Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОГО АЛТАЯ И МОНГОЛИИ ХХ ВЕКА В СФЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ'

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОГО АЛТАЯ И МОНГОЛИИ ХХ ВЕКА В СФЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ АЛТАЙ / МОНГОЛИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пешков Евгений Юрьевич

Цель исследования - создать хронологию событий истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства. В статье впервые уделено внимание созданию хронологии данного исторического явления; выявлены события и факты, не известные ранее; освещена деятельность представителей России и Монголии, оставивших значительный след в межкультурном диалоге. Научная новизна исследования заключается в использовании историко-хронологического подхода к изучению истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в области изобразительного искусства. В результате проведённой работы выявлены основные события истории взаимоотношений, установлены хронологические рамки исторического явления, создана хронология событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA ALTAI AND MONGOLIA IN THE XX CENTURY IN THE FIELD OF VISUAL ARTS: CHRONOLOGY OF EVENTS

The purpose of the research is to create a chronology of events in the history of relations between Russia Altai and Mongolia in the XX century in the field of visual arts. The article is the first to pay attention to creation of a chronology of this historical phenomenon; to identify previously unknown events and facts; to shed light on the activities undertaken by representatives of Russia and Mongolia who left a significant mark in the intercultural dialogue. Scientific novelty of the research lies in using the historical and chronological approach to studying the history of relations between Russia Altai and Mongolia in the XX century in the field of visual arts. As a result of the work, the researcher has identified the main events in the history of the relations, determined the time frame of the historical phenomenon and created a chronology of the events.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОГО АЛТАЯ И МОНГОЛИИ ХХ ВЕКА В СФЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ»

Í rpärnoTQ

Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 7. С. 1495-1501 | 2021. Volume 14. Issue 7. P. 1495-1501

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

История взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства: хронология событий

Пешков Е. Ю.

Аннотация. Цель исследования - создать хронологию событий истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства. В статье впервые уделенс внимание созданию хронологии данного исторического явления; выявлены события и факты, не известные ранее; освещена деятельность представителей России и Монголии, оставивших значительный след в межкультурном диалоге. Научная новизна исследования заключается в использовании историко-хронологического подхода к изучению истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в области изобразительного искусства. В результате проведённой работы выявлены основные события истории взаимоотношений, установлены хронологические рамки исторического явления, создана хронология событий.

EN

History of Relations between Russia Altai and Mongolia in the XX Century in the Field of Visual Arts: Chronology of Events

Peshkov E. Y.

Abstract. The purpose of the research is to create a chronology of events in the history of relations between Russia Altai and Mongolia in the XX century in the field of visual arts. The article is the first to pay attention to creation of a chronology of this historical phenomenon; to identify previously unknown events and facts; to shed light on the activities undertaken by representatives of Russia and Mongolia who left a significant mark in the intercultural dialogue. Scientific novelty of the research lies in using the historical and chronological approach to studying the history of relations between Russia Altai and Mongolia in the XX century in the field of visual arts. As a result of the work, the researcher has identified the main events in the history of the relations, determined the time frame of the historical phenomenon and created a chronology of the events.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием подробного описания истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства. Российская Федерация и Монголия являются географическими соседями. Протяжённость участка государственной границы между двумя странами составляет 3485 километров. Не только факт наличия общей границы объединяет приграничные регионы, но и похожесть природно-климатических условий, общая культура населяющих территорию Большого Алтая тюркских народов, исторические перипетии при становлении советской власти, десятилетия устойчивых экономических и культурных связей в советскую эпоху. Российский Алтай имеет 250-километровый участок границы с Монголией и обладает собственной историей сотрудничества с соседним государством. С середины 1970-х годов Российский Алтай и Монголия плодотворно сотрудничают в сфере изобразительного искусства. На протяжении почти полувековой истории формы этого сотрудничества принимали разнообразный характер. Тем не менее история этих взаимоотношений остаётся малоизученной. Необходимость установления хронологии событий истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства мы рассматриваем в контексте комплексного подхода к изучению изобразительного искусства региона. Данное исследование также будет способствовать увеличению объёма научного знания в области истории искусства. Особое значение оно приобретает в свете парадигмы евразийства. Ценностные ориентиры международной интеграции, дружбы, равноправного сотрудничества, межкультурного обмена и сохранения традиций особенно актуальны в наши дни - время глобальной турбулентности в различных областях мироустройства. Носители этих ориентиров постепенно сходят со сцены в силу естественных жизненных причин. Наша задача - описать результаты их труда и донести знания о них последующим поколениям. В этом мы видим нравственную цель данной работы.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210264

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Исследования по истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии в сфере изобразительного искусства можно разделить на три типа: в первом случае история взаимоотношений является центральным вопросом, во втором - она рассматривается в контексте биографии какого-либо художника, в третьем - включена в контекст другой научной проблемы. Их авторы описывают российско-монгольские взаимоотношения избирательно, с разной степенью подробности и исторического охвата. Не существует подробного описания истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии в сфере изобразительного искусства, не определены хронологические рамки исторического явления, отсутствует перечень произошедших событий, который был бы сформирован в хронологическом порядке.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработать теоретико-методологическую основу исследования; установить хронологические границы истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства; выявить события, представив их в виде хроники.

Теоретической базой исследования послужили «Словарь терминов. Российская академия художеств» [15]; «Тематический философский словарь» (2008) [16]; Энциклопедия Кольера [11]; Энциклопедический словарь (2009) [4; 19]; монография И. А. Климишина «Календарь и хронология» [8]; учебное пособие Л. П. Репиной, В. В. Зверевой, М. Ю. Парамоновой «История исторического знания» (2004) [14]; научные статьи О. В. Боровковой «Проблемы определения исторического события» (2013) [3] и А. И. Чурсановой «Категориальное поле исторической науки: философский контекст» (2013) [21]. Поставленная цель обусловила применение историко-хронологического метода исторического анализа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно проводится на первом этапе реализации фундаментального научного проекта «Проблема художественности в изобразительном искусстве Алтая в контексте российско-монгольских кросскультурных коммуникаций», осуществляемого автором при финансовой поддержке РФФИ. Второй этап предполагает издание иллюстрированного каталога произведений алтайских художников на тему Монголии, имена которых будут выявлены в ходе настоящей работы. На третьем этапе будет произведён комплексный анализ представленных в каталоге произведений с целью выявления особого типа художественности в изобразительном искусстве Алтая, сформировавшегося под влиянием монгольской тематики.

Теоретико-методологическая основа исследования

На начальном, эмпирическом, этапе происходило накопление материала по теме исследования. Источни-ковую базу составили монографии, учебные пособия, научные статьи, публикации в средствах массовой информации, каталоги выставок, архивные материалы, интервью с участниками событий. Обилие выявленных исторических фактов и событий способствовало выбору историко-хронологического подхода для систематизации материала: для того чтобы переходить к дальнейшим исследованиям истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства, потребовалось сначала установить временные границы этого исторического явления и расположить события в хронологической последовательности.

Терминологическую базу исследования составили следующие определения: история - это «временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т.е. в форме хроники)» [16, с. 149]; хроника - «запись событий в хронологической последовательности; летопись» [19]; хронология - наука, одной из задач которой является «определять точные даты различных исторических событий и документов» [8, с. 10]; под историческим событием, в виду неоднозначности определения терминов в исторической науке [21, с. 50], а также конкретного понятия [3, с. 50], мы подразумеваем его широкое толкование: «...нечто произошедшее, свершившееся; то, что попало в сферу внимания исследователя» [14, с. 37]; «изобразительное искусство» рассматривается нами как «раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: таковы живопись, скульптура, графика» [15]. Термин «взаимоотношения» определяется как «отношения между кем-либо, чем-либо. Взаимоотношения религии и нравственности. Взаимоотношения воюющих сторон. Взаимоотношения в семье. Экономические, торговые взаимоотношения между странами» [4]. В нашем случае это - взаимоотношения между странами в сфере художественного творчества. Монголия (1924-1992 - Монгольская Народная Республика (МНР)) - государство в Восточной Азии со столицей в городе Улан-Батор. На юге и западе граничит с Китаем, на севере - с Россией [11]. Понятие «Российский Алтай» используется нами в качестве названия российского региона, территорию которого в настоящее время занимают Алтайский край и Республика Алтай, преобразованная в самостоятельный субъект Российской Федерации в 1991 году, а до этого входившая в состав края в качестве Горно-Алтайской автономной области [6].

Таким образом, теоретико-методологическая основа нашего исследования базируется на историко-хронологическом подходе и определениях терминов «Российский Алтай», «Монголия», «история», «взаимоотношения», «хроника», «хронология», «историческое событие», «изобразительное искусство».

Хронологические границы истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства

Переходя к определению хронологических границ такого исторического явления, как история взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства, стоит отметить, что верхняя

граница исследования нами была определена изначально. Выбор 1999 года обусловлен тем, что в ХХ1 веке взаимоотношения приобрели некоторые дополнительные качества, изучение которых требует иного методологического подхода. В поисках нижней границы, неустановленной до нашего исследования, нельзя обойти вниманием событие, связанное с творческой биографией одного из первых профессиональных художников Алтая Г. И. Чорос-Гуркина (1870-1937). В 1919-1921 годах знаменитый алтайский живописец и график был вынужден скрываться от преследований колчаковского режима на приграничной территории Монголии. В художественном наследии Г. И. Чорос-Гуркина остались произведения, созданные в этой стране. Тем не менее рассматривать данное событие в контексте российско-монгольских взаимоотношений мы не сочли возможным в силу того, что пребывание художника за границей было похоже на положение человека, терпящего бедствие [5, с. 8]. Данный эпизод не оказал заметного влияния на художественную жизнь региона и не имел продолжений. Исходя из этого, мы сделали вывод, что начинать отсчёт хронологии взаимоотношений в сфере изобразительного искусства между Российским Алтаем и Монголией с визита Г. И. Чорос-Гуркина будет некорректно. Ещё одним историческим событием, заслуживающим внимания, стал широко известный международный фестиваль советско-монгольской дружбы «Алтай-66», состоявшийся в Манжероке в 1966 году. В его подготовке принимали участие профессиональные художники Алтайского края. Однако, по словам главного художника мероприятия П. Д. Джуры, их деятельность заключалась в оформлении мест проживания российско-монгольской делегации, а как таковая творческая составляющая - отсутствовала [10].

Отправной точкой нашего исследования является творческая и общественная деятельность заслуженного художника России Ф. С. Торхова (1930-2012) и его первый визит в МНР, состоявшийся летом 1974 года. Творческая командировка в соседнюю страну была организована по инициативе самого художника по линии сотрудничества обществ советско-монгольской и монголо-советской дружбы. 15 дней пленэра в приграничном Баян-Ульгийском аймаке стали для Ф. С. Торхова плодотворными. Его творческий багаж обогатился новыми образами. В 1979 году он возглавил Алтайское отделение Общества советско-монгольской дружбы. Практически каждый год он посещал Монголию. Стоит отметить, что, совершая даже кратковременные визиты в МНР, порой это происходило до пяти раз в год, художник работал на природе, а также писал портреты монгольских граждан. Он был организатором разнообразных выставок, проектов и мероприятий. Благодаря его содействию в МНР побывали многие алтайские художники [9, с. 22-24].

Таким образом, верхней границей нашего исследования служит 1999 год, нижней границей и началом истории взаимоотношений между Российским Алтаем и Монголией в сфере изобразительного искусства следует считать 1974 год - дату первого визита в МНР Ф. С. Торхова.

Хроника событий истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства

Исторический визит Ф. С. Торхова в Монголию в 1974 году, описанный нами выше, стал начальной точкой в цепи событий и способствовал дальнейшему развитию взаимоотношений Алтайского края и Монголии в области изобразительного искусства. В ноябре 1974 года в Барнауле состоялась отчётная выставка художника «По монгольскому Алтаю».

В 1975 году его выставка демонстрировалась в Доме дружбы народов в Москве. С этого времени монгольская тема заняла главное место в творчестве Ф. С. Торхова и одно из значительных мест в алтайском изобразительном искусстве.

В 1976 году алтайские художники работали на монгольской земле в одной группе с местными художниками. Алтайскую краевую организацию Союза художников Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (АКО СХ РСФСР) представляли Ф. С. Торхов, П. Л. Миронов (1932-2002), В. П. Туманов (1938-2021). После поездки в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств (АМИИ) в Барнауле состоялась итоговая выставка «МНР в творчестве алтайских художников», посвящённая 55-летию провозглашения республики [12, д. 32, л. 4]. В АМИИ поступили три картины Ф. С. Торхова из серии «По монгольскому Алтаю», относящиеся к поездке 1974 года. Этот случай положил начало целенаправленному комплектованию музейного собрания произведениями современных алтайских художников на монгольскую тематику. В настоящий момент коллекция включает в себя 39 произведений: 25 - живописи, 13 - графики, 1 - декоративно-прикладного искусства (ДПИ) [7]. В канун 59 годовщины Октября Баян-Ульгийскому аймаку были переданы в дар скульптурные бюсты В. И. Ленина и Д. Сухэ-Батора, выполненные из искусственного камня П. Л. Мироновым. Произведения были установлены на центральной площади города Ульгия [2, с. 3-4].

В 1977 году на Алтайском моторном заводе состоялась отливка памятника «Обелиск Дружбы». Десятиметровый монумент из алюминия, состоящий из скреплённых кольцом двух стел с государственными знаками Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и Монгольской Народной Республики, был установлен и торжественно открыт на государственной границе в районе алтайского села Ташанта. Авторами проекта являлись художник Ф. С. Торхов, скульптор П. Л. Миронов и архитектор Е. И. Зоммер. С тех пор территория рядом с обелиском стала местом ежегодного празднования дней советско-монгольской дружбы и проведения межгосударственных культурно-массовых мероприятий. В том же году в МНР состоялись Дни культуры Алтайского края, приуроченные к 60-летию октябрьской революции. В рамках проведения торжественных мероприятий в Доме науки и культуры СССР в Улан-Баторе работала выставка «Земля алтайская», состоявшая

из 80 произведений живописи, графики и скульптуры алтайских мастеров изобразительного искусства. Краевая делегация посетила Улан-Батор, Дархан, Тэрэлж, Эрдэнэт [Там же, с. 3]. Ф. С. Торхов, входивший в её состав, получил возможность поработать в столичном регионе и его окрестностях. Судя по тому, что в творческом наследии художника имеются произведения, написанные в вышеназванных местах и датированные двумя последующими годами, он также посещал эти места в 1977 и 1978 годах [17].

В 1979 году на Алтае состоялись Дни Баян-Ульгийского аймака. Мероприятию, приуроченному к празднованию 58 годовщины провозглашения МНР, предшествовала большая организационно-массовая работа. Были разработаны рекламная печатная продукция (плакаты, пригласительные билеты, программки) и нагрудные знаки. С 16 по 24 июля в городах и районах края пребывала делегация из соседнего государства в составе 54 человек. В числе торжественных мероприятий в Барнауле открылась выставка монгольских художников, которую представлял председатель аймачного отделения Союза монгольских художников З. Капитан (1944-1984). Одновременно в столице аймака городе Ульгии демонстрировалась выставка из 63 произведений Ф. С. Тор-хова «На просторах Монголии». Далее эта выставка была показана в приграничном Кош-Агачском районе и в городе Бийске [13, д. 4, л. 12].

Таким образом, в 1970-е годы уже сложились основные формы сотрудничества между Алтайским краем и Монгольской Народной Республикой в сфере изобразительного искусства. Это - зарубежные одиночные, групповые и совместные с иностранными коллегами творческие пленэры; обменные выставки; персональные и групповые выставки на монгольскую тематику; установка памятников. Каждый год начиная с 1974-го происходили одно или несколько событий. Не менее насыщенными на события оказались 1980-е годы.

В 1980 году на Алтае и в Баян-Ульгийском аймаке прошли торжественные мероприятия в честь 40-летия образования аймака. На стажировке в АКО СХ РСФСР находился художник Солтан, который в течение 25 дней изучал искусство скульптуры, чеканки, керамики для последующего производства сувениров в Баян-Ульгии. В начале года по приглашению аймачного совета Общества советско-монгольской дружбы в аймак выезжала группа из трёх алтайских художников для изучения вопроса и рекомендаций по выпуску сувениров к празднованию. Российской стороной была выполнена и передана в дар декоративная часть обелиска в честь 40-летия аймака, состоящая из рельефов, выполненных методом выколотки из металла алтайскими скульпторами и рабочими моторного завода, изготовлены юбилейные нагрудные знаки двух видов и рекламная печатная продукция. В течение празднований стороны активно обменивались делегациями. Визиты монгольских гостей были приурочены к 250-летнему юбилею образования Барнаула. Тогда же в краевой столице работала персональная выставка Ф. С. Торхова, открытая в честь 50-летия автора. Помимо произведений, написанных в российских регионах, на ней экспонировалось большое количество картин на монгольскую тематику. В 1980-1981 годах художник работал в приграничных районах Монголии [Там же, л. 15].

В 1982 году АКО СХ РСФСР и Союз художников МНР приступили к реализации трёхгодичного проекта «Алтай - Бага-Нур - Гоби». Была создана совместная творческая группа, состоящая из восьми человек. Алтайский край представляли М. Я. Будкеев (1922-2019), И. И. Ортонулов, Ф. С. Торхов, В. П. Туманов; Монголию - О. Мягмар (1930-2009), Р. Омирзак, Н. Содном, Х. Содномцэрэн. На первом этапе художники проводили пленэр на территории МНР: в Улан-Баторе, Восточно-Гобийском аймаке и на угольном разрезе Бага-Нур. Помимо решения творческих задач представители Алтая знакомились с культурой принимающей страны: посещали музеи, исторические места [1, с. 5-7].

В 1983 году с 4 августа по 4 сентября группа работала на территории Алтайского края. Художники побывали на Телецком озере, Алтайском коксохимическом комбинате, в совхозах и колхозах края. Как и в поездке по Монголии, они писали пейзажи, портреты интеллигентов, простых тружеников и передовиков производства. Проводились интернациональные вечера, творческие встречи и выставки. Более десяти произведений были подарены монгольскими авторами городу Заринску, совхозу «Советский Алтай» и колхозу имени Шумакова. В ноябре в Барнауле была организована выставка председателя Союза монгольских художников, народного художника МНР Н. Цултэма (1923-2001). На ней демонстрировалось более 150 произведений [13, д. 4, л. 18-20]. Некоторые из них оказались в собрании АМИИ. С этого момента в музее начала складываться коллекция работ монгольских художников, к настоящему времени насчитывающая 45 произведений живописи, графики и ДПИ [20, с. 167]. В начале года в городе Рубцовске, а затем в селе Михайловском Алтайского края демонстрировалась персональная выставка Ф. С. Торхова «На просторах Монголии». В летний период он организовал поездку алтайских художников в МНР в составе большой туристической группы. В Монголии побывали искусствовед Н. П. Гончарик, художники М. Я. Будкеев, В. А. Егошин (1947-2010), М. Д. Ковешникова (1926-2013), С. Н. Осиночкин, В. Б. Терещенко [13, д. 4, л. 21, 24]. Их путевые зарисовки из Улан-Батора, Хужирта, Тэрэлжа вместе с картинами Ф. С. Торхова, И. И. Ортонулова и В. П. Туманова составили экспозицию выставки «Монголия в творчестве алтайских художников», которая проходила с 8 июля по 1 сентября в АМИИ. На выставке также демонстрировались работы художников, не посещавших соседнюю страну: произведениями ДПИ на монгольскую тематику были представлены Г. А. Белышев (1922-2016), Г. Ф. Бурков (1936-2016) и Г. А. Уда-лова (1937-2004) [12, д. 29, л. 13].

Весной 1984 года совместная творческая группа «Алтай - Бага-Нур - Гоби» вновь работала в Бага-Нуре и Восточной Гоби. Осенью в Выставочном зале Союза монгольских художников в Улан-Баторе демонстрировалась итоговая выставка проекта. Ряд произведений алтайских художников были приобретены закупочной комиссией Министерства культуры МНР для монгольских музеев [13, д. 4, л. 31]. В декабре выставка была показана в Доме дружбы с народами зарубежных стран в Москве [1, с. 6-7]. Летом в составе туристической

группы Монголию посетили искусствоведы Т. М. Степанская (1939-2020) и В. И. Эдоков (1936-1995), художники В. А. Беляев, А. В. Гурьянов, С. И. Кашкаров (1922-2001), Ю. П. Коробейников (1936-2011), В. А. Егошин, В. Е. Непомнящих, Л. Н. Пастушкова, Н. А. Пономарёв (1949-2015), Е. А. Сатаев, В. В. Скулов (1950-2008), А. П. Щетинин, И. В. Щетинина [13, д. 4, л. 38]. Завершился год торжественным открытием памятника «Победы монголо-советских войск над бандами белогвардейцев при Толбо-Нуре в 1921 году», установленного неподалёку от посёлка Толбо Баян-Ульгийского аймака. Монумент был изготовлен скульптором К. Г. Чуми-чёвым (1915-1987), архитекторами А. П. Гётте и В. В. Казариновым (1933-1986) [2, с. 3]. На монтаж декоративной части памятника, состоявшей из бюстов Байкалова и Хасбатора, девяти мемориальных досок и звезды, в Монголию совместно с А. П. Гётте выезжал художник Н. Н. Сусляков [13, д. 4, л. 42].

1985 год начался с проведения выставки «Алтай - Бага-Нур - Гоби» в Барнауле. В июле в Выставочном зале АКО СХ РСФСР открылась краевая выставка «Монголия в произведениях алтайских художников». На ней демонстрировались произведения участников недавно завершившегося совместного советско-монгольского проекта и художников, посетивших Монголию в 1983-1984 годы в составе туристических групп [Там же, л. 46].

Успех проекта «Алтай - Бага-Нур - Гоби» окрылил организаторов на создание в 1986 году новой советско-монгольской творческой группы «Алтай - горы дружбы». На этот раз Монголию представляли Д. Мишиг (1940-1994), О. Мягмар, Р. Омирзак, Н. Содном, Х. Содномцэрэн и Н. Цултэм. С алтайской стороны в проекте участвовали М. Я. Будкеев, И. И. Ортонулов, Ф. С. Торхов, В. П. Чукуев и А. П. Щетинин. Летом в течение месяца группа работала в приграничных Баян-Ульгийском и Кобдском аймаках [2, с. 4].

В августе и сентябре 1987 года монгольские художники пребывали на Алтае с ответным визитом. Совместные пленэры и мероприятия проводились на маршруте Кош-Агач, Акташ, Иня, Онгудай, Усть-Кокса, Усть-Кан, Горно-Алтайск, Телецкое озеро, Барнаул. Программой мероприятий было предусмотрено посещение знаковых исторических мест Алтая: группа побывала на Пазырыкских курганах и в селе Верх-Уймон, где в 1926 году останавливалась экспедиция Н. К. Рериха (1874-1987) [13, д. 4, л. 46].

В 1988 году отчётная выставка проекта «Алтай - горы дружбы» демонстрировалась в Монголии и Советском Союзе. Летом работы художников можно было увидеть в аймачных центрах Ульгии и Кобдо. Осенью экспозиция была последовательно показана в Горно-Алтайске, Барнауле и Новосибирске [Там же, л. 46-47].

В 1980-е годы при сохранении старых форм сотрудничества добавились новые - более масштабные. Были реализованы два крупных международных проекта - «Алтай - Бага-Нур - Гоби» и «Алтай - горы дружбы», -каждый из которых проводился в течение нескольких лет, ознаменовывался совместной творческой работой по обе стороны границы и рядом выставок. Добавилась новая форма поездок алтайских художников в Монголию: в составе туристических групп.

Рубеж 1980-1990-х годов ознаменовался политическим и экономическим кризисом в нашей стране. На этом фоне широкие контакты между Российским Алтаем и Монголией в сфере изобразительного искусства прекратились. Исключением являлась активная деятельность Ф. С. Торхова, продолжившего устраивать в 1990-е годы одиночные творческие поездки в соседнюю страну и проводить свои персональные выставки по обе стороны государственной границы. Сведения об этом довольно скупы. Иногда приходится опираться только на датировки создания произведений. Например, по наличию в каталогах художника работ за 1989 год «Осень в монгольском Алтае», «Долина Сагсая», «УВС-Нуур» или «Хяргас-Нуур» мы можем судить о том, что в этом году он посещал Монголию, а из названий становится понятно, в каких местах побывал автор указанных произведений [18, с. 15].

За вклад в развитие добрососедских отношений в 1990 году Ф. С. Торхову аймачным хуралом народных депутатов было присвоено звание Почётного гражданина Баян-Ульгийского аймака МНР [13, д. 4, л. 54].

Осенью 1992 года в Барнауле состоялась персональная выставка Ф. С. Торхова «Алтай и Монголия». Большое место в экспозиции из почти двухсот произведений было отведено картинам о МНР [Там же, л. 55].

В ноябре 1993 года в Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК, до 1993 г. - АМИИ) работала персональная выставка Л. Н. Пастушковой «Индия. Монголия. Алтай». На ней художница представила свои новые произведения на монгольскую тематику, созданные на основе натурных зарисовок, сделанных во время поездки в соседнюю страну девятью годами ранее [12, д. 201, л. 3].

В 1994 году состоялось сразу несколько персональных выставок Ф. С. Торхова: «Алтай и Монголия» в Горно-Алтайске, «На просторах Монголии» в Улан-Баторе и в культурном центре Монголии в Москве. Монгольское правительство присвоило художнику звание «Почётный работник культуры МНР» [13, д. 4, л. 58].

Три персональных выставки Ф. С. Торхова были показаны в 1995 году. Летом в Ульгии была развёрнута экспозиция «Монгольский Алтай. Богатая Колыбель». Осенью в Барнауле, а затем в Бийске демонстрировалась выставка «На просторах Монголии» [Там же, л. 61].

Судя по каталожным данным произведений Ф. С. Торхова, в 1997 году он работал в центральных районах Монголии и окрестностях Гоби [18, с. 15].

В 1998 году прошла персональная выставка художника «На просторах Монголии» в Улан-Баторе. В галерее национального искусства экспонировалось 60 произведений пейзажного и портретного жанров. Посетивший торжественное открытие выставки президент МНР Н. Багабанди наградил Ф. С. Торхова высшей государственной наградой Монголии - орденом «Полярная звезда» [13, д. 4, л. 66].

В 1999 году в ГХМАК состоялась выставка монгольских художников «Алтай: от России до Монголии». Большую роль в её организации сыграли Алтайский Рериховский центр «Корона сердца», монгольское

общество «Алтай. ХХ1 век» и Ф. С. Торхов. В экспозиции было представлено 46 произведений Х. Балбаатора, М. Дамдинсурэна, М. Доржа. После окончания выставки фонды ГХМАК пополнились несколькими работами монгольских авторов [12, д. 290, л. 14].

В целом стоит отметить, что кризисные 1990-е годы не принесли новых форм сотрудничества. Активность во взаимоотношениях между странами резко снизилась, кроме деятельности Ф. С. Торхова, за что художник удостоился высших правительственных наград Монголии.

ХХ век оказался богат на события из истории взаимоотношений между Российским Алтаем и Монголией в сфере изобразительного искусства. Движущей силой этого процесса выступали художники обеих стран, а государственные и общественные структуры способствовали его организации. Многочисленными и разнообразными оказались формы взаимоотношений. Практически каждый год происходило какое-то событие, а иногда -сразу несколько. Наиболее активно сотрудничество осуществлялось в 1970-1980-е годы. В 1990-е годы вследствие политического и экономического кризиса во взаимоотношениях наступил спад. В ХХ1 веке начинается новый виток активности, возникают новые формы. Но это - уже тема следующих исследований.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Задача по созданию теоретико-методологической основы исследования выполнена: сформулированы определения терминов по его проблематике и методологический подход. Задача по выявлению событий и составлению хроники выполнена: их оказалось более 60, некоторые данные, установленные нами из архивных источников и интервью, приведены впервые; создание списка событий в хронологическом порядке реализовано по годовому принципу. Задача по определению хронологических границ также оказалась выполненной: историко-хронологический анализ показал, что начало взаимоотношениям было положено Ф. С. Торховым, совершившим первую поездку в МНР в 1974 году. Эту дату следует считать нижней границей исторического явления. Верхнюю границу - 1999 год - мы установили, руководствуясь логикой произошедших исторических изменений на рубеже веков и планами проведения последующих изысканий. Таким образом, цель нашего исследования по созданию хронологии событий истории взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства можно считать достигнутой.

Данное исследование носит промежуточный характер. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в освещении истории взаимоотношений между Российским Алтаем и Монголией в сфере изобразительного искусства ХХ1 века. Большое разнообразие форм событий подталкивает к проведению их типологического анализа. Требуют освещения некоторые вопросы, связанные с искусствоведением и искусствоведческими трудами. Отдельное внимание должно быть уделено публикациям алтайских учёных, пишущих о монгольском искусстве. Есть аспекты, касающиеся художественного образования. Не раскрытой, как того хотелось бы, осталась тема комплектования и коллекций музейных и частных собраний. Эта работа будет продолжена.

Настоящее исследование является первой стадией реализации проекта «Проблема художественности в изобразительном искусстве Алтая в контексте российско-монгольских кросскультурных коммуникаций» и написания диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. В ходе его проведения были установлены имена художников, пишущих на монгольскую тематику. После выявления всех художников и их произведений будет создан каталог «Тема Монголии в творчестве алтайских художников». Наличие каталожных данных и изображений работ необходимо для проведения искусствоведческого анализа и достижения конечной цели текущего проекта и диссертации. Тем не менее проведённое исследование имеет самостоятельное значение. Оно расширяет область научного знания по истории изобразительного искусства региона, затрагивает сферу международных отношений. Результаты исследования будут использованы в рамках образовательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство региона», преподаваемой в Алтайском государственном университете. Кроме того, они могут быть востребованы культурологами и историками при составлении учебных программ по культуре и истории региона.

Финансирование | Funding

RU

EN

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-312-90025, проект «Проблема художественности в изобразительном искусстве Алтая в контексте российско-монгольских кросскультурных коммуникаций».

The reported study was funded by the RFBR according to research project № 20-312-90025, "Problem of artistry in the Altai visual arts in the context of the Russian-Mongolian cross-cultural communications".

Источники | References

1. Алтай - Бага-Нур - Гоби. Улан-Батор - М. - Барнаул, 1984. 40 с.

2. Алтай - горы дружбы. Ульгий - Кобдо - Горно-Алтайск - Барнаул, 1988. 24 с.

3. Боровкова О. В. Проблемы определения исторического события // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 46-50.

4. Взаимоотношения [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь (2009). URL: http://niv.ru/doc/ dictionary/encyclopedic/fc/slovar-194-27.htm#zag-18267 (дата обращения: 03.02.2021).

5. Галкина И. К. Дневник и воспоминания Василия Гуркина. Барнаул: Гос. худож. музей Алт. края, 1995. 28 с.

6. История [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайского края. URL: https://www.altairegion22.ru/ info/tour/istoriya/istoriya.php (дата обращения: 18.05.2021).

7. КГБУ «Государственный художественный музей Алтайского края» [Электронный ресурс]. URL: https://altart. kamiscloud.ru/kms/?sid=5B722D70-1C13-4A5A-8F0E-22B7F0A8C713 (дата обращения: 05.05.2021).

8. Климишин И. А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1981. 320 с.

9. Кобелев А. И. Живописец Фёдор Торхов. Барнаул: Алт. дом печати, 2010. 48 с.

10. Личный архив Пешкова Е. Ю. Аудиозапись интервью П. Д. Джуры от 10.11.2020.

11. Монголия [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кольера. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/ 1246/МОНГОЛИЯ (дата обращения: 03.02.2021).

12. Научный архив Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК). Ф. 2. Оп. 2.

13. Научный архив ГХМАК. Ф. Ф. С. Торхова. Оп. 3.

14. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 288 с.

15. Словарь терминов [Электронный ресурс] // Российская академия художеств. URL: https://www.rah.ru/science/ glossary/?ID=19479&let=T (дата обращения: 05.04.2021).

16. Тематический философский словарь. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. 162 с.

17. Торхов Ф. Монголия: мои современники. Улан-Батор, 2008. 1 слож. л.

18. Торхов Ф. Монголия - моя малая родина. Улан-Батор, 2010. 16 с.

19. Хроника [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь (2009). URL: http://niv.ru/doc/dictionary/ encyclopedic/fc/slovar-213-32.htm#zag-149375 (дата обращения: 25.02.2021).

20. Царёва Н. С. Произведения монгольских художников в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. Общая характеристика коллекции // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. 2015. № 1-2. С. 167-171.

21. Чурсанова И. А. Категориальное поле исторической науки: философский анализ [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2013. № 1. URL: http://www.vestnik. vsu.ru/pdf/phylosophy/2013/01/2013-01-16.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Пешков Евгений Юрьевич1

1 Государственный художественный музей Алтайского края; Алтайский государственный университет

Peshkov Evgenii Yurievich1

1 State Art Museum of Altai Krai; Altai State University

1 eugeneup@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 26.04.2021; опубликовано (published): 30.07.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова (keywords): Российский Алтай; Монголия; изобразительное искусство; история взаимоотношений; хронология событий; Russia Altai; Mongolia; visual arts; history of relations; chronology of events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.