ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭПОХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В ИСКУССТВЕ
М.Л. Гейзер, магистрант Д.А. Беленко, магистрант
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова (Россия, г. Симферополь)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-2-99-102
Аннотация. Искусство таких эпох как Возрождение и Барокко подарило современности множество памятников искусства, а также оставила множество тайн, загадок, что позволяет изучать данную тему и сегодня. Пришедшая на смену Средних веков эпоха Возрождение принесла в искусство гуманизм, антропоцентризм и светский характер. Появившейся в это время интерес к античной культуре, происходит ее «возрождение», вследствие чего получило свое название. В недрах культуры Ренессанса зарождалась в зачаточном виде стиль барокко. Эпоха пришла вследствие кризиса, вызванного Реформацией. Именно в это время сформировался новый взгляд на искусство и жизнь в целом -«весь мир - это театр». Эмоциональность, вычурность, масштабность, динамика, сложность композиции, контрастность, но в то же время и гармония, единство, цельность переплетаются и характеризуют эпоху барокко.
Ключевые слова: Возрождение, Северное Возрождение, маньеризм, Барокко, искусство, культура, гуманизм.
Возрождение (Ренессанс) - период в культурном, идейном развитии ряда стран Европы, наступивший после Средневековья, характеризующийся антифеодальной направленностью, гуманистическим мировоззрением, расцветом наук, искусства, обращением к античному культурному наследию [5, с. 479].
Эта эпоха как часть европейской истории связана с множеством знаменательных событий, таких как экономическое и общественное укрепление и стабилизация городов, сменой церковных идеалов, которые впоследствии привели к Реформации и Контрреформации; Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), открытию и исследованию новых континентов, изобретением европейского книгопечатания, открытием новой системы в астрономии, также сопровождалось расцветом философии, литературы и особенно искусства. Новые стили в живописи, скульптуре и декоративном искусстве Ренессанса появились в Италии в конце XIV века. Начиная с ХШ-ХГУ веков благодаря творчеству поэтов Данте, Петрарки, Боккаччо в культуре возникали иные тенденции - видеть в человеке сотворца Гос-
пода, вместе с Ним выполняющего миссию преображения земли и человека. Познания Божьего мира, открытия его тайн, проникновений в изначальный замысел. В тоже время флорентийский живописец Джотто, самый известный художник про-то-Ренессанса, сделал огромные успехи в новые техники - реалистического изображения человеческого тела [2, с. 47-60].
Но главной отличительной чертой эпохи Возрождения стал «расцвет искусств». После долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita, от которого произошло французское слово Renaissance, Джорджо Вазари. В период Раннего Возрождения в итальянских городах сформировались местные художественные школы со своими особенностями, а также открыты перспективы реализма, конечно, на античной традиции. Из Древней Греции и Рима пришли в итальянское искусство понимание пластической гармонии человеческого тела, соразмерность пропорций, изучение анатомии и открытие изображения обнаженной натуры. Мазаччо по праву можно считать основателем Ренессансной живописи, за
его интеллектуальность, монументальность, высокою степень натурализма, линейность и воздушность перспективы.
Еще одна отличительная черта Возрождения, ее отношение к феодализму и церкви. С конца XV века люди, чья деятельность была связана с «изучением человеческого», стали называть гуманистами (от латинского homo - человек; humanus - человеческий). Жизнеутверждающая, гуманистическая культура периода Ренессанса носила преимущественно светский характер, в отличие от культуры Средневековья. Подъему науки способствовало освобождение от догматики и церковной схоластики. Познания реального мира и восхищения им привело к отображению в искусстве самых различных сторон действительности, передавая величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников. В изобразительном искусстве все чаще стали появляться отдельные фигуры вместо стереотипных или символических, внимание к деталям, развитие линейной перспективы и увеличение реалистического изображения человеческого лица и тела [6, с. 6972].
Начиная еще с XV в. гуманистическое движение вышло за пределы Италии, тем самым оказав мощное воздействие на развитие культуры в странах, расположенных к северу от «колыбели» Ренессанса. Именно поэтому Возрождение в Англии, Германии, Нидерландах и Франции - странах которые стали известны под собирательным названием Северное Возрождение. Северное Возрождение характеризирова-лось реалистичным подходом к живописи, распространением печатной продукции, формированием новых жанров искусства, активным творчеством выдающихся мастеров, которые переняли и адаптировали идеи итальянского Ренессанса. Например, Альбрехт Дюрер, немецкий художник и гравер, знал многих итальянских художников и переняв их мышление к художественному представлению, симбиозировал с печатью создавая неповторимые гравюры. Главная идея его творчества понималась как «новое искусство должно быть основано на науке». Европейский «Север» вы-
ходил из средневековья с опорой на собственную культуру, отчасти обращаясь к античности. Искусство Северного Возрождения развивалось одновременно, но независимо от итальянского аналога. Художники Северного Возрождения уделяли большее внимание цвету, сильной детали-зированостью, а не пропорциональности, анатомии и перспективе, как это было в итальянском Возрождении. Бургундские герцоги были покровителями искусства на севере, но искусство, которое они спонсировали отличалось от итальянского. Их интересовали рукописи, гобелены, мебель [1, с. 52-58].
Маньеризм — направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее определенный кризис культуры Возрождения. Как сложившееся течение маньеризм возникает в Средней Италии в начале 1520-х гг. Уже в картинах «Снятие с креста» Росса Флорентина (1521 г.) и особенно Якопо Понтормо (1528 г.) ощущается разрушение гармонии и жизнерадостности Высокого Возрождения. Эмоциональная напряженность (у Понтормо доходящая до истерии), вытянутые, причудливо изгибающиеся фигуры, пребывающие в беспокойном движении, сверхинтенсивные краски весьма характерны для раннего маньеризма. В это же время Пармиджани-но в своих работах создает утонченный, идеал красоты, для которого свойственны удлиненная фигура с маленькой головой, изысканность жестов, грациозная отрешенность. В зрелом маньеризме (15401590-е гг.) изящество форм, отвлеченная декоративность цвета окончательно побеждают «реализм» Высокого Возрождения. У Бронзино («Венера и Амур», 1545 г.) проявляется изломанность тел наряду с резкими контурами фигур. В портретах наблюдается стремление к эффектной передаче внешности изображаемых, в результате чего люди превращаются в красивые оболочки без внутреннего содержания. Вместе с тем Д. Вазари и Б. Челлини выражают типичную для маньеризма «змеевидность» фигур. Таким образом, к концу XVI в. маньеризм теряет жизненные силы, исчерпав себя как искусство «воображаемой реальности», «мечты о прекрас-
ном» [4, с. 73-75]. На смену маньеризму приходит «Болонская школа» и «Каравад-жизм», а после барокко.
Барокко - термин, выдуманный писателями XVIII столетия, чтобы подчеркнуть нелепость и причудливость стиля. Слово «барокко» в переводе означает и «жемчужина с дефектом», и «скрученный камень», и «силлогизм, основанный на метафоре», одним словом нечто невероятное, будоражащее своими странными формами. Это стиль резких контрастов, неожиданных сопоставлений. Главными чертами стиля являются: напряженная динамика, декоративность, театральность, пафосом [3, с. 13-15].
Основными мастерами барокко в живописи считаются итальянец Микеланджело Меризи да Караваджо и нидерландец Питер Пауль Рубенс. Они совершенно различны по манере исполнения живописных полотен. В работах Караваджо присутствует и реализм, в написании религиозных композиций, и иллюзорность: при помощи композиционных приемов он создавал видимость проделывания плоскости холста. Питер Пауль Рубенс, воспевал красоту бытия с непревзойденным жизнелюбием. Обращаясь к античным или библейским образам, он неизменно передавал чувственную прелесть земли [3, с. 67-70].
Библиографический список
1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. - М.: Искусство, 1973. - 264 с.
2. Бойл Д. Искусство Возрождения. - М.: АСТ, 2003. - 144 с.
3. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко: исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 284 с.
4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа, 2000. - 368 с.
5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1998. - 750 с.
6. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. - М.: Искусство, 1974. - 216 с.
Эпоха Возрождения и Барокко оставили сильное воздействие на прошлое и настоящие. Известный как Ренессанс, период сразу после Средневековья в Европе возродил интерес к классическому обучению и ценностям Древней Греции и Рима, а также расцвету науки, гуманистическому мировоззрению, антифеодальной направленности. В художественных школах учили пониманию пластической гармонии человеческого тела, пропорциональности, перспективы. Гуманистическое движение дало своеобразное развитие для Северного Возрождения. В последствие Западная Европа пошла по этому пути развития, но путь был краток, и Реформация привела к новым жанрам - маньеризму, а после к барокко. Где каноном стало деформация человеческого тела, эмоциональная напряженность, вычурность, декоративность, пафос. Аллегория является неотъемлемой частью искусства. Для аллегории не обязательна реалистичность сюжета, реальная жизненная среда. Это давало широкие возможности для обобщений, иносказаний. Поэтому художники часто пользовались аллегорией, чтобы выразить вместе с вечными истинами и своё отношение к злободневным проблемам.
THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE RENAISSANCE AND BAROQUE
ERAS IN ART
M.L. Geyser, Graduate Student D.A. Belenko, Graduate Student
Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov (Russia, Simferopol)
Abstract. The art of such epochs as the Renaissance and the Baroque gave many modern monuments of art, as well as left many secrets, riddles, which allows us to study this topic today. The Renaissance, which replaced the Middle Ages, brought humanism, anthropocentrism and a secular character to art. The interest in ancient culture, which appeared at this time, is its «revival», as a result of which it received its name. In the depths of the Renaissance culture, the Baroque style was born in its infancy. The era came as a result of the crisis caused by the Reformation. It was at this time that a new view of art and life in general was formed - «the whole world is a theater». Emotionality, pretentiousness, scale, dynamics, complexity of composition, contrast, but at the same time harmony, unity, integrity are intertwined and characterize the Baroque era.
Keywords: Renaissance, Northern Renaissance, Mannerism, Baroque, art, culture, humanism.