Научная статья на тему 'История становления, проблемы и перспективы пенитенциарных образовательных учреждений для осужденных России в 90-е гг'

История становления, проблемы и перспективы пенитенциарных образовательных учреждений для осужденных России в 90-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CORRECTIONAL FACILITY / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / PRISONERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриянов Андрей Викторович

В статье освещается проблема реорганизации системы образования исправительных учреждений в направлении гуманизации. А также инновационные технологии непрерывного образования осужденных с введением высшего образования в тюрьмах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриянов Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS PENITENTIARY FOR PRISONERS IN RUSSIA 90th

The article highlights the problem of reorganizing the educational system of the correctional institution in the direction of humanization. An innovative design technology of continuous education of convicts with the introduction of higher education in prisons

Текст научной работы на тему «История становления, проблемы и перспективы пенитенциарных образовательных учреждений для осужденных России в 90-е гг»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ XIX-XX вв.

УДК 93/94

Андриянов Андрей Викторович

магистрант кафедры новой и новейшей истории России

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: Andrei-a1983@yandex.ru

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ РОССИИ В 90-е гг.

Andrei V. Andriyanov

Undergraduate Department of Modern and Contemporary Russian History

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: Andrei-a1983@yandex.ru

THE HISTORY OF THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS PENITENTIARY FOR PRISONERS

IN RUSSIA 90th.

Аннотация. В статье освещается проблема реорганизации системы образования исправительных учреждений в направлении гуманизации, а также инновационные технологии непрерывного образования осужденных с введением высшего образования в тюрьмах.

Ключевые слова: образование, система образования, образовательная программа, обучение, исправительное учреждение, заключенные.

Abstract. The article highlights the problem of reorganizing the educational system of the correctional institution in the direction of humanization. An innovative design technology of continuous education of convicts with the introduction of higher education in prisons.

Keywords: education, educational system, educational program, training, correctional facility, prisoners.

В истории России 90-е года стали периодом, деформирующим систему страны, что коснулось не только высшего и среднего образования, но и пенитенциарной образовательной системы. Были потеряны все наработки, методики учебно-воспитательного процесса пенитенциарных образовательных учреждений. Произошел перенос мест их постоянной дислокации в новые районы.

© Андриянов А.В., 2016

Бесценный вклад в воспитание молодых людей, находящихся в местах лишения свободы, внес А.С. Макаренко [5]. Методики, созданные на основании его опыта и рекомендаций, внедряются не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом.

В российской литературе представлены работы о проблемах пенитенциарной системы. Это такие ученые, как В.А. Елеонский [3], И.И. Карпеца [4], В.Н. Кудрявцев [4] и многие другие российские деятели.

Но все равно вся информация о пенитенциарных учреждения России закрыта, так как они являются режимными объектами.

В законе «Об образовании» Российской Федерации сказано, что образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Поэтому подросткам, оказавшимся в стенах пенитенциарного учебно-воспитательного учреждения, государство создает условия для исправления, охраняет их права, свободы и законные интересы, оказывает помощь в социальной ориентации [7]. Центральным местом и главным средством перевоспитания и обучения в воспитательной колонии является школа.

Актуальность создания и восстановление данных школ в России имела огромное значение для государства. Данная работа раскрывает основные направления социально-педагогического развития и воспитания несовершеннолетних осужденных в стенах школы с учетом особенностей отбывания наказания, конвенции о правах ребенка (ноябрь 1986 г. ООН) и правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (VIII конгресс ООН).

В основу концепции развития общеобразовательного обучения в условиях пенитенциарного учреждения были заложены следующие принципы [8]:

- во-первых, система образования должна соответствовать социальному заказу и формировать четкие, конкретные образовательные цели — коррекционно-развивающие;

- во-вторых, моделировать ожидаемый результат деятельности учреждения, так как в течение учебного года наблюдается частая сменяемость учащихся (практика показывает, что процент составляет примерно 50 на 50 %);

- в-третьих, быть реальной и выполнимой в условиях данного пенитенциарного учреждения (ВК), а также социально-экономических предпосылок;

- в-четвертых, должно быть обеспечение динамики развития образования (последовательность этапов, цикличность, содержательность концептрики).

Организация общего среднего (полного) образования, формирование социально-нравственной и психологической структуры личности подростка в школе воспитательной колонии раскрыты в творческой работе директора школы № 8 Вольской воспитательной колонии [1].

В настоящее время в СМИ и научных журналах очень мало уделяется исследованиям о пенитенциарной образовательной системе.

При формирование школы в Вольской воспитательной колонии перед директором школы и администрацией колонии возникли проблемы.

В ноябре-декабре 1994 г. и январе 1995 г. частично мебель, учебное оборудование и учебники были перевезены автомобильным транспортом из поселка Карамыш красноармейского района Саратовской области. Под школу были определены 2-й и 3-й этажи четырехэтажного здания на территории бывшего ЛТП, в котором находился лечебный корпус. Помещения, отведенные под школу, нуждались в ремонте, реконструкции и вывозе хлама. Таким образом, на плечи директора и всего педагогического коллектива легли тяготы подготовки помещений школы к открытию. В условиях низкой температуры в помещении, так как отопительная система была отключена, коллектив школы приводил здание школы в порядок. Сами белили потолки, стены, кипятили воду и отмывали окна, полы и стены, расставляли мебель, проводили мелкий ремонт дверей, оконных рам, разгружали школьное оборудование. 22 января 1995 г. стали завозить в зону

воспитанников, которых подключили к подготовке школы к открытию.

Цель: Когда начинать занятия и открывать школу?

Объект: Процесс принятия решения и корректировки ученого процесса.

Предмет: Сформировать условия, при которых не нарушится учебный процесс.

Исходя из ряда факторов, были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Коррекция учебного плана, т.е. все классы, переведены на повторное прохождение учебных программ.

2. За 1994/95 учебный год переводных и экзаменационных аттестаций не проводились.

3. В июне текущего года усилия педагогического коллектива были направлены на проведение капитального ремонта внутренних помещений школы с участием ремонтных бригад воспитанников.

4. Новый 1995/96 учебный год стал для школы первым полнокровным и созидательным годом.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом были изложены следующие задачи:

- создание учебно-материальной базы, обеспечивающей реализацию общегосударственных стандартов образования;

- строгое выполнение режимно-оперативных и педагогических требований всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- создание здоровой нравственной атмосферы в интересах реализации творческого потенциала педагогического коллектива и обучающихся в интересах углубления процесса обучения и воспитания, недопущения совершения преступления воспитанниками в условиях отбывания наказания;

- получить лицензию на право ведения общеобразовательной деятельности и гербовую печать.

Все это стало возможным благодаря всем сотрудникам колонии и в первую очередь педагогическому коллективу. В 1995/96 учебном году школа перешла на кабинетную систему обучения. Подготовлено 15 учебных кабинетов, устав школы, оформлен исторический формуляр. За год удалось заложить много добрых и полезных традиций:

- школа стала не только центром учебного, но и воспитательного процесса;

- учителя приобщились к содержательной внеклассной и внешкольной работе;

- организовано соревнование среди воспитанников;

- произошло приобщение воспитанников к общественному и полезному труду по благоустройству школы.

Период становления — это сложное время, требующее напряжения и творческого отношения к делу. Благодаря помощи Министерства образования Саратовской области, руководства УИН, Управления муниципального образования г. Вольска и лично Анатолия Ивановича Зубрицкого в школу стали поступать учебники, ТСО, письменные принадлежности, материалы для оборудования кабинетов и совершенствования учебно-материальной базы школы. Свой посильный гуманитарный вклад внесли и учителя [1].

В 1996/97 учебном году школа смогла пройти все этапы лицензирования и получить лицензию, которая разрешала осуществление образовательной деятельности в сфере общего образования в соответствии с уровнями общеобразовательных программ в объеме среднего (полного) общего образования. На базе школы неоднократно проводились общегородские мероприятия с участием педагогических работников школ города и района, их полезность для нас не имеет границ.

Школа принимала активное участие в смотре-конкурсе «Учитель года» школ ВК Российской Федерации. В интересах углубления учебно-воспитательной работы, с учетом специфики деятельности пенитенциарного учебного заведения было необходимо иметь методические рекомендации, учебные пособия и концепцию развития школы [1].

С этой целью на основе анализа, опроса и прогнозирования перспектив развития школы были подготовлены сотрудниками школы ряд творческих работ:

1. «Социально-педагогическое развитие и воспитание

несовершеннолетних осужденных пенитенциарного учреждения».

2. Методические рекомендации:

- по организации и проведению уроков информационной

работы в школе;

- по нравственному воспитанию несовершеннолетних осужденных;

3. «Обучающая и воспитывающая функция ошибки».

4. Учебное пособие по предмету «Нравственное воспитание на основах православия».

Это далеко не полный перечень творческих работ сотрудников школы, которые внесли существенный вклад в развитие учебно-материальной базы школы и учебно-воспитательного процесса. 1997/98 учебный год стал для всего педагогического коллектива - годом серьезного испытания. На базе ВК и школы проводился Всероссийский смотр-конкурс «Учитель года» воспитательных колоний ГУИН МЮ РФ.

Большинство учителей имели опыт работы в пенитенциарном учреждении с 1994 г. и ранее.

При поддержке спонсоров города и области, которую они по нашей просьбе оказывали, мы сумели провести капитальный ремонт школы силами учителей и учащихся; изготовили более 300 стендов; плакатов, лозунгов и макетов; приобрели частично учебники, учебно-наглядные пособия и ТСО; провели ремонт школьной мебели. К открытию конкурса заново переоборудовано 13 учебных кабинетов, оборудован кинозал, открыт музей школы, сформирована школьная библиотека, оформлены коридоры и фойе школы учебно-наглядными материалами, цветами, картинами и т. д. Все это стало возможным благодаря искренней помощи и поддержке со стороны руководства УИН и администрации г. Вольска. Глава администрации г. Вольска Анатолий Иванович Зубрицкий является не только нашим постоянным гостем, но и деятельным участником нашего становления.

Все годы пребывания на своем посту он с огромным вниманием относится к проблемам нашего учреждениям.

Перестройка деятельности исправительных учреждений диктует необходимость создания целостной, гармоничной и демократичной

пенитенциарной системы, где исполнение уголовного наказания, ресоциализация личности несовершеннолетнего осужденного теснее соотносилась бы с формированием социально нравственной и психологической структуры личности подростка.

Опыт показывает, что эффективность процесса исправления правонарушителей зависит не только от того, насколько качественно организован учебно-воспитательный процесс, но и от того, насколько заинтересован в этом деле сам объект. В этом заключается одно из слагаемых успешного решения образовательного процесса и его гибкость в условиях пенитенциарного учреждения.

Становлению школы также способствовало посещение представителями губернатора и правительства области: уполномоченный по правам человека в Саратовской области А.С. Ландо, член правительства Саратовской области А.В. Россошанский и другие, которые дали высокую оценку деятельности педагогического коллектива.

Вот выдержка из отзыва А.С. Ландо о посещении школы 12.10.1999 г., оставленная в историческом формуляре школы (музей): «Посетил общеобразовательную школу № 8. Хотел бы поблагодарить педагогический состав, директора школы, руководство колонии за столь доброе отношение к детям».

Подобная оценка деятельности педагогического состава достойна их труда.

Обосновывая методы и формы работы, было разработано положение о соревновании среди учащихся на лучший класс и отряд, проведено общее собрание школы. На уроках информационной работы и классных часах проведены беседы по развитию соревнования, оформлены классные уголки, стенды по истории школы.

Решение многоплановых задач учебно-воспитательного процесса достигается активными формами работы педагогического коллектива, способствует созданию творческой атмосферы и нравственного климата. Лучшая профилактика кризисов детства в обществе — это социальное воспитание и развитие личности [1].

Список литературы

1. Андриянов В.А. Годы поиска и труда: аналитическая записка. М., 2000.

2. Васильева А. Пенитенциарный журнал // Преступление и наказание. 2006. № 1.

3. Елеонский В.А. Воздействие наказания на осужденных: учебное пособие. Рязань, 1980. С. 7.

4. Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М.: Политиздат, 1982. 304 с.

5. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М., 1989.

6. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972.

7. Об Образовании: закон РФ N 3266-1 ч.3 ст. 5 от 10 июля 1992 г. // Консультант Плюс.

8. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923.

УДК 94 (100)

Мишина Анастасия Алексеевна

студентка IV курса заочного отделения исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: mishina-anastasia-alekseevna@mail.ru

ЛЕОНИД КРАСИН И ВАШИНГТОН Б. ВАНДЕРЛИП - ИНИЦИАТОРЫ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В 20-е гг. XX в.

Anastasia A. Mishina

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: mishina-anastasia-alekseevna@mail.ru

LEONID KRASIN AND WASHINGTON B. VANDERLIP - ARE THE INITIATORS OF THE SOVIET-AMERICAN CONCESSION PROJECTS IN THE 1920S OF THE 20TH CENTURY

Аннотация. В данной статье рассматривается содержание и судьба первых советско-американских концессионных проектов в 1920-е гг., когда в советском государстве проводилась новая экономическая политика, и роль в их создании министра иностранных дел Л.Б. Красина и американского предпринимателя Вашингтона Б. Вандерлипа.

Ключевые слова: СССР, США, Новая экономическая политика, концессии, экономическое сотрудничество, В.И. Ленин, Л.Б. Красин, В. Ванденрлип.

Abstract. The article deals with the content and the fate of the first Soviet-American concessionary projects in the 1920s when the New Economic Policy was conducted in the Soviet state, and the role of the Minister of Foreign Affairs Leonid Krasin and of the American entrepreneur Vanderlip Washington in the creation of these projects.

Key words: USSR, USA, New economic policy, concessions, economic cooperation, V.I. Lenin, L.B. Krasin, V. Vandenrlip.

История советско-американских взаимоотношений всегда вызывала интерес и привлекала внимание публикаторов документов и историков-исследователей.

© Мишина А.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.