Научная статья на тему 'Итоги 2007 года для польских медиа'

Итоги 2007 года для польских медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги 2007 года для польских медиа»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 6

Л.П. Евсеева

ИТОГИ 2007 г. ДЛЯ ПОЛЬСКИХ МЕДИА

2007 г. прошел в Польше под знаком внеочередных парламентских выборов. Борьба велась очень жестко и, по мнению некоторых аналитиков, могла бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса по количеству взаимных претензий и поданных в связи с этим судебных исков. Итоги выборов были сенсационными, так как партию власти, партию брата президента Я. Качинского, уверенно опередила партия "Гражданская платформа" во главе с их лидером, ставшим новым премьер-министром Дональтом Туском.

Новый премьер хорошо осознает роль СМИ в жизни общества, страны, в проведении реформ, поэтому одной из главных задач стало принятие нового медийного устава, который много лет в период власти левых не могли принять из-за разногласий среди специалистов. С приходом Качинских в 2005 г. поспешно были приняты поправки к уставу, которые давали преимущества для партии власти над медиа. Контроль и влияние общества были ослаблены. Устав вызывал много нареканий, но изменить его было невозможно, пока в стране властвовал дуэт Качинских.

С началом деятельности правительства Туска началась борьба за обновление медийного устава, который должен был быть подготовлен не политиками, как считало новое правительство, а специалистами и учеными. Постепенно становилось ясно, чего же добивается премьер от медиа. Он выступает за плюрализм медиа, считает лицемерием скрывать свои политические взгляды, пропаганда должна действовать с гражданских позиций. В чем же состоит эта гражданская позиция, как ее понимает новая власть? Это раскрывалось в том числе и в тех поправках, которые были предложены партией "Гражданская платформа" (ПО). Суть этих предложений выражена в статье "Как избавить медиа от политиков", опубликованной 22 января 2008 г. в "Газете выборчей". В этот день началось и первое слушание в парламенте поправок к медийному уставу, предложенных партией "Гражданская платформа". Главное, чего добивался премьер, — это снизить "политизированность" организаций, которые непосредственно связаны с деятельностью СМИ. За время правления двух братьев

Качинских влияние партии "Право и справедливость" (ПиС) достигло небывалого размаха. Особенно это коснулось общественных медийных структур, телевидения Польши — ТВП — и общественного радиовещания.

После парламентских и президентских выборов 2005 г. победителем с большим трудом стала партия "Право и справедливость" во главе с Ярославом Качинским, братом президента. Положение ПиС в стране было очень неустойчиво. Кризис следовал за кризисом из-за конфликтов внутри правящей коалиции. Поэтому требовалась информационная поддержка политики ПиС и президента, с большой поспешностью были подготовлены изменения в деятельность Национального совета по радиовещанию и телевидению, регулирующего работу общественных медиа в Польше, а также выдающего лицензии телеканалам и распределяющего частоты для радиостанций. В первый раз за все время существования этой организации с 1991 г. в ее руководство были включены не крупнейшие ме-диааналитики, а представители правящей коалиции — партии "Право и справедливость", маргинальных Лиги польских семей и "Самообороны". Представители этих партий появились в Наблюдательных советах радиовещания и телевидения, что отразилось и на кадровой политике: во главе общественного радио и телевидения появилась их креатура.

Изменить это положение можно было только путем внесения оперативных поправок в Устав, так как на кардинальное его изменение потребовалось бы длительное время. Первая поправка, предложенная партией Гражданская платформа, касалась Национального совета по радиовещанию и телевидению. Число членов Национального совета увеличивалось до семи вместо пяти специалистов. Постоянный министерский оклад отменялся. Другая поправка также вела к сокращению числа политиков в составе Национального совета. Для этого предлагалось изменить порядок выбора в Совет. Для кандидата теперь необходимы две рекомендации от специалистов из высших учебных заведений или творческих союзов, а не рекомендации партийных организаций. Предлагается также проводить открытые конкурсы, организацией которых должны заниматься Национальный совет и Министерство госимущества.

Выделение концессии/лицензии/или ее прекращение должно стать компетенцией государственной организации — Управления энергокоммуникации. Таким образом ограничивается влияние Национального совета, — считают представители новых властей. Отзыв или назначение членов Наблюдательных советов должны находиться в введении Министра госимущест-

ва. Все эти изменения были направлены на то, чтобы освободиться от влияния политиков в органах, регулирующих деятельность медиа. На каких политиков направлено острие борьбы новой политической элиты? Конечно, это члены ПиС и их сторонники. Под внешней безусловно благородной миссией новой власти — избавить медиа от излишней политизированности и влияния политиков (не своих) — скрывается и прагматичная цель: получить свой информационный ресурс в борьбе за власть и ее укрепление.

Особую остроту в спорах за обновление медийного устава вызвал пункт об отмене абонементной платы. В этом вопросе представители ПиС нашли сторонников среди специалистов — аналитиков медиа, многие из которых считают абонементную плату признаком общественного характера медиа. Но так сложилось, что в Польше плату за пользование телевидением вносили лишь 40% граждан, а после начала спора, широко обсуждаемого на страницах печатных изданий, граждане вообще перестали платить.

Новый премьер не ожидал такого противодействия со стороны части общественности, работников радиовещания и телевидения, а особенно специалистов — сторонников общественного телевидения. Самые настоящие "военные действия" развернулись на страницах печатных изданий, на телевидении и в Интернете, когда Тузк в борьбе за обновление медийного устава выступил с предложением упразднить абонементную плату за пользование общественным телевидением и радиовещанием. Большая часть специалистов считает, что с отменой абонементной платы окончательно наступит "конец общественного телевидения и радиовещания". Проблема общественных медиа обсуждается уже давно. Некоторые известные аналитики телевидения, апологеты общественных медиа, такие, как Кароль Якубович, предвещают гибель общественных медиа в связи с наступлением сильнейшей коммерциализации деятельности медиа. Премьеру прошлось уступить общественному мнению, и решено было освободить от уплаты абонементной платы с января 2009 г. лишь пенсионеров, безработных, инвалидов, людей, не имеющих постоянного дохода. Очевидно, что этот список в дальнейшем будет пополняться.

Прошедший 2007 г. для польских медиа был отмечен получением значительных доходов от продажи рекламы. Интересно, что окончательные итоги, например, третьего квартала совпали с прогнозом, который давал в 2006 г. "СР Медиа Консалтинг" на 2007 г. Общая сумма доходов медиа (телевидение, пресса, радио и Интернет) превысила 1 млрд 37 млн злотых,

что на 60% больше суммы, полученной в 2006 г. Более 50% доходов от рекламы принадлежит телевидению, но и ежедневная пресса также может выступать конкурентом в получении доходов от рекламы. Согласно анализу "Эксперт мониторинга" только за один месяц в 2007 г. "Газета выборча" (Агора СА) заработала почти 82 млн злотых, что на 12% выше, чем годом раньше. Но в группе ежедневных газет наивысшие доходы за то же время оказались у бесплатной газеты "Метро", которая превысила свои доходы на 100% и собрала 8,1 млн злотых за один месяц. Сумма не очень впечатляющая, главное значение имеет тенденция размещать рекламу на страницах бесплатной прессы. У таких популярных газет, как "Дзен-ник", "Жечьпосполита", "Факт", доходы от рекламы за один месяц не превышали 14 млн злотых.

Региональная пресса пытается не отставать от общенациональной. Такие крупнейшие региональные издания, как "Газета поморска", "Нова трибуна Опольска", "Курьер поранны", "Газета вспулчесна", "Новины" и "Эхо дня" (все издания группы "Польска пресс"), увеличили доход от рекламы на 1,5%.

Значительный рост доходов СМИ от рекламы аналитики связывают с предвыборной парламентской кампанией, которая велась в 2007 г. беспрецедентно остро и повысила интерес к медиа. Увеличились и тиражи некоторых популярных ежедневных изданий, например "Газеты выборчей" (454 тыс. экз.) и "Жечипосполитой" почти на 4% и составили 171 тыс. экз., но "Дзенник" несколько понизил свой тираж, который составил 176 тыс. экз. "Газета выборча" заняла лидирующее положение на рынке ежедневных общеполитических печатных изданий, а вот лидером среди ежедневных таблоидов стала газета "Факт" с тиражом 512 тыс. экз., так как "Супер экспресс" понизил тираж на 3,5%. Причины таких незначительных колебаний могут быть разные, больше экономические. По мнению аналитиков, эти колебания не влияют на общее позитивное состояние рынка ежедневных печатных изданий.

Среди политических еженедельников как всегда выделяется "Политика", которая к концу 2007 г. возглавила рейтинг среди общеполитических изданий. Продажа "Политики" была на 20 тыс. экз. больше, чем еженедельника "Ньюсуик-Поль-ска" — ближайшего ее конкурента. Но заработал на рекламе больше всего другой популярный еженедельник — "Впрост" (124 млн злотых), "Политика" и "Ньюсуик" — только 112 млн злотых. Несмотря на такие доходы от рекламы, еженедельник "Впрост" испытывает серьезные проблемы. Его руководство даже готово продать контрольный пакет Агентства реклам-

но-издательского "Впрост", которое выпускает еженедельник. "Впрост" входит в четверку крупнейших польских еженедельников, первое место занимает "Политика" (165,129 тыс. экз.), второе — "Впрост" (144,431 тыс. экз.), затем идут "Ньюсуик" (138,162 тыс. экз.) и "Пшекруй" (66,136 тыс. экз.).

АВР "Впрост" является семейным бизнесом Крулей. В последние годы несколько его проектов потерпели неудачу, по мнению владельцев, из-за очень жесткой конкуренции не только среди еженедельников, но и с Интернетом. Испытывает проблемы и британский совладелец газеты "Жечьпосполита" концерн "Меком медиа". Это связывается с неудачным проектами на голландском медиальном рынке, которые принесли расходы "Мекому" в 2 млн английских фунтов. Ведутся переговоры о выкупе и государственных активов в Пресспублике, которая издает не только "Жечьпосполиту", но и газету "Паркет" и "Жиче Варшавы".

В другом сегменте польской печати — женских глянцевых журналах — увеличился рост продажи трех ежемесячников "Свят кобеты" (Изд-во "Бауэр"), "Добры Рады" ("Филипа-ки" + "Бурда") и "Порадник домовый" (Агора СА). В общей сложности первые два журнала увеличили продажу на 4%, а последний — на 9%. Это очень значительное увеличение свидетельствует о возросшей потребности читательниц в дорогих советах и в изданиях, рассказывающих об успешной жизни современной женщины.

В конце 2007 г. произошли изменения в некоторых группах прессы. Так, закончились переговоры между издательской группой "Лагардер актив медиа" и "Бурдой Ферлаг Остевро-па", в результате перераспределения активов "Ашет Филипак-ки Бурда Польска" изменила название на "Бурда Медиа Поль-ска". "Бурда" издает в Польше "Эль", "Эль декорейшн", "Само здрове", "Бурду", "Добре рады", "Соль и пепш" и еще пять журналов, к числу которых недавно прибавились два новых. В августе издатель "Польскапресс", входящий в немецкую группу "ФерлагПассау", подписал договор с британской газетой "Таймс" о совместном выпуске ежедневной газеты в Польше. Известно, что эта группа активно представлена в Польше шестнадцатью региональными газетами, каждая из которых зарегистрирована как отдельное издание. Но издатель решил объединить тиражи этих изданий, пытаясь таким образом конкурировать по тиражу с "Газетой выборчей", так как в названии газеты рядом с основным "Польска дзе таймс" должно стоять название города, где она выходит. Организация, контролирующая распределение печатных изданий (СЛДП), не при-

знает эту новую газету за общенациональную. Ее решено было выпустить перед выборами, т.е. до октября, поскольку руководство надеялось на политическую рекламу. Старт газеты в середине октября 2007 г. не оправдал ожиданий. Она не смогла завоевать рынка польских изданий и, по некоторым источникам, может исчезнуть с информационного поля, так и не побив рекорд "Газеты выборчей". Тем не менее продолжающиеся попытки и усилия различных издателей умножить количество ежедневной прессы в Польше говорит о наличии еще не использованного информационного и экономического потенциала.

Среди нескольких десятков крупнейших издательских групп, действующих в Польше, наиболее доходными являются Агора СА, Издательство "Бауэр" и "Аксель Шпрингер Польска".

Высоких доходов в прошедшем году достигли крупнейшие телеканалы: общественный ТВП, коммерческий Польсат. Польсат в 2007 г. опередил ТВН, который был лидером в 2006 г. Доходы Польсата от рекламы достигли 500 млн злотых, т.е. на 9% превысив поступления в 2006 г. Группа Ай-Ти-Ай, владелец коммерческого канала ТВН, а также сети "Мультики-но", новой цифровой платформы Н и 49% активов "Тыгодника повшехнего" (католического еженедельника из Кракова) заработала на 36,3% больше, чем в 2006 г. Основные доходы, в 2007 г. составившие 484,8 млн евро, приносит ей коммерческий канал ТВН.

Безусловные успехи медиабизнеса в стране подтвердились в последние 2—3 года и визуально. Крупнейшие издательские концерны обзавелись современными многоэтажными издательскими комплексами. Прошло то время, когда не хватало издательских мощностей в стране и часть тиража допечатывали за рубежом, как, например, в случае с "Фактом" — газетой, издающейся группой "Аксель Шпрингер Польска".

Новыми офисными, студийными и техническими центрами владеют теперь не только крупнейшие коммерческие телеканалы Польсат, ТВН, радиостанции, такие, как РФМ ФМ, но и польское общественное телевидение ТВП, действующее в условиях современных технических возможностей.

Допуск иностранного капитала в аудиовизуальные средства массовых коммуникаций стал свидетельством крепнущего польского информационного бизнеса. Так, в течение всего 2007 г. шли переговоры между крупнейшей коммерческой телестанцией Польсат и немецким концерном Акселя Шпрингера, который пытается расширить свою империю за счет удачных телеканалов. Продолжительные переговоры ничем не кончи-

6 ВМУ, журналистика, № 6

лись. Зигмуд Солож-Зак, владелец и основатель первой в Польше коммерческой телестанции Польсат, не согласился продать часть активов немецкому концерну за 7 млн злотых. Но за эту же сумму в рассрочку он уступил своему старому знакомому Херониму Руте акции стоимостью в полмиллиарда, который в результате стал совладельцем Польсата, но контрольный пакет остается у Соложа. Эта сделка польского миллионера вызвала неподдельное удивление среди участников медиарынка.

В 2007 г. произошли изменения и в секторе коммерческого радиовещания, вызвавшие оценку как "нестандартные". Крупнейшая и популярнейшая коммерческая радиостанция, базирующаяся в Кракове, сменила владельца. Им стал немецкий концерн "Бауэр медиа инвест". Перемена владельца произошла не сразу. За процессом смены владельца долго наблюдали во всей Польше, поскольку она была необычной, когда слабеющий организм, чтобы остаться на плаву и выжить, продается более сильному конкуренту. Здесь другой случай. Сильнейший радиоконцерн РФМ МФ отдает себя в руки еще более сильному немецкому концерну. В феврале 2008 г. глава партии ПиС и бывший премьер-министр Польши Ярослав Ка-чинский, ярый противник проникновения иностранного капитала в СМИ Польши, назвал эту радиостанцию "немецкой", обвинив ее в "чуждом влиянии на события" в стране, и просил не вмешиваться в политику, иначе это будет расценено как вмешательство во внутренние дела Польши. Руководство радиостанции сравнило эти высказывания Я. Качинского с пропагандой Урбана — проправительственного журналиста времен Народной Польши — и решило не отвечать на эту критику. В Польше многие помнят "вторки Урбана" — знаменитые брифинги по вторникам для польских и иностранных журналистов, на которых Урбан наставлял иностранный и польский журналистский корпус, как комментировать те или иные события в Польше.

Радио РФМ ФМ продолжает делать упехи уже после объединения с немецким концерном, и на рубеже нового года количество слушателей у этой станции повысилось и составляет в настоящее время 23,1% (в 2007 г. — 22,6%). На долю другой популярной станции ЗЕТ приходится 18,9% слушателей. Первую программу общественного Польского радио слушают лишь 12,3% польских граждан, вторую — всего 0,6%, третью — 5,9%, а еще совсем недавно программы Польского радио занимали первые места в рейтингах популярности. Очень характерно, что Радио Мария — детище отца Рыдзика, лидера правокатолической партии — Лиги польских семей — слушают

лишь 2,2% граждан. Некоторые радиостанции в надежде поднять свой рейтинг меняют название, например Радио БИС на Радио Евро. Оно же собирается переключиться на спорт, музыку и образовательные языковые программы. Радио БИС покрывает 30% территории страны и надеется для перестройки своей деятельности на помощь новых технологий: Интернета и мобильной телефонии. Использование новых технологий предполагается и на других радиостанциях. Проект этот уже окрестили как "мультимедиальная революция".

Новые технологии медленно, но делают успехи. Отмечается динамичный рост доходов от рекламы и в Интернете. В 2007 г. эта цифра равнялась 64 млн злотых. Прогноз на 2008—2009 гг. также весьма оптимистичен. На 9—10% ожидается дальнейший рост доходов СМИ, включая Интернет, ведь в настоящее время в стране популярность его неустанно растет. В нем задействовано уже 41,5% населения. Рост пользователей Интернета в Польше находится в общем мировом процессе. За последние годы состав пользователей Интернета и условий его потребления качественно изменился. Если несколько лет тому назад Интернетом пользовались в основном на работе или в учебном заведении, то теперь 80% населения это делают дома, при этом почти 66% пользуются ежедневно. Среди пользователей доля мужчин уже не намного превышает женщин, как это было ранее, что следует из итогов анализа НЕТ ТРАК. Медленое освоение Интернета в Польше происходит из-за отсутствия реализации видимых государственных проектов, а также небольших поступлений на научные исследования и развитие телеинформационных фирм. Польша в этой сфере находится позади стран Европейского союза. Польские граждане не могут мириться с этим, что приводит к возникновению общественных инициатив в области освоения новых технологий. Так, два-три года тому назад польское интернет-сообщество было потрясено событием, когда четыре студента из Вроцлава основали портал Наша-класа.пл, который очень скоро стал самым популярным в польском Интернете и теперь оценивается как феноменальный проект. Его основатель Мацей Попович — самый молодой миллионер в стране, так как ежегодно портал получает от рекламных поступлений 4 млн злотых. Реклама продолжает активно поступать на портал, и считается, что доходы могут достичь в дальнейшем и 5 млн злотых. Эти успехи портала создали определенные трудности для его владельцев, которые явно не рассчитывали на такой высокий уровень популярности. Юридическое обоснование деятельности этого портала оказалось слабым и, по сведениям

сервиса "Виртуальные медиа", у популярного портала уже имеются проблемы.

Польские медиа избыточно политизированы, и с этим связана другая инициатива, возникшая у политиков. Известные польские политики К. Уяздовский, представители партий ПО и ПиС Ян Рокита и президент Вроцлава Рафал Дуткевич решили перенести политические дебаты в Интернет, основав портал "Польша ХХ1". В представлении его говорится, что портал — это интерактивный програмный центр, где каждый может высказать свое мнение. Партийные дебаты должны быть свободны от партийного эгоизма и партийного расчета. Направление дебатов должно способствовать поискам более совершенного государственного устройства страны. Вести их предлагается с позиций здорового консерватизма.

Поступила в редакцию 19.09.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.