Научная статья на тему 'История судебной системы России эпохи СССР 1917-1930-х гг. '

История судебной системы России эпохи СССР 1917-1930-х гг. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9762
1165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ПРАВОСУДИЕ / ПЕРИОДЫ / СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борозинец Ю. О.

Представлен исторический обзор формирования и развития судебной системы СССР. Рассматриваются тенденции в развитии советского правосудия. Исследовано влияние правосудия на советское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История судебной системы России эпохи СССР 1917-1930-х гг. »

№7/2015

ISSN 2410-6070

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

УДК 340

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ю.О.Борозинец

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ИСТОРИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЭПОХИ СССР 1917-1930-Х ГГ.

Аннотация

Представлен исторический обзор формирования и развития судебной системы СССР. Рассматриваются тенденции в развитии советского правосудия. Исследовано влияние правосудия на советское общество.

Ключевые слова

Ключевые слова: советское правосудие, периоды, судебные органы.

Революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война стали для нашей страны катастрофой невиданного масштаба. Достижения старой России, триста лет правления династии Романовых - все это было разрушено. Прежняя система органов государственной власти и государственного управления оказалась развалена, царское законодательство - уничтожено. Таким образом, большевики выстраивали свою командно-административную и правовую систему практически на обломках Российской империи. Разумеется, такие грандиозные потрясения абсолютно во всех сферах жизни общества не могли не коснуться судебной власти, более того - кардинально изменить ее сущность, формы отправления правосудия и вообще все, что так или иначе связано с судоустройством и судопроизводством.

В процессе становления и развития судебной власти в советское время обычно выделяют следующие основные периоды:

1) октябрь 1917 г. - конец 1920-х гг. - формирование правоохранительной и правоприменительной системы, подведомственной советам, народным комиссариатам юстиции и внутренних дел;

2) 1930-е - 1941 гг. - усиление репрессивной сущности советской системы в целом (судебной системы в частности);

3) 1941 - 1945 гг. - период Великой Отечественной войны;

4) 1945 - 1953 гг. - сталинская эпоха, при которой тоталитаризм в СССР достиг своего апогея;

5) 1953 - 1991 гг. - постепенная либерализация советской системы (в т.ч. судебной).

В октябре 1917 г., сразу после свершения Октябрьской революции, судебной системы либо

специализированных органов, призванных отправлять правосудие, еще не было, судебные функции осуществлялись Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД). При Совете народных комиссаров (СНК) была образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), учрежденная 7 (20) декабря 1917 г. Постепенно ВЧК, помимо первоначально возложенных на нее функций (пресечения политических преступлений против советской власти и предание виновных Военнореволюционному трибуналу), получила неограниченные полномочия. ВЧК согласовывала свои действия только с ЦК РКП(б). 5 сентября 1918 г. вышло постановление СНК «О красном терроре», а затем еще ряд нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми ВЧК окончательно становилась карательнорепрессивным органом. В дальнейшем ВЧК не только формировала свою структуру по всей стране (губернские, уездные, транспортные, фронтовые, армейские ЧК), но обладала широкими полномочиями в расследовании различных преступлений. Работники ВЧК могли также производить расстрел на месте без суда и следствия. Само следствие велось упрощенно, нового процессуального законодательства практически не существовало. Лишь после формирования системы народных судов и ревтрибуналов у ВЧК изъяли право вынесения приговоров.

64

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Карательное назначение ВЧК не изменилось после ее реорганизации в Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД), при этом полномочия ГПУ были ограничены. В 1923 г. создается единый общесоюзный орган - Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Система его органов включала в себя ОГПУ СССР, ГПУ союзных республик, политотделов при исполкомах Советов и особых отделов в Красной Армии и на транспорте. При ОГПУ создаются Главное управление милиции и судебная коллегия.

Итак, мы видим, что прежняя имперская судебная система была сломана. Однако вместе с тем формировалась новая советская судебная система. Ее исторически первыми, основополагающими нормативно-правовыми актами стали три декрета о советском суде.

Декрет СНК «О суде № 1» от 22 ноября 1917 г. ликвидировал систему общего и военного суда, существовавшую в Российской империи. Для ликвидации дореволюционных судебных учреждений назначались комиссары. Были учреждены народные суды, которые избирались местными советами и состояли из председателя и двух народных заседателей. В этих судах рассматривались все гражданские дела по искам, не превышающим 300 рублей, и уголовные дела с наказанием не более двух лет лишения свободы. Роль кассационных инстанций выполняли уездные и столичные съезды судей.

«Декрет о суде № 2» от 7 марта (22 февраля) 1918 г. учреждал окружные суды, в их состав входили коллегии из трех постоянных членов и четырех народных заседателей для рассмотрения гражданских дел. Коллегии, состоявшие из председателя и двенадцати народных заседателей, выносили решения по уголовным делам, основываясь на доказательствах факта совершения преступления и исходя из революционной законности. Особое внимание в декрете уделялось реализации правосознания трудящихся классов в форме в их участия в общественном обвинении и в общественной защите. Для этого при Советах создавались специальные коллегии. Таким образом, окружные суды являлись первой инстанцией, а областные - второй инстанцией. Отменить решение народного суда мог Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В целом, Декрет о суде №2 закрепил факт создания и определил направление развития советской судебной системы.

«Декрет о суде № 3» СНК от 20 июля 1918 г. изменил подсудность народных судов. В их ведении остались уголовные дела, за исключением дел об особо тяжких преступлениях. Кассационной инстанцией стал Кассационный народный суд в Москве, который состоял из гражданского и уголовного отделений. В состав суда входили председатель суда, его заместитель, восемь членов суда, чьи кандидатуры до этого были представлены окружными народными судами и Советами местных народных судей [2, с. 300].

Итак, мы приходим к выводу, что первыми результатами становления системы советского судопроизводства стали народные суды и революционные трибуналы.

После окончания гражданской войны становится очевидной необходимость построения судебной системы нового социалистического государства, отвечающей в том числе политическим и идеологическим требованиям. С этой целью в 1922-1924 гг. проводится судебная реформа.

Судебная реформа начинается с принятия 31 октября 1922 г. Положения о судоустройстве РСФСР. В государстве формировалась единая судебная система, обладающая определенной спецификой, поскольку ни независимость судебной власти, ни система разделения властей в РСФСР не признавались. Советская судебная система состояла из четырех звеньев:

1) народный суд в составе постоянного народного судьи;

2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

3) губернский суд;

4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Также создавались специальные суды: военные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии.

Наконец, итогом развития права в период становления советской судебной системы стало принятие Конституции 1924 г., где судебной власти посвящалась глава 7.

Так, в ст. 43 Конституции СССР было закреплено, что в целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик при Центральном

65

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относилось:

а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

б) рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению Прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности [2].

Ст. 44 определяла состав Верховного Суд СССР, который состоял из:

а) пленарного заседания Верховного Суда СССР;

б) Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий Верховного Суда СССР; в) Военной и Военно-транспортной коллегий. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик в составе его пленарного заседания образовывался из 11 членов, в том числе Председателя и его заместителя, 4 председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного политического управления Союза Советских Социалистических Республик.

В ст. 46. Конституции СССР 1924 г. определялось, что Прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель назначаются президиумом Центрального Исполнительного Комитета СССР. На обязанности Прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик лежала дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР, поддержание обвинения в заседании его и в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик опротестование их в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Согласно ст. 47, право направления указанных в ст. 43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик могло иметь место исключительно по инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, его Президиума, Прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров союзных республик и Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик.

В соответствии со ст. 48, пленарные заседания Верховного Суда Союза образовывали специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик. Оговаривалось, что принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических Республик к своему производству этих дел могло иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям Центрального Исполнительного Комитета Союза или его Президиума [1].

Итак, мы приходим к выводу, что в 1917-1920-е гг. произошло становление советской судебной системы. Направление его развития также было определено - поскольку советское государство являлось тоталитарным, не могло быть и речи о самостоятельности и независимости суда, несменяемости судей, реальной охране и защите прав и свобод человека и гражданина, осуществлении правосудия. Советский суд представлял собой карательный, репрессивный орган. Данная тенденция получила наибольшее развитие в 1930-е и последующие годы.

66

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Поэтому можно сказать, что 1930-е - 1941 гг. вписаны кровью в историю нашего государства. Именно в эти годы осуществлялось уничтожение кулачества как класса и фактическое прикрепление сельского и городского населения к месту их жительства (в т.ч. путем издания положений о паспортном контроле, о трудовых книжках и т.д.); формировались печально известные суды-«двойки», чьи полномочия, наряду с полномочиями «троек», значительно расширились; складывалась система транспортных судов; вводились уголовные наказания за новые составы преступлений (спекуляцию, измену родине); проводились громкие, показательные судебные процессы над «врагами народа»; возник ГУЛАГ.

Список использованной литературы:

1. Конституция СССР 1924 г. [Электронный ресурс] Исторический факультет Московского государственного университета. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm#7 (дата обращения: 7.02.2015).

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена резолюцией II Съезда Советов СССР от 31 января 1924 г.). [Электронный ресурс] http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm

3. Цечоев В.К. История органов и учреждений юстиции России: учебник для магистров/ В.К. Цечоев. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

© Ю.О. Борозинец, 2015

УДК 34

В.А. Зиборов

студент 4 курса кафедры государственного и муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Г. Владивосток, Российская Федерация

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сегодня для Российской Федерации сложились непростые экономические и политические условия. Помимо угроз геополитического и военного характера, одной из реальных проблем, являющихся серьезным барьером для проведения государственных преобразований и нарушающих права и законные интересы как физических, так и юридических лиц, является проблема коррупции. Безусловно, что проблема коррупции появилась не вчера, она имеет весьма давнюю историю, что еще больше осложняет пути ее решения.

Коррупция - представляет собой «совокупность составов таких правонарушений, которые предусмотрены в законодательстве Российской Федерации, в связи с исполнением лицами, которые замещают государственные должности, своих должностных полномочий и (или) связанных с ними возможностей для того, чтобы в противоправном порядке удовлетворять корыстную или иную личную заинтересованность, совершать иные незаконные действия (бездействия), а также в противоправном порядке предоставлять преимущества физическим и юридическим лицам.

Существует множество причин, которые в той или иной степени объясняют тревожную ситуацию с коррупцией, которая сложилась сегодня в российских органах государственной власти. Представляется, что наиболее серьезными из них являются следующие:

Во-первых, это слабость верховной государственной власти, которая сопряжена с противоречиями между властью исполнительной и властью законодательной, между федеральным центром и субъектами федерации;

Во-вторых, это отсутствие собственно национальной стратегии по экономическому развитию страны;

В-третьих, это вседозволенность и всеобъемлющее распространение бюрократии.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.