Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНЦИИ "КОЛЫШЛЕЙ" В 1941-1945 ГГ.'

ИСТОРИЯ СТАНЦИИ "КОЛЫШЛЕЙ" В 1941-1945 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ СТАНЦИИ КОЛЫШЛЕЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратьева Карина Олеговна, Кошелева Алла Игоревна

В статье речь идет о развитии станции «Колышлей» в тяжёлые времена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНЦИИ "КОЛЫШЛЕЙ" В 1941-1945 ГГ.»

I

SCIENCE TIME

ИСТОРИЯ СТАНЦИИ «КОЛЫШЛЕИ» В 1941-1945 ГГ.

Кондратьева Карина Олеговна, Кошелева Алла Игоревна, Пензенский государственный университет, г. Пенза

E-mail: karina_kondrateva.03@mail.ru E-mail: alla-kosheleva@mail.ru

Аннотация. В статье речь идет о развитии станции «Колышлей» в тяжёлые времена.

Ключевые слова: железнодорожная станция, железнодорожники станции Колышлей, железнодорожный путь.

В течение осени 1942 года на станции Колышлей формируется и проводит учения 266-я мотострелковая дивизия: «К середине сентября дивизия была почти полностью укомплектована личным составом и передислоцирована в район станции Колышлей Пензенской области. Разместившись в лесах и балках, части дивизии продолжали боевую подготовку, дополучали оружие и военную технику. В октябре были проведены ротные, батальонные и полковые двусторонние тактические учения, на которых войска учились наступать и обороняться во взаимодействии с танками и артиллерией. Напряженный месяц завершился дивизионным тактическим учением. 31 октября 1942 года генерал Л. В. Ветошников получил сообщение, что распоряжением Ставки Верховного Главнокомандования 266-я стрелковая дивизия включена в состав 1-й гвардейской армии и в течение недели должна подготовиться к отправке на фронт. 7 ноября 1942 года в частях дивизии прошли митинги, на которых был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего. Прямо с митинга колонны пошли на погрузку: дивизия отправлялась на фронт.»

(К. Науменко «266-я Артемовско-Берлинская», 1987 г.)

На временное проживание в поселок привозят беженцев из прифронтовых территорий: «Помню, нас подобрали наши солдаты, а потом посадили в товарный вагон, довезли до станции Колышлей Пензенской области. Папа и старший брат немного поработали там, а примерно через полгода папу призвали в армию и отправили на фронт (это был 1942 год). Как провожали? Почти никак. Собрали группу призванных в армию мужчин, посадили в грузовые машины и увезли.

I

SCIENCE TIME

I

Жены, матери, сестры плакали. Некоторые бежали вслед за машиной, но она быстро увозила защитников Родины. Унылые, заплаканные, осиротевшие люди, не глядя друг на друга, возвращались назад. Почти в каждой семье с нетерпением ждали с фронта письма-треугольники. Получали и мы письма от папы. Он писал, что смело воюют, верят в победу. В каждом письме обращался к маме: «Береги детей». Еще через некоторое время, когда старшему брату исполнилось 17 лет, он тоже ушел на фронт. Маму, меня и младшего брата отправили в Кузбасс, подальше от линии фронта. Погрузили в товарные вагоны с нарами и повезли...»

(Елена Соловейчик, газета «Сибирская околица», № 17 от 6 мая 2015 г.) Второй путь на станции

После окончания войны на железнодорожной ветке Ртищево-Пенза начинается строительство второго пути: «В конце 1946 года ... вели второй железнодорожный путь через Колышлей» (Сайт молитвенного дома в с. Сущевка: http://svyato-mk.cerkov.ru).

Саенко В.И. в своих воспоминаниях пишет, что монтаж дороги начался еще до начала войны, в 1939 году. Можно предположить, что обе даты верны и железнодорожники приступали к работам дважды, сделав вынужденный перерыв на время вооруженного конфликта.

С увеличением пропускной способности участка, меняются требования и к подвижному составу: паровозы уступают место локомотивам на дизельной тяге. На вокзальной площади поселка строится новая водонапорная башня.

Большим событием в послевоенной истории станции стала её электрификация в 1965 году.

«В 1962 году по решению правительства начинается электрификация «Балашовского хода» - участка Пенза-Харьков. Задача формулируется почти по-военному - без остановки движения быстро произвести электрификацию двух путных участков протяженностью 352 км. ... Трест «Приволжтрансстрой», специальные подразделения Минтрансстроя и МПС за три года выполняют огромный объем строительно-монтажных работ, и 31 декабря 1965 года электрифицированные участки Пенза-Ртищево-Поворино вступают в строй».

«Еще летом 1965 года депо получило 15 электровозов ВЛ60. 1 сентября для обкатки электровозов был отведен участок на перегоне Ртищево - Колышлей.»

17 декабря 1965 года: «14 декабря произошло знаменательное для ртищевцев событие: со станции Ртищево-П в сторону Колышлея пошли первые поезда, которые повели электровозы» (Сайт «История российского железнодорожного транспорта»)

Железнодорожная станция в 50-60-е годы

Коллектив станции Колышлей в 1951 году перевыполнил годовой план перевозок на 190 вагонов, выгрузки сделано на 290 вагонов больше чем по плану. Лучшими производственниками являются: дежурный по станции тов. Подобуев, стрелочник Миронов, путевой рабочий Самышин и машинист водокачки Михеев.

I

SCIENCE TIME

I

На железнодорожной станции Колышлей в 1952 году для рабочих и служащих закончилось строительство нового двухэтажного деревянного здания.

В 1953 году с хорошими показателями отмечают первомайский праздник железнодорожники станции Колышлей. План погрузки в первом квартале выполнен на 108,5%. Значительно сокращён простой местных вагонов. Первое место в соревновании заняли: дежурный по станции т.т. Подобуев, Наумов, старший стрелочник тов. Миронов, стрелочник тов. Дудаков.

Ответственна работа дежурного по станции. График движения поездов при любых обстоятельствах должен быть выполнен точно. Мария Ивановна Солдатова добросовестно исполняет сложные обязанности дежурного. Её чёткая работа способствует трудовому успеху всего коллектива станции в 1958 году. Железнодорожники ежемесячно перевыполняют задание по транспортировке грузов.

Железнодорожники станции Колышлей из месяца в месяц перевыполняли производственные задания по перевозкам грузов. Чёткая организация труда и взаимовыручка принесли успех коллективу в 1960 году. Годовой план погрузки вагонов выполнен на 116 процентов. Достигнута экономия в расходовании горюче-смазочных материалов и сокращён простой вагонов. Первенство в соревновании завоевали дежурные по станции М. И. Солдатова, А. С. Наумов и др. (так сказал начальник станции в 1961 г. А. Редькин).

Коллектив железнодорожной станции Колышлей оказал высокое доверие рабочей станции Агафье Ивановне Васиной, посвятившей своей работе около 20 лет сознательной жизни, и выдвинул её в 1961 г. кандидатом в депутаты районного Совета. Бригада путейцев, в которой работает Агафья Ивановна, каждый день ведёт текущий ремонт пути. Работа требует от людей выносливости и ловкости, ответственности и слаженности.

Железнодорожники станции Колышлей из месяца в месяц успешно справляются с производственным заданием. План погрузки вагонов к 1 мая 1961 года выполнен на 110%. Отлично несут железнодорожную службу дежурный по станции А. С. Наумов, старший стрелочник К. В. Лукъянов, составитель поездов П. Т. Котрахов и др.

Славно потрудились в дни предсъездовского социалистического соревнования коллектив железнодорожников станции Колышлей. К открытию XXII съезда партии десятимесячный план погрузки и выгрузки вагонов выполнен на 130%.

Около железнодорожной электростанции в 1961 году можно было увидеть незамерзающий бассейн коричнево-бурой жидкости. Что-то похожее на нефть или на соляровое масло. Но это не топливо. Огромная яма под железнодорожным откосом заполнена свекольной патокой. Свекольную патоку выписывали совхозы нашего района для подкормки скота, но забыли о ёмкостях для её хранения. Цистерны с патокой прибыли с Бековского сахарного завода. Чтобы не задерживать груз на железной дороге, содержимое цистерн вылили в яму. А вскоре о патоке и вовсе забыли. Совхозы «Пятилетка» и имени

28

*

I

SCIENCE TIME

I

Октябрьской революции патоку не забрали, а вот жители Колышлея совершают «паломничество» к паточному болоту.

Литература:

1. Антипов В. Путевая работница / В. Антипов // Социалистический путь. -1961. - 5 марта. - № 28. - С. 2.

2. Редькин А. Железнодорожники - на трудовой вахте / А. Редькин // Социалистический путь. - 1958. - 5 сентября. - № 107. - С. 2.

3. Редькин А. Квартальный план перевыполнен / А. Редькин // Социалистический путь. - 1953. - 1 мая. - № 37. - С. 1.

4. Редькин А. На вахте - железнодорожники / А. Редькин // Социалистический путь. - 1961. - 17 октября. - № 124. - С. 3.

5. Редькин А. Победа железнодорожников / А. Редькин // Социалистический путь. - 1952. - 1 января. - № 1.- С. 1.

6. Редькин А. Трудовые успехи наши - первомаю / А. Редькин // Социалистический путь. - 1961. - 1 мая. - № 52. - С. 1.

7. Редькин А. Успехи железнодорожников / А. Редькин // Социалистический путь. - 1961. - 1 января. - № 1. - С. 1.

8. Строительство зданий // Социалистический путь. - 1952. - 29 апреля. - №

9. Суровегин В. У паточной заводи / В. Суровегин // Социалистический путь. - 1961. - 26 февраля. - № 25. - С. 2.

22. - С. 2.

*

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.