовые связи. В зоне совместных интересов — разработка новых месторождений в Иране, внедрение новых технологий повышения давления на месторождениях, строительство газопроводов. На данный момент Россия ведет работу над строительством второго и третьего энергоблока АЭС «Бушер» на берегу Персидского залива и тепловой электростанции (ТЭС) «Сирик» в провинции Хормозган. В июле 2022 г. между ПАО «Газпром» и Иранской национальной корпорацией было подписано соглашение о сотрудничестве.

Усиление российско-иранского сотрудничества обеспечивается за счет усовершенствования транспортных коридоров и логистических маршрутов. Россия и Иран активно развивают проект транспортного трансконтинентального коридора «Север — Юг», который должен соединить Балтийское море с Индийским океаном. Данный коридор позволит обеспечить беспрепятственную поставку грузов по региону и открывает огромные перспективы бесперебойных поставок товаров из Европы в Южную Азию и обратно. Сам планируемый коридор в несколько раз короче традиционных маршрутов поставок из Европы в Индию. Этот маршрут также увеличит объем импорта Ирана в Россию. В целом необходимо отметить определенную закрытость российского рынка для иранской продукции, которая поддерживается рядом стран (активную роль в данном вопросе играет турецко-азербайджанское лобби, желающее обеспечить меньшую конкуренцию для товаров из Турции).

Еще одним направлением развития торговых отношений является взаимодействие Ирана с участниками ЕАЭС, которые в начале 2023 г. в Тегеране подписали меморандум о создании свободной экономической зоны. Кроме того, Россия и Иран завершают работу по совместному применению национальных платежных систем «Мир» и «Шетаб» (в 2022 г. доля рубля и Иранского риала во взаиморасчетах превысила 60 %).

За 2022 г. Россия инвестировала в иранскую экономику 2,7 млрд долл. США, что составляет около 45 % всех иностранных вложений в Иран. Российские инвестиции преимущественно направлены на реализацию нефтяных проектов в провинции Илам.

Учитывая схожую международно-экономическую ситуацию России и Ирана, наиболее перспективными представляются следующие направления развития сотрудничества:

- переход к расчету в национальных валютах и криптовалютах;

- создание российско-иранской платежной системы на основе интеграции национальных платежных систем, альтернативной SWIFT;

- расширение возможностей экономического и технологического сотрудничества на базе площадок ЕАЭС и БРИКС [23];

- более глубокая промышленная кооперация, создание совместных производств (в первую очередь, в сфере машиностроения, авиастроения, фармацевтики);

- создание новых транспортных и логистических коридоров, обеспечивающих большую пропускную способность и скорость движения товаров;

- увеличение числа российских туристов в Иран из-за закрытия европейских направлений, в первую очередь, в сторону Персидского залива;

- увеличение импорта иранской автомобильной продукции в России (Iran Khodro, SAIPA) на фоне ухода с российского рынка европейских моделей;

- создание в Иране транспортного хаба для российского зерна.

Следует особо обратить внимание на значимое событие в российско-иранских экономических отношениях, которое состоялось 17 мая 2023 г. В этот день президенты двух стран объявили о начале строительства железной дороги между иранскими населенными пунктами Решт и Астара. Железнодорожная ветка в 162 км позволит соединить транспортные сети двух стран, что, в свою очередь, сделает возможным без перегрузки в кратчайшие сроки осуществить доставку значительных объемов грузов из России в крупнейшие порты Ирана и Индии. В перспективе этот проект может также обеспечить железнодорожный подход российских грузов в порты Сирии на Средиземном море, так как выход на европейские рынки входит в планы Ирана по развитию своей логистической сети. Успешное завершение проекта способно придать дополнительный импульс торгово-экономическим отношениям между РФ и Исламской Республикой Иран.

В целом для развития российско-иранского сотрудничества необходимо решить немало проблем, заключающихся, например, в ликвидации информационных барьеров (Иран все еще остается одной из самых закрытых стран мира), санкционных (введенные в свое время санкции в отношении Ирана Россия до сих пор так и не сняла), регуляторных (таможенные ограничения, административные и законодательные ограничения). Одной из проблем развития сотрудничества между Россией и Ираном является определенное недоверие российского бизнеса к иранским партнерам. Многие рассматривают эту страну как временный вариант на период западных ограничений, а не как полноценного стратегического партнера на долгие годы и совместные проекты.

Однако Исламская Республика Иран является хорошим примером экономического развития для России в условиях санкционных ограничений. Иран живет, развивается в условиях международной экономической

изоляции и дополнительно сталкивается с ограничениями, накладываемыми исламским миропорядком более 40 лет, а также умеет делать то, чему экономика и бизнес-среда России еще не научилась. Учитывая американские и европейские предпосылки, очевидно, что санкционное давление на Россию быстро не окончится, и РФ необходимо учесть санкционные уроки Ирана для дальнейшего собственного развития [24].

ВКЛАД ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ В 2022 ГОДУ В РАЗВИТИЕ ВНЕШНИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

Важным аспектом в проведении программы подготовки российских специалистов за рубежом является оценка ее эффективности, которую можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, это полезность программы для ее участников, а во-вторых, это вклад программы в развитие внешних торгово-экономических связей РФ. При этом необходимо понимать, что данные аспекты являются взаимосвязанными, поскольку прямой эффект от реализации программы возможен только для ее участников, которые должны с учетом уже имеющегося опыта, результатов подготовки развивать международные торговые связи своей организации. Грамотно выстроенные экономические отношения отдельной организации с иностранными компаниями в среднесрочной перспективе имеют хороший потенциал для своего развития. Следовательно, такие отношения каждой отдельно взятой компании вносят свой вклад в развитие внешних торгово-экономических связей РФ и в увеличение международного торгового баланса. Развитие внешнеторговых отношений России, укрепление позиций страны на международной экономической арене и реализация вышеописанных перспектив развития сотрудничества являются основными целями проводимой программы подготовки отечественных специалистов за рубежом.

Большая роль в достижении данной цели отводится самим участникам программы, степени их готовности и подготовки. В связи с этим ФБУ «ФРЦ» обоснованно уделяет большое внимание отбору участников программ подготовки. В ходе отбора учитываются следующие основные критерии: наличие международного опыта и международных связей у потенциального участника (эффективность развития имеющихся связей намного выше, чем их создание «с нуля»); знание иностранного языка (личное общение более эффективно, чем через переводчиков); настроенность потенциальных участников к высокоинтенсивной работе в ходе программы подготовки; гибкость и готовность подстраиваться под специфику ведения бизнеса, под социокультурные особенности страны; соответствие профиля профессиональной деятельности потенциального участника направлению программ подготовки и перспективам развития торгово-экономических отношений России с определенной страной. Очевидно, что результативность и эффективность программы для участников во многом зависит от их заинтересованности, активности, от имеющихся компетенций и опыта.

Оценку вклада программы подготовки в развитие торгово-экономических отношений необходимо начинать с анализа результатов подготовки для ее участников. В табл. 4 представлено процентное соотношение количества посещенных участниками программы предприятий и организаций по странам.

Таблица 4

Процентное соотношение количества посещенных предприятий и организаций участниками программы подготовки по странам

Количество посещенных предприятий и организаций Турецкая Республика, % Республика Узбекистан,% Исламская Республика Иран, % В целом по программе подготовки в 2022 г., %

До 5 25 0 36 27

От 6 до 10 40 15 36 34

От 11 35 85 28 39

Составлено авторами на основе анализа анкет участников программы подготовки [3]

Для дальнейшего развития деловых отношений с конкретными организациями и предприятиями рассматриваемых стран целесообразно выделить потенциально полезные и перспективные для сотрудничества компании. По мнению участников программы, наиболее перспективными и посещаемыми организациями для сотрудничества являются:

- в Турецкой Республике — компания Kayhan Ertugrul Kürü§ Mah. Merkez Sok.; Торговое представительство РФ в Турецкой Республике; строительная компания DKY in^aat; промышленная зона OSTIM; Ассоциация экспортеров западного средиземноморья (тур. Bati Akdeniz ihracatgilar Birligi);

- в Республике Узбекистан — Торговое представительство РФ в Республике Узбекистан; группа компаний UZTEX GROUP; Ассоциация банков Узбекистана; Представительство Российского экспортного центра в Узбекистане; фабрика Bakan Tex;

- в Исламской Республике Иран — Организация малых предприятий и индустриальных парков Ирана (англ. Iran Small Industries and Industrial Parks Organization); организация Arad Holding; компания Kara Electronic Mabna Co. Ltd.; фабрика Shouder Faucet Products.

При проведении анализа полезности и эффективности проведения программы подготовки важно оценить степень достижения поставленных участниками целей. В табл. 5 представлено процентное соотношение степени выполнения поставленных целей (по оценкам самих участников сразу после завершения программы).

Таблица 5

Процентное соотношение степени достижения поставленных целей участниками

программы подготовки по странам

Степень достижения поставленных целей участниками Турецкая Республика, % Республика Узбекистан,% Исламская Республика Иран, % В целом по программе подготовки в 2022 г., %

От 0 % до 40 % 5,0 5,0 15,2 10,1

От 40 % до 70 % 30,0 10,0 20,5 21,9

От 70 % до 90 % 42,5 50,0 45,7 45,4

От 90 % до 100 % 22,5 35,0 18,6 22,6

Средняя степень достижения поставленных целей 72,9 79,8 68,5 71,9

Составлено авторами на основе анализа анкет участников программы подготовки [3]

Проведенный анализ оценки полезности с позиции участников программы подготовки позволяет сделать вывод о том, что в среднем 68 % участников оценили степень достижения поставленных перед собой целей более чем в 70 %. Средний уровень достижения поставленных целей составляет 71,9 %, при этом по подготовке в Турецкой Республике показатель составляет 72,9 %, в Республике Узбекистан — 79,8 %, в Исламской Республике Иран — 68,5 %. В целом видно, что показатели достижения поставленных целей выше всего среди участников подготовки в Узбекистане, далее в Турции, а затем в Иране. Такая ситуация абсолютно закономерна и прогнозируема, так как Республика Узбекистан — бывшая республика СССР со знакомой спецификой ведения бизнеса и деловым менталитетом. Иран же, как уже отмечалось, является одной из самых закрытых и незнакомых стран мира, что, в свою очередь, влияет на результативность. Кроме того, необходимо отметить, что программа подготовки специалистов за рубежом в 2022 г. является первой программой такого масштаба после пандемии коронавирусной инфекции, которая усложнила и несколько изменила специфику ведения международного бизнеса. Поэтому в целом программу подготовки российских специалистов за рубежом в 2022 г. можно считать успешной.

Безусловно, эффективность участия в программе подготовки для участника и, как следствие, в целом для развития торгово-экономических связей России оценить «в моменте» невозможно. Для этого необходим более длительный срок, в течение которого установленные связи получат свое развитие и обретут форму конкретных партнерских и договорных отношений. Однако на этапе завершения программы подготовки можно выделить ряд достигнутых участниками подготовки договоренностей, которые уже сейчас отражают вклад программы в развитие торгово-экономических отношений РФ (данные об объемах установленных договоренностей представляют собой коммерческую тайну участников программы подготовки и опубликованы быть не могут):

— привлечение иностранных инвестиций в российские предприятия и организации;

— вложение российских инвестиций в компании стран подготовки;

— продажа товаров и предоставление услуг российских организаций иностранным покупателям;

— закупка необходимых товаров и использование услуг иностранных компаний;

— организация производства товаров и услуг по лицензии принимающего предприятия на территории РФ;

— сбыт продукции российских и зарубежных компаний;

— создание совместных производств с региональными компаниями.

Помимо тех результатов, которые можно оценить формально (количество установленных связей, процесс достижения целей, количество и объем сформированных договорных отношений и т.д.), программа подготовки специалистов за рубежом является драйвером дальнейшего развития торгово-экономических отношений РФ в долгосрочной перспективе. Результаты, полученные отдельными участниками, установленные знакомства с представителями иностранного бизнеса, развитие компетенций межкультурного делового сотрудничества представляют собой основу для укрепления внешнеторговых отношений и выхода российского бизнеса на международный рынок. Кроме того, программа подготовки помогла показать российскому бизнесу перспективы сотрудничества с иностранными компаниями, а зарубежному бизнесу предоставила шанс познакомиться с отечественными возможностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить перспективность и стратегическую важность реализуемой ФБУ «ФРЦ» программы подготовки российских специалистов за рубежом. Данная программа позволяет реализовать имеющиеся возможности развития и перспективы международного торгово-экономического сотрудничества РФ с различными странами.

Как уже отмечалось, события последних лет заставили повернуть вектор развития международных экономических отношений на страны Азии и Африки, у которых имеется большой нереализованный потенциал, поскольку последний век прошел под западноевропейской и американской экономической гегемонией.

В 2022 г. ФБУ «ФРЦ» были реализованы программы подготовки российских специалистов в Турецкой Республике, Республике Узбекистан и Исламской Республике Иран. Проведенный анализ современного состояния и перспектив развития российско-турецких, российско-узбекских и российско-иранских экономических отношений подтверждает возможность и целесообразность формирования сотрудничества с компаниями этих стран, а установленные в ходе программы подготовки договоренности сотрудничества в долгосрочной перспективе позволят ускорить развитие данных отношений.

В 2023 г. ФБУ «ФРЦ» запланированы программы подготовки в Китайской Народной Республике, Турецкой Республике, Республике Казахстан, Арабской Республике Египет — в странах, с которыми РФ имеет динамично развивающиеся экономические отношения.

Библиографический список

1. Карлова Н., Морозов А., Пузанова Е. Ограничения на импорт сдерживают экспорт:результаты опроса предприятий.. Аналитическая записка. https://cbr.ru/Content/Document/File/144420/analytic_note_20230130_dip.pdf (дата обращения: 11.05.2023).

2. Романова Л. (18 января 2023). В ФТС назвали основных торговых партнеров России по итогам 2022 года. https://wwwvedomosti. rn/economics/artides/2023/01/18/959445-v-ffe-nazvaH-osnovmh-torgovih-partnerov (дата обращения: 11.05.2023).

3. Комиссия Президентской программы по подготовке управленческих кадров и Федерального ресурсного центра. Программа подготовки управленческих кадров. https://www.pprog.ru (дата обращения: 11.05.2023).

4. OECD. GDP kng-term forecast (indicator). https://data.oecd.org/gdp/gdp-long-term-forecast.htm (дата обращения: 11.05.2023).

5. Федеральная таможенная служба. Официальный сайт. https://customs.govm/statistic (дата обращения: 13.05.2023).

6. Кырджа Б.М. Турецко-российское сотрудничество в энергетической сфере: успехи, возможности, проблемы. Современные проблемы международных отношений и мировой политики: материалы Четырнадцатой межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Москва, 22 марта 2019 г. М.: РУДН; 2019. С. 297—312.

7. Петров О.В. Российско-турецкие экономические отношения на современном этапе развития. Торговая политика. 2018; 3(15): 32-54.

8. Верескун В.А., Мякошина Е.П. Торгово-экономические отношения России и Турции на современном этапе развития. Вестник студенческой науки. 2019; 10(38): 238-243.

9. Тавасиева Д.О. Перспективы и проблемы турецко-российских внешнеэкономических отношений. Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2020; 12: 34.

10. Шангараев Р.Н. Россия по внешней политике Турции. Автореф. дис. ... д-ра полит. наук: 5.5.4. М.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации; 2022. 51 с.

11. Борзова А.Ю., Савичева Е.М., Кулумбегова Л.Т. Проблема взаимодействия Турции и России в новых политических реалиях в исследованиях Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP). Постсоветские исследования. 2022; 5(8): 861—871.

12. Бегимова Д.К. Особенности развития экономики Республики Узбекистан. Символ науки. 2019;5: 78—80.

13. Агентство по привлечению иностранных инвестиций при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан. Сближение с Россией, Китай — главный поставщик. Как изменилась внешняя торговля Узбекистана в 2022 году. https://invest.gov.uz/ru/mediacenter/news/china-is-catching-up-with-russia-in-becoming-the-main-sup-plier-how-uzbekistan-s-foreign-trade-has-changed-in-2022/ (дата обращения: 14.05.2023).

14. Рузиева Д.И., Растопчина Ю.Л., Сивцова Н.Ф. Структурно-динамический анализ внешнеэкономической деятельности Узбекистана и оценка интенсивности российско-узбекских торговых отношений. Научный результат. Экономические исследования. 2018;4(2):16—25.

15. Альта-софт (1 марта 2023). Назван ожидаемый объем товарооборота России и Узбекистана в 2023 году. Внешнеэкономические новости. https://www.alta.ru/external_news/98252/ (дата обращения: 15.05.2023).

16. Информационное агентство ТАСС (1 декабря 2022). В Узбекистане рассказали о реализации около 200 узбекско-российских проектов на $20млрд. https://tass.ru/ekonomika/16475507 (дата обращения: 15.05.2023).

17. Мигранян А.А. Российско-узбекское сотрудничество: риски и потенциал развития. Проблемы постсоветского пространства. 2020;7(4): 470-484.

18. Горюнов И.Д. Торгово-экономическое сотрудничество России и Узбекистана на современном этапе. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018; 4(100):197-204.

19. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С., Талипова Н.Т. Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан. Российский внешнеэкономический вестник. 2016;2:60-70.

20. Амирреза Н.Г. Характеристики социально-экономического развития Ирана и принципы управления в иранской экономике. Инновации и инвестиции. 2018;11: 68-70.

21. Омаров К.А. Российско-иранские экономические отношения на современном этапе. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017; 25(3): 309-318.

22. Халова Г., Иллерицкий Н., Сазонова Е. Вызовы и возможности развития экономики и ТЭК Ирана. Энергетическая политика. 2023; 5(183):42-53.

23. Зеленева И.В. Сотрудничество Ирана и ЕАЭС: проблемы и перспективы. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022;67: 140-148.

24. Тимофеев И.Н., Сокольщик Ю.С., Морозов В.А. Санкции против Ирана: уроки для России в новых международных условиях. Вестник СПбГУ. Международные отношения. 2022; 15(4): 405-420.

References

1. Karlova N., Morozov A., Puzanova E. Import restrictions restrain exports: results of a survey of enterprises. Analytical note. https://cbr.ru/Content/Document/File/144420/analytic_note_20230130_dip.pdf (accessed 11.05.2023) (In Russian).

2. Romanova L. (the 18th of January 2023). The Federal Customs Service named Russia's main trading partners by the end of 2022. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/18/959445-v-fts-nazvali-osnovnih-torgovih-partnerov (accessed 11.05.2023) (In Russian).

3. Commission of the Presidential Program for the Training of Managerial Personnel and the Federal Resource Center. https://www.pprog.ru (accessed 11.05.2023) (In Russian).

4. OECD. Long-term GDPforecast (indicator). https://data.oecd.org/gdp/gdp-long-term-forecast.htm (accessed 11.05.2023).

5. Federal Customs Service. Official website. https://customs.gov.ru/statistic (accessed 13.05.2023) (In Russian).

6. Kyrdzha B.M. Turkish-Russian cooperation in the energy sector: successes, opportunities, problems. Modern Problems of International Relations and World Politics: Materials of the Fourteenth Interuniversity Scientific Conference of students, postgraduates and young scientists, Moscow, the 22thof March, 2019. Moscow: RUDN University; 2019. 297-312 pp. (In Russian).

7. Petrov O.V Russian-Turkish economic relations at the present stage of development. Trade policy. 2018;3(15): 32-54. (In Russian).

8. Vereskun VA., Myakoshina E.P. Trade and economic relations between Russia and Turkey at the present stage of development. Bulletin of Student Science. 2019; 10(38):238-243 (In Russian).

9. Tavasieva D.O. Prospects and problems of Turkish-Russian foreign economic relations. Electronic scientific journal "Vector of Economics". 2020;12;34 (In Russian).

10. Shangaraev R.N. Russia on Turkey's Foreign Policy. Abstr. Diss. .. .Dr. Sci. (Polit.): 5.5.4. Moscow: The Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry;2022. 51 p. (In Russian).

11. Borzova A.Yu., Savicheva E.M., Kulumbegova L.T. The problem of interaction between Turkey and Russia in the new political realities in the research of the German Institute of International Relations and Security (SWP, Berlin). Post-Soviet studies. 2022; 5(8): 861-871 (In Russian).

12. Begimova D.K. Features of the development of the economy of the Republic of Uzbekistan. A symbol of science. 2019;5: 78-80 (In Russian).

13. Agency for Attracting Foreign Investments under the Ministry of Investment and Foreign Trade of the Republic of Uzbekistan. Rapprochement with Russia, China is the main supplier. How Uzbekistan'sforeign trade has changed in 2022. https://invest. gov.uz/ru/mediacenter/news/china-is-catching-up-with-russia-in-becoming-the-main-supplier-how-uzbekistan-s-foreign-trade-has-changed-in-2022/ (accessed 14.05.2023) (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ruzieva D.I., Rastopchina Yu.L., Sivtsova N.F. Structural and dynamic analysis of Uzbekistan's foreign economic activity and assessment of the intensity of Russian-Uzbek trade relations. Scientific result. Economic research. 2018;4(2):16-25. (In Russian).

15. Alta-soft (The 1st of March, 2023). The expected volume of trade turnover between Russia and Uzbekistan in 2023 has been named. Foreign economic news. https://wwwalta.ru/external_news/98252/ (accessed 15.05.2023) (In Russian).

16. TASS News Agency (The 1st of December 2022). Uzbekistan reported on the implementation of about 200 Uzbek-Russian projects worth $20 billion. https://tass.ru/ekonomika/16475507 (accessed 15.05.2023) (In Russian).

17. Migranyan A.A. Russian-Uzbek cooperation: risks and development potential. Problems of the post-Soviet space. 2020; 7(4): 470-484 (In Russian).

18. Goryunov I.D. Trade and economic cooperation between Russia and Uzbekistan at the present stage. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 2018; 4(100): 197-204 (In Russian).

19. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S., Talipova N.T. Trends in the development of foreign economic cooperation between the Russian Federation and the Republic of Uzbekistan. Russian Foreign Economic Bulletin. 2016;2: 60-70. (In Russian).

20. Amirreza N.G. Characteristics of socio-economic development of Iran and principles of management in the Iranian economy. Innovation and investment. 2018;11: 68-70 (In Russian).

21. Omarov K.A. Russian-Iranian economic relations at the present stage. Bulletin of the RUDN. Series: Economics. 2017; 25(3): 309-318 (In Russian).

22. Halova G., Illeritsky N., Sazonova E. Challenges and opportunities for the development of the economy and fuel and energy complex of Iran. Energy policy. 2023; 5(183):42-53 (In Russian).

23. Zeleneva I.V Cooperation between Iran and the EAEU: problems and prospects. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2022;67: 140-148 (In Russian).

24. Timofeev I.N., Sokolshchik YS., Morozov VA. Sanctions against Iran: Lessons for Russia in the new international conditions. Bulletin of St. Petersburg State University. International relations. 2022; 15(4): 405-420 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.