Экономическая наука современной России
№ 4, 2003 г.
История ¡шухи
История закона рыночных ареалов как пример интернационального «множественного открытия»
© ПЛ. Зобова, 2003
В последние 20 лет повысился научный интерес к этническим истокам теории размещения и пространственного анализа. Известные работы Г. фон Тюнена были названы М. Бла-угом основой, на которой была основана немецкая монополия на эту тему, однако ранняя история этой области экономического анализа была гораздо более интернациональной, чем это следует из трактовки М. Блауга. Широко известно, что впервые закон рыночных ареалов был рассмотрен К. Лаунхардтом (1882 г.) в Европе и Ф. Феттером (1924 г.) в США. В статье показано, что фактически впервые закон описывает К. Pay в 1841 г.
В последние 10-15 лет среди зарубежных экономистов усилился интерес к одному из экономических законов, который можно назвать производным от законов спроса и предложения. Речь идет о законе рыночных ареалов (зон). Закон выявляет критерии, определяющие размеры и форму рынка.
Обращает на себя внимание связанная с этим законом дискуссия в зарубежной экономической печати, в которой представители разных стран пытаются доказать приоритет собственной страны в формулировке закона. Такая дискуссия интересна сама по себе и, кроме того, заставляет задуматься об актуальности данного закона в современной экономике.
Закон интересен тем, что на протяжении полувека он несколько раз как бы переоткрывался. Известный историк экономической мысли М. Блауг утверждает, что на протяжении полутора веков существовала гегемония Германии в пространственной теории (В1а1щ, 1979). Однако ранняя история этой области экономического анализа была более интернациональной, чем принято считать.
В своем фундаментальном труде Блауг пишет, что впервые систематическое описание закона дал американский экономист Ф. Феттер в 1924 г. (Блауг, 1994). Но проведенное нами исследование дает основание утверждать, что еще в 1841 г. немецкий
104
Зобова ПЛ.
ученый Карл Pay описывал проблему геометрических характеристик границы между рыночными ареалами двух конкурирующих, но географически разделенных продавцов. Исследование Pay было по тем времена, нестандартным. Он рассматривал случаи, в которых продавец может продать свой продукт двум географически конкурирующим рынкам.
К. Pay вывел зависимость формы границы двух конкурирующих продавцов от отношения цен на рынках и от отношения тарифов грузоперевозок. При этом Pay доказывает, что линия границы замыкается вокруг рынка с более низкой ценой, но более высокими ставками грузоперевозок. Для разделяющей рынки границы он применил понятие изолинии.
Таким образом, именно К. Pay впервые сформулировал закон рыночных ареалов, определив принцип формирования границы между соседними рынками, и таким образом заложил основы для обоснования формы рынка. ^ Работа Pay была опубликована на анг-§ лийском языке только в 1968 г. Публикатора.- ры этой работы подчеркивали, что резуль-2 таты исследования К. Pay являются одной ♦ из наиболее часто переоткрытых теорем в | истории математической экономики £ (Yeung-nan Shieng, 1985). § Той же проблемой, что и К. Pay, заинте-§ ресовался позднее его соотечественник | Карл Лаунхардт. Главная его книга «Мате-8 матическое обоснование учения о народном | хозяйстве» была опубликована в 1885 г. в = Германии, на английский язык переведена S только в 1902 г., затем о работах Лаунхард-1 та надолго забыли. Сейчас наиболее извес-§ тен вклад Лаунхардта в описание проблемы
о
т5 «трех точек» или «треугольника размеще-
ния». Кроме того, он вывел алгоритм определения оптимального маршрута для железнодорожных перевозок, т.е., по сути, заложил основы логистики (Pinto, 1977).
К. Лаунхардт дал свое обоснование формы границы между двумя рынками в зависимости от соотношения цен и транспортных тарифов. Согласно его выводам, такой границей является замкнутая линия, окружающая рынок с более дорогим товаром. Линия эта представляет собой многоугольник с числом сторон, равным числу прилегающих рынков. Предложил Лаунхардт и критерий для выделения центра рынка. Таким образом, подходы к проблеме Pay и Лаунхардта не совпадали.
Работы К. Лаунхардта долгое время были не востребованы, а затем появился ряд публикаций, выводы в которых были разительно похожи на те, к которым пришел ранее Лаунхардт. Естественно, это наводит на мысль о плагиате. В связи с этим уместно упомянуть о работе англичанина Р. Мертона, который ввел понятие «умноженного открытия». Он считает, что все научные открытия в принципе умножены. Случай с Лаунхардтом можно отнести к такому умноженному открытию. Мертон доказывает, что в данном случае о плагиате речи не идет, поскольку его работы вряд ли были известны экономистам. Причиной тому была основная специальность Лаунхардта - инженер. Свои выводы он публиковал не в экономических, а в инженерных журналах (Pinto, 1977). К тому же его абстрактные математические построения, геометрический анализ экономических явлений были почти наверняка непонятны для современных ему экономистов.
Почти одновременно с К. Лаунхардтом закон рыночных ареалов рассматривал
французский ученый Эмиль Чизон. Он известен и как инженер, и как экономист. Его работа «Геометрическая статистика: промышленное применение» была опубликована в 1887 г. Э. Чизон обращал внимание не только на конкурирующих продавцов, но и на возможность конкуренции различных видов транспорта. Э. Чизон вывел способ определения оптимального маршрута грузоперевозок для индивидуального продавца, а также показал, как различные виды транспорта, характеризующиеся различающимися тарифами, влияют на формирование рыночного ареала (Hebert, 1972).
Выводы Э. Чизона подтверждают заключения его предшественников о том, что размер рыночного ареала зависит не только от соотношения цен на двух рынках, но также и от соотношения тарифов грузоперевозок. При этом французский ученый подчеркивал, что размер ареала рынка прямо связан с соотношением цен, а с отношением тарифов связан косвенно.
Следует заметить, что Э. Чизон, который первым пришел к идее сочетания статистического и экономического анализа, то есть может считаться основателем эконометрики, своими выводами был во многом обязан французскому инженеру Жюлю Дюпуи. Ж. Дюпуи удалось обобщить (в 1844 году) результаты, касающиеся национальной транспортной системы в целом. Кроме того, он был убежденным сторонником политики невмешательства государства и обеспечения свободного входа на рынок как наилучшего подхода к практическому решению задач распределения ресурсов и максимизации благосостояния потребителей и убедительно аргументировал эту свою позицию.
Публикатор статей Ж. Дюпуи утверждает, что тот был самым ранним и продуктивным автором в области анализа рыночных ареалов и их границ в условиях ценовой дискриминации (Eklund, Yeung-nan Shien, 1986). Но, как мы выяснили, приоритет здесь по справедливости должен принадлежать К. Pay.
Как уже было сказано, систематическое изложение закона рыночных ареалов дал американец Франк Феттер в 1924 г. в работе, которая так и называлась: «Экономический закон рыночных ареалов» (Fetter, 1924).
Заслуга Ф. Феттера состоит, в частности, в том, что он поделил рынки на центробежные (продающие) и центростремительные (покупающие). На двух соседних рынках цены должны быть примерно одинаковыми (за исключением транспортных расходов). При этом для центробежных (т.е. продающих) рынков пограничная линия огибает рынок с более высокой ценой. Для центростремительных (покупающих) рынков граница огибает рынок с более низкой g ценой, причем размер ареала оказывается § меньше, чем для центробежного рынка. Но £ чем выше цена покупающего рынка, тем g больше зона, из которой можно привлечь £ продавцов. Таким образом, Ф. Феттер I «примирил» Лаунхардта и Pay. §
Феттер формулирует закон следующим 1 образом: «Пограничная линия между тер- gj риториями, прилегающими к двум геогра- s' фически конкурирующим рынкам подоб- 8 ных товаров, - это гипербола. В каждой i точке этой линии разность между ставками * фрахта от двух рынков точно равна разнос- 10 ти между рыночными ценами. Взаимос- " вязь цен на двух рынках определяет разме- о щение пограничной линии: чем ниже отно- г>
106
Зобова ЛЛ.
сительная цена, тем больше прилегающий ареал» (Fetter, 1924, р. 525).
Ф. Феттер далее поясняет: если два продающих рынка являются так географически расположенными, что товары могут быть поставлены с одного рынка на другой, то очевидно, что цены на двух рынках не могут (за исключением случайных или временных отклонений) отличаться более чем на ставку фрахта (и дополнительные расходы) между двумя точками. При этом возникает вопрос: как разделены покупатели и продажи на территории, лежащей между двумя рынками, можно ли теоретически определить линию безразличия к ценам поставки? Ф. Феттер показывает, что в условиях конкуренции географическая точка, разделяющая два рынка, однозначно определяется комбинацией исходных цен и ставок фрахта (Fetter, 1924, р. 526).
Уместно сказать, что Ф. Феттер не абсолютизировал выведенную закономерность, но полагал, что закон может быть использован в практических целях, например, при решении вопроса о ценообразовании в разных географических пунктах.
В 1950 году к названному закону обратились норвежские ученые К.Д. Хизон и В.П. Хизон. Они считали, что Ф. Феттер рассматривал только частный случай более общего закона. К. Хизон и В. Хизон проанализировали шесть случаев применения закона с учетом встречных перевозок сходных (но не одних и тех же) товаров. Они пришли к следующим выводам:
1. Когда стоимость перевозок и рыночные цены на двух рынках равны, границей между этими рынками является срединный перпендикуляр к соединяющему их отрезку.
2. Когда цены грузоперевозок одинаковы для обоих рынков, но рыночные цены
не совпадают, граница между рынками представляет собой участок гиперболы.
3. Когда рыночные цены равны, а стоимости грузоперевозок различны, границей между рынками является дуга окружности (Hyson С., Hyson W., 1950, р. 327).
В последующем интерес к закону рыночных ареалов то угасал, то вновь появлялись публикации, в которых рассматривались те или иные частные случаи его проявления. К числу таких публикаций можно отнести работы Т. Паландера (1935), Э. Шнейдера (1938), Ч. Понсара (1958), Р. Гамбини (1967), Р. Хеберта (1972), Б. Парра (1995), Д. Брукса (1995) и некоторых других.
Приведенные факты свидетельствуют, что микроэкономический анализ экономического пространства, который представлен как в виде теории размещения, так и в виде анализа рыночных ареалов, начался в целом ряде стран в первой половине XIX века благодаря небольшой группе нетитулованных ученых, которые писали на экономические темы, будучи в большинстве своем инженерами. Не соглашаясь с М. Блаугом, мы имеем основания утверждать, что в обоснование закона рыночных ареалов внесли весомый вклад представители немецкой, американской, французской и норвежских научных школ.
Полагаем, что необходимо ввести в отечественный научный оборот такое понятие как «закон рыночных ареалов».
Можно ли считать, что данная закономерность соответствует критериям, которые предъявляются к экономическому закону? Полагаем, что ответ на этот вопрос может быть положительным, поскольку зависимость величины и формы рынка от соотношения цен на соседних рынках и соот-
ношения транспортных затрат справедлива в большинстве случаев. Хотя этот закон и не произвел революции в экономических исследованиях, но на его основе появились более общие модели, целью которых является определение пространственных характеристик рынка фирмы с точки зрения вложенных средств. Более того, в последние годы появились компьютерные программы,
с помощью которых можно рассчитать координаты множества точек, определяющего границы между центрами двух рынков, а это позволяет решить задачу минимизации длины путей перевозки продукции.
Как видим, закон рыночных ареалов прошел долгий путь от абстрактных математических выводов до конкретного применения в практических целях.
Литература
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.-М.: Дело ЛТД, 1994.
Blaug M. The Germany Hegemony of Location Theory: a Puzzle in the History of Economic Thought // History of Political Economy. 1979. P. 29.
Eklund R.B., Yeung-nan Shien. Dupuit, Spatial Economics and Optimal Resource Allocation: A French Tradition. // Economica, 1986. Vol. 53. P. 496.
Fetter F The Economic Law of Market Areas. // Quarterly Journal of Economics, 1924. XXXVII (May).
Hebert R. A Note on the Historical Development of the Economic Law of Market Areas. // Quarterly Journal of Economics, 1972. 86. P. 564.
Hyson C.D., Hyson W.P. The Economic Law of Market Areas. // Quarterly Journal of Economics, 1950. P. 327.
Pinto J.V. Laundhardt and Location Theory: Rediscovery of a Neglected Book. // Journal of Regional Science, 1977. Vol. 17. № 1. P. 17-29.
Yeung-nan Shieng. K.H. Ray and the Economic Law of Market Areas. // Journal of Regional Science, 1985. Vol. 25. P. 194.
Рукопись поступила в редакцию 21.05.2003 г.