Научная статья на тему 'Итоги и уроки новейшей истории военно-технического сотрудничества РФ и кнр в области самолетостроения'

Итоги и уроки новейшей истории военно-технического сотрудничества РФ и кнр в области самолетостроения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / СОВМЕСТНЫЕ РАЗРАБОТКИ / JOINT DEVELOPMENT / КОНТРАФАКТ / COUNTERFEIT / ПРИБЫЛЬ / INCOME / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ЭКСПОРТ / EXPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гагин В.В.

Успехи или убытки приносит России ВТС между РФ и КНР в последние годы? На примере военной авиации в статье дается краткий анализ определенного баланса плюсов и минусов той или иной сделки с необходимым учетом и их военно-политической актуальности, дающих серьезные последствия в международных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS AND LESSONS OF CONTEMPORARY HISTORY OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION OF RUSSIA AND CHINA IN THE FIELDOF AIRCRAFT

Success or loss brings the Russian military-technical cooperation between Russia and China in recent years? For example, if consider military aviation this article provides a brief analysis of a balance of pros and cons of a particular transaction, with the necessary accounting and their military and political relevance, giving serious consequences in international relations.

Текст научной работы на тему «Итоги и уроки новейшей истории военно-технического сотрудничества РФ и кнр в области самолетостроения»

УДК 947.085(471.324) ГРНТИ 78.09.20

итоги и уроки новейшей истории военно-технического сотрудничества рф и кнр в области самолетостроения

В.В. ГАГИН, кандидат исторических наук

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Успехи или убытки приносит России ВТС между РФ и КНР в последние годы? На примере военной авиации в статье дается краткий анализ определенного баланса плюсов и минусов той или иной сделки с необходимым учетом и их военно-политической актуальности, дающих серьезные последствия в международных отношениях.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество; совместные разработки; контрафакт; прибыль; военно-промышленный комплекс; экспорт.

RESULTS AND LESSONS OF CONTEMPORARY HISTORY OF MILITARYTECHNICAL COOPERATION OF RUSSIA AND CHINA IN THE FIELD

OF AIRCRAFT

V.V GAGIN, Candidate of Historical Sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

Success or loss brings the Russian military-technical cooperation between Russia and China in recent years? For example, if consider military aviation this article provides a brief analysis of a balance of pros and cons of a particular transaction, with the necessary accounting and their military and political relevance, giving serious consequences in international relations.

Keywords: military-technical cooperation; joint development; counterfeit; income; military-industrial complex; export.

После многолетнего перерыва военно-техническое сотрудничество (ВТС) между Россией и Китаем возобновилось лишь в 1990 г. Оно основывается на положениях межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 г., и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 г.

РФ и КНР осуществляют кооперацию, совместную разработку, передачу технологий, что позволяет наращивать объемы сотрудничества в области военной авиации. КНР интересуется технологиями и самой новой техникой - той, которая только начинает поступать на вооружение ВВС России.

Автор статьи сопровождает китайскую делегацию во время визита в Военно-воздушную академию

Также ВТС в этой области между Китаем и РФ развивается по другим многочисленным направлениям, включая подготовку китайских военных специалистов: в российских вузах обучаются военнослужащие Китая, в российских учебных центрах проходят обучение летчики и расчеты противовоздушной обороны. Расширяется обмен военными делегациями, взаимными визитами, проводятся совместные учения.

Многие отечественные специалисты считают, что достигнутый на сегодняшний день уровень российско-китайских отношений в военной и военно-технической области, в том числе и в области военной авиации, отвечает современным потребностям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

Однако в настоящее время интенсивно обсуждается вопрос: чего больше в военно-техническом сотрудничестве РФ и КНР в области военной авиации для России - пользы или вреда?

На первый взгляд, pro и contra составляют определенный баланс, однако необходимо учитывать и политическую актуальность той или иной сделки и их (сделок) последствия в международных отношениях - они быстро меняются. Соответственно, могут (и весьма динамично) изменяться и наши оценки: то, что еще 1-2 года назад казалось очень полезным и необходимым, в настоящий момент объективно представляется для нас чуть ли не вредительством, и наоборот. И все же, Россия и ее ВПК, при умелом управлении процессом ВТС, способны от него только выиграть.

В 1991-1997 гг. в КНР было поставлено 50 самолетов-истребителей Су-27 (в том числе 38 единиц Су-27СК и 12 единиц Су-27УБК) на сумму порядка 1,7 млрд. долларов (по взаимной договоренности сторон содержание сделок, включая их стоимость, не разглашается; в СМИ приводились лишь оценочные данные). В 2000-2001 гг. поставлено 38 многоцелевых истребителей Су-30ММК по контракту 1999 г. на сумму порядка 1,5 млрд. долларов. В период 2000-2002 гг. Китаю в рамках погашения госдолга РФ были поставлены 28 единиц Су-27УБК. В 2003 г. выполнен второй поставочный контракт на 38 единиц Су-30МКК. Осенью 2004 г. завершена поставка 24 единиц самолетов Су-30МК2 для китайских ВМС. В общей сложности в Китай с 1991 г. по 2012 г. было поставлено 178 самолетов-истребителей семейства Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК, 40 двухместных учебно-боевых Су-27УБК, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 самолета-истребителя Су-30МК2.

Кроме того, в 1996 г. Китай приобрел лицензию на выпуск 200 истребителей Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. Стоимость этой сделки составила около

2,5 млрд. долларов. Сборка истребителей осуществлялась на авиастроительном заводе в Шэньяне (провинция Ляонин), построенном по российскому проекту, основное его оборудование - также российского производства. К концу 2007 г. из российских машинокомплектов было собрано 105 самолетов. От оставшихся 95 комплектов для сборки Су-27СК Китай отказался, создав собственную версию этого самолета-истребителя Shenyang J-11. С учетом собранных по лицензии 105 Су-27СК, общее количество истребителей марки «Су» в Китае составляет 283 машины. Россия поставляла в КНР запчасти и вооружение к самолетам и предоставляла помощь по обслуживанию и ремонту авиационной техники.

В 1993 г. Россия экспортировала в Китай десять военно-транспортных самолетов Ил-76М. В 2005 г. был подписан контракт на покупку еще 34 самолетов Ил-76 и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 общей стоимостью порядка 1,5 млрд. долларов. Заказ не был выполнен из-за проблем с изготовлением самолетов на Ташкентском авиационном производственном объединении (ныне - Ташкентский механический завод, Узбекистан), стороны вели переговоры о пересмотре условий сделки. В конце 2011 г. Россия и Китай договорились о поставках трех бывших в эксплуатации самолетов Ил-76МД, в 2012 г. число машин было увеличено до десяти. Они приобретались «Рособоронэкспортом» в России и модернизировались в Белоруссии.

Наиболее крупные недавние программы военно-технического сотрудничества касаются поставок из России в Китай авиационных двигателей разных моделей (РД-93, Д-30КП-2, АЛ-31Ф) [1].

В результате КНР не только закупает у России готовую технику и оборудование, но создает на их базе новые образцы конкурентоспособных летательных аппаратов.

Военной промышленности Китая удалось разработать многоцелевой истребитель J-16, который по многим параметрам аналогичен российскому современному боевому самолету Су-35. Истребитель J-16 был разработан корпорацией Shenyang (Shenyang Aircraft является крупнейшим производителем военных самолетов в Китае) на базе самолета J-11BS, который в свою очередь является дальнейшим развитием Су-30МКК. Самолет получил тактико-технические характеристики самолетов поколения 4++. Основная проблема нового китайского самолета - это двигатель, так как национальные разработки имеют не высокий ресурс и надежность. Далее Китай решил развивать свой собственный самолет, основанный на российских технологиях, и прекратил импорт Су-30ММК / MK2 после создания китайского самолета J-16.

Впервые информация о J-16 появилась в 2013 г. и, по сообщениям китайских средств массовой информации, на данный момент уже изготовлено около 40 самолетов данного типа [2].

Та же ситуация и с тяжелым самолетостроением. Кроме прямых закупок военно-транспортных самолетов Ил-76, КНР последовательно реализует свою программу развития военно-транспортной авиации. В Китае вплотную подошли к серийному производству тяжелого ВТС. Как заявил в интервью изданию «Наньфан дэйли» (Nanfang Daily) авиационный эксперт, старший полковник (в прошлом главный летчик-испытатель программы J-10) Сюй Юнлин, по своей грузоподъемности Y-20 аналогичен тяжелым военно-транспортным самолетам признанных мировых лидеров. Его создание обеспечит Китаю возможность проецировать военную силу в нужные регионы мира.

До недавнего времени наиболее «вместительным» транспортным самолетом в КНР являлся «Юнь-8» (его прототип - советский Ан-12) грузоподъемностью 20 т. По этому показателю новый «Юнь-20» значительно превосходит своего предшественника и может войти в пятерку крупнейших ВТС мира. Первое место в мире по грузоподъемности на протяжении многих лет удерживает Ан-124 «Руслан» российско-украинского производ-

Китайский истребитель J-7 - пиратская копия советского МиГ-21Ф13

ства, способный перевозить до 150 т. Второе и третье места занимают американские военно-транспортные самолеты С-5 и С-17 грузоподъемностью 120 т и 76 т соответственно. Борьба за 4 место может развернуться между «Юнь-20» и российским транспортным самолетом Ил-76МД-90А (Ил-476), надеются китайские эксперты. Грузоподъемность последнего, по предварительным оценкам, составляет около 52 т. У «Юнь-20» этот показатель может составлять от 40 т до 66 т. В настоящее время Китай исследует экспортный потенциал Y-20.

Самолеты, состоящие на вооружении ВВС НОАК, в подавляющем большинстве скопированы с советских и российских прототипов, а также изготовлены по российской лицензии или спроектированы с помощью специалистов РФ. Некоторые перспективные разработки реализованы «комбинированным» способом.

Яркий пример такой комбинации - Hongdu L-15 - китайский учебно-боевой самолет. Разработка сверхзвукового учебно-боевого самолета L-15 была начата в начале 2000-х гг. совместно с российским ОКБ Яковлева и украинским ЗМКБ «Прогресс». Российское КБ предоставило техническую документацию на самолет Як-130, а украинское - поставило двигатели ДВ-2 для испытания прототипов. В 2004 г. широкой публике была впервые продемонстрирована модель L-15 на авиашоу в Чжухае. В 2006 г. опытный образец самолета выполнил свой первый полет. Благодаря модернизации, маневренность L-15 улучшилась до уровня истребителей третьего поколения, а по скороподъемности самолет не уступает американскому F-16 и французскому Mirage 2000.

1 мая 2012 г. Ян Липин, главный экономист компании Hongdu Aviation Industry Group, заявил про контракты на поставку L-15 в страны Латинской Америки и Африки. В 2012 г. зарубежным заказчикам планировалось поставить не менее 12 L-15. Таким образом, Украина и Китай вытеснили РФ с рынка легких штурмовиков. Сборка будет проводиться на мощностях одесского предприятия «Одесавиаремсервис» концерна «Укроборонпром». Этот самолет оснащен украинским двигателем, который ранее поставлялся для ныне приостановленного российского проекта Як-130. Теперь вместо РФ украинские двигатели покупают два крупнейших потребителя: это завод их лицензионной сборки в КНР, где они выходят под маркой WJ, а также завод китайской компании Hongdu в Пакистане, который собирает прототип L-15 Lift - самолет L8 под местной маркой Karakorum 8.

Легкие штурмовики имеют боевую нагрузку до 3 т и предназначены для ракетных ударов по поверхности не в рамках полномасштабных войн, а локальных боевых действий малой интенсивности. Секрет популярности самолетов этого класса на мировом рынке заключается в том, что параллельно с локальными боевыми операциями они выполняют функцию основного учебно-боевого самолета (УБС) для подготовки пилотов. А непревзойденность УБС в локальных антитеррористических операциях малой ин-

«Воздушно-космические силы. Теория и практика» 356 № 1, март 2017

тенсивности (дешевизна и многофункциональность) делает их самой востребованной моделью военной авиатехники. В 2015 г. неудовлетворенный спрос мирового рынка на самолеты класса «легкие штурмовики-УБС» составлял 2500 единиц и оценивался в среднем от 75 млрд. долларов. Этот сегмент рынка авиатехники продолжает стремительно расти из-за слишком ограниченного клуба основных производителей. Сейчас в него входят пять компаний из Великобритании, Италии, Чехии, КНР и Южной Кореи. России, к сожалению, вероятно придется покинуть этот клуб (из-за срыва целого ряда поставок в 2011-2015 гг.).

В 2015 г. неудовлетворенный спрос мирового рынка на самолеты класса «легкие штурмовики-УБС» составлял 2500 единиц и оценивался в среднем от 75 млрд. долларов.

Потребность ВКС РФ в самолетах Як-130 составляет 225 единиц. Из-за невозможности наладить серийное производство спроектированного на Украине авиадвигателя и истощения собственных складских запасов моторов Россия вынуждена отодвигать сроки ранее заключенных внешних контрактов. В минувшем году, например, России пришлось приостановить контракт на поставку самолетов этой марки в Сирию. Он предусматривал поставку в 2014-2015 гг. 36 самолетов под кредит на сумму 550 млн. долларов. Годом ранее, в 2013 г., по той же причине был аннулирован контракт на поставку Ливии восьми самолетов этой марки на сумму 50 млн. долларов. И это далеко не единственные случаи. Портфель внешних заказов РФ в секторе производства легких штурмовиков теперь формируют только две страны - Алжир и Беларусь. Они согласны покупать по четыре - восемь самолетов в год исключительно под кредит производителя и в непроектной комплектации - российскими копиями украинских разработок. Это влечет, вероятно, сбои в эксплуатации и весьма дорогой ремонт, что особенно проблематично в случае с гидравлическими системами. Некоторые СМИ высказывали предположение, что обе страны идут на это исключительно потому, что имеют возможность закупать у Украины двигатели и некоторое другое оборудование самостоятельно.

После появления сообщений, что КНР и Украина готовятся начать совместное производство штурмовиков с украинскими двигателями, российская пресса с грустью констатировала, что в варианте сборки штурмовиков L8 в Пакистане, оснащенных лицензионными двигателями WJ, Китай смог вытеснить российские авиастроительные компании с целого ряда рынков УБС, которые ранее считались российской нишей. По количеству поставок китайских штурмовиков пакистанской сборки это - Египет, Марокко, Венесуэла, Замбия, Зимбабве, Намибия, Мьянма, Гана, Боливия, Зимбабве, Шри-Ланка. Если в Пекине и Киеве договорятся перенести китайско-пакистанский опыт с самолетом L8 на проект L-15 Lift, вполне возможно, что эти страны захотят обновить свой авиапарк на самолеты более нового поколения. Среди них, наряду с китайским экспортом, может найтись место и будущим самолетам украинско-китайской сборки. Для понимания истинного ущерба России в этой области необходимо подчеркнуть - контракт предполагает поставку тысяч двигателей АИ-222 [3].

Второй пример настораживающих последствий советско-российско-китайского военно-технического сотрудничества в этой области - история создания китайского штурмовика Nanchang Q-5.

Nanchang Q-5 (код НАТО: Fantan) - китайский штурмовик, представляющий собой глубокую модернизацию Shenyang J-6, китайской лицензионной копии истребителя МиГ-19. Q-5 - первый боевой самолет китайской разработки, строившийся серийно. Китайским конструкторам удалось создать недорогой, простой и надежный тактический ударный самолет, опередив своих коллег в США и России, где разработка аналогичных машин - Чэнс Воут А-7 «Корсар II» и МиГ-23Б началась значительно позже [4].

Серийный выпуск Q-5 начался в конце 1969 г., в период наибольшего обострения

Китайский многоцелевой самолет Q-5 - глубокая модернизация советского истребителя МиГ-19: перемещение носовых воздухозаборников по бортам самолета позволило установить на машину мощную РЛС, что вкупе с новыми английскими двигателями подняло тактико-технические данные на качественно новый уровень

советско-китайских отношений. Поставка в строевые части началась в 1970 г. Важно отметить: в первую очередь новые самолеты получили авиационные полки, расположенные в северных районах Китая и нацеленные на Советский Союз.

История создания многоцелевого истребителя J-10 ^-10) также дает повод для скептических оценок российским специалистам по ВТС.

В начале 1990-х гг. в Китае развернулись работы по созданию истребителя нового поколения, по своему боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как «Рафаль», EF2000 или МиГ-29М. Столь сложную задачу в КНР могли решить лишь в кооперации с зарубежными фирмами, владеющими наиболее современными технологиями самолетостроения. При создании этой машины возник необычный международный симбиоз, объединивший идеей создания нового самолета китайских, российских и израильских специалистов.

За основу конструкции нового китайского истребителя был взят израильский самолет 1А1 «Лави», работы над которыми в Израиле были прекращены под давлением США в 1987 г. По линии спецслужб, как считают эксперты, Израиль передал Китаю чертежи по истребителю «Лави» и на этом сотрудничество прекратилось.

Но китайцы и не планировали слепо копировать «Лави». Они тщательно изучали аэродинамику самолета и интегральные технические решения, которые были на нем использованы. Мощный толчок программе создания китайского истребителя J-10 придала активизация военно-технического сотрудничества с Россией (еще в 1960-х гг. в Советском Союзе был облетан опытный Е-152, построенный по данной схеме). Китайцы были заинтересованы и в авиадвигателе АЛ-31Ф, которым оснащались современные самолеты Су-27.

В конце 1995 г. было официально заявлено об участии России в программе создания J-10. В связи с этим значительно поменялся внешний облик J-10. Сообщалось, что свои наработки по схеме «утка» китайцам предоставило ОКБ им. Микояна, а ОКБ им. Сухого предложило свои услуги по использованию в истребителе модификации ТРДДФ АЛ-31Ф - АЛ-31ФН (Н - нижнее расположение коробки приводов). Как полагают западные эксперты, к 2003 г. Китай располагал уже 16 истребителями J-10.

Для основного серийного парка J-10 китайцы, вероятнее всего, остановятся на РЛС РП-35 «Жемчуг» с более высокими ТТХ, модернизированной специалистами компании «Фазотрон-НИИР». Рассматривалась также модель израильской РЛС Ека EL/M-2032 для южноафриканского самолета-истребителя «Чита», но этот вариант вряд ли будет иметь

Китайский истребитель J-11 - пиратская копия российского Су-27СК

перспективу. Таким образом, снова подтверждается высокий класс российской авионики, выполненной, судя по сообщениям СМИ, на самом современном техническом уровне - 3 жидкокристаллических индикатора отображения тактической информации, боковая ручка управления самолетом и нашлемный прицел для пилота, что практически соответствует оснащению американского истребителя F-16С блок 52.

Китай планирует построить не менее 300 самолетов, включая двухместный ударный J-10B и истребитель для ВВС и авиации ВМС J-10A (возможно, двухдвигательный с РД-33/РД-93). Последний вариант самолета был официально представлен на пресс-конференции в Пекине 7 января 2007 г. Серийное производство J-10A было организовано в 2003 г. Темп производства J-10 составляет порядка 24-36 самолетов в год, что позволяет перевооружать на J-10 ежегодно один полк.

Исторически оборонная промышленность Китая ориентировалась на достижения советских оружейников. Вплоть до конца 1990-х гг. практически все вооружение Народно-освободительной армии Китая являлось либо лицензионными копиями, либо нелицензионными клонами советского оружия.

Вот краткий обзор безлицензионного, грубо говоря, пиратского копирования со стороны китайцев: многоцелевой истребитель Су-27Л-11 - Москва назвала такое «им-портозамещение» неприкрытым пиратством, в ответ Китай построил еще три модификации J-11; зенитно-ракетный комплекс «Тор М1»/Н^17 - многие западные эксперты, наоборот, полагают, что «китаец» обладает лучшими боевыми возможностями за счет более совершенной радиолокационной станции и компонентной базы. Что неудивительно, «китаец» был принят на вооружение на 20 лет позже своего прародителя; ЗРК С-300/ HQ-9 стал самым грозным «звонком» об опасности китайских вариаций на тему российских зенитно-ракетных комплексов. Многие эксперты называют его прямой копией «трехсотки» (комплексы поставляются в Китай с 1996 г.). Между тем, HQ-9 уже составил конкуренцию российским системам ПВО на международном рынке вооружений. В начале 2015 г. прошла информация, что Китай поставил несколько комплексов HQ-9 в Туркменистан и Узбекистан. Ранее HQ-9 победили С-300 в большом тендере на поставку зенитно-ракетных систем Турции на общую сумму в 4 млрд. долларов. Правда, в итоге Турецкая республика отказалась от китайских систем, сделав ставку на зенитно-ракет-ные комплексы собственного производства.

Не обошли своим вниманием китайские конструкторы и другой «конек» российского оборонно-промышленного комплекса - реактивные системы залпового огня. Китайские РСЗО А-100 и ее модернизированный вариант РНЬ-03 являются прямыми потомками российской системы 9К58 «Смерч», вплоть до полной взаимозаменяемости ракет в направляющих. Что интересно, в отличие от указанных выше систем, официально Россия «Смерчи» в Китай не поставляла, в китайских СМИ проходила информация о том,

«Воздушно-космические силы. Теория и практика» 359 № 1, март 2017

что в начале «нулевых» годов три машины были закуплены в «одной из третьих стран». Возможно, это была Украина.

Китайское безлицензионное копирование российской техники распространяется не только на авиационные и ракетные комплексы. В 2004 г. американские спутники сделали снимок неизвестной китайской подводной лодки, которая как выяснится позже, оказалась несколько переработанной российской субмариной проекта 877 ЭКМ «Палтус». Несколько дизель-электрических «Палтусов» были поставлены «Адмиралтейскими верфями» в Китай еще в середине 1990-х гг. Эксперты обратили внимание на то, что новый китайский корабль, получивший шифр «тип 041», имеет схожие характеристики с российским аналогом. Всего в Китае было построено около десяти таких подлодок, а в 2013 г. китайцы презентовали уменьшенный вариант российской подлодки - «проект S-20». Новый корабль уже заинтересовал потенциальных зарубежных покупателей.

Конечно, Россия не единственная страна, которая терпит убытки из-за китайского военного «контрафакта». Китай - это главный технологический пират планеты и военная техника не может быть для него исключением. То же самое и с широко рекламируемым легким истребителем пятого поколения - он представляет собой нечто среднее между американскими F-22 и F-35 [5].

При этом многие специалисты считают, что в современных условиях проще, выгоднее и эффективнее не заниматься технологическим воровством, а налаживать совместное сотрудничество в области высоких технологий. Чем, кстати, Россия сейчас и занимается. Хочется думать, что в Китае, кажется, тоже поняли, что лучше выстраивать совместные проекты, чем просто копировать российские самолеты и ракеты [6].

Описанные случаи свидетельствуют о все той же проблеме: оборонная промышленность Китая развивается по пути заимствования чужих технологий посредством либо воровства, либо копирования лицензионных изделий. Справедливости ради, необходимо указать, что в КНР истинно государственный подход позволяет весьма экономично использовать скопированные научно-технические разработки: Китай производил и по возможности развивал образцы российских вооружений всех видов - стрелковое оружие, минометы, артиллерийские системы, бронированные боевые машины, включая танки, системы ПВО и даже летательные аппараты, вплоть до дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, которые под индексом Н-6, пройдя глубокую модернизацию, составляют основу дальней авиации Китая и сегодня (в России самолеты Ту-16 бесхозяйственно списаны из состава ВВС и сданы в качестве цветного металлолома еще в начале 1990-х гг.).

Причем, вся воспроизведенная китайцами советская техника активно экспортировалась либо в страны третьего мира, не имеющие финансовой возможности приобретать российское вооружение, либо в страны, которые не могли закупать оружие у СССР или Запада по политическим причинам (Албания, Кампучия во времена Пол Пота и др.). Это оружие применялось, в том числе и против самого СССР. К примеру, 90 % стрелкового оружия и минометов, используемых бандами мятежников в ходе конфликта в Афганистане, были произведены в КНР.

По опыту последних международных выставок и салонов вооружений, специалисты разных стран приходят к однозначному выводу - ВПК КНР уже достиг того уровня, при котором может быть и должен быть реализован принцип: «Сначала скопировать, а затем - превзойти» [7, 8].

Несмотря на то, что китайская авиационная промышленность до настоящего времени продолжает практику копирования и дальнейшей модернизации зарубежных образцов АТ, в последние пять-десять лет наметилась тенденция перехода от копирования к

--"Г

Бомбардировщик Н-6М - глубоко модернизированный советский Ту-16. Внешне, по сравнению с предшественником, Н-6 отличает увеличенный обтекатель антенны носовой РЛС и

воздухозаборники двигателей, что говорит об установке более совершенного оборудования и агрегатов. Может нести крылатые ракеты, аналогичные по характеристикам российским Х-55

заимствованию конструкторских идей по созданию современных образцов авиатехники, что подтверждает намерение КНР постепенно формировать национальную конструкторскую школу. При условии сохранения существующих темпов развития боевой авиации Китая, в среднесрочной перспективе стоит ожидать появления не только нового мощного конкурента, способного диктовать свои условия на мировом рынке авиастроения, но и возможного лидера в этой области [9].

Многие специалисты высказывают беспокойство, что, продавая современное оружие Пекину, Москва совершает стратегическую ошибку, повышая вероятность встречи со своим собственным вооружением в обстановке потенциального конфликта. Однако большую важность имеет и политико-дипломатический аспект. Россия пытается закрепить Китай как военно-стратегического и политического союзника. Политике санкций со стороны Европы и США противопоставляется поворот на Восток - дружба с Китаем, отношения с БРИКС, с Индией. Не нужно забывать, что в конце 1990-х - начале 2000-х гг. китайские заказы спасли заводы авиационного объединения Комсомольска-на-Амуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военно-техническое сотрудничество России и Китая [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/2454199 (дата обращения: 14.07.2016).

2. В Китае разработали аналог российского истребителя Су-35 [Электронный ресурс] // Военно-промышленный курьер. 2015. № 2 (568) URL: http://vpk-news.ru/ articles/23466 (дата обращения: 04.08.2015).

3. Карпенко А.В. ВТС КНР и РФ [Электронный ресурс] // Невский бастион. URL: http://nevskii-bastion.ru/jl-8k-8-karakorum (дата обращения: 10.10.2015).

4. Ильин В. Авиация великого соседа. J-10 // Вестник Авиации и космонавтики». 1999. № 10. С. 25-27.

5. Сарбашева А. Поднебесный контрафакт. Китай продолжает развитие военной технологии своими традиционными способами [Электронный ресурс] // Силовые структуры. URL: https://lenta.ru/articles/2015/10/29/reverseengineering/ (дата обращения: 18.04.2016).

6. Милованова Л., Федюшко Д. Скопировать, затем превзойти. Именно этим путем идет сегодня китайская «оборонка» [Электронный ресурс] // Военно-промышленный курьер. 2014. № 45 (563). URL: http://vpk-news.ru/articles/22943 (дата обращения: 6.12.2014).

7. Моисеев С. Высокоточное оружие класса «воздух-поверхность ВВС Китая // Авиация и космонавтика. 2008. № 4. С. 28-34.

8. Растренин О. Высокоточное оружие класса «воздух-поверхность» ВВС КНР [Электронный ресурс]. URL: http://milita.jofo.ru/301691.html. (дата обращения: 10.06.2015).

9. Китай предлагает России электронику в обмен на ракетные двигатели [Электронный ресурс] // Информагентство «Военное РФ». URL: http://военное.рф/2016/Китай9 (дата обращения: 19.04.2016).

BIBLIOGRAPHY

1. Military-technical cooperation between Russia and China [Electronic resource]. URL: http://tass.ru/info/2454199 (accessed 14.07.2016).

2. China has developed an analogue of the Russian Su-35 [Electronic resource] // Military-Industrial Courier. 2015. № 2 (568). URL: http://vpk-news.ru/articles/23466 (accessed 04.08.2015).

3. Karpenko A.V. MTC China and Russia [Electronic resource] // Nevsky Bastion // URL: http://nevskii-bastion.ru/jl-8k-8-karakorum/ (accessed 10.10.2015).

4. Ilyin great neighbor Aviation / J-10 // Bulletin of Aviation and Space. 1999. № 10. C. 25-27.

5. Sarbasheva A. Podnebesny counterfeit. China continues to develop military technology for its traditional methods [Electronic resource] // Power structures. URL: https://lenta.ru/ articles/2015/10/29/reverseengineering/ (accessed 18.04.2016).

6. Milovanova L. Fedyushka D. Copy, and then surpass. It is in this way is now Chinese «defense industry» [Electronic resource] // Military-Industrial Courier. 2014. №2 45 (563). URL: http://vpk-news.ru/articles/22943 (accessed 12.06.2014).

7. Moiseev S. Precision weapons class «air-surface» Air China // Aerospace. 2008. № 4. P. 28-34.

8. Rastrenin O. Precision weapon class «air-surface» Air China [Electronic resource] // URL: http://milita.jofo.ru/301691.html. (accessed 10.06.2015).

9. China offers Russia electronics in exchange for rocket engines [Electronic resource] // News agency «Russian military». URL: http://военное.рф/2016/Китай9 (accessed 19.04.2016).

© Гагин В.В., 2017

Гагин Владимир Владимирович , кандидат исторических наук, научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vaiu@mil.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.