Научная статья на тему 'История возникновения и распространения сектантства и старообрядчества в Воронежской и Курской губерниях в XVII - начале XIX веков'

История возникновения и распространения сектантства и старообрядчества в Воронежской и Курской губерниях в XVII - начале XIX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SECTARIANISM / SCHISM / OLD BELIEVERS / SECTARIANS / SCHISMATICS / DUKHOBORS / MOLOKANS / SKOPTSY / KHLYSTS / CENTRAL BLACK EARTH REGION / VORONEZH PROVINCE / KURSK PROVINCE / СЕКТАНТСТВО / РАСКОЛ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / СЕКТАНТЫ / РАСКОЛЬНИКИ / ДУХОБОРЫ / МОЛОКАНЕ / СКОПЦЫ / ХЛЫСТЫ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕ / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Секирин Андрей Александрович

Статья посвящена исследованию истории возникновения и распространения сектантства и раскола старообрядчества в Центрально-Чернозёмном регионе Европейской России в XVII начале XIX веков, на примере Воронежской и Курской губерний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Секирин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the emergence and spread of sectarianism and the Old Believers in the Voronezh and Kursk provinces in XVII - the beginning of XIX centuries

The article investigates the history of the emergence and spread of sectarianism and schism of the Old Believers in the Central Black Earth region of European Russia in XVII the beginning of XIX centuries, the example of Voronezh and Kursk provinces.

Текст научной работы на тему «История возникновения и распространения сектантства и старообрядчества в Воронежской и Курской губерниях в XVII - начале XIX веков»

Sekirin Andrey Aleksandrovich, Belgorod State National Research University, postgraduate student, the Faculty of History and Philology

E-mail: andreisekirin@mail.ru

The history of the emergence and spread of sectarianism and the Old Believers in the Voronezh and Kursk provinces in XVII - the beginning of XIX centuries

Abstract: The article investigates the history of the emergence and spread of sectarianism and schism of the Old Believers in the Central Black Earth region of European Russia in XVII - the beginning of XIX centuries, the example of Voronezh and Kursk provinces.

Keywords: sectarianism, schism, Old Believers, sectarians, schismatics, Dukhobors, Molokans, Skoptsy, Khlysts, Central Black Earth Region, Voronezh Province, Kursk Province.

Секирин Андрей Александрович, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, аспирант, историко-филологический факультет E-mail: andreisekirin@mail.ru

История возникновения и распространения сектантства и старообрядчества в Воронежской и Курской губерниях в XVII - начале XIX веков

Аннотация: Статья посвящена исследованию истории возникновения и распространения сектантства и раскола старообрядчества в Центрально-Чернозёмном регионе Европейской России в XVII - начале XIX веков, на примере Воронежской и Курской губерний.

Ключевые слова: сектантство, раскол, старообрядчество, сектанты, раскольники, духоборы, молокане, скопцы, хлысты, Центральное Черноземье, Воронежская губерния, Курская губерния.

К середине XIX века, в административно-территори- как самого раскола, так и с появлением и распространени-

альном делении Российской империи, и в религиозном ем сектантства, соответственно, территории Центрально-

отношении, губернии Центрального Черноземья — Во- го Черноземья, которые в течение длительного времени

ронежская и Курская, представляли собой среднестати- являлись приграничными, окраинными землями Русского

стические губернии Европейской части России, с пода- государства, оказались притягательным местом для раз-

вляющей долей великорусского православного населения. личного рода религиозно инакомыслящего населения. Однако, исторический процесс формирования населения, Религиозный и социальный состав населения был

указанных территорий, выразился в определённых осо- крайне разнородным, что обуславливало, появление и

бенностях религиозного, национального и социального распространение сектантства и старообрядчества на тер-

характера населения, что в свою очередь, так или иначе, риториях Центрального Черноземья. «Значительную

отражалось как на религиозно-мировоззренческом уровне часть населения составляли служилые люди, охранявшие

населения, так и на государственно-конфессиональной по- порубежье от врагов, частых набегов кочевников, много

литике местных властей. было здесь и различного рода переселенцев из централь-

Для определения времени и обстоятельств возник- ных районов страны, которые предпочитали вести своего

новения и распространения старообрядчества и сектант- рода "вольную жизнь", которая подразумевала, в том числе

ства на территориях, которые составили позднее Курскую и религиозное инакомыслие» [1, 29]. и Воронежскую губернии, необходимо дать краткую ха- Религиозный состав и морально-нравственный уро-

рактеристику, процессу заселения данных территорий и вень этого первоначального, «вольного» населения был

соответственно, религиозному составу населения. Сам довольно разнородным и противоречивым, «то были рус-

процесс заселения и освоения территории Центрального ские люди, бегавшие в степь, с целью уклониться от госу-

Черноземья, начался в конце XVI - начале XVII века, и про- дарственных повинностей, то были тати, воры, убийцы,

должался фактически в течение полутора, двух столетий. поджигатели и всякого рода лихие люди — преступни-

Хронологически, он совпал со временем возникновения, ки, спасавшиеся от заслуженной кары, то были, наконец,

Section 2. History and archaeology

раскольники и разные проходимцы, перебегавшие на Дон для распространения своего вредного круга деятельности» [2, 13]. Таким образом, духовно-нравственная и социальная среда первоначального населения, благоприятствовала к распространению на этих территориях различного рода религиозного инакомыслия и индифферентизма, включая раскол и сектантство.

Что касается установления точного периода времени появления и распространения в Курской и Воронежской губерниях старообрядцев и сектантов, и первоначального состава населения по различным толкам, и сектам, то установление данного факта представляет значительную трудность. Можно с уверенностью говорить о том, что раскольники появились на территории Центрального Черноземья, фактически сразу после возникновения раскола в Русской Церкви, вскоре после Московского собора 1666-1667 гг., когда многочисленные сторонники старой веры, вынуждены были бежать в малонаселенные, окраинные районы государства. «Главная масса беглецов направлялась в привольные казацкие станицы, расположенные по низовьям Дона и по его притокам: Чиру, Медведице, Хопру и др.» [3, 276]. Таким образом, многие последователи раскола находили убежище на Дону и других местах Центрального Черноземья, пользуясь малонаселенностью и удаленностью этих территорий от центральных властей, как светских, так и духовных, слабо контролировавших религиозную жизнь местного населения.

«Усилению раскола в Воронежском крае содействовали, с одной стороны, условия гражданской и религиозной жизни в окраинных местах, а с другой — близость к Воронежу тех областей Донской земли, где раскол свил себе прочное гнездо. Пользуясь отдаленностью от Москвы, Воронежские воеводы и приказные люди сквозь пальцы смотрели на всяких "гулящих людей", а в числе их — и на проживавших в их областях раскольников, если последние не заявляли о себе какими-либо выдающимися нарушениями общественного спокойствия» [3, 276-277]. Тем самым, пользуясь относительной политической свободой и слабым контролем со стороны местных властей, Центрально-Чернозёмный регион, стал пристанищем для многих последователей раскола. Известны имена первых пропагандистов раскола в обширном регионе охватывающим Центральное Черноземье, Нижнее Поволжье и Северный Кавказ: «иеромонах Иов, бывший келейник патриарха Филарета, и Тихвинский игумен Досифей, который с двумя священниками, Пафнутием и Феодосием, пришел из северного поморья. Они с проповедью раскола ходили по южной окраине России, вниз по Волге, по рекам Дону, Кубани, Медведице, за Астраханью, по рекам — Сулак и Кума, близ г. Черкасов, Тамбова и Козлова и везде увлекали целые шайки беглых и вольниц» [4, 54].

Действия местной духовной власти, в отношении ина-коверующих первоначально так же были незначительными. Огромные пространства территорий епархий, малое количество приходов, значительная удалённость населения

от полноценного пастырского окормления со стороны православного духовенства, фактическое отсутствие духовного просвещения населения, в указанный период, делали его питательной средой для распространения, как раскола, так и различного рода религиозного инакомыслия. «Поселившись на Дону, с целью снискать себе безопасное убежище, раскольники-духовные вскоре увидели, что, кроме желанного покоя, они обрели себе и весьма удобную ниву для насаждения своего учения. "Деятелей" православных почти не было среди казаков, дела же было достаточно» [5, 104-105].

Таким образом, к концу XVII века, раскол стал в Центрально-Чернозёмном регионе весьма распространенным явлением. Раскольническое духовенство в условиях незначительного контроля со стороны светской власти и при попустительстве местного православного духовенства, развернуло в Центральном Черноземье активную пропаганду раскольнических взглядов. «В своих пустынях и часовнях попы совершали богослужение, венчали браки казаков, крестили их детей и совершали для них другие требы. При этом, конечно, не обходилось без подобающих с их стороны наставлений касательно старой веры: в этом признавались и сами попы» [5, 105-106].

Распространение раскола на территориях Центрального Черноземья к концу XVII века, было столь значительным, что стало одной из причин учреждения самостоятельной Воронежской епархии в 1682 году, на территориях которой, было необходимо упорядочить церковную жизнь, наладить пастырское окормление и полноценное духовное просвещение местного населения. Первым епископом Воронежским, стал выдающийся церковный деятель святитель Митрофан, «который в свою бытность игуменом Макарьево-Унженского монастыря в Костромской губернии, много потрудился в деле противодействия расколу и чьё назначение, таким образом, на созданную Воронежскую кафедру во многом было обусловлено именно этим» [3, 280].

Более сложным, является вопрос, об установлении точного времени и обстоятельств, проникновения и распространения в Центрально-Чернозёмном регионе мистического и рационалистического сектантства. Однако, на основе изучения архивных материалов, можно утверждать, что «кроме существовавших в Воронежской Епархии старообрядческих сект — поповщины и безпо-повщины, сюда проникало и религиозное сектантство, которое впоследствии получило название духоборчества и молоканства» [6, 146].

Проникновение в Воронежскую губернию сектантства, шло главным образом, из соседней Тамбовской губернии, которая являлась крупным очагом сектантства — духоборчества и молоканства, в том числе, родиной последнего: «1) В 50-х годах 18 столетия, в Тамбовской губернии хотя и были какие-то вольнодумцы — рационалисты, но они не составили организованной секты — с определенным учением. 2) Духоборчество в Тамбовской

губернии, перешедшее сюда из Екатеринославской губернии, начинается с Побирохина в последней четверти 18 столетия. 3) Уклеин из-за увлечения дочерью Побирохина переменяет православие на духоборчество очевидно тоже в это время. 4) Ещё позднее он, сделавшись организатором особой секты, с целью привлечь Далма-това в свою секту, привносит в молоканство еврейские понятия» [6, 148].

«В обстоятельствах внешнего распространения сектантства обращает на себя внимание тот факт, что сектантство и в Воронеж и в село Мечетки заносится все из одного и того же места, из Тамбовской губернии. Первые учители Петра Киреева, между которым отметим Семёна Уклеина — жители Тамбовской губернии» [6, 152]. Одновременно, с распространением в Воронежской губернии, сектантство пустило прочные корни и в соседней Курской губернии. «В 1790-х годах, некто крестьянин селения "Старицы" Белгородского уезда, Федор Даншин, известным стал, как молоканин. Не позже этого времени известно стало и духоборчество в Курской губернии. Источники указывают на некоего крестьянина Курской губернии, духоборца, Григория Неманихина, который издавна проповедовал духоборчество в своём краю» [7, 597].

Таким образом, незначительное количество сектантов рационалистов обосновались в Курской губернии в конце XVIII века. Сведения о них крайне малочисленны, однако, известно, что «Курский губернатор, в 1816 году, сделал об них представление Министру Внутренних Дел, в котором писал, что ежели Правительству угодно будет издать строжайшее постановление о предании суду самозванцев, именующихся наставниками у Молокан и принимающих на себя не подлежащие духовные права, с повелением немедленно удалять их из тех селений и отсылать их в Закавказские области, тогда в самом непродолжительном времени уничтожатся, при благоразумных и осторожных действиях местного начальства, все эти секты, поддерживающиеся единственно от влияния сих уставщиков» [8, 475].

Так же Курская губерния, являлась довольно крупным регионом распространения мистического сектантства —

хлыстовства и скопчества, это было вызвано, прежде всего, соседством с Орловской губернией, которая являлась родиной последнего. Основатель скопческой секты Кондратий Селиванов, объявивший себя в одном лице сыном божьим искупителем-оскопителем, и спасшимся царём-мессией Петром III, в 1760-х годах, тайно проживал в Курске. «Рассказ о тайном проживании Петра III в Курске возник в Курской губернии, которая в то время была переполнена хлыстами. Стоит обратить внимание на то, что появление подобного рода слухов и рассказов, происходило именно в местностях и в среде, зараженной скопцами» [9, 481].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Центрально-Чернозёмный регион, Воронежская и Курская губернии, были территориями, где старообрядчество и сектантство, существовали исторически, распространившись здесь, фактически с момента своего возникновения, раскол получил распространение во второй половине XVII века, сектантство — с середины, во второй половине XVIII века. Таким образом, к началу, середине XIX века, регион Центрального Черноземья, в силу особенностей своего исторического развития, сформировался как крупный центр религиозного сектантства и старообрядчества.

Тут получили широкое распространение как различные направления и толки раскола старообрядчества, так и самые разнообразные формы рационалистического и мистического сектантства. Причём некоторые из сект, к примеру, молокане и скопцы, исторически возникли и сложились именно в Центрально-Чернозёмном регионе. Таким образом, регион Центрального Черноземья, Воронежская и Курская губернии, являлись не только территорией, где сектантство и старообрядчество находили себе последователей, но и был своеобразным ретранслятором и малой Родиной, для некоторых форм религиозного сектантства, очагом для его распространения и в других регионах. Здесь складывался своеобразный внутренний религиозный мир, в котором переплетались различные религиозные, национальные и социальные противоречия, обусловленные особенностями заселения, освоения и исторического развития населения данных территорий.

Список литературы:

1. Апанасенок А. В. «Старая вера» в Центральном Черноземье: XVII - начало XX века. - Курск: КГТУ 2008. - 304 с.

2. Вейнберг Л. Б. Распространение Христианства на Украине (Краткий исторический очерк, составленный по неизданным документам). - Воронеж.: Типо-Литография Губерн. Правл., 1889. - 87 с.

3. Введенский С. Раскол в Воронежском крае при святителе Митрофане (1682-1703 гг.)//Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1901. - № 7. - С. 275-289.

4. Былов М. Раскол в Воронежской Епархии при Епископе Тихоне I (Святителе) (1763-1767 гг.)//Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1890. - № 2. - С. 52-64.

5. Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. - СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1889. - 348 с.

6. Былов М. Раскол в Воронежской Епархии при Епископе Тихоне I (Святителе) (1763-1767 гг.)//Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. - 1890. - № 4. - С. 146-154.

7. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. В 4 т. - СПб.: Тип. М. Хана, 1870. - Т. 2. - 829 с.

8. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. В 4 т. - СПб.: Тип. М. Хана, 1872. - Т. 3. - 640 с.

9. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. В 4 т. - СПб.: Тип. П. П. Меркульева, 1873. - Т. 4. - 655 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.