Научная статья на тему 'История создания свободного порта Владивосток: от идей к реализации закона'

История создания свободного порта Владивосток: от идей к реализации закона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
971
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Ключевые слова
Дальний Восток России / интеллектуальная история / дальневосточная политика / свободный порт Владивосток / предпринимательство / правоприменительная практика / таможенная процедура свободной таможенной зоны. / Far East of Russia / intellectual history / Far Eastern policy / Free Port of Vladivostok / entrepreneurship / law enforcement practice / customs procedure of the free customs zone

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ангелина Сергеевна Ващук, Ольга Евгеньевна Шишкина

На примере истории создания свободного порта Владивосток (СПВ) анализируется модернизационная модель развития Дальнего Востока России. Учитывая, что тема оказалась столь популярной в научном и экспертном сообществе, авторы выявили основные характерные черты историографической ситуации в области изучения СПВ. Новизна постановки проблемы — в освещении проекта от стадии зарождения научных идей до разработки федерального закона и первых итогов его реализации в определённых исторических условиях. Показана роль новой научной платформы (пространственной экономики), которая стала востребованной политическим сообществом в начале XXI в. при оформлении институтов развития, явившихся основным «продуктом » реформаторской деятельности новой генерации бюрократии — социальной базы современной политической элиты. Изучение истории проекта учитывает специфику инкорпорации зарубежного опыта в отечественную практику, в том числе особенности обсуждения и разработки закона. Сделан вывод, что российская «бюрократия развития » вводила образцы поведения высокой степени публичности, открытости, путём публикации своей позиции и документации в СМИ и социальных сетях. Анализируются суждения экспертного сообщества по возможным трудностям реализации закона и первые итоги, реальные проблемы, с которыми столкнулись резиденты, управляющие органы. Обнаруживается, что эффект становления системы институтов поддержки СПВ снижался в результате чрезмерных бюрократических согласований. Некоторые проблемы, прогнозируемые экспертами на уровне обсуждения законопроекта, проявились на первом этапе его реализации. Анализ источников позволил назвать две наиболее серьёзные проблемы в реализации федерального закона «О свободном порте Владивосток ». По мнению авторов, это внедрение инноваций в свободной таможенной зоне и практика применения норм закона, связанных с выделением земельных участков по новым правилам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ангелина Сергеевна Ващук, Ольга Евгеньевна Шишкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of the Creation of the Free Port of Vladivostok: From Ideas to Law Implementation

The modernization model of the development of the Far East of Russia is analyzed through the example of the creation of the free port of Vladivostok (FPV). Considering that the topic turned out to be so popular in the scientific and expert community, the authors identified the main characteristic features of the historiographical situation of the FPV. The novelty of the problem statement is in analyzing the project from the stage of the inception of scientific ideas to the development of the federal law and the first results of its implementation in certain historical conditions. The role of the new scientific platform (spatial economy), which became popular among the political community in the early twenty-first century during the registration of the development institutions, is shown. These institutions became the main “product” of the reform activities of the new generation of bureaucracy — the social base of the modern political elite. The analysis of the project’s history takes into account the specifics of incorporating foreign experience into Russian practice, including the peculiarities of the discussion and the development of law. It was concluded that the Russian “development bureaucracy” introduced patterns of behavior of high publicity, openness through the publication of its position and its documentation in the media and social networks. The paper analyzes the judgments of the expert community on the possible difficulties of implementing the law and the first results, real problems faced by residents and governing bodies. It is revealed that the effect of the formation of the system of institutions to support the FPV decreased as a result of excessive bureaucratic agreements. Some problems predicted by the experts during the discussion of the draft law appeared at the first stage of its implementation. The analysis of the sources made it possible to distinguish the two most serious problems in the realization of the Federal Law “On the Free Port of Vladivostok”. According to the authors, these are the introduction of innovations in the free customs zone and the practice of applying the provisions of law related to the allocation of land according to the new rules.

Текст научной работы на тему «История создания свободного порта Владивосток: от идей к реализации закона»

ИСТОРИЯ

УДК 947.088:347.799.15(571.63) DOI 10.24411/1026-8804-2019-10044

История создания свободного порта Владивосток: от идей к реализации закона

Ангелина Сергеевна Ващук,

доктор исторических наук, заведующая отделом социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: va_lina@mail.ru

Ольга Евгеньевна Шишкина,

доцент кафедры конституционного и административного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, Владивосток. E-mail: shishkina.oe@dvfu.ru

На примере истории создания свободного порта Владивосток (СПВ) анализируется модернизационная модель развития Дальнего Востока России. Учитывая, что тема оказалась столь популярной в научном и экспертном сообществе, авторы выявили основные характерные черты историографической ситуации в области изучения СПВ. Новизна постановки проблемы — в освещении проекта от стадии зарождения научных идей до разработки федерального закона и первых итогов его реализации в определённых исторических условиях. Показана роль новой научной платформы (пространственной экономики), которая стала востребованной политическим сообществом в начале XXI в. при оформлении институтов развития, явившихся основным «продуктом» реформаторской деятельности новой генерации бюрократии — социальной базы современной политической элиты. Изучение истории проекта учитывает специфику инкорпорации зарубежного опыта в отечественную практику, в том числе особенности обсуждения и разработки закона. Сделан вывод, что российская «бюрократия развития» вво-со дила образцы поведения высокой степени публичности, открытости, пу-

^ тём публикации своей позиции и документации в СМИ и социальных сетях.

2 Анализируются суждения экспертного сообщества по возможным трудно-

^ стям реализации закона и первые итоги, реальные проблемы, с которыми

столкнулись резиденты, управляющие органы. Обнаруживается, что эффект становления системы институтов поддержки СПВ снижался в результа-о те чрезмерных бюрократических согласований. Некоторые проблемы, про-

£ гнозируемые экспертами на уровне обсуждения законопроекта, проявились

на первом этапе его реализации. Анализ источников позволил назвать две наиболее серьёзные проблемы в реализации федерального закона «О свободном порте Владивосток». По мнению авторов, это внедрение инноваций в свободной таможенной зоне и практика применения норм закона, связанных с выделением земельных участков по новым правилам. Ключевые слова: Дальний Восток России, интеллектуальная история, дальневосточная политика, свободный порт Владивосток, предпринимательство, правоприменительная практика, таможенная процедура свободной таможенной зоны.

The History of the Creation of the Free Port of Vladivostok: From Ideas to Law Implementation.

Angelina Vashchuk, Institute of History, Archaeology and Ethnology of Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: va_lina@mail.ru. Ol'ga Shishkina, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: shishkina.oe@dvfu.ru.

The modernization model of the development of the Far East of Russia is analyzed through the example of the creation of the free port of Vladivostok (FPV). Considering that the topic turned out to be so popular in the scientific and expert community, the authors identified the main characteristic features of the historiographical situation of the FPV. The novelty of the problem statement is in analyzing the project from the stage of the inception of scientific ideas to the development of the federal law and the first results of its implementation in certain historical conditions. The role of the new scientific platform (spatial economy), which became popular among the political community in the early twenty-first century during the registration of the development institutions, is shown. These institutions became the main "product" of the reform activities of the new generation of bureaucracy — the social base of the modern political elite. The analysis of the project's history takes into account the specifics of incorporating foreign experience into Russian practice, including the peculiarities of the discussion and the development of law. It was concluded that the Russian "development bureaucracy" introduced patterns of behavior of high publicity, openness through the publication of its position and its documentation in the media and social networks. The paper analyzes the judgments of the expert community on the possible difficulties of implementing the law and the first results, real problems faced by residents and governing bodies. It is revealed that the effect of the formation of the system of institutions to support the FPV decreased as a result of excessive bureaucratic agreements. Some problems predicted by the experts during the discussion of the draft law appeared at the first stage of its implementation. The analysis of the sources made it possible to distinguish the two most serious problems in the realization of the Federal Law "On the Free Port of Vladivostok". According to the authors, these are the introduction of innovations in the free customs zone and the practice of applying the provisions of law related to the allocation of land according to the new rules. Keywords: Far East of Russia, intellectual history, Far Eastern policy, Free Port of Vladivostok, entrepreneurship, law enforcement practice, customs procedure of the free customs zone.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проект создания свободного порта Владивосток (далее — СПВ, свободный порт) — это лишь одно из звеньев современной российской дальневосточной политики. Но в истории появления самого Федерального закона «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ [41] (далее — закон о свободном порте, закон о СПВ, закон, федеральный закон) и в первоначальном опыте его реализации содержится много вопросов, раскрывающих в целом проблему так называемого поворота России на Восток в XXI в. Внимание к закону сразу же после его опубликования стало знаковым событием в отечественном гуманитарном пространстве, можно говорить о складывании собственной историографии вопроса. Поскольку анализ публикаций по проблеме дальневосточной политики и возможностей администраций региона в международном сотрудничестве в целом уже представлен в литературе [см.: 5; 40, с. 174—179, 248—260], ограничимся кратким обзором работ, специально посвящённых СПВ.

Главная черта историографии по проблеме — преобладание комплекса внешнеполитических аргументов в объяснении политики поворота России на Восток, это касается и рассмотрения создания СПВ [20; 40]. Подавляющее число публикаций начинается с комментария о политической инициативе В.В. Путина по данному вопросу. Все сюжеты истории закона рассматриваются в контексте правового обеспечения новой модели территориального развития [10; 38]. Вполне закономерно то, что первые статьи посвящались анализу планов и перспектив [7; 8]. Учёные спорили о возможностях, условиях участия малого предпринимательства в реализации закона о СПВ [17; 28].

Авторы обращаются к концепции вызовов и ответов, рассматривая потенциальные условия и риски для резидентов свободного порта [40, с. 366—369], часть экспертов с оптимизмом оценивают особые меры государственной поддержки предпринимательской деятельности [6; 7; 18], нацеленные на первоочередное развитие экспортно-импортных операций субъектов внешнеэкономической деятельности. На фоне взглядов дальневосточных учёных дерзко звучит точка зрения учёного из КНР Ма Бо: «Может ли существенно улучшить отсталую инфраструктуру в регионе Сибири и Дальнего Востока, помочь создать хорошую инвестиционную среду стратегия „Поворота на Восток" — этого, к сожалению, ни экспер-^ ты, ни учёные однозначно сказать не могут» [20, с. 91].

Исследователи, изучая перспективы функционирования СПВ, об-§ ращаются к зарубежным подходам, например, работа Е.В. Красовой о. и Ма Инсинь [18, с. 110] фактически построена на основе концепции «по-^ люсов роста» П. Потье. Распространён компаративистский анализ — срав-| ниваются условия, факторы, опыт подобных проектов в разных странах, £ в частности России, Китае и Сингапуре [10; 16; 42].

Большое внимание возникающим в ходе реализации закона проблемам уделяют юристы, используя площадки конференций [14; 38], уже рассмотрена практика арбитражных судов по защите интересов резидентов [4]. Научное сообщество выясняет — насколько далеко продвинулась Россия в переориентации на новую модель развития [15; 40, с. 173—179, 368].

Четыре года функционирования закона из 70 лет, отведённых на его действие, безусловно, незначительный срок для исследователя, однако этот временной лаг при применении междисциплинарного подхода всё же даёт возможность отследить первые итоги. Цель данной статьи — на примере истории закона о свободном порте выявить своеобразие внедрения подобных проектов в России, учитывая интеллектуальные предпосылки, политические условия, четырёхлетние результаты функционирования СПВ. Авторами использован междисциплинарный подход, в частности методы социальной и интеллектуальной истории, а также концепция «конституционной экономики», инструментарий изучения правоприменительной практики.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Инициатива В.В. Путина о СПВ была подготовлена самой эпохой радикальных реформ конца XX в., вхождением РФ в мировую рыночную экономику в начале XXI в., а также целым спектром событий в стране, пришедшихся на период изменений в международных отношениях. Начальный этап разработки новой стратегии развития Дальнего Востока проходил в бурных социально-политических реалиях, связанных со спецификой развития федерализма в России в 1990-е гг.

В поиск новых методов управления дальневосточными территориями включились и отечественные интеллектуалы. Эксперты детально изучали иностранный опыт организации территориальных структур, которые могли бы быть адаптированы к хозяйственному пространству нашего государства. Зарубежными теориями интересовались многие ведущие учёные России, исследующие территориальное размещение производительных сил. Среди них, например, академик А.Г. Гранберг1, который, будучи председателем Совета по изучению производительных сил, имел влияние на советников Б.Н. Ельцина. Анализировался главным образом успешный опыт Европы, США, КНР, и мало внимания уделялось неудачным ^ примерам региональной политики в Латинской Америке, Африке. В итоге ^

--о

1 Гранберг А.Г. — председатель Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития и торговли РФ и РАН, народный депутат РФ (1990—1993). Председатель Комитета Верховного совета РФ по межреспубликан- ^ ским отношениям, региональной политике и сотрудничеству (1990—1992). Госу- § дарственный советник РФ (1991—1992). <£

изучение зарубежного опыта скорее вносит вклад в политические дискуссии, подкрепляя определённые решения власти, и в меньшей степени является объективным научным анализом.

Социальная напряжённость в регионе в 1990-е гг. и политический торг Б.Н. Ельцина с дальневосточными губернаторами накануне новых президентских выборов стимулировали утверждение в 1996 г. Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на перирод до 2018 г.», на которую возлагала большие надежды региональная политическая элита. Однако многие положения документа так и остались идеями и декларациями из-за недостатка финансовых средств и вследствие специфики внедрения рыночных механизмов в нашей стране. Но, несмотря на тяжёлую обстановку в государстве, уже тогда в результате глубинного осознания на правительственном уровне среди национальных интересов России наметилась попытка усилить азиатско-тихоокеанский вектор, у истоков которого стоял Е.М. Примаков, возглавлявший в 1996—1998 гг. Министерство иностранных дел РФ. В окружении Б.Н. Ельцина была и другая группа политиков и экспертов, которая считала Дальний Восток бременем, мешающим переходу страны к рыночной экономике, именно их точку зрения президент и отразил в своём послании Федеральному Собранию РФ в 1999 г. [13].

После ухода Б.Н. Ельцина с поста президента эксперты, ориентировавшиеся на концепции концентрации производительных сил в определённых точках роста, продолжали укреплять своё влияние на чиновников. Но и пришедшая к власти в 2000-е гг. новая команда В.В. Путина в ходе поиска нестандартных решений в области национальной идеи поворота России на Восток была заинтересована в активизации экспертного сообщества и в диалоге с ним. Новый управленческий класс, осознав необходимость развития дальневосточного региона как национального проекта, предоставил «зелёную улицу» для обсуждения существовавших зарубежных концепций в странах с развитой рыночной системой. Академическое и экспертное сообщество активно включилось в разработку данной проблематики [21; 22; 23; 24; 36, 37].

Предлагались разные пути поддержки Дальнего Востока, например, работа вахтовым методом. Среди учёных и чиновников рассматривалась идея деления региона на территории — точки развития, роста и присутствия [см. подробно: 5, с. 36—37]. В программных документах появляется понятие, ставшее популярным теперь, «кластер». Государственный ^ советник, руководитель научно-исследовательского центра «Неоконо-мика» О. Григорьев, в 2004 г. возглавлявший экспертную группу по под-§ готовке программы развития оборонно-промышленного комплекса на о- 2006—2010 гг., вспоминает о том времени: «Кстати, ваш покорный слуга s был первым, кто записал само это слово в государственный документ... | в ней (в программе. — А.В., О.Ш.) мы это понятие и ввели (пришлось дол-£ го объяснять в Минфине, Минэкономразвития и в других ведомствах,

что оно означает и откуда взялось, цитировать книгу Майкла Портера2 1989 года издания, которая у нас была переведена в 1994 году...)» [9].

Особое внимание экспертного сообщества привлекли теория «полюсов роста» Ф. Перу [3], изучение практического значения идей «центра — периферии» Дж. Фридмана, теория эффекта городской агломерации Х. Ричардсона, теория П. Кругмана [26; 27]. Теория «точек роста», получившая развитие в работах французского экономиста П. Потье, а также труды Ф. Перу использовались российскими исследователями при отработке методического инструментария [22; 25, с. 16—17]. По мнению академика А.Г. Гранбер-га, «полюса роста» и «оси развития» образуют пространственный каркас экономического роста большого региона или страны в целом [8]. Научные положения о позитивной схеме воздействия «точек роста» на пространственную организацию экономики стали отправным теоретическим обоснованием модели управления за счёт создания территории опережающего развития (далее — ТОР) и создания СПВ в Тихоокеанской России.

В политико-управленческой и экспертной среде в начале 2000-х гг. фактически прошла дискуссия о масштабах капиталовложений в дальневосточный регион и методах их привлечения, причём со стороны «регио-налов» просматривалась критика Центра. Более того, с Дальнего Востока поступали предложения создать ТОРы на его территории, на них возлагались большие надежды. Министерство регионального развития РФ, учитывая ситуацию на многих территориях, в 2005 г. рассмотрело «Концепцию стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», и был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в России» (от 22.07.2005 № 116-ФЗ).

Политическая элита страны, оценивая новые вызовы в АТР [см.: 40, с. 247—306] признавала, что необходимо ускорить реальные меры по развитию Дальнего Востока, а повзрослевшая уже за годы реформ «бюрократия развития» поспешила самоорганизоваться, чтобы занять достойное место в мероприятиях по реализации новых проектов. В системе управления была создана новая структура — Минвостокразвития (2012 г.), что ускорило выбор модели поддержки территории, обеспечило переход от научных дискуссий к политическим инициативам.

Теоретические изыскания интеллектуалов, инкорпорация зарубежных идей в российскую практику вкупе с реформами в области управления территорией подготовили базу для законодательного оформления ТОРов и режима «Свободный порт Владивосток». В 2012 г. В.В. Путин своей статьёй в «Уолл-стрит джорнэл» привлёк внимание мировой обще- ^ ственности к новому курсу, согласно которому РФ будет играть важную роль в делах АТР [цит. по: 20, с. 83]. В том же году Кремль инвестировал § более 20 млрд долл. в развитие восточных регионов [20, с. 83]. Проведе- о.

ние саммита АТЕС во Владивостоке убедило президента в необходимости ^

- ^

2 Его исследования в области экономической конкуренции широко признаны в пра- 8 вительственных, деловых, академических кругах по всему миру.

принятия специальных мер по отношению к региону. Таким образом, с 2012 г. начался этап активной проработки модернизационной модели развития Дальнего Востока на основе внедрения зарубежного опыта, но с учётом своеобразия курса поворота на Восток. Идея СПВ, в отличие от ТОР, связана и с поисками путей преодоления санкций после вхождения в состав России Крыма. (О возможном присвоении статуса свободного порта Севастополю и другим портам Крыма говорил в своём послании Федеральному собранию президент РФ В.В. Путин в 2014 г.).

Для понимания стремительного развёртывания событий, в частности связанных с законом о СПВ, важно учитывать и субъективные факторы: смену полномочного представителя президента РФ в ДФО (приход Ю.П. Трутнева, имеющего опыт министерской работы), реорганизацию Минвостокразвития и — главное — обновление руководящего состава этого ведомства. Так, А.С. Галушка прошёл школу советов при президенте, «Деловой России», П.М. Волков имел министерский опыт и др.

От озвученной президентом 4 декабря 2014 г. идеи создания СПВ до вступления в силу соответствующего федерального закона прошло 312 дней. В рамках российской бюрократической культуры — это очень короткий срок, в отечественной практике с такой скоростью законы рассматривались очень редко. На этапе обсуждения было признано, что одной из первоочередных задач является преодоление административных барьеров, ведь деятельность портов контролировало большое количество организаций. Предстояло изменить процедуры таможенного досмотра, пересмотреть портовые сборы в сторону их уменьшения, т.е. создать в СПВ особый таможенный режим, и во множество правовых актов необходимо было внести соответствующие поправки. Уже 2 апреля 2015 г. в Общественной палате РФ прошли «нулевые чтения» закона о свободном порте. Однако, несмотря на масштабное обсуждение проекта, В.В. Путин 3 апреля на совещании по вопросам развития Дальнего Востока поставил задачу ускорить процесс по созданию СПВ [39].

В период обсуждения проекта закона в высказываниях чиновников регионального уровня преобладал дух оптимизма. Но анализ многочисленных опубликованных материалов показывает, что разработчики встретились и с критикой коллег из разных ведомств, скепсисом со стороны дальневосточников. Например, юристы проявили весьма взвешенный подход и реально оценивали масштабы доработки документа [2]. Обсуждение законопроекта оказалось в эпицентре общественно-политической ^ жизни Дальнего Востока. Представители бизнес-среды, депутаты Законодательного собрания Приморского края, научное сообщество, главы ад-§ министраций тех муниципалитетов, которые должны были войти в зону о- свободного порта, и даже Общероссийский народный фронт стремились ^ публично озвучить свою позицию по законопроекту. | Кроме выгод от создания свободного порта, участники этого процес-

са са очень активно обсуждали тему формирования комфортной среды для

прихода иностранных резидентов. Был признан целый комплекс проблем, препятствующих реализации будущего закона: недостаточное развитие в Приморье транспортных коридоров, высокие затраты на энергию, длительные бюрократические процедуры и трудности с получением разрешения на строительство, слабая защита интеллектуальной собственности, недостаточная квалификация кадров; не исключались и коррупциоген-ные факторы. Юристы ратовали за то, что необходимо прописать в законопроекте все условия безопасности и защиты интересов резидентов [2].

Весь депутатский корпус был мобилизован на принятие документа по Дальнему Востоку3. 8 июля 2015 г. проект одобрил Совет Федерации, а 13 июля закон подписал В.В. Путин. Корреспондирующие изменения внесли в 24 законодательных акта, в их числе: Земельный и Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, а также миграционное законодательство и др.

Таким образом, путь России к принятию закона о СВП в целом насчитывает почти 15 лет. До 2000 г. в основном шло обсуждение на научно-экспертном уровне, с 2000 г. катализатором становится внутриполитический процесс, пик приходится на 2012 г., с этого времени также усиливается влияние фактора геополитического комплекса; 2014—2015 гг. — время непосредственной работы над документом, использование потенциала нового ведомства по внедрению концепции «пространственной экономики» и «конституционной экономики».

ПЕРВЫЕ ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА О СПВ

Вопрос исполнения закона, а также его социального эффекта на сегодняшний день является одним из дискуссионных среди экспертов и в академическом сообществе. Современный «исторический горизонт» позволяет выделить лишь отдельные точечные результаты в истории воплощения документа в практику. Преимущественно они относятся к области организации реализационного механизма [30; 33; 34], т.е. характеризуют основной «продукт» бюрократии развития и значение появления самого закона для самоорганизации управленцев. Так, в деловой культуре российской бюрократии особое внимание уделяется согласованию деятельности представителей Минвостокразвития России, КРДВ, органов исполнительной власти, Дальневосточного таможенного управления, а также резидентов и потенциальных инвесторов свободного пор- ^ та Владивосток и территорий опережающего развития Дальнего Востока [Арх. ДВТУ. Письмо Ю.П. Трутневу от руководства ФТС «О проблемных §

__о_

3 6 мая 2015 г. проект закона внесён на рассмотрение Правительством РФ, а 5 июня ^

оно одобрило создание СПВ в Приморье, 19 июня проект закона уже был рас- «

смотрен в первом чтении Государственной Думой, а 3 июля она приняла документ 8 в трёх чтениях.

вопросах» от 05.10.2016]. Министерству развития Дальнего Востока удалось в целом сформировать режим СПВ, направленный на концентрацию инфраструктурных проектов по строительству и реконструкции портовых терминалов, транспортно-логистических и складских комплексов и иных инвестиционных проектов, связанных с портовой деятельностью. Создана система специальных субъектов, отвечающих за реализацию закона4. Это прежде всего Департамент территорий опережающего развития и инфраструктуры Минвостокразвития России, Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ), Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Наблюдательный совет свободного порта Владивосток5, Ассоциация поддержки резидентов свободного порта Владивосток, а также Консультативный совет по работе с участниками внешнеэкономической деятельности. Так, указанная ассоциация инициировала создание рабочей группы при Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) по пилотному тестированию интеграции информационных систем учёта товаров резидентов СПВ и таможенных органов ДВТУ. Таможенное управление приступило к обучению персонала по внедрению режима «Свободной таможенной зоны» в рамках реализации закона.

Одним из итогов внедрения современного порто-франко стало расширение зоны его действия. Первоначально закон разрабатывался для Приморья, но в течение двух лет его распространили и на муниципальные образования других дальневосточных территорий: Камчатского и Хабаровского краёв, Сахалинской области и Чукотского автономного округа. Режим действует в основных пяти морских гаванях Дальнего Востока: Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Ванино, Корсаков и Певек6. Территории, на которые распространяется федеральный закон, составляют особую пространственную конфигурацию с определённым отраслевым набором, спецификой трудовых ресурсов, особенностями предпринимательского потенциала, но это требует специального рассмотрения.

Что касается представителей бизнеса, то они в течение 2016—2018 гг. тщательно изучали законодательство, взвешивали свои выгоды и риски. Первыми резидентами СПВ стали ООО «Владивостокский рыбный терминал» (Владивосток), ООО «ТРК Приморское кольцо» (Артём), ООО «Энергия резинообработки» (Уссурийск), ООО «Ментор» (с. Центральное Шкотовско-го района) и ООО «Каскад» (Находка). На конец 2016 г. числилось 118 резидентов СПВ, в 2017 г. их количество достигло 432; в январе 2018 г. — 446,

со 4 На их официальных сайтах имеется информационный ресурс, раскрывающий функ-^ ции субъектов управления.

5 В задачу наблюдательного совета входит осуществление мониторинга экономических сЗ процессов на территории СПВ и принятие мер для недопущения, устранения избы-а- точного или необоснованного вмешательства контрольно-надзорных органов в дея-

тельность резидентов, координация деятельности органов государственной власти

« и местного самоуправления по вопросам развития и функционирования СПВ [33].

8 6 См. ст. 4. «Территория свободного порта Владивосток» Федерального закона ^ «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2018).

в октябре 2018 г. — 990, а в начале января 2019 г. — 1103 [34]. Рост числа резидентов может быть лишь относительным показателем успешности функционирования режима, ибо анализ истории отдельных компаний (в частности из Хасанского района), ставших резидентами, показывает: проекты создавались ранее, но в связи с принятием закона дополнительно разрабатывались бизнес-планы, чтобы подать заявку.

В 2018 г. число резидентов с участием иностранного капитала составило 43, в том числе: 27 — из Китая, 6 — из Республики Корея, 5 — из Японии [7; 29; 34]. Однако в регионе, с учётом его площади, пока ещё низкая по сравнению со странами-конкурентами плотность территорий с преференциальным режимом. Так, на 100 тыс. кв. км территории страны на Дальнем Востоке России приходится всего 0,2 инвестора; а в Индии — 10,5; Китае — 2,6; Вьетнаме — 25,8; Малайзии — 7,9; Индонезии — 0,4; Японии — 11,6 [12].

С 2015 г. у инвесторов появилась возможность получить финансирование проектов со стороны Фонда развития Дальнего Востока под 5% годовых. Льготы для резидентов СПВ обеспечиваются законодательством и предоставляются по ряду направлений7. В свободном порту сформирован один из самых низких в АТР уровней налоговой нагрузки на инвесторов. На входе в преференциальный режим он составляет не более 4,5%, а в среднем в течение 13 лет реализации проекта — 16,76%. Но по этому показателю Дальний Восток России уступает Малайзии, где на входе в преференциальный режим уровень налоговой нагрузки составляет 3,3%, а за 13 лет в среднем — 7,47—9,4%. Также он уступает Сингапуру по уровню налоговой нагрузки на деятельность компаний в области транспортной инфраструктуры и услуг [12].

Закон в целом начал выполнять свою главную миссию — способствовал увеличению заявленного в соглашениях объёма инвестиций, которые в 2016 г. составили 118 млрд руб., в 2017 г. — 320 млрд руб. [11]. (Но фактический объём вложений резидентов СПВ на ноябрь 2017 г. достиг менее 10% от заявленного). В таких приоритетных для Дальнего Востока секторах экономики, как сельское хозяйство и рыболовство, добыча полезных ископаемых, транспорт и промышленное производство, по численности резидентов СПВ лидером закономерно является Приморский край. Однако здесь в 95% случаев резидентами стали общества с ограниченной ответственностью, реже встречаются индивидуальные предприниматели. Лишь 5% резидентов (38 компаний) являлись на начало 2018 г. иностранными инвесторами. Если судить по социальному индикатору, то резидентами создано пока 27,9 тыс. рабочих мест. ^

Анализ вопросов, поднимаемых резидентами СПВ в информационном пространстве, а также обращение к правоприменительной практике по- § зволяют выделить две основные проблемы. Первая касается использова- о.

ния новаций в таможенной системе — процедуры свободной таможенной ^

- ^

7 Полный список льгот и преференций, критерии отбора резидентов содержатся на § сайте Корпорации развития Дальнего Востока: https://erdc.ru/about-spv. ^

зоны [26; 27]. В октябре 2018 г. в реестре резидентов СПВ насчитывалось 990 компаний, но только 4 из них стали применять СТЗ: ООО «О. Русский», ООО «Промышленный парк Уссурийский», ООО «Тёплое море», ООО СП «Роскор» [1]. Как свидетельствуют источники, одна из причин такой ситуации — чрезмерные требования к участкам резидентов со стороны Минфина и большая стоимость технологического обустройства зоны таможенного контроля.

Обращения к практикам реализации преференциального подхода для резидентов СПВ, например, в части права на предоставление земельных участков в аренду без торгов по кадастровой стоимости, также свидетельствуют о трудностях реализации закона. Известно, что 21 сентября 2016 г. президент РФ дал поручение рассмотреть вопрос о наделении АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (управляющая компания) полномочиями по предоставлению земельных участков резидентам свободного порта [30]. КРДВ были предоставлены солидные полномочия в этой части8. В 2016—2017 гг. возникали спорные вопросы, которые относились к функциям уполномоченного органа и управляющей компании. «При этом многие вопросы не были трудными в устранении с технико-юридической стороны, однако усложняли взаимоотношения резидентов с органами власти, создавая негативный фон реализации режима СПВ», — пишет А.В. Задоя [14, с. 29—32].

С другой стороны, правоприменительная практика реализации нормы ст. 29 закона о СПВ, именуемой «Защита интересов резидентов свободного порта Владивосток», закреплённая в гл. 5 «Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты инфраструктуры свободного порта Владивосток», свидетельствует, что имелись и более сложные ситуации у компаний-резидентов. По сведению специалистов КРДВ, в 2017 г. примерно на 450 заявок, которые подали резиденты в Департамент земельных и имущественных отношений, было предоставлено всего лишь 80 участков, т.е. только каждый пятый обратившийся получил преференцию по земле [31; 32]. В течение 2016—2018 гг. КРДВ отстаивала право резидентов СПВ на получение муниципальной земли без торгов, например резидента свободного порта ООО «Уссурийск Спорт Сервис». С декабря 2015 г. по февраль 2017 г. КРДВ приняла участие в семи судебных разбирательствах с участием резидентов ТОР и СПВ, которые были проведены арбитражными судами. Шесть из семи споров

со _

^ 8 Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 № 432 «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего со-^ циально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих а- в состав Дальневосточного федерального округа, и свободным портом Владивосток» (п. 3) АО «Корпорация развития Дальнего Востока» определено управляющей ^ компанией, осуществляющей функции по управлению территориями опережаюсь щего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и СПВ.

возникли из административных и иных публичных правоотношений; один спор — из гражданских правоотношений [4, с. 69—70]. В двух делах резидент СПВ обжаловал отказ Управления муниципальной собственности г. Владивостока в предоставлении ему земельных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта [31; 35]. На 2018 г. по заявлениям резидентов СПВ было подано на рассмотрение более 40 судебных дел.

РЕЗЮМЕ

Российской спецификой реформаторства в области территориального управления региона является длительный период инкорпорации зарубежных теоретических идей в отечественный научный багаж, предшествующий возникновению политических инициатив по развитию Дальнего Востока. Переход же идей в плоскость управленческих практик осуществлялся на этапе активного формирования новой генерации российской бюрократии, которая испытывала давление внешнеполитических вызовов в АТР. Надо согласиться с предшествующими исследователями в том, что политическое руководство РФ, принимая прежде всего внешнеполитические вызовы, провело радикальные преобразования в системе управления развитием региона. Внедрение закона о СПВ как одного из основных звеньев новой дальневосточной стратегии проходило в неблагоприятной обстановке в связи с экономическими потерями, вызванными санкциями со стороны США и государств Европы, особенно после 2014 г.

При этом российская «бюрократия развития», доказывая обществу новизну и необходимость своего дальневосточного курса, вводила практику массированного обсуждения документа, максимально повышая степень публичности, открытости. Причём сама процедура разработки закона о СПВ и его обсуждения в очередной раз в отечественной истории стала инструментом солидаризации политической элиты и её социальной базы — бюрократии, а также оказалась важным способом самоорганизации министерской структуры — Минвостокразвития.

Результат становления системы институтов поддержки СПВ в изучаемый период был далёк от ожиданий управленцев, а степень вовлечённости российских и зарубежных предпринимателей в новую модель развития Дальнего Востока снижалась вследствие специфики внутренней политической жизни страны — чрезмерных бюрократических согласований как неотъемлемой черты постсоветской России. Новизной последних ^ стало использование современных информационных ресурсов.

Многие трудности, прогнозируемые экспертным сообществом на ста- § дии обсуждения законопроекта, проявились на первом этапе его реали- о. зации. Для созданного режима СПВ две проблемы оказались наиболее ^ сложными в первые четыре года. Это внедрение инноваций в свободной | таможенной зоне и применение норм закона, связанных с выделением £

земельных участков по новым правилам. Правоприменительная практика оказалась новым вызовом и для отечественных предпринимателей даже при административной поддержке КРДВ. Социальный эффект — создание новых рабочих мест — оказался невысоким и проявлялся только при выполнении крупных проектов.

Невысокая доля иностранных резидентов в зоне действия режима СПВ связана не только с отечественными реалиями, но и с большой конкуренцией со стороны зарубежных зон свободных портов. Практики четырёхлетнего периода реализации закона позволяют сделать ещё один вывод. Постепенно произошёл отход от первоначального замысла, в частности от создания приоритетного режима, когда в основном акцент делался на привлечение крупных зарубежных инвесторов, в сторону вовлечения в режим СПВ малого и среднего отечественного предпринимательства. Такие синергетические ситуации уже случались в российской истории не раз при внедрении новых идей в практику, особенно при инкорпорации зарубежного опыта в трансформационные периоды.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Ассоциация резидентов СПВ инициировала пилотный проект по электронному взаимодействию резидентов с таможней. URL: http://freeport-vl.ru/20l8/11/07 (дата обращения: 12.02.2019).

2. Будущий свободный порт обсуждают и чиновники, и юристы. URL: http:// primorye24.ru/news/post/15939-buduschiy-svobodnyy-port-obsuzhdayut-i-chinovniki-i-yuristy (дата обращения: 12.02.2019).

3. Бухвальд Е.М. Формирование «точек роста» как инструмент политики пространственного развития экономики России // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. URL: https://ges.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/ download/1142 (дата обращения: 12.02.2019).

4. Варавенко В.Е. Защита интересов резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток (по материалам опубликованной практики арбитражных судов ДФО) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1(78). С. 64-75.

5. Ващук А.С. Дальневосточная политика постсоветской России в конце XX — начале XXI в.: концепции, экспертные мнения и точки зрения публицистов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3/1. С. 30—45.

6. Гараш Е.С., Овчинникова А.В. Свободный порт Владивосток. Планы, проекты, развитие. URL: https://www.alley-science.ru/domains_data/files/17Jun/

^ SV0B0DNYY%20P0RT%20VLADIV0ST0K.%20PLANY,%20%20PR0EKTY,%20 ^ RAZVITIE.pdf (дата обращения: 10.02.2019).

о 7. Гарбар А.С., Майзнер Н.А. Свободный порт Владивосток: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика и управление. 2015. № 2 (54). URL: tc https://eee-region.ru/article/5415/ (дата обращения: 12.02.2019).

8. Гранберг А.Г. Пространственный аспект социально-экономического развития // § К Программе социально-экономического развития России 2008—2016. Научный

£ доклад. М.: Институт экономики РАН, 2008. С. 166—172.

9. Григорьев О. Ни один экономист или эксперт не может быть умнее рынка. URL: https://www.eastrussia.ru/material/ni-odin-ekonomist-ili-ekspert-ne-mozhet-byt-umnee-rynka/ (дата обращения: 11.02.2019).

10. Грищенко А.А., Даниловских Т.Е. Исследование направлений развития Свободного порта Владивосток на основе примеров функционирования ОЭЗ из российской и зарубежной практики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 127-130.

11. Дальний Восток: механизмы поддержки инвесторов. URL: https://ar.investinrussia. com/data/files/ru-ru-far-east-support-mechanisms-for-investors.pdf (дата обращения: 12.02.2019).

12. Доклад о комплексном развитии регионов Дальнего Востока. Сентябрь 2017 г. URL: https://minvr.ru/upload/doc/22-12-2017/doklad-o-kompleksnom-razvitii-dalnego-vostoka.pdf (дата обращения: 20.02.2019).

13. Ельцин Б.Н. Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ: «Россия на рубеже эпох». URL: http://www.intelros.org/lib/elzin/1999.htm (дата обращения: 12.03.2018).

14. Задоя А.В. Правовой режим свободного порта Владивосток сквозь призму конституционной экономики // Конституция Российской федерации — 25 лет: теория и практика российской государственности. Тринадцатые конституционные чтения: междунар. науч.-практ. конф. Владивосток, 12 дек. 2018. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2019. С. 29—39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Коваль И. Поворот на Восток: экономика РФ не спешит идти за политикой. URL: https://www.dw.com/ru/поворот-на-восток-экономика-рф-не-спешит-идти-за-политикой/a-18599753 (дата обращения: 12.02.2019).

16. Корнейко О.В., Фурсиенко М.А. Зарубежная практика формирования и функционирования свободных портов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4 (ч. 6). С. 1163—1167.

17. Королева Э.В., Ивельская Н.Г., Волынчук Я.А., Долгих В.А., Цирук А.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в контексте реализации Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О Свободном порте Владивосток» // Фундаментальные исследования. 2017. № 8—1. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41642 (дата обращения: 02.01.2019).

18. Красова Е.В., Ма Инсинь. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Региональная экономика. 2015. № 6 (42). С. 108—122.

19. Крюков Э. Элитный сепаратизм на Дальнем Востоке. URL: https://rossaprimavera. ru/article/elitnyy-separatizm-na-dalnem-vostoke (дата обращения: 10.03.2019).

20. Ма Бo. Стратегия России «Поворот на Восток»: возможности и вызовы для сопряжения с китайскими трансрегиональными проектами // Сравнительная политика. 2017. Т. 8. № 2. С. 82—97.

21. Макар С.В. Пространственный анализ: развитие концепции и возможности применения // Вестник финансового университета. 2012. № 2. С. 61—72.

22. Меркулова Е.Ю., Дронов С.Е. Методический инструментарий выявления точек экономического роста в регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 10. С. 67—71.

23. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2014. 272 с. ^

24. Минакир П.А., Демьяненко А.Н., Рензин О.М., Шейнгауз А.С. Экономические ис- 5 следования на Дальнем Востоке России // Пространственная экономика. 2006.

№ 3. С. 7—33. £

25. Молчан А.С. Формирование точек экономического роста как базовая экономи- ^ ческая стратегия развития и модернизации региональной экономики // Научный § журнал КубГАУ. 2011. № 67 (3). С. 1—29. <£

26. Ниязова М.В. Свободные экономические зоны Дальнего Востока России: актуальные вопросы таможенного регулирования // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 12. С. 43—59.

27. Об установлении требований к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны: проект приказа ФТС России от 16.08.2015. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=39039 (дата обращения: 01.03.2019).

28. Останин В.А. Свободный порт Владивосток в концепции конкурентных преимуществ. URL: http://net.knigi-x.ru/24raznoe/536765-1 -udk-33813-svobodniy-port-vladivostok-koncepcii-konkurentnih-preimuschestv-ostanin-d-r-ekon-nauk.php (дата обращения: 12.02.2019).

29. Первые итоги и перспективы развития Свободного порта Владивосток. URL: http://club-rf.ru/25/detail/2052 (дата обращения: 12.02.2019).

30. Перечень поручений по итогам Восточного экономического форума. № Пр-1827, п. 2. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52960 (дата обращения: 12.02.2019).

31. Постановление от 11 мая 2017 г. по делу № А51-24697/2016. Пятый арбитражный апелляционный суд (5 ААС). URL: https://www.sudact.ru/arbitral/doc/ FLKKJItPCf6c/ (дата обращения: 12.02.2019).

32. Преференции свободного порта Владивосток. Земля без торгов важнее налоговых льгот? URL: http://freeport-vl.ru/2018/08/13/преференции-свободного-порта-владив/ (дата обращения: 10.02.2019).

33. Протокол наблюдательного совета свободного порта Владивосток от 21.10.2015 № 1 «О наблюдательном совете свободного порта Владивосток». URL: https:// ipravo.info/primorsky1/law/652.htm (дата обращения: 12.02.2019).

34. Реестр резидентов свободного порта Владивосток. URL: https://erdc.ru/upload/ reestr-spv.pdf (дата обращения: 19.03.2019).

35. Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.02.2017 по делу № А51-22846/2016. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/Zzyn7D7XWwYC/Parbitral-txt = ogo + suda + Primorskogo + kraya + ot + 01.02.2017 + &arbitral-case_ doc=А51-22848%2F2016+&arbitral-lawchunkinfo=&arbitral-doc_type=&arbitral-date_from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=5+ААS+% 28Pyatyj+arbitrazhnyj+apellyatsionnyj+sud%29&arbitral-judge=&arbitral-participant=&_=1552956512629 (дата обращения: 01.03.2019).

36. Россия: принципы пространственного развития. Приложение. Концепция пространственного развития в РФ. URL: http://www.glazychev.ru/projects/2004_ prostrazv/2004_docladprostrazv_prilozhenie.htm (дата обращения: 10.02.2019).

37. Рыжова П.М., Бондаренко Т.Н. Изучение зарубежного опыта создания ОЭЗ — как фактор успешного развития свободного порта Владивосток // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7 (ч. 6). С. 1043—1048.

38. Свободный порт Владивосток: проблемы применения российского законодательства: материалы III Международных Озёринских чтений. 18 декабря 2015 г. /

" под общ. ред. канд. юрид. наук, доцента А.В. Верещагиной. Владивосток: Изд-во

^ ВГУЭС, 2016. 150 с.

CD

5 39. Совещание по вопросам развития Дальнего Востока. URL: http://kremlin.ru/

events/president/news/49084 (дата обращения: 20.02.2019). tj 40. Тихоокеанская Россия в интеграционном пространстве Северной Пацифики в начале XXI века: опыт и потенциал регионального и приграничного взаимодейст-§ вия / под ред. чл.-кор. РАН профессора В.И. Ларина. Владивосток: ИИАЭ ДВО

£ РАН, 2017. 386 с.

41. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71127418/ (дата обращения: 12.02.2019).

42. Tan S., Savchenko A. Understanding Singapore's Development and Its Relevance to the Free Port of Vladivostok // The Political Economy of Pacific Russia. Regional Developments in East Asia. Palgrave Macvillan, 2017. P. 223—242.

43. Арх. ДВТУ (Арх. Дальневосточного таможенного управления).

REFERENCES

1. Assotsiatsiya rezidentov SPV initsiirovala pilotnyy proekt po elektronnomu vzaimodeystviyu rezidentov s tamozhney [Association of Residents of the Free Port of Vladivostok (FVP) Initiated a Pilot Project on Electronic Interaction of Residents with Customs]. Available at: http://freeport-vl.ru/2018/11/07 (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

2. Budushchiy svobodnyy port obsuzhdayut i chinovniki, i yuristy [The Future Free Port is Being Discussed by Officials and Lawyers]. Available at: http://primorye24. ru/news/post/15939-buduschiy-svobodnyy-port-obsuzhdayut-i-chinovniki-i-yuristy (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

3. Bukhval'd E.M. Formirovanie "tochek rosta" kak instrument politiki prostranstven-nogo razvitiya ekonomiki Rossii [Formation of "Growth Points" as an Instrument of Policy for the Spatial Development of the Russian Economy]. Vestnik VolGU, series 3, "Ekonomika. Ekologiya". Available at: https://ges.jvolsu.com/index.php/ru/compo-nent/attachments/download/1142 (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

4. Varavenko V.E. Zashchita interesov rezidentov territoriy operezhayushchego raz-vitiya i svobodnogo porta Vladivostok (po materialam opublikovannoy praktiki ar-bitrazhnykh sudov DFO) [Protecting the Interests of Residents of the Territories of Advanced Development and the Free Port of Vladivostok (Based on Published Arbitration Court Decisions of the Far Eastern Federal District)]. Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke, 2017, no. 1 (78), pp. 64—75. (In Russ.)

5. Vashchuk A.S. Dal'nevostochnaya politika postsovetskoy Rossii v kontse XX — nachale XXI v.: kontseptsii, ekspertnye mneniya i tochki zreniya publitsistov [Far Eastern Policy of Post-Soviet Russia at the End of the 20th — the Beginning of the 21st Century: Concepts, Expert Opinions and Opinions of Publicists]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2018, vol. 10, no. 3/1, pp. 30—45. (In Russ.)

6. Garash E.S., Ovchinnikova A.V. Svobodnyy port Vladivostok. Plany, proekty, razvitie [Free Port of Vladivostok. Plans, Projects, Development]. Available at: https://www.aHey-science.ru/domains_data/files/17Jun/SVOBODNYY%20PORT%20VLADIVOSTOK.%20 PLANY,%20%20PROEKTY,%20RAZVITIE.pdf (accessed 10.02.2019). (In Russ.)

7. Garbar A.S., Mayzner N.A. Svobodnyy port Vladivostok: problemy i perspektivy razvitiya [Free Port of Vladivostok: Problems and Development Prospects]. Regional'naya ekonomika i upravlenie, 2015, no. 2 (54). Available at: https://eee-region.ru/article/5415/ (accessed 12.02.2019). (In Russ.) <2

8. Granberg A.G. Prostranstvennyy aspekt sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [The Spatial Aspect of Socio-Economic Development]. K Programme sotsial'no- 5 ekonomicheskogo razvitiya Rossii 2008—2016. Nauchnyy doklad [The Program of Socio-Economic Development of Russia in 2008—2016. Scientific Report]. Moscow, tj Institut ekonomiki RAN Publ., 2008, pp. 166—172. (In Russ.) *

9. Grigor'ev O. Ni odin ekonomist ili ekspert ne mozhet byt' umnee rynka [No Econo- § mist or Expert Can Be Smarter Than the Market]. Available at: https://www.eastrussia. £

ru/material/ni-odin-ekonomist-ili-ekspert-ne-mozhet-byt-umnee-rynka/ (accessed 11.02.2019). (In Russ.)

10. Grishchenko A.A., Danilovskikh T.E. Issledovanie napravleniy razvitiya Svobodnogo porta Vladivostok na osnove primerov funktsionirovaniya OEZ iz rossiyskoy i zaru-bezhnoy praktiki [Research of Development Directions of the Free Port of Vladivostok Based on the Examples of Functioning of the SEZs in Russian and Foreign Practice]. Azimutnauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 127-130. (In Russ.)

11. Dal'niy Vostok: mekhanizmy podderzhki investorov [Far East: Support Mechanisms for Investors]. Available at: https://ar.investinrussia.com/data/files/ru-ru-far-east-support-mechanisms-for-investors.pdf (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

12. Doklad o kompleksnom razvitii regionov Dal'nego Vostoka. Sentyabr'2017 g. [Report on the Integrated Development of the Regions of the Far East. September 2017]. Available at: https://minvr.ru/upload/doc/22-12-2017/doklad-o-kompleksnom-razvitii-dalnego-vostoka.pdf (accessed 20.02.2019). (In Russ.)

13. El'tsin B.N. Poslanie Prezidenta Rossii Borisa El'tsina Federal'nomu Sobraniyu RF: "Rossiya na rubezhe ehpokh" [Message from the Russian President Boris Yeltsin to the Federal Assembly of the Russian Federation: "Russia at the Turn of Epochs"]. Available at: http://www.intelros.org/lib/elzin/1999.htm (accessed 12.03.2018). (In Russ.)

14. Zadoya A.V. Pravovoy rezhim svobodnogo porta Vladivostok skvoz' prizmu konsti-tutsionnoy ekonomiki [Legal Regime of the Free Port of Vladivostok through the Prism of Constitutional Economics]. Konstitutsiya Rossiyskoy federatsii — 25 let: teo-riya ipraktika rossiyskoy gosudarstvennosti. Trinadtsatye konstitutsionnye chteniya: mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Vladivostok, 12 dek. 2018 [The 25th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation: Theory and Practice of the Russian Statehood. The 13th Constitutional Readings. International Applied Science Conference. Vladivostok, December 12, 2018]. Vladivostok, Izd-vo DVFU Publ., 2019, pp. 29-39. (In Russ.)

15. Koval' I. Povorot na Vostok: ekonomika RF ne speshit idti za politikoy [Turn to the East: The Economy of the Russian Federation Is in No Hurry to Follow Politics]. Available at: https://www.dw.com/ru/povorot-na-vostok-ehkonomika-rf-ne-speshit-idti-za-politikoj/a-18599753 (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

16. Korneyko O.V., Fursienko M.A. Zarubezhnaya praktika formirovaniya i funktsionirovaniya svobodnykh portov [Foreign Practice of Formation and Functioning of Free Ports]. Mezhdunarodnyy zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy, 2016, no. 4, part 6, pp. 1163-1167. (In Russ.)

17. Koroleva E.V., Ivel'skaya N.G., Volynchuk Ya.A., Dolgikh V.A., Tsiruk A.A. Perspektivy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v kontekste realizatsii Federal'nogo zakona RF ot 13.07.2015 № 212-FZ "O Svobodnom porte Vladivostok" [Prospects for the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Context of the Implementation of the Federal Law of the Russian Federation of July 13, 2015 no. 212-FZ "On the Free Port of Vladivostok"]. Fundamental'nye issledovaniya, 2017, no. 8—1.

" Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41642 (accessed

02.01.2019). (In Russ.)

CD

5 18. Krasova E.V., Ma Insin'. Svobodnyy port Vladivostok: usloviya razvitiya, perspektivy, riski [Free Port of Vladivostok: Development Conditions, Prospects, Risks]. tj Regional'naya ekonomika, 2015, no. 6 (42), pp. 108—122. (In Russ.)

19. Kryukov E. Elitnyy separatizm na Dal'nem Vostoke [Elite Separatism in the Far § East]. Available at: https://rossaprimavera.ru/article/elitnyy-separatizm-na-dalnem-

<£ vostoke (accessed 10.03.2019). (In Russ.)

20. Ma Bo. Strategiya Rossii "Povorot na Vostok": vozmozhnosti i vyzovy dlya sopryazhe-niya s kitayskimi transregional'nymi proektami [Russia's Strategy "Turn to the East": Opportunities and Challenges for Connecting with Chinese Trans-Regional Projects]. Sravnitel'naya politika, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 82—97. (In Russ.)

21. Makar S.V. Prostranstvennyy analiz: razvitie kontseptsii i vozmozhnosti primeneniya [Spatial Analysis: Concept Development and Applicability]. Vestnik finansovogo uni-versiteta, 2012, no. 2, pp. 61—72. (In Russ.)

22. Merkulova E.Yu., Dronov S.E. Metodicheskiy instrumentariy vyyavleniya tochek eko-nomicheskogo rosta v regione [Methodical Tools for Identifying Economic Growth Points in the Region]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya iprotsessy, 2014, no. 10, pp. 67—71. (In Russ.)

23. Minakir P.A., Dem'yanenko A.N. Ocherkipo prostranstvennoy ekonomike [Essays on Spatial Economics]. Khabarovsk, IEI DVO RAN Publ., 2014, 272 p. (In Russ.)

24. Minakir P.A., Dem'yanenko A.N., Renzin O.M., Sheyngauz A.S. Ekonomicheskie issle-dovaniya na Dal'nem Vostoke Rossii [Economic Research in the Far East of Russia]. Prostranstvennaya ekonomika, 2006, no. 3, pp. 7—33. (In Russ.)

25. Molchan A.S. Formirovanie tochek ekonomicheskogo rosta kak bazovaya ekonomi-cheskaya strategiya razvitiya i modernizatsii regional'noy ekonomiki [The Formation of Points of Economic Growth as a Basic Economic Strategy for the Development and Modernization of Regional Economics]. Nauchnyy zhurnalKubGAU, 2011, no. 67 (3), pp. 1—29. (In Russ.)

26. Niyazova M.V. Svobodnye ekonomicheskie zony Dal'nego Vostoka Rossii: aktual'nye voprosy tamozhennogo regulirovaniya [Free Economic Zones of the Russian Far East: Current Issues of Customs Regulation]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2012, no. 12, pp. 43—59. (In Russ.)

27. Ob ustanovlenii trebovaniy k obustroystvu i oborudovaniyu territorii svobodnogo porta Vladivostok, na kotoroy primenyaetsya tamozhennaya protsedura svobodnoy tamozhennoy zony: proekt prikaza FTS Rossii ot 16.08.2015 [On Establishing the Requirements for the Arrangement and Equipment of the Territory of the Free Port of Vladivostok Where the Customs Procedure of the Free Customs Zone Is Applied: The Draft of the Order of the Federal Customs Service of Russia of August 16, 2015]. Available at: https://regulation.gov.ru/projects#npa=39039 (accessed 01.03.2019). (In Russ.)

28. Ostanin V.A. Svobodnyy port Vladivostok v kontseptsii konkurentnykh preimushchestv [Free Port of Vladivostok and the Concept of Competitive Advantages]. Available at: http://net.knigi-x.ru/24raznoe/536765-1-udk-33813-svobodniy-port-vladivostok-koncepcii-konkurentnih-preimuschestv-ostanin-d-r-ekon-nauk.php (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

29. Pervye itogi i perspektivy razvitiya Svobodnogo porta Vladivostok [First Results and Prospects of the Development of the Free Port of Vladivostok]. Available at: http:// club-rf.ru/25/detail/2052 (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

30. Perechen' porucheniy po itogam Vostochnogo ekonomicheskogo foruma. № Pr-1827, p. 2 [The List of Instructions Following the Results of the Eastern Economic Forum.

No. Pr-1827, p. 2]. Available at: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52960 " (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

CD

31. Postanovlenie ot 11 maya 2017 g. po delu № A51 -24697/2016. Pyatyy arbitrazhnyy 5 apellyatsionnyy sud (5 AAS) [Resolution of May 11, 2017 in Case no. A51 -24697/2016.

The 5th Arbitration Appellate Court]. Available at: https://www.sudact.ru/arbitral/ fej doc/FLKKJItPCf6c/ (accessed 12.02.2019). (In Russ.) *

32. Preferentsii svobodnogo porta Vladivostok. Zemlya bez torgov vazhnee nalogovykh § l'got? [Preferences of the Free Port of Vladivostok. The Land Without Bidding £

Is More Important Than Tax Breaks?]. Available at: http://freeport-vl.ru/2018/08/13/ preferentsii-svobodnogo-porta-vladiv/ (accessed 10.02.2019). (In Russ.)

33. Protoko! nablyudatel'nogo soveta svobodnogo porta Vladivostok ot 21.10.2015 № 1 "O nablyudatel'nom sovete svobodnogo porta Vladivostok" [Protocol of the Supervisory Board of the Free Port of Vladivostok of October 21, 2015, no. 1 "On the Supervisory Board of the Free Port of Vladivostok"]. Available at: https://ipravo.info/ primorsky1/law/652.htm (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

34. Reestr rezidentov svobodnogo porta Vladivostok [Register of Residents of the Free Port of Vladivostok]. Available at: https://erdc.ru/upload/reestr-spv.pdf (accessed 19.03.2019). (In Russ.)

35. Reshenie Arbitrazhnogo suda Primorskogo kraya ot 01.02.2017 po delu № A51-22846/2016 [Decision of the Arbitration Court of the Primorye Region of February 1, 2017 in Case no. A51-22846/2016]. Available at: http://sudact.ru/arbitral/ doc/Zzyn7D7XWwYC/?arbitral-txt=ogo+suda+Primorskogo+kraya+ot+01.02.2017 +&arbitral-case_doc=A51-22848%2F2016+&arbitral-lawchunkinfo=&arbitral-doc_ type=&arbitral-date_from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=5+ AAS+%o28Pyatyj+arbitrazhnyj+apellyatsionnyj+sud0/o29&arbitral-judge=&arbitral-participant=&_=1552956512629 (accessed 01.03.2019). (In Russ.)

36. Rossiya: printsipy prostranstvennogo razvitiya. Prilozhenie. Kontseptsiya pros-transtvennogo razvitiya v RF [Russia: Principles of Spatial Development. Enclosure. The Concept of Spatial Development in the Russian Federation]. Available at: http:// www.glazychev.ru/projects/2004_prostrazv/2004_docladprostrazv_prilozhenie.htm (accessed 10.02.2019). (In Russ.)

37. Ryzhova P.M., Bondarenko T.N. Izuchenie zarubezhnogo opyta sozdaniya OEZ — kak faktor uspeshnogo razvitiya svobodnogo porta Vladivostok [Study of the International Experience of Creating the SEZ as a Factor of the Successful Development of the Free Port of Vladivostok]. Mezhdunarodnyy zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy, 2016, no. 7, part 6, pp. 1043—1048. (In Russ.)

38. Svobodnyy port Vladivostok: problemy primeneniya rossiyskogo zakonodatel'stva: materialy HI Mezhdunarodnykh Ozerinskikh chteniy. 18 dekabrya 2015 g. [Free Port of Vladivostok: Problems of Application of Russian Legislation: Proceedings of the 3rd International Ozerin Readings. December 18, 2015]. General ed. by PhD, Associate Professor A.V. Vereshchagina. Vladivostok, Izd-vo VGUES Publ., 2016, 150 p. (In Russ.)

39. Soveshchaniepo voprosam razvitiya Dal'nego Vostoka [Meeting on the Development of the Far East]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/49084 (accessed 20.02.2019). (In Russ.)

40. Tikhookeanskaya Rossiya v integratsionnom prostranstve Severnoy Patsifiki v nachale XXI veka: opyt i potentsial regional'nogo i prigranichnogo vzaimodeyst-viya [Pacific Russia in the Integration Space of the North Pacific at the Beginning of the 21st Century: Experience and Potential of Regional and Cross-Border Interaction]. Ed. by Corresponding Member RAS, Professor V.I. Larin. Vladivostok, IIAE DVO RAN

<2 Publ., 2017, 386 p. (In Russ.)

41. Federal'nyy zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 212-FZ "O svobodnom porte Vladivostok" 5 (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal Law of July 13, 2015, no. 212-FZ "On the

Free Port of Vladivostok" (With Amendments and Additions)]. Available at: https:// £ base.garant.ru/71127418/ (accessed 12.02.2019). (In Russ.)

42. Tan S., Savchenko A. Understanding Singapore's Development and Its Relevance to § the Free Port of Vladivostok. The Political Economy of Pacific Russia. Regional Developments in East Asia. Palgrave Macvillan, 2017, pp. 223—242. (In Eng.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.