Научная статья на тему 'История возникновения татуировок'

История возникновения татуировок Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4444
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История возникновения татуировок»

зации столовых лечебного (повышенного) питания. Они просуществовали до конца июля 1942 г. Со дня их организации по 1 июля 1942 г. через них прошло 234,4 тыс. ленинградцев, находящихся в состоянии истощения. Они сыграли большую роль в восстановлении сил и здоровья трудящихся.

В дальнейшем советские и партийные органы города и области работу по оказанию помощи семьям военнослужащих держали под постоянным контролем.

Социальная защита семей военнослужащих в условиях блокады города являлась важнейшим направлением социальной политики советского государства среди воинов Ленфронта и КБФ.

Своевременная эвакуация членов семей на Большую землю, оказание всесторонней помощи семьям, оставшимся в блокированном городе - все это являлось важным фактором повышения морального духа воинов-защитников города, укрепляло уверенность в конечной победе над немецко-фашистскими захватчиками.

В.Б. Малинин, К.З. Трапаидзе История возникновения татуировок

Татуировка была, есть и будет.

Еще Чарльз Дарвин писал, что ни один народ не прошел мимо культуры татуировки.

Явление бытования татуировок многоаспектно и полифункционально. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что нательная роспись, а затем и татуировка - это первые проявления изобразительной деятельности первобытного человека.

Появление нательных рисунков и чуть позже татуировок - результат определенного, в том числе и культурного, прогресса общества, а сам первобытный человек стал субъектом художественноизобразительного творчества.

Татуировки как украшение в человеческом обществе родились гораздо раньше, чем одежда, и связаны они были с древнейшими обычаями инициаций.

История татуировки уходит в глубь веков.

Обычай раскрашивать человека встречался еще в эпоху раннего палеолита (около 40-14 тыс. лет до н. э.). Одно из первых упоминаний о татуировке встречается в фольклоре фиджийцев. В Древнем Китае (I в. до н. э.) у сотни тысяч государственных рабов татуировали лица зеленой чертой вокруг глаз.

У первобытных народов она имела прикладной характер. Например, на Крайнем Севере эскимосы и чукчи покрывали татуи-

55

ровками свое тело от пяток до затылка. По мнению этнографов, она спасала кожу лица и рук от обморожения. Кстати, и по сей день многие рыбаки, выходящие на морской промысел, обильно украшают кисти рук татуировкой. Это предохраняет их не только от холода, но и от разъедающей кожу морской воды. Рыбаки считают, что не будь татуировок, через неделю все их руки покрылись бы волдырями.

Большинство исследователей склоняются к тому, что родина искусства тату - Полинезия. Даже само слово татуировка произошло от полинезийского тату (рисунок). Из европейцев первыми с «нательной живописью» познакомились моряки. За связку бус или зеркальце туземцы охотно расписывали всех желающих с головы до ног. Появление ходячих «картинных галерей» в Старом Свете вызвало настоящий фурор. Некоторые «морские волки», оказавшись не у дел, зарабатывали себе на жизнь тем, что за деньги демонстрировали свое тело публике на ярмарках.

Первыми освоили индустрию тату предприимчивые парижане. Именно там, в столице Франции, были открыты первые салоны татуировок. Мастера тату пользовались собственными технологиями и красками, которые тщательно скрывали от конкурентов'.

Первые сведения о татуировке среди европейцев, по сообщению профессора Рикке, относятся к началу XVIII в., когда на ярмарках стали появляться татуированные люди, которые за деньги демонстрировали свое тело. В литературе упоминается имя албанца Александриноса, нажившего на подобных сеансах целое состояние.

В 1890 г. известность получила француженка «Прекрасная Ир-эна» (Labeileirene), которая выступала с показом своей татуировки в публичных местах, что считалось в те времена редким экзотическим зрелищем.

Но криминальная татуировка вышла не из парижских салонов. История ее другая. Предшественниками воровской наколки стали клейма, выжигаемые на теле преступника руками палачей. Все помнят, сколько неприятностей доставило Миледи клеймо в виде цветка лилии, выжженное на ее прекрасном плечике.

С мужчинами европейские палачи поступали еще более жестоко: клеймо наносилось на лицо преступника.

Но в основном клеймение применялось с целью отметить человека, представлявшего общественную опасность. Так, в России в XIV в. применялось простое пятнание или клеймение, а с 1691 г. оно 1

1 В свое время татуировка была в моде у представителей высшего света России. Даже коронованные особы не минули этого увлечения. Петр I как истинный моряк сделал себе наколку. Императрица Екатерина Великая, по слухам, имела татуировку в самом интимном месте. Последний русский царь Николай II тоже отдал дань моде: на его спине был выколот роскошный цветной дракон. (См.: Стечкин А. Галерея тату // За решеткой. 2005. № 7. С. 5.)

56

становится обязательным для всех, подлежавших за преступления ссылке вместо смертной казни'.

На лбу российского каторжанина выжигалось слово ВОРЪ. С начала XVIII в. преступников стали метить не каленым железом, а специальными пластинами с иглами: палач накладывал их на то место, которые следовало заклеймить, после чего ударял по ним кулаком или каким-нибудь увесистым предметом. В получившуюся ранку втирали черный порох. Крупинки его, попадая под кожу, оставались там навсегда, придавая клейму бурый цвет. Такую татуировку уже было невозможно удалить. С начала XIX в. в качестве красителя стали использовать смесь охры и чернил.

Преступники восприняли обычай татуирования еще в XIX в. и постепенно стали основными их носителями. На этот факт одним из первых обратил внимание итальянский врач-психиатр Чезаре Лом-брозо, который считал татуировки проявлением атавизма и признаком нравственно дефективных людей1 2.

Хотя в данном случае его предположение было явно ошибочным.

Со временем и сами уголовники стали делать татуировки, сделав их своего рода фирменным знаком преступных сообществ.

В конце XIX в. воровские наколки были распространены среди каторжников Сахалина, криминального мира Санкт-Петербурга и Москвы. Татуировка имела скрытой смысл и указывала на принадлежность к определенной преступной группе или воровской «профессии». Это помогало ее обладателю быстрее установить контакт с «коллегой» по «масти».

О татуировках писал еще Влас Дорошевич. Вот, например, выдержка из его книги «Каторга»: «Вот интересный больной, Иоркин, бывший моряк. Он татуирован с головы до ног. На его груди выгравировано огромное распятие. Руки покрыты рисунками якорей и крестов, символами надежды и спасения, текстами Священного Пи-сания»3.

Изучение истории татуировок преступников показывает, что первоначально рисунки носили подражательный характер, были просты и наивны, и интерес представлял сам процесс татуирования. Однако со временем к татуировкам стали относиться серьезнее: лица, имеющие татуировку, стали претендовать на лидерство, так как носили на теле символ сильного, выносливого человека. Позднее

1 Корецкий Д.А., Тулегенов В. В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. СПб., 2006. С. 153.

2 Косулин В.Д. Искусство татуировки. М., 2001. С. 56.

3 Дорошевич В. Каторга. М., 2001. С. 21.

57

татуировки для преступников стали своеобразным тайным языком общения между собой1.

Наколка стала для уголовника своего рода документом, который невозможно было украсть или потерять. По татуировкам можно было узнать криминальное прошлое ее обладателя, число судимостей, отбытый срок, воровскую «масть», склонности, характер, сексуальную ориентацию, ранг в уголовной иерархии. Как всегда, Россия в этом отношении оказалась «впереди планеты всей». Ни в одной стране мира уголовники не были так «расписаны», за исключением, может быть, японских якудза и членов китайских триад.

Толкование татуировок становилось для полиции обычным инструментом в борьбе с преступностью. Но мгновенной отдачи не было и быть не могло. На изучение нательной живописи требовались десятилетия, и к новому направлению постепенно охладели. Его отнесли к разряду кабинетных теорий. Полиция лишь регистрировала татуировки, относясь к ним, как к обычным особым приметам преступника. Каталогом пользовались, когда нужно было установить личность погибшего, идентифицировать или опознать преступника, объявить розыск и т. д.

Начиная с 30-х гг. в Советском Союзе татуировки стали изучать, потому что они были своеобразным орудием уголовного мира. Ни в одной стране мира зэки не были настолько сине-фиолетовыми, как у нас.

Корни этого феномена кроются там же, где и корни всей тюремно-лагерной субкультуры. Еще несколько лет назад криминалисты из Америки, Германии, Франции скептически относились к каталогам татуировок и снисходительно отказывались от информационной помощи в этом вопросе.

Сегодня Россия успешно проэкспортировало преступность в Западную Европу и США. В структурах криминальной полиции многих стран созданы «русские отделы», призванные бороться с «четвертой волной». В русских кварталах наступило время отстрелов, и полицейские чины все чаще натыкались на трупы с характерным нательным рисунком или на расписанного с ног до головы вымогателя, прошедшего «лагерные университеты» в России. Волей-неволей пришлось заняться «изобразительным искусством» блатного мира.

Всю информацию о татуировках МВД попыталось вложить в несколько иллюстрированных каталогов и рекомендации к ним. Это наследие издавалось, хранилось и использовалось под грифом «ДСП» - для служебного пользования. Лишь в начале 90-х гг. несколько сотен татуировок стало достоянием неискушенных граждан,

1 См. подробнее: Мильяненков Л.А. По ту сторону закона. СПб., 1992. С. 5.

58

появившись в массовых изданиях благодаря творческому усердию российских офицеров-криминалистов Бронникова, Балдаева, Дубя-гина и др., изучавших нательную живопись десятки лет и имевших в

л

своих частных коллекциях не одну тысячу рисунков и фотоснимков1.

Сегодня мода на татуировки снова возрождается. Во всех крупных городах России работают салоны тату. Однако желающим украсить свою кожу красивым рисунком следует помнить, что перед тем как выбрать татуировку, следует подумать, стоит ли ее себе накалывать? За ошибку в выборе татуировки у нас можно поплатиться даже жизнью.

Дело в том, что существуют так называемые блатные татуировки, которые несут определенную информацию о ее владельце. Один юноша выколол понравившуюся ему картинку - черта, раздевающего женщину. На уголовном языке это означает, что владелец татуировки «петух» - пассивный гомосексуалист. Когда парню не повезло, и он загремел за решетку, легкомысленное отношение к наколке обошлось ему очень дорого2.

Подводя итог сравнению с татуированием первобытных людей, следует признать, что проявление такого жанра художественного творчества у современных осужденных является, с одной стороны, естественным и необходимым, с другой - носит примитивный характер и является свидетельством регресса человека.

А.Л. Никифоров

Советские военные специалисты в Никарагуа (1981-1990)

В последние годы Россия проводит активную политику сотрудничества со странами азиатского континента и Латинской Америки. Это в полной мере отвечает ее геополитическим интересам. По сути, современная Россия пытается возрождать на новых условиях позиции, которые были заложены еще во времена Советского Союза.

Одним из направлений этой политики стало возобновление политического, экономического и военного сотрудничества с одной из стран Центральной Америки - Никарагуа. Следует вспомнить, что в течение 1979-1990 гг. в этой латиноамериканской стране существовал лояльный Советскому Союзу и всему социалистическому лагерю политический режим, рожденный так называемой

«сандинистской революцией».

1 Кучинский А. В. Тюремная энциклопедия. Палек, 1998. С. 110.

2 Стечкин А. Галерея тату // За решеткой. 2003. № 3. С. 12.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.