ФИЛИН П.А.
Итоги чукотского этапа экспедиции РГО и Минобороны России по обследованию объектов перегоночной трассы АЛСИБ в 2022 г.
P. FILIN
The results of the Chukotka stage of the expedition of the Russian Geographical Society and the Ministry of Defense of Russia to survey the objects of the ALSIB air route in 2022
Сведения об авторе:
Филин Павел Анатольевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, заместитель директора Арктического музейно-выставочного центра (Санкт-Петербург) arcticmuseum@mail.ru
Author:
Pavel Anatolyevich Filin, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Arctic Studies Center of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) Russian Academy of Science, Deputy Director of the Arctic Museum and Exhibition (St. Petersburg) arcticmuseum@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена итогам второго этапа экспедиции РГО и Минобороны России по обследованию объектов перегоночной трассы АЛСИБ, в рамках которой осуществлялся поиск и обследование самолётов, поставлявшихся по программе ленд-лиза из США и потерпевших катастрофы и аварии в годы Великой Отечественной войны. В статье представлены итоги чукотского этапа экспедиции, в ходе которого было обследовано пять мест катастроф и аварий самолётов.
Abstract:
The article is devoted to the results of the second stage of the expedition of the Russian Geographical Society and the Ministry of Defense of Russia to survey the objects of the ALSIB air route, within the framework of which the search and inspection of aircraft supplied under the lend-lease program from the United States and victims of disasters and accidents during the Great Patriotic War was carried out. The article presents the results of the Chukchi stage of the expedition, during which five crash sites and aircraft accidents were examined.
Ключевые слова:
ленд-лиз, АЛСИБ, Красноярская воздушная трасса, самолёты, истребители, бомбардировщики, катастрофы, Чукотка.
Keywords:
lend-lease, ALSIB, Krasnoyarsk air route, planes, fighters, bombers, catastrophes, Chu-kotka.
Введение
В октябре 2022 г. воздушной трассе «Аляска - Сибирь» (АЛСИБ) исполнилось 80 лет. Решение о её строительстве было принято сразу после начала Великой Отечественной войны - осенью 1941 г. В октябре 1942 г. первые самолёты пошли по трассе на фронт. В сжатые сроки на Дальнем Востоке и в Сибири была построена разветвлённая сеть наземных аэродромов. В рамках договора ленд-лиза за два с половиной года по трассе из США в СССР было перегнано около 8000 боевых и транспортных самолётов. Это был важнейший этап российско-американского сотрудничества в приарктической зоне, внёсший заметный вклад в Победу в годы Второй мировой войны.
В советское время история воздушной трассы АЛСИБ была закрытой для изучения, вероятно, это было связано с соперничеством СССР и США в годы холодной войны. Постсоветские исследования носили в основном кабинетный характер1.
См. напр.: «Аляска - Сибирь - Фронт»: история легендарной авиатрассы: Документы. Комментарии. Воспоминания, 1942-1945. М., 2005. 361 с.; Негенбля И.Е. История воздушной трассы Фербенкс - Якутск - Красноярск. Якутск, 2017. 367 с.; Орлов Д., Орлов К., Филиппов В. От Сибири до Победы. Красноярская воздушная трасса Аляска - Сибирь. Красноярск, 2015. 240 с.; Филиппов В.В., Негенбля И.Е. Книга Памяти Красноярской воздушной трассы, 1942-1945. Красноярск, 2016. 415 с.
Отметим, что название трассы АЛСИБ в отечественной историографии появилось в постсоветское время, было заимствовано из США и не применялось в годы войны в документации. В советских документах воздушная трасса первоначально носит наименование «Красноярская воздушная трасса», сокращённо «КВТ», а с 15 июня 1943 г. трасса получила название «Воздушная трасса Красноярск - Уэлькаль», было создано соответствующее Управление воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль (УВТКУ).
Всего по различным оценкам в 1941-1945 гг. в СССР было поставлено от 17 834 до 18 700 самолётов, что составляло 12-15 % от общего количества произведённых в стране за тот же период боевых самолётов и примерно 19 % по истребителям и бомбардировщикам1. Из них около 8000 -это вклад самолётов, перегнанных через Аляску и Сибирь, т. е. порядка 40-45 % от всего авиационного ленд-лиза.
Немаловажным был экономический мультипликационный эффект сотрудничества - а именно, появление целой сети из 30 наземных аэродромов, из которых 26 было построено в годы войны2. Аэродромы снабжались американской, в т. ч. радионавигационной техникой, так называемыми аэродромными плитами - металлическими листами для создания взлетно-посадочной полосы, происходил обмен метеоинформацией между советскими и американскими гидрометеорологами3. Созданная сеть аэропортов сыграла важнейшую роль в послевоенном экономическом развитии всего Дальнего Востока, Сибири и Чукотки.
Для изучения опыта строительства трассы, её историко-культурного наследия, а также с целью почтить память лётчиков, перегонявших самолёты в тяжелейших условиях, и память местных жителей, которые строили и обслуживали аэродромы, Русское географическое общество и Минобороны России провели масштабную экспедицию по обследованию объектов воздушной трассы АЛСИБ. В 2021 г. прошёл первый этап экспедиции. Работа началась с изучения сохранившихся документов и работы в архивах. В ходе полевого этапа 2021 г. экспедиционная группа обследовала 17 аэродромов исторической воздушной трассы. Вблизи исторических взлётно-посадочных полос были обнаружены уникальные
Данилов Н.А. Значение ленд-лиза для обороны СССР на примере авиационных поставок в годы Великой Отечественной войны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 3. С. 5.
Данные из Отчёта Управления воздушной трассы Москва - Уэлькаль об итогах деятельности Трасы от 8 января 1946 г. См.: Перегоночная трасса Аляска - Сибирь: документы, воспоминания, фотографии (1941-1946 гг.) / Сост. И.Е. Негенбля, А.А. Калашников. Якутск: РИО медиа-холдинга. 2015. С. 339.
См. статью в данном сборнике: Прямицын В.Н., Бей Е.В. Международное сотрудничество военных гидрометеорологов стран Антигитлеровской коалиции в Арктике в годы Второй мировой войны.
артефакты: фрагменты самолётов, автомобилей, тракторов, прожекторов и другие объекты.
Во втором полевом сезоне экспедиции в 2022 г. был сделан акцент на поиск новых и вывоз ранее найденных объектов военно-технической истории, их изучение и подготовку к передаче артефактов в профильные музеи.
Экспедиция прошла в четырёх регионах - Красноярском крае, Чукотском автономном округе, Республике Саха (Якутии) и Иркутской области. В итоге участникам экспедиции удалось обследовать 13 мест крушений самолётов таких моделей, как Bell P-39 Aircobra, Douglas A-20 Boston, Douglas C-47, Bell P-63 Kingcobra, Р-40 Kittyhawk.
В рамках данной статьи представлены итоги поискового этапа экспедиции по обследованию объектов перегоночной трассы АЛСИБ на территории Чукотского автономного округа.
Перспективы поиска на Чукотке
В ходе первого этапа экспедиции в 2021 г. была проведена работа по выяснению мест аварий и катастроф самолётов среди музейщиков, местных жителей, оленеводов. В результате определились потенциальные места поиска. Одним из наиболее перспективных районов поиска был Иультинский район Чукотского АО, где произошёл ряд катастроф и аварий самолётов в ходе перегона в годы войны. По архивным документам и воспоминаниям установлено, что севернее Эгвекинота упал и разбился самолёт «Киттихаук» Е.А. Федоренко. На восточном берегу залива Креста - транспортный самолёт С-47 Е.С. Спиридонова, а в Ушканьих горах ещё два «Дугласа» - экипажи Е.Ф. Герасимова и Ф.Л. Пономаренко.
В целях уточнения мест крушений в течение 2021 г. велась переписка с краеведческим музеем г. о. Эгвекинот. Директор музея Е.А. Рогозина и сотрудник Л.А. Ершова оказали большую помощь в сборе предварительной информации. Самым ценным было предоставление рукописной карты мест падений самолётов, составленной лётчиком В.Д. Глазковым (рис. 1). Именно благодаря этой карте были намечены наиболее перспективные квадраты поиска самолётов.
Воспоминания В.Д. Глазкова - это совершено уникальный и до сих пор не опубликованный источник, написанный живым и ясным языком участником перегона, со множеством деталей и подробностей1.
Глазков В.Д. Воздушный мост Аляска - Сибирь или Берингов пролив - мост дружбы и сотрудничества СССР - США. Воспоминания ветерана перегонки самолётов из США в СССР 1942-1945 гг. Киев-Боярка. 1991 г. (хранится в Муниципальном краеведческом музее г. о. Эгвекинот).
Далее мы активно общались с краеведами-поисковиками в Эгвекино-те - В. Березниковым и руководителем местного отделения РГО Е. Моргуном. Они многие годы серьёзно занимаются данной темой, знают предполагаемые точки поиска.
По результатам проведённой предварительной работы были обозначены четыре квадрата для детального обследования, которые получили название по фамилиям погибших командиров воздушных судов: «борт Спиридонова», «борт Герасимова», «борт Федоренко», «борт Пономарен-ко» (рис. 2).
Важным источником для анализа являлся также сайт «Полярная почта», где размещена информация от геологов - И. Гульпы и В. Загоскина.
Поиски самолёта С-47 старшего лейтенанта Е.С. Спиридонова
Исторических документов о катастрофе С-47 Е.С. Спиридонова крайне мало. Известно, что место катастрофы было найдено по свежим следам ещё в годы войны. В Журнале потерь 1-й перегоночной авиадивизии записано «29 мая 1943 г. Катастрофа самолёта С-47 в районе пос. Уэлькаль (при снижении в плотной облачности врезался в сопку). Похоронены в пос. Уэлькаль, Чукотка». В экипаж под командованием старшего лейтенанта Спиридонова Евгения Семёновича, командира корабля 8-го транспортного авиаполка (ТАП), входили: борттехник Кожухов Константин Иванович, бортрадист Пехота Александр Митрофанович1. Самолёт имел номер 23440, летел из Фэрбенкса в Уэлькаль и погиб при пробивании облачности, зацепившись за сопку. Известно также, что самолёт разбился недалеко от пос. Редкин2. На картах 1940-х гг. данный посёлок обозначен к востоку от залива Креста (рис. 3).
Важные подробности содержатся в воспоминаниях лётчика В.Д. Глаз-кова: самолёт Спиридонова «вылетел из Фэрбенкса с грузом на Уэлькаль...
Негенбля И.Е. Аляска - Сибирь. Трасса мужества. Якутск, 2000. С. 254. По данным списка серийных номеров американских самолётов: «23440 (MSN 9302) to USAAF Mar 30, 1943. To USSR Apr 29, 1943. Crashed May 29, 1943 into mountain in SW corner of Chukotica 6 km N of village Redkin. 3 killed». Данные с сайта американского исследователя Joe Baugher: [Электронный ресурс] URL: http://www.joebaugher. com/usaf_serials/1942_1a.html (дата обращения: 07.02.2023). На сайте «Полярная почта» также размещён скан документа без указания источника, из которого следует, что «самолёт С47, № 23440, лётчик Спиридонов, бортмеханик Кожухов, радист Пехота, - потерпел катастрофу в юго-западной части Чукотке в 6 км севернее населённого пункта Редькин. При пробивании облачности самолёт врезался в сопку и сгорел. Экипаж погиб. Самолёт подлежит списанию». [Электронный ресурс] URL: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=55&t=2040&hilit=спиридонов&sta rt=75 (дата обращения: 17.01.2023).
Рис. 1. Рукописная карта мест падений самолётов из рукописи Глазкова (Краеведческий музей г. о. Эгвекинот)
Рис. 2. Расположение мест катастроф самолётов в районе Уэлькаля - Эгвекинота
в облаках с преждевременным снижением на приводную радиостанцию Уэлькаля. Ошибка в одну секунду стоила экипажу жизни и потере самолёта. Самолёт зацепился за верхушку последней горы, уходящей склоном к берегу залива. При осмотре места происшествия с воздуха мы обнаружили самолёт внешне целым, с развороченным носом пилотской кабины. Двигатели от удара оторвались и скатились к берегу залива. На самолёте везли груз: две катушки электрокабеля по 1000 кг каждая. От удара они порвали крепление, прокатились через пилотскую кабину по пути раздавив, очевидно, уже мёртвый экипаж, разворотили нос самолёта и скатились в воды залива, так как их на берегу не было видно»1.
После войны самолётом долго никто не интересовался. Известно, что его нашли геологи в 1970-х гг., но затем о самолёте долго никто не вспоминал. Осенью 2015 г. геологом Сеутаканской партии АО «Георегион» Д.В. Ленских при выполнении поисково-съёмочного маршрута в районе г. Катастрофной были обнаружены обломки самолёта. 9 сентября 2015 г. группой сотрудников Сеутаканской партии в составе Гульпы И.В., Ленских Д.В., Перекрёстова Д.А., Абдылдаева Р.Р. произведён осмотр места катастрофы, обнаружено множество обломков самолёта, включая шильду, по которойый был идентифицирован как самолёт - Дуглас С-47 А производства фирмы Макдоннел; серийный номер - АС 42-23440; порядковый номер - АС-20669, т. е. самолёт Спиридонова.
Ряд предметов с этого самолёта были переданы в музей г. Анадырь «Наследие Чукотки». К сожалению, ни в анадырском музее, ни в геологическом управлении нам не смогли сказать точные координаты находки. Поисковики из Эгвекинота также точно не знали координаты, но имели достаточно чёткое представление о квадрате поиска - это район ручья Катастрофный и гора Катастрофная. Следует отметить, что на Чукотке есть несколько объектов с «катастрофными» топонимами - одна вершина в Ушканьих горах между Анадырем и Уэлькалем, вторая - как раз там, где мы и планировали искать - примерно в 160 км на ЮВ от пос. Эгвекинот. Там же располагается и ручей Катастрофный.
Поиск самолёта Спиридонова
Вылет на поиск самолёта состоялся 12 июля 2022 г. на вертолёте Ми-26 (рис. 4). Сделав несколько безрезультатных петель по горным ущельям, на одном из заходов заметили блестящие фрагменты, рассыпанные по ущелью.
Глазков В. Указ. соч. С. 104-105.
Рис. 3. Карта 1940-х гг. (Краеведческий музей г.о. Эгвекинот)
Первым и самым крупным обнаруженным объектом был хвост самолёта с шасси. Сохранилась зелёная краска, хорошо читается красная звезда. Звезда вписана в круг, имеющий синий фон. Киль сильно замят и на нём практически полностью стёрты цифры, обозначающие номер борта. С трудом читаются цифры 4 (?) 22 (рис. 5а, б).
На склоне сопки обнаружены многочисленные фрагменты обшивки, два двигателя самолёта и два крыла, один из которых имел хорошо сохранившуюся американскую символику - белая звезда в круге (рис. 6).
Практически на самом верху сопки немного ближе к западному склону лежат остатки стойки шасси и фрагменты расплавленного алюминия, смешавшегося с гравием. Видимо, от удара о вершину сопки загорелись шасси или баки. Именно здесь находится эпицентр столкновения самолёта с сопкой. Внизу распадка найдены многочисленные фрагменты обшивки, фрагменты деревянной большой катушки, второй, поменьше, возможно - те самые, о которых писал В.Д. Глазков. Завершив обследование, установили памятную стелу ярко-красного цвета, укрепив её основание камнями.
Итоги. Найден и обследован самолёт, который можно точно идентифицировать как самолёт С-47 экипажа Спиридонова. Направление удара в сопку - с северо-востока, разлёт осколков на юго-запад (рис. 7).
При сравнении результатов наших исследований с описаниями В.Д. Глазкова выявляются некоторые странности. Глазков пишет,
что «самолёт зацепился за верхушку последней горы, уходящей склоном к берегу залива». Осмотр показал, что гора, за которую зацепился самолёт, была отнюдь не последняя перед морем. Более того, до моря от места крушения - целых 5 км! Далее, находка остатков деревянной катушки подтверждает слова В.Д. Глазкова, что везли этим бортом кабель, но вот то, что эти катушки могли скатиться в море - это почти невероятно, слишком большое расстояние!
Ещё одна странность. В ходе нашего обследования мы обнаружили хорошо сохранившийся хвост, крылья и двигатели. Но мы не нашли фюзеляж и нос самолёта. Хотя Глазков впрямую пишет, что «при осмотре места происшествия с воздуха мы обнаружили самолёт внешне целым, с развороченным носом пилотской кабины»1.
Кроме того, поисковики из Эгвекинота предположили, что и останки лётчиков могут быть ещё на месте и нет чёткой уверенности, что они были перезахоронены в Уэлькале. Также они предположили, что причиной аварий, в том числе и этой, могли быть серьёзные ошибки в высотах гор, обозначенных на картах.
На кладбище в Уэлькале рядом с памятником участникам АЛСИБ есть ряд крестов, обозначающих захоронения. На одном из них - табличка с именами экипажа Спиридонова. Данный крест и табличка - это кенотаф, на самом деле точное местоположение захоронения утрачено.
Обследование места катастрофы самолёта С-47 старшего лейтенанта Е.Ф. Герасимова
28 августа 1943 г. произошла катастрофа самолёта С-47 в 50 км от пос. Эгвекинот (предгорье Золотого хребта): при пробивании облачности на снижении врезались в сопку. Похоронены в пос. Эгвекинот, Чукотка:
1) старший лейтенант Герасимов Евгений Фёдорович - командир корабля 8-го ТАП;
2) младший лейтенант Петухов Николай Фёдорович - второй пилот 8-го ТАП;
3) младший воентехник Кутилин Никодим Алексеевич - бортмеханик 8-го ТАП;
4) сержант Оконечников Пётр Капитонович - бортрадист 8-го ТАП2.
Глазков В. Указ. соч. С. 105. Возможно, в связи с тем, что Глазков писал воспоминания в 1990-х гг. по прошествии 50 лет, некоторые факты могли оказаться неточными. Негенбля И.Е. Аляска - Сибирь. Трасса мужества. Якутск, 2000. С. 257.
Рис. 4. Маршрут поиска «борта Спиридонова»
Рис. 5а, 5б. Хвостовая часть самолёта Спиридонова со звездой. Фотографии П.А. Филина
Экипаж самолёта С-47 № 25644 имел оперативное задание доставить строителей из Олёкминска в Марково и далее следовать в Уэлькаль. Через полчаса после высадки пассажиров в Марково самолёт вылетел в Уэлькаль. По маршруту была облачность. Не уточнив своего местонахождения, экипаж, пробивая облачность, стал снижаться и врезался в сопку северной части Ушканьего хребта, самолёт сгорел. Ввиду непроходимости местности погибший экипаж не удалось вывезти.
К месту катастрофы самолёта С-47 старшего лейтенанта Герасимова удалось добраться в 1974 г. геологам Восточно-Чукотской
Рис. 7. Направление полёта и место катастрофы «борта Спиридонова»
геологоразведочной экспедиции (ВЧГРЭ). Тогда же произведено захоронение экипажа в пос. Эгвекинот. В 1984 г. в районе места катастрофы был установлен памятный знак в виде пирамиды с табличкой и со звездой.
Накануне 40-летия Великой Победы в пос. Эгвекинот был объявлен конкурс эскизов памятника лётчикам, погибшим на Чукотке. Победителем стал художник-косторез Константин Добриев. Памятник представлен в форме крыла рухнувшего самолёта с пробоиной в виде звезды. Строительство памятника проходило на общественных началах, силами почти всех организаций района. В 1989 г. у обелиска перезахоронили останки лётчиков, обнаруженные в 1974 г. геологами ВЧГРЭ в Ушканьих горах на месте катастрофы самолёта Си-47 «Дуглас» недалеко от Уэлькаля.
Поиск. 19 июля 2022 г. выполнялся поиск и обследование места катастрофы самолёта на вертолёте Ми-26.
Катастрофа произошла в 110 км на северо-запад от Анадыря на западном берегу оз. Горного. Сделав на вертолёте несколько петель в предполагаемом районе катастрофы, вышли на пологий склон, на котором были заметны блестящие предметы, хорошо видны два крыла. Сделав ещё одну петлю, командир произвёл посадку в дельте ручья Эчувеем на его левом берегу (рис. 8).
Отдельные фрагменты обшивки стали встречаться за ручьём на подъёме в гору. Встречались фрагменты обшивки, на которых за счёт пыле-ния и выветривания хорошо читаются «водяные знаки» американского алюминия с надписью «ALCOA». Обнаружена верхняя часть хвостового оперения (киль), на котором с обоих сторон просматривается номер -25644. Произвели осмотр крыльев и фрагмента хвостовой части. Метрах в 30 от вершины на внутренней пологой части горы лежит двигатель. За перевалом - крутой спуск к берегу оз. Горное. Именно на этом спуске к озеру в 10-15 м от вершины находится эпицентр столкновения. Здесь обнаружены вмятые в камни и свернувшиеся в трубку лопасти, различные приборы, радиостанции, остатки магнитного компаса, гирокомпаса, панелей управления (рис. 9). Сами камни в месте крушения раздроблены, видны «проплешины» более жёлтого цвета с мелкими битыми камнями среди крупных камней, образовавшиеся в результате удара самолёта в крутой склон.
Здесь же остатки одежды на молнии, остатки обуви и несколько фрагментов человеческих костей. Среди камней и под камнями встречались многочисленные предметы. Так, под камнями нашёлся комсомольский билет и кусочки карты и инструкции. Попадаются шильды, которые отвалились от конструктивных элементов в результате пожара. Часть предметов, по всей видимости, ссыпалась вниз, к озеру. Второй двигатель
Рис. 9. Поиск в районе эпицентра катастрофы Герасимова. Фотография П.А. Филина
скатился вниз к берегу озера. Завершив обследование, на вершине перевала, над эпицентром крушения установили памятную стелу.
Некоторые выводы по итогам обследования. Самолёт летел из Марко-во в сторону Уэлькаля (рис. 10). Расстояние между ними около 490 км. Пройдя около 425 км, самолёт начал снижение, находясь, видимо, в условиях тумана или облачности.
Экипаж, по всей видимости, совершенно неожиданно увидел перед собой высокую сопку, рванул вверх с завалом вправо, но до вершины не дотянул совсем немного - метров 10-20 - и врезался в крутой склон.
По GPS высота перевала - 604 м, что совпадает с данными по карте. Высота эпицентра столкновения (винт с редуктором) - 593 м. Т. е. самолёту не хватило буквально 10-15 м, чтобы избежать столкновения.
Обнаруженный комсомольский билет был долго прижат камнем, поэтому сильно деформирован. Кроме того, бумага была сильно пересушена (рис. 11а, б).
На главной странице отлично читаются все напечатанные надписи, в том числе номер билета - № 9248726, но, к сожалению, совершенно не сохранились элементы, которые могли быть написаны от руки. Важным отличительным признаком билета являются надписи на казахском, причём латиницей, что было принято в 1930-х гг.
По архивным документам мы знаем, что бортрадист Пётр Капитоно-вич Оконечников, 1924 г.р., родился в Восточно-Казахстанской обл., Зы-ряновский р-н, д. Кутихи. Скорее всего, именно ему принадлежит комсомольский билет.
Обследование остатков самолёта Р-40 «Киттихаук» младшего лейтенанта А.Е. Федоренко
По архивным данным известно, что 18 октября 1942 г. при перелёте истребителей из Уэлькаля на Сеймчан пропал без вести на самолёте P-40 командир звена 2-го перегоночного авиаполка (ПАП) младший лейтенант Алексей Ефимович Федоренко. В Журнале учёта боевой работы имеется запись: «...18 октября 1942 г. командир Ли-2 капитан Добровольский получил приказ лидировать группу истребителей с аэродрома Уэлькаль на аэродром Сеймчан. На правом сиденье самолёта - заместитель командира 1 ПАП батальонный комиссар Тихомиров. Полёт группы проходил на высоте 1200-1300 футов при видимости на отдельных участках менее 1 км. Добровольский встретил ухудшающуюся погоду, не установил связь с Марково и завёл группу в снегопад при видимости менее 500 метров. Приняв запоздалое решение
Рис. 10. Направление полёта самолёта Герасимова
о возвращении в Уэлькаль, Добровольский произвёл разворот группы на высоте около 500 метров при видимости менее 500 метров. В результате младший лейтенант Федоренко пилотировавший самолёт Р-40Е оторвался от группы и был потерян. Розыски результатов не дали»1.
Останки пилота были найдены 23 июня 1943 г. в 80-85 км от авиабазы Перевальная Чукотской авиагруппы УПА ГУСМП в верховье притока реки М. Комогин, о чём был составлен акт2.
Место катастрофы было обследовано геологом В.С. Терентьевым в 1986 г. В дальнейшем его изучением и исследованием истории данного события занимался сотрудник Эгвекинотского районного краеведческого музея В.Т. Переладов. На месте катастрофы в 2008 г. был поставлен крест со стилизованными винтами (автор К.Б. Добриев, изготовлен В.Т. Переладовым), а в 2020 г. поисковиком из г. о. Эгвекинот В. Березниковым установлен памятный знак из металлических швеллеров с бетонным основанием.
Поиск. 21 июля 2022 г. состоялся вылет экспедиционной группы из Анадыря (Угольные Копи) на вертолёте Ми-8. Предварительно координаты места крушения были сообщены местным краеведом
Негенбля И.Е. Аляска - Сибирь. Трасса мужества. Якутск, 2000. С. 243. Там же. С. 243-244.
Рис. 11. Комсомольский билет в момент обнаружения
В. Березниковым, который обозначил место в верховьях р. Фетровый (рис. 12).
После нескольких петель по руслу пересохшего ручья заметили разбросанные обломки и установленный памятник А-образной формы. Весь развал самолёта находится в долине пересохшего ручья между верховьями ручьёв Щуп и Фетровый. Данный ручей имеет разнонаправленный сток из небольшого болота в оба ручья. В длину разлёт осколков составляет около 300 м, что полностью совпадает с актом, составленным в 1943 г. (рис. 13).
Общий осмотр находок говорит о том, что они часто посещались и уже достаточно сильно растащены. На некоторых осколках имеются надписи оленеводов (6-й бригады из Канчалана). Из архивных документов мы знаем, что кочующие чукчи посещали этот самолёт и забирали с него предметы ещё в годы войны. В дальнейшем, по сведениям, полученным от сотрудников амгуэмского совхоза (через заместителя директора Кунсткамеры В.Н. Давыдова), известно, что упавшие самолёты являются важными визуальными пунктами при перекочёвках, их местоположение знают, а предметы используют как ресурс для изготовления ножей, элементов упряжи и т. п.
В составе осколков можно выделить четыре блока:
На западе ручья - двигатель, поршни, элементы мотора. Всё сильно в растащенном, разобранном состоянии;
В центральной части разброса осколков - остатки шасси и крупный фрагмент хвостовой части с номером;
Немного восточнее - остатки крыльев и других частей самолёта;
В восточной части в районе болота - множество веером разбросанных осколков фюзеляжа и крыльев.
По итогам осмотра стало понятно, что: 1) самолёт был сильно разбит; 2) многие фрагменты и детали был растащены. Практически не встречаются детали с шильдами или элементы радио-электроаппаратуры.
Горевших элементов не обнаружено. Наша гипотеза заключается в том, что потерявшийся Федоренко выработал всё горючее и производил посадку в горах, выискивая более-менее ровное место. Он заходил на ручей в распадке, с запада на восток, но местность не позволила произвести нормальную посадку. Видимо, самолёт после соприкосновения с неровной поверхностью скапотировал и начал рассыпаться на мелкие фрагменты - вначале остались тяжёлые фрагменты (двигатель), далее шасси и рядом наиболее прочная часть корпуса - хвостовая часть, далее крылья и многочисленные мелкие обломки.
Рис. 12. Ситуационный план места катастрофы самолёта Федоренко
Рис. 13. Фрагмент самолёта А.Е. Федоренко
Поиски самолёта С-47 майора Ф.Л. Пономаренко
25 ноября 1943 г. произошла катастрофа самолёта С-47, бортовой номер № 223986. Экипаж погиб, похоронен в Якутске. Список погибших:
1) майор Пономаренко Фёдор Лукич - командир авиаэскадрильи 8-го транспортного авиаполка (ТАП);
2) воентехник 2-го ранга Дерибин Леонид Александрович - бортмеханик 8-го ТАП;
3) старшина Попов Иван Васильевич - бортрадист 8-го ТАП;
4) пассажир Хавронин М.И.
По официальной версии «причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине»1.
Есть неофициальная версия, выдвинутая лётчиком В.Д. Глазковым: «...экипаж Пономаренко Ф.Л. после вылета из Уэлькаля с набором высоты по курсу на Марково через одиннадцать минут, самолёт взорвался в воздухе. Обломки самолёта были разбросаны в радиусе одного километра. На место катастрофа выезжал командир 8-го ТАП подполковник Пущинский В.А. на тракторе с санями. Привёз три трупа наших товарищей, завёрнутых в парашюты. Экипаж Бенкунского Г.С. в котором я летал бортрадистом, с Пущинским на борту доставили трупы в Якутск, где и похоронили. Причины взрыва самолёта на месте происшествия не обнаружили. Выдвинули версию, что в Штатах, куда перед этим Пономаренко доставил нашу торговую делегацию, ему подложили мину с часовым механизмом. Взрыв произошёл на седьмой день после возвращения из Вашингтона»2.
Пономаренко был опытным пилотом: из документа от 20 апреля 1943 г. в отчёте о работе Красноярской воздушной трассы: «Экипаж С-47 Пономаренко за март сделал 30 рейсов, налетал 35920 км, перевёз 240 человек и 28 тонн груза»3.
Разбившийся самолёт неоднократно посещался кочующими чукчами и геологами, однако детального обследования произведено не было. Информация о месте крушения содержится в дневнике геолога Г.Н. Каплен-кова: «13 июля 1974 года. Ясно, ветрено. Увязочный маршрут. В районе реки Быстрой найдены обломки американского двухмоторного самолёта.
Негенбля И.Е. Аляска - Сибирь. Трасса мужества. Якутск, 2000. С. 258-259. Глазков В. Указ. соч. С. 106.
Российский государственный архив экономики. Ф. 9527. Оп. 5. Д. 185. Л. 48.
Груз упал на правом берегу. Кабина едва видна из руслового галечника, обломки корпуса и крыльев лежат на левом берегу. Развал обломков идёт с юга на север. Бортовой номер самолёта 223986, на крыльях и фюзеляже пятиконечные звёзды. Дата изготовления моторов - 1942 год. В груз входили лопасти винтов, обогреватели, канистры. Тщательное обследование окрестностей позволило обнаружить остатки вещей пилотов. Документы не найдены. Версия гибели: здесь, в 150 километрах от Уэлькаля, при подходе к Золотому хребту самолёт либо попал в туман, либо из-за аварии совершил вынужденную посадку. Судьба экипажа неизвестна»1.
Поиск. 21 июля 2022 г. место крушения обследовано экспедицией РГО и Минобороны на вертолёте Ми-8. В ходе обследования выявлено, что крушение произошло в районе верховьев р. Быстрой в 50 км от Уэль-каля на запад. На основе предварительного изучения историко-архивных материалов был заранее намечен квадрат поиска (рис. 14). По воспоминаниям В.Д. Глазкова, катастрофа произошла рядом с местом падения борта Герасимова - в 15-20 км.
При этом самолёт летел из Уэлькаля на Марково. Дополнительные сведения получены из дневника Г.Н. Капленкова, где указано более точное расстояние (18 км от Герасимова) и названа р. Быстрая. Эта река находится к северо-западу от места крушения Герасимова. Именно там, следуя вниз по течению р. Быстрой, и было запланировано искать остатки борта Пономаренко.
На вертолёте сделали несколько кругов над местом крушения Герасимова, затем взяли курс на верховья р. Быстрой между горами Видная и Крайняя. Оттуда стали спускаться вниз по ущелью, следуя руслу р. Быстрой. Пройдя г. Крайняя, сделали петлю по правому притоку и снова вернулись к основному руслу, вдоль которого стали спускаться далее вниз. В какой-то момент возникло желание проверить очередные притоки реки, но прошли ещё немного, и командир вертолёта сообщил, что видит что-то блестящее впереди. Прошли точку и увидели множество обломков, место найдено (рис. 15).
Осмотр показал, что остатки лежат достаточно компактно, основная часть обломков на левом берегу р. Быстрой, остатки груза и некоторые фрагменты самолёта - на правом. Овал разлёта фрагментов самолёта имеет общую длину около 400 м и ширину 150-200 м. При этом на левом берегу разлёт в длину около 250 м, на правом - примерно 150 м (рис. 16). Овал вытянут практически по меридиану, с небольшим отклонением к западу, азимут 200.
Информация предоставлена сотрудниками Краеведческого музея г. о. Эгвекинот.
При движении с севера на юг были обнаружены: в самой северной точке ушедший в болото редуктор с торчащей лопастью и маркировкой на английском языке. Примерно в 35 м на юг - второй редуктор с двумя лопастями, третья обломана. Вокруг - отдельные листы алюминия, деформированного «в гармошку». Ещё примерно в 40 м южнее от второго редуктора - стойка хвостового шасси с колесом. Чем ближе к реке, тем больше встречается фрагментов обшивки самолёта. Фрагменты сильно деформированные, размеры до 1,5-2 м. На фрагментах алюминия читаются американские маркировки. В 45 м от шасси на юго-запад - скопление крупных фрагментов хвостовой части. Здесь рядом лежит фрагмент хвостовой части с остатками сохранившейся окраски - белой звездой в синем круге (рис. 17).
Далее лежит вертикальный хвостовой стабилизатор зелёного цвета с хорошо сохранившимся бортовым номером 2398 (цифра 6 утрачена вместе с частью фрагмента). Данный номер соответствует номеру борта Пономаренко. Габариты: 3,5х2,6 м. По этому предмету со 100 % точностью идентифицируется принадлежность борта. Здесь же лежит хвостовая часть с горизонтальными стабилизаторами. Ещё в 30 м южнее - полукругом в диаметре порядка 12 м лежит развал корпуса самолёта. От него в 60 м на юго-запад - хорошо сохранившееся левое крыло самолёта. Правое крыло, по всей видимости, сильно разбито и не сохранилось. На сохранившемся крыле имеются многочисленные граффити, оставленные преимущественно оленеводами 5-й оленеводческой бригады Канчаланского совхоза. Остатки шасси находятся практически на самом берегу реки (левом). Второе шасси - на правом, примерно в 25 м от берега.
При осмотре правого, более высокого, с подъёмом на сопку, но также заболоченного берега, практически не обнаружено фрагментов обшивки, за исключением нескольких фрагментов. Примерно в 40 м к югу от реки найдены утопленные в болото мотор и нагнетатель, которые лежат рядом в 2-3 м друг от друга. Найден сильно помятый блок бортового радиокомпаса с конденсаторами. Там же нашли остатки пяти одинаковых мобильных устройств, которые были определены как обогреватели (нагнетатели тёплого воздуха), которые могли использоваться для прогрева и запуска двигателей в суровых зимних условиях Чукотки и Сибири (рис. 18). Они представляли собой переносимые блоки на раме с поддоном из нержавеющей стали. К раме прикреплены небольшой мотор, стартер с деревянным маховиком, нагнетатель, блок-нагреватель с трубой и канистра для топлива. Сверху прибор имел выход на патрубок и матерчатый удлинитель-трубу, усиленную спиралью из 3-миллиметровой проволоки.
Рис. 17. Фрагменты самолёта Пономаренко
Рис. 18. Мобильный подогреватель воздуха
Из дневника Капленкова мы знаем, что и он также видел среди груза обогреватели. Указанные им среди груза лопасти винтов обнаружены
не были. Возможно, часть из них давно вывезена, а часть ушла в болото. Анализ разлёта остатков позволяет говорить о следующих наблюдениях:
1) фрагменты вытянуты практически по меридиану, в то время как самолёт летел по генеральному направлению с запада на восток;
2) почти все фрагменты корпуса лежат на левом берегу реки с разлётом около 250 м;
3) при этом двигатель лежит на правом берегу примерно в 40-50 м от уреза воды на юг, а редукторы с лопастями - на левом, в самом удалённом участке на север в 250 м от уреза воды;
4) стойки шасси: одна - на левом берегу, другая - на правом, разлёт по меридиану;
5) отлично сохранилось левое крыло и совсем не сохранилось правое крыло;
6) остатки груза - воздухогрейки - лежат компактно на правом берегу, здесь же мотор и фрагменты радиостанции;
7) чукчи часто бывают в этой местности, имеются следы вездеходов (это могли быть как геологи, так и кочующие на вездеходной технике оленеводы);
8) остатки самолёта растаскиваются, шильд встречено мало, видимо, были сбиты на сувениры;
9) среди груза лопасти не обнаружены;
10) странности в окраске - отлично сохранилась зелёная краска на киле судна, и проступила бело-синяя и красно-коричневая краска на корпусе;
11) на сохранившемся крыле также проступила зелёная звезда на белом фоне без следов красной краски; при этом эта звезда кем-то старательно зачищалась до металла;
12) при осмотре не обнаружено следов горения и плавки металла.
По завершении обследования на месте крушения была установлена памятная стела с именами погибших.
Обследование самолёта «Кингкобра» в районе Вакарево
Информация о самолёте примерно в 50 км от пос. Марково в районе заброшенной нефтяной вышки Вакарево получена в ходе первого этапа экспедиции в 2021 г. от сотрудников Чукотского филиала Авиалесохраны. Историческими сведениями на момент поиска самолёта мы не располагали. Данный самолёт не значился в списке потерь авиадивизии, из чего мы предположили, что этот самолёт, возможно, потерпел аварию после войны.
Уже после завершения всех работ при внимательном изучении документов удалось найти сведения о данном самолёте. Из Отчётного доклада 2-го ПАП о работе в период с 1942 по 1945 г.: «Самолёт Р-63 произвёл вынужденную посадку вне аэродрома у реки Майн. Вывезти этот самолёт не удалось ввиду болотистого грунта. Лётчик Панков вывезен с места вынужденной посадки на гидросамолёте»1.
В книге памяти Красноярской воздушной трассы имеется информация о Владимире Григорьевиче Панкове, 1917 г.р.: на трассе с 28.08.1942 -лётчик 2 ПАП, с 25.11.1943 - командир звена 2 ПАП; с 5.05.1944 - старший лётчик 2 ПАП2.
К сожалению, в документах не указана дата аварии, но по статистическим отчётам известно, что самолёты Р-63 поступали по трассе в 1944-1945 гг.
Поиск. Обследование проведено 27 июля 2022 г. на вертолёте Ми-8 (рис. 19).
Перегоночная трасса Аляска - Сибирь: Документы, воспоминания, фотографии (1941-1956 гг.) / Сост. И.Е. Негенбля, А.А. Калашников. Якутск, 2015. С. 230. Филиппов В., Негенбля И. Книга памяти Красноярской воздушной трассы. Красноярск, 2016. С. 238.
Рис. 19. Маршрут поиска самолёта В.Г. Панкова
Самолёт лежит среди болота, но на достаточно сухом месте, есть возможность передвигаться в обычной обуви. Самолёт активно разбирался: нет кабины, двигателя, вся верхняя часть срезана. Но при этом центроплан цел, концы крыльев обломаны, передняя и хвостовая часть фюзеляжа обломаны.
Весь объект лежит достаточно компактно. Вокруг разбросаны некоторые фрагменты, преимущественно листы обшивки, но все рядом - в диаметре 50 м. Примерно в 15 м от основного корпуса лежит ещё один крупный фрагмент - хвост самолёта с горизонтальным стабилизатором. Всей командой его приподняли и перевернули. На фюзеляже на общем коричневом фоне чётко проявилась белая звезда (рис. 20а, б).
Выводы по осмотру. Самолёт лежит по линии юго-запад - северо-восток, носом на северо-восток (рис. 21).
По всей видимости, это была вынужденная посадка на спокойную ровную местность. Тем не менее в её ходе произошла авария, хвост отломан. Судя по наличию двух американских бочек, деревянных лаг под корпусом и фрагментов троса, самолёт пытались достать сразу по свежим следам, но этого сделать не удалось. В дальнейшем самолёт неоднократно
Рис. 21. Направление посадки «Кингкобры»
посещался и растаскивался на отдельные части. По внешнему облику и технологическим чертежам специалист по авиационной архитектуре С.А. Закурдаев однозначно определил данный самолёт как «Кингкобру».
По данному самолёту известно, что отдельные его фрагменты были вывезены в Магадан в Краеведческий музей. Фрагменты представлены в обновлённой экспозиции музея1.
Судя по месту обнаружения (в 57 км на северо-восток от пос. Мар-ково, в междуречье р. Анадырь и р. Майн в болотистой местности, недалеко от вышки «Вакарево» на берегу реки Майн, расстояние от берега реки Майн до места авиапроисшествия порядка 7 км) этот самолёт можно однозначно идентифицировать как самолёт Р-63 «Кингкобра» лётчика В.Г. Панкова.
Операция по вывозу остатков самолёта производилась 10 августа 2022 г. с помощью вертолёта Ми-26. Самолёт на подвеске был транспортирован на аэродром в Марково, где в дальнейшем загружен в фюзеляж вертолёта и доставлен на аэродром в Угольных Копях и далее переправлен в Москву.
Заключение
Итого в Чукотском АО экспедицией РГО и Минобороны России было обследовано пять мест аварий и катастроф, удалось уточнить координаты, сделать описания мест обнаружения остатков самолётов, подтвердить принадлежность бортов экипажам, в т. ч. определить экипаж самолёта «Кингкобра» недалеко от с. Марково. Все обнаруженные самолёты - американского производства, поступившие в СССР по программе ленд-лиза.
Сохранившиеся объекты трассы - аэродромы, здания, мемориалы, фрагменты техники представляют единый уникальный исторический комплекс, распределённый на огромной территории от Чукотки до Красноярского края. Он убедительно свидетельствует как о трудовых подвигах, совершённых советскими людьми при строительстве и эксплуатации трассы, так и об огромном вкладе макрорегиона и его жителей в победу в Великой Отечественной войне. Несомненно, должна быть разработана программа по музеефикации этого комплекса как основа для развития туризма и база для патриотического воспитания нашей молодёжи.
1 Махина У В краеведческом музее Магадана 12 августа откроется выставка «АЛСИБ. Трасса мужества» // Магаданская правда. 2020. 5 августа. [Электронный ресурс] URL: https://magadanpravda.ru/culture/v-kraevedcheskom-muzee-magadana-12-avgusta-otkroetsya-vystavka-alsib-trasa-muzhestva (дата обращения: 18.01.2023).
Проведённые работы по изучению наследия трассы и поиску самолётов свидетельствуют также о значимости и роли международного сотрудничества, благодаря которому СССР получала помощь от союзников в виде техники и технологий.
Значимый результат сезона 2022 г. - экспонирование обнаруженных артефактов, которые доставили в Москву. Их общий вес составил 21 т. В рамках расширенного заседания Коллегии Минобороны России в декабре 2022 г. в национальном центре управления обороной Российской Федерации открыта выставка, которая была представлена первым лицам страны. Мы надеемся, что в дальнейшем эта выставка станет передвижной и будет показана самой широкой аудитории.