УДК 331.101:621.9
ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ», СОСТОЯВШЕЙСЯ 26-27 НОЯБРЯ 2002 Г. В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Т.В. ЛОПУХОВА
26-27 ноября 2002 г. в Казанском государственном энергетическом университете состоялась республиканская Международная научно-методическая конференция, посвященная актуальной проблеме повышения качества методического обеспечения процесса подготовки специалистов «Повышение качества методического обеспечения процесса подготовки специалистов». В обзоре освещена работа секций и представлены рекомендации конференции.
26-27 ноября 2002 г. в Казанском государственном энергетическом университете состоялась республиканская Международная научно-методическая конференция, посвященная актуальной проблеме повышения качества методического обеспечения процесса подготовки специалистов. В подготовке конференции приняли участие представители высшей профессиональной школы России и Белоруссии. Участие в конференции предусматривалось как в очной, так и заочной форме.
Конференцию открыл проректор Казанского государственного энергетического университета по учебной работе А. И. Гурьянов, рассказавший о современном состоянии КГЭУ и о его перспективах.
В работе конференции приняла участие заместитель министра образования Республики Татарстан Л.В. Овсиенко. Она отметила, что существует проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Образование должно носить опережающий характер, необходимо изучение того, что будет востребовано на рынке труда через пять лет. В настоящее время в Татарстане происходит создание университетских комплексов. Л.В. Овсиенко назвала следующие проблемы подготовки специалистов: выпускники часто не умеют добывать новые знания самостоятельно, не в достаточной мере владеют иностранными языками, не имеют навыка работы с современными источниками информации, не умеют составлять и защищать бизнес-планы. На уровне республики нет базы данных о системе образования, нет библиотеки сборников научно-методических и научно-практических конференций (также в электронном варианте).
На пленарном заседании с докладами по актуальным проблемам конференции выступили проректор КГЭУ по международным связям Р.О. Сироткин с докладом «Международное сотрудничество - необходимое условие для динамичного развития КГЭУ» и научный руководитель учебно-методического центра КГЭУ Т.В. Лопухова с докладом «Методическое обеспечение в системе подготовки специалистов для энергетики».
Р.О. Сироткин рассказал о международых связях КГЭУ, о подготовке специалистов для дальнего и ближнего зарубежья. Статус университета, который
© Т.В. Лопухова Проблемы энергетики, 2003, № 7-8
в настоящее время носит КГЭУ, подразумевает новое качество, в том числе и в сфере связей университета с партнерами в России и за рубежом. Особое значение приобретает сотрудничество с зарубежными партнерами в сфере образования и научных исследований, поскольку изолированность от внешнего мира в целом отрицательно влияет на учебный процесс и развитие науки в вузе. Сотрудники, аспиранты и студенты должны иметь возможность видеть свою работу не только в республиканском и российском, но и общемировом контексте, поскольку это помогает ориентироваться в текущей ситуации в той сфере, в которой они работают, и правильно планировать свою научную, педагогическую, учебнометодическую, административную и другие виды деятельности.
В настоящее время многие сотрудники КГЭУ поддерживают связи и сотрудничают со своими зарубежными коллегами, некоторые также выезжают за рубеж на стажировки, конференции и симпозиумы. Кроме того, в КГЭУ функционирует интернет-класс, дающий возможность доступа к информации, представленной в сети интернет; в том числе имеется доступ к научной электронной библиотеке, база данных которой включает в себя ведущие российские и зарубежные периодические издания.
С другой стороны, важным фактором интеграции КГЭУ в мировое сообщество в сфере науки и образования является тот факт, что отечественное образование в целом и образование, получаемое в КГЭУ в частности, способно достойно конкурировать на мировом рынке образовательных услуг. Более того, зачастую оно отличается большей системностью и фундаментальностью. Следствием и, одновременно, подтверждением этого является тот факт, что в настоящее время в КГЭУ обучаются студенты, аспиранты и стажеры из 17 стран дальнего зарубежья (Северная и Южная Америка, Африка, Азия) и 5 стран СНГ. В настоящее время созданы условия для обучения иностранных граждан, начиная с подготовительных курсов русского языка и заканчивая аспирантурой.
Коллектив университета укрепляет и развивает связи с ведущими вузами России, тесно сотрудничает с Белорусским национальным техническим университетом (г. Минск), Национальным техническим университетом (г. Харьков), Павлодарским государственным университетом (Казахстан) и другими вузами СНГ.
В докладе Т.В. Лопуховой отмечается, что реализация многоуровневой подготовки специалистов требует хорошей методической базы. Однако существует противоречие между требованиями к внедрению непрерывного многоуровневого профессионального образования в практику учебных заведений страны и отсутствием научного обоснования требований к методическому обеспечению процесса подготовки специалистов.
Большое значение для проектирования методического обеспечения имеет определение профессионально значимых качеств специалистов и специфики их деятельности в условиях конкретного региона.
Работа конференции проходила по следующим секциям: методическое
обеспечение в системе качества подготовки специалистов; методологические аспекты качества подготовки специалистов; методическое обеспечение образовательных программ при различных формах обучения; методическое обеспечение учебных дисциплин; современные информационные технологии в методическом обеспечении учебного процесса; методические аспекты преподавания.
В дискуссии на пленарном заседании выступили проректор Казанского государственного энергетического университета профессор О.С. Сироткин,
раскрывший в своем выступлении идеи интегрирования в профессиональном образовании, и профессор В.А. Белавин, задавшийся вопросом: «Что нам подойдет из зарубежного опыта подготовки специалистов?».
В обзорном докладе по материалам докладов первой секции «Методическое обеспечение в системе качества подготовки специалистов» (12 докладов представителей вузов России и Белоруссии, а также Института среднего профессионального образования Российской Академии образования - ИСПО РАО) Т.В. Лопухова раскрыла их основное содержание. В докладе коллектива авторов, представляющих учебно-методическое управление КГЭУ (Камашева Ю.Л., Лопухова Т.В., Шагиев Н.Г.), «Структура системы оценки качества методического обеспечения основных образовательных программ» представлены результаты разработки системы оценки качества методического обеспечения основных образовательных программ, реализуемых в университете. Авторами предложена структура оценки качества методического обеспечения основных образовательных программ, состоящая из подсистем оценки: материальной базы, поддерживающей методическое обеспечение, информационной базы в области МО, методической подготовки преподавателей, учебно-методических и методических материалов: программ учебных дисциплин, указаний к
лабораторным и практическим занятиям, указания по выполнению курсовых проектов и курсовых работ, расчетных заданий и методических указаний по проведению всех видов практик и выпускных квалификационных работ.
Одной из проблем обеспечения качества подготовки специалистов является запаздывание реакции системы подготовки специалистов на изменение требований заказчика. Проректор КГЭУ по учебно-методической работе В.Г. Новосельский в своем докладе отметил, что это приводит к отставанию уровня методического обеспечения учебного процесса в высшей школе от требований заказчиков к выпускникам вузов. Для решения этой проблемы необходима система оценки качества подготовки специалистов, обеспечивающая прогноз уровня подготовки выпускников вуза. Инструментом такой оценки может стать имитационное моделирование.
В докладе Е.А. Михалевой определены базовые методические задачи, которыми при разработке методического обеспечения учебного процесса в вузе являются: определение формы и вида информационного наполнения
специальных курсов; разработка методик проведения лабораторных, практических и самостоятельных занятий студентов; разработка системы контроля и самоконтроля знаний студентов.
Важную роль в оценке качества методического обеспечения в системе качества подготовки специалистов играют правильно выбранные критерии. Такими критериями для средних профессиональных учебных заведений в докладе старшего научного сотрудника ИСПО РАО А.Н. Полосина определены: наличие научно-методических советов в учебном заведении; качественный состав преподавателей; наличие учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых учебно-методических комиссий.
О критериях оценки качества методического обеспечения учебного процесса говорилось и в докладе руководителя организационно-методического отдела учебно-методического управления КГЭУ Ю.Л. Камашевой. Она определила следующие критерии оценки научно-методического комплекса учебной дисциплины: наличие полного комплекта материалов научно-методического комплекса; наличие в программе учебной дисциплины всех дидактических единиц, содержащихся в ГОС; ясное представление авторами НМК целей и задач
дисциплины; четко сформулированные требования к освоению содержания дисциплины; наличие необходимых лабораторных стендов, приборов, компьютерных средств, плакатов; использование в УП обучающих компьютерных программ, тестов; четкое изложение требований к выполнению всех видов занятий по данной дисциплине, а также зачетных и экзаменационных требований; наличие рекомендаций для студентов по организации самостоятельного изучения дисциплины.
Невозможно переоценить роль вузовской библиотеки в методическом обеспечении процесса подготовки специалистов. В докладе заведующей библиотекой КГЭУ Л.А. Косаревой представлен ряд следующих проблем: создание условий для приобретения студентами учебно-методической литературы в вузе и взаимодействия библиотеки с вузовским издательством; поиск дополнительных источников финансирования библиотеки; переход библиотеки на новые компьютерные технологии; оснащение библиотеки копировальномножительной техникой, средствами работы с электронными документами; техническая неготовность библиотеки к переходу на новые технологии обработки информации и несоответствие материально-технической оснащенности библиотеки уровню университета. Л.А. Косарева считает, что необходима библиотечная локальная сеть, обеспечивающая студентам, наряду с другими возможностями, возможность пользоваться электронными учебниками.
Методическим основам разработки электронного учебника посвящен доклад ученых из Белорусского национального технического университета В.П.Рынкевича и Б.А. Татаринова. Электронный учебник особенно эффективен в тех случаях, когда он обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойство интерактивности) помогает быстро найти необходимую информацию, не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует (преимущества мультимедийных технологий), позволяет быстро, но в темпе, подходящем для студента, проверить его знания по определенному разделу. Одно из исходных требований при создании электронного учебника - требование лаконичности. Один из путей индивидуализации обучения - предоставление в электронном учебнике возможности выбора скорости, объема подачи материала, стратегии обучения в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями студентов.
В создании учебно-методической литературы значительную роль играет человеческий фактор (А.И.Шакирова, КГЭУ). Автор этого доклада считает, что учебно-методическую литературу должны создавать мастера своего дела, чей педагогический стаж и научно-интеллектуальный потенциал позволяют качественно выполнять данную научно-методологическую функцию. Основную роль в процессе учебно-методического обеспечения должен играть профессорский состав вуза, это позволит обеспечить передачу научных знаний и гармоничный информационный обмен.
Целесообразна дальнейшая детализация и концентрация применения системного подхода к решению задач реформирования процесса подготовки специалистов в конкретных условиях конкретного вуза (доценты Ю.А. Ярославцев, О.С. Романов, КГЭУ). Ядром моделирования сложных образовательных процессов является выделение закономерностей их функционирования и создание адекватной математической модели этих закономерностей.
Разговор о системном подходе к решению проблемы повышения эффективности формирования профессионально важных качеств продолжен в
следующем докладе (Ю.А. Ярославцев, КГЭУ и Т.А. Пасягина филиал МГТА г. Мелеуз, Башкортостан). Переход к системному подходу на уровне
идентифицированных математических моделей реально существующих
закономерностей поможет решить задачи оптимизации формирования профессионально значимых качеств специалистов в соответствии с требованиями заказчика. Авторы доклада анализируют недостатки и пробелы в ГОС ВПО, создававшемся не на основе глубокого анализа требований и содержания профессиональной деятельности, а на основе анализа и обобщения содержания программ различных вузов.
В следующем докладе Ю.А. Ярославцева в соавторстве с О.И. Шаманской речь шла о системообразующих факторах в образовательных системах. Такими факторами являются наличие актуальной цели и необходимых ресурсов для ее достижения. Оптимальный объем и содержание учебной дисциплины
определяются на основе комплектования материала из тем с видовой определенностью знаний, вносящих необходимый и достаточный вклад в формирование заданных ГОС профессионально важных качеств с учетом их уровня за разумно приемлемое время. Необходимо иметь данные прогноза на тенденцию изменения профессиональной деятельности выпускников. Определение наиболее важных для повышения качества методического обеспечения процедур представлено в докладе Ю.А. Ярославцева (КГЭУ) и О.Ю. Васягиной (Казанский государственный университет). В числе этих процедур -выделение множества связей дисциплины и подмножества существенных связей, субоптимизация распределения бюджета времени по дисциплинам, оптимизация межтемных связей и объективизация контроля в пределах учебного заведения.
В итоге работы первой секции были предложены следующие рекомендации: поставить вопрос перед руководством КГЭУ о дальнейшем оснащении библиотеки современными информационными средствами с целью использования электронных изданий учебной, учебно-методической и научной литературы, продолжить в КГЭУ разработку и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов и разработать систему оценки качества подготовки специалистов, обеспечивающую прогноз уровня этой подготовки.
Некоторые доклады, представленные на конференцию, явно выходили за рамки ее названия, в результате была организована секция «Методологические аспекты качества подготовки специалистов», внутри которой определились два основных направления - методология организации профессиональной подготовки специалистов и выбора ее содержания, методология формирования личности специалиста. С интересным докладом, представляющим собой глубокий анализ методологических проблем качества подготовки специалистов, выступил председатель секции - доктор философских наук заведующий кафедрой философии КГЭУ М.А. Крашенинников. Он обратил внимание на то, что между методическим обеспечением и методологией подготовки специалистов не должно быть разрыва, противостояния. «Познавательная, нравственная,
мировоззренческая, методологическая, ценностная, политическая неразвитость студента дорого стоят обществу. Преодолеть их можно посредством обоюдного интереса студента и преподавателя. Чтобы сделать мировоззренческий выбор, а значит и жизненной гражданской позиции, нужно обратиться к философии, к ее системе научных, нравственных и ценностных критериев выяснения истины».
В обзорном докладе по материалам секции был представлен опыт функциональной личностно-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в Самарском государственном техническом университете (доклад
научного руководителя научно-методического центра СамГТУ профессора В.Н. Михелькевича и П.Г. Кравцова). В СамГТУ разрабатывается и реализуется система качества подготовки специалистов на основе международного стандарта ИСО 9001:2000. Особенностями этого стандарта является требование удовлетворения дополнительных запросов потребителей (предприятий -заказчиков на целевую подготовку специалистов). Методологическим ядром функционально ориентированной подготовки является представление о трехкомпонентной структуре содержания инженерного труда, т.е. дифференциация обучения студентов с ориентацей на исследовательскую, конструкторско-технологическую и организационно-управленческую
деятельность с их отбором в соответствующие учебные подгруппы по совокупности выявленных индивидуальных качеств. В этом случае необходимы гибкие учебные планы. Обеспечивается приобретение студентами еще во время обучения в вузе дополнительных знаний, умений и навыков определенных инженерных функций. Сокращается срок адаптации молодых специалистов на производстве. Снижаются суммарные издержки на послевузовское доучивание инженерных кадров.
О факторах повышения качества подготовки специалистов в высшей школе говорилось в докладе доцента Е.А. Корчагина (КГЭУ). Были приведены результаты анализа практической подготовки студентов в современных условиях. Основным структурообразующим принципом учебно-воспитательного процесса в вузе должен стать принцип формирования у студентов готовности к полноценной, развитой профессиональной деятельности.
К методологическим вопросам можно отнести и вопросы фундаментальной профессиональной подготовки специалистов среднего звена, представленные в материалах доклада Е.А. Мироновой (ИСПО РАО, Казанский энергетический техникум). Реализуемое в учебном процессе и обеспечивающее
фундаментализацию профессиональной подготовки методическое обеспечение должно основываться на принципе формирования единой системы базовых знаний и умений для конкретных дисциплин.
В методологическом аспекте рассматривается подготовка специалистов высокой квалификации по автоматизации технологических процессов в энергетическом вузе заведующим кафедрой КГЭУ профессором К.Х. Гильфановым. В его докладе обозначены основные составляющие такой подготовки: фундаментальная в области физики и химии, технологическая, экономическая, в области информационных технологий, в области надежности и безопасности производственного процесса, в области современных систем контроля.
В докладе И.В. Борисова (ИСПО РАО) представлена попытка построения целостной деятельной модели методом графического моделирования как наглядного диагностического инструментария для проведения оценки качества подготовки специалиста среднего звена в графическом выражении.
Большой интерес вызвали на конференции доклады, посвященные гуманитарной мировоззренческой подготовке будущих специалистов. Доклады ученых кафедры философии составили особый блок. В них наиболее содержательно отражаются методологические аспекты формирования личности специалистов.
Формированию философской культуры молодого специалистов был посвящен доклад профессора кафедры философии А.П. Косарева. Для молодого специалиста философская культура - прежде всего выработанное научное
мировоззрение, теоретическое осмысление культуры, выработка цельного гармоничного взгляда на мир и человеческую сущность, самого себя. Ж.В. Федорова предлагает для всех студентов спецкурс «Философские вопросы гуманитарных и естественных наук», читаемый сейчас магистрантам, а также спецкурсы по истории философии, по истории энергетики. Спецкурсы имеют мировоззренческий смысл, формируют теоретическое и самостоятельное мышление, творческий подход к решению сложных проблем бытия.
Тему роли гуманитарного образования в формировании личности молодого специалиста продолжили доклады заведующего кафедрой культурологии профессора Р.Г. Нугманова и доцента этой кафедры Ю.В. Шабалиной. Особенностью концепции культуры, развивающейся в КГЭУ, является представление самой культуры и как внутреннего качества личности, и как метода познания одновременно. В КГЭУ реализуется идея принципиального переоснащения самого учебно-методического обеспечения курса культурологии (монография, курс лекций, методическая разработка для студентов заочной формы обучения, учебное пособие «Начала культурологии» - 1-я часть трилогии). Р.Г. Нугманов предложил новую концепцию культуры, складывающуюся из рационально-логического и объективно - сущностного определений.
В докладе Ю.В.Шабалиной отмечалось, что культурологические знания влияют на мотивацию студента и позволяют ему ориентироваться в окружающем мире, развивают вербальное общение. Техническая культура занимает важную роль в подготовке студентов-энергетиков.
О творческом развитии личности в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в техническом вузе пишет профессор Л.В. Карцева (КГЭУ, кафедра социологии). Она считает, что педагогический коллектив технического вуза оказывается даже более ответственным за творческое становление будущего специалиста, нежели коллектив гуманитарного, где сама образовательная программа носит гуманитарный и гуманизирующий характер.
В педагогике и психологии формируется понимание большой роли этнической идентичности в формировании гармоничной, адаптированной личности (О.Г. Лопухова, ИСПО РАО). Приверженность этнокультурным традициям собственного народа и, вместе с тем, толерантное отношение к представителям другого народа - основа формирования такой личности. Погружение индивида в ценностно-смысловую систему своей этнической культуры, в процессе освоения учебного материала, будет способствовать расширению границ самосознания, обогащению внутреннего мира, а в случае психологической дезадаптации - выполнять психокоррекционную функцию. Разработано методическое пособие «Русско-татарский этнокультурный ассимилятор», основу которого составляют ситуации межличностного общения.
В дискуссии, состоявшейся в процессе работы второй секции, выступили профессор В.А. Белавин, Л.В. Карцева, профессор Р.Г. Нугманов, А.П. Косарев.
Рекомендации второй секции: создать в КГЭУ научно-методический кабинет для гуманитарных наук; в целях повышения эффективности учебновоспитательного процесса в КГЭУ организовать социологические исследования контингента студентов.
Обзорный доклад по материалам третьей секции “Методическое обеспечение образовательных программ при различных формах обучения» сделал проректор КГЭУ по послевузовскому и дополнительному образованию профессор Г.У. Матушанский.
В докладе сотрудников Учебно-методического управления Н.Г. Шагиева, В.Г. Новосельского проанализирована разработка магистерских учебных планов на основе ГОС второго поколения. Разработка основных образовательных программ магистерской подготовки в КГЭУ осуществляется выпускающими кафедрами отдельно по каждой магистерской программе. Экспертиза проектов учебных планов возложена на научно-методические советы по направлениям магистратуры. В перечень дисциплин национально-регионального компонента включены не только специализированные курсы согласно профилю магистерской программы, но и дополнительные главы общеобразовательных естественнонаучных дисциплин (математика, физика, химия, экология).
Методическому обеспечению учебного процесса в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы посвящен доклад А.Г. Фролова (КГЭУ). Методическое обеспечение в системе повышения квалификации устаревает чрезвычайно быстро и это закономерный процесс. Постоянный доступ преподавателей системы повышения квалификации к информационным источникам новейшей отраслевой и научно-технической информации -необходимое условие их эффективной работы.
В докладе В.Г. Новосельского раскрыты подходы к организации сбора информации о послевузовской деятельности выпускников. Одним из таких подходов является метод экспертных оценок. В настоящее время в КГЭУ проводятся разработки варианта бланка высокоинформативного отзыва о выпускниках.
Об особенностях организации учебного процесса студентов заочной формы обучения говорится в докладе доцента И.К. Будниковой (КГЭУ). Лекция для заочников должна быть построена методически таким образом, чтобы создать единое и цельное представление о предмете и, в то же время, концентрировать внимание студентов на тех вопросах, знание которых необходимо при самостоятельном выполнении контрольной работы.
В.Г. Нанаенко (КГЭУ) рассматривает контрольную работу как важную составляющую самостоятельной работы - основного метода изучения философии студентами-заочниками. Студент в ходе изучения философии должен осознать, что знаний лишь технических инженерам недостаточно, что технический прогресс тесно связан с социальным, что в основе технических достижений лежат и моральные факторы.
О методическом обеспечении образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» шла речь в докладе А.В. Юсуповой (КГЭУ). Был рассмотрен опыт разработки методического обеспечения учебной дисциплины «Основы математической обработки естественно-научных и психолого-педагогических измерений».
Вопросы организации и проведения производственных практик представлены в докладе преподавателей Н.В. Роженцовой и О.А. Аксенова. Результаты производственной, в особенности преддипломной, практики студентов и материалы их дипломных проектов могут оказаться полезными в практике работы предприятий, особенно в период подготовки и проведения реконструкции производства и модернизации оборудования, совершенствования системы энергообеспечения.
Одним из ведущих принципов обеспечения качества образовательной деятельности в современном вузе сегодня все чаще называется принцип опережающего управления. Опыт Казанского государственного педагогического университета по применению технологии аудиторской проверки в работе со
студентами выпускных курсов был представлен в очень интересном и содержательном докладе А.Ф. Шарафеевой.
Блок докладов ученых ИТЭ АН РТ посвящен подготовке кадров высшей квалификации по физике, химии и техническим наукам в Республике Татарстан. От правильного формирования кадровых потоков, качества профессионального образования, преемственности обучения в учебных заведениях зависит скорость подготовки специалистов высшей квалификации в регионе и их профессиональной мобильности в любой области деятельности, что напрямую связано с повышением качества образования в РТ.
В дискуссии выступили профессор В.А.Белавин, доцент Ю.А. Ярославцев.
Рекомендация третьей секции: Привлечь к разработке методики получения информативного отзыва о выпускниках КГЭУ ведущих преподавателей выпускающих кафедр и специалистов-энергетиков.
Самой представительной секцией стала четвертая - «Методическое обеспечение учебных дисциплин» (31 доклад). Руководитель секции - заведующая кафедрой ИЭР КГЭУ профессор Р.Я. Дыганова во вступительном слове дала характеристику представленных материалов. Организационно-методическому аспекту подготовки специалистов и повышению качества лекций посвящено большинство докладов. Очень важен вопрос отбора и подготовки преподавателей вузов. Однако нет анализа мнения студентов о качестве преподавания. Практически перестала существовать система открытых лекций. Представлено всего 4 доклада по заочному обучению, а это очень актуальная тема. В двух докладах затронута проблема тестирования и контроля - это очень мало. Обзорный доклад по материалам секции сделала руководитель организационнометодического отдела учебно-методического управления КГЭУ Ю.Л. Камашева.
Большой интерес вызвали выступления доцента кафедры культурологии
А.М. Сафиной «Интеграция музыкального искусства в учебный курс "История мировой и русской культуры" и доцента кафедры архивоведения Г.А. Двоеносовой «Методические проблемы теории документоведения и качество подготовки специалистов».
Рекомендации четвертой секции:
1. Повысить качество научно-методических комплексов дисциплин.
2. При создании методического обеспечения для студентов-заочников обратить внимание на подробную методическую разработку вопросов для самостоятельного изучения и примеров решения контрольных задач.
3. С целью выявления научно-исследовательского потенциала студентов, в процессе обучения акцентировать внимание на привлечение студентов к научной работе по схеме «научные студенческие кружки - курсовые проекты -исследовательская часть дипломных проектов, дипломные работы, магистерские диссертации - кандидатские диссертации».
В пятой секции «Современные информационные технологии в
методическом обеспечении учебного процесса» было представлено 14 докладов. Обзорный доклад сделала доцент кафедры промышленной электроники КГЭУ Л.В. Ахметвалеева. Она отметила, что в настоящее время появилось много интеллектуальных информационных технологий, позволяющих улучшить традиционные системы образования и создать принципиально новые компьютерные технологии обучения. Для конкретной изучаемой области каждая из перечисленных форм имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения и в значительной степени зависит от использования программных и технических средств.
Учебно-методическое обеспечение предполагает разработку комплекса учебно-методических документов, способствующих эффективному усвоению знаний и экономному расходованию времени аудиторных занятий. В докладе представителей кафедры инженерной графики КГЭУ А.И. Степанова, доцента
Н.К. Сабировой и заведующего кафедрой профессора Я.Д. Золотоносова анализируется использование компьютерных технологий в системе методического обеспечения учебного процесса в техническом вузе. Авторы доклада формулируют положения, на которых должна основываться разработка учебно-методического обеспечения. Еще один доклад этих авторов был посвящен разработке программы курса «Компьютерная графика», в нем шла речь о необходимости учитывать уровень подготовленности студентов и их индивидуальные особенности.
Проблемы и перспективы информатизации учебного процесса рассматриваются в докладе О.Б. Мущинской и Е.А. Прыгуновой из Белорусского национального технического университета. Они считают, что внедрение информационных технологий в сфере высшего образования влечет за собой ряд методических, организационных и теоретических проблем. Процесс внедрения новых информационных технологий в БНТУ основан на создании базы данных учебных планов и программ, организационно-методических документов. Все большее количество учебно-планирующей и организационно-методической документации распространяется в электронной форме. Важным элементом информатизации учебного процесса является создание электронных учебников. В БНТУ разработано «Временное положение об электронных изданиях (ЭИ) БНТУ». Это положение направлено на создание условий для профессорско-преподавательского состава университета по формированию базового набора учебников и учебных пособий по всем дисциплинам, обеспечению пособиями лабораторных и практических занятий, предоставлению справочных и дополнительных материалов. В перспективе вся учебная литература должна размещаться в локальной сети БНТУ, что позволит создать электронную библиотеку по принципу смысловых слоев. Такого рода электронная учебная библиотека будет содержать справочные издания, а также ссылки на внешние источники - Internet-сайты со схожей тематикой.
О необходимости тиражировать в электронном виде на компакт-дисках все учебные материалы и методические пособия говорится в докладе И.М. Ямалнеева (КГЭУ). Электронное методическое обеспечение, онлайновые учебники, интерактивные web курсы должны стать основным средством, позволяющим более эффективно и наглядно донести содержание материала, повысить уровень образования и учебного процесса.
Использование виртуальных моделей для повышения качества процесса подготовки специалистов находит место в практике работы кафедры ТЭС КГЭУ (С.М. Шкедова, зав. кафедрой ТЭС профессор Н.Д. Чичирова). В докладе представлены результаты педагогического эксперимента, доказывающие необходимость включения виртуальных моделей в учебный процесс.
Новые возможности обучения иностранным языкам посредством сети Интернет раскрываются в докладе О.В. Бусыгиной (КГЭУ). Автор обращает внимание на компьютеризированный тестовый контроль.
Опыт организации лабораторных работ по компьютерной графике в Альметьевском нефтяном институте был представлен в докладе Л.Г. Расторгуева и Л.Н. Краснова, в нем изложены результаты исследования эффективности изучения компьютерной графики с использованием CAD-CAM системы «КОМПАС». Опыт активного использования компьютерной техники в
лабораторном практикуме по теории автоматического управления на кафедре автоматизации технологических процессов и производств представлен в докладе К.Х. Гильфанова и Ю.Г. Володина (КГЭУ).
Тема использования персональных компьютеров для автоматизации лабораторного практикума по спецдисциплинам развита в докладе доцента КГЭУ
В.В. Шарова (КГЭУ). Опыт использования ПК на кафедре ИИУС показывает, что такой подход в организации обучения специалистов по специальности «Информационно-измерительная техника» является наиболее рациональным.
Целью сообщения заведующего кафедрой электропривода КГЭУ Н.К. Андреева и доцентов А.Г. Володина, Л.Л. Измайлова и Л.Л. Львовой было информирование широкого круга преподавателей и специалистов о возможностях использования программного пакета “МаШаЬ^шиИпк” в подготовке специалистов. Программа может быть применена для обучения теории электропривода студентов всех специальностей электромеханического профиля.
На кафедре «Динамика и прочность машин» (КГЭУ) с использованием МКЭ комплекса А^У8 создано методическое обеспечение лабораторных работ по курсу «Надежность металлов» и практических занятий по курсу «Расчеты на прочность в теплоэнергетике», о чем сообщалось в докладе Е.В. Загидуллиной и Р.Х. Абдулкаюмова.
Опыт проведения лабораторных занятий с использованием программной среды ЕWB при изучении дисциплин по цифровой электронике на кафедре «Промышленная электроника» был представлен в докладе Л.В. Ахметвалеевой.
Попыткой восполнить пробел в анализе методического обеспечения учебной практики явился доклад А.А. Назипова, Е.В. Приймак и Н.В. Кремлевой (КГЭУ).
Обеспечение качества непрерывного математического образования посредством применения информационных технологий рассмотрено в докладе Ю.В. Кит (Институт среднего профессионального образования - ИСПО Российской академии образования). Большим подспорьем в обеспечении непрерывности математического образования является использование электронных учебников и справочной информации, представленной на WEB-сайтах. Однако существует проблема достоверности информации, размещенной в глобальной сети, и защиты обучающихся от информационных перегрузок.
Наряду с использованием современных информационных технологий для методического обеспечения процесса подготовки специалистов авторы из Белорусского национального технического университета С.М. Силюк, В.Н. Сауцкевич и Н.Н. Уласюк предлагают использовать компьютерные технологии при расчете учебной нагрузки и штатов преподавателей вузов. В БНТУ на основании рабочего учебного плана специальности были разработаны электронный вариант учебного плана группы и компьютерная методика расчета учебной нагрузки и штатов профессорско-преподавательского состава.
Рекомендации пятой секции:
1. Использовать в КГЭУ опыт БНТУ по созданию электронных учебников.
2. Изыскивать материальные средства для приобретения и внедрения в учебный процесс современных образовательных программных пакетов и комплексов.
Анализ методических аспектов преподавания был представлен в шестой секции семью докладами. Обзор по материалам докладов сделал заведующий кафедрой медико-биологической электроники профессор Р.Х. Тукшаитов. Формирование специалиста происходит в процессе взаимодействия студента с
преподавателем. Качество преподавания во многом зависит от того, насколько преподаватель подготовлен методически к осуществлению такого взаимодействия.
Сложившиеся на традиционных лекционных занятиях отношения «преподаватель - студент» не обеспечивают должного понимания студентами материала преподаваемых курсов» - отмечают в своем докладе О.А. Аксенов и
Н.В. Роженцова. Это происходит в том случае, когда преподаватель не обращает внимания на то, что среди аудитории оказываются люди с различным уровнем интеллектуального развития и с различными способностями к восприятию информации. Наиболее эффективным решением задачи - донести суть излагаемого материала в наиболее удобной и понятной для каждого слушателя форме - является форма лекции в виде дискуссии.
Тема живого общения продолжена в докладе А.Б. Пузанкова и Л.И. Золина из Самарского государственного технического университета. В их докладе речь идет о методике проведения практических занятий по компьютерной графике. Занятие разбивается на три части: 1) режим живого общения, 2) проба пера и 3)творчество. В первой части занятия проводится совместное выполнение студентами на персональных компьютерах тренинговых упражнений параллельно с преподавателем, который демонстрирует последовательность выполнения задания на большом мониторе. Преподаватель выступает не в роли носителя знаний, а в роли «навигатора», помогающего студентам разобраться в возможностях изучаемой программы.
Учащегося формирует не само знание, а способ его приобретения. Эта идея раскрывается в докладе преподавателя кафедры ИИУС КГЭУ Н.Г. Бикеевой. Изучение численных методов с помощью пакета педагогических программных средств (ППС) в определенной степени решает задачу улучшения качества обучения. Учебный процесс в этом случае приобретает характер исследовательской экспериментальной работы. Большое внимание в своем докладе Н.Г. Бикеева уделяет принципу наглядности. Этот же принцип лежит в основе методики унифицированных плакатов, предложенной Г.В. Алексушиным (Самарский юридический институт Министерства юстиции РФ). Автор доклада поделился опытом применения унифицированных плакатов и охарактеризовал их преимущества.
В докладе С.Л. Дудичевой и В.П. Даниловой (КГЭУ, каф. ЭАПК) представлена классификация по функциональному назначению технических средств учебного процесса.
О тенденции представления в научной и учебной литературе цифрового материала с точностью на 1-4 порядка выше реально обеспечиваемой говорится в докладе Р.Х. Тукшаитова и А. Челышева (КГЭУ). Этот же недостаток отмечается и в учебных пособиях по разным дисциплинам. Представление данных с высокой, но неподкрепленной точностью затрудняет не только усвоение материала, но и его преподнесение. Точность представления данных в учебных пособиях целесообразно брать не выше точности измерения.
В докладе Ю.В. Шабалиной (КГЭУ) ставится проблема использования методов нейро-лингвистического программирования (НЛП) в педагогической практике. И вербальные и невербальные методы НЛП могут, по мнению автора доклада, повысить творческое мастерство преподавателя и облегчить студентам восприятие информации.
Рекомендация шестой секции - организовать распространения опыта проведения лекций и других форм аудиторных занятий в форме дискуссий, свободного обсуждения.
На заключительном пленарном заседании конференции выступил проректор КГЭУ по учебной работе А.И. Гурьянов, отметивший плодотворную работу конференции и большое число её активных участников. С общими рекомендациями конференции выступил проректор КГЭУ по учебнометодической работе В.Г.Новосельский.
РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»
1. Развивать сотрудничество с вузами и научными центрами России и
зарубежья в области управления качеством подготовки специалистов -Белорусским национальным техническим университетом, Харьковским государственным техническим университетом (Украина), Павлодарским государственным техническим университетом (Казахстан), Самарским государственным техническим университетом, Санкт-Петербургским
государственным политехническим университетом, Институтом проблем качества подготовки специалистов (г. Москва) и другими.
2. Продолжить разработку и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов в КГЭУ с использованием возможностей договора с Институтом проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ. Привлечь к работе во временных творческих коллективах по разработке и внедрению системы управления качеством подготовки специалистов ведущих педагогов и методистов КГЭУ.
3. Использовать в КГЭУ опыт БНТУ по созданию электронных учебников и обеспечить доступ студентов к электронным изданиям учебной и учебнометодической литературы, созданной в вузах России и за рубежом.
4. Использовать опыт вузов России для оснащения библиотеки КГЭУ современными информационными средствами с целью использования в образовательном процессе электронных изданий учебной и учебно-методической литературы, созданных в КГЭУ и других вузах и полученных из сети Интернет.
5. Организовать и провести в КГЭУ, совместно с Институтом проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ, в 2003 году Международную научно-методическую конференцию, посвященную созданию системы управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием.
6. Предоставить информацию о прошедшей конференции в соответствующий раздел журнала «Известия вузов. Проблемы энергетики» и Институт проблем качества подготовки специалистов.
7. Создать научно-методический кабинет КГЭУ в структуре учебнометодического управления (УМУ) для оценки эффективности и содействия внедрению инновационных образовательных технологий, в том числе технологий отслеживания эффективности послевузовской деятельности выпускников университета.
8. Поручить УМУ провести анализ целесообразности и возможности издания в КГЭУ периодического издания (сборника статей) научно-методического направления для преподавателей и аспирантов университета.
9. Организовать систему проведения открытых занятий ведущих преподавателей КГЭУ в целях распространения методического опыта и повышения качества преподавания.
Summary
International Scientific and Methodological Conference “Increasing Quality of Process of Specialists Education Methodological Maintenance” took place in Kazan State Energetic University in 26-27 November. Work of conference sections and developed recommendations are described in this review.