Научная статья на тему 'Итоги и перспективы сотрудничества по программе мон РК «Привлечение зарубежных специалистов»'

Итоги и перспективы сотрудничества по программе мон РК «Привлечение зарубежных специалистов» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
155
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа Министерства и образования РК / визитинг-профессор. / program of the Ministry of Education and Science / visiting professor.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — А.Д. Сапаргалиева

В статье проводится анализ эффективности реализации программы Министерства Образования и науки Республики Казахстан №020 «Привлечение зарубежных специалистов» в рамках кафедры патологической анатомии. Автор статьи делится опытом участия в программе университета, и это в первую очередь касается возможностей закрепления уже существующих научных связей и формирования новых связей на качественно новом уровне. В статье поднимаются вопросы о необходимости дальнейшего совершенствования положения о визитинг-профессорах. В статье отмечено, как на примере кафедры патологической анатомии возможна эффективная реализация проекта визитиг-профессора в формате, привлекательном для приглашающей стороны. Автор статьи описывает собственные впечатления от работы в качестве визитинг-профессора в СПб университете на медицинском факультете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — А.Д. Сапаргалиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS AND PROSPECTS OF COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE PROGRAM 'ATTRACTING FOREIGN EXPERTS

The paper analyzes the effectiveness of the program of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan № 020 "Attracting foreign experts." The author shares the experience of participation in the program of the university, and the article is primarily concerned with possibilities of consolidating the existing scientific cooperation and bringing cooperation to a whole new level. The article raises questions about the need of further improvement of the status of the Visiting Professor. The article uses the example of the Pathology Department to demonstrate effective implementation of the visiting professor program in format attractive to the host. The author describes her own impressions of working as a Visiting professor at the Saint-Petersburg University, the Faculty of Medicine.

Текст научной работы на тему «Итоги и перспективы сотрудничества по программе мон РК «Привлечение зарубежных специалистов»»

И.А.КУЛЬМАНБЕТОВ, Р.И.КУЛЬМАНБЕТОВ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТРЕХЯЗЫЧНОЙ ПРОГРАММЫ

Резюме: Языковая компетенция студентов находят свое развитие путем составления разговорника, словаря стоматологических терминов, пословиц и поговорок на медицинскую тему в плане трехязычного (казахского, русского, английского) обучения. Ключевые слова: лингвистическая компетенция, разговорник, стоматологические термины, полилингвизм.

I.A.KULMANBETOV, R.I.KULMANBETOV

NEW APPROACHES OF TRILINGUAL EDUCATION PROGRAM DEVELOPMENT

Resume: Language competence of students finds its development by forming of phrasebook, dictionary dentistry terms, proverbs and sayings on medical theme in plan of trilingual (Kazakh, Russian, English) education. bywords: linguistic competence, phrasebook, dentistry terms, multilingualism.

УДК 656.7

А.Д. САПАРГАЛИЕВА

зав. кафедрой патологической анатомии КазНМУ

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОГРАММЕ МОН РК «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

В статье проводится анализ эффективности реализации программы Министерства Образования и науки Республики Казахстан №020 «Привлечение зарубежных специалистов» в рамках кафедры патологической анатомии. Автор статьи делится опытом участия в программе университета, и это в первую очередь касается возможностей закрепления уже существующих научных связей и формирования новых связей на качественно новом уровне. В статье поднимаются вопросы о необходимости дальнейшего совершенствования положения о визитинг-профессорах. В статье отмечено, как на примере кафедры патологической анатомии возможна эффективная реализация проекта визитиг-профессора в формате, привлекательном для приглашающей стороны. Автор статьи описывает собственные впечатления от работы в качестве визитинг-профессора в СПб университете на медицинском факультете.

Ключевые слова: программа Министерства и образования РК, визитинг-профессор.

Не прошло и двух лет, как КазНМУ приступил к реализации масштабного проекта Министерства образования и науки РК «Привлечение зарубежных специалистов», в рамках которого у студентов нашего университета появились возможности не просто видеть, но и слышать ведущих специалистов мира в самых разных областях медицины. Сегодня «гостевые» лекции стали обычной практикой, а на сайте университета можно прочесть информацию о том, что в Зале Славы КазНМУ состоится лекция лауреата Нобелевской премии. Что касается кафедр университета то рекрутинг выдающихся специалистов из ближнего и дальнего зарубежья стал обязательным компонентом учебной работы, и даже выделен, как целевой индикатор в годовом отчете деятельности заведующего кафедрой.

Таким образом, в университете привлечение крупных ученых в учебный процесс стало повседневностью. Но почему же тогда на ежемесячных встречах с профессорско-преподавательским составом, ректор регулярно поднимает вопросы об эффективности программы приглашения зарубежных специалистов для университета в целом, и для кафедр - в частности. Почему обсуждаются вопросы, связанные не столько с материальными затратами на «визитинг-профессоров», сколько вопросы «моральной» выгоды, которую должен получить университет. Наверное, в таком подходе к рассмотрению министерской программы есть глубокий смысл. Мы живем в прагматичном мире, поэтому должны оценивать адекватность сделанных затрат и полученных результатов. И так, на вопрос: Каков результат программы и превзошел ли он ожидания администрации, преподавателей, студентов? Есть ответ: Несомненно, да. Кафедры, пригласившие лекторов, продемонстрировали высокий уровень связей в научном мире, а университет, в целом, приобрел богатый опыт в реализации крупного проекта МОН РК и готов им делиться. В реализации любой программы существуют определенные этапы, и, по моему мнению, в настоящее время этап программы

«Привлечение зарубежных специалистов» для КазНМУ можно обозначить, как начальный, «обкатанный», но до мелочей. Поэтому сегодня можно перейти к следующему этапу программы и пересмотреть отдельные положения о визитинг-профессорах, что бы сделать программу еще более привлекательной для кафедр.

По условиям КазНМУ приглашенный ведущий специалист из ближнего или дальнего зарубежья должен быть задействован в учебном процессе не менее двух недель, с почасовой нагрузкой - 6 час в день. Ни для кого не секрет, что читать ежедневно по две трехчасовые лекции не очень просто. А ведь в ходе визита кафедре нужно обсудить планы дальнейшего сотрудничества и в области преподавания предмета, и, что более важно -наметить перспективы совместных научных исследований. Я хотела бы поделиться собственным опытом, полученным в рамках реализации программы МОН РК №020 «Привлечение зарубежных специалистов».

В конце октября 2011г. по приглашению ректора КазНМУ на кафедру патологической анатомии приехал профессор В.А.Цинзерлинг с циклом лекций по инфекционной патологии. В.А.Цинзерлинг заведует лабораторией патоморфологии в СПб НИИ фтизио-пульмонологии, является профессором кафедры микробиологии и микологии СПбМАПО, профессором кафедры патологии медицинского факультета СПб университета, руководителем Городского центра инфекционной патологии, членом Президиума Российского общества патологоанатомов, членом бюро рабочей группы "Патология инфекционных заболеваний" Европейского общества патологов, автором учебников по патологической анатомии.

Программа курса, представленная профессором В.А.Цинзерлинг, включала большой курс лекций по морфологической диагностике вирусных и бактериальных инфекционных заболеваний, т.е. по две трехчасовые лекции в день, на которых присутствовали и студенты, преподаватели

КазНМУ, и врачи-патологоанатомы из разных регионов Казахстана.

В ходе своего визита профессор В.А.Цинзерлинг выразил готовность к дальнейшему сотрудничеству, обозначив области своих интересов инфекционную патологию. Такой выбор не был случайным, так как научные интересы сотрудников кафедры связаны с туберкулезом и гриппом - я на протяжении многих лет занимаюсь морфологическими аспектами туберкулеза, а докторская диссертация профессора Ю.С.Исмаиловой была посвящена морфологии гриппа. Обе стороны выразили намерения информирования друг друга о планируемых конференциях регионального или международного уровней -вместе участвовать в конференциях, организовывать совместные мастер-классы по актуальным проблемам морфологии.

И уже в декабре 2011 г. мы приступили к реализация планов по сотрудничеству - мы вместе участвовали в конференции Республиканского центра охраны материнства и детства (г.Астана), конференции Городского ревматологического центра» (Алматы). В октябре 2012 г. профессор Цинзерлинг В.А. пригласил меня принять участие в 1 Конгрессе национальной ассоциации фтизиатров (Санкт-Петербург), где я представила два доклада - «Морфологические аспекты резистентности к туберкулезу» и «Ключевые вопросы посдипломной подготовки врачей-патологоанатомов по морфологической диагностике туберкулеза». Сотрудничество продолжилось и на Международном съезде патологоанатомов Узбекистана на Республиканской конференции неврологов Узбекистана (Ташкент, ноябрь, 2012), где были представили наши доклады на пленарных заседаниях.

В ходе многочисленных встреч профессор В.А.Цинзерлинг обсуждался вопрос об ответном визите в СПб университет -оговаривался формат визита и темы программы, которые бы заинтересовали преподавателей медицинского факультета. Наиболее интересным профессору В.А.Цинзерлинг показался мой авторский курс, который проводился как пилотный проект для врачей-интернов - «Экспертная оценка медицинских документов». Кроме того, в конце этого учебного года (20122013) студенты 3 курса медицинского факультета СПб университета выразили желание прослушать лекции по проблеме бесплодия в рамках элективного курса. И в связи с тем, что тема моей докторской диссертации была посвящена морфологии мужского бесплодия, то была определена тематика

моего визита, напрямую связанная с интересами приглашающей стороны.

Мой визит продолжался две недели (с 27 мая по 7 июня 2013г.) и помимо занятий со студентами медицинского факультета СПб университета, я была приглашена на заседание учебно-методической комиссии медицинского факультета, темой которой стала «Проблема преподавания фундаментальных дисциплин врачам-интернам и клиническим ординаторам». На заседании я делилась собственным опытом, полученным в ходе проведения курса для врачей-интернов. Основные вопросы, которые интересовали аудиторию, касались и часовой нагрузки преподавателя, и инновационных методов преподавания, используемых в КазНМУ при проведении практических занятий с врачами-интернами.

В рамках визита я посетила две крупные лаборатории патоморфологии (НИИ детских инфекций и НИИ фтизио-пульмонологии), где имела возможность не просто познакомиться иммунно-гистохимическими методиками, которые используются в повседневной работе лабораторий, но и «покрасить» собственные препаратов.

Итоги визита: все было организовано на высоком профессиональном уровне. Тем не менее, было волнительно выступать перед «чужой» студенческой аудиторией. Оказалось, что у нас много общих проблем в области преподавания патологической анатомии с российскими коллегами. Кафедра патологической анатомии СПб университета бережно сохраняют традиционную систему медицинского образования, но включают в эту систему и инновационные технологии преподавания, которые не вступают в конфликт с существующей системой. Я познакомилась и с техническим оснащением на кафедре патологии, которое мне соответствует современному техническому уровню. На кафедре патологии вместо микроскопов используются микровизоры для изучения микропрепаратов на практическом занятии. Вместо заключения.

Работая в КазНМУ, каждый преподаватель имеет уникальный шанс участвовать в программах обмена - это академическая мобильность преподавателей в рамках международных программ для дальнего и ближнего зарубежья. Я глубоко убеждена, что использование предоставленных возможностей позволит и в дальнейшем повышать и рейтинг университета, и собственный рейтинг.

А.Д. САПАРГАЛИЕВА

^аз¥МУ патологияльщ анатомия кафедрасыныц менгерушю

КАЗАКСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫН Б1Л1М ЖЭНЕ ГЫЛЫМ МИНИСТРЛ1ПН1И «ШЕТ ЕЛ МАМАНДАРЫН ШАКЫРУ» багдарламасы БОЙЫНША ЖАСАЛГАН Ж¥МЫСТЫИ НЭТИЖЕС1 ЖЭНЕ ТИ1МД1 КЕЛЕШЕГ1

Туйш: Ма^алада ^аза^стан Республикасыныц Б^м жэне гылым Министрлтшц «Шет ел мамандарын ша^ыру» багдарламасыныцпатологияльи^ анатомия кафедрасыныц аясында жузеге асыруы жешнщеп тшмдЫктН сараптамасы керсеттген. Макала авторы университеттеп багдарламага ^атысуы барсында алган тэжiрибесiмен белюед^ ол бiрiншi кезекте байланыстарды ныгайтып жаца сапалы децгейдеп байланыстарды 1^уру жолдарын атап етедк Сондай-а^ визитинг-профессор жобасын келешекте жетiлдiру ^ажеттт женiндегi сура^тар да аталып еткен. Патологияльи^ анатомия кафедрасыныц жумысын мысалы ретiнде визитинг-профессор багдарламасы бойынша ша^ырылган жа^пен тиiмдi жумысты кке асыру жолдары керсетiлген. Автор СПб университетЫщ медицинальщ факультетiнде визитинг-профессор ретЫде жумыс жасау барысында алган кез ^арасын сипаттайды. ТYйiндi свздер: ^Р Бiлiм жэне гылым Министрлiгiнiцбаfдарламасы, визитинг-профессор.

A. SAPARGALIYEVA

Head of the Department of Pathology, Kazakh National Medical University

RESULTS AND PROSPECTS OF COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE PROGRAM 'ATTRACTING FOREIGN EXPERTS

Resume: The paper analyzes the effectiveness of the program of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan № 020 "Attracting foreign experts." The author shares the experience of participation in the program of the university, and the article is primarily concerned with possibilities of consolidating the existing scientific cooperation and bringing cooperation to a whole new level. The article raises questions about the need of further improvement of the status of the Visiting Professor. The article uses the example of the Pathology Department to demonstrate effective implementation of the visiting professor program in format attractive to the host. The author describes her own impressions of working as a Visiting professor at the Saint-Petersburg University, the Faculty of Medicine. Keywords: program of the Ministry of Education and Science, visiting professor.

УДК 614.23/.25:614.253

Т.А. КУДАИБЕРГЕНОВА, Б.А.РАМАЗАНОВА, Л.Т.ЕРАЛИЕВА

Казахский Национальный медицинский университет им С.Д. Асфендиярова, НИИ ФПМ им. Б.А. Атчабарова Алматы, Казахстан

ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ КАК ПРОФЕССИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Цель работы заключается в обосновании значения этических ценностей в решении проблем в области медицины как профессии. В современных условиях прогресса медицины кризисные явления в социальном положении и статусе медицинских профессий нарастают. Главная причина кризиса в нарушении моральных и этических оснований медицинской профессии. Решение проблем низкого социального статуса и престижа медицинских профессий заключается в повышении медицинского профессионализма. При этом большое значение приобретает этические ценности - служение на благо пациентов и общества, сохранение верности профессии и призванию, которые являются основой медицинского профессионализма. Медицинское образование должно взять на себя оответственность за повышение медицинского профессионализма. Для этого, прежде всего, необходимо иметь четкое представление о том, что такое медицинский профессионализм, на каких этических ценностях он основан, и из каких элементов поведения врача он состоит. Ключевые слова: медицинский профессионализм, этические ценности, медицинское образование

Ученые заговорили о проблемах в области медицины как профессии в связи со следующимисовременными условиями:индустриализация медицины, возросшее значениеи сложность медицинских знаний.

Индустриализация медицины, характеризующаяся развитием и внедрением в медицинскую практику новых биомедицинских технологий и превращением медицинских услуг в товар, повлияла на мировосприятие врачей, у которых появилось стремление как можно быстрее применить на практике новые технологии для получения экономической выгоды. Вместе с этим происходит деформация моральных оснований медицинской профессии, что, по мнению профессора И. В. Силуяновой (2000) грозит утратой или отказом от моральных основ врачевания и неизбежно ведет к распаду медицинына теоретическоми практическом уровнях [1]. Возросшаясложность и значение медицинских знаний привели к тому, что профессию врача теперь связывают с экспертными знаниями. «Экспертный профессионализм», по мнению американского ученого Герберта Свика (Swick Н. 2000) подавляет прежний смысл профессии - «врач-профессионал, как доверенное лицо общества». Поскольку, полагаться только на медицинские знания означает нарушение природы самой профессии - удовлетворение потребностей общества. В результате профессия врача отдалилась от социальных проблем и потеряла свой голос, место и статус в обществе. Теперь это место занимают не врачи или медицинское сообщество, а представители бизнеса, которые защищают собственные экономические и политические интересы в области здравоохранения и медицины [2].

Как следствие сложившихся условий может рассматриваться снижение престижа профессии врача в массовом сознании. Социологическиеисследования российских ученых Ющук Н. Д. и соавторов (2011) выявили низкий престиж профессии врача в

общественном сознании. Такие отрицательные качества медицинских работников, как равнодушие или озлобленность являлись одной из основных причин падения престижа профессии врача у половины населения[3]. Таким образом, ученые едины во мнении о том, что в современных условиях прогресса медицины кризисные явления в социальном положении и статусе медицинских профессий нарастают. Причем, главная причина кризиса, по мнению ученых в нарушении моральных и этических оснований профессии. В результате чего в общественном сознании врачи теряют свои позиции, их деятельность подвергается сомнению и критике, а уровень доверия и расположенности к врачам со стороны населения снижается [1,2,3].

Более того, согласно исследованиям Ющук Н. Д. и соавторов (2011) граждане отмечают негативную динамику уровня престижа профессии врача в Россиии сомневаются в возможности положительных изменений на ближайший период [3].

Такое положение дел требует безотлагательного решения. Решение проблемы ученые видят в необходимости повышения медицинского профессионализма. Одним из важных способов восстановить место врача и статус профессии в обществе является определение понятия и развитие медицинского профессионализма. От профессионалов-врачей ждут, что они будут ясно представлять и сохранять этические ценности профессии, потому чтомедицинская специальность - это профессия, которая имеет моральное значение и наполнена глубочайшим моральным смыслом. Следовательно, профессия врача должна формироваться по моральным основаниям. Тогда профессия станет образом жизни с моральной ценностью, в том смысле, что профессия станет не просто занятием, а призванием [1,2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.