Научная статья на тему 'Итальянские университетские дипломы XV–XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге'

Итальянские университетские дипломы XV–XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
итальянская книжная миниатюра / университетский диплом / инициал / орнаментальное обрамление / гербы / Italian illumination / doctoral diploma / initial / ornamental frame borders / coat of arms

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Золотова Екатерина Юрьевна

Статья представляет собой публикацию шести иллюминированных итальянских университетских дипломов XV–XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге. Часть из них публикуется впервые. Три диплома — подписные: они украшены миниатюристами Франческо Амедико, Джованни Баттиста Каваллетто и Джованни Альвизе Фоппа ди Рота. В статье на публикуемом материале анализируются характерные особенности школ книжной миниатюры Венето, Болоньи и Пизы на разных этапах художественной эволюции (стиль bianchi girari кватроченто, маньеристические тенденции XVI века, ориентация на печатную продукцию в позднейший период).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Italian Doctoral Diplomata of the 15th–17th Сenturies from the Collection of the Institute of History of the Russian Academy of Sciences in Saint Petersburg

The paper presents six illuminated Italian doctoral diplomata of the 15th–17th centuries from the collection of the Institute of History of the Russian Academy of Sciences in Saint Petersburg. Some of them are made public for the first time. Three of the diplomata are signed: they were illuminated by the miniaturists Francesco Amedico, Giovanni Battista Cavalletto and Giovanni Alvise Foppa di Rota. Focusing on the diplomata, the paper analyses characteristic peculiarities of miniature schools of Veneto, Bologna and Pisa at various stages of their artistic evolution (the bianchi girari of the quattrocento, mannerist tendencies of the cinquecento, a shift towards printed materials later on).

Текст научной работы на тему «Итальянские университетские дипломы XV–XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге»

Художественная культура № 3 2020

Изобразительное искусство

УДК 7 ББК 85.103

Золотова Екатерина Юрьевна

Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник, сектор классического искусства Запада, Государственный институт искусствознания, Москва

О^Ю Ю: 0000-0003-2410-3947 ezolotova22@gmail.com

Ключевые слова: итальянская книжная миниатюра, университетский диплом, инициал, орнаментальное обрамление, гербы.

Золотова Екатерина Юрьевна

Итальянские

университетские дипломы ХУ-ХУ11 веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

Статья представляет собой публикацию шести иллюминированных итальянских университетских дипломов ХУ-ХУН веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге. Часть из них публикуется впервые. Три диплома — подписные: они украшены миниатюристами Франческо Амедико, Джованни Баттиста Каваллетто и Джованни Альвизе Фоппа ди Рота. В статье на публикуемом материале анализируются характерные особенности школ книжной миниатюры Венето, Болоньи и Пизы на разных этапах художественной эволюции (стиль ЫаисМ $гап кватроченто, маньеристические тенденции XVI века, ориентация на печатную продукцию в позднейший период).

Zolotova Ekaterina Yu.

Doctor of Art, Leading Researcher, Western Europe Classic Art Department, State Institute for Art Studies, Moscow ORCID ID: 0000-0003-2410-3947 ezolotova22@gmail.com

Key words: Italian illumination, doctoral diploma, initial, ornamental frame borders, coat of arms.

Zolotova Ekaterina Yu.

The Italian Doctoral Diplomata of the 15th-17th Centuries from the Collection of the Institute of History of the Russian Academy of Sciences in Saint Petersburg

The paper presents six illuminated Italian doctoral diplomata of the 15th-17th centuries from the collection of the Institute of History of the Russian Academy of Sciences in Saint Petersburg. Some of them are made public for the first time. Three of the diplomata are signed: they were illuminated by the miniaturists Francesco Amedico, Giovanni Battista Cavalletto and Giovanni Alvise Foppa di Rota. Focusing on the diplomata, the paper analyses characteristic peculiarities of miniature schools of Veneto, Bologna and Pisa at various stages of their artistic evolution (the bianchi girari of the quattrocento, mannerist tendencies of the cinquecento, a shift towards printed materials later on).

Университетские дипломы (diploma di lauro или privileggio dottorale) — совсем новая область интересов историков книжной миниатюры. Дипломов почти не осталось в семьях потомков тех, кто когда-то учился в Болонье, Падуе или Пизе, но сохранилось достаточно много в университетских архивах и в частных коллекциях. В поздний период истории жанра книжной миниатюры, вытесненного книгопечатаньем на периферию общественных вкусов, именно здесь, при университетах, оказались востребованными многие ведущие миниатюристы своего времени — для них украшение официальных документов и, прежде всего, университетских дипломов стало одним из важных источников дохода.

Закрытость и малая доступность этих документов были главной причиной запоздалого исследовательского интереса к теме. Ее первооткрывателем стала в 1998 году Джованна Бальдиссин Молли, под чьим руководством было опубликовано большое исследование университетских дипломов Падуи XVI-XIX веков с каталогом [8]. А вслед за этой книгой, в самом начале нынешнего столетия, появились специальные публикации, посвященные университетским документам. Государственные архивы и частные коллекционеры начали выставлять на обозрение свои собрания. Важными вехами на этом пути стали две выставки: в 2006 году в университете Урбино выставил свою коллекцию итальянских университетских дипломов XV-XX веков коллекционер Джанфранко Нуччи из Римини, а в 2016 году взору публики были представлены дипломы из Исторического архива университета Болоньи. К обеим выставкам были приурочены издания фундаментальных каталогов, заложивших методологические подходы к изучению темы [11; 12].

Присуждение диплома было торжественным общественным событием, наряду с днем начала учебного года, днем святого патрона университета, избрания ректора и т.д. Официальная часть церемонии, как правило, происходившая в городском соборе в присутствии Collegia Doctorum, веками оставалась неизменной. Как и обряд вручения академических знаков отличия — книги, перстня как символа соединения с наукой, биретты. После завершения церемонии все участники торжества выходили на улицы. Школяры, родственники и друзья под музыку провожали лауреата до самого дома. Новоиспеченный доктор устраивал на свои средства банкет и прочие увеселения (в Италии это были балы, а в Испании даже коррида).

Итальянские университетские дипломы \V-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

Илл. 1. Диплом падуанского университета. 1464. Санкт-Петербург, Институт истории РАН, колл. 9 карт. 344 № 2

Получение диплома означало не только завершение университетского курса. Для лауреата это был важнейший в жизни момент обретения нового социального статуса — отныне он мог занимать как преподавательскую, так и административную должность судьи, советника, викария и т.д. Поэтому к оформлению итогового документа относились со всей серьезностью. Присутствовавшие на ученом собрании официальные лица учебного заведения были перечислены в нем поименно в строгой последовательности (concedente, promotori, esaminatori, testimoni). Диплом заверялся нотариусом и украшался вислой печатью (которых, впрочем, сохранилось крайне мало). С готовым документом его владелец отправлялся из университетской канцелярии прямо в мастерскую миниатюриста, где сухой официальный текст приобретал окончательный вид и превращался в произведение живописного искусства.

По внешнему виду университетские дипломы делятся на две группы. В эпоху Раннего и Высокого Возрождения диплом представлял собой большой лист пергамента (тип «in plano»). Во второй половине XVI века на смену большим листам приходят компактные переплетенные

Илл. 2. Диплом феррарского университета. 1513. Санкт-Петербург Институт истории РАН, колл. 41 карт. 566 № 3

Итальянские университетские дипломы XV-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

томики (тип «in codicetto» или «in libretto»), мода на которые сохраняется на протяжении всего XVII века. А затем снова возвращаются листы, но меньшего размера и по большей части бумажные.

В оформлении университетского диплома были свои устоявшиеся традиции — как в композиции, так и в иконографии, — и его обычно можно сразу отличить по внешнему виду. Университеты подчинялись церкви, а университетский устав требовал соблюдения норм религиозного благочестия. Защита, как уже говорилось, происходила в соборе, поэтому также текст диплома украшался изображениями Мадонны с Младенцем и святых. Отсюда и его начальная формула (invocazione) — «IN CHRISTI (или IN DEI) NOMINE AMEN», которая, как правило, выделялась крупными буквами капитальным письмом. Так же выделяться могли имена участников процедуры, ритуальные формулировки.

Итальянский ренессансный документ — это почти безраздельное господство инициала. Яркий красочный инициал становится основополагающим композиционным и художественным элементом ансамбля: в него помещают сюжетные сцены, портреты или пейзажи, от него берет начало и тянется во все стороны узорное обрамление текста, на него подвешивают, в него вплетают или вписывают герб владельца. Миниатюристы вкладывают в украшение инициала все свое мастерство. И именно рядом с ним оставляют свою подпись, гордясь удачной работой. От инициала обычно берет начало декоративное обрамление, которое со временем превращается в П-образную кайму, украшенную растительным орнаментом, гротесками, медальонами. В медальоны вставлены гербы — новоиспеченного лауреата (не только родового дворянина, так как диплом давал право на получение герба), а также университетского города, покровительствующего университету правящего дома и т.д. Украшение диплома для мастерской было вполне рутинным заказом, целиком зависевшим от кошелька новоиспеченного доктора медицины или гражданского и церковного права. Высочайшие художественные достижения в этом виде достаточно редки. Но изучение дипломов и их включение в художественный контекст, безусловно, дополняет и обогащает общую картину художественной жизни, позволяет обнаружить не только новые, часто анонимные, имена, но и открыть неизвестные страницы творчества ведущих миниатюристов своего времени. Наконец, украшение дипломов и других документов

Илл. 3. Диплом болонского университета. 1513. Санкт-Петербург, Институт истории РАН, колл. 4 карт. 118 № 22

становится еще одним подтверждением того, как вопреки времени жанр книжной миниатюры сохраняет жизненную силу и формальную изобретательность.

Обратимся к коллекции университетских дипломов петербургского Института истории. Сначала — несколько общих сведений. Таких дипломов сохранилось шесть. Пять из них происходят из огромной коллекции западноевропейских пергаментных рукописей и документов выдающегося российского коллекционера Николая Петровича Лихачева (1862-1936), которая хранится в институте. Шестой, самый ранний из упоминаемых в статье, принадлежал Илье Александровичу Шляпкину (1858-1918), профессору историко-филологического факультета Петербургского университета и также коллекционеру. Дипломы были выданы в четырех итальянских университетах: два — в Падуе, два — в Болонье, по одному — в Ферраре и Пизе. Четыре из них — по медицине, два — по гражданскому и церковному праву. Самый ранний (1464) и самый поздний (1682) — оба происходящие из Падуи — подписные, что для

Итальянские университетские дипломы \V-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

историка книжной миниатюры особенно ценно. Один из болонских дипломов был украшен в мастерской ведущего миниатюриста Болоньи рубежа XV-XVI веков Джованни Баттиста Каваллетто.

Самый ранний диплом доктора медицины был выдан падуанским университетом 16 марта 1464 года Делаванчо Баголини (Delavancio Bagolini) из Вероны (колл. 9, карт. 344, № 2) [3; 4, с. 447-465; 6, с. 106]. В первой строке документа стоит имя Якопо Дзено (Jacopo Zeno), епископа Падуи и ректора университета. На большом пергаментном листе традиционный для дипломов зачин «IN CRISTI NOMINE AMEN», написанный капитальным письмом с чередованием красного и синего цветов, завершается девизом «ANCORA SPERO» на свитке. Весь декор сосредоточен в верхнем левом углу. Здесь не один, а сразу два орнаментальных инициала. Небольшая буква «I» (начало зачина) из листового золота украшена в типичном для середины века стиле bianchi girari: ее вертикаль обвита белыми стеблями, фон разделен на компартименты бордового, синего и зеленого цветов. Особо отметим резной контур фона, подчеркнутый белым. Второй инициал «U» (начало текста «Universis et singulis...») значительно крупнее, он занимает весь левый верхний угол. Ажурная буква положена на тонкий золотой лист с гравировкой и только благодаря своей зелено-розовой раскраске видна сквозь густую вязь синей плетенки. Но упругие плети расположены так, что оставляют много просветов, и орнаментальная композиция сохраняет легкость и изящество. Прихотливая линия резного контура, подчеркнутого дважды разным цветом, делает инициал похожим на драгоценную безделушку. Ниже в пышном венке из листьев и плодов, на бордовом фоне с белым филигранным орнаментом изображен гербовый щит получателя диплома Делаванчо Баголини.

Украшение диплома — буква «I» в стиле bianchi girari, рисунок плетения и резного контура буквы «U», форма свитков с текстом на верхнем поле — выдает работу местного миниатюриста. Подобные инициалы с плетенкой на золотом фоне и с резными контурами часто встречаются в рукописях Венеции и Падуи середины XV века. Помимо своего высокого художественного качества документ ценен еще и тем, что он подписан миниатюристом: над большим инициалом у самого верхнего края листа на свитке хорошо читается латинская надпись «FRANCISCUS AMEDICO F[ecit]». Никаких сведений о Франческо Амеди-

ко найти пока не удается, но одно можно сказать с уверенностью — так подписаться мог мастер, знавший цену своей работе.

Следующий по времени диплом доктора искусств и медицины происходит из университета Феррары. Он был выдан 4 мая 1513 года Алессандро Брами ди Реджо (Alessandro Brami di Reggio), сыну доктора искусств и медицины Симоне Брами ди Реджо (колл. 41, карт. 566, № 3)(1). Среди присутствовавших в документе названы мансионарий феррарского собора Джованни Тоссиньяно (Giovanni Tossignano) и генеральный викарий кардинала-епископа Ипполито д'Эсте Джорджо Пришани (Giorgio Prisciani). Диплом был заверен потомственным феррарским нотариусом и юристом феррарского епископата Маттео Каприли (Matteo Caprili). Его виза внизу под текстом сопровождается именным знаком: это т.н. signum tabellionis — графическая фантазия нотариуса (часто с его инициалами или именем, иногда с девизом), прообраз современной именной печати.

Здесь традиционный зачин диплома также написан капитальным письмом синими и золотыми буквами. Первая буква «I» из листового золота заключена в широкую декоративную кайму, спускающуюся вдоль левого края листа, и едва видна сквозь густое плотное плетение bianchigirari на цветных компартиментах фона. Строгую геометрическую форму каймы, повторяющей очертания инициала, подчеркивает плотный золотой контур, за пределы которого лишь наверху выходит филигранный орнамент — мелкие золотые шарики с перовыми завитками. В нижней части на кайму был подвешен герб получателя диплома, но он стерт до пергамента.

Кайма в кватрочентистском стиле — напоминание о золотом веке феррарской миниатюры времен Библии Борсо д'Эсте, безвозвратно ушедшем в прошлое. В начале XVI века Феррара по-прежнему верна орнаментальным формам в стиле bianchi girari, но для 1513 года они уже выглядят анахронизмом. Впрочем, их охотно воспроизводят набившие на них руку местные мастера, особенно при украшении документов.

В начале XVI века эстафету одного из лидеров в книжной миниатюре у Феррары перехватывает Болонья. Именно отсюда, из болон-

(1) Пергамент, 1 лист, 380x570 мм. Документ публикуется впервые. Благодарю Лауру

Грациани Секкьери (Laura Graziani Secchieri) из Государственного архива Феррары за предоставление необходимых архивных данных.

Итальянские университетские дипломы \V-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

Илл. 4. Диплом болонского университета. 1515. Санкт-Петербург, Институт истории РАН, колл. 41 карт. 566 № 4

ского университета, ведущего центра изучения медицины в Европе, происходят два диплома, выданные с промежутком в два года. Первый диплом доктора медицины был получен 19 сентября 1513 года уроженцем Пармы Антонио де Сакко (Antonio de Sacco) (колл. 4, карт. 118, № 2)(2) [5, с. 220; 2, с. 8-15; 18, с. 16-22]. Среди присутствовавших в тексте названы викарий, один из ведущих юрисконсультов Болоньи Людовико Гоццадини (Ludovico Gozzadini) («concedente»), а также Гале-отто Беккаделли (Galeotto Beccadelli), Федерико Гамбалонга (Federico Gambalonga) и Людовико Леони (Ludovico Leoni) («promotori»). Заверил документ нотариус Людовико Монтекальви (Ludovico Montecalvi) (его виза с signum tabellionis под текстом диплома). Внизу справа есть и подпись викария Гоццадини.

Начальная формула «IN CHRISTI NOMINE AMEN» написана крупными красными и синими буквами капитальным письмом во

(2) Документ куплен Н.П. Лихачевым предположительно в Вене у аукционного дома СУИо1ег & Ranschburg до Первой мировой войны.

Илл. 5. Диплом пизанского университета. 1594. Санкт-Петербург, Институт истории РАН, колл. 4 карт 109 № 7

всю строку, а почти половину левого поля занимает необычайно эффектный орнаментальный инициал «I». Корпус буквы представляет собой чешуйчатое туловище зеленого дракона, помещенное на плотное листовое золото. Дракон изображен в позе нападения: его тело изгибается, из разинутой пасти торчит красный язык, космы вокруг головы и шеи топорщатся во все стороны, изогнутый хвост образует почти замкнутый круг. Середину его тела оплетает гротескный розовый человеческий профиль с крупными грубыми чертами, прорастающий тянущимися во все стороны листьями и стеблями. В закрученный хвост дракона, как в медальон, вписан герб семьи де Сакко (здесь мы имеем дело с так называемым гласным гербом, в котором изображенная геральдическая фигура содержит намек на имя владельца: «sacто» по-итальянски означает «мешок» — он и помещен в центр гербового щита). Вертикаль буквы «I», изогнутая как будто без особой нужды, превращена в изящную арабеску. Золотой лист фона вырезан строго по изгибу тела дракона, прихотливая линия черного контура подчеркивает пластичность инициала, придает законченность и элегантность форме.

Итальянские университетские дипломы XV-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

Яркий узнаваемый стиль инициала выдает его происхождение из мастерской ведущего болонского миниатюриста рубежа XV-XVI веков Джованни Баттиста Каваллетто (около 1460 — около 1530). Он сформировался под влиянием феррарской живописной школы, долгие годы работал для собора Сан Петронио в Болонье, где до сих пор можно увидеть украшенные в его мастерской хоровые книги. Внушительный список его заказчиков, известный благодаря его достаточно хорошо документированной биографии, поражает воображение — это правящие семейства Гонзага в Мантуе, д'Эсте в Ферраре, Бентивольо в Болонье, папа Лев X и кардинал Джулио Медичи (будущий папа Климент VII) в Риме. Инициалы в виде дракона с гротескной антропоморфной маской встречаются в изобилии в его рукописях, а в 1510-1520-е годы становятся своеобразной маркой мастерской. Наш инициал отличают характерные для Каваллетто яркая, насыщенная цветовая палитра с преобладанием зеленого, темно-розового, синего и золота, а также приемы светотеневой моделировки штриховкой и цветом (синего и розового — белым, а зеленого — белым и желтым). А в его трактовке орнамента, в том, как антропоморфные формы перетекают в зооморфные, а те, в свою очередь, в растительные, ощущается приближение новой эстетики маньеризма.

В каждой мастерской миниатюриста за исполнение орнаментальных инициалов отвечали помощники. Однако исследователи книжной миниатюры Каваллетто — мастера новой ренессансной эпохи, когда средневековое разделение труда в мастерской уступает более свободным формам творческого сотрудничества, — склонны видеть руку болонца не только в больших сюжетных композициях, но и во вспомогательном декоре — особенно в ранний период его работы. И высокое качество исполнения нашего инициала позволяет предполагать, что сам глава мастерской мог приложить руку к украшению этого диплома.

Заметим, что новоиспеченный доктор медицины Антонио де Сакко обращался в мастерскую Каваллетто как минимум дважды. Там был украшен не только его диплом, но и подтверждающая полученное им болонское гражданство грамота наместника папы Климента VII Грегорио Герио, которая также хранится в коллекции Н.П. Лихачева (1524, карт. 118, № 6).

На два года позже, 29 января 1515 года диплом доктора медицины получил еще один выпускник болонского университета Бартоломео

Дамиани (Bartholomeo Damiani), сын Дамиано Дамиани (колл. 41, карт. 566, № 4)(3). Этот диплом был, как и предыдущий, заверен нотариусом Людовико Монтекальви (его виза с signum tabellionis под текстом диплома).

Начальная формула текста «IN CHRISTI NOMINE AMEN» написана капитальным письмом с чередованием холодной синей и золотой красок. Той же синей краской закрашен оставшийся пустым гербовый щит в нижней части композиции. Инициал «I» на фоне из листового золота занимает почти все левое поле. Сильно изогнутый корпус буквы цвета морской волны обвит тонкими стеблями и листьями разноцветного аканфа, которые равномерно заполняют золотой фон и прорастают за его пределы, заканчиваясь характерными для болонских мастеров гирляндами с симметрично расположенными листьями. Листья аканфа моделированы цветной, черной и золотой штриховкой. В колорите преобладают красный, синий и зеленый приглушенных тонов, гармонично сочетающиеся с матовой золотой поверхностью фона. Диплом был украшен в Болонье в одной из местных мастерских под очевидным влиянием работ Джованни Баттиста Каваллетто, что выдают и орнаментальный репертуар, и насыщенная цветовая палитра.

Пятый диплом из петербургской коллекции происходит из университета Пизы. Пизанскому университету покровительствовали сами Медичи — еще в 1472 году Лоренцо Великолепный выбрал Пизу в качестве университетского центра своего государства. Здесь 5 апреля 1594 года доктором гражданского и церковного права (сокращенно «J.U.D.» — «juris utriusque doctor», т.е. «доктор обоих прав») стал Троило Биццокки (Troilo Bizzocchi), сын Винченцо Биццокки из Прато (колл. 4, карт. 109, № 7) [9, с. 281](4). Перечень лиц, присутствовавших на защите, возглавляют архиепископ Пизы Карло Антонио Даль Поццо (Carlo Antonio Dal Pozzo) и Канцлер университета Джузеппе Бокка (Giuseppe Bocca). Диплом заверен пизанским нотариусом и секретарем университета и архиепископской курии Аурелио Флорелли (Aurelio Florelli)

(3) Пергамент, 1 лист, 460x625 мм. Сохранился шнурок от вислой печати. Документ

публикуется впервые.

(4) Пергамент 1 лист, около 700x540 мм. Документ публикуется впервые. Благодарю Розалию Амико (Rosalia Amico) из Государственного архива Пизы за предоставление необходимых архивных данных.

Итальянские университетские дипломы \V-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

Илл. 6. Диплом пизанского университета, фрагмент. 1594. Санкт-Петербург, Институт истории РАН, колл. 4 карт. 109 № 7

(его виза справа под текстом). Ниже расписка в получении пошлины с Троило Биццокки за составление документа, сделанная по-итальянски служащим университета Франческо Дель Дзукка (Francesco Del Zucca).

Текст диплома с трех сторон окружает широкая полоса растительного орнамента с четырьмя гербовыми картушами (ее верхние углы вырезаны). Золотом капитальным письмом выделены традиционный зачин «IN DEI NOMINE AMEN», а следом — имя архиепископа Пизы Карло Антонио Даль Поццо. Выделены и два инициала. Наверху небольшой инициал «I» с плотной растительной оплеткой и изящным орнаментальным перехватом посередине. А под ним в квадратную легкую рамку заключена тонкая золотая буква «C» (начальная буква имени архиепископа «Carolus»), наложенная на пейзаж Пизы. Сквозь нее хорошо видны арочный мост через Арно, мощные стены и башни города на правом берегу, голубые дали на горизонте. У подножья высокого зеленого левого берега узнаваемый силуэт церкви Сан Микеле дельи Скальци. В пизанских университетских дипломах рубежа XVI-XVII веков такие пейзажные виды города были популярны [12; 15]. П-образная рамка плотно заполнена стилизованным растительным орнаментом на белом пергаментном фоне с добавлением масок и бус. На левой гирлянде в картуше представлен герб Троило Биццокки, наверху слева — герб семьи Медичи, главного мецената университета, наверху

Илл. 7. Диплом падуанского университета, fols. 1v-2. 1682. Санкт-Петербург, Институт истории РАН, колл. 4 карт 633 № 4

справа — герб самого университета Пизы с крылатым херувимом. Герб на правой гирлянде, вероятно, принадлежал кому-либо из членов семьи Биццокки по материнской линии. В верхних вырезанных углах, возможно, были гербы папы Климента VIII и императора Рудольфа II, упомянутых в конце текста.

В орнаментальном репертуаре П-образной рамки явны отголоски маньеризма (гротески, сильно вырезанные картуши), в его трактовке очевидна опора на трафарет (обрамления гербов в верхнем регистре и вертикальные гирлянды зеркально повторяют друг друга). Но в украшении этого листа нашли отражение и новые черты в работе миниатюристов. Это касается прежде всего соотношения линии и цвета. Несмотря на богатую колористическую гамму, на моделировку формы цветом и штриховкой, линия доминирует. Синий, сиреневый, оливковый, терракотовый, красный, а также жидкое золото положены так, что контур хорошо виден, а некоторые элементы декора и вовсе остаются без цвета. Живопись теперь более напоминает раскрашенный рисунок. И в этом, безусловно, чувствуется ориентация на печатную продукцию, характерная для многих ведущих мастерских миниатю-

Итальянские университетские дипломы XV-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

ристов того времени не только в Италии, но и по всей Европе. Тот же процесс можно наблюдать, например, в эволюции стиля испанских дворянских грамот XVI-XVII веков [3, с. 143-146].

Последний по времени, шестой из петербургских, диплом доктора гражданского и церковного права был выдан университетом Падуи 9 июля 1682 года Aндpеа де Бьянки из Гориции (Andrea de Bianchi) (колл. 4, карт. 633, № 4)(5) [5, с. 221; 7, с. 166]. Входившие в состав Collegia Doctorum (и упомянутые в начале текста) Aнтонио Вайра (Antonio Vaira), Ян Муникауза (Jan Municausa), а также секретарь Себастьяно Моретти (Sebastiano Moretti) поставили свои подписи под документом. Это единственный в петербургской коллекции диплом типа «in codicetto» или «in libretto»: он представляет собой небольшую рукопись в четыре листа в бумажном переплете. Напомним, такие компактные рукописи заменили с конца XVI века крупноформатные листы типа «in plano».

Все три разворота текста диплома обрамлены с четырех сторон бордюрами из стилизованных сине-золотых цветов и листьев. Первый, титульный, разворот (fols. 1v-2) украшен с особой пышностью. На его левой половине в овальную раму из лавровых листьев помещен по-трудный портрет доктора обоих прав Aндpеа де Бьянки. Под портретом свиток с его именем и полученным званием. Верхние поля разворота занимают симметрично расположенные овальные картуши со Св. Aнто-нием Падуанским слева и Мадонной с Младенцем справа. На боковых полях в стилизованный орнамент включены изображения крупных, реалистически написанных цветов, плодов и насекомых, а нижние поля украшают сине-золотые павлины. Всю последнюю страницу рукописи занимает герб новоиспеченного доктора, обрамленный оливковыми и пальмовыми ветвями (fol. 4).

В самом низу последней страницы текста (fol. 3v) сохранилась подпись переписчика: «Jo[annes] Aloysius Foppa alme Universit[atis] ac I[nclytae] N[ationis] G[ermanicae] Scriptor F[ecit]». Это Джованни Aльвизе Фоппа ди Рота (Giovanni Alvise Foppa di Rota), потомственный переписчик и миниатюрист, работавший при падуанском университете почти полвека — с 1647 по 1691 год. В год выдачи диплома нашему

(5) Пергамент, 1 тетрадь [I4], в двух защитных бумажных листах; рекламы в тексте. Переплет бумажный.

Андреа де Бьянки Фоппа получил монопольное право на изготовление и украшение университетских дипломов и был назван в документах «solo scrittore de privileggi» [10, с. 109-134].

Стиль Фоппа ди Рота можно охарактеризовать как эклектичный — здесь и ренессансный стилизованный растительный орнамент в сине-золотой «венецианской» гамме, и резные маньеристические картуши с полуфигурами святых, и неожиданные реминисценции фламандского иллюзионизма мастеров Гента и Брюгге рубежа XV-XVI веков (натуралистически изображенные груши, земляника и сидящие на них паук, бабочка и муха). Предполагают, что Фоппа держал в Падуе мастерскую с помощниками. До недавнего времени было известно шесть подписанных им дипломов, большей частью относящихся к 1680-м годам, с такими же сине-золотыми орнаментальными бордюрами, овальными портретами заказчика и картушами со святыми на первом развороте, с парой павлинов, фруктами и насекомыми на полях [16; 13; 7, № C24; 8](6). Наш диплом — седьмой в этом пока небольшом списке.

Несколько слов о портрете Андреа де Бьянки на первом развороте диплома. В небольшой овал вписана почти полуфигура на темном нейтральном фоне, чуть развернутая в три четверти. Молодой доктор обоих прав одет в черное наглухо застегнутое платье. Белый отложной воротничок оттеняет его румяное привлекательное лицо с крупными выразительными чертами и живым взглядом, обращенным к зрителю. Неизвестный портретист (это был, конечно, не Фоппа ди Рота, а совсем другой мастер, сотрудничавший с мастерской) умело передал не только внешнее сходство, но и настроение модели. Счастливый обладатель университетского диплома мыслями устремлен в будущее и, наверное, пытается представить, каким оно будет.

Композиции с портретом новоиспеченного доктора появились на титульных разворотах университетских дипломов примерно в середине XVII века. Это было продолжением ренессансной традиции украшения официального документа портретом его обладателя. Достаточно

(6) В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится еще два диплома из мастерской Фоппа ди Рота: один — с его подписью (MSL/1872/596), другой — без подписи (MSL/1962/646), но как две капли воды похожий на петербургский [17, № 225, 226]. В комментарии к диплому на сайте галереи Les Enluminures [16] упомянут еще один подписной диплом Фоппа ди Рота, хранящийся в Wellcome Trust Library Archives.

Итальянские университетские дипломы \V-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

Илл. 8. Диплом падуанского университета, fols. 3v-4. 1682. Санкт-Петербург, Институт истории РАН, колл. 4 карт. 633 № 4

вспомнить «Поручения» венецианских дожей («Commissюш dogali»), в которых назначенные на административную должность патриции Серениссимы представали на титульном листе рукописи в парадном облачении, коленопреклоненными перед Мадонной или святым покровителем. Но то были, хоть и в малой форме, репрезентативные, парадные портреты, и истоки их иконографии и монументального стиля следует искать в «большой» живописи великих венецианцев. Портреты в университетских дипломах, наряду с гербом, были призваны подчеркнуть персональный характер документа и ближе, скорее, к нашим фотографиям на паспорт. Стиль портрета Андреа де Бьянки и многих других ему подобных принадлежит уже другой эпохе и восходит к жанру камерного портрета, распространившемуся во второй половине XVII века по всей Европе.

Список литературы:

1 «Звучат лишь письмена...». К 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева: Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012. 598 с.

2 Золотова Е.Ю. Новое о болонской мастерской Джованни Баттиста Каваллетто // Собрате. 2013. № 3. С. 8-15.

3 Золотова Е.Ю. Западноевропейские иллюминированные документы XIII-XVIII вв. Актуальные проблемы исследования и каталогизации (по материалам коллекции Н.П. Лихачева) // Искусствознание. 2018. № 1. С. 140-167

4 Золотова Е.Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII-XIX веков. Исследования и атрибуции: Сборник статей. М.: ГИИ, 2019. 488 с.

5 Из коллекций академика Н.П. Лихачева: Каталог выставки. Государственный Русский Музей. СПб.: Седа-С, 1993. 280 с.

6 Acta Graduum Academicorum Gymnasii Patavini ab anno 1461 ad annum 1470. A cura di Giovanna Pengo. Padova, 1992.

7 Archivio dell'Universitá di Padova, «Gli Atti dellAugusto Collegio Veneto Giurista. 1678-1683».

8 Baldissin Molli G., Sitran Rea L., Veronese Ceseracciu E., a cura di. Diplomi di laurea all'Universita di Padova (1504-1806). Cittadella, 1998. 302 p.

9 Christie's. Printed Books including Maps. New York, 14 October 1988, Sale 8155, lot 208.

10 Del Gratta R. Acta graduum Academiae pisanae, Pisa 1980, I (1543-1599).

11 Del Negro P. Lo scrittore-miniatore di diplomi di laurea tra Sei e Settecento: da mestiere senzalcuno impedimento a carica di un deputato // Quaderni per la storia dell'universitá di Padova 36 (2003), pp. 109-134.

12 Diplomi di laurea conservati nell'Archivio Storico dell'Universitá di Bologna. Catalogo a cura di Ilaria Maggiulli. Rimini, 2016. 140 p.

13 European Miniatures and Illumination. Maggs Bros. Ltd. Bulletin no. 6, June 1969, lot 47.

14 Fifty treasures. Judaica & Hebraica from Bay Area collections. San Francisco, 1984, no. 13.

15 Honor & Meritus. Diplomi di laurea dal XV al XX secolo. Mostra documentaria realizzata in occasione del 500 anniversario della Fondazione dell'Universitá degli Studi di Urbino. Catalogo a cura di Ferruccio Farina. Rimini, 2005. 190 p.

16 Les Enluminures. URL: https://www.textmanuscripts.com/medieval/pisa-doctoral-diploma-127698 (дата обращения 10.08.2020).

17 Les Enluminures. URL: https://www.textmanuscripts.com/medieval/doctoral-diploma-padua-60808 (дата обращения 10.08.2020).

18 Watson R. Victoria and Albert Museum. Western Illuminated Manuscripts. A Catalogue of Works in the National Art Library from the eleventh to the early twentieth century, with a complete account of the George Reid Collection. Vol. I-III. London, 2011, no. 225, 226.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Zolotova E. Atti di valore. Novitá su Giovanni Battista Cavalletto // Alumina, 2019, no. 67, рp. 16-22.

Итальянские университетские дипломы XV-XVII веков из коллекции Института истории РАН в Санкт-Петербурге

References:

1 "Zvuchat lish'pis'mena...". K 150-letiyu so dnya rozhdeniya akademika Nikolaya Petrovicha Lihacheva ["Only Letters Sound...". To the 150th Anniversary of the Birth of Academician Nikolai Petrovlch Likhachev]. Exhibition Catalog. St. Petersburg, Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2012. 598 p. (In Russ.)

2 Zolotova E.YU. Novoe o bolonskoj masterskoj Dzhovanni Battista Kavalletto [New about the Bologna Workshop of Giovanni Battista Cavalletto]. Sobranie, 2013, no. 3, pp. 8-15. (In Russ.)

3 Zolotova E.YU. Zapadnoevropejskie illyuminirovannye dokumenty XIII-XVIII vv. Aktual'nye problemy issledovaniya i katalogizacii (po materialam kollekcii N.P. Lihacheva) [Western European Illuminated Documents of the 13th-18th Centuries. Actual Problems of Research and Cataloging (Based on Materials from the Collection of N.P. Likhachev)]. Iskusstvoznanie, 2018, no. 1, pp. 140-167 (In Russ.)

4 Zolotova E.YU. Knizhnaya miniatyura Zapadnoj EvropyXII-XIXvekov. Issledovaniya i atribucii [Book Miniatures of Western Europe of the 12th-19th Centuries. Research and Attribution]. Collection of Articles. Moscow, GII Publ., 2019. 488 p. (In Russ.)

5 Izkollekcijakademika N.P. Lihacheva [From the Collections of Academician N.P. Likhachev]. Exhibition Catalog. The State Russian Museum. St. Petersburg, Seda-S Publ., 1993. 280 p. (In Russ.)

6 Acta Graduum Academicorum Gymnasii Patavini ab anno 1461 ad annum 1470. A cura di Giovanna Pengo. Padova, 1992.

7 Archivio dell'Universita di Padova, "GliAtti dell'Augusto Collegio Veneto Giurista. 1678-1683".

8 Baldissin Molli G., Sitran Rea L., Veronese Ceseracciu E., a cura di. Diplomi di laurea all'Universita di Padova (1504-1806). Cittadella, 1998. 302 p.

9 Christie's. Printed Books including Maps. New York, 14 October 1988, Sale 8155, lot 208.

10 Del Gratta R. Acta graduum Academiae pisanae, Pisa 1980, I (1543-1599).

11 Del Negro P. Lo scrittore-miniatore di diplomi di laurea tra Sei e Settecento: da mestiere senzalcuno impedimento a carica di un deputato. Quaderni per la storia dell'universita di Padova 36 (2003), pp. 109-134.

12 Diplomi di laurea conservati nell'Archivio Storico dell'Universita di Bologna. Catalogo a cura di Ilaria Maggiulli. Rimini, 2016. 140 p.

13 European Miniatures and Illumination. Maggs Bros. Ltd. Bulletin no. 6, June 1969, lot 47.

14 Fifty treasures. Judaica & Hebraica from Bay Area collections. San Francisco, 1984, no. 13.

15 Honor & Meritus. Diplomi di laurea dal XV al XX secolo. Mostra documentaria realizzata in occasione del 500 anniversario della Fondazione dell'Universita degli Studi di Urbino. Catalogo a cura di Ferruccio Farina. Rimini, 2005. 190 p.

16 Les Enluminures. Available at: https://www.textmanuscripts.com/medieval/pisa-doctoral-diploma-127698 (accessed 10.08.2020).

17 Les Enluminures. Available at: https://www.textmanuscripts.com/medieval/doctoral-diploma-padua-60808 (accessed 10.08.2020).

18 Watson R. Victoria and Albert Museum. Western Illuminated Manuscripts. A Catalogue of Works in the National Art Library from the eleventh to the early twentieth century, with a complete account of the George Reid Collection. Vol. I-III. London, 2011, no. 225, 226.

19 Zolotova E. Atti di valore. Novita su Giovanni Battista Cavalletto. Alumina, 2019, no. 67, pp. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.