Научная статья на тему 'Итальянская политическая философия в XXI в'

Итальянская политическая философия в XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАТЕОРИЯ / ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / ЭТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итальянская политическая философия в XXI в»

ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

2019.03.001. Ю.А. КИМЕЛЕВ. ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XXI в.

Ключевые слова: метатеория; итальянская философия; политическая философия; культура; этика.

Часть 1: Метатеория

Включение политической философии в объект рассмотрения в данной работе связано с традиционно значимой ролью философ-ско-политической мысли в итальянской философии. Эта мысль всегда образовывала важный элемент итальянской философии права, философии истории, философии культуры, этики. И в настоящее время политическая философия занимает видное место в философской жизни Италии.

В данной главе анализируется актуальное состояние итальянской политической философии. Этот анализ соотносится только с работами, специально посвященными политической философии и опубликованными в оригинальном или переработанном виде после 2000 г. Можно сказать, что фактически объектом рассмотрения становится итальянская политическая философия XXI в.

Политическая философия в Италии оформляется как автономная академическая дисциплина в конце 1960-х годов в связи с учреждением новых факультетов политических наук. До этого времени политическая философия рассматривалась как часть философии права. Философские размышления о политике чаще всего именовались как «философия политики». Алессандро Пассерин д'Энтревес и Норберто Боббио, с чьими именами обычно связывают оформление итальянской политической философии в ее совре-

менном виде, в течение длительного времени до этого преподавали философию права.

Разумеется, философское изучение и осмысление политики и политической жизни не начинается с упомянутых обстоятельств. И первая половина ХХ в., и послевоенный период были временем достаточно интенсивных и разнообразных философско-политичес-ких усилий.

Вместе с тем в новейшей литературе при оценке периода до конца 1960-х годов справедливо указывается, что в общем контексте политической теории того периода собственно философско-политические проблемы, как они понимаются сегодня, не находятся на переднем плане. Первостепенное внимание уделялось вопросам политической науки, истории политических учений, вообще истории политической мысли.

Итальянская политическая философия исторически всегда была тесно связана с философско-политической мыслью остальной Европы. Это в полной мере верно относительно ХХ в. Итальянская политическая философия, как и вся западная политическая философия ХХ в., испытала сильнейшее влияние немецкой философско-политической и философско-правовой мысли. В связи с итальянской политической философией и философией права следует, прежде всего, упомянуть М. Вебера.

В итальянской политической философии предстает проблематика наиболее актуальная и общая для всей западной политической философии. Напомним, что при рассмотрении итальянской политической философии таким образом реализуется одна из главных установок данной работы: анализ итальянской философии призван быть и анализом актуального состояния западной философии в целом.

Наша первоочередная задача заключается в вычленении, реконструкции и оценке основных проблемно-тематических составляющих, общих для всех рассматриваемых работ.

Целесообразно вычленить две таких составляющих в новейших итальянских философско-политических работах: метатеорети-ческую и диагностическую, которая включает и анализ современных наиболее влиятельных философско-политических теорий.

Выделенные составляющие философско-политических теорий на деле образуют определенное системное единство. Поясним.

Метатеоретическое рассмотрение включает, естественно, характеристику объектной сферы. Такая характеристика неизбежно предполагает соотнесение с реальным политическим состоянием, предполагает, соответственно, философско-теоретическую диагностику этого состояния.

Практически во всех современных философско-политических работах присутствует метатеоретический компонент. Главная причина внимания к метатеории заключается в стремлении охарактеризовать в первую очередь объектную область политической философии и используемые теоретико-методологические средства. Это связано, далее, с потребностью определить место и функции политической философии с рамках политической теории, прежде всего указать характер отношений с политическими науками. Существует также объективная потребность определить отношения политической философии с другими разделами философии, соответственно, философскими дисциплинами. К этому примыкает традиционная проблема демаркации между теориями в политических науках и политической философии, с одной стороны, и политическими идеологиями, в первую очередь массовыми, - с другой.

В начальный период существования итальянской политической философии как автономной академической дисциплины появляются попытки определить фундаментальные способы, посредством которых политическая философия понималась и практиковалась, соответственно должна практиковаться и пониматься. Здесь главная заслуга принадлежит Норберто Боббио.

Н. Боббио указывает четыре таких способа, соответственно четыре фундаментальные философско-политические модели: 1) описание существующей и предложение оптимальной формы политического устройства; 2) исследование последних оснований власти и, соответственно, обязанности граждан повиноваться; 3) определение общего понятия «политика» (с последующим проведением различий между политикой и моралью, политикой и правом, политикой и религией); 4) методология политической науки, или политическая метанаука.

Эти воззрения образовали общий горизонт понимания объектной сферы политической философии. В последующие десятилетия они служили теоретическим и практическим ориентиром при определении ее задач и функций.

Если обобщить подходы к определению объектной области, то «политическая философия» - это форма познания, полагающая в качестве своего объекта то, что является базисным аспектом человеческого социального опыта: она занимается взаимодействием людей в обществе, поскольку они оказываются под воздействием или регулируются отношениями власти. Эти отношения обеспечивают интеграцию различных социальных акторов и управляют их поведением, в том числе посредством использования насилия или возможностью применения санкций того или иного рода. Другими словами, политическая философия исследует социальные взаимодействия людей в той мере, в какой они выступают как отношения власти и порождают дискуссии или конфликты относительно того, каким способом власть должна распределяться или организовываться.

В первом приближении «власть» определяется как способность кого-либо контролировать поведение других людей посредством собственного воздействия или посредством угрозы санкций.

Социальные взаимодействия являют огромное разнообразие форм власти, поскольку ни одно социальное отношение не свободно от нее. В соответствии с канонической традицией политической философии она призвана заниматься институциализированными формами власти, т.е. теми, что воплощены в законах и институтах государства. С необходимостью исходить из государственной власти согласятся и те мыслители, которые отклоняются от этой традиции. В любом случае с какого-то момента отношения власти становятся по преимуществу формами государственной власти. Отсюда необходимость для политической теории обратиться к государству.

Итальянские философы отмечают, что если исходить из знаменитого определения государства у М. Вебера, увязывающего государственную власть с легитимным использованием насилия, то возникает вопрос о том, в чем заключается легитимность. А этот вопрос связан с вопросом о справедливом политическом устройстве, соответственно с вопросом о том, какие права граждан следует признавать.

Несмотря на то что власть в той или иной мере, в том или ином виде присутствует во всех отношениях людей, она в течение нескольких десятилетий оставалась без внимания в силу влияния

неолиберальной идеологии. Даже в социальных науках, в первую очередь в политической науке, анализ власти был вытеснен изучением проблематики рационального выбора, доверия, социальных институтов и политической инженерии.

Власть, властные отношения в настоящее время все чаще оказываются в фокусе внимания. К примеру, указывая в качестве одной из наиболее острых актуальных теоретико-политических проблем проблему отношения между безопасностью и свободой, Паоло Чери отмечает, что безопасность и свобода оказывают воздействие друг на друга. Последствия такого взаимного воздействия определяются как структурными условиями, так и действиями людей. Зачастую возникают открытые и латентные конфликты. Как считает П. Чери, это означает, что отношения между безопасностью и свободой не носят прямого характера, они всегда опосредуются третьим фактором - властью (3).

Итак, в настоящее время, как признается, со всей остротой проявляется потребность в исследовании власти, в тех изменениях, которые она претерпела.

К метатеоретической мысли, особенно в плане определения объектной сферы политической философии относится и вопрос о «происхождении» проблем политической философии.

Рассматривая этот вопрос, Сальваторе Века отмечает, что эти проблемы политической философии проистекают из «элементарных вопросов» и «публичных вопросов». Ответы на такие вопросы предстают как ответы политической философии (9).

Первый «элементарный вопрос»: «справедливо ли, что одни люди рождаются богатыми или очень богатыми, а другие - бедными или очень бедными?» (9, с. 4). Второй вопрос связан с первым: «В каком собственно смысле являются неверными или неприемлемыми формы неравенства, которые не проистекают из вины тех, кто от них страдает?» (9, с. 5). Третий вопрос: «Должны ли институты управления предпринимать что-либо, использовать свои ресурсы, определять коллективные действия в целях уменьшить те формы неравенства, за которые жертвы неравенства не несут ответственности?» (9, с. 5).

Под «публичными вопросами» у С. Века понимаются привычные и зачастую спорные обстоятельства, образующие содержание публичной дискуссии. Это предполагает наличие в обществе

публичной сферы. Как правило, речь при этом идет о конституционных демократиях.

Наличие сферы публичной дискуссии указывает на политическую деятельность, которая состоит в продуцировании норм и коллективных ориентаций. В рамках конституционной демократии существуют постоянные напряжения между либеральными устремлениями и демократическими устремлениями, отношения между которыми не носят взаимодополняющего характера.

Прежде всего возникает вопрос о том, что должно образовывать повестку дня публичной дискуссии в плане выбора, осуществляемого большинством.

Так или иначе вопросы публичной дискуссии оказываются связанными с реализацией идеи справедливого общества, соответственно с моделью хорошо устроенного общества, а также с моделью свободной и равной с другими личности. Это предполагает, что члены общества обладают чувством справедливости, но не предполагает, что все обладают одной и той же идеей справедливого общества. Обсуждая публичные вопросы, члены общества используют свою «нормативную компетенцию», свою способность оценивать и оправдывать институты и нормы своего полиса.

Публичные вопросы чрезвычайно усложняются, когда оказываются связанными не с отдельными странами и обществами, соответственно с политическим устройством в рамках национальных государств, а переходят на глобальный уровень. Другими словами, речь идет о переходе от уровня «локальной справедливости» к уровню «глобальной справедливости».

Глобальные дилеммы - это все те процессы и коллективные феномены, которые проявляются независимо от границ политических сообществ, более или менее стабильных.

Выше отмечалось, что метатеоретическая рефлексия наряду со своей главной задачей - определения объектной сферы - связана с потребностью определить место и функции политической философии в рамках политической теории, прежде всего указать характер отношений с политическими науками. Существует также объективная потребность определить отношения политической философии с другими разделами философии, соответственно, философскими дисциплинами. К этому примыкает традиционная проблема демаркации между теориями в политических науках и поли-

тической философии, с одной стороны, и политическими идеологиями, в первую очередь массовыми, - с другой.

Осмысление отношений между политической философией и политической наукой можно резюмировать следующим образом. Политическая наука занимается фактами политической жизни. Нормативные моменты этой жизни могут быть делом только политической философии.

Политическая философия представляет собой нечто большее, чем четко определенный раздел философии. Кроме того, она в высшей степени своеобразна по категориальному оснащению, стратегиям аргументации, по теоретическому и практическому це-леполаганию. Границы политической философии весьма подвижны, поскольку она постоянно пересекается с философией права, с политическими науками, с этикой. Представить картину современной политической философии невозможно поэтому без упрощений и систематизаций.

Отношения между политической философией и другими философскими дисциплинами в содержательном плане варьируются от одной концепции к другой. В общем формальном плане ситуация репрезентативно представлена у Стефано Петруччани: «В сфере философии политическая философия занимает достаточно своеобразное положение. Она образует скорее пункт схождения, чем отправной пункт, здесь должны встречаться и образовывать когерентную совокупность многие исследовательские пути» (8, с. 11).

Особый объект анализа политической реальности образуют определенные философско-политические теории, такие как «либерализм», «демократия», «социализм».

Отметим, что такие философско-политические теории должны становиться частью объектной сферы политической философии в силу ряда причин. Во-первых, они фактически служат идейным оснащением политического действия. Во-вторых, они в той или иной форме отображают политическую реальность. В-третьих, в силу мощного нормативного компонента такие теории способны взять на себя оценочно-диагностическую функцию как в теории, так и на практике. Наконец, в-четвертых, именно они фактически чаще всего берут на себя функцию идейного обеспечения разнообразных трансформационно-проективных устремлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.