Научная статья на тему 'История становления государственного коннозаводства в России в первой половине XIX в'

История становления государственного коннозаводства в России в первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
580
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Боевец Е. Н.

В статье рассматривается становление государственного коннозаводства в России, которое пришлось на первую половину ХIХ в. Особое внимание уделяется анализу деятельности конных заводов Российской империи, которые способствовали формированию стройной системы коннозаводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления государственного коннозаводства в России в первой половине XIX в»

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОННОЗАВОДСТВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

© Боевец Е.Н.*

Курский государственный университет, г. Курск

В статье рассматривается становление государственного коннозаводства в России, которое пришлось на первую половину Х1Х в. Особое внимание уделяется анализу деятельности конных заводов Российской империи, которые способствовали формированию стройной системы коннозаводства.

История русского коневодства имеет давние традиции. По своим климатическим и географическим условиям отдельные регионы страны пространства отличались между собой довольно значительно - это привело к образованию разнообразных пород, что обогащало практику разведения лошадей, способствовало умелому развитию коневодства. Вплоть до начала XVIII в. государственное коннозаводство в России было направлено на разведение верховых лошадей главным образом для великокняжеского, позже царского двора и отчасти для военных целей.

Расцвета русское коннозаводство достигает в XIX в., когда в полной мере оформляется частное коннозаводство, складывается довольно стройная система коннозаводства государственного, и между ними устанавливаются прочные взаимоотношения. На рубеже Х^П-ХК вв. и в XIX в. создаются первые отечественные культурные породы. Наконец, в XIX в. коннозаводство начинает осуществлять свою важнейшую функцию -функцию улучшения массового коневодства. Поэтому представляется интересным обращение именно к этому периоду русского коннозаводства.

Тяжелые войны, которые Россия вела в начале XIX в., особенно Отечественная война 1812 года, потребовали очень большого числа лошадей. С одной стороны, это способствовало развитию частного верхового коннозаводства, так как обеспечивало постоянный сбыт его продукции. К 1814 г. в России уже было 1339 частных конных заводов, имевших 281584 матки и 22146 жеребцов [4, с. 48]. Однако, с другой стороны, начали иссякать казавшиеся неисчерпаемыми ресурсы степных украинских лошадей, которыми комплектовались регулярная легкая кавалерия, а также артиллерия и обозы. Постепенно украинские лошади стали встречаться все реже, сильно поднялись в цене и к концу первой четверти XIX в. практически исчезли.

В связи с затруднениями с получением достаточного числа хороших ремонтных лошадей в 1807 г. возникла проблема восстановления военных

* Студент.

конных заводов. В 1819 г. казенные заводы были разделены на придворные - «Ораниенбаумский», «Хорошевский», «Бронницкий», «Гаврилов-ский», «Александровский» и «Пахринский» и военные - «Скопинский», «Починковский», «Деркульский», «Стрелецкий», «Лимаревский», «Алек-сеевский» («Ново-Александровский») [1, с. 128]. Однако, все придворные заводы к середине XIX века были ликвидированы, и от них никакого следа не осталось. В 1819 г. был создан специальный Комитет об управлении военно-конскими заведениями [6], которому подчинялись все военные конные заводы. Из них Починковский Нижегородской губернии и Скопинский Рязанской губернии были основаны как дворцовые еще в XVII в., а с 1796 г. были государственными. Деркульский существовал с 1767 г. Остальные три завода были открыты заново в XIX в.

По штату 1823 г. предполагалось иметь «в Скопинском и Починков-ском заводах по 25 жеребцов и 300 кобыл, в четырех Беловодских заводах по 33 жеребца и 400 кобыл, а всего 182 жеребца и 2200 маток» [4, с. 49]. Военные конные заводы должны были давать для гвардейских кавалерийских полков и артиллерии по 526 ремонтных лошадей в год. Кроме них комитету были подчинены около десяти конных заводов военных поселений, а с 1826 г. - две сводные случные конюшни. Число их постепенно было доведено до семи. В соответствии с расширившимися функциями с 1833 г. Комитет об управлении военно-конскими заведениями был переименован в Комитет о коннозаводстве российском. В распоряжение комитета были предоставлены значительные средства. За 12 лет (с 1820 по 1832 г.) для военных конных заводов и случных конюшен были куплены 66 верховых жеребцов из Хреновского конного завода, вывезены из Англии 23 жеребца и 27 кобыл, из Персии и Турции 5 жеребцов и 4 кобылы; привозились лошади и из других стран. Всего было куплено лошадей на 1223561 рубль. Однако, несмотря на то, что делались попытки перенять методы заводской работы, выработанные А.Г. Орловым-Чесменским и В.И. Шишкиным, отдача военных конных заводов оказалась очень небольшой. Из-за казенного, бездушного отношения к делу, бесхозяйственности и небрежности в заводах получали и выращивали значительно меньше жеребят, чем это было запланировано первоначально. В ремонт поступало ежегодно лишь около одной трети требуемого числа лошадей.

Основное внимание обращалось на внешнее благополучие, строгое выполнение многочисленных предписаний, представление бесконечных донесений, в то время как основное дело шло кое-как. В ведении Комитета было поставлено 6 государственных заводов, ранее преобразованных из военно-конских:

1. Хреновский, Воронежской губернии, Бобровского уезда, принадлежавший прежде графу Орлову-Чесменскому, который в 1778 г. перевел его в село Хреновое, на реке Битюге, из подмосковного имения села Лосиный

130

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2010

Остров [5, с. 75]. Здесь разведена порода русского рысака от выводного арабского жеребца и русская верховая лошадь. Завод был приобретен казной в 1848 г. и по показаниям 1894 в нем имелись рысистое, охотниковское, битюгское отделения и крупнорабочего сорта иностранных пород [2, с. 16].

2. Деркульский или «старый завод» [4, с. 26] основан в 1751 г., в 1819 г. отнесен к военно-конским, состоял из пород: датской, английской, мек-ленбургской, ломбардской, турецкой, персидской, арабской и орловской; потом (1864) в нем содержались сорта: шорный, экипажный, возовой, английских тяжеловозов и першеронов; в 1890 г. сюда был переведен из Хре-новского завода чистокровный английский рассадник и в дальнейшем имелись только два отделения: чистокровно-английское и степное.

3. Стрелецкий, основан в 1803 г.; с 1864 г. назначен исключительно для верхового сорта лошадей и при нем (1883) учреждено арабское отделение. В первом отделении: 11 чистокровно-английских жеребцов, из которых 7 выводных, 130 заводских маток и в арабском - 2 жеребца выводных и 26 заводских маток.

4. Ново-Александровский, преобразованный в 1823 г. из Алексеевско-го, основан в 1810 г. [7], производил верховых лошадей от соединения чистокровных английских жеребцов с матками, родившимися на других государственных заводах. В нем 11 чистокровных английских жеребцов, из коих 5 выводных, 145 маток.

5. Лимаревский, основан в 1819 г. и преобразован в 1885 г. (13 жеребцов чистокровных английских, 6 выводных и 1 полукровный, 144 заводских матки).

Деркульский, Стрелецкий, Ново-Александровский и Лимаревский заводы находились в Харьковской губернии, Старобельском уезде, и были известны под общим названием Беловодских заводов [8, с. 941].

6. Яновский, Седлецкой губернии, близ посада Янова, основан Александром I (12 чистокровных английских жеребцов). Разводил чистокровных и полукровных верховых лошадей. При нем имелась заводская конюшня на 100 жеребцов [3, с. 125].

Кроме того были распространены случные сводные конюшни, кото -рые были окутаны сетью бюрократических предписаний. Для того чтобы случить кобылу с одним из стоявших здесь высококлассных жеребцов, надо было заплатить от 25 до 100 рублей [4, с. 50] да еще выполнить множество формальностей, начиная с подачи предварительного ходатайства в комитет. Даже получив разрешение комитета, нельзя было быть уверенным, что приведенная издалека кобыла будет случена. Все зависело от произвольного решения лиц, возглавлявших случную конюшню, которые могли заявить, что та или иная матка «недостойна» быть слученной с ценным казенным производителем, и отправить ее обратно. Легко представить себе, какая возможность злоупотреблений при этом возникала. Кроме

того, из-за довольно высокой платы пользоваться казенными жеребцами могли лишь состоятельные коннозаводчики, для крестьян же это было совершенно недоступно.

Таким образом, в России действовала стройная система государственного коннозаводства, включавшая 6 конных заводов (Хреновской, Дер-кульский, Новоалександровский, Лимаревский, Стрелецкий и Яновский), 42 заводские и Петербургскую аукционную конюшни, 3713 случных пунктов. Но это не смогло спасти коннозаводство от кризиса, проявления которого стали заметны еще в начале второй четверти XIX в.

Список литературы:

1. Барминцев Ю.Н. Коневодство и конный спорт. - М., 1988. - 128 с.

2. Витт В.О. Из истории русского коннозаводства. - М., 1952. - 360 с.

3. Военно-конская повинность 1882 года. - СПб., 1884. - XXXIX, 189 с.

4. Кожевников Е.В., Гуревич Д.Я. Отечественное коневодство: история, современность, проблемы. - М., 1990. - 221 с.

5. Кузнецов И.А., Рождественская Г.А. Конный завод и порода. - М., 1978. - 232 с.

6. ПСЗРИ. - Т. XXXVI. - СПб., 1830. - 27753.

7. ПСЗРИ. - Т. XXXVIII. - СПб., 1830. - 29003.

8. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е. Андреевского; издатели Ф.П. Брогауз, И.А. Ефрон. - Т. XV - СПб., 1895.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДАХ КРАСНОДАРСКОГО И СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВ В 1945-1959 гг.

© Дмитриевская М.С.*

Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

В данной статье рассматривается повседневная жизнь молодежи в провинциальных городах юга России в послевоенный период. Показывается региональная специфика социокультурного развития общества.

Актуальность темы определяется тем, что в последние годы все с большей отчетливостью в исторической науке проявляется тенденция к ее «антропологизации», что связано с ростом интереса к человеку как к главному компоненту общего социального организма. Одним из воплощений, такого «антропологического поворота» стало появление в современной

* Аспирант кафедры «История России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.