Научная статья на тему 'История создания Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства имени А. Г. Лорха'

История создания Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства имени А. Г. Лорха Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства имени А. Г. Лорха»

товарный урожай на уровне 15 т/га;

создание сортов для переработки на картофелепродукты (сухое картофельное пюре, чипсы, картофель фри) с низким содержанием редуцирующих сахаров;

создание технических сортов для производства крахмала и спирта с содержанием крахмала не менее 18%;

создание сортов с низкой концентрацией крахмала и высоким содержанием антиоксидантов для диетического питания.

Вопрос. Какие прорывные элементы характерны для современного производства в области семеноводства картофеля?

Ответ. В институте усовершенствована система семеноводства картофеля с применением современных методов и технологий производства меристемно-тканевых культур и высокоэффективных диагностических тестов.

На основе созданного банказдоровых сортов картофеля в чистых фито-санитарныхусловияхсеверныхтерриторий Российской Федерации(Архангельская область) институт ежегодно поставляет in vitro материал в более чем 40 учреждений и агропредприятий, занимающихся производством семенного картофеля. Ежегодно для

нужд семеноводческих организаций и предприятий производится более 50 тыс. единиц in vitro материала, что позволяет методом клонального микроразмножения получать до 1 млн микрорастений для производства в условиях защищенного грунта более 5 млн миниклубней.

Научно обоснованы организационно-методические основы выращивания, оценки качества и сертификации семенного картофеля, методики проведения полевыхобследований и послеуборочного контроля качества семенного картофеля, унифицированы и гармонизированы с современными международными требованиями, действующие государственные и отраслевые стандарты, технические условия и правила приемки, устанавливающие нормативные требования к сортовым и посадочным качествам семенного материала на территории Российской Федерации.

Разработан технологический процесс производства оригинального, элитного и репродукционного семенного картофеля, обеспечивающий получение оптимальной урожайности семенных клубней в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.

Вопрос. Какова сегодня роль института в стране и на международном уровне?

Ответ. ВНИИКХ, координируя научные исследования по селекции,семеноводству и технологии возделывания картофеля, - головное научное учреждение по культуре картофеля в масштабе страны.

Институт формирует научно-техническую программу по картофелеводству, осуществляет методическое руководство исследованиями и обобщает их результаты, проводит координационные совещания, научно-методические семинары, а также исследования совместно с зарубежными учеными в рамках международных программ.

Вопрос. Какие перспективы развития института?

Ответ: Ключевая и первоприори-тетная задача - эффективное использование генетической коллекции. Для этого мы создали отдел экспериментального генофонда, где будут применяться новейшие достижения в области генетики и биотехнологии для создания родительских форм с высокой комбинационной способностью.

Вторая важная задача - привлечение и подготовка кадров.

В институте заложена хорошая кадровая база для выполнения задач по селекции, биотехнологии и технологии выращивания картофеля. Сейчас стоит необходимость в организации системного «кадрового оборота», целенаправленной ротации за счет молодых ученых, которые обеспечат преемственность научных поколений, создание разновозрастных исследовательских коллективов, где рядом с признанными научными руководителями школ работают молодые ученые. Мы предпринимаем шаги для развития новых образовательных систем, одна из них это базовая кафедра, организованная совместно с вузами, где сегодня имеется кадровый потенциал. Это позволит сформировать профессиональных специалистов, способных генерировать и осваивать инновационные технологии в сельском хозяйстве.

Третья задача - модернизация оборудования.

На сегодняшний день исчерпались ресурсы приборов и научного оборудования, используемого в исследованиях. Укрепление, модернизация и е развитие оснащенности лабораторий Л современным высокотехнологичным д оборудованием позволит получать е результаты мирового уровня. Позво- и лит создавать новые научные направ- № ления, повыситзаинтересованность и 7 привлечет молодые кадры и бизнес м в науку. 1

■ 5

Картофельные поля.

ДИСКУССИЯ

а

УДК 633.11:631.81

Освоение систем интенсивных технологий производства зерна пшеницы с научным сопровождением

Н.З. МИЛАЩЕНКО, академик РАН, главный научный сотрудник А.А. ЗАВАЛИН, член-корреспондент РАН, зав. лабораторией Л.Н. САМОЙЛОВ, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийский НИИ агрохимии им. Д.Н. Прянишникова, ул. Прянишникова, 31А, Москва, 127550, Российская Федерация E-mail: agroexpertiza@mail.ru

В статье проанализирована ситуация в России с производством зерна озимой и яровой пшеницы, рассмотрены возможности повышения ее урожайности и качества, степени использования биологического потенциала сортов в различных почвенно-климатических зонах страны. При всей важности культуры для зернового хозяйства, по стране недобирается до 50% урожая из-за отсутствия необходимого количества удобрений, средств защиты растений, а также низкой технологической дисциплины. Важную роль в решении этой проблемы играет научное сопровождение разработанных и перспективных технологий. Учитывая особую значимость ученых-экспертов, оплату их услуг целесообразно включать в себестоимость продукции. При освоении интенсивных технологий возделывания пшеницы необходимо создание экономического механизма, стимулирующего развитие этого процесса. Реализация предлагаемого комплекса мер при государственной поддержке товаропроизводителя позволит увеличить сбор зерна культуры на 30-50% и более.

Ключевые слова: пшеница, интенсивные технологии, зональные технологии, научное сопровождение.

Для цитирования: Милащенко Н.З., Завалин А.А., Самойлов Л.Н. Освоение систем интенсивных технологий производства >л зерна пшеницы с научным сопровождением О // Земледелие. 2015. № 7. С. 8-10. СЧ Is"

^ В условиях политизированных о» международных экономических отно-| шений обеспечение продовольственной безопасности России приобретает ® особое значение. Существенную роль S в решении этой проблемы играет $ зерновое хозяйство. В структуре зер-

новых культур преобладает пшеница, которую возделывают на площади 25 млн га, или 55% всех зерновых культур, причем соотношение посевов яровой и озимой пшеницы составляет 1:1 [1].

Среди программ, направленных на решение проблемы продовольственной безопасности, важное значение имеет создание системы освоения интенсивных технологий производства зерна пшеницы с научным сопровождением, гарантирующей высокое качество продукции.

Для этого в нашей стране имеются необходимые почвенно-климатические ресурсы, созданы сорта, обеспечивающие формирование урожая зерна яровой пшеницы на уровне 5-6 т/га, а озимой - 7-10 т/га. К сожалению, их биологический потенциал не реализуется в полном объеме из-за низкого уровня технологичности производства. Урожайность пшеницы в условиях экстенсивного земледелия составляет только около одной трети от возможностей сортов [2]. Однако уровень реализации потенциальной продуктивности культуры можно повысить до 60-70%, внедряя рекомендованные наукой современные интенсивные технологии ее возделывания.

Для реализации возможности увеличения производства зерна пшеницы необходимо создать систему освоения таких технологий с научным сопровождением и соответствующим экономическим механизмом. Формирование такой системы следует начинать с разработки и обоснования зональных базовых технологий выращивания яровой и озимой пшеницы, обеспечивающих эффективное использование местных почвенно-климатических ресурсов, удобрений и других средств интенсификации земледелия. Этому вопросу российская сельскохозяйственная наука прежде уделяла должное внимание и готова активно включиться в дальнейшую работу по совершенствованию и освоению зональных интенсивных технологий.

Во многих субъектах РФ разработаны интенсивные (высокие) технологии производства зерна. Об этом свидетельствуют зональные системы земледелия и описание технологий возделывания яровой и озимой пшеницы по природно-климатическим зонам страны.

Например, в 1999 г. был разработан и утвержден Федеральный регистр интенсивныхтехнологий производства зерна для Нечерноземной зоны [3].

Для степной и южно-лесостепной (наиболее засушливых) зон Западной Сибири, где за год выпадает 300350 мм осадков, СибНИИСХ рекомендована технология, обеспечивающая формирование урожайности зерна яровой мягкой пшеницы по чистому пару на уровне 2,6-2,8 т/га, а яровой твердой пшеницы - 2,3-2,5 т/га. Продуктивность мягкой пшеницы, размещаемой второй культурой после чистого пара, при этом достигает 2,3-2,5 т/га. Такие технологии вписаны в адаптивно-ландшафтную систему земледелия, в соответствии с которой в этой зоне под чистые пары необходимо отводить 18-22% пашни и 40% яровой пшеницы размещать по чистому пару, а остальную - преимущественно второй культурой после пара и, частично, после зернобобовых, кукурузы на силос и многолетних трав [4].

В достаточно увлажненной Нечерноземной зоне Центральных районов РФ Московский НИИСХ (Немчиновка) рекомендует использовать интенсивную технологию возделывания озимой пшеницы, обеспечивающую урожайность зерна 6,0 т/га. Она предусматривает посев по черному пару, но в институте разработаны высокие технологии и с другими предшественниками в севообороте (занятый пар, зернобобовые и клевер).

Для районов Центрально-Черноземной зоны и Северного Кавказа научные учреждения разработали интенсивные технологии с продуктивностью озимой пшеницы на уровне 5-6 т/га зерна [5].

К сожалению, органы управления сельским хозяйством не уделяют должного внимания продвижению интенсивных агротехнологий производства зерна пшеницы с учетом достижений сельскохозяйственной науки, ошибочно считая, что за уровень технологий отвечают только сельхозтоваропроизводители. Очевидно, что необходимо действенное участие Минсельхоза РФ и органов

управления отраслью в регионах в формировании технологической политики при производстве зерна.

Следует в короткие сроки завершить создание системы базовых интенсивных технологий выращивания зерна пшеницы, разработанных зональными и отраслевыми научными учреждениями, одобренных Учеными советами и согласованных с органами управления сельским хозяйством.

Результаты исследований, проведенных в рамках Географической сети опытов с удобрениями ВНИИ агрохимии им. Д.Н. Прянишникова, свидетельствуют, что интенсивные технологии эффективны только на окультуренных почвах [6]. К сожалению, в нашей стране финансирование программы по их комплексному окультуриванию фактически прекратилось. При этом опыт зарубежных стран с развитым сельским хозяйством демонстрирует важнейшее значение таких мероприятий. Отсутствие программы комплексного окультуривания почв может стать серьезным фактором, ограничивающим реализацию возможностей интенсивных технологий.

Особое значение имеет адаптация базовых технологий к условиям конкретного хозяйства с учетом экономических возможностей предприятия и агрохимического состояния почв. При этом необходимо оценить структуру затрат и стоимость технологии в расчете на 1 га посевов. Такую работу должны осуществлять специалисты хозяйства с обязательным участием ученых-экспертов. Результат их совместной деятельности - документ, характеризующий технологии(стандарт технологии)на предприятии. Он необходим для обоснования объемов целевых кредитов, контроля фактического исполнения элементов технологии и использования заемных средств, оценки причин страховых случаев (при страховании как с государственной поддержкой, так и коммерческом).

Система освоения интенсивных технологий может эффективно работать только при высокой технологической дисциплине, которую должны демонстрировать все участники аграрного производства: товаропроизводитель как непосредственный исполнитель; инвестор как организация, заинтересованная в высокой эффективности своих вложений; органы управления сельским хозяйством как ответственные за эффективность системы государственной поддержки освоения интенсивных технологий и страховщики.

В объективной оценке качества взаимодействия участников аграрного бизнеса при освоении интенсивных технологий особенно важная роль должна принадлежать ученым-

экспертам. К сожалению, исполнение элементов технологии в производстве очень часто не соответствует рекомендациям научных учреждений. По этой причине фиксируется значительный недобор урожая.

В 2011-2014 гг. в 10 субъектах Российской Федерации на основе материалов полевых опытов была проведена оценка технологических рисков снижения урожая яровой и озимой пшеницы. В этой работе принимали участие ученые НИИСХ Юго-Востока (Саратовская область), Ставропольского ГАУ, Донского НИИСХ (Ростовская область), Белгородского НИИСХ, Воронежского НИИСХ, ВНИИ-ЗиЗПЭ (Курская область), Тамбовского НИИСХ, Рязанского НИИСХ, СибНИ-ИСХ (Омская область), СибНИИЗиХ (Новосибирская область). Как показали результаты исследований, наиболее распространенными и опасными для формирования урожая стали нарушения севооборотов (ошибки в выборе предшественника, низкое качество подготовки чистых паров, их недостаточная доля в структуре посевных площадей), а также сроков выполнения полевых работ, что снижает урожайность на 30-50%. Это еще раз подтверждает необходимость экспертного контроля за исполнением элементов технологии в соответствии с проектом (стандартом), разработанным на основе базовой технологии, при реализации инвестиционных проектов.

С учетом региональных почвенно-климатических ресурсов в интенсивных технологиях для дальнейшего роста урожайности и качества зерна пшеницы особое значение приобретают оптимизация питания растений с помощью удобрений и фитосанитар-ного состояние посевов [7].

К сожалению, в нашей стране удобрения применяют в ограниченном количестве (около 2,5 млн т), несмотря на то, что их производство составляет 18,3 млн т в год. Основную массу минеральныхудобрений экспортируют в зарубежные страны, в то время как в России под зерновые культуры вносят 40 кг/га NPK и удобряют только половину посевных площадей [8]. По оценкам ученых и специалистов агрохимслужбы, из-за отсутствия удобрений Российская Федерация недобирает 30-50% урожая зерна.

Обеспечить зерновые культуры удобрениями через интенсивные технологии можно двумя способами:

организовать целевое кредитование для освоения интенсивныхтехнологий производства зерна пшеницы, гарантирующее своевременную поставку удобрений в хозяйства, как по количеству, так и по ассортименту;

создать экономический механизм, стимулирующий использование удо-

брений внутри страны в интенсивных технологиях.

Научный потенциал России достаточен для того, чтобы организовать эффективное использование удобрений в интенсивных технологиях производства высококачественного зерна. Головная организация по решению этой проблемы - ВНИИ агрохимии им. Д.Н. Прянишникова с Географической сетью опытов с удобрениями в зональных и отраслевых учреждениях в регионах страны. Кроме того, всей необходимой информацией и методами, обеспечивающими научное сопровождение оптимизации питания яровой и озимой пшеницы при возделывании по интенсивным технологиям во всех природно-климатических зонах страны, располагает сеть центров и станций агрохимслужбы Министерства сельского хозяйства.

При этом необходимо предусмотреть решение следующих задач:

обосновать возможный уровень продуктивности пшеницы с учетом плодородия почв в хозяйстве и создать агрохимический паспорт для каждого поля;

разработать систему удобрения в севообороте хозяйства, уделяя особое внимание оптимизации питания растений на полях, где планируется применение интенсивных технологий возделывания пшеницы с высоким качеством зерна;

в системе мер по оптимизации системы удобрения растений особое внимание должно быть уделено регулированию азотного питания путем его дробного внесения, в том числе с помощью подкормок в различные фазы развития на основе данных растительной диагностики;

предусмотреть применение местных органических удобрений (навоз, птичий помет, сапропель и др.) с учетом возможности использования биологического азота;

систему удобрения должен дополнять комплекс мер по накоплению и сохранению влаги в почве.

В системе освоения интенсивных технологий необходимо контролировать формирование качества зерна в период вегетации растений.

Высокая эффективность использования удобрений обеспечивается только в том случае, когда осуществляется борьба с сорняками, вредителями и болезнями. Для этого в Отделении е сельскохозяйственных наук РАН создан Л необходимый научный задел. Посколь- д ку азотные подкормки и применение е средств защиты растений в период и вегетации совпадают по срокам, целе- № сообразно применять баковые смеси 7 удобрений, гербицидов, фунгицидов м и инсектицидов с использованием 1 технологической колеи [9]. 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.