Sekirin Andrey Aleksandrovich, Belgorod State National Research University, postgraduate student, the Faculty of History and Philology
E-mail: andreisekirin@mail.ru
The history of the emergence and spread of sectarianism and the Old Believers in the Voronezh and Kursk provinces in XVII - the beginning of XIX centuries
Abstract: The article investigates the history of the emergence and spread of sectarianism and schism of the Old Believers in the Central Black Earth region of European Russia in XVII - the beginning of XIX centuries, the example of Voronezh and Kursk provinces.
Keywords: sectarianism, schism, Old Believers, sectarians, schismatics, Dukhobors, Molokans, Skoptsy, Khlysts, Central Black Earth Region, Voronezh Province, Kursk Province.
Секирин Андрей Александрович, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, аспирант, историко-филологический факультет E-mail: andreisekirin@mail.ru
История возникновения и распространения сектантства и старообрядчества в Воронежской и Курской губерниях в XVII - начале XIX веков
Аннотация: Статья посвящена исследованию истории возникновения и распространения сектантства и раскола старообрядчества в Центрально-Чернозёмном регионе Европейской России в XVII - начале XIX веков, на примере Воронежской и Курской губерний.
Ключевые слова: сектантство, раскол, старообрядчество, сектанты, раскольники, духоборы, молокане, скопцы, хлысты, Центральное Черноземье, Воронежская губерния, Курская губерния.
К середине XIX века, в административно-территори- как самого раскола, так и с появлением и распространени-
альном делении Российской империи, и в религиозном ем сектантства, соответственно, территории Центрально-
отношении, губернии Центрального Черноземья — Во- го Черноземья, которые в течение длительного времени
ронежская и Курская, представляли собой среднестати- являлись приграничными, окраинными землями Русского
стические губернии Европейской части России, с пода- государства, оказались притягательным местом для раз-
вляющей долей великорусского православного населения. личного рода религиозно инакомыслящего населения. Однако, исторический процесс формирования населения, Религиозный и социальный состав населения был
указанных территорий, выразился в определённых осо- крайне разнородным, что обуславливало, появление и
бенностях религиозного, национального и социального распространение сектантства и старообрядчества на тер-
характера населения, что в свою очередь, так или иначе, риториях Центрального Черноземья. «Значительную
отражалось как на религиозно-мировоззренческом уровне часть населения составляли служилые люди, охранявшие
населения, так и на государственно-конфессиональной по- порубежье от врагов, частых набегов кочевников, много
литике местных властей. было здесь и различного рода переселенцев из централь-
Для определения времени и обстоятельств возник- ных районов страны, которые предпочитали вести своего
новения и распространения старообрядчества и сектант- рода "вольную жизнь", которая подразумевала, в том числе
ства на территориях, которые составили позднее Курскую и религиозное инакомыслие» [1, 29]. и Воронежскую губернии, необходимо дать краткую ха- Религиозный состав и морально-нравственный уро-
рактеристику, процессу заселения данных территорий и вень этого первоначального, «вольного» населения был
соответственно, религиозному составу населения. Сам довольно разнородным и противоречивым, «то были рус-
процесс заселения и освоения территории Центрального ские люди, бегавшие в степь, с целью уклониться от госу-
Черноземья, начался в конце XVI - начале XVII века, и про- дарственных повинностей, то были тати, воры, убийцы,
должался фактически в течение полутора, двух столетий. поджигатели и всякого рода лихие люди — преступни-
Хронологически, он совпал со временем возникновения, ки, спасавшиеся от заслуженной кары, то были, наконец,
Section 2. History and archaeology
раскольники и разные проходимцы, перебегавшие на Дон для распространения своего вредного круга деятельности» [2, 13]. Таким образом, духовно-нравственная и социальная среда первоначального населения, благоприятствовала к распространению на этих территориях различного рода религиозного инакомыслия и индифферентизма, включая раскол и сектантство.
Что касается установления точного периода времени появления и распространения в Курской и Воронежской губерниях старообрядцев и сектантов, и первоначального состава населения по различным толкам, и сектам, то установление данного факта представляет значительную трудность. Можно с уверенностью говорить о том, что раскольники появились на территории Центрального Черноземья, фактически сразу после возникновения раскола в Русской Церкви, вскоре после Московского собора 1666-1667 гг., когда многочисленные сторонники старой веры, вынуждены были бежать в малонаселенные, окраинные районы государства. «Главная масса беглецов направлялась в привольные казацкие станицы, расположенные по низовьям Дона и по его притокам: Чиру, Медведице, Хопру и др.» [3, 276]. Таким образом, многие последователи раскола находили убежище на Дону и других местах Центрального Черноземья, пользуясь малонаселенностью и удаленностью этих территорий от центральных властей, как светских, так и духовных, слабо контролировавших религиозную жизнь местного населения.
«Усилению раскола в Воронежском крае содействовали, с одной стороны, условия гражданской и религиозной жизни в окраинных местах, а с другой — близость к Воронежу тех областей Донской земли, где раскол свил себе прочное гнездо. Пользуясь отдаленностью от Москвы, Воронежские воеводы и приказные люди сквозь пальцы смотрели на всяких "гулящих людей", а в числе их — и на проживавших в их областях раскольников, если последние не заявляли о себе какими-либо выдающимися нарушениями общественного спокойствия» [3, 276-277]. Тем самым, пользуясь относительной политической свободой и слабым контролем со стороны местных властей, Центрально-Чернозёмный регион, стал пристанищем для многих последователей раскола. Известны имена первых пропагандистов раскола в обширном регионе охватывающим Центральное Черноземье, Нижнее Поволжье и Северный Кавказ: «иеромонах Иов, бывший келейник патриарха Филарета, и Тихвинский игумен Досифей, который с двумя священниками, Пафнутием и Феодосием, пришел из северного поморья. Они с проповедью раскола ходили по южной окраине России, вниз по Волге, по рекам Дону, Кубани, Медведице, за Астраханью, по рекам — Сулак и Кума, близ г. Черкасов, Тамбова и Козлова и везде увлекали целые шайки беглых и вольниц» [4, 54].
Действия местной духовной власти, в отношении ина-коверующих первоначально так же были незначительными. Огромные пространства территорий епархий, малое количество приходов, значительная удалённость населения
от полноценного пастырского окормления со стороны православного духовенства, фактическое отсутствие духовного просвещения населения, в указанный период, делали его питательной средой для распространения, как раскола, так и различного рода религиозного инакомыслия. «Поселившись на Дону, с целью снискать себе безопасное убежище, раскольники-духовные вскоре увидели, что, кроме желанного покоя, они обрели себе и весьма удобную ниву для насаждения своего учения. "Деятелей" православных почти не было среди казаков, дела же было достаточно» [5, 104-105].
Таким образом, к концу XVII века, раскол стал в Центрально-Чернозёмном регионе весьма распространенным явлением. Раскольническое духовенство в условиях незначительного контроля со стороны светской власти и при попустительстве местного православного духовенства, развернуло в Центральном Черноземье активную пропаганду раскольнических взглядов. «В своих пустынях и часовнях попы совершали богослужение, венчали браки казаков, крестили их детей и совершали для них другие требы. При этом, конечно, не обходилось без подобающих с их стороны наставлений касательно старой веры: в этом признавались и сами попы» [5, 105-106].
Распространение раскола на территориях Центрального Черноземья к концу XVII века, было столь значительным, что стало одной из причин учреждения самостоятельной Воронежской епархии в 1682 году, на территориях которой, было необходимо упорядочить церковную жизнь, наладить пастырское окормление и полноценное духовное просвещение местного населения. Первым епископом Воронежским, стал выдающийся церковный деятель святитель Митрофан, «который в свою бытность игуменом Макарьево-Унженского монастыря в Костромской губернии, много потрудился в деле противодействия расколу и чьё назначение, таким образом, на созданную Воронежскую кафедру во многом было обусловлено именно этим» [3, 280].
Более сложным, является вопрос, об установлении точного времени и обстоятельств, проникновения и распространения в Центрально-Чернозёмном регионе мистического и рационалистического сектантства. Однако, на основе изучения архивных материалов, можно утверждать, что «кроме существовавших в Воронежской Епархии старообрядческих сект — поповщины и безпо-повщины, сюда проникало и религиозное сектантство, которое впоследствии получило название духоборчества и молоканства» [6, 146].
Проникновение в Воронежскую губернию сектантства, шло главным образом, из соседней Тамбовской губернии, которая являлась крупным очагом сектантства — духоборчества и молоканства, в том числе, родиной последнего: «1) В 50-х годах 18 столетия, в Тамбовской губернии хотя и были какие-то вольнодумцы — рационалисты, но они не составили организованной секты — с определенным учением. 2) Духоборчество в Тамбовской
губернии, перешедшее сюда из Екатеринославской губернии, начинается с Побирохина в последней четверти 18 столетия. 3) Уклеин из-за увлечения дочерью Побирохина переменяет православие на духоборчество очевидно тоже в это время. 4) Ещё позднее он, сделавшись организатором особой секты, с целью привлечь Далма-това в свою секту, привносит в молоканство еврейские понятия» [6, 148].
«В обстоятельствах внешнего распространения сектантства обращает на себя внимание тот факт, что сектантство и в Воронеж и в село Мечетки заносится все из одного и того же места, из Тамбовской губернии. Первые учители Петра Киреева, между которым отметим Семёна Уклеина — жители Тамбовской губернии» [6, 152]. Одновременно, с распространением в Воронежской губернии, сектантство пустило прочные корни и в соседней Курской губернии. «В 1790-х годах, некто крестьянин селения "Старицы" Белгородского уезда, Федор Даншин, известным стал, как молоканин. Не позже этого времени известно стало и духоборчество в Курской губернии. Источники указывают на некоего крестьянина Курской губернии, духоборца, Григория Неманихина, который издавна проповедовал духоборчество в своём краю» [7, 597].
Таким образом, незначительное количество сектантов рационалистов обосновались в Курской губернии в конце XVIII века. Сведения о них крайне малочисленны, однако, известно, что «Курский губернатор, в 1816 году, сделал об них представление Министру Внутренних Дел, в котором писал, что ежели Правительству угодно будет издать строжайшее постановление о предании суду самозванцев, именующихся наставниками у Молокан и принимающих на себя не подлежащие духовные права, с повелением немедленно удалять их из тех селений и отсылать их в Закавказские области, тогда в самом непродолжительном времени уничтожатся, при благоразумных и осторожных действиях местного начальства, все эти секты, поддерживающиеся единственно от влияния сих уставщиков» [8, 475].
Так же Курская губерния, являлась довольно крупным регионом распространения мистического сектантства —
хлыстовства и скопчества, это было вызвано, прежде всего, соседством с Орловской губернией, которая являлась родиной последнего. Основатель скопческой секты Кондратий Селиванов, объявивший себя в одном лице сыном божьим искупителем-оскопителем, и спасшимся царём-мессией Петром III, в 1760-х годах, тайно проживал в Курске. «Рассказ о тайном проживании Петра III в Курске возник в Курской губернии, которая в то время была переполнена хлыстами. Стоит обратить внимание на то, что появление подобного рода слухов и рассказов, происходило именно в местностях и в среде, зараженной скопцами» [9, 481].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Центрально-Чернозёмный регион, Воронежская и Курская губернии, были территориями, где старообрядчество и сектантство, существовали исторически, распространившись здесь, фактически с момента своего возникновения, раскол получил распространение во второй половине XVII века, сектантство — с середины, во второй половине XVIII века. Таким образом, к началу, середине XIX века, регион Центрального Черноземья, в силу особенностей своего исторического развития, сформировался как крупный центр религиозного сектантства и старообрядчества.
Тут получили широкое распространение как различные направления и толки раскола старообрядчества, так и самые разнообразные формы рационалистического и мистического сектантства. Причём некоторые из сект, к примеру, молокане и скопцы, исторически возникли и сложились именно в Центрально-Чернозёмном регионе. Таким образом, регион Центрального Черноземья, Воронежская и Курская губернии, являлись не только территорией, где сектантство и старообрядчество находили себе последователей, но и был своеобразным ретранслятором и малой Родиной, для некоторых форм религиозного сектантства, очагом для его распространения и в других регионах. Здесь складывался своеобразный внутренний религиозный мир, в котором переплетались различные религиозные, национальные и социальные противоречия, обусловленные особенностями заселения, освоения и исторического развития населения данных территорий.
Список литературы:
1. Апанасенок А. В. «Старая вера» в Центральном Черноземье: XVII - начало XX века. - Курск: КГТУ 2008. - 304 с.
2. Вейнберг Л. Б. Распространение Христианства на Украине (Краткий исторический очерк, составленный по неизданным документам). - Воронеж.: Типо-Литография Губерн. Правл., 1889. - 87 с.
3. Введенский С. Раскол в Воронежском крае при святителе Митрофане (1682-1703 гг.)//Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1901. - № 7. - С. 275-289.
4. Былов М. Раскол в Воронежской Епархии при Епископе Тихоне I (Святителе) (1763-1767 гг.)//Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1890. - № 2. - С. 52-64.
5. Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. - СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1889. - 348 с.
6. Былов М. Раскол в Воронежской Епархии при Епископе Тихоне I (Святителе) (1763-1767 гг.)//Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1890. - № 4. - С. 146-154.
7. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. В 4 т. - СПб.: Тип. М. Хана, 1870. - Т. 2. - 829 с.
8. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. В 4 т. - СПб.: Тип. М. Хана, 1872. - Т. 3. - 640 с.
9. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. В 4 т. - СПб.: Тип. П. П. Меркульева, 1873. - Т. 4. - 655 с.