Научная статья на тему 'История строительства первых электрических станций г. Красноярска'

История строительства первых электрических станций г. Красноярска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1069
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО / ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ / ВОДОПРОВОД / КРАСНОЯРСК / ELECTRICITY / POWER STATIONS / WATER PIPE / KRASNOYARSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кибардин В. В.

В статье рассматриваются исторические события по применению электрической энергии для привода машин и электрического освещения в России во второй половине XIX века. Подробно анализируются вопросы электрификации г. Красноярска с конца XIX века до середины пятидесятых годов XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE FIRST ELECTRICAL POWER-STATION CONSTRUCTION IN KRASNOYARSK CITY

The historical events on electric energy application for the machine drive and electric illumination in Russia in the second half of the XIX-th century are considered in the article. The issues of Krasnoyarsk city electrification from the end of the XIX-th century till the middle of the fiftieth years of the XX-th century are analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «История строительства первых электрических станций г. Красноярска»

УДК 621.3(091) В.В. Кибардин

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ г. КРАСНОЯРСКА1

В статье рассматриваются исторические события по применению электрической энергии для привода машин и электрического освещения в России во второй половине XIX века. Подробно анализируются вопросы электрификации г. Красноярска с конца XIX века до середины пятидесятых годов XX века.

Ключевые слова: электричество, электростанции, водопровод, Красноярск.

V.V. Kibardin

HISTORY OF THE FIRST ELECTRICAL POWER-STATION CONSTRUCTION IN KRASNOYARSK CITY

The historical events on electric energy application for the machine drive and electric illumination in Russia in the second half of the XIX-th century are considered in the article. The issues of Krasnoyarsk city electrification from the end of the XIX-th century till the middle of the fiftieth years of the XX-th century are analyzed in detail.

Key words: electricity, power stations, water pipe, Krasnoyarsk.

Вторая половина восемнадцатого века - это время бурного развития электротехники и электротехнологий в Европе и России. Были построены первые предприятия по производству электродвигателей и электрогенераторов, линии электропередачи постоянного и переменного тока. Применение электрической энергии для привода машин и электрического освещения началось во второй половине XIX века. Важнейшую роль в развитии электротехники сыграли выдающиеся русские ученые и изобретатели Б.С. Якоби, А.Н. Лодыгин, П.Н. Яблочков, Д.А. Лачинов, М.О. Доливо-Добровольский и др. Пришел час электричества и в Красноярск.

В 1883 г. (по другим данным, это произошло в 1885 или 1891 гг.) в доме купца Н.Г. Гадалова была установлена первая электростанция (рис. 1), которая представляла собой «локомобиль в шесть паровых лошадей и одну динамоэлектрическую машину Шукерта (компауд) при разности потенциалов у бортов её в 165 вольт». Дом и магазин Н.Г. Гадалова освещали 59 ламп накаливания по 16 свечей системы Эдисона. Топливом для локомобиля служили уголь или дрова. Сейчас в этом доме разместился магазин «Детский Мир» [1-2].

Известный русский военный дипломат и писатель А.А. Игнатьев, вспоминая о своём посещении города летом 1885 г., писал "Пыльные, грязные, вылезли мы из грязной кибитки и очутились в каменном двухэтажном дворце купца Гадалова Н.Г., освещённом электрическим светом, которого я никогда до тех пор не видел’ [3].

Свидетельство А.А. Игнатьева подтверждает А.П. Чехов, проезжавший через Красноярск в мае 1890 г. Обращаясь к доверенному Н.Г. Гадалова Ноздрину, он уточнил: «Мне на станции сказали, что у Гадалова в доме своя электрическая станция имеется. Признаться, я не поверил тому. Сибирь, знаете ли - и электричество. Решил убедиться лично». Антон Павлович побывал на станции, с интересом выслушал объяснение механика, сам включил освещение. Электрический свет, удививший столичных гостей, загорелся в Сибири одновременно с центром России и немного позже, чем в Западной Европе [1].

1 Статья посвящена столетию с начала строительства (27 августа 1911 г.) и пуска в эксплуатацию (18 марта 1912 г.) первой городской водопроводно-электрической станции г. Красноярска. Автором использованы материалы, опубликованные в открытой печати и Интернете.

Рис. 1. Электростанция купца Н.Г. Гадалова [2]

Около своего дома Н.Г. Гадалов поставил два электрических фонаря, которые до 1912 г. оставались единственными в городе. У магазина посмотреть на диво собирались толпы любопытных граждан, что позднее изобразила на своей картине «Первая лампочка в городе» красноярская художница К.И. Матвеева. Правда, горели лампочки недолго. Тогда ещё не было опыта устройства электроосвещения, оно было выполнено с серьёзными нарушениями технических правил (оголённые проводники, отсутствие предохранителей и т.д.) и владельцу запретили дальнейшую эксплуатацию электроустановки. Прошло несколько лет, и только после того, как телеграфный техник Корнеев разработал новый проект электроснабжения (проводники изолировали шелком и уложили в деревянные короба), который был утверждён технико-строительным комитетом Министерства внутренних дел, эксплуатация электростанции была разрешена. Это произошло 8 октября 1893 г. Электростанция освещала жилые помещения и магазины и продолжительное время оставалась единственной в Сибири.

С середины 90-х годов круг потребителей электроэнергии стал расширяться, например, электричеством от собственной электростанции пользовался Пушкинский народный дом (ныне это драмтеатр им. Пушкина на просп. Мира). В 1896 году Н.Г. Гадалов провел свет и в другой свой дом, находившийся на углу Воскресенской улицы и Почтамтского переулка (ныне это здание аграрного университета на просп. Мира). Остальной город продолжал по ночам лежать во тьме, в то время как электроосвещение улиц уже было в Самаре, Вятке, Перми, Вологде.

18 сентября 1896 г. красноярский полицмейстер Соколовский поднял вопрос в городском общественном управлении о электрическом освещении улиц Красноярска. По его мнению, это сократило бы преступность в ночное время. А в 1897 году с подобным докладом перед городским общественным управлением выступил городская голова Павел Степанович Смирнов. В 1898 году городская дума создала особую комиссию по изучению этой проблемы. В 1899 году газета "Енисей” писала: «Электрическое освещение не роскошь, а необходимость, и городскому управлению нелишне было бы призадуматься над поступающими предложениями - осветить весь Красноярск».

В 1906 г. на должность главы города заступил Павел Козьмич Гудков, известный енисейский золотопромышленник. Он привлёк немецкие фирмы для разработки проекта электростанции. В проекте было определено, что для строительства необходимо 733 015 рублей, что превышало сумму двух годовых бюджетов города.

К 1910 году в Красноярске было уже шесть частных электростанций мощностью до 40 кВт каждая.

На строительство крупных электростанций претендовал иностранный капитал. Красноярску свои услуги предлагали фирмы «Унион» и «Всеобщая компания электрического освещения». «Эти господа - с горечью констатировала газета "Енисей”, - охулки на руку не кладут и обыкновенно берут продолжительные концессии, закабaляя таким образом город на несколько лет». Фирма «Унион», к примеру, стремилась на 35 лет взять в свои руки электрическое освещение Красноярска [1].

Красноярская городская дума (как и Иркутская), отказавшись от сдачи электрической энергии в концессию иностранному капиталу, решила строить электростанцию хозяйственным способом. С немецкой фирмой был заключён контракт на поставку оборудования.

22 января 1910 года на должность городского головы заступил Павел Степанович Смирнов (рис. 2). 10 марта этого же года он выступил с докладом в думе «Об устройстве в Красноярске водопровода и электрического освещения», в котором сказал, что вода и электричество не роскошь, не прихоть, а

естественная необходимость для каждого горожанина. Он обращался к красноярцам: «Мы с твердой надеждой смотрим в будущее и верим в то, что наш родной город в самом ближайшем будущем получит хорошую, здоровую воду и приобретет могучее средство борьбы с пожарными бедствиями. Он должен иметь водопровод, и он будет его иметь!». Городская дума постановила построить единую водопроводноэлектрическую станцию и осуществить это хозяйственно-подрядным способом. Но дело продвигалось медленно, о чём свидетельствует запись в протоколе заседания городской думы за 10 марта 1910 г.: «О водопроводе мы толкуем уже около 10 лет, а об электрическом освещении лет 15, но вопросы и до сих пор остаются неразрешимыми». В мае этого же года на основании решения думы от 7 апреля он обратился к иркутскому генерал-губернатору за ссудой в 100 тысяч рублей, а также просил долгосрочную ссуду 500 тысяч рублей в Государственном банке (или выпустить облигационный заём на сумму 600 тысяч рублей) [1, 4-8]. В сентябре было получено разрешение от иркутского генерал-губернатора, позднее - высочайшее повеление императора Николая-11, а 30 января 1911 года Министерство финансов разрешило городу Красноярску выпустить 100-рублёвые облигации местного займа на сумму 600 тысяч рублей. Спрос на них превзошёл все ожидания, так как облигации давали 5 % дохода в год от суммы, их покупали даже в других городах. Недостающую сумму в 150 тысяч рублей П.С. Смирнов взял в виде ссуды сроком на 5 лет под 6,5 % годовых.

9 февраля 1911 года городская дума постановила изъять городские участки по Садовой улице (ул. Бограда) для устройства силовой станции городского водопровода и электрической станции.

В связи с решением проблемы финансирования в марте 1911 года была создана из числа гласных водопроводно-электрическая комиссия для ведения дел по строительству, а затем дума доверила П.С. Смирнову пригласить специалистов для проектирования и строительства электростанции, сетей электроосвещения и заведования этим комплексом, которым он мог по своему усмотрению определить размер жалования.

В мае 1911 года для разработки проекта был приглашён электротехник, преподаватель-инженер императорского Московского технического училища (в настоящее время это Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) Карл Адольфович Круг (рис. 2), основоположник русской электротехнической школы, автор одного из первых учебников по электротехнике в России, будущий академик и участник разработки плана ГОЭРЛО. Проект был им полностью завершён 1 августа 1911 года, в соответствии с которым было предложено поострить электростанцию постоянного тока на берегу Енисея против Садового переулка, теперь это улица Дзержинского. Выбор источников постоянного тока был ошибочным, так как в это время были известны преимущества трёхфазных систем, которые были более экономичными и позволяли передавать электроэнергию на большие расстояния.

В июле 1911 года из Санкт-Петербурга на должность городского инженера был приглашен представитель известной водопроводной фирмы «Нептун» инженер-электрик Болеслав Юлианович Гецен (рис. 2), построивший аналогичные объекты в Вятке и Перми.

П.С. Смирнов Б.Ю. Гецен К.А. Круг

Рис. 2. Портреты участников строительства электростанции [2]

Сразу после приезда он начал знакомиться с проектом и предложил предусмотреть место для установки ещё трёх котлов общей мощностью в 3-4 раза больше устанавливаемых и оставить в машинном отделении свободную площадь для дополнительных турбин мощностью 2-3 тысячи лошадиных сил. Это позволяло значительно увеличить мощность станции для удовлетворения возрастающих потребностей в электроэнергии в будущем. Кроме того, им были внесены ещё несколько изменений, которые позволили сократить затраты и сроки строительства.

Проект здания водопроводно-электрической станции разработал городской архитектор С. Г. Дриженко совместно с губернским инженером С.И. Белынецким.

Строительство началось 27 августа 1911 года и осуществлялось хозяйственно-подрядным способом. Работали днём и ночью, чтобы успеть до холодов и сильных ветров закончить основные земляные и кирпичные работы. Были заключены договоры с фирмами «Сименс и Гальске», «Шкода» и Г.В. Трек на поставку динамомашин постоянного тока 300 и 150 кВт. Два паровых котла Шухова по 220 кв. м нагрева приобрели на заводе Бари в Москве. Все оборудование для станций начало поступать в декабре, прибывшие монтёры приступили к обмуровке и установке паровых котлов, а также турбогенераторов (рис. 3).

Рис. 3. Машинный зал электростанции [2]

Одновременно с сооружением электростанции строились сети электроосвещения и домовые подводки, но к моменту пуска они были готовы не в полном объёме, так как оборудование поступило не все. В феврале 1912 года были закончены основные электромонтажные работы и 18 марта 1912 г. состоялось торжественное открытие электростанции, в здании которой (ул. Дубровинского, 43) в настоящее время находится ОАО «Красноярсэнергосбыт». 24 марта в ночь на святую Пасху загорелись лампочки на улицах и в домах. В первый день горело 262 лампочки, к маю - свыше 3500, а к концу года - 12000 лампочек. Водой и светом было обеспечено 250 квартир, построено 25 километров электролиний, а вместе с домовыми подводками - 50 км. Топливом служил черногорский уголь, отчасти коркинский. Б.Ю. Гецен стал первым заведующим электростанцией и проработал в этой должности до 1916 года.

В это же время на острове Посадном сооружался шахтный водозаборный колодец инфильтрационного типа. Наши предки, устраивая водозабор, не действовали наугад. Еще в 1903 году прибывший в Красноярск представитель фирмы «Нептун» определил, что выгоднее и целесообразней использовать подрусловые воды Енисея. В 1911 году, как только задумались о строительстве водопровода, из Енисея в 30 саженях от берега была взята проба воды. В присутствии врача Л.И. Либмана, архитектора С.Г. Дриженко, члена управы Ветрова и уполномоченного водопроводной фирмы «Нептун» Елисеева воду

набрали в четвертные бутылки и отправили для анализа в Томский технологический институт. Качество енисейской воды было признано отменным. Количество растворенных в ней веществ было минимальным или вовсе не определялось, взвесей не было, а минеральные и органические вещества присутствовали в оптимальных пропорциях. А с учетом того, что водозабор планировался инфильтрационного типа, где фильтром служит многометровый природный слой донного песка и гальки, вода приобретала идеальное качество [4-10].

28 декабря 1913 года состоялось торжественное открытие городского водопровода. Первая очередь водопровода протяженностью семь верст прошла по улицам центральной части города. Вода подавалась центробежными насосами из шахтного колодца на Посадном острове. Дюкер через протоку Енисея, соединяющий водозабор с городским водопроводом, был выполнен из стальных цельнотянутых труб диаметром 12 дюймов фирмы «Маннесман», выдерживающих давление в 50 атмосфер. Городской водопровод состоял из пятидюймовых деревянных труб, соединенных муфтами. Трубы укладывали в траншеи на глубину 4,5 аршина и обкладывали навозом и черноземом. Водопровод охватывал периметр старого города и имел продолжительность 12 км. Было устроено 90 смотровых колодцев, водонапорная башня в Николаевской слободе и две водоразборные будки. Водопровод был опробован 14 сентября 1913 года. Пожарная дружина Вольно-пожарного общества, подключив рукава к гидрантам, устроила показательный водяной фейерверк на радость собравшихся горожан. Окончательно водопровод был запущен 28 декабря 1913 года по старому стилю. Газеты того времени сообщали, что на водопроводноэлектрической станции: «в присутствии представителей высшей власти губернии, города,

общественных организаций и большом стечении публики было совершено торжественное открытие городского водопровода. После торжественного молебна, совершенного его Преосвященством, и речи Владыки машины были пущены в ход. Переход города в разряд культурных городов был ознаменован торжественным банкетом с речами в общественном собрании» [2,4-8].

1913 г. 2008 г.

Рис. 4. Водозабор острова Посадный [2]

Недостатки Красноярской городской центральной водопроводно-электрической станции постоянного тока мощностью 450 кВт проявились сразу. Через две недели после пуска газета "Сибирская мысль” разочарованно сообщала: «Обыватели не волне удовлетворены. Они ждали, что яркий свет электрических фонарей зальёт улицу, но этого не случилось. Скромное мигание электрических лампочек их не удовлетворяет, обыватели разочарованы». Это мнение разделяли и специалисты. Приглашённый в качестве эксперта профессор В.М. Малеев заявил: «Единственно правильное решение вопроса - поставить крест на всей электрической станции, переделать всю станцию на переменный ток высокого напряжения и перейти на гидроэлектрическую установку». Устаревшая система постоянного тока не позволяла равномерно освещать весь город и подключать промышленные предприятия [1]. Несмотря на все

недостатки, эта электростанция имела преимущества перед частными: электроэнергия была дешевле и она освещала целые кварталы. В годы первой мировой войны 2598 квартир города освещалось электричеством, 158 из них имели центральное отопление. В это же время для нужд железной дороги была построена Красноярская транспортная электростанция однофазного переменного тока мощностью 380 кВт.

Электрификация города была дорогостоящим мероприятием. Достаточно сказать, что в 1914 г. за проводку электроосвещения в Кафедральном соборе было уплачено 5404 руб. Плата за электроэнергию по тому времени была очень велика. Красноярская ЦЭС в 1916 г. при себестоимости энергии 4 копейки отпускала её частным абонентам по 40, городским учреждениям по 20, для уличного освещения по 10 коп за кВгч. Установка одной лампочки превышала 10 руб. [1].

Вскоре возникла потребность в увеличении производства электроэнергии и был установлен ещё один котел и динамо-машина в 360 кВт. В 1917 г. смонтировали машину Вестингауза в 750 кВт с дополнительным котлом, а установленная мощность возросла до 1295 кВт. Протяжённость электросетей достигла 81 км. Общая двигательная нагрузка составляла всего 127 кВт. В 1920 г. на Красноярской электростанции установили турбогенератор постоянного тока на 750 кВт. В 1923 г. прибыли лампочки из Москвы для освещения города.

Во время революции и гражданской войны генераторы и электрооборудование электростанции настолько износились, что не могли обеспечить город электроэнергией. Ремонтные работы требовали больших затрат. Только в 1923 г. на ремонт было отпущено 110 тыс. золотых руб. К 1925 г. было отремонтировано полностью имеющееся оборудование, установлены дополнительные столбы, проведено 30 км ЛЭП (главным образом, в рабочие окраины) и вдвое уменьшены потери электроэнергии. Одновременно велись подготовительные работы к установке новой крупной машины мощностью 1500 кВт и к переходу на трёхфазный ток.

В 1927-1928 гг. на электростанции установили два турбогенератора трёхфазного переменного тока по 1500 кВт каждый, а в 1931 году построили новое здание котельной и установили два паровых котла большей мощности. Закончился и перевод электростанции на переменный ток - ранее установленные котлы и электрооборудование на постоянном токе были демонтированы. В 1935 году установили третий турбогенератор мощностью 3000 кВт и два паровых котла. Электростанция достигла максимальной мощности 6000 кВт, длина электролиний - 155 км, трансформаторных киосков (подстанций) более 30 шт. Станция стала называться Красноярская городская Центральная электрическая станция (ЦЭС).

Цена одного кВгч была очень высокой - 10 копеек при средней себестоимости по системе одна копейка, ибо содержать электростанцию заставляла острая нужда. Это объяснялось как изношенностью оборудования, так и сложностью доставки топлива. Доставка угля осуществлялась железнодорожным транспортом: от угольного склада основной железной дороги была построена узкоколейка длиной 3860 метров, которая проходила по улицам Ломоносова и Бограда через парк культуры и отдыха (в парке вырубили часть деревьев) до здания ГорЦЭС. На узкоколейке работал паровоз «Артур Коппель» в 60 лошадиных сил, построенный в 1912 году. Он возил тринадцать вагонеток и две платформы.

После проведённой в сороковые годы реконструкции здания от проекта С.Г. Дриженко не осталось почти ничего, кроме части первого этажа. На здании бывшей водопроводно-электрической станции в настоящее время установлена мемориальная доска. Станция была закрыта 1 августа 1955 года. Бессменным руководителем этой электростанции (1920-1952 гг.) был Евлампий Федорович Вологжанин. Он пришел работать на электростанцию мотористом в 1913 году. Его называли первым Красным директором, в 1967 году ему было присвоено звание «Почётный гражданин г. Красноярска», в это время ему исполнилось 80 лет.

В 30-е годы город бурно развивался. На правом берегу Енисея возник крупный промышленный район, развивалась тяжелая, химическая и деревообрабатывающая промышленность (заводы Красмашзавод, ЦБК и др.), был построен второй железнодорожный мост, население города выросло с 72 до 190 тысяч человек. В 1932 году была сдана в эксплуатацию временная электростанция Красмашзавода мощностью 2000 кВт. В связи с острой нехваткой электроэнергии и тепла началось строительство ТЭЦ (теплоэлектроцентралей). В 1934 году была сдана в эксплуатацию ТЭЦ Красноярского паровозоремонтного завода, мощность которой к концу второй пятилетки достигла 3140 кВт. В декабре этого же года был образован Красноярский край.

В годы второй пятилетки (1933-1937) стало очевидным, что промышленным предприятиям города грозит дефицит тепла и электроэнергии. В 1935 году новая администрация предложила покрыть дефицит электроэнергии и тепла с помощью большой тепловой станции. В этой связи «Главвостокэнерго» принимает решение о строительстве Красноярской ТЭЦ-1, а московское отделение «Теплоэлектропроекта» разработало проект станции мощностью 75 МВт, рассчитанный на установку германских турбин и прочего

оборудования. Теплоэлектроцентраль планировалась в основном для предприятия Красмашзавода. В июле 1936 года был выделен земельный участок площадью 146 га, позднее отвели ещё 28 га земли вместе с реликтовым сосновым бором, строителям разрешили осваивать строительную площадку, не дожидаясь оформления всех необходимых документов и финансирования. В результате, несмотря на протесты горожан, администрации города и края, бор был вырублен, а сосны пошли на строительства бараков и подсобных сооружений.

К концу этого же года работы прекратились из-за перехода на котлы высокого давления и отсутствия финансирования. 23 января 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) распорядилось выделить на строительство Красноярской ТЭЦ 15 млн руб. из резервного фонда правительства, работы на некоторое время возобновились, но вскоре опять прекратились. До конца второй пятилетки в связи с неоднократным перепроектированием и консервацией строительство практически не стронулось с места.

Недостаток электроэнергии тяжело отражался на народном хозяйстве. В 1937 г. на строительстве Красноярского бумажного комбината потребность в электроэнергии составляла 800 кВт. Городская же станция могла дать не более 500. Общий дефицит мощности в Красноярском промышленном узле превышал 1,5 тыс. кВт. В начале третьей пятилетке из-за перебоев в электроснабжении промышленные предприятия Красноярска только за три месяца понесли убытки в сумме около 2 млн руб. [1].

Начавшаяся Великая Отечественная война ускорила строительство Красноярской ТЭЦ, июнь 1941 года кардинально изменил ситуацию. Кредит времени был исчерпан, а сотрудничество с германскими фирмами исключено. В кратчайшие сроки инженеры-проектировщики разработали новый проект, упрощенный с целью ускорения строительства и, кроме того, рассчитанный на оборудование ленинградского завода «Электросила».

Оборудование и материалы мощным потоком шли с Украины, западных областей России и Северного Кавказа. Монтаж его производился в тяжелейших условиях, в открытых помещениях без торцевых стен и перекрытий. В тяжёлые годы военного лихолетья сложная обстановка потребовала, чтобы за Уралом была создана мощная промышленная база. Для обслуживания оборудования на ТЭЦ были направлены квалифицированные кадры со Сталинградской ТЭЦ и других электростанций западной части СССР, которые составили основной костяк коллектива. Тем не менее остро чувствовался недостаток в квалифицированных кадрах, поэтому администрация предприятия с распростертыми объятиями встретила выпускников ремесленного училища 6 апреля 1943 г., большая часть которых, около 15 человек, пришла на ТЭЦ. На этот момент в Красноярске действовали четыре электростанции суммарной мощностью 18, 3 МВт, а протяжённость линий электропередачи составляла 222 км.

Благодаря героизму тружеников тыла, 1 мая (по другим данным, 16 мая) 1943 г. её первая очередь мощностью 25 МВт дала промышленный ток. Это была первая районная электростанция в Восточной Сибири. В 1945 г. были сданы в эксплуатацию второй турбогенератор такой же мощности и ЛЭП 35 кВ с правого берега на левый. При промышленных предприятиях города было построено ещё несколько электростанций и к середине 1943 г. количество их по сравнению с 1941 г. увеличилось в два раза, а их мощность - в четыре раза. 4 июля 1943 г. было образовано Районное энергетическое управление «Красноярскэнерго», которое управляло работой энергетической системой города. Так было положено начало первой энергетической системе Восточной Сибири.

В это время (1943-1945 гг.) продолжались работы по монтажу 2-го и 3-го парогенераторов мощностью по 150 т пара в час и турбины «Метрополитен-ВИККЕРС», полученной из Англии. Сдача их произошла в 1947-1948 гг. Коллектив станции вырос, работа стала спокойнее и интереснее. До 1955 года существующие электростанции города Красноярска полностью обеспечивали теплом и электроэнергией промышленные предприятия и население города [1, 4-10].

Литература

1. Алексеев В.В. Электрификация Сибири. Историческое исследование. Часть I. 1885-1950. -

Новосибирск: Наука, 1973. - С. 30-31.

2. http://www.krasplace/ru/zdanie-vodoprovodno-elektricheskoy-stancii.

3. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю: в 2-х т.- М.: Правда, 1989. - Т. 1. - Кн. 1-3. - 592 с.

4. Красноярский рабочий. - 30 янв. 2003.

5. Красноярский рабочий. - 25 дек. 2007.

6. http://www.krsk-sbit.ru/history.php.

7. http://www.krasene.ru/win/NEWS/Arh-pub/2002/29-03.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.