- строить процесс преподавания на основе стратегии, обучающей иноязычному общению в бытовой и профессиональной сферах.
- сочетать принципы коммуникативного подхода и профессиональной направленности учебного материала для формирования компетенций, определяемых государственным стандартом.
Литература:
1. Маркарян Е.В. Обучение профессионально-ориентированному межкультурному общению студентов - будущих специалистов по сервису и туризму: На материале французского языка: автореферат дис.к пед.н. / Е.В. Маркарян. - Пятигорск, 2004. - 40 с.
2. Мильруд Р.П. Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Ин.яз в школе. - 2000. - №1 - С. 40 -47.
3. Образцов П.И. Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению.- М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. № 1169 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата)" [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71218090/#ixzz58sRrJPUB
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71210860/#ixzz58sRrJPUB
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1432 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата)" [Электронный ресурс]. http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71201444/#ixzz58sQWufLw.
8. Corbeau S. Hôtellerie-restauration.com. / S, Corbeau C Dubois, J-L Penfornis -Paris: Clé international, 2007. - 126 p.
9. Girardet J. Panorama. Méthode de francçais / J. Girardet, J-V Cridligro- Clé international,2004. - 192 p.
Педагогика
УДК 378.147:371.322
старший преподаватель Шахмаева Ксения Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ В КОМАНДЕ
Аннотация. В данной статье представлены итоги экспериментальной работы по формированию готовности студентов технического вуза к командной работе в процессе профессиональной подготовки. Описаны задачи, которые ставятся перед преподавателем и самими студентами для эффективного освоения обучающимися командного типа взаимодействия. Раскрыты функции управления командной работой студентов, а так же понятие готовности студентов к командной работе. Приведены результаты констатирующего эксперимента, в ходе которого был выявлен начальный уровень готовности обучающихся к командной работе. Также описан формирующий эксперимент, в рамках которого в учебный процесс студентов были введены педагогические условия, приведены его результаты. Представлено доказательство гипотезы эксперимента с использованием непараметрического критерия хи-квадрат Пирсона.
Ключевые слова: команда, командная работа студентов, готовность к командной работе, педагогический эксперимент.
Annotation. The article presents the results of the experimental work of forming the readiness of technical university students for teamwork in the process of professional training. It describes the tasks that are set before the teacher and the students to master effectively during the team-type interaction of the students. The functions of managing team work of students, as well as the concept of students' readiness for teamwork, are revealed. The results of the ascertaining experiment are presented, during which the initial level of readiness of the students for teamwork was described. The initial level of readiness of the students for teamwork activity as the results of the ascertaining experiment are presentedin the article. A shaping experiment is also described, within the framework of which pedagogical conditions were introduced into the teaching process of the students, and its results are presented. A proof of the hypothesis of the experiment using the nonparametric Pearson chi-square test is presented.
Keywords: team, team work of students, readiness for teamwork, pedagogical experiment.
Введение. На сегодняшний день в обществе интерес к командному методу работы значительно возрос, все чаще на такую форму взаимодействия обращают внимания крупные компании. Это происходит потому, что современный мир очень динамичен и развивается намного быстрее, чем это было ранее, и для того чтобы успевать за этим стремительным прогрессом, необходимо единовременно решать целый ряд сложных задач, для чего требуются знания, умения, навыки не редко из разных научных областей. В такой ситуации и поможет командная деятельность специалистов разного уровня и профиля подготовки.
Молодежная политика Российской Федерации поддерживает эти идеи, организуя форумы, программы для одаренной молодежи и конкурсы, где наряду с лидерскими качествами, уровнем профессионального мышления, коммуникативными компетенциями оценивается умение работать в команде, поэтому обучение
данному методу взаимодействия в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования является актуальным.
Изложение основного материала статьи. Для успешной и эффективной командной работы студентов следует решить две задачи: во-первых, со стороны преподавателя - уметь грамотно управлять процессом работы команды, во-вторых, со стороны студентов - быть готовыми к такому роду взаимодействия.
Функциями управления командной деятельностью является ее планирование, мотивация, организация и контроль, это и является основными задачами преподавателя при обучении студентов работе в команде.
Планирование деятельности команды - это процесс составления перечня согласованных действий, которые позволяют команде справиться с поставленными перед ней задачами и добиться желаемого результата. В ходе планирования командной деятельности преподаватель определяет оптимальный качественный и количественный состав команды, подбирает диагностические методики, которые затем будут использоваться студентами для определения личностных качеств, необходимых для командной работы и собственных командных ролей. Это является важнейшим этапом планирования командной деятельности, так как при неудачной подборке членов команды их совместная работа станет неэффективной и быстро приведет к разочарованию студентов в таком типе взаимодействия. Преподаватель разрабатывает план работы команды, перечень заданий, и график их выполнения. Также преподавателю необходимо уметь предвидеть возможные трудности и препятствия в работе команды и способы их преодоления [1].
Для успешной командной работы важна грамотная мотивация участников команды для работы. Члены команды должны осознавать, как общий успех, достигнутый командой, будет влиять на успех каждого её участника. Обучающиеся должны быть заинтересованы в достижении поставленных перед командой целей [2]. Для этого нужно создавать конкурентные условия в работе, и устанавливать конкретные вознаграждения за командные достижения. Например, наиболее успешные студенческие команды поощрять выездными летними практиками в другие вузы страны, летними школами, конференциями и т.д.
Цели должны быть реалистичными, чтобы члены команды ощущали, что они могут их достичь и получить обещанное вознаграждение. Команда должна видеть положительную динамику своих действий, для этого можно устанавливать промежуточные цели и промежуточные проверки их достижения. Преподавателю следует выделять лучших членов команды, для поддержания стимула каждого работать эффективнее. Важно, чтобы студенты осознавали, что в работе команды значим каждый и оценивается не только их общая деятельность, но и индивидуальный вклад в общее дело.
Организация командной работы студентов вуза - это процесс приведения деятельности обучающихся, являющимися членами студенческой команды, в определенную систему. В этой системе устанавливается трудовой распорядок и дисциплина, четко выделяется сфера деятельности каждого участника, определяются командные роли. Создаются специфические условия для организации рабочей атмосферы, оптимизируется и стимулируется деятельность членов команды [3].
Для успешной организации командной работы у студентов, необходимо учесть ряд принципов. Обучающиеся совместно выполняют поставленные задачи, причем у каждого участника команды есть своя сфера деятельности и каждый, выполняя порученный ему спектр заданий, приводит команду к общему результату. Члены команды самостоятельно распределяют командные роли, определяют функции каждого из участников, выбирают методы решения поставленных перед ними задач, несут ответственность за выполнение заданий, контролируют свою деятельность, а так же работу других участников команды. В команде все ее члены равнозначны, их мнения, права и обязанности одинаковы. Работая в команде каждый ее член, проявляет свои личностные качества, творческий подход, реализует себя, демонстрируя нестандартные решения командных задач [4]. Необходима налаженная связь между участниками команды, поддержка каждого ее члена в различных ситуациях, а так же поддержка мнения команды каждым ее членом - один из важнейших принципов командной работы. При этом важна и конструктивная критика с указанием недочетов в деятельности целой команды и ее членов в отдельности. В команде должно быть установлено автономное самоуправление и возможность добровольного вхождения в нее.
Осуществление контроля за деятельностью команды, координация работы отдельных участников и выполнение поставленных целей лежит на преподавателе. Помимо этого обучающиеся должны самостоятельно следить за деятельностью своих партнеров по команде и проводить самоконтроль, тогда их совместная работа будет наиболее эффективной.
Готовность студентов вуза к командной работе - это состояние, при котором обучающиеся теоретически, практически и морально готовы к совместной целенаправленной деятельности по решению поставленных перед ними задач, дополняя друг друга новым опытом из различных профессиональных областей, по нормам и правилам, разработанным и согласованным среди всех членов студенческой команды [5].
С целью формирования готовности студентов к командной работе в ходе диссертационного исследования был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие обучающиеся Института строительства, архитектуры и искусства ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».
Для выявления начального уровня готовности студентов к работе в команде был проведен констатирующий эксперимент. В констатирующем эксперименте принимали участие шесть групп студентов-бакалавров четвертого курса направления подготовки «Строительство» разных профилей: «Проектирование зданий», «Строительные материалы и изделия», «Промышленное и гражданское строительство», «Автомобильные дороги и аэродромы». В рамках констатирующего эксперимента, в ходе бесед и тестирования было установлено, что 71% студентов, обучающихся по направлению подготовки «Строительство» имеют низкий уровень готовности к командной работе. Они объясняют это тем, что работа в команде в рамках процесса профессиональной подготовки в вузе почти не практикуется, и хотя они и знают о таком методе работы, практического опыта в данном вопросе не имеют. Средний уровень готовности показали 19% студентов. Высокий уровень продемонстрировали 10% респондентов, объясняя это тем, что в основном работа в команде практиковалась у них вне образовательного процесса в высшей школе, при посещении образовательных форумов, тренингов и летних школ «студенческого лидера». На этих мероприятиях студентам объясняли важность командной работы, ее принципы, и отличительные особенности, с ними проводились деловые игры на командообразование, диагностировались ролевые позиция в команде, отрабатывались приемы командной работы.
В результате констатирующего эксперимента выявлено, что командная работа студентов в процессе профессиональной подготовки применяется слабо и большинство обучающихся не готова к такому роду
взаимодействия. В связи с тем в педагогический процесс следует ввести специальные условия, которые могли бы улучшить сложившуюся ситуацию. Данные условия направлены на проведение диагностики студентов с целью изучения и анализа их внутренних качеств, возможных командных ролей и отношений с одногруппниками, использование в учебных занятиях интерактивных методов обучения для овладения приемами командной работы, а так же выполнение интегративных проектов для формирования опыта командной работы.
В ходе формирующего эксперимента обучающиеся были распределены по четырем группам, в трех из них в различных сочетаниях были реализованы педагогические условия, а в четвертой учебный процесс протекал без изменений, по традиционной схеме.
Группы формировались из обучающихся направления подготовки «Строительство». Первая экспериментальная группа состояла из 24 обучающихся, для которых в рамках педагогического эксперимента было реализовано первое педагогическое условие по формированию готовности к командной работе, вторая экспериментальная группа - 23 студента, в учебный процесс которых были введены первое и второе педагогическое условие, третья экспериментальная группа - 25 студентов, в учебный процесс которых были введен все три педагогических условия. Контрольная группа состояла из 26 человек, образовательный процесс которых проходил без введения педагогических условий.
В результате проведения педагогического эксперимента были получены данные в трех экспериментальных и контрольной группе, представленные в таблице, по уровню готовности студентов вуза к работе в команде.
Рассмотрев данные эксперимента можно сказать о том, что на его начало на низком уровне готовности к командной работе было 50% студентов в среднем по всем выделенным группам, 29% обучающихся направления подготовки «Строительство» имели средний уровень готовности к работе в команде и 21% -высокий уровень готовности к командной работе. На конец эксперимента на низком уровне готовности к командной работе оказалось 29% обучающихся в среднем по всем группам, 32% на среднем уровне готовности, 39% студентов - на высоком уровне готовности к командной работе. Если рассматривать данные по экспериментальным группа, то на конец эксперимента высокий уровень готовности к командной работе продемонстрировали 44% обучающихся, что более чем в два раза выше, чем на начало эксперимента. Средний уровень готовности к командной работе на конец эксперимента продемонстрировали 32% обучающихся. На низком уровне готовности к командной работе остались 24% обучающихся, этот показатель на конец эксперимента уменьшился в 2,1 раза. Следует сказать, что наибольший рост был выявлен в третьей экспериментальной группе, где в учебный процесс были введены три педагогических условия по формированию готовности студентов к командной работе, что доказывает эффективность введения именно комплекса педагогических условий в учебный процесс студентов, обучающихся по направлению подготовки «Строительство».
Таблица 1
Динамика изменения уровня готовности к работе в команде при проведении педагогического
эксперимента
Уровень готовности
низкий средний высокий Числен-
Наименование группы студентов к е в о л е г к е в о л е г к е в о л е г % ность студентов в группе
о в- л-о о в- л-о о в- л-о
Первая экспериментальная группа (начало эксперимента) 12 50 7 29 5 21 24
Первая экспериментальная группа (конец эксперимента) 6 25 9 37,5 9 37,5 24
Вторая экспериментальная группа (начало эксперимента) 12 52 6 26 5 22 23
Вторая экспериментальная группа (конец эксперимента) 6 26 8 35 9 39 23
Третья экспериментальная группа (начало эксперимента) 12 48 7 28 6 24 25
Третья экспериментальная группа (конец эксперимента) 5 20 6 24 14 56 25
Контрольная группа (начало эксперимента) 13 50 8 31 5 19 26
Контрольная группа (конец эксперимента) 12 46 8 31 6 23 26
Динамика изменения уровня готовности к командной работе студентов - строителей во всех изучаемых группах представлена на рисунке.
Рисунок 1. Динамика изменения уровня готовности студентов к командной работе в ходе
педагогического эксперимента
Для доказательства гипотезы эксперимента был использован непараметрический критерий хи-квадрат Пирсона.
Была выдвинута нулевая гипотеза, которая гласит, что уровень готовности к работе в команде студентов технического вуза, обучающихся по направлению подготовки «Строительство» в контрольной и экспериментальных группах после введения и реализации в учебном процессе педагогических условий -одинаковый, и альтернативная гипотеза, которая гласит, что уровень готовности к работе в команде студентов технического вуза, обучающихся по направлению подготовки «Строительство» в контрольной и экспериментальных группах - не одинаковый.
Выводы. В результате расчета выяснилось, что реализация в экспериментальных группах отдельных педагогических условий в разных сочетаниях является статистически незначимым (х2набл < х2крит). Статистически значимые получились данные по третьей экспериментальной группе, где реализовывались все три педагогических условия. Таким образом, в результате проведения педагогического эксперимента был проверен на практике комплекс педагогических условий по формированию готовности студентов технического вуза к командной работе. Было выявлено, что применение комплекса педагогических условий не случайно влияет на повышение уровня готовности студентов технического вуза к командной работе в процессе профессиональной подготовки, гипотеза данного исследования подтверждена.
Следует сказать, что данное исследование не охватывает все аспекты вопроса командной работы студентов вуза и может быть продолжено при изучении данного процесса у обучающихся других направлений подготовки в учреждениях высшего образования, а так же среднего профессионального образования.
Литература:
1. Ивлев, А.В. Развитие студенческой команды в образовательном процессе вуза: дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ивлев Антон Васильевич. - Магнитогорск, 2006. - 191 с.
2. Левченко, Л.В. Развитие у будущих экономистов навыков работы в команде / Л.В. Левченко, А.В. Ивлев // Вестник Самарской государственной экономической академии. - 2006. - № 5. - С. 332-343.
3. Управление персоналом: учебник для вузов / под.ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.
4. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики / А.М. Карякин. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003. - 136 с.
5. Доколин, А.С. Формирование готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Доколин Андрей Сергеевич. -Белгород, 2017. - 24 с.
Педагогика
УДК: 378.881.161.1
кандидат педагогических наук, доцент Швецова Резеда Фаритовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПОСТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Построение урока в рамках ФГОС НОО предполагает понимание критериев его результативности. Поэтому в статье рассмотрены приемы, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и способствующие актуализации у учащихся потребности, связанной с результатом их учебной деятельности.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, урок математики в начальной школе, проблемная ситуация, причина затруднения.
Annotation. Structuring the lesson within the GEF IEO imply understanding the criteria of its efficiency. Therefore, here we discuss the techniques aimed at implementing of the system-activity approach at the lessons of mathematics in the primary school, and contributing to the actualization of the students' needs connected with the results of their educational activity.
Keywords: system-activity approach, lesson of mathematics in the primary school, problem situation, cause of the difficulty.
Введение. Системно-деятельностный подход является основой разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Наиболее важным направлением, которых является «реализация развивающего потенциала общего среднего образования, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [цит. 1. c. 21] При этом применение и сохранение в тесной связи с активными действиями самих учащихся знания, умения и навыки формируются и рассматриваются как полученные от соответствующих видов целенаправленных действий.
Формулировка цели статьи. Основной целью статьи является рассмотрение наиболее эффективных методических приемов построения современного урока математики в начальной школе.
Изложение основного материала статьи. Основы построения курса математики в системе развивающего обучения принципиально отличаются от существующих ранее в практике школы. Целью данного курса является «формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии), поэтому он ориентирован главным образом на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических знаний и умений» [цит 5. c. 95].
В.В.Давыдов считает, что «психическое развитие человека - это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т.д.)». [цит 8. c 430] Вне сомнений, деятельность, которую учащиеся выполняют в процессе обучения развивает их. Познавательную деятельность различают репродуктивную и продуктивную. Обучение оказывает различное влияние на развитие детей и это зависит от того какой вид деятельности преобладает, при преобладании продуктивной деятельности развитие учащихся значительнее.
Деятельность, которая характеризуется получением учащимися готовой информации, восприятием её, запоминанием, воспроизведением является репродуктивной. Основная цель такой деятельности -формирование у детей знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Продуктивная деятельность, связанная с активной работой мышления и находящая своё выражение в таких операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение есть продуктивная. В психолого-педагогической литературе их также принято называть логическими приёмами мышления или мыслительными операциями.
Использование этих операций в процессе усвоения математического содержания - одно из важных условий построения развивающего обучения, поскольку продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций. Как пишет И.С.Якиманская «...организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приёмами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но даёт существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка. Овладев этими приёмами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний» [цит. 5. c. 37].
Поэтому деятельностный метод обучения является основой для построения уроков разных типов с обеспечением соответствия дидактическим принципам являющихся основой для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Максимально урок математики в начальной школе может состоять из восьми этапов. Рассмотрим более подробно, каким образом можно организовать каждый этап.
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный этап).
На данном этапе организуется осознанное вхождение в пространство деятельности урока. Учитель выражает уверенность в успешной работе учащихся. Дети желают удачи друг другу. Вспоминают правила поведения в паре, группе, в процессе самостоятельной работы.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к деятельности на следующих этапах урока:
- «оживление» имеющегося опыта детей, т.е. выполнение учебных заданий, достаточных для получения новых приемов математических действий;
- повторение метапредметных умений, необходимых для восприятия новых знаний;
- выявление затруднений в деятельности учащихся;
- обсуждение возникшей проблемы.
Рассмотрим фрагменты уроков на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
Фрагмент урока 1: Тема: «Миллиметр».
На слайде представлены следующие величины: 7 см, 3м, 9 кг, 24 дм, 15 м.
- Какая среди предложенных величин лишняя? (9 кг).
- Почему? (Потому что килограмм - это единица измерения массы, все остальные - величины длины).