УДК 93/94(470.47) DOI: 10.53315/1995-0713-2022-56-4-61-70
ББК 63а/63я
Н.А. Шиханов
Калмыцкий научный центр РАН
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 229-го АВИАОТРЯДА В СОВЕТСКОЙ КАЛМЫКИИ С 1957 ДО 1970 гг.
Исследование проведено в рамках государственной субсидии — проект «Юго-восточный пояс России: исследование политической и культурной истории социальных общностей и групп» (№ госрегистрации: 122022700134-6)
В статье рассматриваются организация работы 229-го авиаотряда, базировавшегося в Калмыцкой АССР в указанный хронологический период, а именно первые полеты, строительство аэродромов, состояние авиапарка и существенный вклад в социально-экономическое развитие республики. Показано функционирование Элистинского авиаотряда, в частности, ежегодные плановые показатели и их выполнение, маршруты полетов, перевозки пассажиров и грузов, количественный состав авиапарка и состояние аэродромов в Калмыкии. Вопросы истории становления и развития Советской Калмыкии остались практически не затронутыми в отечественной историографии, в основном становление авиаотряда было отражено весьма фрагментарно в несколько историко-экономических работах и не имело последовательного изучения. Элистинский аэропорт был центром базирования 229-го авиаотряда СКТУ ГА. Целью исследования является анализ хозяйственной деятельности авиаотряда. Основным материалом для данной работы послужили архивные документы НА РК фонда Р-366, в котором хранятся документы по Элистинскому аэропорту и объединенному 229-му авиаотряду. В данной работе с научными трудами применяется историко-сравнительный анализ, с помощью которого автор сопоставил в хронологическом порядке на основе архивных документов. Изучение, анализ и обобщение опыта позволят узнать степень исследования транспортной инфраструктуры Советской Калмыкии, а именно историю развития авиаотряда и аэропорта. В конце статьи подведены выводы и результаты исследования.
Ключевые слова: авиаотряд, аэропорт, транспортная инфраструктура, Калмыцкая АССР, транспорт, гражданская авиация, пассажирские перевозки, самолет, авиатехника, Элиста, воздушные линии.
N.A. Shikhanov
Kalmyk Scientific Center of the RAS
THE HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE 229th AIR SQUADRON IN SOVIET KALMYKIA FROM 1957 TO 1970
The reported study was funded by government subsidy, project no. 122022700134-6 'The Southeastern Belt of Russia: Exploring Political and Cultural History of Social Communities and Groups'
The article discusses the organization of the work of the 229th aviation squadron based in the Kalmyk ASSR in the specified chronological period, namely the first flights, the construction of airfields, the state of the fleet and a significant contribution to the socio-economic development of the republic. The functioning of the Elista air squadron is shown, in particular, annual targets and their implementation, flight routes, transportation of passengers and cargo, the quantitative composition of the fleet and the condition of airfields in Kalmykia. The issues of the history of the formation and development of Soviet Kalmykia remained practically untouched in Russian historiography,
basically the formation of the air squadron was reflected very fragmentally in several historical and economic works and had no consistent study. Elista airport was the home base of the 229th squadron of the SKTU GA. The purpose of the study is to analyze the economic activity of the air squadron. The main material for this work was archival documents on the RC of the R-366foundation, which stores documents on the Elista airport and the united 229th Air squadron. In this work, historical and comparative analysis is used with scientific works, with the help of which the author compared in chronological order on the basis of archival documents. The study, analysis and generalization of experience will allow you to find out the degree of research of the transport infrastructure of Soviet Kalmykia, namely the history of the development of the air squadron and the airport. At the end of the article, the conclusions and results of the study are summarized.
Key words: air squadron, airport, transport infrastructure, KalmykASSR, transport, civil aviation, passenger transportation, airplane, aircraft, Elista, air lines.
Республика Калмыкия является одним из сельскохозяйственных регионов страны. Обширная площадь и множество отдаленных сельских населенных пунктов области требуют наличия хорошо развитой транспортной сети. Отсутствие асфальтированных и железных дорог в субъекте являлось серьезным препятствием по координации действий и оперативному управлению всей хозяйственной деятельностью региона, поэтому авиация была призвана помочь молодой автономии в решении трудных экономических задач. Источниковой базой исследования послужили архивные материалы, собранные в ходе работы в архивном фонде Р-366 НА РК.
История Элистинского авиационного отряда началась в 1930 г., когда в январе того года прибыл первый самолет в Элисту, выделенный для обслуживания потребностей автономной области, хотя возрастающая надобность в авиации возникла еще раньше [3, с. 99]. С образованием столицы социалистической Калмыкии - города Элиста -Калмыцкий областной исполнительный комитет от 16 сентября 1930 г. выносит ходатайство перед Советским правительством «Об установлении воздушной линии и включении ее в титульный список 1930-1931 гг.». Такая телеграмма была послана Главному инспектору гражданского воздушного флота от 12 октября 1930 г. Как явствует из ответа главной инспекции гражданского воздушного флота за № 218 от 25 октября 1930 г. [10, с. 1-2], просьба Облисполкома будет удовлетворена только с весны 1931 г., так как для регулярного движения самолетов требуется довольно значительное наземное оборудование: посадочные площадки, станционные сооружения, посты метеорологической службы и т.д., поэтому этот вопрос был отложен из-за нехватки денежных средств.
Следующим этапом истории авиаотряда является его деятельность в возрождённой Калмыцкой АССР с 1957 по 1991 гг. Большое развитие авиация в Калмыкии получила в восстановленной автономии калмыцкого народа потому, что заново пришлось отстраивать республику от разрушений и запустения [1, с. 78]. В целях удовлетворения всевозрастающей необходимости обслуживания авиацией сельского хозяйства, здравоохранения и связи, а также перевозки пассажиров, грузов и почты на территории Калмыцкой АССР, исполнительный комитет Областного Совета депутатов трудящихся Калмыцкой АССР 12 сентября 1958 г. вынес решение об организации авиационного отряда гражданского Воздушного флота в г. Элисте с ходатайством перед начальником Главного управления (далее ГУ) Гражданского воздушного флота (далее ГВФ) Главного маршала авиации П. Ф. Жигаревым об организации в 1958 г. авиаотряда спецприменения и местных воздушных линий в г. Элисте, строительстве аэровокзала на 100 пассажиров в 1959 г. Для этого было ассигновано Советским правительством 12 тыс. рублей. 25 мая 1959 г. № 118 ГУ ГВФ СССР и решение Северо-Кавказского
территориального управления (далее СКТУ) № 229 по просьбе правительства Калмыцкой АССР выделили из Ставропольского авиационного подразделения самостоятельной авиаотряд, он получил 229-й номер в списке авиаотрядов [5, с. 158-162]. 1 февраля 1960 г. авиаотряду выделили помещение для организации городского агентства и открыли регулярное воздушное сообщение с аэропортами местных воздушных линий (далее МВЛ) с 1959 г. Задачей авиаотряда являлась перевозка народно-хозяйственных грузов самолетами, доставка почтовой корреспонденции, ранних овощей, фруктов, рыбных товаров, рассев минеральных удобрений, обработка фруктовых садов и виноградников, санитарные перевозки больных, опыление ядохимикатами мест, зараженных саранчой, уничтожение полевых грызунов -разносчиков чумы [2, с. 188-190].
Численность рабочего персонала 229-го авиаотряда в 1959 г. - 116 ед.: 1) рабочие - 21; 2) ученики - 3; 3) инженерно-технический работник - 61; 4) служащие - 10; 5) младший обслуживаемый персонал - 3; 6) летно-подъемный состав - 18; 7) пилоты - 10; 8) вторые пилоты - 2.
Первым командиром 229-го объединенного авиационного отряда (далее ОАО) СКТУ ГВФ был Лебедев Алексей Иванович, а его заместитель, он же командир, Соломонов Роберт Сергеевич. Впоследствии командирами 229-го авиаотряда были такие люди, как Столбин, М. И. Медведев, В. Н. Размазнин, А. Келин.
Элистинский аэропорт был местом базирования 229-го авиаотряда. Распоряжением Облисполкома от 25 ноября 1958 г. был отведен земельный участок для строительства нового аэропорта в районе кирпичного завода. В связи с этим в 1958 г. в г. Элисте строится новое здание аэровокзала, совмещенное со службами аэропорта, в 1959 году образована авиационная эскадрилья из Ан-2, которая базировалась в аэропорту. Затем авиаэскадрилья 10 марта 1959 г. преобразована в 229-й авиаотряд Северо-Кавказского управления гражданской авиации (далее СКУ ГА). В 1959 г. вышло решение Исполкома областного Совета депутатов трудящихся Калмыцкой АССР «Об организации авиаотряда гражданского Воздушного флота в гор. Элиста», в котором аэровокзал на 100 пассажиров должен был построен в 1959 г. в аэропорту, а также ввести в коммунальный фонд 20 одноквартирных стандартных домов под жилплощадь летному и техническому составу авиаотряду и установить их в черте города [НА РК. Ф. Р-366. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3].
В самом начале своей деятельности руководство авиаотряда встретилось с типичными проблемами того времени в восстановленной автономии: утечка профессиональных кадров, отсутствие жилищной площади или медленное строительство многоквартирных домов для летного и технического персонала, отсутствия водоснабжения в аэропорту [НА РК. Ф. Р-366. Оп. 1. Д. 1. Л. 5]. Об этом докладывал командир 229-го авиаотряда А.И.Лебедев Первому секретарю Калмыцкого обкома КПСС М. А. Понамареву. По плану развития МВЛ предусмотрено открытие трех авиалиний местного значения:
1. Элиста-Башанта-Сальск-Элиста
2. Элиста-Комсомольский-Каспийский-Элиста
3. Элиста-Садовое-Элиста
Для строительства аэродромов в районных центрах республики было израсходовано 210 тыс. руб., а для Элистинского аэропорта было ассигновано 600 тыс. руб. из средств местного бюджета [НА РК. Ф. Р-366. Оп. 1. Д. 1. Л. 15-16]. Сам аэропорт находился на востоке г. Элисты, но с расширением города возник вопрос о перемещении аэропорта в северную часть города в сторону с. Троицкое. Вопрос проблемы аэропорта решался на уровне Совета Министров Калмыцкой АССР, например, на это
указывает письмо Э.А.Сангаеву, председателю Совета министров Калмыцкой АССР, где СКТУ ГВФ планирует капитальное строительство на 1960 г., в котором предусмотрены большие строительные работы по созданию в г. Элисте столичного аэропорта. Совет Министров Калмыцкой АССР должен рассмотреть вопрос строительства Элистинского аэропорта - с увеличением самолетомоторного парка и размещением в аэропорту многоместных скоростных самолетов, с предоставлением максимальных условий по культурному обслуживанию пассажиров. Для этого Совет Министров Калмыцкой АССР должен утвердить сумму 3 230 000 рублей для производства минимальных строительных работ. Неосвоение полной суммы средств, выделенных в 1959 г., было обусловлено слабой работой строительной организации треста «Калмыкстрой» [НА РК. Ф. Р-366. Оп. 1. Д. 1. Л. 9].
Элистинский авиаотряд стал активно помогать народному хозяйству Калмыкии [7, с. 383]. Эскадрилья в основном состояла из самолетов таких типов, как Ан-2 и Як-12, прозванных в народе «кукурузниками». Среди главных преимуществ самолета такого типа - простота в эксплуатации, возможность взлета и посадки на неподготовленных грунтовых площадках, малый пробег и разбег, что делало кукурузник незаменимым для работы на мало освоенных территориях Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии. В республике эксплуатировалось несколько модификаций легкомоторных самолетов Як-12 и Ан-2. Например, Ан-2М был модернизированный и сельскохозяйственный, использовался для внесения удобрений и борьбы с вредителями, болезнями, сорняками. Ан-2С был санитарный и оборудован местами на шесть лежачих больных. Была модель Ан-2СХ сельскохозяйственный, оборудованный химическим баком емкостью 1 400 л., распылителем для сыпучих веществ или опрыскивателем для жидких химикатов. Серия Як тоже была представлена несколькими моделями самолетов: Як-12Р, Як-12СХ и Як-12УТ. Эти самолеты могли совершить посадку практически на любой твердый участок земли.
В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, который поставил перед гражданской авиацией задачу обеспечить среднегодовой прирост грузооборота на 25,5%, а перевозок пассажиров на 30%. Подобные высокие темпы могли быть достигнуты лишь путем значительного повышения производительности полетов и труда на основе технического прогресса, прежде всего, широкого внедрения реактивной техники, комплексной механизации и автоматизации производства, внедрения нового оборудования и передовой техники [11, с. 11-15]. Первые рейсы имели большой процент отмен и задержек, которые произошли по вине личного состава или плохих метеоусловий. Например, приведем сведения выполнения производственного плана по 229-му авиаотряду за 1959 г. Производительность труда на местных воздушных линиях на Ан-2 была выполнена в 602 часах, что составляет 81%, а на Як-12 1893 часов - 73%. Санитарная авиация выполнила план на 61%, авиация спецприменения на 62%, налет самолетов был выполнен на 70%. План по обработке площадей выполнен на 80%. План перевозок пассажиров достигнут на 44%, грузов только на 33%, а почты на 74%. Это показывает, что авиапредприятию было трудно полностью выполнить производственный план в начале своей деятельности из-за хозяйственных проблем в республике [НА РК. Ф. Р-366. Оп. 1. Д. 8. Л. 1]. Основной причиной невыполнения плана явился организационный период, так как отряд был образован в марте 1959 г. В связи с этим рабочий штат не был укомплектован. Летный состав не был обучен для выполнения заданий, а также для производства авиахимических работ. В основном летчики не были допущены к перевозке пассажиров. Весь 1959 г. и до этого времени в отряде не было командиров самолетов Ан-2. Особенно плохо выполнялся план по перевозкам. План по перевозке пассажиров на местные воздушные линии (далее МВЛ) был дан
отряду на 1959 г. на 7 860 чел., фактически же было перевезено 3 723 чел. Это объясняется тем, что населенные пункты в Калмыкии очень мелкие, а численность населения маленькая. Поэтому развитие местных воздушных линий затрудняется тем, что на Ан-2 из-за отсутствия загрузки, на Як-12 возить пассажиров нерентабельно. Но все же в 1960 г. планировали открыть местные линии на Як-12 с целью их изучения [1, с. 168]. Кроме того, плохо была налажена рекламная работа в агентстве. План по обработке площадей также не выполнен. Причиной явилось то, что почти весь год не было ни техника, ни инженера по спецприменениям, которые должны были непосредственно заниматься организацией работ. Слабо изучались возможности в Калмыкии в области производства авиахимических работ. Не были подготовлены экипажи к авиахимическим работам. Причиной невыполнения плана явились также неблагоприятные метеоусловия. В самые интенсивные месяцы - май и июнь - самолеты не летали из-за отсутствия хорошей погоды. Каждый год руководство авиаотряда делало годовой отчет, в который входили следующие показатели: сведения о налете тонно-километров, тарифных тонно-километрах и пассажирообороте, количестве первоначально отправленных пассажиров и налете часов по спецприменению. Ежедневно все вылеты и прилеты самолетов на МВЛ отражались в бортовом журнале [12, с. 239-240]. В конце рабочего дня служба движения предоставляла сведения о невыполненных плановых рейсах с указанием причины (погодные условия, неисправность техники и др.). В основном рейсы в 229-м авиаотряде отменялись по причине погодных условий из-за сильного ветра.
Также есть отчет о работе авиаотрядов авиации спецприменения и воздушных съемок 229-го авиаотряда СКТУ ГВФ за годовой 1959 г.
Таблица № 1
Виды работы Налет часов Обработана
I. Спецприменения Ан-2 Як-12 площадь в гектарах
1. Оплаченный вспомогательный полет 34 128 - -
2. Прочие применения и заказные полеты 3 50 - -
3. Авиахимические работы - всего 201 1 046 24 102 41 122
а) Борьба с саранчой опыление - 27 - 1 675
б) Борьба с вредителями сахарной свеклы 13 80 1 917 4 646
в) Борьба с вредителями многолетних трав - 1 - 50
г) Борьба с черепашкой опыление 56 136 6 160 6 030
д) Борьба с вредителями леса опыление 5 7 1 100 651
е) Борьба с сусликами приманкой 12 101 8 644 15 175
ж) Рассев минеральных удобрений 57 497 3 695 10 454
з) Борьба с прочими вредителями и болезнями - 151 - 1 328
сельского хозяйства
и) Борьба с сорняками 58 48 2 586 1 103
Итого 238 1 224 24 102 41 122
Командир Элистинской отдельной ОАЭ СКТУ ГВФ Столбин докладывал своему начальству, что тормозит развитие авиации в Калмыцкой АССР:
1) Отсутствие жилищного фонда сдерживает или лишает возможности подбора авиаспециалистов (летно-технический состав). Потребность в жилье превышает 35 квартир.
2) В связи с застройкой прилегающей территории Каспийского аэропорта необходимо перенести аэродром в другое место вместе со строительством служебных зданий.
3) По аэропорту в Садовом необходимо установить телефонную связь с районным центром, подвести электропитание и построить метеоплощадку и агрегатную площадку.
4) В аэродромах Башанты, Яшалты, Бурунного, Комсомольского необходимо строительство зданий аэропорта и планировка аэродромов.
5) Слабая помощь райисполкомов в вопросах расширения почтовых аэродромов Юстинского и Приозерного почтовых колец. Безопасность полетов не обеспечивается неудовлетворительным состоянием аэродромов.
6) Необходимо предусматривать работу в транспортном балансе Республики и районов.
7) По Элистинскому аэропорту необходимо решить следующие проблемы:
(a) строительство аэровокзала на 100 мест;
(b) строительство бетонных взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и мест стоянок с установлением оборудования для слепой посадки ОСП-48;
(c) построить служебные сооружения согласно плану.
8) 8)Закончить строительство 24-х квартирного жилого дома в 1962 г. и построить в 1963 г. 48 кв. жилой дом.
Объем капиталовложений в 1962-64 гг. составит 1960 тыс. руб. [НА РК. Ф. Р-366. Д. 16. Л. 4].
Начало 60-х годов ознаменовано в Калмыкии бурным развитием промышленности, транспорта и сельского хозяйства [6, с. 642-658]. В частности, были открыты две линии МВЛ и линии союзного значения (далее ЛСЗ), образование самостоятельного авиапредприятия позволило расширить сеть воздушных линий, начать планомерную подготовку аэродромов местных воздушных линий в 18 пунктах республики. Авиаотряд энергично участвуют в социалистическом соревновании, конкурируя с другими авиаотрядами СКУ. Создаются воздушные линии с выходом транзитными рейсами на Кавказские Минеральные воды и к Черному морю. Аэропорт начинает принимать новые самолеты Ан-24. В этот период начинает интенсивно развиваться авиация для сельскохозяйственных нужд республики [8, с. 53]. Но, поскольку возможностей для полного ремонта самолетов не было в аэропорту, руководство командировало экипажи для перегонки в другие города СССР: Омск, Саратов, Ростов-на-Дону, Винницу, Харьков, Львов и Таллинн [9, с. 141]. География деятельности 229-го авиаотряда в Калмыцкой АССР: Садовое, Малые Дербеты, Красное Село1, Красносельский2, совхоз им. Чкалова3, Сухотинский4, с-з им. Чапаева5, Привольный, Присарпинский6, Приозерное7, Сарпа, Ергенинский, Яшкуль, Яшалта, Башанта, Утта, Каспийский8, Комсомольский, Адык, Каракуль9, Смушковый, Полынный10, Трудовой11, Первомай-ский12, Раздольный13, Бурунный14, Белоозерный15.
'Ныне поселок Ики-Бухус Малодербетовского района.
2Ныне поселок Хонч Нур Малодербетовского района.
3Ныне поселок Чкаловский Кетченеровского района.
4Ныне поселок Кетченеры Кетченеровского района.
5Ныне поселок Ханата Малодербетовского района.
6Ныне поселок поселок Барун Юстинского района.
7Ныне поселок Цаган-Нур Октябрьского района.
8Ныне город Лагань Лаганского района.
9Ныне поселок Эрдниевский Юстинского района.
10Ныне поселок Бергин Юстинского района.
"Ныне поселок Юста Юстинского района.
12Ныне поселок Харба Юстинского района.
13Ныне поселок Татал Юстинского района.
14Ныне поселок Цаган-Аман Юстинского района.
15Ныне поселок Белоозёрский в Юстинском районе.
Список МВЛ 229-го авиаотряда на 1961 г. [НА РК. Ф. Р-366. Оп. 1. Д. 17. Л. 29-30]:
1) Садовое почтовое кольцо
2) Приозерное почтовое кольцо
3) Бурунное почтовое кольцо
4) Каспийское почтовое кольцо
5) Элиста-Башанта
6) Элиста-Яшалта
7) Элиста-Каспийский
8) Элиста-Благодарное-Пятигорск
9) Элиста-Бурунный
10) Элиста-Ставрополь
11) Элиста-Ростов-на-Дону
12) Элиста-Садовое-Сталинград
План перевозок народно-хозяйственных грузов в районные центры воздушным транспортом на 1962 г. по отдельной авиаэскадрилье аэропорта Элиста СКТУ ГВФ [НА РК. Ф. Р-309. Оп. 1. Д. 333. Л. 46]. Он подробно показывает товарооборот между Элистой и районными центрами республики [13, с. 119-127].
Таблица № 2
Пункт отправления-пункт назначения Наименование груза Грузоотправители Всего/ тонн/ В том числе по кварталам
1 2 3 4
Элиста-Каспийский Прочие грузы Управление снабжения и сбыта 2 0,4 0,6 0,6 0,4
Элиста-Каспийский Медикаменты Калмыцкое аптекоуправление 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Элиста-Каспийский Книги и др. грузы Министерство культуры 1 0,2 0,3 0,3 0,2
Каспийский-Элиста Рыбопродукция Министерство местной промышленности 2 0,4 0,6 0,6 0,4
Каспийский-Элиста Овощи, фрукты Министерство торговли 1 0,2 0,3 0,3 0,2
Элиста-Башанта Прочие грузы Управление снабжения и сбыта 1 0,2 0,3 0,3 0,2
Элиста-Башанта Прочие грузы Министерство местной промышленности 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Элиста-Башанта Книги и др. грузы Министерство культуры 1 0,2 0,3 0,3 0,2
Элиста-Башанта Медикаменты Калмыцкое аптекоуправление 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Башанта-Элиста Рыбопродукция Министерство местной промышленности 1 0,2 0,3 0,3 0,2
Башанта-Элиста Фрукты, овощи Министерство торговли 1 0,2 0,3 0,3 0,2
Элиста-Садовое Книги и др. грузы Министерство культуры 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Элиста-Садовое Медикаменты Калмыцкое аптекоуправление 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Элиста-Садовое Прочие грузы Управление снабжения и сбыта 0,5 0,1 0,2 0,2 -
Элиста-Бурунный Книги и др. грузы Министерство культуры 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Элиста-Бурунный Медикаменты Калмыцкое аптекоуправление 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Элиста-Бурунный Прочие грузы Управление снабжения и сбыта 1 0,2 0,3 0,3 0,2
Элиста-Комсомольский Медикаменты Калмыцкое аптекоуправление 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Элиста-Яшалта Медикаменты Калмыцкое аптекоуправление 1,5 0,3 0,4 0,5 0,3
Итого 25,5 5 7,1 8 4
В 1964 г. в результате выполненной реорганизации указом Президиума Верховного Совета СССР на основе Главного управления гражданского воздушного флота при Совете министров СССР образовалось общесоюзное Министерство гражданской авиации СССР. Данный указ повлек за собой переназначение генеральных функций и направлений работы Министерства гражданской авиации [14, с. 114-120]. Теперь все территориальные управления были переименованы в управления гражданской авиации. Элистинская авиагруппа вошла в состав Северо-Кавказского управления гражданской авиации. Летом 1966 г. отдельная Элистинская авиаэскадрилья преобразована в Элистинский объединенный авиаотряд СКУ ГА. В основном из Элисты были рейсы местного и всесоюзного значения для пассажиров. С конца 60-х годов авиаотряд проводит в республике набор молодых абитуриентов в авиатехнические училища, чтобы взрастить молодые кадры из местного населения. 7 сентября 1970 г. был сдан в эксплуатацию новый аэрокомплекс к северу от города, с новой бетонной взлетно-посадочной полосой, соединивший столицу республики воздушным сообщением с Москвой и 17 городами страны, а также районными центрами республики, новые средства управления, которые позволили принимать современные реактивные самолеты [6, с. 652]. В связи с этим аэропорты соседних регионов помогали элистинскому коллективу с переездом в срок. В дальнейшем авиационный парк базовых воздушных судов пополнился первыми реактивными самолетами Як-40. Развиваются наземная база по техническому обслуживанию самолетов, коммунальные службы, построена гостиница для транзитных пассажиров.
Калмыцкая АССР связана авиалиниями с Москвой, Ростовом-на-Дону, Волгоградом, Астраханью, Грозным, Ставрополем и другими городами, а также со многими районными центрами внутри республики [3, с. 137]. С появлением базовых самолетов Як-40 быстрыми темпами развиваются межрегиональные пассажирские перевозки [15, с. 90-96]. Аэропорт Элиста был связан воздушными линиями более чем с 20 городами Советского Союза. Резко увеличиваются объемы работ, выросло авиапредприятие, возросло количество работающих людей на нем - от 116 человек в 1959 г. до 700 человек в 80-90-е годы.
Самолетами 229-го авиаотряда были обработаны сотни гектаров посевных площадей, производились вылеты на борьбу с сельскохозяйственными вредителями, были перевезены десятки больных самолетами санитарного варианта, люди в труднодоступных местах систематически получали квалифицированную медицинскую помощь, ежедневно получали почту труженики калмыцких полей и животноводы, производилась перевозка пассажиров.
Источники
НА РК - Национальный архив Республики Калмыкия.
Список литературы
1. Калмыцкая АССР за 50 лет Советской власти: Стат. сборник / ЦСУ РСФСР. Стат. упр. Калм. АССР. - Элиста: Калмиздат, 1967. - 198 с.
2. Климов, И. П. Становление гражданской авиации на Урале (20-30-е гг. XX века) / И. П. Климов // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 1.
3. Клюкин, Н. В. Калмыцкая АССР: Экономико-географический очерк / Н. В. Клю-кин, С. В. Манджиев. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1970. - 144 с.
4. Кушнерев, В. В. Ранние этапы истории краснодарского авиаотряда (1932-1945) /
B. В. Кушнерев // Наследие веков. - 2019. - № 1(17). - С. 98-102.
5. Лазуревская, Ю. А. Этапы становления гражданской авиации на территории Северо-Кавказского края / Ю. А. Лазуревская // Общество: философия, история, культура. - 2022. - № 8(100). - С. 158-162. - Б01 10.24158Шк.2022.8.26.
6. Максимов К. Н. Социально-экономическое положение в республике // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 тт. Т. 2. - Элиста: Герел, 2009.
C. 642-658.
7. Максимов, К. Н. Калмыкия в XX веке. Исторический опыт и его значение / К. Н. Максимов, И. В. Лиджиева. - Москва: Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 2017. - 461 с. - ШВМ 978-5-02-040037-5.
8. Народное хозяйство АССР в 1965 году. Статистический сборник. - М. 1966.
9. Очерки истории Калмыцкой АССР / АН СССР. Ин-т истории. Калм. науч.-ис-след. ин-т яз., литературы, истории ; [Гл. ред. Н. В. Устюгов и др.]. -Москва: Наука, 1967-1970. - 2 т.;
10. Постановление СНК СССР от 19.05.1934 N 1180 «О реорганизации органов управления гражданского воздушного флота» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». ШЬ: Шр:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base= Б8И&П=30505#05616229773057086
11. Транспорт и связь СССР: Стат. сборник / Центр. стат. упр. при Совете Министров СССР. - Москва : Госстатиздат, 1957. - 260 с
12. Третьяков, М. В. Деятельность Магаданской отдельной авиагруппы Гражданской авиации в 1963-1965 гг. / М. В. Третьяков // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных: сборник материалов Всероссийской молодежной научной школы-конференции, Москва, 25-27 августа 2016 года. - Москва: Издательство «Апельсин»; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, 2016. -С. 238-247.
13. Третьяков, М. В. Работа Магаданского управления гражданской авиации во второй половине 1970-х гг / М. В. Третьяков // Вопросы истории. - 2019. - № 8. -С. 119-127. - Б01 10.31166/УорюуЫогл20190881а1у114.
14. Третьяков, М. В. Деятельность магаданской отдельной авиагруппы (управления) гражданской авиации в 1966-1970 гг / М. В. Третьяков // Вопросы истории. - 2018. -№ 10. - С. 114-120.
15. Третьяков, М. В. История безопасности полётов в Магаданском управлении гражданской авиации в 1970-1975 гг. / М. В. Третьяков // Россия и АТР. - 2022. -№ 2(116). - С. 89-110. - Б01 10.24412/1026-8804-2022-2-89-110.