сятся к планам присоединения БиГ к НАТО. В то же время, такой шаг пока еще невозможен с учетом нынешних внутриполитических условий: в стране отсутствует единая армия.
В разногласиях относительно войны в Ираке (между США, с одной стороны, Германией и Францией, с другой) пост-югославские государства в основном приняли сторону Вашингтона. Однако при этом часто выражается мнение, что сейчас, вероятно, более желательным было бы вступление в Европейский Союз, а не НАТО, при понимании очевидного факта, что для вступления в ЕС необходимо соответствовать гораздо более высоким и сложным критериям не столько в отношении вооруженных сил, сколько в экономике и политике. В целом пост-югославские политики выражают надежду на то, что спорящие стороны
все же найдут взаимоприемлемый компромисс. ♦ ♦ ♦
ИТОГИ ПРАЖСКОГО САММИТА НАТО ДЛЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
А.А. Язькова,
Главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН
На состоявшемся 21-22 ноября 2002 г. в Праге саммите Североатлантического альянса 7 из 10 стран «вильнюсской группы» (образована в марте 2002 г. на встрече президентов десяти государств в Вильнюсе) получили приглашение вступить в НАТО - кроме трех государств Балтии, это - Словения, Словакия, Болгария и Румыния. Далее им предстоит длительный процесс подготовки и ратификации. Окончательные решения по поводу их членства в этой организации будут приняты на майском саммите НАТО 2004 г.
Для Албании, Болгарии и Румынии курс на интеграцию в Альянс стал приоритетом их внешней политики еще в начале 90-х годов, при этом наибольшую активность проявили непосредственно не затронутые вооруженными конфликтами на пост-югославском пространстве Болгария и Румыния.
Парламент Болгарии после двухлетних дискуссий принял в декабре 1993 г. декларацию, подтверждавшую готовность страны присоединиться к НАТО. В декабре 1995 г. болгарское правительство подало официальную заявку, повторенную в феврале 1997 г., несмотря на то, что это совпало с началом обострения кризиса вокруг Косово и, несмотря на тот факт, что 2/3 болгар, согласно опросам общественного мнения, негативно относились к любым формам сотрудничества с Альянсом в случае вооруженного конфликта на Балканах.
Руководство Румынии официально заявило о решении вступить в НАТО в октябре 1991 г., и
впоследствии этой цели были подчинены все основные стратегические решения и действия румынских властей - в сентябре 1993 г. была подана официальная заявка на членство в НАТО, а спустя год - в сентябре 1994 г. - Румыния стала одним из первых участников принятой на Брюссельском саммите НАТО программы «Партнерство во имя мира» (ПИМ). Характерно, что, согласно данным Еврокомиссии, о своем намерении поддержать немедленное вступление страны в Альянс заявили в марте 1996 г. 95% опрошенных граждан Румынии (для сравнения: в Польше этот показатель составлял 92, в Словении - 71, в Словакии - 63, а в Чехии и Венгрии - менее 60 %).
Вооруженные конфликты первой половины 90-х годов на территории экс-Югославии в той или иной мере затронули все страны Юго-Восточной Европы, превратив большинство из них в «прифронтовые государства». Поэтому начавшийся при посредничестве США и НАТО мирный процесс (Дейтонские соглашения по Боснии и Герцеговине, временное прекращение вооруженных столкновений в Косово и Македонии) вселял в них надежду на хотя бы относительную эффективность действий по «принуждению к миру», подтверждая, как им казалось, безусловную правильность избранного ими пути. Во время воздушной операции НАТО в Югославии Болгария и Румыния предоставили свое воздушное пространство и аэродромы для транзитного пролета самолетов, а Албания - инфраструктуру для размещения наземных и морских сил НАТО.
Намерения всех трех стран продолжить курс на вступление в НАТО не поколебали ни кризис 1998-1999 гг., ни натовские бомбардировки СРЮ, ни дальнейшее развитие ситуации вокруг Ирака, когда стали говорить о так называемом кризисе Альянса.
Именно поэтому важно понять подлинные мотивы их настойчивости, оценить новые возможности, открываемые для них членством в НАТО, и им же порождаемые новые проблемы. Не менее существенно понимание причин, по которым лидеры этого военно-политического союза согласились начать переговорный процесс со странами Юго-Восточной Европы, по большинству стандартов пока еще не готовых к вступлению в Альянс.
После революционных перемен конца 80-х годов и распада «социалистического содружества» доминирующей чертой политики стран Центральной и Юго-Восточной Европы стало стремление к «возврату в Европу», с которой не только их лидеры, но и большинство населения связывали надежды на лучшую жизнь и искоренение негативных черт авторитарных и тоталитарных режимов. После распада СССР возросла решимость их лидеров получить от НАТО гарантии своей безопасности.
Характерный факт: во время августовского
путча 1991 г. в Москве министр иностранных дел Румынии срочно отправился в Брюссель с целью проведения консультаций по поводу возможных негативных последствий этих событий для пограничных с СССР стран. А 10 октября 1991 г. президент Румынии направил Генеральному секретарю НАТО заявление о решимости укреплять связи с этой организацией.
В дальнейшем появились надежды на то, что сотрудничество с НАТО будет способствовать повышению доверия со стороны иностранных инвесторов и поэтапной интеграции страны в ЕС посредством малых интеграционных группировок (ЦЕИ, ЦЕФТА и др.), но одновременно стали очевидными достаточно трудновыполнимые условия, предъявляемые евро-атлантическими и европейскими структурами к странам-кандидатам.
Речь шла о необходимости становления европейских стандартов демократии и соответствующих им правовых институтов, соблюдении прав человека и основных политических свобод, реализации концепции гражданского контроля над вооруженными силами, модернизации экономики. Эти и другие задачи, обозначенные в официальных документах НАТО в качестве обязательных условий приема новых членов, трудно выполнимы для стран Юго-Восточной Европы, пока еще не преодолевших экономической отсталости и не создавших соответствующих европейским стандартам политических и правовых норм. Достаточно упомянуть, что в год повторного обращения по поводу членства в НАТО (1997) ВВП Болгарии сократился на 7%, а безработица составила 17% . В том же году ВВП Румынии сократился на 6,1%, а уровень инфляции во второй половине 90-х годов составлял 66,2%.
В то же время во второй половине 90-х годов обозначились позитивные перемены в национальной политике и межгосударственных отношениях ряда стран Юго-Восточной Европы, в чем, несомненно, проявилась стабилизирующая роль НАТО. Известно, что одним из главных критериев членства в Альянсе является соблюдение норм и принципов ОБСЕ, включая мирное разрешение межэтнических конфликтов, территориальных споров с другими государствами, включая ирредентистские притязания. До последнего времени Юго-Восточная Европа была буквально «нашпигована» такого рода спорами и конфликтами, которыми не без пользы для себя манипулировали авторитарные и тоталитарные режимы - достаточно вспомнить казавшиеся неразрешимыми противоречия между Румынией и Венгрией, Болгарией и Югославией, Албанией и Югославией, Грецией и Албанией, Болгарией и Турцией и ряд других.
Одним из первых шагов на пути разрешения такого рода конфликтов стало заключение в декабре 1996 г. базового Договора о взаимопонимании, сотрудничестве и добрососедстве между Румынией и Венгерской Республикой, который впо-
следствии был дополнен подписанной в декабре 2002 г. Декларацией о венгеро-румынском стратегическом партнерстве. Достигнутые договоренности, разумеется, не могли разрешить доставшийся в наследство сложный комплекс национально-территориальных проблем между Венгрией и Румынией, Венгрией и Словакией, где так же, как и в Румынии, проживает значительное венгерское меньшинство. Сторонам до сих пор не удалось договориться о введении в действие принятого ранее Закона о статусе этнических венгров, проживающих за пределами страны. Важно, однако, что Венгрия как член НАТО и претендующие на членство в Альянсе Словакия и Румыния предпринимают максимальные усилия, чтобы прийти к общему знаменателю и решить возникающие проблемы в рамках международного права.
По этому же пути позднее пошли и правительства Албании и Македонии, в западной части которой проживает значительное албанское меньшинство. На встрече в декабре 2002 г. премьер-министры обеих стран выразили уверенность в том, что двусторонние и региональные связи станут важным элементом двустороннего сотрудничества и будут способствовать интеграции обеих стран в евро-атлантические структуры.
Одновременно страны Юго-Восточной Европы попытались с пользой для себя использовать возросшую в последние годы значимость своего географического положения. Американские эксперты и политики неоднократно указывали на роль геостратегического фактора в процессе расширения НАТО. Так, по мнению ведущего сотрудника Вашингтонского Института национальных стратегических исследований Дж. Саймона, сегодня более, чем когда-либо, учитывается геостратегическая роль потенциальных кандидатов: Словакия и Словения являются «мостом» к Венгрии, Румыния и Болгария «сдерживают» Сербию и «стабилизируют» Македонию, одновременно «связывая» Венгрию с Грецией и Турцией. По его оценке, включение стран Юго-Восточной Европы в НАТО будет также иметь геостратегическое значение, как в контексте эвентуального кризиса на Балканах, так и в плане продвижения интересов Альянса к Каспийскому бассейну и его энергоресурсам, а также на Ближний и Средний Восток.
Эти идеи были подхвачены политиками стран Юго-Восточной Европы, при этом лидирующую роль взяла на себя Румыния. Выступая в июне 2002 г. на встрече глав дипломатических миссий Румынии в регионах Черного моря, Кавказа и Средней Азии на курорте Мамая близ Констанцы, министр иностранных дел М.Джоане выразил убежденность, что Румыния будет играть роль «важного якоря» в зоне, имеющей важное стратегическое значение.
Нельзя в этой связи не согласиться с тем, что, поскольку ни состояние экономики, ни уровень демократии не позволяют Румынии рассчитывать
на быструю интеграцию в западный мир, она попыталась использовать в этих целях имеющийся у нее козырь - стратегическую значимость страны в период обострения ситуации на Ближнем Востоке. Американским вооруженным силам была предоставлена возможность базирования и пролета самолетов, была организована подготовка специальных подразделений для международных миротворческих миссий и антитеррористических акций в горах, обученные английскому языку 500 румынских военнослужащих были направлены в Афганистан, наконец, Румыния была первой страной, подписавшей соглашение о невыдаче американских военнослужащих Международному Уголовному суду и заявившей о предоставлении Вашингтону военной помощи в случае войны против Ирака.
Не случайно, поэтому, в ноябре 2002 г. президент США Дж.Буш вслед за Вильнюсом посетил Бухарест, где, выступая на многотысячном митинге с той самой трибуны, с которой вынужден был спасаться бегством Н.Чаушеску, призвал румынский народ присоединиться к НАТО и «окончательно отбросить коммунистический менталитет». «Никто не сможет впредь лишить вас вашей свободы», - заявил он при всеобщем ликовании.
В то же время, комментируя принятые на Пражском саммите решения, шеф-редактор "NATO-review" К.Беннет указал, что приглашение - это только первая ступень, и дальнейшие процедуры не должны рассматриваться как формальность. Кроме права использования ст. V Вашингтонского договора, со вступлением в НАТО связаны ряд обязательств и наличие объективных реалий, в числе которых: функционирующие демократические системы; соответствующая требованиям ОБСЕ политика в отношении национальных меньшинств и урегулирование территориальных споров с соседями; реальный гражданский контроль над вооруженными силами и готовность вносить вклад в военные операции НАТО.
Но даже в том случае, если новичкам удастся преодолеть все эти барьеры, Североатлантический союз - уже не та организация, в которую они хотели вступить в 90-е годы, подчеркнул К.Беннет. Как было заявлено в Праге, она должна трансформироваться в Альянс, готовый ответить на вызовы безопасности XXI века, и проявить готовность участвовать в операциях за пределами евро-атлантического пространства.
О намерении сотрудничать с Альянсом и между собой заявили на Пражском саммите президенты трех не приглашенных в НАТО балканских стран - Македонии, Албании и Хорватии (в Праге было замечено, что хотя Хорватия позже других подала заявку на вступление, ее экономическое положение и нынешнее состояние демократических свобод лучше, чем у других, но при этом она должна реформировать вооруженные
силы и наладить сотрудничество с Гаагским трибуналом). 21 ноября 2002 г. был подписан договор о регулярных встречах президентов, министров иностранных дел и экспертов трех стран с целью принятия конкретных мер по укреплению безопасности в регионе и борьбе с терроризмом. Если эти договоренности будут хотя бы частично реализованы, то стабилизирующая роль евро-атлантических структур будет осуществляться не только через посредничество натовских миротворцев и вооруженных контингентов, дислоцированных в кризисных районах.
Наиболее сложным представляется положение в западной части Балкан, где самой острой проблемой остается ситуация в Косово. Без помощи ЕС странам этого региона (вновь образованному Союзу Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине) угрожают не только межэтнические конфликты, но и экономическая и политическая дестабилизация. Нынешняя политика НАТО направлена, согласно их заявлениям, на «окружение» кризисных районов, но уже в ближайшей перспективе это не будет способствовать предотвращению новых кризисов и конфликтов и их «расползанию» по Европе.
Более конструктивные предложения содержатся в недавно подготовленном совместно с ЕС докладе «Западные Балканы 2004. Содействие, объединение и новые границы». Европа должна предложить Западным Балканам гораздо большую помощь, считают авторы доклада, с тем, чтобы Западные Балканы не остались «островом» нестабильности в сердце Европы. Необходима подготовка многолетних программ развития на основе реального партнерства между ЕС, национальными правительствами, местными властями и гражданскими обществами с определением приоритетов развития и мониторингом реализации программ.
С этим, безусловно, можно согласиться. При таких условиях все государства Юго-Восточной Европы смогут в перспективе стать полноправными участниками евро-атлантических структур. ♦ ♦ ♦
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ШАНС ДЛЯ СТРАН БАЛТИИ: РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ СТАБИЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕ
Э.Г. Задорожнюк,
Руководитель центра Истории реформ и революций в странах Центральной Европы в конце ХХ - начале ХХ1 века, Институт славяноведения РАН
В конце ноября 2002 г. в Праге семь стран ЦВЕ получили официальное приглашение вступить в НАТО. Многие факты свидетельствуют не