Научная статья на тему 'История становления и развития кафедры биогеографии и охраны природы'

История становления и развития кафедры биогеографии и охраны природы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТАНИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ПОЧВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / ЭКОФИТОИНДИКАЦИЯ / BOTANICAL GEOGRAPHY / SOIL GEOGRAPHY / NATURE PROTECTION / BIODEVERSITY / ECOPHYTOINDICTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Инна Александровна

Приведена краткая история становления и развития кафедры в СПбГУ за 90 лет ее существования, охарактеризованы основные направления научной деятельности ее сотрудников и учеников. Кратко перечислены их важнейшие научные и производственные достижения. Представлены основные и перспективные направления подготовки специалистов, бакалавров и магистрантов на кафедре в связи с изменившимся спросом на рынке труда, требованиями работодателей к специалистам высшей квалификации. Приводятся основные изменения в подготовке специалистов. Характеризуются основные и перспективные направления подготовки магистрантов и аспирантов на кафедре биогеографии и охраны природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of foundation and development of the department of biogeography and nature protection

The history of foundation and development of the department of biogeography and nature protection at St. Petersburg university during ninety years is examined. The fundamental directions of scientific activity of its employees and apprentices is described. Their major research and production achievements are briefly listed. Individual qualities of students are taken into account. Problems of preparing tutorial plans as modules are discussed. The fundamental and further development tendency of training specialists, Bachelor's and Master's degree holdersat our department are presented. They are connected with changes due to employers' demand in highly-educated specialists. General and prospective trends of master's degree holders and postgraduate students in the biogeography and nature protection department is given.

Текст научной работы на тему «История становления и развития кафедры биогеографии и охраны природы»

УДК 37

И. А. Корчагина

история становления и развития кафедры биогеографии и охраны природы

Кафедра биогеографии и охраны природы — одна из старейший кафедр на факультете географии и геоэкологии. Свое начало она ведет с Высших географических курсов (ее создатель — А. Н. Бекетов [1-6]), а после их преобразования в Географический институт она вошла в его состав как кафедра Ботанической географии и ботаники (или фитогеографии). Заведующим стал проф. В. Н Любименко [7], а с 1923г. проф. Н. И. Кузнецов [7] (кроме того он возглавлял кабинет фитогеографии). В штате кафедры были видные исследователи растительного покрова: профессора В. Н. Сукачев [8] (возглавлял кабинет фитосоциологии), Б. А. Федченко, И. М. Крашенинников [8]. В это же время в институте были открыты кафедры географии почв и почвоведения и зоогеографии с зоологией [6]. При институте была создана Ученая коллегия, преобразованная в 1922 г. в Географо-экономический исследовательский институт (ГЭНИИ), в котором Н. И. Кузнецов руководил ботанико-географической секцией, задачей которой являлась организация ботанико-географических исследований страны [9]. Он разработал единые принципы и методику картографирования растительного покрова, которые были реализованы им на практике [9, 10] и на основе учения Сукачева [11, 12]. В 1925 г. Географический институт и ГЭИИ были включены в состав ленинградского (Петербургского) университета (лГУ) в качестве самостоятельного факультета. Кафедра ботанической географии сохранилась. С 1928/29 учебного года происходили многократные перестройки структуры факультета, дробление и слияние кафедр, и изменение их номенклатуры, однако подробно восстановить этот процесс по годам нет возможности [8, 13-15]. Сохранилась кафедра фитогеографии, кабинет фитосоциологии Сукачева был реорганизован в кафедру фитосоциологии. В 1931 г. из состава кафедры фитосоциологии выделилась самостоятельная кафедра частной фитосоциологии во главе с проф. А. П. Шенниковым (ассистентом на ней был А. А. Корчагин). Три кафедры (фитогеографии, фитосоциологии и частной фитосоциологии) вначале объединялись в единый фитогеографический цикл с единым учебным планом и единой специализацией (фитогеографией) [8, 13, 15]. В основе его развития лежит фитоценологическое учение Сукачева ([11, 12, 16-20]. В 1932 г. при реорганизации структуры ЛГУ и географического факультета кафедра ботанической географии, как самостоятельная структура в указанном цикле, перестала существовать, но ее учебный план полностью осуществлялся на кафедре фитосоциологии, переименованной в кафедру геоботаники (зав. член-корр. АН СССР Сукачев). В 1934 г. в связи с гонениями на географию (1930/34 гг. эта кафедра была переведена на биологический факультет [8, 14]. Современная кафедра геоботаники биофака, таким образом, является дочерней кафедрой фитогеографического цикла географического факультета. В том же году произошло временное объединение ряда факультетов в один геолого-почвенно-географический. Все ботанические дисциплины

© И. А. Корчагина, 2008

на нем читались преподавателями, перешедшими на биофак [8, 14]. Но уже в 1936 г. самостоятельность географического факультета была окончательно восстановлена, и в феврале 1938г. на нем была воссоздана кафедра ботанической географии, которую возглавил чл. корр. АН СССР, проф., ботаник-географ, флорист и систематик Н. А. Буш [15, 18]. Секретарем стал доц. А. А. Корчагин, взявший на себя всю организационную работу по восстановлению учебного процесса на ней. В 1938/39гг. преподавательский состав кафедры был немногочисленным (доц. М. В. Сенянинова-Корчагина [21], асс. Л. В. Бахтин, а аспирантами были И. И. Абрамов [22] и И. В. Грушвицкий). На кафедре стали создаваться коллекции учебных пособий, диапозитивов, таблиц по всем спецкурсам, был основан гербарий из фондов БИНа, кафедр ЛГУ, а пополняться он стал силами преподователей, выпускников и студентов. В настоящее время он насчитывает тысячи единиц хранения, собранных в основном с территории всего СССр.

Начавшаяся в 1941г. война прервала работу кафедры. Университет был эвакуирован в Саратов, где чтение ботанических курсов на географическом факультете осуществляла доц. кафедры геоботаники И. Д. Богдановская-Гиэнеф. В 1941 г. по пути на Кавказ умер Н. А. Буш, Л. В. Бахтин погиб в боях под Новгородом. Прошли всю финскую и всю Отечественную войны будущие сотрудники кафедры И. И. Абрамов и В. Д. Лопатин. В суровые годы ВоВ А. А и М. В. Корчагины оставались в Ленинграде, преподавали в Пединституте им. Герцена, и работали в БИНе по заданиям, имевшем оборонное значение.

Функционирование кафедры начинается с осени 1944г., когда ЛГУ реэвакуировался из Саратова. А. А. и М. В. Корчагины возвращаются на кафедру в июне 1944 г., становятся профессорами, а А. А. Корчагин избирается заведующим кафедрой, бессменно оставаясь им до самой смерти, более 30 лет [23-25]. Первоочередной задачей в то время являлось формирование нового состава кафедры. Им стали доц. В. Д. Лопатин, асс., а с 1955 г. доц. Л. М. Зауер и И. И. Абрамов, асс. М. Д. Скарлыгина-Уфимцева (доц. с 1966). После ухода с кафедры в иные учреждения Л. М. Зауера, И. И. Абрамова и В. Д. Лопатина, на кафедру были приняты ассистентами Л. Н. Алекеенко (в1961 г.) и В. П. Денисенков (в 1966 г.). Учебно-вспомогательный персонал состоял из выпускников кафедры: ст. лаборантов Я. А. Прусс, А. А. Ананьевой, Л. В. Московцевой, а также Т. А. Метельковой и лаборанта Н. Н. Суриной, проработавших на кафедре многий годы, ставших высококвалифицированными специалистами и внесших большой вклад в ее восстановление и укрепление.

Для чтения ряда спецкурсов А. А. Корчагин приглашал ведущих специалистов и крупных ученых из научных учреждений и других факультетов ЛГУ: проф. А. Н. Криш-тофовича, И. М. Покровскую, В. П. Терентьева, Б. А. Тихомирова, А. А. Юнатова, акад. Е. М. Лавренко и некоторых других, к. б.н. Ю. Н. Нешатаев, Г. А. Герасименко. Привлекались к учебному процессу и научные сотрудники ГЭНИИ: Е. Н. Ананова, И. С. Ильина, Г. И. Козлова, Т. Г. Абрамова, Е. С. Малясова и почвоведы: Н. Н. Дзенс-Литовская, Л. Л. Дворникова, А. В. Друзин, И. Я. Крым.

С 1962 г. в развитии кафедры начинается новый период. У А. А. Корчагина созрела идея о создании на основе кафедры ботанической географии кафедры биогеографии, в рамках которой можно было бы объединить научные силы ботаников-географов, географов-почвоведов и зоогеографов для решения фундаментальных биогеографических проблем. Но в тот период удалось организовать только почвенно-географический сектор во главе с проф. Е. В. рубилиным. Зоогеографическое же направление, к сожалению, по независящим от кафедры причинам, организовать не удалось. В состав почвенного сектора вошли доц. Н. С. Сотникова, асс. А. В. Друзин, Л. Л. Дворникова, ст. лаборант

Т. А. Метелькова, а с 1978 г. — Е. Ю. Окунева (выпускница кафедры). За короткий период им удалось создать оборудованную новейшими (на тот период) приборами лабораторию, пригодную как для учебной, так и для научной работы. Велика в этом заслуга Н. С. Сот-никовой. Так была воссоздана связь времен, когда в Географическом институте, а позже и на географическом факультете работали такие почвоведы-географы как Н. И. Прохоров, С. С. Неуструев, Б. Б. Полынов [13, 15]. Была организована подготовка студентов почвоведев-географов, проводились совместные с ботаниками-географами комплексные экспедиционные исследования почв, в первую очередь СЗ Европейской части СССр. В круг интересов Е. В. рубилина входили география, генезис почв и изучение их возраста.

После скоропостижной смерти в 1977г. А. А. Корчагина заведующим кафедрой стал Е. В. Рубилин, а после его неожиданной смерти в конце 1978г., был избран д. б. н., проф. Л. Н. Алексеенко. В период заведывания Л. Н. Алексеенко на кафедре продолжало укрепляться почвенное направление, развивалось экологическое, началось активное всестороннее изучение растительности окрестностей Приладожской станции. После ухода Л. Н. Алексеенко из ЛГУ, обязанности заведующего кафедрой в 1987-1989 гг. выполнял доц. В. П. Денисенков. В 1989г. заведующим кафедрой стал проф., д. г. н. К. М. Петров, а с 1995г. ее возглавила проф., д. б. н. И. С. Ильина, после же ее безвременной кончины, с 2004г. заведующим стал проф., д. г. н. А. С. Федоров. Годы 1985-1995 были самым тяжелым периодом в жизни кафедры, ознаменовавшимся активной борьбой за самостоятельность и целостность кафедры. Главным итогом этого периода следует считать сам факт сохранения ее самостоятельности в структуре факультета географии и геоэкологии, как стал называться с 1989 г. географический факультет. И в этом основная заслуга принадлежит ее выпускникам.

В период с 1978 г. кадровый состав кафедры на всех уровнях был самым динамичным, причем кадровые изменения вызвали необходимость перераспределения учебных поручений. В 1978 г. на кафедру перешла из БИНа И. А. Корчагина (асс., а с 1993 г. доцент), которая стала вести курсы «Систематики растений» и «Бриологии», а с уходом Л. Н. Алексеенко и «Экологию растений»; последний она ныне передала к. г. н. С. А. Банарь. В. П. Денисенков читал курсы «Болотоведения», «Ботанику», а с 1977 г. «Ботаническую географию зарубежных стран». М. Д. Уфимцева с 1977 г. читала курсы «Ботаническая география СССР» и «Биогеоценологию» (последний возник на базе курса «Растительные сообщества»), а затем и новый курс «Фитоиндикаторы с основами биогеохимии» (с 1988г.) (ныне его читает к. г. н. Н. В. Терехина). В 1992 г. М. Д. Уфимцева перешла на работу в НИИ Земной коры СПбГУ. И. С. Ильина стала осуществлять чтение курса «Ботанико-географическое картографирование» и вести спецсеминар по «Методическим проблемам ботанической географии» с 1978 г., еще в период работы в ГЭНИИ, а с 1993 г. она окончтельно перешла работать на кафедру. В 1996 г. были приглашены Б. К. Ганнибал, к. с.-х. н. доц. А. Н. Афонин, в 1995 г. для чтения курса «Систематика растений» был приглашен доц., к. б. н., а с 2000 г. д. б. н., проф. В. И. Дорофеев. Ряд курсов осуществляли доц. к. г. н. Г. М. Чернова.

С 1998 г. по инициативе И. С. Ильиной на кафедре стало восстанавливаться почвенно-географическое направление, временно прервавшееся после ухода на пенсию Н. С. Сотниковой. Помимо привлечения на кафедру д. г. н., проф. А. С. Федорова (возглавившего почвенное направление) к работе с 2004/05гг. были привлечены Е. И. Федорос, Н. И. Дяченко (выпускники кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ), А. А. Сапожников, а в 2006 г., на кафедре появился зоогеограф, асс. А. А. Леншин.

Во все периоды жизни кафедры студенты получали прекрасное как географическое, так и биологическое образование, что позволяло им работать после окончания Универитета в разнообразных направлениях. Точное число студентов, окончивших кафедру до 1938г. неизветно. За послевоенные же годы кафедру окончило 494 человека (428 ботанико-географа и 66 почвоведов). Из них — 11 бакалавров и 15 магистров. Защитили кандидатские диссертации 117 ботаника-географа, в том числе из КНР 3 человека, из Вьетнами 1 человек, 1 из Мали, и 10 почвоведов. 17 ботаников-географов и 3 почвоведа стали докторами наук. Выпускники кафедры работают в разных регионах России и в зарубежье. Более 65 % выпускников кафедры трудились в научных учреждениях и высших учебных заведениях. В одном лишь БИН РАН почти во всех отделах работали и сейчас работают выпускники кафедры. Среди учеников кафедры довоенного периода можно назвать крупных ученых: академика Туркм. АН, проф. М. П. Петрова (исследователь пустынь), д. г. н. Н. Н. Дзенс-Литовскую (почвовед), д. г. н. В. Д. Лопатина (болотовед и луговед), д. б. н. А. А. Ниценко (растительность и флора СЗ Европейской части СССР). В послевоенные годы кафедру закончили д. г. н А. П. Нечаев и д. б. н. Т. А. Комарова (знатоки дальневосточной флоры и растительности), к. г. н. Н. И. Непомилуева (знаток лесов севера), к. г. н. М. Д. Уфим-цева (биогеограф, одна из крупнейших представителей фитоиндикационого направления в России), к. г. н. Е. Н. Ананова, д-ра г. н. М. В. Ошуркова, В. И. Хомутова (палинологи), д. б. н. П. И. Дорофеев (палеокарполог) — выдающиеся знатоки ископаемых остатков, проф. К. М. Петров (крупный геоэколог, теоретик), почвоведы д. с.-х. н. Б. Ф. Апарин, д. б. н. О. М. Терешенков и ряд других. Кафедра гордится всеми своими учениками, и теми, кто посвятил свою жизнь науке и просвящению, и теми кто работает в производственных учреждениях.

Коллектив сотрудников кафедры был всегда очень разносторонен по своим научным интересам, что позволяло и позволяет относительно небольшому по численности штату осуществлять высокопрофессиональную, разностороннюю подготовку ботаников-географов.

Теоретическими вопросами, касающимися предмета, методологии и задач ботанической географии интересовались многие сотрудники кафедры, начиная с А. Н. Бекетова [2], Н. И. Кузнецова [9, 10], Н. А. Буша [8, 14, 15], В. Н. Сукачева [11, 12]. В послевоенный период эти вопросы разрабатывал и А. А. Корчагин. Он показал [18-20, 26, 27], что ботаническая география (фитогеография) является частной географией и изучает растительный покров как один из компонентов современных ландшафтов и ландшафтов геологического прошлого. А. А. Корчагин подразделил ее на 5 взаимосвязанных разделов, каждый из которых в то же время составляет и самостоятельный предмет исследований, проводимых в тесной связи с другими элементами географического ландшафта или географической среды. Он выделил: 1) историю ботанической географии; 2) историю развития растительного покрова в прошлые географические периоды; 3) основные общие закономерности распределения современного растительного покрова; 4) принципы картографирования и районирования растительного покрова; 5) порайонная характеристика современного растительного покрова, выяснение его динамики и хозяйственного значения. По-существу все эти направления развиваются и ныне на нашей кафедре [8, 28].

Классическое фитогеографическое направление — выявление пространственных закономерностей растительного покрова и классификации растительных сообществ, изучение видового состава, структуры, продуктивности и динамики растительных сообществ продолжает развиваться всеми сотрудниками кафедры [20, 25, 28, 29]. Однако,

выбор объектов исследования, определенных типов растительности и почв, растительности определенных зон во многом определяются научными интересами сотрудников: В. П. Денисенков (болота [30] и др.), И. С. Ильина, Е. Ю. Окунева, С. А. Бонарь (луга). Б. К. Ганнибалл (степи), К. М. Петров (морская литораль [31, 32], пустыни), Н. В. Кобелева, В. П. Денисенков, Е. Ю. Окунева, Д. А. Каехтин (тундры).

Ботанико-географическое и экологичекое картографирование всегда являлось важнейшим направлением на нашей кафедре [8, 28]. Следует упомянуть работы А. А. Корчагина, И. С. Ильиной, К. М. Петрова, Т. Г. Абрамовой, Г. И. Козловой, В. П. Денисенкова, А. Н. Афонина, Н. В. Кобелевой. Они явились создателями или соавторами многих карт растительности территории России, СССР, а также Австралии, Новой Зеландии и Новой Гвинеи. Кроме этого много внимания уделялось разработке теоретических положений картографирования растительности. В картографических работах принимали посильное участие и студенты кафедры. Недаром многие выпускники стали крупнейшими специалистами в этой области (к. б. н. Т. И. Исаченко, З. В. Карамышева, Г. М. Ладыгина, д. б. н. И. Н. Сафронова и А. В. Белов, а специалистами в области аэрометодов и космических методов исследования растительного покрова стали д. г. н. Б. В. Виноградов, и К. М. Петров, к. г. н. Е. В. Леонтьева [8].

В последние годы на кафедре была разработана методика использования географических информационных технологий для исследования растительного покрова и составления тематических карт на базе эколого-географического подхода (А. Н. Афонин, Н. В. Кобелева, К. М. Петров) [12, 28, 33]

Основы эколого-морфо-физиологического направления, позволяющего глубже познать механизмы адаптации растений к условиям среды, глубже познать аутэкологию, были заложены на кафедре трудами М. В. Сеняниновой-Корчагиной [12, 21], а продолжены д. б. н. Л. Н. Алексеенко, позже к. б. н. И. А. Корчагиной и к. г. н. С. А. Банарь. Были организованы аутэкологические научные исследования (Л. Н. Алексеенко, И. А. Корчагина и студенты). Л. Н. Алексеенко разработал программы месячной летней учебной практики и зимнего Спецпрактикума по экологии растений, проводимых на учебной базе в Кузнечном и в городе в течении многих лет (Л. Н. Алексеенко, позже И. А. Корчагиной и С. А. Банарь), которые не только помогают усваивать теоретический материал, но и вооружают студентов методиками экологических исследований. Роль подобного экологического образования на кафедре трудно переоценить.

Важным направлением в последние годы является исследование процессов опустынивания и восстановления биоресурсного потенциала субаридных и аридных ландшафтов, возглавляемым К. М. Петровым. По этой теме шла и идет подготовка иностранных специалистов из Мали и Китайской народной республики [29].

Направление на кафедре, обозначаемое как «Биоразнообразие» существует уже более 10 лет (Б. К. Ганнибал, С. А. Банарь, В. И. Дорофеев, А. А. Леншин,, И. А. Корчагина [34, 35], ранее Г. М. Чернова). В рамках многих читаемых на кафедре дисциплин (спецкурсов) (ботаника, система живого, систематика растений, разнообразие животных, современные проблемы биоразнообразия), дается развернутое представление о биоте в отношении разнообразия групп, типов организмов и об их существенных признаках. Основы биоразнообразия, с которыми знакомят студентов кафедр физической и эволюционной географии, природопользования, страноведения и экологического туризма, предполагают восполнение очевидного недостатка биологических знаний будущих специалистов-ландшафтоведов и работников туристической сферы. В расчете на них предполагается усилить часть курса,

связанную с пищевыми, лекарственными, декоративными, в том числе культурными растениями.

Названию кафедры отвечает другое направление, развиваемое на кафедре — Охрана природы (Б. К. Ганнибал, В. П. Денисенков, Н. В. Кобелева, Н. В. Терехина, А. С. Федоров, Е. Ю. Окунева). Тема сохранения природных компонентов и биоты в целом находит свое отражение во многих спецкурсах (Лесоведение, Болотоведение, Ботаническая география, Ботанико-географические основы геоэкологии, курсах почвенного цикла) Общим вопросам охраны, существующей системы ООПТ в стране, экологическому законодательству посвящены курсы «Охрана природы» и, в определенной части, «Природопользование». Упомянутый выше курс «Проблемы биоразнообразия» также тесно связан с вопросами сохранения живой составляющей природы. Существующая на кафедре магистерская программа «Охрана растительного мира» (автор Б. К. Ганнибал) предусматривает углубленное изучение таких тем, как восстановительная динамика растительности, мониторинг рас-тигельного покрова, проблемы создания экологических сетей. С тематикой рационального природопользования связаны и работы К. М. Петрова многие годы развивавший ландшафтный экологический подход к по рациональному природопользованию в береговой зоне моря и биономию океана [32, 36].

Использование растительности в качестве индикатора условий среды — альфа и омега фитогеографических исследований [20]. Это направление, основанное на кафедре по инициативе А. А. Корчагина, было развито И. И. Абрамовым (моховидные), Г. И. Козловой (луговую растительность), В. Д. Лопатиным, В. П. Денисенковым и Г. М. Черновой (индикация типа торфяной залежи по характеру растительности). Особое место в развитии этого направления на кафедре занимает экобиогеохимическая индикация, заложенная в первую очередь работами М. Д. Уфимцевой и развиваемые ею и ее учениками (Н. В. Тере-хиной, С. А. Банарь) [8, 28, 37, 38-42]. Разработка методологических, методических и экспертных оценок экологического состояния городской среды и урбанизированных территорий отражены в ряде работ [37, 39, 41, 42].

Палеоботаническая география также развивалась на кафедре в течение многих лет. Использование данных палинологии (Е. Н. Ананова, Г. М. Чернова), палеокарпологии (И. А. Корчагина и ее ученики: О. Арбузова, П. Тропина), анализ ботанического состава торфа (В. П. Денисенков), флорогенетические статьи Т. Г. Абрамовой, исследования по морфогенезу и филогении растений, проводившиеся с широких географических и палеогеографических позиций М. В. Сеняниновой-Корчагиной (21, 43) позволяют производить палеогеографическую реконструкцию природной обстановки геологических эпох и восстанавливать историю развития растительности той или иной территории.

Большое значение для осуществления научных направлений в работе кафедры имела организация экспедиций. Только с 1946 г. было проведено свыше 45 экспедиций в различные районы страны. Наиболее значительными из них были: Сихотэ-Алинская (1946), Мезенская (1947, 1949), Крымская (1948, 1951-1953), Северо-Приладожская (1950-1951), Ленинградская (1952-1955), Северо-Двинская (1965), Южно-Уральская (1960-1962), Иртышская (1980-1982), Ямбургская (с 1997). Организовывалось исследование растительности в заповедниках «Ямкая степь» (с 2001 г.), «Белогорье» (с 2003 г.), «Дивногорье» (2001-2007), Музее-заповеднике «Михайловское» (2001-2007). Только за последние 10 лет было совершено благодаря финансирования по Грантам (РФФИ, «Интеграции науки и образования», «Университетов России», «Минобразования», по «Федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования

и фундаментальных науки», по заявке «Г азпром», «Правительства Ленобласти») экспедиции в район Ямбурга, на Северный Кавказ, в Карелию, в Приладожье, по Ленинградской, Псковской и Новгородской областям, на Кольский п-в, Ямал. Во всех экспедициях наряду с профессорско-преподавательским составом принимали участия студенты и магистранты кафедры, что позволяло им с первых шагов своей деятельности включаться в решение научных и производственных проблем.

Расширению ботанико-географического кругозора студентов и выработке их профессиональных навыков способствовала и летняя зональная учебная практика по теме «Растительные сообщества». Ее программа впервые была разработана и успешно проводилась в течение многих лет М. Д. Уфимцевой. Практика осуществлялась по различным меридиональным маршрутам: в заповедниках Тебердинском, Аскания-Нова, Центральночерноземном им. В. В. Алехина, Воронежском, Притеррасно-Окском, Ильменском, на научно-учебных базах биолого-почвенного и геологического факультетов СПбГУ «Лес на Ворскле», в Крыму, в экспедициях ГЕОХИ им. В. И. Вернадского (на Южном Урале, Чиатурском марганцевом месторождении) и других районах. Зональная практика явилась системообразующим звеном в цикле взаимосвязанных курсов, читаемых М. д. Уфимце-вой: Растительные сообщества (биогеоценология), полевая спецпрактика, спецпрактикум, Ботаническая география и Фитоиндикаторы. Это способствовало формированию ботаникогеографического мышления будущих специалистов. В последние годы зональную практику ведут В. П. Денисенков и Б. К. Ганнибал.

В настоящее время усилилось внедрение компьютерной технологии в биогеографию, в исследование растительного и почвенного покрова, экологические исследования, в картографические работы. Это направление развивается на нашей кафедре всеми сотрудниками, в первую очередь А. Н. Афониным, К. М. Петровым, Б. К. Ганибалом, Н. В. Терехиной и Н. В. Кобелевой.

В подготовке специалистов ботаников-географов большую и целенаправленную роль играло студенческое научное общество (СНО) кафедры, руководимое вначале Н. А. Бушем, с 1944 г. А. А. Корчагиным, с 1962 г. М. Д. Уфимцевой, а с 2002 г. Н. В. Терехиной. СНО кафедры занимало лидирующее положение на факультете и в Университете. На пленарных заседаниях, студенческих научных конференциях, на заседаниях СНО студенты выступали с докладами, основанными на собственных полевых исследованиях, и даже с докладами о научных открытиях. Не случайно студенты, активно занимавшиеся в СНО, стали впоследствии видными учеными в различных областях ботанической географии. На заседаниях СНО выступали с докладами о своих исследованиях многие выпускники кафедры (А. П. Нечаев, И. М. Распопов, Е. Н. Ананова, И. Н. Сафронова).

За последние 10 лет сотрудниками кафедры было опубликовано 206 научных работ, из них 16 учебников, учебных пособий [29, 30, 32, 34, 41, 44] и монографий. Было получено 9 издательских грантов «Университеты России», «Минобразования», Б. К. Ганнибал в течении ряда лет является руководителем издательского проекта финансируемого «СПб научным центром по изданию» журнала «Растительность России». Сотрудники принимали участие в 79 Российских и в 43 совещаниях, съездах и конференциях, выступали активно с докладами и лекциями. Благодаря деятельности И. Н. Сафроновой и Н. В. Терехиной активизировалась работа секции «Биогеография» Русского географического общества, проводятся регулярные заседания секции. Расширились за последние годы и научные связи с зарубежными странами. Состоялись неоднократные научные командировки в США, Великобританию, Швецию, Голландию, Израиль, Турцию, Китай, Монголию.

Высокий профессиональный уровень преподавателей кафедры позволяет ей принять участие в создании дополнительных образовательных программ факультета. Пока заявлено 16 программ повышения квалификации специалистов. С 2008 г. кафедра включилась в разработку нескольких программ дополнительных услуг (Б. К. Ганнибал — куратор, А. А. Леншин, В. И. Дорофеев, Е. Ю. Окунева, К. М. Петров, Т. Н. Сме-калова). Например, был составлен учебный план краткосрочной дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Биологическое разнообразие объектов туристической деятельности» (в различных вариантах для территорий РФ, а также других регионов).

Санкт-Петербургский университет был, есть и надолго останется центром подготовки высоко квалифицированных кадров. Однако в связи с кординальными изменениями, которые произошли в нашей стране за последние десятилетия, началась перестройка и в системе высшего образования. Затронула она также и старейшие учебные заведения России, в том числе и СПбГУ. Это определило новый, современный период в развитии нашей кафедры. Эти изменения связаны с новыми условиями на рынке труда, с интеграционными процессами в сфере образования услуг (Болонская декларация), с приведением в соответствие получаемых студентами университета знаний, навыков, умений, с их практическим применением к решению исследовательских и производственных задач, с новыми требованиями к взаимодействию в рабочем коллективе. Реализация перемен в системе высшего образования осуществляется через Федеральные образовательные стандарты третьего поколения [45, 46]. В настоящее время в соответствии с государственным стандартом второго поколения на кафедре готовятся специалисты, бакалавры и магистры. Необходимость включения компетентностного подхода в разрабатываемую систему образования определяется в настоящее время сменой образовательной парадигмы. Современный выпускник вуза должен не только быть компетентен в общенаучных, фундаментальных базовых знаниях в области естественных, гуманитарных и социально-экономических наук, иметь базовые компьютерные навыки, быть способным понимать и использовать новые идеи, но и обладать социально-личностными качествами, быть способным переносить критику, быть терпимым, уметь работать в коллективе, быть приверженным к общекультурным и этическим ценностям. Он должен иметь организационно-управленческие способности: уметь организовать и спланировать работу, применять знания на практике, обладать умением находить, извлекать и анализировать информацию из различных источников, уметь адаптироваться к новым ситуациям и обладать знаниями организационно-правовых основ своей деятельности.

Summary

Korchagina I. A. History of foundation and development of the department of biogeography and nature protection.

The history of foundation and development of the department of biogeography and nature protection at St. Petersburg university during ninety years is examined. The fundamental directions of scientific activity of its employees and apprentices is described. Their major research and production achievements are briefly listed. Individual qualities of students are taken into account. Problems of preparing tutorial plans as modules are discussed. The fundamental and further development tendency of training specialists, Bachelor’s and Master’s degree holdersat our department are presented. They are connected with changes due to employers’ demand in highly-educated specialists. General and prospective trends of master's degree holders and postgraduate students in the biogeography and nature protection department is given.

Key words: botanical geography, soil geography, nature protection, biodeversity, ecophytoindiction.

Литература

1. Баранов П. А. Выдающийся русский ботаник А. Н. Бекетов. М., 1952.

2. Бекетов А. Н. География растений. Статьи 1-4 // Вестн. РГО. 1855. Т. XV; 1856. Т. XVI.

3. Бородин И. П. Биографический очерк жизни А. Н. Бекетова. СПб., 1902.

4. Гоби Х. Я. А. Н. Бекетов как профессор и представитель кафедры ботаники // Тр. Имп. Санкт-Петербург. о-ва естествоиспытателей. Протокол № 7. 1903, вып. 1.

5. Корчагин А. А. Бекетов как ботаник-географ // Изв. ВГО. 1955. Т. 87, вып. 1.

6. Лукашевич И. Д. Краткий очерк возникновения Высших географических курсов, их деятельности и преобразования их в Географический институт // Изв. Геогр. ин-та. Пг, 1919. Вып. 1.

7. Липшиц С. В. Н. А. Буш, А. Н. Бекетов. М. В. Сенянинова-Корчагина. Н. И. Кузнецов. В. Н. Сукачев. А. А. Корчагин. // В кн. Русские ботаники: (Биографо-библиографифический словарь). М., 1952. Т. МУ

8. УфимцеваМ. Д., Корчагина И. А. Развитие ботанической географии в Санкт-Петербургском университете. // Проблемы ботанической географии. СПб., 1998.

9. Кузнецов Н. И. Деятельность ботанико-географической секции Географо-экономического исследовательского института за 1923-1925 гг.// Сб. Географо-экономического исследовательского института за 1926 год. Л., 1926.

10. Кузнецов Н. И. Ботанико-географическая карта Европейской части СССР // Почвоведение. 1924. № 3-4.

11. Сукачев В. Н. Введение в учение о растительных сообществах. М., 1915.

12. Сукачев В. Н. Растительные сообщества: (Введение в фитосоциологию). 4-е изд., М., 1928.

13. Алексеенко Л. Н., Сваричевская З. А., Смирнов Л. Е. 50-летие географического факультета Ленинградского государственного университета // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 7: Геология, география. 1985. Вып. 3. (№ 21).

14. БлюментальИ. Х. Геоботаника в Петербургском-Ленинградском университете //Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 3. 1970. № 21.

15. Корчагин А. А. Развитие биогеографии в Ленинградском университете // Вестн. ЛГУ. Сер. геол. и геогр. 1968. № 24.

16. Корчагин А. А. Объем и содержание ботанической географии // Вестн. ЛГУ. 1974. № 5.

17. Корчагин А. А. Роль Сукачева В. Н. в развитии русской-советской фитоценологии / В кн. Сукачев В. Н. Избранные труды. Л., 19. Т. 3.

18. Корчагин А. А. Объем и содержание ботанической географии // Труды 11 Всесоюзного географического съезда. Л., 1949. Т. 3.

19. Корчагин А. А. Строение растительных сообществ // Полевая геоботаника. Л., 1976.

20. Полевая геоботаника / Под ред. Е. М. Лавренко и А. А. Корчагина. Л. 1959-1976. Т. I-V

21. Корчагин А. А. Профессор, доктор биологических наук Мария Васильевна Корчагина (4. II 1900 - 16 III 1966) // Учен. зап. ЛГУ. Сер. геогр наук. 1971. Вып. 2. № 360.

22. Афонина О. М. Памяти Ивана Ивановича Абрамова (1912-1990) // АС;оа. 1995. №4.

23.МатвееваЕ. П., Сырокомская И. В. Александр Александрович Корчагин: (К 70-летию со дня рождения) // Ботан. журн. 1970. Т. 55, № 10.

24. Семевский Б. Н., Разумихин Н. В., Рубилин Е. В., Козлова Г. И. Педагог и ученый // Вестн. ЛГУ Сер. геол. и геогр. 1975. № 12.

25. Скарлыгина-Уфимцева М. Д., НешатаевЮ. Н. Педагогическая деятельность и значение работ А. А. Корчагина в развитии естественных наук // Современные проблемы биогеографии. Л., 1980.

26. Дыренков С. А. О работах А. А. Корчагина в области лесоведения // Ботан. журн. 1979. Т. 64, № 1.

27. Козлова Г. И., Разумихин Н. В., Скарлыгина-Уфимцева М. Д. А. А. Корчагин // Вестн. ЛГУ. 1978. № 6.

28. Ильина И. С., Петров К. М., Денисенков В. П. Современные направления в работе кафедры биогеографии Санкт-Петербургского университета. // Проблемы ботанической географии. СПб., 1998.

29. Петров К. М. Биогеография. Учебник. М., 2006.

30. Денисенков В. П. Основы болотоведения.//Учебн. пособие. СПб., 2000.

31. Методические указания по проведению летней практики по ботанической географии и почвоведению // Ч. 1. 1999, Ч. 2., 1995,Ч. 3., 1994.

32. Петров К. М. Биогеография океана. Учебник. М., 2007.

33. Афонин А. Н., Гринн С. Л., Ли Ю. С. Эколого-географический подход к картировании ареалов растений с использованием географических информационных технологий // Вестник СПбГУ, сер.-География (в печати).

34. Корчагина И. А. Систематика высших споровых растений с основами палеоботаники. СПб., 2001.

35. Корчагина И. А. Разнообразие живого мира // Прокариоты, царства грибов и растений. СПб. 2008.

36. Петров К. М. Биономия океана // СПб., 2004.

37. Банарь С. А. Экобиогеоиндикационная оценка изменения городской среды под влиянием техногенеза / Автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. геогр. наук. СПб., 2005.

38. Уфимцева М. Д. Фитоиндикационное направление на кафедре биогеографии // Проблемы ботанической географии. СПб., 1998.

39. Уфимцева М. Д., Терехина Н. В. Фитоиндикация экологического состояния урбогеосистем Свнкт-Петербурга. СПб., 2005.

40. Уфимцева М. Д., Терехина Н. В, Каёхтин Д. А. Эколого-биогеохимическая оценка территории,прилегающей к озеру Куэтсярви (в зоне техногенного воздействия ГМК «Печенганикель» / Экологическое состояние озера Куэтсярви и прилегающей территории. СПб., 2003.

41. Уфимцева М. Д., Терехина Н. В. Экспрессный фитоиндикационный метод оценки кологического состояния городской среды:Метод. пособие. СПб., 2000.

42. Уфимцева М. Д., Банарь С. А. Экобиогеохимические критерии экологического риска для здоровья городского населения// Вестн СПб ГУ, серия 7. Геология и география. 2003. вып.1.

43. Сенянинова-КорчагинаМ. В. О победе цветковых с позици гелиогеофизики. ЛГУ, 1959.

44. Петров К. М. Философия экологии //История и философия науки. Учебник / Под ред. д. б. н. А. С. Мамзина. СПб., 2007.

45. Богословский В. А., КараваеваЕ. В., Максимов Н.И., Сазонов Б. А., Салецкий А. М., Тихомиров В. В. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России. М., 2005.

46. hhhp://www. Ed. gov. ru/ministry/struk/depart/standart/work/edinicy/article. html использование зачетных единиц в высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.