40
н CL О 1- ^ I
О 11
Iq нх
I _Q < в
CL
оэ о р
си
N N
OD о Z
^ S н и ■
GO I L:
СЕ г; ч >
С I. 9
1
Нереальная связь
Трафик по кусочкам
Виртуальные сотовые операторы (или MVNO — mobile virtual network operators) — это компании, которые оптом покупают трафик (передачу голоса и данных) у реальных операторов, а затем продают услуги связи абонентам под своим брендом, получая прибыль за счет разницы абонентских платежей и цены трафика. Таким образом, им не нужно стоять в очереди за лицензиями на связь, прокладывать тысячи километров кабелей и закупать оборудование для базовых станций.
За счет уменьшения расходов виртуальные операторы могут предложить потребителям более низкие тарифы, чем реальные владельцы сетей. Поскольку количество абонентов у «виртуала» исчисляет-
ся в лучшем случае сотней тысяч, его тарифные планы более гибкие, в них учтены все требования и пожелания пользователей. Например, оператор может установить льготные цены на сообщения и мультимедийный контент (игры, мелодии, заставки) без снижения стоимости звонков. Или определить минимальные цены на все услуги, рассчитывая на прибыль от абонентов, которые из экономии «изменят» другим операторам.
Такие формы сотрудничества выгодны и обычному оператору, и МУ\Ю. Если у «настоящего» оператора есть свободные сетевые мощности, он продает трафик со скидкой и получает дополнительную прибыль, которой в противном случае не было бы вовсе. А некоторые компании становят-
ся посредниками между реальными и виртуальными операторами, покупая трафик у одних и продавая по частям другим. Такая схема работает, если у «виртуалов» недостаточно денег на большой объем трафика, а продавцы отказываются продавать его «кусочками».
Традиционно выделяют три типа виртуальных операторов. Первые (как правило, небольшие компании) покупают у обычных операторов несколько тарифов и продают их с небольшими изменениями под своей торговой маркой. При этом вопросы тех-поддержки и расчетов за услуги ложатся на плечи настоящих владельцев сетей, а МУ\10 становится чем-то вроде привилегированного дилера. Операторы второго типа самостоятельно разрабатывают тарифные
«Бесплатная сотовая связь - только для посетителей нашего парка!» - гласит плакат у входа в зону отдыха. «Обсуждай покупки круглые сутки!» -раздается из всех репродукторов торгового центра.
Это не футуристические прогнозы развития связи, а обычная реклама европейских виртуальных операторов. То, что для Европы давно стало реальностью, никак не приживается в России. Почему?
Виктория СОКОЛОВСКАЯ,
iToday.ru, специально для «Прямых инВЕСТИций»
планы, принимают платежи и предоставляют дополнительные услуги, например оплату товаров и авиабилетов с телефонного счета. Операторы третьего типа вдобавок ко всему покупают технику для обработки звонков: переадресации, коммутации, пуска международных вызовов по сетям 1Р-теле-фонии и т.д.
Сегодня в США и Европе насчитывается более 600 виртуальных операторов, первые из которых появились в середине 90-х годов. Среди них — торговые сети с бесплатными разговорами на территории магазинов (при покупке специальной Б!М-кар-ты), крупные корпорации с льготными тарифами для сотрудников и компании, специально созданные для получения прибыли от использования мощностей партнерских со-
товых сетей. Услугами «виртуалов» пользуются почти 80 млн. человек, что составляет чуть более 2,5% от всех пользователей мобильной связи в мире.
Виртуальная Россия
Первым MVNO в России была «Корбина телеком», которая сначала взяла в аренду сети стандарта DAMPS у ОАО «Вымпелком», а впоследствии выкупила их и «развиртуали-зовалась». В прошлом году немногочисленным абонентам устаревшего стандарта было предложено перейти на GSM-связь.
В 2005 году федеральный оператор «Мегафон» заключил партнерское соглашение с компанией «Дальсвязь», получив доступ к сетям на Дальнем Востоке в обмен на международный роуминг для абонентов «Дальсвязи» по своим сетям. Несколько компаний («Матрикс телеком», «Кантри-ком») работают с «Мегафоном» по другой схеме: покупают трафик, но не арендуют мощности. Все перечисленные формы сотрудничества, по сути, относятся к MVNO, однако сами компании предпочитают называть себя дилерами, агентами, партнерами, но не виртуальными операторами. По российским законам, лицензия на услуги связи предполагает наличие разрешения на использование радиочастот, которое виртуальному оператору совершенно не нужно — оно есть у владельцев сетей. Документов, регламентирующих деятельность MVNO, в России нет до сих пор.
Впрочем, из этого правила есть два исключения: ЗАО «Евросеть» и «Народный мобильный телефон» (НМТ). Еще в 2005 году Мининформсвязи разрешило им создание опытных зон в нескольких регионах России. Обе компании были созданы специально для этого проекта: НМТ поддержало правительство Москвы, а учредителями ЗАО «Евросеть» стали «Федеральная система Евросеть», принадлежащая известному сотовому ритейлеру, и ЗАО ТМ САТ — поставщик услуг спутниковой связи Thuraya в России.
«Евросеть» заручилась поддержкой поволжского оператора СМАРТС и в марте 2007 года начала работу в качестве виртуального оператора на территории Самарской области. Абоненты, подключенные по тарифным планам «Евросети», попадают в общую базу СМАРТС, сами тарифы отличаются более выгодными ценами на сообщения и мобильный интернет. Сейчас виртуальный оператор «Евросеть» работает в Самарской и Ульяновской областях, в республиках Башкортостан, Мордовия, Татарстан и Марий Эл. В будущем компания планирует выйти на федеральный уровень, для чего предстоит наладить партнерские отношения с крупными «настоящими» операторами. По словам председателя совета
директоров «Евросети» Евгения Чичварки-на, никакой конкретной информации о партнерстве пока нет.
Виртуальный оператор «Народный мобильный телефон» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, сотрудничая с тем же СМАРТС, а также Tele2 и «Скай линк».
Большие и маленькие
Почему сотрудничество с виртуальными операторами не особенно интересно «Мегафону», «Вымпелкому» и МТС? Дело в том, что у федеральных операторов почти нет лишних мощностей — сети строились параллельно с наращиванием абонентской базы и не рассчитаны на дополнительную нагрузку. Президент МТС Леонид Меламед считает MVNO перспективным направлением, однако пока не предлагает виртуальным операторам пользоваться мощностями сетей МТС.
Интерес к сотрудничеству с «виртуала-ми» (в частности, «Евросетью») проявляет только «Мегафон», однако подписывать партнерские соглашения не спешит. В отличие от «большой тройки», загрузка сетей СМАРТС составляет 40-60% в зависимости от региона, и оператору выгодно продавать трафик посредникам.
Есть и другие тормозящие факторы. Распространение MVNO в Европе было во многом обусловлено тем, что восемь - десять лет назад обычные операторы не могли предложить абонентам услуги по низкой цене: для развития и обслуживания сетей требовались большие финансовые вложения. У виртуальных операторов эти статьи расходов отсутствовали, и цены у них были ниже. В некоторых странах реальные операторы заключали соглашения о взаимном доступе к сетям (становясь, таким образом, «виртуа-лами» в сетях друг друга), благодаря чему отпадала необходимость протягивать дополнительные километры кабелей. Нынешние тарифы на сотовую связь в России невысоки, и крупные операторы попросту не заинтересованы в появлении конкурентов, «паразитирующих» на их собственных сетях.
Когда появится закон, регулирующий деятельность MVNO, можно ожидать появления новых виртуальных операторов. К российскому рынку присматривается, например, бельгийская компания Effortel, реализующая услуги под вывеской MVNO в 11 странах Европы. Как сообщил нам генеральный директор Effortel Russia Михаил Сусов, если будет возможность выйти на российский рынок в качестве виртуального оператора, компания обязательно этим воспользуется. Пока же абсолютному большинству российских абонентов остается «по старинке» пользоваться услугами обычных операторов и беседовать в супермаркетах по телефону только за деньги. И
¡прямые инвестиции / №09 (77) g008 | реальный сектор