DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_39 УДК 347.7
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНЫХ СУДОВ В РОССИИ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В КАВКАЗСКОМ ЛИНЕЙНОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. THE HISTORY OF THE FORMATION OF VERBAL COURTS IN RUSSIA AND THEIR LEGISLATIVE FORMALIZATION IN THE CAUCASIAN LINEAR COSSACK ARMY IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY
ПАРШИНА Наталья Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. E-mail: [email protected];
PARSHINA Natalia Viktorovna,
Candidate of law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Kuban State University.
350040, Krasnodar Territory, Krasnodar, Stavropol str., 149. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье обозначены основные историко-правовые векторы развития коммерческого судопроизводства в России, в общем, и становление этого института у отдельной социальной группы - казаков Кавказского линейного войска, в частности. Используя дедуктивный и сравнительно-правовой методы познания, автор приходит к выводу, что становление специальной судебной системы, предназначенной для разрешения торговых споров в Кавказском линейном казачьем войске, несмотря на отдельные заимствования из общеимперского законодательства, шло по особому пути правового развития, который был обусловлен сословной принадлежностью и особой значимостью казачества в системе регулярных войск Российской империи.
Abstract: The article outlines the main historical and legal vectors of the development of commercial legal proceedings in Russia, in general, and the formation of this institution in a separate social group - the Cossacks of the Caucasian Line Army, in particular. Using deductive and comparative legal methods of cognition, the author comes to the conclusion that the formation of a special judicial system designed to resolve trade disputes in the Caucasian linear Cossack army, despite some borrowings from the general imperial legislation, followed a special path of legal development, which was due to the class affiliation and the special significance of the Cossacks in the system of regular troops of the Russian Federation empires.
Ключевые слова: Кавказское линейное казачье войско, судопроизводство, торговые словесные суды, законодательство, право.
Keywords: Caucasian linear Cossack army, judicial proceedings, commercial verbal courts, legislation, law.
Для цитирования: Паршина Н.В. История становления словесных судов в России и их законодательное оформление в кавказском линейном казачьем войске в первой половине XIX века // Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 39-41. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_39.
For citation: Parshina N. V. The history of the formation of verbal courts in Russia and their legislative formalization in the Caucasus linear Cossack army in the first half of the XIX century // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 39-41. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_39.
Статья поступила в редакцию: 02.06.2022
Современный подход правотворческих органов к реформированию юридического статуса российского казачества [10], несомненно, актуализирует научный интерес к разнообразным аспектам их существования в отдельные исторические эпохи в нашей стране. Исследуя казачество Юга России, следует отметить, что именно в XIX в. их правовой статус был особым образом законодательно формализован.
Как известно, в Российской империи, казачество в XIX в. относилось к отдельному служилому сословию. Государство учитывало исторические особенности его формирования, самобытность и в известной мере независимость в регулировании общественных отношений, что было обусловлено первоначальным формированием казачьих образований, как своеобразных квазигосударств.
В этой связи особый интерес возникает к не только особенностям функционирования казачьих судов, которые занимались разрешением уголовных и гражданских споров, но и к системе коммерческих судов, которая в XIX в., наряду с военными казачьими судами получила своё правовое оформление.
Развитие торгового оборота в Кавказском линейном войске, стало предпосылкой к юридическому урегулированию порядка разрешения коммерческих споров. Законодателю было необходимо приспособить общероссийский опыт функционирования торговых судов к их работе в среде казачества. Именно поэтому, издав в 1845 г. Положение о Кавказском линейном казачьем войске [2], государство наряду с правовым статусом военно-судных комиссий (им были подсудны гражданские и уголовные дела), урегулировало и юридическое положение торговых словесных судов, которые занимались разрешением коммерческих споров, возникающих между представителями данного сословия.
Вообще, к данному периоду коммерческие суды в России насчитывали ни одно столетие. Так, ещё в начале XII в. Новгороде был учреждён суд ивановского купечества, состоящий из представителей торгового сословия. При царе Алексее Михайловиче, в 1667 г., в Москве был образован особый «...приказ для суда и расправы купецким людям...»[4, с. 7].
26 августа 1727 г., был издан Сенатский указ, согласно которому для того, чтобы купцы «.кроме необходимой нужды, не вступали в письменные суды и ответы. в Ратушах,...в Таможнях, как в градских, так и уездных.» учреждался таможенный словесный суд [6].
Целесообразность образования торговых судов в России, как отмечали дореволюционные исследователи, была обусловлена тем, что «.торговые обороты, имея нужду в постоянном внимании и непрерывной деятельности, были часто замедляемы от необходимости, в которой
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. №9(213)
находились тяжущиеся купцы, отправляться для суда в Приказы, отстоящие от места их торговли на большое расстояние и оставаться там довольно долгое время...» [9, с. 178].
После упразднения в 1753 и 1754 гг. внутригосударственных таможен, кроме портовых и пограничных, в царствование Елизаветы Петровны, таможенный словесный суд по-прежнему разрешал споры между представителями купеческого сословия «и в торговых их делах и в поклажах и ссудах» «во всех городах под ведомствам Магистратов и Ратуш» [7]. Ему повелевалось «.суд производить и разбирательство чинить кратко на словах., не продолжая далее осьми дней» [12, с. 237].
В период правления императрицы Екатерины II, словесные суды продолжали свою работу в городах. Согласно Учреждению об управлении губерний 1775 г. [11], судьи словесного суда ежегодно избирались мещанством и купечеством.
Следствием промышленного переворота, который начался в России с 30-х XIX в. и осуществлялся путем перехода от мануфактурного производства к фабричному, стало увеличение числа купеческого сословия. Об этом ярко свидетельствует количество купеческих гильдейских свидетельств: в 1825 г. их выдано - 27 879; в 1835 г. - 34 707; в 1845 г. - 39 986 [8, с. 24]. Естественно, рост купечества, и, как результат - умножение торговых сделок, требовало от государства усовершенствования судебной системы.
Поэтому Именным указом от 14 мая 1832 г. Николай I [1] разграничил подсудность коммерческих и словесных судов. С помощью дифференциации предмета спора, детальной регламентации коммерческого судопроизводства, государство стремилось эффективно распределить судебную нагрузку между этими инстанциями, и снизить уровень бюрократической волокиты.
Так, согласно вышеназванному закону, коммерческие суды первоначально учреждались в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге «а потом в тех городах, где по важности и пространству торговли признано будет сие учреждение нужным». К подсудности коммерческого суда относились все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязательствам словесным и письменным, как между частными лицами всех сословий, так и по искам государственных кредитных установлений в отношении частных лиц. Кроме этого, коммерческие суды рассматривали дела о торговой несостоятельности. Все споры о торговле, не превышающие 500 рублей, разбирались в городовых словесных судах или в словесных судах при магистратах.
Законодательная регламентация правового статуса словесного суда Кавказского линейного казачьего войска содержалась в вышеупомянутом Положении от 14 февраля 1845 г. Предусматривалось, что торговый словесный суд может быть образован при численности торговых казаков не менее 50 членов. При этом общий состав торговых казаков в войске не мог превышать 200 человек. Следует подчеркнуть, что торговля благоприятно влияла на социально-экономическое и военно-политическое развитие региона, поскольку «.играла огромную роль в налаживании мирных, взаимовыгодных контактов между линейными казаками и горцами» [5, с. 12].
Что касается торгового словесного суда, то цель его создания, согласно Положению 1845 г., - «чтобы торговые казаки в коммерческих спорах между собой» и представителями других сословий «не прибегали к письменному судопроизводству». В своей деятельности торговые словесные суды в Кавказском линейном казачьем войске должны были руководствоваться общеимперскими актами, регламентирующими деятельность таких судов, учреждённых при городских магистратах [3].
При этом законодатель не ограничивал подсудность казачьих торговых словесных судов суммой иска: они рассматривали все тяжбы и споры, как по частным письмам, векселям, запискам, купеческим книгам и счетам, так и по устным торговым делам. Торговый словесный суд состоял из двух судей, ежегодно избираемых обществом торговых казаков, и утверждаемых в этой должности Войсковым Наказным Атаманом. При торговом словесном суде работала канцелярия в составе письмоводителя и писаря. Если спор не был разрешен торговым словесным судом в течение восьми дней или требовал письменного производства, то он передавался на рассмотрение в Войсковое Правление Кавказского войска.
Таким образом, состав торгового словесного суда в Кавказском казачьем войске носил сословный характер. При этом он был уполномочен разрешать коммерческие споры, как между торговыми казаками, так и между торговыми казаками и представителями других сословий. В связи с тем, что основной задачей линейцев была охрана государственной границы, частная торговля на их территории первоначально не была так развита, как в других регионах страны, поэтому центральное правительство гораздо позднее, чем в центральных губерниях, урегулировало порядок разрешения коммерческих споров среди торговых казаков, ограничив, вместе с тем, их численный состав. При этом в Положении 1845 г. содержались отсылочные нормы к общеимперскому законодательству, регулирующему порядок деятельности словесных судов в городах, которые рассматривали коммерческие споры. Это свидетельствует о том, что законодатель, пытаясь сохранить казачью сословную замкнутость, всё же заимствовал всероссийский правотворческий опыт разрешения торговых тяжб из законодательства, действующего за пределами территорий казачьих поселений. Это и последующее сближение норм общеимперского и специального законодательства, как известно, в дальнейшем привело к постепенному стиранию сословных различий между казаками и представителями других социальных групп на территории Российской империи (на Кубани начиная с 1862 г.).
Библиогра фия:
1. Высочайше утвержденное Учреждение Коммерческих Судов, и Устав их судопроизводства от 14 мая 1832 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. II. Т. VII. № 5360.
2. Высочайше утвержденное Положение «О Кавказском линейном казачьем войске» от 14 февраля 1845 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. II. XX. № 18739.
3. Леонгард А.М. Российские законы о торговле и промышленности: руководство для торгующих сословий, Санкт-Петербург; Берлин: тип. К. Шультце, 1855, 230 с.
4. Нефедьев Е.А. Судопроизводство торговое. Конкурсный процесс. - 2-е изд., Москва: Общество взаимопомощи студентов-юристов Московского университета, 1909. - 110 с.
5. Радионов С. И. Основные тенденции экономического развития линейного казачества Кубани: 1794-1860 гг.: Автореф. дисс. .кандидата исторических наук. Армавир, 2010. 27 с.
6. Сенатский указ вследствие Именного, состоявшегося в Верховном Тайном Совете «Об отпуске содержащихся в Москве и у города Архангельского чужестранных купцов для их выправок в Санкт-Петербурге в Доимочную Канцелярию, о взыскании с просрочки по векселям по шести процентов на год, и о таможенном суде по словесным прошениям, а не челобитным» от 26 августа 1727 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. I. Т. VII. № 5145.
7. Сенатский указ «О бытии словесному суду между купцами в Москве и в прочих городах под ведомством Магистратов и Ратуш, определяя в оный суд по два человека из купечества по выбору, и о назначении на ярмарки, сверх выборных, из Магистратских и Ратушных членов по одному человеку, о писании контрактов на гербовой бумаге и о нанесении обид и притеснений купцам, приезжающим на ярмарки» от 5 мая 1754 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. I. Т. VII. № 10222.
8. Струмилин С.Г. Промышленный переворот в России, Москва: Госполитиздат, 1944. - 48 с.
9. Троцина К.Е. Историческое развитие судоустройства в России от времен великого князя Иоанна III до наших дней. - Киев: Университетская типография, 1847. 352 с. С. 178.
10. Указ Президента РФ от 09.08.2020 г. № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы» // «Собрание законодательства РФ», 10.08.2020, № 32, ст. 5259.
11. Учреждения для управления Всероссийской Империи часть первая от 7 ноября 1775 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., Собр. I. Т. XX. № 14392.
12. Чулков М. Д. Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах: от древних времян до ныне настоящаго и всех преимущественных узаконений по оной государя имп. Петра Великаго и ныне благополучно царствующей государыни имп. Екатерины Великия. - Санкт-Петербург: при Императорской Академии наук, Т. 2, кн. 1, 1781 -1788. - 705 с.
References:
1. The most highly approved Establishment of Commercial Courts, and the Charter of their judicial proceedings of May 14, 1832 // The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. St. Petersburg, Sobr. II. Vol. VII. No. 5360.
2. The most highly approved Regulation "On the Caucasian linear Cossack Army" of February 14, 1845 // The Complete Collection of Laws St. Petersburg, Sobr. II. XX.
No. 18739.
3. Leonhard A.M. Russian laws on trade and industry: a guide for trading estates, St. Petersburg; Berlin: type. K. Schultze, 1855, 230 p.
4. Nefediev E.A. Commercial legal proceedings. Competitive process. - 2nd ed., Moscow: Society for Mutual Assistance of Law Students of Moscow University, 1909. -
110 p.
5. Radionov S. I. The main trends in the economic development of the linear Cossacks of Kuban: 1794-1860: Abstract. diss. ...candidate of historical sciences. Armavir,
2010. 27 p .
6. The Senate Decree, as a result of the Nominal, held in the Supreme Privy Council, "On the release of foreign merchants held in Moscow and near the city of Arkhangelsk for their corrections in St. Petersburg to the Milking Office, on the recovery of overdue bills of six percent for a year, and on the customs court on verbal petitions, and not petitions" from August 26, 1727 // The Complete Collection of laws of the Russian Empire. SPb., Sobr. I. Vol. VII. № 5145.
7. The Senate Decree "On the existence of a verbal court between Merchants in Moscow and in Other Cities under the authority of Magistrates and Town Halls, Determining two people from the merchants by choice to this court, and on the appointment to fairs, over-elected, from Magistrate and Town Hall members to one person, on writing contracts on stamped paper and on the infliction of insults and harassment to merchants coming to fairs" from May 5, 1754 // The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. SPb., Sobr. I. Vol. VII. No. 10222.
8. Strumilin S.G. Industrial revolution in Russia, Moscow: Gospolitizdat, 1944. - 48 p.
9. Trotsina K.E. Historical development of the judicial system in Russia from the time of Grand Duke John III to the present day. - Kiev: University Printing House, 1847. 352 S. S. 178.
10. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.08.2020 No. 505 "On approval of the Strategy of State policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks for 2021 - 2030" // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 10.08.2020, No. 32, Article 5259.
11. Institutions for Administration of the All-Russian Empire part one of November 7, 1775 // The Complete Collection of laws of the Russian Empire. SPb., Sobr. I. T. XX. No. 14392.
12. Chulkov M. D. Historical description of Russian commerce at all ports and borders: from ancient times to the present and all preferential legalizations according to the sovereign imp. Peter the Great and now safely reigning Empress imp. Catherine the Great. - St. Petersburg: at the Imperial Academy of Sciences, Vol. 2, book 1, 1781 -1788. -705 p.