Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАРИННОГО ЧУВАШСКОГО СЕЛА СЛАКБАШ'

ИСТОРИЯ СТАРИННОГО ЧУВАШСКОГО СЕЛА СЛАКБАШ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
715
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / БАШКИРСКИЙ КРАЙ / ДОГОВОР / БЕЛЕБЕЙ / СЛАКБАШ / АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ГЕНЕАЛОГИЯ / РОДИНА ПОЭЗИИ / RESETTLEMENT / THE BASHKIR TERRITORY / TREATY / BELEBEY / SLAKBASH / ARCHIVAL SOURCES / LOCAL HISTORY MATERIALS / GENEALOGY / HOMELAND OF POETRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Виталий Петрович, Сафин Мударис Харисович

В статье на основе широкого круга архивных источников и краеведческих сведений впервые развернуто рассматриваются малоизученные дискуссионные вопросы возникновения известного чувашского селения Слакбаш в Башкирии - родины гениальных чувашских поэтов Константина Иванова и Якова Ухсая. Особое внимание уделено особенностям переселения чувашских крестьян в Башкирский край в XVIII- XIX вв., истории основания ими селения Белебеево - ставшего в 1718 г. уездным городом Белебеем. В статье рассмотрены несколько версий зарождения Слакбаша, часть из них авторами оценена как научно необоснованные. По вновь выявленным историческим данным авторы установили, что население Слакбаша составили выходцы из деревни Белебеево, а также переселенцы из более чем десяти чувашских селений современной Чувашской Республики. В статье затронуты вопросы истоков рода К.В. Иванова и Я.Г. Ухсая, являвшихся троюродными братьями и потомками одного предка - Антона Данилова, уроженца деревни Байгильдино нынешнего Канашского района Чувашской Республики. Здесь он был учтен в ходе II ревизии (1745 г.), а III ревизией (1763 г.) зафиксирован уже в Башкирии - в деревне Белебеево, в 1781 г. он отмечен в числе первопоселенцев Слакбаша. В заключение статьи даны сведения о социально-культурном облике Слакбаша в конце XIX - начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE ANCIENT CHUVASH VILLAGE SLAKBASH

Based on a wide range of archival sources and local history information, the article is the first to explore the under-investigated controversial issues of the origin of a famous Chuvash village Slakbash in Bashkiria - the birthplace of brilliant Chuvash poets Konstantin Ivanov and Yakov Ukhsay. Special attention is paid to the features of the Chuvash peasants’ migration to the Bashkir region in the 18th-19th centuries, the history of their founding the village of Belebeyevo, which became the uyezd town of Belebey in 1718. The article considers several versions of the origin of Slakbash, some of them are evaluated by the authors as scientifically unsound. Based on newly identified historical data, the authors found that the population of Slakbash was made up of people from the village of Belebeevo, as well as immigrants from more than ten Chuvash villages of the modern Chuvash Republic. The article deals with the origins of the family of K.V. Ivanov and Ya.G. Ukhsay, who were second cousins and descendants of one ancestor - Anton Danilov, a native of the village of Baigildino in the present Kanash region of the Chuvash Republic. There he was taken into account during the II revision (1745), and the III revision (1763) recorded him already in Bashkiria - in the village of Belebeevo, in 1781 he was recorded among the first settlers of Slakbash. In conclusion, the article provides information about the socio-cultural characteristics of Slakbash in the late 19th - early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАРИННОГО ЧУВАШСКОГО СЕЛА СЛАКБАШ»

DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-36-44

УДК 94(470.57)-22 ББК 63.3(2Рос.Баш-2)

В.П. ИВАНОВ, М.Х. САФИН ИСТОРИЯ СТАРИННОГО ЧУВАШСКОГО СЕЛА СЛАКБАШ

Ключевые слова: переселение, Башкирский край, договор, Белебей, Слакбаш, архивные источники, краеведческие материалы, генеалогия, родина поэзии.

В статье на основе широкого круга архивных источников и краеведческих сведений впервые развернуто рассматриваются малоизученные дискуссионные вопросы возникновения известного чувашского селения Слакбаш в Башкирии - родины гениальных чувашских поэтов Константина Иванова и Якова Ухсая. Особое внимание уделено особенностям переселения чувашских крестьян в Башкирский край в XVIII- XIX вв., истории основания ими селения Белебеево - ставшего в 1718 г. уездным городом Бе-лебеем. В статье рассмотрены несколько версий зарождения Слакбаша, часть из них авторами оценена как научно необоснованные. По вновь выявленным историческим данным авторы установили, что население Слакбаша составили выходцы из деревни Белебеево, а также переселенцы из более чем десяти чувашских селений современной Чувашской Республики. В статье затронуты вопросы истоков рода К.В. Иванова и Я.Г. Ухсая, являвшихся троюродными братьями и потомками одного предка - Антона Данилова, уроженца деревни Байгильдино нынешнего Канашского района Чувашской Республики. Здесь он был учтен в ходе II ревизии (1745 г.), а III ревизией (1763 г.) зафиксирован уже в Башкирии - в деревне Белебеево, в 1781 г. он отмечен в числе первопоселенцев Слакбаша. В заключение статьи даны сведения о социально-культурном облике Слакбаша в конце XIX - начале XX в.

Все, кто писал о жизни и творчестве гениального чувашского поэта К.В. Иванова, так или иначе затрагивали тему его малой родины - села Слакбаш (Слакпуд), расположенного в Белебеевском районе Республики Башкортостан, ставшего известным всему чувашскому народу также и благодаря яркому таланту народного поэта Чувашии Я.Г. Ухсая, троюродного брата автора «Нарспи». «Тот, кто читал "Нарспи" бессмертного Иванова, слушал "Слак-башские песни" композитора Федора Васильева, - пишет народный поэт Чувашии Порфирий Афанасьев, - легко может представить, какой это изумительно песенный и сказочный край, богатый легендами и преданиями, край с существующими еще языческими обрядами» [18. С. 8].

Авторы, изучавшие судьбу и творчество К.В. Иванова, так или иначе затрагивали также тему истоков рода поэта и истории возникновения его родного села Слакбаш [1, 3, 14 и др.]. При этом по мере углубления в ранние пласты родословия поэта все более отчетливо и предметно выявлялась его органичная связь с историей села и его первопоселенцами. К настоящему времени документально установлено, что корни рода К.В. Иванова и Я.Г. Ухсая просматриваются до восьмого колена (по крайней мере, по мужской линии). Имеется достаточно оснований утверждать, что легендарный предок поэта Кашкёр (Волк) есть не кто иной, как Васюк Андрюхин - по крещении Антон Андреев сын Данилов (1730-1785) и является он уроженцем деревни Байгильдино нынешнего Канашского района Чувашской Республики (в прошлом Цивильский уезд Казанской губернии) [3].

Авторы настоящей статьи задались целью исследовать дискуссионные вопросы истории возникновения на башкирской земле селения Слакбаш (Слакпуд), непростого процесса оседания на ней чувашских переселенцев начиная с XVIII в. Естественно, обсуждая вопросы истории Слакбаша, никак

нельзя было избежать рассмотрения темы соседнего с ним легендарного селения Сильби, где, по замыслу поэта, и происходили события, описанные им в поэме «Нарспи». Работа базируется на источниках, выявленных авторами в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Национальном архиве Республики Башкортостан (НА РБ), а также на опубликованных материалах по истории Башкирии.

Что собой представляет сегодня село Слакбаш? Ныне это центр одноименного сельского поселения в составе Белебеевского района Республики Башкортостан. Расположено оно на местности, откуда берет начало река Слак, в 155 км к юго-западу от Уфы; расстояние до районного центра г. Белебей -25 км, до ближайшей железнодорожной станции Глуховская - 3 км.

В составе Слакбашского сельского поселения находятся связанные исторически и генетически со Слакбашем небольшие деревни Канаш, Краснояр, Чубукаран и Степановка (ныне в составе Бижбулякского района), основанные выселившимися из Слакбаша в 1920-х гг. крестьянами.

По данным Всероссийской переписи 2010 г., в Слакбаше проживало 580 человек, во входящих в состав Слакбашского сельского поселения деревнях: в Ка-наше - 46 человек, в Краснояре - 83 человек, в Чубукаране - 27 человек.

В селе имеются средняя школа, детский сад, Дом культуры, фельдшерский пункт, библиотека, отделения связи и Сбербанка, магазин.

В 1940 г. открыт Мемориальный дом-музей К.В. Иванова. 17 ноября 1940 г. на могиле поэта воздвигнут памятник-обелиск, в мемориальном парке в 1992 г. установлен памятник с фигурой поэта. В селе действует также Мемориальный дом-музей Я.Г. Ухсая (открыт в 2006 г.).

В описаниях окрестностей Слакбаша отмечается, что они «примечательны своими лугами с густым разнотравьем, грядой таинственных лесов и звенящими родниками, бьющими из-под белых камней на склонах холмов. Здесь берет начало река Слак. Вся эта животворящая сила природы была ослепительно ярко воплощена Константином Ивановым в поэме «Нарспи» [5. С. 17].

Что касается собственно истории возникновения Слакбаша, следует отметить, что в краеведческой и научной литературе опубликовано несколько версий его начального периода. При этом необходимо иметь в виду, что, наряду с общим, характерным в целом для времени появления большинства чувашских селений в данном регионе Башкортостана, возникновение Слак-баша отличается интересным своеобразием, обусловленным фактом прямой связи истории села с основанием города Белебей.

Рассмотрим основные версии зарождения Слакбаша. По одной из них, это село «основано в 1730 г. чувашами-новокрещенами из д. Ковали и д. Эльми Чебоксарского уезда Казанской губернии на вотчинных землях башкир Минской волости Ногайской дороги. По договору 1750 г. о припуске здесь поселились мишари [2. С. 531]. Данная версия повторяется и в книге З.П. Катулевской [4. С. 11].

В «Чувашской энциклопедии» приведены две основные фабулы преданий о возникновении села. Так, по преданиям, Слакбаш основан в середине XVIII в. чувашскими крестьянами - выходцами из г. Белебей, вначале осевшими на р. Сильби, а потом переселившимися в верховье р. Слак. По другим данным, село образовано в 1760 г. чувашами из с. Ермолкино Белебеевского уезда. Указывается также, что имеется легенда и о более раннем происхождении села, в 1618 г., после переселения сюда чувашей из селений Тупах

и Кавал Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Тансарино и Ковали Урмарского района Чувашской Республики) [8. С. 41].

Обсудим первую версию. Деревня Кавал - это село «Архангельское Ковали» тоже Свияжского, а не Чебоксарского уезда, в 1730 г. жители с. Ковали не были еще крещеными. Первые переселенцы из д. Ковали Аринской волости Свияжского уезда появились в 1756 г. и основали в числе других деревню Белебеево. Среди них «в 1762 г. был 25-летний Алми Сапаров, по крещении Семен Яковлев» [15. Д. 3795. Л. 669]. Таким образом, Эльми - это не название деревни, а языческое имя переселенца Алми Сапарова из д. Ковали.

Деревня Белебеево основана в 1754 г. на земле вотчинников Иланской волости Казанской дороги. На земле же вотчинников Яиксубиминской волости Ногайской дороги чувашские крестьяне из д. Ермолкино (Ермолаевка) заселились в 1770 г. и основали деревню Сильби. Что же касается упомянутых мишарей, то они по договору 1759 г. о припуске заселились не в Слакбаше, а в д. Слак, что располагается ниже по течению реки Слак. Как видно, эта версия никакими документами не подтверждается, по крайней мере, она имеет противоречивый характер.

Как уже отметили, согласно второй версии, Слакбаш основан в середине XVIII в. выходцами из г. Белебей, вначале осевшими на речке Сильби, а потом переселившимися в верховье реки Слак.

Архивные документы свидетельствуют о том, что 10 марта 1770 г. 56 башкир-вотчинников Яиксубиминской волости Ногайской дороги «от Уфимских крепостных дел дали сию запись деревни Ермолкиной из чуваш новокрещенам Тихону Васильеву с товарыщи всего 15-и дворам... В Уфимской провинциальной канцелярии у крепостных дел объявлено в том, что уступили мы им... собственную свою вотчинную землю... по нижеписанным межам и урочищам с сроком на 20 лет, т.е. с того 1770-го марта 10-го будущего 1790-го годов марта по 10-е число... А межи той земле: от вершины речки Сибили вниз по той речке, идучи по вершинам выпадших от лесу, называемого Шарлы, до Пере-узенского мысу, токмо в лес не входить, а оттоль до устья оной речки Сибили, а от того устья за Слаком с черною травою до вершины...» [9. С. 340, 341].

Из этого документа видно, что речь идет о речке Сибили, название которой переселившимися в данную местность чувашами, согласно особенностям чувашского языка, было видоизменено на Силпи (Сильби). Переселенцы были не из г. Белебея, а из д. Ермолкино. В 1770-1780-е гг. чувашские крестьяне проживали на этих арендованных землях, и накануне IV ревизии населения (1782) переселились в район современного Слакбаша, окончательно обосновались здесь. Продлить срок пользования или выкупить «сибилов-ские» земли будущие слакбашцы не могли из-за финансовых затруднений. В материалах IV ревизии (переписи) населения (1782) д. Сильби не значится, между тем Слакбаш зафиксирован в двух ревизских сказках (документах именной переписи податного населения). Если бы во время IV ревизии населения отдельно существовала деревня Сильби (Силпи), то она была бы ревизорами населения зафиксирована, сказкоподавателем оказался бы житель д. Сильби (Силпи), а не д. Слакбаш.

Как известно, на первых порах многие чувашские переселенцы арендовали вотчинные земли (у башкир, помещиков) в устной форме. Это было выгодно для обеих сторон, чтобы не платить «лишних» денег в казну. Но группа переселенцев во главе с Тихоном Васильевым могла уехать сразу после ре-

визии 1762 г., проживать в районе речки Сибили на основе устного соглашения и только в 1770 г. официально оформить договор на 20 лет.

Эту версию подтверждает и то, что «будущая земля» Слакбаша к 1780 г. вряд ли была пустопорожней при массовом наплыве татарских, мишарских и чувашских переселенцев. В договорах от 1787 и 1788 гг. слакбашцы только расширяли свои землевладения.

В сказке IV ревизии первым отмечен 55-летний Тихон Васильев, а всего было учтено 68 душ мужского пола и 85 душ женского пола [11. Д. 35. Л. 485-487]. Во время III ревизии населения (1762-1766 гг.) «36-летний Тихон Васильев, по-чувашски Утемыш Сенкин, переселенец из села Богоявленское Кутема тож сотни Федора Федорова Ногайской дороги Казанского уезда 18 мая 1762 г. учтен как чуваш-новокрещен по дер. Ермолаевка на земле команды старшины Беккула Курбакина Казанской дороги Уфимского уезда» [15. Д. 3795. Л. 747-752].

Сама же д. Ермолкино в то время находилась в составе Казанской дороги Уфимского уезда (в 1781-1796 гг. существовала Белебеевская округа Уфимского наместничества), а Белебеевский уезд был учрежден позже, в 1805 г.

Как уже отметили выше, согласно другой легенде, Слакбаш был основан якобы еще в 1618 г. чувашскими переселенцами из селений Тупах (Тан-сарино) и Кавал (Ковали) Чебоксарского уезда Казанской губернии. В этой связи необходимо сказать, что, как показывают источники, основная часть ранних переселенцев из числа чувашей-язычников периода 1690-1747 гг., оказавшись в Башкирии, приняла ислам и перешла в башкирское сословие или была записана как тептяри и бобыли. И неудивительно, что по состоянию на 1747 г. (по итогам II ревизии населения 1744-1747 гг.) по Казанской дороге Уфимского уезда не было зафиксировано ни одного чувашского селения. Таким образом, к 1747 г. эти «ранние» некрещеные чувашские переселенцы, скорее всего, обашкирились и отатарились.

Что же касается переселенцев из деревень Ковали и Тансарино (Тупах) Свияжского уезда Казанской губернии, то в действительности они появились в Белебеевском крае не в 1618 г., а в 1756 г. Основание самой же деревни Слакбаш относится также к 1756 г.

На основе архивных источников устанавливается, что в 1756 г. в числе первооснователей деревень Белебеево и Ермолкино (Ермолаевка) были указаны чуваши-новокрещены. Следовательно, ко времени III ревизии населения (1762-1766 гг.) одни предки слакбашцев временно жили в Белебеево, другие - в Ермолкино.

В 1763 г. в числе белебеевских чувашей-новокрещенов был учтен предок К.В. Иванова - «Антон Данилов, по-чувашски Васюк Андрюхин, 35 лет, перехо-дец из Цивильского уезда Тогайской волости дер. Байгильдиной» [15. Д. 3795. Л. 669-678].

Таким образом, согласно выявленным нами источникам, деревня Белебеево была основана на земле вотчинников команды-старшины Муслема Ус-манова Иланской волости Казанской дороги в 1754 г. [15. Д. 3795. Л. 669].

Среди городов Уфимской губернии Белебей по возрасту был пятым: старше его Уфа, Бирск, Мензелинск и Стерлитамак. В 1750 г. служилые татары Казанского адмиралтейства из д. Апастово Свияжского уезда Казанской губернии основали недалеко от устья речки Стерля д. Стерлитамак. Следовательно, образование д. Белебей надо искать после 1750 г. Раньше его просто не было.

В РГАДА по д. Белебей (Белебеево) Казанской дороги Уфимского уезда за 1762-1765 гг. обнаружены данные о ее населении в 207 душ мужского пола новокрещенов, среди них 2 татарина и 3 вотяка [15. Д. 3795. Л. 669-701].

Первыми жителями Белебеево являются переселенцы из 21 деревни Свияжского (147 муж.), 9 - Чебоксарского (31 муж.), 4 - Цивильского и 4 - Казанского уезда Казанской губернии, а также из 2 деревень Курмышского уезда Нижегородской и 1 деревни Симбирского уезда Симбирской губернии. Нужно подчеркнуть, что во время II ревизии населения в 1744-1747 гг. все будущие переселенцы вышеуказанных уездов еще проживали на своей малой родине.

По итогам II ревизии населения к 1752 г. был подготовлен и в 1755 г. выпущен «Атлас Оренбургской губернии с прилежащими к ней местами по ландкартам Красильникова и топографии П.И. Рычкова 1755 года». В кругу краеведов этот труд известен как «карта Красильникова» и находится в Национальном архиве Республики Башкортостан. На этой карте указана речка Бе-лебей без населенных пунктов. Следовательно, чувашские переселенцы в районе речки Белебей появились после 1752 г., во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. В «Памятной книжке Уфимской губернии на 1878 год» записано: «Белебей при речке Белебейка и ключе Кузнечном, в 30 вер. в сторону Уфимско-Казанского тракта; от Уфы в 168, С.-Петербурга 1944, Москвы 1270 верстах. Окрестности Белебея служили местом башкирских кочевок... При Императрице Елизавете Петровне, когда в Уфимской провинции окрещено было много чуваш, часть этих новокрещеных поселена была на месте нынешнего Белебея, который назывался селом Белебеем. В этом селе была деревянная церковь во имя Св. Михаила Архангела, построенная в 1757 году по благословению архиепископа Казанского Гавриила с целью утверждения чуваш в православии. Когда начался пугачевский бунт, возмутившиеся чуваши сожгли в 1774 году эту церковь и пристали к бунту. После усмирения бунта большая часть чуваш была прощена по воле государыни Екатерины II и по распоряжению посланного на окончательное усмирение бунта генерал-аншефа графа Панина.

При переименовании Оренбургской губернии в Уфимское наместничество село Белебей назначено по указу 23-24 декабря 1781 г. уездным городом, и чуваши большею частью выселены, а в город переведены преимущественно русские.

В 1865 г. Белебей наименован уездным городом Уфимской губернии. Бе-лебей - самый маленький из городов Уфимской губернии. В нем 3 церкви, 3 каменных и 317 деревянных домов. Число жителей обоего пола 3368, из них мужчин 1712, женщин 1656. Значительную часть населения составляют чуваши... В Белебее бывают две ярмарки: Февральская - с 25 февраля по 3 марта, и Покровская - с 1 по 8 октября» [13. С. 148-150].

Согласно сведениям из источников, «в 1762-1765 гг. по Казанской дороге Уфимского уезда учтены чувашские деревни Базгиево, Андреевка, Андреево (Зингиреево), Ермолаево (Ермолаевка), Белебеево, Камышенка, Крыкнарат, Кошаево и Каран (Азикова Пустошь)» [15. Д. 3795. Л. 536-1018].

В 1782 г. по Белебеевской округе Уфимского наместничества, кроме вышеперечисленных, учтены селения «Кайрякле, Курчеева, Менеус, Кистеня Вершины, Менеус-Баш, Елань-Чишмы, Аделево, Тюртюли, Кучуково, Устемово, Бюзю-рово, Бижбуляк Новая, Баскаево, Каныбеково, Илькино (Карын-Илга), Ново-Семеново [16. Л. 73-74, 87-87об.]. При этом д. Ермолаево учтена как Ермолкино, д. Андреево - как Зингиреево (Осиново), д. Белебеево - как г. Белебей.

Второй «особой» сказкой IV ревизии (1782) в д. Слакбаш отмечено 67 душ мужского пола и 60 душ женского пола, все они являлись переселенцами из г. Белебей. Во главе сказки указан 46-летний Иван Сергеев из с. Ко-

вали (Кавал) Аринской волости Свияжского уезда. Там же учтены 66-летний Родион Иванов, 44-летний Иван Яковлев и 42-летний Василий Савельев -уроженцы д. Тансарино (Тупах) Яльчиковской волости Свияжского уезда, также упомянутый выше, теперь уже 54-летний предок К. Иванова Антон Данилов - выходец из д. Белебеево.

Как уже выше отметили, на основе материалов ревизских сказок и ланд-ратской (переписной) книги Цивильского уезда 1719, 1748 и 1762 гг. устанавливается, что предок поэтов К.В. Иванова и Я.Г. Ухсая Антон Данилов родился в семье ясачных крестьян в д. Багильдино (современное название - Бай-гильдино, чув. Пайкилт), «что на Хирпосях (Хирбосях)», Второ-Тугаевской волости Цивильского уезда [15. Д. 4013. Л. 228, 229об.; Д. 4019. Л. 772, 774об.; Д. 4023. Л. 405, 408об.]. Ныне деревня Байгильдино находится в составе Ка-нашского района Чувашской Республики.

После 1783 г. по «указам Уфимской казенной палаты была учтена в дер. Слакбашево новая партия переселенцев - 16 дворов (52 мужчины и 48 женщин)». Во главе этой группы был указан Антон Данилов. В составе переселенцев зафиксированы крестьяне «деревень Адияровой, Пояновой, Новой Икковой, Бурна Цивильской округи, Емашевой и Шутнеру Чебоксарской округи, села Архангельское Ковали тож Свияжского уезда и из г. Белебей.

В составе очередной партии переселенцев, учтенных в 1794-1795 гг., были 31 мужчина и 30 женщин - выходцы из деревень Семеново, Байгильди-но Цивильской округи, Горбиково, Чарбось, Ямашево, Тансарино, Чашлама Ядринской округи, села Троицкое.

Среди переселенцев 1796 г. было 9 мужчин и 10 женщин из д. Тончурино Чебоксарской и д. Буртас Цивильской округи. Тогда же 3 мужчин переселились в Слакбаш из г. Белебей и д. Ермолкино» [11. Д. 35. Л. 498об .-514].

Одной из главных причин, вынудивших чувашей д. Белебеево переселиться в другие места, в частности на слакбашские земли, было объявление этого селения в 1781 г. уездным городом. Таким образом, предки слакбашцев стали жертвами административно-территориальной реформы императрицы Екатерины II и вынуждены были переменить место жительства.

После переселения на слакбашские земли белебеевцы и ермолаевцы заключили два договора об аренде земли у местных вотчинников на 50 лет. 2 февраля 1788 г. вотчинники команды старшины Каипа Зиямбетева Белебеев-ской округи Уфимского наместничества дали договорное письмо «из оброку на 50 лет за 282 руб. земли под поселение и хлебопашества чувашам-новокре-щенам дер. Слакбашевой Тихону Васильеву, Василию Савельеву, Василию Тимофееву с товарищи (всего 196 мужчин)» [10. Д. 9626. Л. 10об., 13, 16].

Таким образом, как выясняется из архивных источников, в состав жителей Слакбаша вошли в разное время переселенцы из ряда чувашских селений современной Чувашской Республики:

- д. Байгильдино (Пайкилт) Цивильского уезда (д. Байгильдино, Канаш-ский район);

- д. Тансарино (Тупах) Свияжского уезда (с. Тансарино, Урмарский район);

- д. Адиярово (Элпуд) Цивильской округи (с. Алдиарово, Янтиковский район);

- д. Пояново (Кивё Пуянкасси) Цивильской округи (д. Старое Буяново, Янтиковский район);

- д. Новое Икково (Иккасси) Цивильской округи (с. Икково /Второе Икко-во, Чебоксарский район);

- с. Ковали (Кавал) Свияжского уезда (с. Ковали, Урмарский район);

- д. Семеново (Уйкас Мами) Цивильской округи (д. Семеновка, Канаш-ский район);

- с. Троицкое (Кив. Сарьел) Ядринской округи (д. Троицкое, Вурнарский район);

- д. Чарбось (Ямашево Чарбоси тож; Ямаш Чарпуд) Ядринской округи (д. Полевые Яуши [Яваш], Комсомольский район);

- д. Ямашево (Чарпуд) Ядринской округи (с. Ямашево, Канашский район);

- д. Чешлама (Чашлама) Ядринской округи (д. Чешлама, Козловский район);

- д. Тончурино (Тёмер) Чебоксарской округи (с. Новое Тинчурино, Яль-чикский район);

- д. Буртас (Партас) Цивильской округи (с. Буртасы, Урмарский район).

По состоянию на 1848 г. на землях башкир Илькульминской и Кулильмин-

ской волостей проживало 300 душ мужского и 420 душ женского пола - жителей Слакбаша [12. Д. 108. Л. 275-277].

До 1859 г. слакбашские крестьяне ходили в Михаило-Архангельский собор г. Белебея, в 1859-1891 гг. - в Кресто-Воздвиженскую церковь с. Воздви-женское (ныне в составе Альшеевского района). Некоторые прихожане посещали Димитриевскую церковь в с. Надеждино (расположено рядом с железнодорожной станцией Аксаково, Белебеевский район). В 1892 г. в Слакбаше открывается Михаило-Архангельская церковь.

Согласно данным официальных органов от 1896 г., село Слакбаш «расположено на равнине при подошве возвышенности, возле р. Слак, годной для мельниц... Местность гористая. В селении бывают базары. Промыслы: работают в свободное от полевых работ время на железной дороге (очищают путь от снега)» [17. С. 913]. Кроме того, население занималось портняжничеством. При р. Слак располагались 6 водяных мельниц. В Слакбаше работал случный пункт для разведения лошадей. Владельцем его был Василий Николаев Иванов - отец поэта Константина Иванова.

В заметке краеведа Г.Г. Макарова говорится, что первый дом, построенный «по-белому», появился в Слакбаше в 1831 г. Его хозяином был Макар мучи. И только в 1886 г. два крестьянина - Ванюшке и Хурась - сумели выстроить себе дома с печной трубой и приобрести керосиновые лампы [7].

По данным подворной переписи крестьянских хозяйств 1912-1913 гг., в с. Слакбаш было 389 хозяйств с населением 2228 человек обоего пола (1102 муж.) [6. С. 370-377]. Единственным в Слакбаше торговцем являлся 45-летний Егор Петрович Беляев.

Первая школа в Слакбаше была открыта 3 декабря 1891 г. Это была так называемая миссионерская школа. Священник Слакбашской церкви Иоаким (Иванов) сумел собрать 60 первых учащихся [7]. Школа помещалась в здании, построенном летом 1892 г. на средства, выделенные уфимским епископом Дионисием. Бревна и железо для крыши здания школы и для учительской квартиры были доставлены по железной дороге из Уфы. Кроме мужской школы, в 1898 г. в Слакбаше были открыты женская одноклассная, в 1905 г. -двухклассная миссионерские школы.

Таким образом, вновь выявленные материалы, относящиеся к XVIII-XIX столетиям, позволяют уточнить и дополнить малоизученные страницы истории возникновения Слакбаша, ставшего к началу XX в. одним из крупных чу-

вашских селений в Башкирском крае. Архивные источники подтверждают, что, в отличие от других селений чувашской диаспоры, история Слакбаша имеет уникальный характер в силу того, что его возникновение и формирование населения напрямую были связаны с историей старинного города Белебея, возникшего на месте поселения чувашских переселенцев. И, наконец, благодаря своим славным уроженцам - гениальным чувашским поэтам К.В. Иванову и Я.Г. Ухсаю - село Слакбаш стало значимым и ярким национальным историко-культурным центром чувашского народа за пределами Чувашской Республики.

Литература и источники

1. Артемьев Ю.М. Константин Иванов. Жизнь. Судьба. Бессмертие. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2013. 255 с.

2. Башкирская энциклопедия. Уфа: Изд-во «Башкирская энциклопедия», 2009. Т. 5. 575 с.

3. Иванов В.П., Сафин М.Х. Малая родина поэта Константина Иванова в свете новых данных по его родословию II Чувашский гуманитарный вестник. 2010. № 5. С. 207-216.

4. Катулевская З.П. В краю поющих родников (Из истории села Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан): историко-документальные очерки. Белебей: З.П. Катулевская, 2013. 278 с.

5. Константин Иванов: фотоальбом. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. 1990. 136 с.

6. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Уфа: Электр. типография т-ва «Печать», 1914. 25 с.

7. Макаров С.Г. Слакпур таврашёнче [В Слакбашском крае] // Ялав. 1990. № 5. С. 24

8. Матвеев Г.Б., Петров И.Г. Слакбаш // Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. Т. 4. С. 41.

9. Материалы по истории Башкирской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 4. ч. 1. 494 с.

10. Национальный архив Республики Башкортостан (далее - НА РБ). Ф. И-2. Оп. 1.

11. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2.

12. НА РБ. Ф. И-172. Оп. 1.

13. Памятная книжка Уфимской губернии на 1878 год. Уфа: Губернская типография, 1878.

14. Родники Слакбаша: литературно-краеведческий сборник / сост. А.А. Кондратьев. Уфа: Изд-во Уфимского нефтяного университета, 1996. 168 с.

15. Российский государственный архив древних актов. Ф. 350. Оп. 2.

16. Российский государственный исторический архив. Д. 558. Оп. 2. Д. 293.

17. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. 4. Белебеевский уезд. Уфа: Уфимская губернская земская управа, 1898. 1048 с.

18. Я.Г. Ухсай в воспоминаниях современников / сост. А.И. Дмитриева, Е.Я. Ухсай. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005. 385 с.

ИВАНОВ ВИТАЛИЙ ПЕТРОВИЧ - доктор исторических наук, главный научный сотрудник секции этнологии, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Россия, Чебоксары (Vitali.etno@mail.ru).

САФИН МУДАРИС ХАРИСОВИЧ - историк-краевед, член Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики, Россия, Стерлитамак.

Vitaly P. IVANOV, Mudaris Kh. SAFIN HISTORY OF THE ANCIENT CHUVASH VILLAGE SLAKBASH

Key words: resettlement, the Bashkir territory, treaty, Belebey, Slakbash, archival sources, local history materials, genealogy, homeland of poetry.

Based on a wide range of archival sources and local history information, the article is the first to explore the under-investigated controversial issues of the origin of a famous Chuvash village Slakbash in Bashkiria - the birthplace of brilliant Chuvash poets Konstantin Ivanov and Yakov Ukhsay. Special attention is paid to the features of the Chuvash peasants' migration to the Bashkir region in the 18th-19th centuries, the history of their founding the village of Belebeyevo, which became the uyezd town of Belebey in 1718. The article considers several versions of the origin of Slakbash, some of them are evaluated by the au-

thors as scientifically unsound. Based on newly identified historical data, the authors found that the population of Slakbash was made up of people from the village of Belebeevo, as well as immigrants from more than ten Chuvash villages of the modern Chuvash Republic. The article deals with the origins of the family of K.V. Ivanov and Ya.G. Ukhsay, who were second cousins and descendants of one ancestor - Anton Danilov, a native of the village of Baigildino in the present Kanash region of the Chuvash Republic. There he was taken into account during the II revision (1745), and the III revision (1763) recorded him already in Bashkiria - in the village of Belebeevo, in 1781 he was recorded among the first settlers of Slakbash. In conclusion, the article provides information about the socio-cultural characteristics of Slakbash in the late 19th - early 20th centuries.

References

1. Artem'ev Yu. M. Konstantin Ivanov. Zhizn'. Sud'ba. Bessmertie [Konstantin Ivanov. Life. Fate. Immortality]. Cheboksary, 2013, 255 p.

2. Bashkirskaya enciklopediya [Bashkir encyclopedia]. T. 5. Ufa, 2009, 576 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ivanov V.P., Safin M.H. Malaya rodina poeta Konstantina Ivanova v svete novykh dannykh po ego rodosloviyu [Small homeland of the poet Konstantin Ivanov in the light of new data on his genealogy]. Chuvashskii gumanitarnyi vestnik, 2010, no. 5, pp. 207-216.

4. Katulevskaya Z.P. V krayu poyushchikh rodnikov (Iz istorii sela Slakbash Belebeevskogo rajona Respubliki Bashkortostan): istoriko-dokumental'nye ocherki [In the land of singing springs (From the history of the village of Slakbash belebeyevsky district of the Republic of Bashkortostan): historical and documentary essays]. Belebei, 2013, 278 p.

5. Konstantin Ivanov: fotoal'bom [Konstantin Ivanov: photo album]. Cheboksary, 1990, 135 p.

6. Krest'yanskoe hozyaistvo Ufimskoi gubernii [Peasant economy of the Ufa province]. Ufa, 1914, 25 p.

7. Makarov S.G. V Slakbashskom krae [In Slakbash region]. Yalav, 1990, no. 5.

8. Matveev G.B., Petrov I.G. Slakbash [Slakbash]. In: Chuvashskaya entsiklopediya. Cheboksary, 2011, vol. 4, p. 41.

9. Materialy po istorii Bashkirskoi ASSR [Materials on the history of the Bashkir ASSR]. Moscow, 1956, vol. 4, part 1. 494 p.

10. Nacional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan. Fond I-2. Opis' 1 [The National archive of the Republic of Bashkortostan. Archives I-2. Anagraph 1].

11. Nacional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan. Fond I-138. Opis' 2 [The National archive of the Republic of Bashkortostan. Archives I-138. Anagraph 2].

12. Nacional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan. Fond I-172. Opis' 1 [The National archive of the Republic of Bashkortostan. Archives I-172. Anagraph 1].

13. Pamyatnaya knizhka Ufimskoi gubernii na 1878 god [Commemorative book of the Ufa province for 1878]. Ufa, 1878, 46 p.

14. Kondrat'ev A.A., comp. Rodniki Slakbasha: literaturno-kraevedcheskii sbornik [Slakbash Springs: a literary and local history collection]. Ufa, 1996, 168 p.

15. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnih aktov. Fond 350. Opis' 2 [Russian state archive of ancient acts. Archives 350. Anagraph 2].

16. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arhiv. Fond 558. Opis' 2. Dokument 293 [Russian state archive of ancient acts. Archives 358. Anagraph 2. Dokument 293].

17. Sbornik statisticheskikh svedenii po Ufimskoi gubernii [Collection of statistical data on the Ufa province]. Ufa, 1898. 1048 p.

18. Dmitrieva A.I., Ukhsai E.Ya., comps. Ya.G. Ukhsai v vospominaniyah sovremennikov [Yu.G. Ukhsi in the memoirs of contemporaries]. Cheboksary, 2005, 385 p.

VITALY P. IVANOV - Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher, Chuvash State Institute of Humanitarian Sciences, Russia, Cheboksary (Vitali.etno@mail.ru).

MUDARIS Kh. SAFIN - Local Historian, Member of the National Academy of Sciences and arts of the Chuvash Republic, Russia, Sterlitamak.

Формат цитирования: Иванов В.П., Сафин М.Х. История старинного чувашского села Слакбаш // Вестник Чувашского университета. - 2020. - № 4. - С. 36-44. 001: 10.47026/1810-1909-2020-4-36-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.