Научная статья на тему 'История становления оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы'

История становления оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
824
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУЛАГ / GULAG / ОПЕРАТИВНЫЕ РАБОТНИКИ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIVE WORKERS / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / SPECIAL INVESTIGATIVE WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гнедов Е. В., Жданов А. В.

В статье рассматриваются исторические аспекты деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в советский и постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of operational division formation of FPS

The author presents historical aspects of activity of operational divisions of the penitentiary system during the Soviet and Post-Soviet periods.

Текст научной работы на тему «История становления оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы»

Е. В. ГНЕДОВ E. V. GNEDOV

_НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

начальник оперативного управления ФСИН России, генерал-майор внутренней службы

А. В. ЖДАНОВ A. V. ZHDANOV

старший оперуполномоченный ФКУ УОДОП ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы

История становления оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы

History of operational division formation of FPS

Аннотация. В статье рассматриваются исторические аспекты деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в советский и постсоветский период.

Ключевые слова: ГУЛАГ, оперативные работники, исправительно-трудовые учреждения, оперативно-розыскная деятельность.

Abstract. The author presents historical aspects of activity of operational divisions of the penitentiary system during the Soviet and Post-Soviet periods.

Key words: GULAG, operative workers, correctional institutions, special investigative work.

История ГУЛАГа началась 25 апреля 1930 года, когда было образовано Управление лагерями (УЛАГ) ОГПУ под руководством Ф. И. Эйхманса. Одновременно началось формирование оперативных аппаратов в системе ГУЛАГа. В соответствии с приказом ОГПУ от 23.05.1930 № 169/81 «О порядке подчинения ИТЛ» непосредственное руководство оперативно-чекистской работой в исправительно-трудовых лагерях возлагалось на Полномочные представительства ОГПУ [1]. Комплектование ИТЛ чекистскими кадрами возлагалось на Административно-организационное управление (АОУ) ОГПУ «на общих для органов и войск ОГПУ основаниях».

Приказом ОГПУ от 09.11.1930 № 308 в структуре ГУЛАГа формируется 3-е отделение (информационно-следственное) со штатом десять человек. Штатное расписание ИСО включало должности начальника отделения, помощника начальника отделения, двоих старших уполномоченных, двоих уполномоченных по агентурной работе, двоих уполномоченных по следственной работе, двоих помощников уполномоченных по следственной работе.

Внутри лагерей агентурно-оперативная и следственная работа среди заключенных и военизированной охраны осуществлялась информационно-следственными отделами Управлений лагерей, которым предоставлялись права окружных отделов ОГПУ.

10 июля 1934 года создается Народный комиссариат внутренних дел СССР. В структуре НКВД, помимо прочих главков, числилось Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУИТЛиТП). К моменту образования НКВД СССР в состав ГУЛАГа входило 13 лагерей, в которых на 1 июля 1934 года содержалось 646 тыс. заключенных. Кроме того, в ведении ГУЛАГа находились трудовые поселения, в которых размещались раскулаченные крестьяне. Всей этой сложноорганизован-ной системой лагерей и трудовых поселений руководил центральный аппарат ГУЛАГа численностью 336 человек, в структуру которого входило 3-е отделение со штатом 31 человек [2].

По состоянию на 15 апреля 1937 года штат секретно-оперативного отделения отдела охраны лагерей и мест заключения ГУЛАГа насчитывал 18 человек: начальника отделения,

помощника начальника отделения, шестерых оперуполномоченных, семерых помощников оперуполномоченных, троих сотрудников для поручений. Примечательно, что одним из оперуполномоченных отделения был В. С. Абакумов - будущий министр государственной безопасности СССР в 1946-1951 годах.

Введение персональных званий в системе НКВД в октябре 1935 года способствовало расслоению между оперативными работниками и сотрудниками ГУЛАГа: работники 3-х отделов лагерей получали персональные звания наравне с сотрудниками территориальных органов госбезопасности. Более того, достижение хороших показателей в работе давало возможность сделать карьеру в территориальных органах НКВД -МВД или даже в центральном аппарате НКВД.

14 сентября 1937 года приказом НКВД объявлялось временное Положение о 3-х отделах ИТЛ НКВД, подписанное начальником ГУЛАГа И. И. Плинером и заместителем начальника отдела кадров НКВД С. Б. Балаяном, утвержденное наркомом Н. И. Ежовым. В 20 параграфах Положения описывалась типовая структура 3-х отделов, куда входили контрразведывательное, секретно-политическое, особое и учетно-стати-стическое отделения, а также аппарат по борьбе с побегами и уголовными преступлениями в ИТЛ.

Контрразведывательное отделение занималось разработкой лиц, осужденных за диверсии и шпионаж, а также выявлением и предотвращением нарушений в производственной деятельности лагерей. Функции секретно-политического отделения заключались в разработке участников антисоветских и контрреволюционных организаций (троцкистов, зиновьевцев, сектантов, церковников и т. п.), а также в освещении политических настроений лагерников и вольнонаемного состава. Особое отделение осуществляло агентурно-оператив-ное обслуживание военизированной охраны. Учетно-статистическое отделение вело учет «контрреволюционного элемента» и подсобного аппарата в лагерях.

Аппарат по борьбе с побегами и уголовными преступлениями в лагере включал в себя два отделения. Отделение по борьбе с побегами вело работу по предотвращению побегов и поимке беглецов, а также следствие по делам о побегах. Отделение уголовного розыска осуществляло борьбу с лагерным бандитизмом, убийствами, хищениями и прочими уголов-

ными преступлениями среди заключенных и вольнонаемного состава.

Согласно Положению начальники 3-х отделов лагерей во всех отношениях подчинялись только начальнику ГУЛАГа, а в оперативном отношении - начальнику территориального УНКВД - НКВД; они были обязаны докладывать в ГУЛАГ и начальнику УНКВД обо всех нарушениях в работе лагерей, наравне с органами прокуратуры осуществляя надзор за работой ИТЛ [3].

В 1937 году маховик массовых репрессий не обошел систему ГУЛАГа, многие оперработники были репрессированы. Так, 28 апреля были арестованы начальник Дмитлага и заместитель начальника ГУЛАГа старший майор С. Г. Фирин и начальник 3-го отдела Дмитлага комиссар госбезопасности 3 ранга С. В. Пузицкий. Позднее были арестованы бывшие руководители 3-го отделения Дмитлага Е. А. Евгеньев-Шпетицкий (расстрелян 3 марта 1939 года) и П. Ш. Сима-новский (расстрелян 22 февраля 1940 года).

7 февраля 1940 года нарком внутренних дел Л. П. Берия подписал приказ НКВД СССР, согласно которому 3-й отдел ГУЛАГа ликвидировался, а оперативно-чекистское обслуживание этого главка возлагалось на Главное экономическое управление (ГЭУ) НКВД. В свою очередь, 3-и отделы (отделения) в лагерях и колониях реорганизовывались в оперативно-чекистские отделы (отделения) с подчинением республиканским, краевым и областным НКВД - УНКВД [4].

Задачи оперативно-чекистских отделов ИТЛ и ИТК заключались в следующем:

- создание осведомительной сети для разработки заключенных с целью освещения их политического настроения и своевременного пресечения вражеской деятельности;

- борьба с саботажем, дезорганизацией производства, хищением лагерного имущества, бандитизмом и хулиганством;

- выявление и предупреждение срывов в производственной деятельности лагеря и дефектов в выполняемых работах;

- борьба с побегами заключенных и организация розыска и ареста беглецов;

- оперативно-чекистское обслуживание вольнонаемных сотрудников лагерей и колоний, подозреваемых во вражеской работе;

- выполнение заданий органов НКВД СССР по агентурно-осведомительному наблюдению за осужденными преступниками и осведомлению

научно-методическое обеспечение

среди заключенных с расчетом на их дальнейшее использование после отбытия срока наказания;

- своевременное информирование органов НКВД об освобождающихся и выбывающих на их территорию лицах, отбывших наказание за антигосударственную работу.

Следствие по делам об антигосударственных преступлениях предписывалось вести в следственных частях НКВД - УНКВД «по территориальности». Существовавшие до этого приказа отделы режима в ИТЛ и ИТК были упразднены, а их функции по обеспечению внутрилагерно-го режима возлагались на оперативно-чекистские отделы лагерей и колоний. Одновременно Л. П. Берия поручил своему заместителю С. Н. Круглову лично пересмотреть и представить на утверждение кандидатуры начальников оперативно-чекистских отделов (отделений) исправительно-трудовых лагерей и колоний.

К 1940 году система ГУЛАГа достигает пика в своем развитии. За десять лет существования главка его штаты выросли в 20 раз: с 80 до 1600 сотрудников. В первой половине 1940 года в системе ГУЛАГа функционировали 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний (в том числе 170 промышленных, 83 сельскохозяйственных, 172 контрагентских), 50 колоний для несовершеннолетних.

В условиях закрытости лагерного сектора на оперативно-чекистские отделения (далее - ОЧО) возлагалась задача по обеспечению надлежащих условий содержания и трудового использования лагерного контингента, предотвращению нарушений в деятельности лагерей. В ОЧО стекалась информация обо всех негативных сторонах лагерной жизни, которая обобщалась и в виде специальных сообщений направлялась в Москву.

С началом Великой Отечественной войны деятельность исправительно-трудовых учреждений перестраивается на военный лад. Директива наркома Л. П. Берии и прокурора СССР В. М. Бочкова от 22 июня № 211 предписывала прекратить освобождение из лагерей, тюрем и колоний «контрреволюционеров, бандитов, рецидивистов и других опасных преступников», а охрану исправительно-трудовых учреждений перевести на военное положение. Это означало прекращение отпусков сотрудников мест лишения свободы, а также запрещение переписки заключенных.

В суровые военные годы наряду с исполнением уже привычных функций по противодей-

ствию преступлениям оперативно-чекистским аппаратам приходилось бороться и с организованной враждебной деятельностью, взросшей на попытках идеализировать фашистскую Германию, особенно в первые годы войны, когда ее механизированные части подошли вплотную к Москве. Также одной из задач было выявление среди бывших военнослужащих Красной Армии, попавших в плен или в окружение, изменников Родины и вражеской агентуры.

20 декабря 1944 года Л. П. Берия сообщил в письме И. В. Сталину, что «за период Отечественной войны военизированная охрана исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД успешно справилась с задачей изоляции и охраны заключенных» и ходатайствовал о награждении работников орденами и медалями СССР. 29 декабря 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении «за успешное выполнение заданий Правительства» 395 работников ГУЛАГа. Среди награжденных были начальник оперативного отдела ГУЛАГа, полковник госбезопасности П. В. Сафонов и его заместитель, подполковник госбезопасности А. Н. Карамышев [5].

В послевоенные годы заключенные, в том числе военнопленные и интернированные, активно использовались для восстановления разрушенной инфраструктуры государства. Особое внимание оперативными сотрудниками исправительных учреждений уделялось разработке всего «преступного элемента», выявленного в их среде, а также борьбе с преступлениями, совершенными осужденными и группировками, возглавляемыми ворами в законе.

После смерти И. В. Сталина 5 марта 1953 года министром внутренних дел становится Л. П. Берия, который сразу же предпринял ряд шагов по реформированию министерства.

Массовое освобождение заключенных в результате амнистии осложнило оперативную обстановку, прежде всего потому, что доля осужденных за наиболее опасные преступления в местах лишения свободы резко увеличилась, число лиц, оказывающих негласное содействие оперативным аппаратам, уменьшилось, а опытные сотрудники уголовно-исполнительной системы были сокращены или переведены в другие ведомства.

При этом одним из немногих учебных заведений, продолжавших подготовку оперативного состава для исправительно-трудовых

учреждений, оставалась Владимирская специальная школа подготовки начальствующего состава МВД Советского Союза (ныне Владимирский юридический институт ФСИН России, специализирующийся на подготовке оперативных сотрудников для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы).

В 60-е годы изменилась общая концепция уголовно-исполнительной системы: теперь главной задачей стало исправление и перевоспитание правонарушителей. Был восстановлен институт условно-досрочного освобождения, введен прокурорский надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы. В это же время режимно-оперативные аппараты были переименованы в оперативные.

В декабре 1974 года приказом министра внутренних дел Советского Союза введено в действие Наставление по оперативной работе в исправительно-трудовых учреждениях, в котором указывалось, что «важнейшее место в системе мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы занимает именно оперативная работа, основным содержанием которой является содействие исправлению осужденных, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений».

В середине 80-х годов произошла локализация большинства так называемых воров в законе в специальных учреждениях, повлекшая за собой утрату их влияния на основную массу осужденных. Большая работа в данном направлении была проделана в соликамском учреждении, получившем красивое название «Белый лебедь», под руководством генерал-майора внутренней службы В. И. Сныцерева, за голову которого один из криминальных авторитетов назначил сумасшедшую по тем временам цену - 200 тыс. рублей (автомобиль «Волга» в те годы стоил 15 тыс.). Проведенная сотрудниками учреждения оперативная работа привела к развенчанию многих преступных авторитетов, что помогло дискредитировать саму идею воровского движения. В это время усилиями сотрудников всех служб исправительных учреждений удалось удержать оперативную обстановку под контролем, что способствовало дальнейшему развитию законности и правопорядка в уголовно-исправительной системе.

В 90-е годы в нашем государстве произошли существенные изменения. Советский Союз распался, а экономика страны пришла

в упадок. К сожалению, в это время по всей стране стали появляться многочисленные организованные преступные группы, а на Северном Кавказе - и вооруженные экстремистские формирования. В этом регионе возникли локальные военные конфликты, в том числе и в Чеченской Республике, в которую были откомандированы сотрудники уголовно-исполнительной системы практически со всей России. Их профессионализм и опыт проведения оперативно-розыскных мероприятий во многом определили положительный исход некоторых тактических операций в районе боевых действий. По возвращении многие из них заслуженно представлены к государственным наградам.

Немаловажное значение для развития уголовно-исполнительной системы на современном этапе имел факт передачи в 1998 году Главного управления исполнения наказаний из состава Министерства внутренних дел в структуру Министерства юстиции Российской Федерации и создание в 2004 году Федеральной службы исполнения наказаний.

С этого момента начинается становление и развитие оперативных подразделений ФСИН России как самостоятельного субъекта оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД).

Результаты многолетней работы оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы свидетельствуют о том, что при условии правильной организации ОРД в уголовно-исполнительной системе является эффективной и неотъемлемой мерой борьбы с пенитенциарной преступностью. Последнее предопределяет и однозначно доказывает необходимость ее осуществления в пенитенциарной системе России на современном этапе. ^

1. Иванова Г. М. История ГУЛАГа. 1918-1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты / Ин-т рос. истории РАН. М. : Наука, 2006. С. 177-178.

2. Министерство внутренних дел. 1909-2002 : исторический очерк. М. : Объединенная редакция МВД России, 2004. С. 322.

3. ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 19181960 / под ред. акад. А. Н. Яковлева. М. : МФД, 2002. С. 452-455.

4. Там же. С. 251-252 ; 494-497.

5. Кокурин А. И., Петров Н. В. ГУЛАГ: структура и кадры : статья одиннадцатая // Свободная мысль. 2000. № 8. С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.