Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1801
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / НЕВРОЗЫ / НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ОБЛАСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ШИЗОФРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заочинский Михаил Сергеевич

В данной статье проведен анализ истории зарождения клинической психологии. В статье проведен анализ таких понятий, как: «невроз» и «клиническая психология» с психологической точки зрения. Проведен разбор предмета и задач клинической психологии. Прописаны методические принципы и отличительные особенности клинической психологии. Проведен разбор основных областей клинической психологии, а также дана их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF CLINICAL PSYCHOLOGY

This article analyzes the history of the emergence of clinical psychology. The article analyzes such concepts as: "neurosis" and "clinical psychology" from a psychological point of view. The analysis of the subject and tasks of clinical psychology was carried out. The methodological principles and distinctive features of clinical psychology are spelled out. The analysis of the main areas of clinical psychology was carried out, as well as their brief description.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

История зарождения и становления клинической психологии The history of the origin and development of clinical psychology

Заочинский Михаил Сергеевич,

студент 2 курса магистратуры САФУ имени Ломоносова РФ, г. Архангельск e-mail: zaochinsky2011 @yandex. ru

Zaochinsky Mikhail Sergeevich,

2nd year graduate student NArFU named after Lomonosov Russia, Arkhangelsk e-mail: zaochinsky2011 @yandex. ru

Аннотация.

В данной статье проведен анализ истории зарождения клинической психологии. В статье проведен анализ таких понятий, как: «невроз» и «клиническая психология» с психологической точки зрения. Проведен разбор предмета и задач клинической психологии. Прописаны методические принципы и отличительные особенности клинической психологии. Проведен разбор основных областей клинической психологии, а также дана их краткая характеристика.

Annotation.

This article analyzes the history of the emergence of clinical psychology. The article analyzes such concepts as: "neurosis" and "clinical psychology" from a psychological point of view. The analysis of the subject and tasks of clinical psychology was carried out. The methodological principles and distinctive features of clinical psychology are spelled out. The analysis of the main areas of clinical psychology was carried out, as well as their brief description.

Ключевые слова: клиническая психология, неврозы, нарушения психики, методические принципы, области клинической психологии, история зарождения клинической психологии, психодиагностика, психотерапия, психологический тренинг, шизофрения.

Key words: clinical psychology, neurosis, mental disorders, methodological principles, areas of clinical psychology, the history of the emergence of clinical psychology, psychodiagnostics, psychotherapy, psychological training, schizophrenia.

Для полноценного раскрытия данного вопроса необходимо разобраться в определении понятия «клиническая психология». Под клинической психологией принято понимать психологическую дисциплину частного тип, предметом которой принято считать психические расстройства и другие аспекты различных соматических заболеваний. Суть работы клинического психолога заключается в поиске и повышении психологических ресурсов и иных адаптационных возможностей человека, охрану его здоровья, полноценное развитие механизмов психики, а также преодоление и профилактику недугов.

Вплоть до 1990х годов в России использовался термин «медицинская психология», который определял эту же сферу работы. После начала действия Российской образовательной программы, которая соответствовала стандартам международного уровня, в действие был введен термин «клиническая психология». В практике международных психологов между понятиями медицинская и клиническая психология, существовала огромная разница, но в России эти понятия подразумевали под собой одинаковую область психологии. Медицинская психология для них обозначалась как построение отношений между врачом и пациентом, когда клиническая психология понималась как практическая и научная психологиская дисциплина.

Можно выделить следующие предметы клинической психологии:

- личностные особенности человека, который страдает от различного рода заболеваний;

- особенности при взаимоотношениях заболевших людей и среды общества, где они сосуществуют;

- нарушения в поведении и психике людей;

- влияние факторов психики во время появления, профилактики, реабилитации и развития заболеваний.

Также, стоит разобраться в задачах клинической психологи:

- проведение диагностики психического развития;

- оценка нервных нарушений психики;

- проведение психотерапевтической, психокоррекционной и реабилитационной работе;

- постановка задач при дифференциальной диагностике;

- составление личностной характеристики больного и его системы отношений;

- выбор структуры работы над установкой психических нарушений.

Все вышеперечисленные предметы и задачи клинической психологии помогают разобраться в ее сути. Далее, изучим историю зарождения и становления клинической психологии. Со времен античности, когда происхождение знаний происходило с предметов естествознания и философии, началось зарождение клинической психологии. Первые научные знаний о душе и психике, об их нарушениях можно сопоставить с достижениями врачей времен античности.

Кротонский Алкемон в 6 веке до нашей эры выдвинул гипотезу о процессавх протекания мыслей в головном мозге. Затем к изучению мозга как органа психики приступил Гиппократ. Эти ученые разработали представления о темпераменте, создали классификацию типов человеческого характера. Врачи Александрии произвели детальное описание мозга и его коры, вывели отличия человеческого мозга от мозга животного. Также, Гиппократ описал адаптационные возможности организма, влияние межличностных отношений, которые складывались между терапевтами и заболевшими.

Последующей ступенью развития клинической психологии можно назвать средние века, данный период достаточно долго длился. Изначально, процесс обучения основывался на достижения Аристотеля, Гиппократа и Галена, но потом наступил упадок. Основное внимание было направлено на развитие алхимии, до 13 века для клинической психологии были темные времена. И только в 1896 году был сформулирован термин клиническая психология. Его разработчиком можно считать Лайтнера Уитмера, американского психолога, который проходил обучение в Институте экспериментальной психологии, основал первую во всем мире психологическую клинику в США.

По факту, данная клиника была психологическим и педагогическим центром, где проходили курс обследования и лечения ребята, отстающие по учебе. Важно отметить то, что в данном центре Уитмер использовал термин клинической психологии как индивидуальный подход при работе с детьми, где основная роль заключалась в применении специальных тестов для диагностики интеллектуальных качеств учащихся. Так, развитие клинической психологии в США началось с представления ученых о различных формах психологического консультирования, коррекции и диагностики, ориентация которых была направлена на работу с отклонениями в поведении людей.

В Европе, в том числе и в России данный термин начали использовать только с середины 20 века. В 1946 году немецкий психолог Гельпах подразумевал под данным термином изменения в психике и поведении больных, так он под клинической психологией понимал лишь психологию соматических больных. В начале 20 века образовалась такая область знания, как патологическая психология. В развитии нашей отечественной психологии особую роль сыграл А.Ф. Лазурский, который являлся основателем своей психологической школы. В данный период времени данная область психологии считается популярной отраслью психологии, а также имеет широкие границы для развития как у нас в России, так и в других странах.

Выделяются следующие области и направления клинической психологии:

1. Патопсихология состоит из двух разделов: психология и психиатрия. Под патопсихологией понимается наука об изменениях свойств психической деятельность и ее процессов. Объектом патопсихологии считается человек, у которого были выявлены психические заболевания. Для его выявления используются психологический эксперимент и наблюдение. Предметов патопсихологии является продукты, проявления и результаты психических нарушений, и закономерности, которые приводят к этим самым нарушениям.

2. Нейропсихология, предметом которой является нарушения как самой личности, так и процессов психики. Так, именно проблема организации высших психических функций мозгом является основной проблемой. Высшие психические функции мозга - это наисложнейшие процессы, которые осуществляются, основываясь на соответствующие мотивы. Эти функции несут в себе следующие особенности: опосредованы по строению; их формирование происходит пожизненно; способ осуществления - произвольный.

В нейропсихологии существуют такие направления, как: клиническое (поражение различных участков мозга совместно с сопоставлением его с картиной заболевания); экспериментальная (локальное поражение мозга при анализе разных форм нарушения психики); реабилитационное (происходит восстановление высших психических функций мозга и его локальных поражений, восстановление больного при травмах и заболеваниях; нейропсихологическое (проводится исследование здорового человека при профотборе и профориентации).

3. Психосоматика, когда происходит изучение процессов, которые являются определяющими при ряде соматических болезней. Также определяют психосоматические проявления при протекании психогенных болезней.

4. Детская клиническая психология - у детей психические проблемы всегда идут вместе с главными формами развития.

5. Психология воздействия сочетает в себе психотерапию и психокоррекцию. Есть возможности преодолеть ряд симптомов заболеваний при помощи использования пластичности мозга.

6. Психология здоровья - наука о поведенческих и психических процессах здравоохранения, болезни и здоровья человека. Данная наука изучает то, как различные факторы, такие как культурные, психологические и поведенческие, сказываются на физическое состояние здоровье или ход болезни.

Методология - это система способов и принципов построения и организации практической и теоретической деятельности, которую объединяют учения о данной системе. Методология состоит из ряда методик исследования: эксперимент, анкетирование, наблюдение, моделирование и другие. В каждой своей работе исследователь опирается на определенную методологию. Клиническая психология состоит из ряда методологических принципов:

1. Принцип индивидуализации исследования - раскрытие особых психологических закономерностей.

2. Принцип генетики - раскрытие данных закономерностей происходит только во время развития.

3. Принцип педагогизации - не выбор педагогического исследования с отбрасыванием экспериментального, а использование педагогической деятельности в данном эксперименте.

4. Принцип изучения определенной личности в определенной ситуации.

Платов выделил свою, особую классификацию принципов:

1. Принцип развития - обозначается как этиология психологических расстройств как во время развития, так и ремиссия заболевания.

2. Принципа структурности - все разложено на составляющие части, далее происходит изучение соотношения этих частей с окружающим миром.

3. Принцип личностного подхода подразумевает построение отношений между пациентом и терапевтом с опорой на все проблемы и трудности индивидуальных особенностей.

У клинической психологии, как и любой другой науки есть свои характерные особенности:

1. Данная наука является самой человечной, ведь ее основная цель заключается в помощи нуждающимся людям. Построение отношений происходит с реальным, живым человеком с учетом его индивидуальных особенностей.

2. Данный вид психологии сильнее других вреден, ведь именно она в своей основе несет практическую значимость, что уменьшает вред для неею

3. Клиническая психология наиболее гармонична развита с учетом науно - теоретического и практического аспектов. Бехтерев создал первую лабораторию по экспериментальной психологии, основным направлением которой была клиническая психология.

4. Эта наука особенно важна для жизней людей, ведь ведется работа непосредственно с психологическими проблемами людей в их регулярно ежедневном контакте и общении с окружающими людьми.

5. Клиническая психология является самой приоритетной и масштабной при сравнении с другими психологическими науками. По статистике, на 15.000 психологов приходится около 9.000 клинических психологов.

6. Данный вид психологии сочетает в себе другие виды наук, такие как: физиология, медицина, юриспруденция, анатомия, генетика и другие области психологии.

7. Значимое влияние при решении психологических проблем оказывают их решения: мозг и психика; психодиагностика; психология индивидуальных различий; психика и сома; психология воздействия; психология телесности; структура психических функций; психология бессознательного.

На данный момент клиническая психология наиболее распространена среди других наук психологии. По статистическим данным психологической ассоциации Америки, более 85% подразделений заняты п изучении вопросов теоретических и практических проблем психологии здоровья. В России происходит начало бума клинической психологии. Огромной проблемой является нехватка специалистов, но все больше желающих проявляют свое желание пройти обучение на клинических психологов. Происходит формирование ассоциаций психологов, которые занимаются решением практических, организационных и методических проблем. По рейтингу на 21 век психология занимает 4 место в списке перспективных профессий.

Список используемой литературы:

1. Белопольская Н.Л «Патопсихология хрестоматия» М.,УРАО 1998

2. Блейхер В.М. Расстройства мышления. — Киев: Здоровье, 1983. — 192 с.

3. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

4. Пушкина Т.П. Медицинская психология. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ,

1996.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология" - М: Педагогика 2003 г. - 364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.