ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Ю.Е. Зенкова, магистрант И.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-2-139-142
Аннотация. В данной статье рассматривается становления и развития института местного самоуправления в России. Автор в статье раскрывает историю местного самоуправления через призму общественного строя, не останавливаясь на истории официального закрепления института местного самоуправления в Российской Федерации. В результате исследования проведена хронология развития местного самоуправления в Российской Федерации. Также автор делает вывод о том, что местное самоуправление на сегодняшний день находится в состояние развития и требует улучшений, однако развитие должно происходить с учетом исторического опыта местного самоуправления в России.
Ключевые слова: местное самоуправление, история становления, институт местного самоуправления, русское государство, традиции, самоуправление, публичная власть.
Историю местного самоуправления, можно рассматривать под разными углами. Если подходить к данному вопросу с точки зрения местного самоуправления как органа официально закрепленного, то история местного самоуправления в Российской Федерации довольно небогатая и скудная. Однако мы считаем более правильным считать подход к истории местного самоуправления как вида общественного строя и взаимодействия людей на обособленной местности, со своими правилами и устоями.
На Руси Х11-Х11 вв. «в период существования раздробленных княжеств и отсутствия единой централизованной системы управления, княжества, а именно, характер их управленческой системы на местах, разнились в зависимости от расстановки политических сил в конкретном регионе. Галицко-волынское и Владимиро-Суздальское княжества отличались жесткой вертикалью управленческой системы на местах с разницей лишь в том, что в одном княжестве эту власть реализовывало сильное в политическом плане боярство, а в другом - князь, обладавший сильной политической волей и широкими военными полномочиями.
В противоположность вертикали вла-
сти, установленной в вышеуказанных княжествах, в Новгородском и Псковском княжествах установилась первая на Руси форма народовластия - вечевая демократия, явившаяся характерным примером осуществления власти народом путем прямого голосования по вопросам, представлявшим для княжества особую важность, на главной городской площади простым большинством голосов.
В истории не принято пользоваться сослагательным наклонением, однако, если бы вечевая форма демократии продолжила свое существование, по крайней мере на уровне местного управления, как это происходило в с странах Европы, то заложенные исторически традиции решать вопросы местного значения в рамках общин или коммун, значительно облегчили бы построение системы публичной власти в России и не требовали бы постоянного вмешательства федеральных властей и властей субъекта в решение местных вопросов по принципу ручного управления» [1, с. 40].
Во времена татаро-монгольского нашествия, избирательная традиция, утратила свою актуальность в связи с тем, что местное самоуправление строилось на системе выстроенной, согласно модели управления
татаро-монгол. При выдаче ханом, ярлыка, русскому князю, он становился фактически единственным полноправным владельцем земель, при этом не учитывая мнение бывших помещиков.
Как верно отмечает Е.М. Ковешников: «Были уничтожены вечевые традиции, существовавшие в Новгороде и свидетельствующие о развитии демократии. Страна предпочла равняться на монгольский способ устройства власти, склоняясь к ее централизации» [2, с. 32].
В XVI веке с начала существования централизованного Русского государства и объединения земель Иваном III стало формироваться централизованное административно-территориальное деление Руси. Основной территориальной единицей стали уезды, которые делились на станы (города) и волости (сельские районы).
Остатки системы управления земельными ресурсами со временем были заменены провинциальным командованием и администрацией. Таким образом, с момента создания централизованного государства Руси местное самоуправление характеризовалось жестким разделением княжеской власти и отсутствием выборов, а также участием населения в решении вопросов местного значения.
Во времена Романовых, реформы в сфере системы управления местного самоуправления подвергались реформам, среди которых было увеличение налогового бремени со стороны более зажиточного сословия, таких как купцы, ремесленники и буржуазия в целом.
В 1718 г. было введено городское самоуправление: городские жители разделялись на три гильдии (банкиры, купцы, доктора относились к первой, мелкие торговцы и ремесленники - ко второй, наемные работники, городские обыватели - к третьей). Гильдии имели право выбирать городской магистрат - орган управления городом. Его члены могли «выбираться только из первостатейных, добрых, «пожиточ-ных» и умных граждан» [3, с. 30]. Оценивая учреждение магистратов, можно согласиться с мнением, что «в этой реформе в очередной раз проявилось стремление Петра I поставить местное самоуправление
на службу государственной власти».
Первым шагом к децентрализации управления муниципалитетами, можно считать издание манифеста об избрание депутатов, во времена правления Екатерины II. Так, согласно этому манифесту, представитель от каждого муниципалитета и от каждого города собирались в комиссию, целью которой являлось обсуждение вопросов местного самоуправления.
Так, в результате данной реформы была предпринята первая попытка создания органа на уровне муниципалитета и муниципального права в целом, который решал вопросы местного значения.
Екатерина II преследуя прогрессивные направления изменения устройства государства, предпринимала множественные попытки воссоздать идеи демократии в нашем государстве, среди таковых: созыв дворянства для обсуждения отмены крепостного права, создание общесословного местного самоуправления. Однако отсутствие в России того времени фундамента и готовности государства к таким изменениям, привело к провалу попытки реализации самоуправления.
Как верно отмечено в Указе Президента РФ «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» «одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия».
Поэтому экономическая свобода и развитое гражданское общество вместе с его гармоничным правовым регулированием являются неотъемлемыми и необходимыми детерминантами создания эффективной системы местного самоуправления.
При Александре I в 1801 году «была окончательно юридически закреплена самостоятельность городов в решении местных вопросов. Общественное самоуправление города было неприкосновенно, в тоже время, юридическое закрепление самостоятельности на практике было сведено к минимуму, от части, причина кроется
в полной зависимости городского магистрата от личности губернатора и чрезмерной опеке центральной власти над ним.
В ряду всеми известных реформ Александра II особое место занимает Земская реформа, по сути, заложившая начало полувековой истории российских земских учреждений. 34 губернии центральной России делились на уездные и губернские земства. В каждой собирались собрания, членами которых были представители трех курий: землевладельцев, городских жителей и даже представителей, освобожденных от крепостничества, крестьян. Представителями курии можно было стать только на выборной основе и, первоначально, места в собрании распределялись поровну на три курии, однако после проведения контрреформ Александром III курия крестьян, фактически, получила лишь 10% мест в земском собрании и не могла каким-либо образом повлиять на решения собрания.
Революция 1917 гола повлекла за собой полное уничтожение земств по причине того, что они являются пережитками системы построенной буржуазией. На место земств пришли Советы, которые в свою очередь имели чёткую и жесткую вертикаль власти, то есть подчинение нижестоящих вышестоящим. После в 1920-х годах в периоды индустриализации произошла естественная для такого времени централизация хозяйственной жизни. Для более эффективного выполнения планов была проведена административно-территориальная реформа, которая поделила государство на районы, для лучшего управления, в свете той централизации власти. Деление страны на районы нашло своё закрепление в конституции 1936 года.
Так, во времена советов, местное самоуправление было искоренено, а управле-
ние происходило по системе соподчинение низших высшим.
С 1990-х годов был начат период восстановления системы местного самоуправления. Согласно новой Конституции 1993 года органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, независимы от государства и образуют самостоятельный уровень публичной власти.
28 августа 1995 года принят первый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установивший систему и общие принципы организации местного уровня публичной власти в России. Система Советов была ликвидирована.
С 2005 года, с момента принятия нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах»), структуру органов местного самоуправления в России составляют «представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования».
Таким образом, следует согласиться с мнением К.Н. Локшиной, что «в настоящий период времени местное самоуправление в России накапливает положительный опыт функционирования, но, при этом, требует дальнейшего совершенствования, которое будет более эффективным при внимании к историческим особенностям развития данного института в РФ» [4, с. 85-86].
Библиографический список
1. Латыпова Н.С. Исторический опыт развития местного самоуправления в России // Образование и проблемы развития общества. - 2019. - № 2 (8). - С. 39-45.
2. Ковешников Е.М. Государства и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Проспект, 2007. - 270 с.
3. Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие. - М.: Норма, 2018. - 92 с.
4. Локшина К.Н. Местное самоуправление в России: самобытная история формирования (до начала XX в.) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. - 2014. - № 2. - С. 7687
HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA
Yu.E. Zenkova, Graduate Student
I.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article discusses the formation and development of the institution of local self-government in Russia. The author in the article reveals the history of local self-government through the prism of the social system, without dwelling on the history of the official consolidation of the institution of local self-government in the Russian Federation. As a result of the study, a chronology of the development of local self-government in the Russian Federation was carried out. The author also concludes that local self-government is currently in a state of development and needs to be improved, however, development should take place taking into account the historical experience of local self-government in Russia.
Keywords: local self-government, history of formation, institution of local self-government, Russian state, traditions, self-government, public authority.