В заключительном части резолюции конференция указывает, что задачл охраны чистоты атмосферного воздуха выросла в большую проблему культурно-гигиенического и хозяйственно-политического значения, которая должна быть разрешена в нашей стране соединенными усилиями гигиенистов и техников, опираясь на советское законодательство.
М. М. МАЗУР (Москва)
Итоги пленума Центральной методической статистической комиссии при НКЗдраве
Союза ССР
Пленум Центральной методической комиссии происходил в Москве 26-^28 мая с участием большого числа научных и практических работников санитарной статистики и учета Москвы, Ленинграда, различных областей РСФСР, УССР и других союзных республик.
Открытие пленума 26 мая состоялось на совместном заседании с заканчивавшей свою работу ежегодной московской статистической конференцией, обсудившей ряд интересных докладов: д-ра Р. Л. Мунихеса — об опыте работы по контролю регистрации причин смерти, д-ра В. Ф. Иванова — о методике анализа деятельности единого диспансера, д-ра Г. М. Воронцовского — об учете и от четности в жилищно-коммунальной группе Госсанинспекции, сообщения о разработке данных о заболеваемости в Москве и городах Московской области.
На объединенном заседании пленума и конференции был заслушан и обсужден доклад проф. Г. А. Баткиса В многочисленных выступлениях участники пленума и конференции признали правильными положения докладчика, характеризующие состояние санитарной статистики и учета здравоохранения, необходимость решительной перестройки и основные направления ее.
'27 мая пленум заслушал и обсудил доклады П. М. Козлова «О принципах пересмотра форм учета и отчетности» и А. И. Альтовского «О1 пересмотре отчетности райздравов». Первый доклад осветил задачи в области перестройки отчетности, стоящие перед комиссией, назначенной для этой цели совместным приказом НКЗдрава СССР и ЦУНХУ Госплана СССР.
Отчетность медицинских учреждений должна быть подлинно медицинской, т. е. такой, которая отражает в себе сущность их работы в ее количественных и качественных показателях, для того чтобы анализ отчетности давал материалы для оперативно-плановой работы руководителя учреждения и всего коллектива, а сводка отчетов по отдельным отраслям здравоохранения давала бы своевременное и правильное освещение его состояния соответствующему руководству для проверки выполнения плана и улучшения дальнейшей работы.
Основные требования к отчетности сводятся к следующему:
1) отчетность должна быть построена, исходя из принципов правильных методов работы учреждения;
2) должна отражать не только нагрузку персонала, а характеризовать также выполнение учреждением его задач и обязанностей по отношению к обслуживаемому населению;
3) должна максимально отражать результаты работы в соответствующих показателях и в то же время содержать обязательный минимум общеустановленных показателей, обеспечивающих выработку плана и сметы;
4) отчетность должна быть диференцирована для различных по мощности учреждений и для неодинаковых по культурно-экономическому развитию районов (промышленные, сельскохозяйственные, национальные, окраинные и т. п.), обеспечивая в то же время сводимость по основным важнейшим показателям;
5) сводки должны делаться по отраслевому принципу деления здравоохранения в целях обеспечения возможно полной информации оперативно-плановот руководства;
6) выбранная по определенному цензу учреждений или другому признаку отчетность должна поступать не только в районные и областные здравотделы, но и непосредственно в республиканские и НКЗдрав Союза ССР в целях улучшения информации и конкретизации руководства;
7) отчетность для мелких и средних учреждений должна быть простой;
1 См. выше, стр. 5.
8) сводная отчетность, подымаясь по системе органов здравоохранения, должна сокращаться в объеме показателей, что не исключает более сложных разработок и сводок по выделенному кругу учреждений или территорий.
Второй докладчик, А. И. Альтовский, информировал пленум о намеченном сокращении отчетности райздравов для облегчения их статистической работы и упрощения отчетных форм. Наиболее сложные и трудные формы — квартальный и годовой отчеты о сети и кадрах, месячный отчет о развертывании коек — упраздняются. Вместо них вводится представление отчетности низовых учреждений одновременно в райздрав и в вышестоящий здравотдел, в котором и будут делаться сводки, райздравы же должны давать лишь списки своей сети и изменения. В прочие формы вносится ряд сокращений и упрощений.
28 мая пленум обсудил следующие доклады: д-ра М. М. Мазура «Об организации я работе республиканских и областных бюро санитарной статистики», проф. П. А. Кувшинникова «Основные вопросы организации анализа годовых отчетов по здравоохранению» и Л. А. Брушлинской «О программе областного сводно-аналитического обзора по здравоохранению и санитарному состоянию населения».
Первый доклад осветил развертывание местных бюро санитарной статистики в осуществление приказа по НКЗдраву СССР от 4.Х1.1937 г., наметил план дальнейшей их организации и сформулировал задачи работы. В настоящее время, кроме Союзного методического бюро санитарной статистики, работают следующие бюро: республиканские — в Белоруссии, Узбекистане, Казахстане и Армении; областные — Московское, Ленинградское, Горьковокое, Воронежское, Киевское, Днепропетровское и Полтавское. Находятся в периоде организации республиканское бюро на Украине, областное бюро по Ростовской, Новосибирской, Сталинградской, Хабаровской, Харьковской, Черниговской, Одесской, Каменецподольской и Винницкой областям и по АССР Татарской и Удмуртской.
Первоочередная задача заключается в организации республиканских бюро там, где их еще нет (РСФСР, Грузия, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия), а также в областях, по мере наличия кадров и организационно-финансовых возможностей.
Первоочередной задачей существующих и вновь организуемых бюро является анализ и освоение существующей отчетности учреждений здравоохранения (сводной и низовой) о сети, деятельности и кадрах медицинских учреждений. Первые работы по санитарному состоянию республики, края, области заключаются в анализе эпидемической заболеваемости, ее географии и динамики.
На основе всех материалов бюро составляют сводно-аналитические обзоры со включением демографических сведений, а также материалов о временной нетрудоспособности, и представляют их руководству соответствующих здравотделов и наркоматов.
Кроме того, перед местными бюро стоят следующие задачи:
1) проведение специальных исследований по актульаным для оперативного руководства вопросам;
2) методическая и организационная помощь статистическим отделам органов здравоохранения (постановка учета в опытных учреждениях, инструктаж мест при проведении периодической и единовременной отчетности и т. д.);
3) систематическая работа по улучшению регистрации причин смерти;
4) методическая помощь научно-исследовательским институтам в организации статистических работ и влияние на направление этих работ по линии наиболее актуальных для оперативной работы органов здравоохранения вопросов;
5) содействие кафедрам социальной гигиены в проведении преподавания санитарной статистики в вузах, организация преподавания в средних медицинских школах, на курсах подготовки и повышения квалификации медицинского персонала, проведение курсов для практических работников по учету и статистике; бюро должны разрабатывать и накоплять для этих целей учебно-методические материалы и наглядные пособия.
Оценивая в свете этих задач планы работы существующих бюро, докладчик привел примеры, когда бюро строили свои планы в нужном, актуальном для органов здравоохранения направлении и, с другой стороны, указал на ряд бюро, которым необходимо произвести перестройку работы.
Доклад проф. П. А. Кувшинникова содержал развернутую характеристику существующей отчетности учреждений и органов здравоохранения, выявив, с одной стороны, формальность и неудовлетворительность многих ее показателей, с другой— возможность значительно более полного и целесообразного использования ее при надлежаще поставленном анализе, который в то же время должен также повлечь за собой улучшение контроля отчетности и устранить ряд имеющихся недочетов в поступающей отчетности (запаздывание в сроках, неполноту охвата, наличие дефектов в самих отчетах).
Основными элементами анализа являются:
1) сопоставление данных за 1936 и 1937 гг. для изучения происшедших сдвигов;
2) сопоставление относительных показателей за 1937 г. по отдельным1 территориям и
т
3) оценка здравоохранения с точки зрения выполнения решений партии и правительства по вопросам здравоохранения.
Характеристика обеспеченности и обслуженности населения медицинской помощью и санитарного состояния населения значительно выиграла бы при возможности приведения интенсивных (к численности населения) показателей. В связи с приближением двадцатилетия со дня учреждения Народного комиссариата здравоохранения обзор этого года должен включить динамику основных показателей от довоенного времени через этапы двух пятилеток.
Докладчик Л. А. Брушлинская поделилась опытом составления сводно-анали-тического обзора по Московской области, который состоит из двух основных разделов: 1) оценка обеспеченности и обслуженности населения различными видами медицинской помощи и качество работы отдельных учреждений, 2) характеристика основных показателей санитарного состояния населения. Обзоры должны помогать в работе различным кругам руководителей: заведующим1 областных, городских и районных здравотделов, оперативным работникам отделов, руководителям отдельных учреждений. Поэтому обзор надо строить в разрезе районов по отраслям здравоохранения с выделением отдельных объектов и характеристикой распределения отдельных учреждений по высоте того или иного показателя. Помимо таблиц и текста, обзор необходимо иллюстрировать диаграммами и стандартными картограммами. Для правильного использования обзоров надо их своевременно составлять: годовые — не позднее мая, а полугодовые — не позднее августа:
Кроме программных докладов, пленум заслушал и обсудил ряд информаций: М. М. Ландиса о мероприятиях по улучшению постановки эпидемической статистики, т. Константинова о работе по укреплению сельских врачебных участков и Т. П. Галицкой о мероприятиях, которые в связи с этим должны быть проведены статистическими организациями.
Тов. Ландис указал на ряд недочетов в постановке эпидемической статистики: запаздывание в представлении сведений, недопустимое прекращение рядом областей представления оперативных донесений по эпидемическим вопросам, отсутствие увязки статистических данных и оперативных донесений, отсутствие дифе-ренцированного подхода к наблюдению за эпидемическими заболеваниями в зависимости от наличия или отсутствия очагов и вспышек, недочеты в системе активной сигнализации о них. Сообщив об организационных мероприятиях по устранению недочетов, т. Ландис призвал участников пленума оказать на местах содействие этой работе.1 -
Тов. Константинов сообщил об организационных мероприятиях по укреплению сельских участков (выработка «Положения», порядок определения территорий участка, подчинение участковому врачу всех работающих на его территории учреждений, укрепление санитарно-эпидемиологической работы участка, улучшение снабжения участка и материально-бытового положения врачей и т. д.).
Тов. Галиикая изложила план обеспечения руководящих органов необходимыми сведениями для наблюдения за ходом выполнения постановления правительства об укреплении сельской сети.
В своих выступлениях участники пленума дали большое количество ценных замечаний и дополнений по заслушанным докладам, поделились опытом работы и характеристикой состояния учета и статистики на местах.
Выделенные пленумом комиссии разработали «Положения» об отделах санитарной статистики и учета, о научно-исследовательских бюро по санитарной статистике, первоочередные мероприятия по укреплению санитарно-статистической работы.)
На заседаниях пленума присутствовало много статистиков с различным стажем работы, начиная с дореволюционного и кончая молодежью, и различной квалификации — от профессоров до рядовых статистиков учреждений здравоохранения. Многие из них приняли активное участие в работах пленума, например, новосибирский статистик т. Козлов, приглашенный на пленум Отделом статистики НКЗдрава Союза, статистик из Златоуста — т. Тазов (также выдвинувший ряд интересных предложений) и др.
Пленум показал, что вопросы санитарной статистики — это дело не узкой группы специалистов, а обширного коллектива, который может преодолеть все трудности и вывести санитарную статистику на путь своевременного и правильного освещения работы учреждений здравоохранения и санитарного состояния населения.
В работе пленума принял участие заместитель народного комиссара здравоохранения тов. Н. И. Проппер-Гращенков, подчеркнувший в своем выступлении значение статистической работы в деле руководства здравоохранением и неудовлетворительное состояние учета и статистики в настоящее время, в значительной степени обусловившие ту резкую и справедливую критику, которой подвергся Народный комиссариат здравоохранения со стороны правительства Союза. Н. И. Проппер-Гращенков призвал участников пленума к коренной перестройке статистической работы.