Научная статья на тему 'История возникновения и развития бухгалтерского учета в Республике Ангола'

История возникновения и развития бухгалтерского учета в Республике Ангола Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / АНГОЛА / ПЛАН СЧЕТОВ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МСФО / ACCOUNTING / ANGOLA / CHART OF ACCOUNTS / REFORMING / TAXATION / IFRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхагапсо Руслан Асланчериевич, Гомеш Мариу Душ Анжуш Домингуш

Развитие бухгалтерского учета тесно связано с формированием экономических отношений в обществе и играет ключевую роль в экономике страны. Современный быстроменяющийся мир очень сложно представить без финансовой информации, которая формируется именно благодаря бухгалтерскому учету. В статье проводится критический анализ развития бухгалтерского учета в Республике Ангола: выделены основные этапы развития учета (колониальный период, период провозглашения независимости и современный этап), обозначены существующие проблемы и направления реформирования учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and development of accounting in the Republic of Angola

The development of accounting is connected closely with formation of economic relations in society and plays the main role in the economy. It is very difficult to imagine a rapidly changing world without the financial information formed due to accounting. The paper represents a critical analysis of the accounting development in the Republic of Angola. It marks out the basic stages of development of accounting (the colonial period, the period of independence and the modern stage) and designs the existing problems and directions of reforming accounting.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития бухгалтерского учета в Республике Ангола»

УДК 657 (09) (673) ББК 65.052.2 (6 Анг)-03 Т 92

Р.А. Тхагапсо

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (918) 489 93 27, e-mail: rusjath@mail.ru М. Гомеш

Аспирант кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (938) 527 92 24, e-mail: mariodosanjos@mail.ru

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЕСПУБЛИКЕ АНГОЛА

( Рецензирована )

Аннотация. Развитие бухгалтерского учета тесно связано с формированием экономических отношений в обществе и играет ключевую роль в экономике страны. Современный быстроменяющийся мир очень сложно представить без финансовой информации, которая формируется именно благодаря бухгалтерскому учету. В статье проводится критический анализ развития бухгалтерского учета в Республике Ангола: выделены основные этапы развития учета (колониальный период, период провозглашения независимости и современный этап), обозначены существующие проблемы и направления реформирования учета.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, Ангола, план счетов, реформирование, налогообложение, МСФО.

R.A. Tkhagapso

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (918) 489 93 27, e-mail: rusjath@mail.ru M. Gomesh

Post-Graduate Student of Accounting, Auditing, and Automated Data Processing Department, Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (938) 527 92 24, e-mail: mariodosanjos@mail.ru.

HISTORY AND DEVELOPMENT OF ACCOUNTING IN THE REPUBLIC OF ANGOLA

Abstract. The development of accounting is connected closely with formation of economic relations in society and plays the main role in the economy. It is very difficult to imagine a rapidly changing world without the financial information formed due to accounting. The paper represents a critical analysis of the accounting development in the Republic of Angola. It marks out the basic stages of development of accounting (the colonial period, the period of independence and the modern stage) and designs the existing problems and directions of reforming accounting.

Keywords: accounting, Angola, chart of accounts, reforming, taxation, IFRS.

Экономика Анголы, базирующаяся темпы экономического роста требуют на добыче и экспорте нефти (что дает знаний налоговой системы, бухгалтер-85% ее ВВП), в настоящее время яв- ских стандартов, действующих положе-ляется одной из самых перспективных ний и инструкций, определяющих права экономик африканских стран. Высокие и обязанности инвесторов и государства.

На сегодняшний день в Анголе, несмотря на очевидный рост в секторе услуг и укреплении института предпринимательства, немногие предприниматели знают о важности бухгалтерского учета для управления бизнесом. Отношение к одной и самых древних профессий крайне предвзятое. Без осознания важности бухгалтерской информации для принятия управленческих решений невозможно эффективно управлять организацией

Сказанное никак не умаляет историю становления самой профессии бухгалтера и бухгалтерии как науки в современной Анголе. В научных исследованиях, посвященных развитию бухгалтерского учета в Анголе, принято выделять три основных периода истории:

Первый этап — Колониальный период (XVI—XX вв.);

Открыв Анголу в конце 15 в., португальцы колонизировали ее свыше 300 лет. Ангола была для них источником не только продовольствия, драгоценных камней, но и центром работорговли. По примерным оценкам, из страны в период колонизации было вывезено около 5 млн чел. В это же время в колонии активно развивалась торговля, что требовало специалистов в области учета.

Обучение бухгалтерскому делу в Португальской Колониальной Империи берет начало 19 мая 1759 г., но тогда это носило эпизодический непрофессиональный характер. На самом деле немногим более тридцати лет назад стали появляться Высшие бухгалтерские курсы, основная задача которых заключалась в предоставлении знаний в этой области. Этим и объясняется скромность исследований в области бухгалтерского учета в Анголе на академическом уровне.

Одним из первооткрывателей был академик Полибиу Артур душ Сантуш Гарсия. Его диссертация, защищенная в 1932 г. в Техническом университете Лиссабона, была посвящена проблеме унификации балансов, основанной на анализе балансов страховых и кредитных организаций. По мнению Полибиу

Гарсии, унификация балансов имеет целью дать единое представление о публикуемых счетах, сделать их более прозрачными, понятными для простоты интерпретации и проведения сравнительного анализа данных различных организаций [1].

В 1955 г. в том же университете была представлена диссертация Каэ-тану Леглизе да Круз Видал, основанная на анализе действующих учетных принципов таких стран, как Великобритания, США, СССР, Германия, Франция. Полученные результаты позволили разработать рекомендации для бухгалтерского планирования в Португальской колониальной империи на уровне деятельности акционерных обществ, з, также в банковском и страховом секторе [2].

Один из основных выводов в работе гласил, что рационально структурированное бухгалтерское планирование служит основой для использования бухгалтерского инструмента в исследовании современной экономики. В работе были сделаны выводы относительно бухгалтерского планирования, которые не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день. По мнению Каэтану Видала, бухгалтерское планирование должно включать в себя:

— единую фиксированную терминологию;

— единую классификацию используемых счетов;

— выбор цифрового кода этих счетов;

— подготовку единой системы для подсчета издержек;

— указание основных правил в отношении расчетов, которые являются неотъемлемой частью учета;

— изложение принципов относительно оценок и амортизации;

— разработку определенных моделей для единого представления данных.

Массовые волнения против режима колониализма вынудили колониальное правительство на проведение реформ, в том числе и налоговой реформы, благодаря которой начиная с 1963 г. предприятия обязали уплачивать налог на прибыль.

В Кодексе по налогообложению были определены правила организации бухгалтерского учета и ведения бухгалтерских книг, а также единые требования по формированию показателей финансового результата [3].

Провозглашенные принципы окончательно были закреплены после публикации Декрета-закона №49381 от 15 ноября 1969 г., который устанавливал единые правила контроля акционерных обществ, разработки баланса и требования к исчислению финансового результата организации. В дальнейшем были приняты законодательные акты, обязывающие организации раскрывать информацию об аффилированных лицах, а также список держателей ценных бумаг по установленному образцу.

В те неспокойные годы по политическим обстоятельствам не могли существовать профессиональные ассоциации, что существенно тормозило изучение бухгалтерского дела на профессиональном уровне.

Кроме того, в 1964 г. Комиссия по бухгалтерскому учету и статистике Исследовательского центра национального профсоюза служащих по Лиссабонскому округу разработала Генеральный план счетов, в котором счета располагались в порядке возрастания их ликвидности и ответственности, т.е. активы начинались с долгосрочных (менее ликвидных) активов и заканчивались более ликвидными активами (денежными средствами), а источники начинались со счетов собственного капитала и заканчивались краткосрочными пассивами.

Структура плана счетов включала в себя 10 разделов: 0 — Собственный капитал; 1 — Иммобилизованные активы; 2 — Запасы; 3 — Мобилизованные активы; 4 — Финансовые средства;

5 — Расходы по обычной деятельности;

6 — Доход от обычной деятельности;

7 — Обусловленный учет; 8 — Специфические расходы; 9 — Рабочие счета.

Счета пятого и шестого разделов предназначались для определения сводных результатов деятельности, а счета восьмого и девятого разделов

применялись при определении аналитических результатов.

В конце аналитической группировки каждого раздела был представлен список определений, принципов, правил и примечаний. Документ заканчивался положениями о взаимодействии учета себестоимости с унифицированными моделями счетов конечного результата и единым сводным балансом.

В 1970 г. был разработан Национальный план счетов для предприятий с государственным участием, который распространялся на все организации без исключения [4].

Национальный план счетов включал:

— модели финансовой отчетности (с элементами управления и контроля информации);

— разделы и коды счетов;

— разъяснения по каждому из счетов;

— список основных положений изучения стратегии организации;

— показатели, предлагаемые для характеристики деятельности организации.

Финансовая отчетность предполагала возможность построения четырех моделей бухгалтерского баланса: баланс финансового состояния (активы располагались по степени возрастания ликвидности, источники — по степени возрастания ответственности), синтетический баланс, экономический и финансовый баланс. Также были внесены изменения в отчет о финансовых результатах. Теперь структура представлялась следующими показателями:

— валовая прибыль от основной деятельности;

— общая прибыль;

— валовая прибыль без амортизации и резервов;

— валовая прибыль от основной деятельности;

— валовая прибыль отчетного периода;

— прибыль до налогообложения;

— чистая прибыль отчетного периода.

Третий опубликованный в Империи труд о стандартизации бухгалтерского

учета назывался «Проект Генерального Плана Счетов», разработанный на базе Генерального плана счетов Франции и изданный в 1973 г. Центром Изучения налоговых вопросов Главного Управления по Налогам и Сборам Министерства Финансов. Проект включал в себя перечень счетов бухгалтерского учета, требования к структуре и порядку составления отчетности, а также различные рекомендации.

Только в 1974 г. Португальское общество профессиональных бухгалтеров представило свой проект португальского плана счетов. Одно из основных отличий проекта — это рекомендации по группировке активов по степени убывания ликвидности и группировка источников от краткосрочных обязательств к капиталу [1].

Второй этап — провозглашение независимости Анголы (1975— 1992 гг.).

После провозглашения независимости Анголы 11 ноября 1975 г. от колониального режима Португалии в Анголе началась гражданская война (1975—2002 гг.) за власть в стране между просоветской МПЛА и проамериканскими УНИТА и ФНЛА.

В период революционных настроений все министерства и ведомства были переведены под юрисдикцию Республики Ангола. Увы, достижение независимости не означало одновременно и прекращение войны. В стране продолжалась гражданская война, которая медленно уничтожала инфраструктуру страны, а также тормозила социально-экономическое развитие. На пути к независимости гражданская война, принимая угрожающий размах, постепенно ввергла страну в глубокий экономический и финансовый кризис, что вынудило правительство провести структурные реформы.

Для восстановления экономики страны была объявлена национализация многих предприятий. Более 130 различных коммерческих предприятий были национализированы, что, в свою очередь, снова потребовало решения проблем стандартизации бухгалтерского учета.

В 1979 г. был утвержден национальный план счетов [5, 6, 7], обязательный к применению всеми экономическими субъектами на территории страны, независимо от организационно-правовой формы собственности. Это было началом десятилетия реформирования бухгалтерского учета в условиях плановой экономики.

Третий этап — современный этап развития бухгалтерского учета (с 1992 г. по настоящее время).

Современный этап берет свое начало с изменения Конституции в 1991 г., с перехода на демократический путь развития Республики Ангола, признания и гарантий прав и свобод граждан, а также с провозглашения основополагающих принципов рыночной экономики.

Рост значения бухгалтерского учета в современный период связан с развитием новых рыночных отношений, использованием международных стандартов бухгалтерского учета.

Основной недостаток системы бухгалтерского учета Анголы — это ее ориентированность на плановую экономику, что, в свою очередь, снижает ее привлекательность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Однако экономическая система Анголы продолжает прогрессивно меняться, что приводит к возникновению новых объектов бухгалтерского наблюдения, которые требуют отражения в учете.

В 1988 г. Совет министров утвердил Положение о Министерстве финансов [8], включающее и структуру по национальным управлениям: 1) Управление по бюджету; 2) Управление по бухгалтерскому учету; 3) Казначейство; 4) Управление по налогам; 5) Управление по таможне; 6) Управление государственной собственностью.

Согласно ст. 20 Положения [8], национальное управление бухгалтерского учета выступает исполнительным органом министерства финансов, отвечающим за систему государственного учета, особенно в отношении функции ориентации, регистрации и контроля

исполнения бюджета, а также анализа и оценки подотчетных автономных фондов, институтов и государственных предприятий.

Основные функции Национального управления бухгалтерского учета состоят в следующем:

— устанавливать правила и процедуры бухгалтерского учета для регистрации хозяйственных фактов по управлению бюджетом, финансами и активами государственных подразделений;

— разрабатывать национальный план счетов в сотрудничестве с компетентными органами и проводить регулярное обновление;

— вести общий учет в государстве совместно с отраслевыми ведомствами;

— подготавливать отчет об исполнения бюджета и эффективности финансового управления;

— оказывать необходимую техническую поддержку членам профессиональных организаций;

— обновлять регистры учета активов и ценностей государства, проводить проверки правильности принятия управленческих решений;

— анализировать и оценивать финансовые отчеты государственных учреждений, предприятий и других организаций, получающих государственное финансирование;

— предлагать необходимые инспекции в результате проверки процедур ведения учета;

— выполнять другие обязанности, возложенные законом или определяемые министром.

Сегодня проводится активная политика по реформированию системы бухгалтерского учета и аудита в Анголе. Так, в 1997 г. министерство финансов разработало стратегию формирования рынка ценных бумаг, фондовой биржи, а также проведения предварительных исследований для создания Комитета

по рынку капитала и фондовой бирже Анголы.

В 2000 г. была утверждена схема обязательных аудиторских проверок

[9], которые будут проводиться экспертами в области учета для государственных смешанных предприятий. Это послужило стимулом для активизации программ подготовки кадров в области бухгалтерского учета и аудита. В 2001 г. был утвержден новый план счетов

[10], который действует и сейчас.

Появление закона о коммерческих

организациях [11] ввело новые правила надзора за компаниями, согласно которым в совет директоров должен входить либо бухгалтер, либо аудитор.

В 2007 г. Национальным банком Анголы были разработаны План счетов и инструкция по его применению для финансовых учреждений в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Кроме того, с 2010 г. в стране создан Орден бухгалтеров и аудиторов Анголы [12], который обеспечивает соблюдение норм кодекса этики для бухгалтеров в стране и оказывает помощь Правительству в вопросах по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также сотрудничает с образовательными учреждениями среднего и высшего образования в области бухгалтерского учета.

В целом бухгалтерский учет в Анголе находится на стадии активного реформирования и переориентации на международно-признанные стандарты, что требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и аудита. Для определения вектора дальнейшего развития необходимо исследовать накопленный опыт регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в зарубежных странах с целью возможного применения в условиях реформирования национальной системы учета и отчетности.

Примечания:

1. Magro J., Magro A., Manual de contabilidade Angolano: porto-uniarte grafica, 2008. 468 p.

2. Praticas De Contabilidade Angola. Angola: Texto Editores, Lda., 2009. 191 p.

3. Vigario A. Consulta Contabilisitca. Angola: Texto Editores, Lda, 2007. 123 p.

4. Costa C.B., Alves G.C., Contabilidade Financeira. Lisboa: Rei dos livros, 2008. 1170 p.

5. Decreto №250/79, Plano Nacional de Contabilidade: 1979.

6. Decreto №74/84, Plano Nacional de Contabilidade: 1984.

7. Decreto №70/89 Plano de Contas Empresarial e as suas respectivas instru3xes. 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Lei Organica do Ministerio Das Finan3as, 1988.

9. Decreto №38/00, sujei3ro a auditoria: 2000.

10. Decreto №82/01, Plano Geral de Contabilidade: 2001.

11. Lei №1/04, Lei das sociedades comerciáis, 2004.

12. Decreto Presidencial №232/10, Ordem dos contabilistas e peritos contabilistas. Angola: Texto Editores, Lda, 2007.

References:

1. Magro J., Magro A., Manual accounting Angola: graphical Puerto uniarte, 2008. 468 pp.

2. Accounting Practices From Angola. Angola: Text Editors, Ltd., 2009. 191 pp.

3. Vicar A. Consultation Contabilisitca. Angola: Text Editors, Ltd., 2007. 123 pp.

4. Costa C.B., Alves G.C., Financial Accounting. Lisbon: King of Books, 2008. 1170 pp.

5. Decree №250 / 79, National Accounting Plan: 1979.

6. Decree №74 / 84, National Accounting Plan: 1984.

7. Decree №70 / 89 Plan of Corporate Auditors and their respective instructions. 1989.

8. Organic Law of the Ministry Of Finance, 1988.

9. Decree №38 / 00, subject to audit: 2000.

10. Decree №82 / 01, the General Accounting Plan: 2001.

11. Law №1 / 04, Law on commercial companies, 2004.

12. Presidential Decree №232 / 10, Order of accountants and accountants. Angola: Text Editors Ltd, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.