Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛЬНОЙ ОБЛОЖКИ'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛЬНОЙ ОБЛОЖКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реклама / журнал / обложка / оформление / журнальный стиль / advertising / magazine / cover / design / magazine style

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рахимова Н.М.

В статье рассматриваются исторические аспекты развития журнальной обложки как рекламного феномена. Рассмотрены особенности оформления журнальных обложек в период с XVII по XXI век.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF ORIGIN AND DEVELOPMENT OF MAGAZINE COVER

The article examines the historical aspects of the development of the magazine cover as an advertising phenomenon. The features of the design of magazine covers in the period from the XVII to the XXI century are considered.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛЬНОЙ ОБЛОЖКИ»

УДК 659

Рахимова Н.М.

студентка факультета рекламы и связей с общественностью Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛЬНОЙ ОБЛОЖКИ

Аннотация: в статье рассматриваются исторические аспекты развития журнальной обложки как рекламного феномена. Рассмотрены особенности оформления журнальных обложек в период с XVII по XXI век.

Ключевые слова: реклама, журнал, обложка, оформление, журнальный стиль.

Журнал, как особый тип периодического издания, появился на Европейском континенте в XVII веке. На первоначальном этапе своего развития он выполнял скорее развлекательную функцию, что в значительной мере определило характер его оформления. Газеты и журналы XVII века по оформлению были похожи на современные брошюры. Можно отметить, что в это время журналы отличались от газет исключительно большим количеством иллюстраций. При этом, стиль оформления журналов и их обложек определяли книжные каноны.

Так, ключевыми тенденциями оформления обложки на начальных этапах развития журнала являлись ориентация на типографию и лаконичное представление ключевой информации. Использование логотипа, названия, даты публикации напрямую связывалось с установлением идентичности и авторитета журнала.

В XVIII веке, когда журналы приобрели популярность во многих странах мира, на обложках журналов стали размещать название издания, его вид по периодичности, дату и место издания, а также определенные зарисовки.

2293

В то время журналы в отличие от книг не отличались пафосом, поэтому их внешний вид демонстрировал недолговечность.

В первые несколько веков существования журналов им была свойственна так называемая символическая обложка. В то время изображения на обложках включали в себя мелкие детали, издатели создавали эмблемы с символическим характером, которые совмещали декоративную и информационную функции, а также экспериментировали над гарнитурой шрифта. При этом, на данном этапе развития журнала стиль оформления обложки совершенно не зависел от тематики издания.

Во второй половине XVIII века в оформлении журналов стал преобладать классицизм. Для данного направления в рамках оформления обложек журналов были характерны строгость, симметричность и простота. Так, наборные эмблемы заменили рисованные, при этом шрифт зачастую оставался единственным украшением обложки.

В первой половине XIX века под влиянием викторианского стиля обложки журналов стали включать в себя иллюстрации общественной жизни, которые стали цветными [1, с. 2]. Именно в данный период визуальное оформление обложек стало соответствовать тематическому направлению журнала. Вместе с тем с обложек исчезли первополосные статьи. Так, на них размещались исключительно изображения и логотип, выполненный зачастую жирным шрифтом. Также в это время стали популярны различные карикатуры и комиксы, освещающие определенные общественные проблемы.

Стоит отметить, что журнальные обложки, близкие к их современному пониманию, стали появляться в конце XIX века. Так, например, в 1872 г. в журнале «Petersons» была использована обложка, украшенная лиственной симметрией украшений викторианской эпохи, с сочетанием рисунков, которые символизировали различные роли женщины в семье. Кроме того, в верхней части обложки находился заголовок, определяющий тему выпуска («Сейчас самое время наверстать клубы»).

2294

Именно XIX век стал важным поворотным моментом в стилистическом оформлении журналов. Так, в конце XIX века произошло относительное послабление к стилю оформления обложек журналов. С 1890-х годов в качестве ключевого вида оформления обложки журнала выступал плакат. Стоит отметить, что плакат не являлся единственным способом оформления обложек в тот период, однако за счет привлечения внимания аудитории стал выступать в качестве определенного стандарта оформления обложки [3, с. 114].

Стоит отметить, что в начале XX века стали популярны такие стили, как модерн, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм и другие. Данные стили сочетали в себе тематику индустриализации и свободы, которые стали популярны именно в данный исторический период. Так, в журналах укреплялись принципы единства стилистического оформления и использования прикладного искусства.

В период XX в. зачастую использовались различные иллюстрированные обложки, в основе которых находились плакаты. При этом, данный период ознаменовался активным использованием фотографий, которые достаточно точно передавали определенную информацию в графическом виде. Данная тенденция оказала влияние на стиль оформления журналов, который стал реалистичным.

Несмотря на внедрение новых технологий в оформление журналов, а также популярность фотографии, сохранялось значительное влияние искусства на стилистическое оформление обложек. Вместе с тем XX век характеризуется наличием разнообразных журналов, выполненных в разном стиле. Вместе с тем особую популярность приобрели такие стили, как футуризм и дадаизм, проявлявшиеся в своеобразном нарушении правил [2, с. 15]. Активное использование данных стилей в рамках оформления обложек проявилось в следующем: определенный текст мог перекрывать важную часть изображения, при этом он мог располагаться под любым наклоном, элементы обложки могли быть непропорциональны, использовались разнообразные яркие цвета, которые могли даже не сочетаться между собой. При этом, несмотря на данный хаос

2295

издания старались соблюдать определенную композицию, в основе которой находилась творческая интуиция.

В середине XX века наблюдалось большое количество журнальных стилей. Так, за счет развития технологий на издательском рынке можно было наблюдать самые разнообразные издания. Так, наиболее распространенными стилями стали ар-деко, фото-экспрессионизм, фотореализм, поп-арт, андеграунд, сюрреализм и др.

Стоит отметить, что в начале XXI века наблюдается значительное сокращение стилей журнального оформления. Многие журналы в данный период стали предпочитать более строгую стилистику. Минимализм, который набирал популярность в начале XXI века стал ответом на избыточную декоративность и многокомпонентность стилей, которые были распространены в предыдущем веке. Если ранее принцип упрощения был дополнительным компонентом, то в XXI веке он превращается в важное условие в рамках оформления обложек.

Стилистическая цельность обложки без каких-либо излишеств стала не просто ключевым способом повышения конкурентоспособности на рынке, но и отражением нового понимания эстетичности. На смену ярким эмоциям, агрессивным, динамичным и многодельным коллажам приходят реальные образы. Минимальный уровень вторжения, не нарушающий естественную красоту вещей, отсутствие экспрессивности или нарочитой рекламности стали ключевыми методами усиления значимости и достоверности сообщений.

Необходимо отметить, что современные журнальные обложки зачастую выполнены в минималистическом стиле, однако из-за сложившейся свободы в оформлении данный стиль может сочетаться с другими.

Подводя итог, стоит отметить, что оформление журнальных обложек развивалось и претерпевало различные изменения на протяжении нескольких столетий. Если в начале развития журнала, как отдельного периодического издания, его обложка практически не отличалась от газетной или книжной, то уже к концу XIX века она обрела уникальный вид. Следствием этого также

2296

стало появление множества различных стилей оформления в XX веке, большинство из которых потеряли свою актуальность в настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаськова, К. А. Формирование глянцевых журналов как неотъемлемая часть мира моды / К. А. Гаськова, А. Д. Прусакова, Т. В. Сичкарь // Костюмология. - 2022. - Т. 7, № 2;

2. История мировой журналистики / авт.:А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский, Ю.В. Лучинский, А.И. Станько. М.: Аспект Пресс, 2015. -32 с.;

3. Тангейт М. Всемирная история рекламы: Учебное пособие / Тангейт М., -3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 286 с

Rakhimova N.M.

Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)

HISTORY OF ORIGIN AND DEVELOPMENT OF MAGAZINE COVER

Abstract: the article examines the historical aspects of the development of the magazine cover as an advertising phenomenon. The features of the design of magazine covers in the period from the XVII to the XXI century are considered.

Keywords: advertising, magazine, cover, design, magazine style.

2297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.