УДК 7,013; 7,012; 7.017.9 DOI:10.24411/2658-3437-2019-13019
Беркович Леонид Григорьевич, член Союза дизайнеров РФ, архитектор, дизайнер, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова, Россия, Санкт-Петербург, Институтский пер., д. 5. 194021. [email protected]
Berkovich, Leonid Grigorievich, the member of the Union of Designers of the Russian Federation, architect, designer, senior lecturer. Saint Petersburg State Forest Technical University under name of S. M. Kirov, Institutskiy per., 5, 194021 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА Н. А. КЛЮЕВУ В Г. ВЫТЕГРЕ
HISTORY OF CREATION OF THE MONUMENT TO N. A. KLIUEV IN VYTEGRA
Аннотация. Открытие в августе 2016 г. в г. Вытегре первого в Росси памятника поэту и прозаику, одному из крупнейших представителей русской культуры первой трети XX в. Николаю Клюеву вызвало живой интерес в широких кругах культурной общественности России. Поэтического наследие Клюева с 30-х годов прошлого века было выведено за рамки рецентной литературы и национальной культуры почти на полстолетия. Творчество Н. Клюева выпало из поля зрения нескольких поколений читателей, для которых такого поэта не существовало. В 1970-е гг. прошлого века начал возрождаться интерес к творчеству опального поэта, вновь стали печататься небольшими тиражами его произведения. Реальный масштаб наследия поэта открылся читающей публике в конце XX в., когда стали доступны ранее не печатавшиеся произведения. Идея создания памятника великому поэту России Николаю Клюеву принадлежит ведущему сотруднику ИРЛИ РАН, замечательному учёному и знатоку новокрестьянской поэзии А. И. Михайлову. Он предложил скульптору Сергею Алипову, чьё творчество во многом связано с поэзией и культурой «Серебряного века», создать пластический образ поэта. На протяжении многих лет Сергей Юрьевич создавал скульптурные эскизы русских поэтов, среди которых были портреты С. Есенина, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака. Работа над памятником Николаю Клюеву стала новым этапом в творчестве скульптора Сергея Алипова, определила новый подход к формированию скульптурной композиции. В статье рассматривается гипотеза нового творческого подхода к формированию художественного образа поэта через чувственное познание его поэтического наследия и патриархального мировосприятия. Новизна исследования определяется, прежде всего, возникновением нового объекта культуры — памятника поэту Клюеву, отсутствием сведений о творческом процессе, предшествующему этому знаменательному событию. Авторы — скульптор С. Ю. Алипов, архитектор Л. Г. Беркович — приступили к поиску художественного образа, опираясь, прежде всего, на творческое наследие поэта и ключевые события, определившие его жизненный путь. Формирование общего силуэта, деталей и решения по постановке памятника в окружающей среде определялось идеями самого поэта, выраженными поэтическим языком в его наиболее значимых произведениях разного периода. Важной частью вопроса поиска художественного образа является развёрнутый во времени процесс создания самого памятника. В исследовании приводятся малоизвестные факты возникновения и развития процесса создания уникального памятника. Автор надеется, что проведённое исследование будет способствовать пробуждению живого интереса читающей публики к творчеству Н. Клюева и других новокрестьянских поэтов.
Ключевые слова: Николай Клюев; поэт; стихи; творчество; памятник; увековечение; память; эскизы; проект; сюжет; история; восприятие; связь; сомасштабность.
Abstract. The first monument to a poet and prose writer, one of the largest representatives of Russian culture in the first third of the 20th century Nikolai Kliuev opened in August 2016 in Vytegra has become an object of the keen interest in wide circles of the Russian cultural community. Kliuev's poetic heritage has been taken beyond the framework of literature and national culture for almost half a century since 1930s. The work of N. Kliuev fell out of sight of several generations of readers for whom such poet did not exist. The interest to the creativity of the disgraced poet began to revive in 1970s and his works began to be printed again in small print runs. The real scale of the poet's heritage was revealed to the reading public at the end of the 20th century when his previously unpublished works became available. The idea of creating a monument to the great Russian poet Nikolai Kliuev belonged to A. I. Mikhailov, the leading researcher of the Institute of Russian Literature of Russian Academy of Science. He invited a sculptor Sergei Alipov to create a plastic image of the poet. The art of Sergei Aliov had a lot of connections with the poetry and culture of the Silver Age: over the years, he created sculptural sketches of Russian poets among which were the portraits of Sergei Esenin, Anna Akhmatova, Osip Mandelshtam, Boris Pasternak. The work on the monument to Nikolai Kliuev became a new stage in the art of the sculptor Sergei Alipov defined a new approach to the formation of sculptural composition. In the article, the researcher considered the hypothesis of a new creative approach to the formation of the poet's artistic image through sensory knowledge of his poetic heritage and patriarchal worldview. The relevance of the study is determined by the emergence of a new cultural object, the monument to the poet Kliuev, the lack of information about the creative process preceding this significant event. The authors of the monument (sculptor S. Iu. Alipov, architect L.G. Berkovich) began to search for an artistic image relying primarily on the poet's creative heritage and key events that determined his life. The formation of the general silhouette, details and decisions on the setting of the monument in the environment was determined by the ideas of the poet expressed by the poetic language in his most significant works of different periods. An important part of the issue of searching for an artistic image was the process of creating the monument unfolded in time. The study provided little-known facts of the emergence and development of the process of creating a unique monument. The author hopes that the study will contribute to arousing the keen interest of the reading public in the work of Nikolai Kliuev and other new peasant poets.
Keywords: Nikolai Kliuev; poet; poetry; creativity; monument; immortalization; memory; sketches; project; plot; history; perception; connection; co-scale.
Вступление
Возникновение произведения искусства любого направления, течения и жанра всегда связано с эпохой, эстетическими ценностями, индивидуальностью художника и сложившимися обстоятельствами. Развитие идеи памятника великому поэту России Николаю Клюеву и его воплощение в материале имеет свою историю.
Автор будущего памятника, скульптор Сергей Юрьевич Алипов, осенью 1981 г. выполнял заказ по созданию памятника Боевой и Трудовой Славы завода им. М. И. Калинина в г. Ленинграде. Этот памятник был открыт в 1985 г., накануне 40-летия Великой Победы и представляет собой художественную и историческую ценность. Памятник располагается на Уральской улице, западнее дома 4, литера Б. После его переноса обновлённый памятник рабочим завода им. Калинина открыли 25 мая 2016 г. на набережной реки Смоленки.
Здесь, на территории нежилого фонда завода, в помещении бывшей прачечной, была организована скульптурная мастерская. Создавая памятник Боевой и Трудовой Славы, С. Ю. Алипов одновременно продолжил работу над эскизами скульптурных композиций, посвящённых Сергею Есенину, которые были предметом его дипломной работы. Однажды в мастерскую к скульптору заглянул Александр, рабочий завода им. М. И. Калинина. Он увидел композиции, посвящённые Есенину, и между ними завязался разговор о поэзии. Александр оказался бывшим студентом филологического факультета Ленинградского университета имени А. А. Жданова (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). Он познакомил С. Ю. Алипова с известным специалистом по русской литературе Александром Ивановичем Михайловым, ведущим сотрудником ИРЛИ РАН, замечательным учёным и знатоком новокрестьянской поэзии. А. И. Михайлов пришел в мастерскую завода и стал читать по памяти и исполнять под гитару стихи русских поэтов, среди которых были произведения С. Есенина, Н. Клюева, А. Ахматовой, Б. Пастернака и др. Стихи Н. Клюева потрясли и заворожили скульптора, породили неподдельный интерес к личности поэта.
Увлечение Сергея Алипова поэзией отразились в ряде скульптурных эскизов памятников русским поэтам, среди которых были С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. После встречи с А. Михайловым С. Алипов расширил ряд скульптурных эскизов русских поэтов эскизами скульптурных портретов Н. Клюева.
В 1980 г. А. Михайлов предложил С. Алипову создать памятник поэту. Это предложение и явилось отправной точкой зарождения замысла скульптурного образа Н. Клюева.
Краткая хронология развития создания памятника Н. Клюеву
Работа над памятником длилась 26 лет.
Историю создания можно условно разделить на несколько этапов:
• первоначальные эскизы — 1980-1981 гг.
• поиск «иконного» образа — 1981-1990 гг.
• создание первого завершённого эскиза в бронзе (17 см) — 1994 г.
• изменение концепции памятника — отказ от «иконной» трактовки, переход к более «земному», природному образу, близкого к изобразительному языку скульптур С. Т. Коненкова — 1995-2004 гг.
• создание гипсовой скульптуры поэта, около У2 высоты натурального размера фигуры — 2004-2005 гг.
• доработка гипсовой скульптуры поэта, усиление психологических черт сложной и самобытной личности Н. Клюева, проявление драматизма его судьбы. Приобретение Вытегорским краеведческим музеем гипсовой скульптуры поэта — 2009 г.
• приостановка работы, в связи с отсутствием финансирования, эпизодическое возвращение к работе над композицией памятника — с 2007 по 2014 гг.
• доработка композиции — нахождение общего силуэта, усиление динамики движения, проявление драматизма, уточнение деталей — вторая четверть 2015 г.
• нахождение средств финансирования, отливка в гипсе скульптуры поэта — третья четверть 2015 г.
• отливка в бронзе скульптуры поэта — июнь 2016 г.
• открытие памятника — август 2016 г.
Первоначальные эскизы памятника Н. Клюеву появились в 1980 г. В эскизах прорабатывались общие пропорции, движение масс, пластическая структура, силуэт, связь с окружающей средой. Многие творческие вопросы решались авторским коллективом совместно.
В течение продолжительного периода, с 1981 по 1990 гг., С. Алипов искал «иконный» образ поэта, используя канонические приёмы классической скульптуры. В 1990 г. С. Алипов подготовил эскиз памятника, выполненный, по его словам, в «иконной манере». При содействии А. Михайлова в 1994 г. макет памятника был представлен на рассмотрение общественности г. Вытегры. В том же 1994 г. автор дарит эскиз памятника — бронзовую 17-ти сантиметровую фигуру Н. Клюева Вытегор-скому краеведческому музею.
В дальнейшем творческий замысел претерпевает значительные изменения. В период, ориентировочно, с 1995 по 2004 гг., С. Алипов продолжает творческий поиск образа поэта. Он отказывается от классической «иконной» трактовки композиции и ищет более «земной» природный образ, близкий к изобразительному языку скульптур С. Т. Коненкова. В новой трактовке композиции Сергей Юрьевич Алипов стремится передать свое понимание яркой, сложной и самобытной личности поэта, его глубинную связь с национальной культурой. Изначально оптимистичный образ стройного мужчины с лёгкой птицей, присевшей на плечо, постепенно воплощался в образ могучего крестьянина, пригибающегося под тяжестью птицы Сирин. Клюев предстаёт теперь в образе путника, опирающегося на посох, с райской птицей Сирин на правом плече. Усталый путник преодолевает тяжелый путь, он хранит верность себе, своим нравственным и духовным принципам. Птица Сирин с головой девы осеняет поэта распахнутыми крыльями, но в то же время как бы подталкивают его к невидимой черте. Завершением этого периода творческих поисков С. Ю. Алипова является создание гипсовой скульптуры поэта, около У2 высоты натурального размера фигуры. В этой фигуре ещё остаётся иконный образ поэта, но уже проявляются черты сложной и самобытной личности поэта, драматизм его судьбы. В 2009 г. гипсовая скульптура поэта была приобретена Вытегорским краеведческим музеем.
С 2007 по 2014 гг. процесс работы над памятником был заморожен в связи с поиском средств и согласованием документов на установку. Несмотря на возникшие трудности, скульптор эпизодически возвращался к работе над скульптурой, уточняя динамику движения, выявляя драматизм композиции.
2014-2015 гг. — завершающий период работы над памятником. В процессе доработки памятника незначительно менялось положение фигуры, количество и трактовка деталей. Так, скульптор решил дополнить пластику фигуры поэта поясом-кушаком, обёрнутым поверх рубахи. Появление пояса могло повлечь изменение положения торса и рук, дополнительную проработку всей композиции. В итоге горизонтальная, с лёгким наклоном вправо, линия складки разделила скульптурную композицию на две взаимно отражённые части, ассоциативно напоминающие силуэт кряжистого дерева с корнями и кроной. Обогатилась игра светотеней и пластика силуэта. По мнению автора и заинтересованных зрителей, внесённое дополнение завершило пластический образ поэта, композиция памятника окончательно сложилась.
Финальная доработка фигуры была завершена во второй четверти 2015 г. В этот же период (24 октября 2015 г.) мастерскую скульптора посетили участники Всероссийской научной конференции с международным участием VII Санкт-Петербургских научных чтений памяти Николая Клюева, они осмотрели глиняную модель памятника, беседовали с авторами. Окончательная композицию памятника была единогласно одобрена участниками Всероссийской научной конференции.
Следующим этапом создания памятника стала формовка гипсовой модели в последней четверти 2015 г. Этот этап состоялся благодаря принятому Представительным собранием Выте-горского района решению о постановке памятника и выделении средств из районного бюджета в третьей четверти 2015 г.
Илл. 1. Леонид Григорьевич Беркович. Территории парковой зоны под организацию литераторского дендропарка, г. Вытегра. Октябрь 2014. Компьютерная графика. Архив Л. Г. Берковича
Генплан установки памятника поэту Н. Клюеву в г. Вытегра Лозунг концепции установки: «Галактика православного поэта»
Вщ С
■ ■ ЯЯИ» . ^»¡а
ч '-■-.---•:'■. '. \
-с ' I*'*
«I
^^етта) концепции - член союза дизайнеров России Беркович. С. -1Ь 16. 04/2014Г./
Основа концепции планировки дендропарка им. Н. А. Клюева.
В процессе разработки памятника поэту у авторского коллектива неизбежно возник вопрос о месте постановки памятника, связи природных образов поэзии Н. Клюева с окружающей средой. Авторским коллективом (скульптор С. Алипов, архитектор Л. Беркович) было рассмотрено и проанализировано более двадцати возможных мест установки памятника в городской среде и на периферийных пространствах. После продолжительного обсуждения и анализа местом установки была выбрана территория парковой зоны «Красная горка» — являющаяся одной из частей зелёного пояса г. Вытегры, расположенной недалеко от автовокзала. Находящаяся там пятиглавая Сретенская церковь в русском стиле (1869-1873, архитектор А. С. Четверухин) и деревянная Исаакиевская часовня с пропильной резьбой (перевезена с Беседной горы, автор неизвестен) и характерное для онежского региона природное окружение как нельзя лучше соответствовали творческому наследию великого поэта.
Территория парковой зоны под организацию литераторского дендропарка ограничена Ленинградским трактом с южной стороны и улицей Лейтенанта Чеботарёва с восточной стороны (Илл. 1).
У авторов проекта возникла идея поставить скульптуру Н. Клюева в дендропарке, названном именем поэта. С. Ю. Алипов предложил организовать посадки, сорта и виды которых были бы взяты из поэзии Н. Клюева. Для конкретизации задачи по созданию литераторского дендропарка был привлечён Владимир Борисович Петров (1959-2012) — петербургский специалист по агроэкологии. Скульптор познакомился с В. Петровым в 1991 г.
В. Петров владел знаниями и практическими навыками ландшафтных работ. Он долгие годы работал садовником в садах и парках Швейцарии. В. Петров откликнулся на идею скульптора и написал ряд статей о природе в стихах Клюева. Автор нашёл в творчестве поэта около 900 видов растений. 7 октября 2006 г. он сделал доклад на данную тему. После представления статьи, обещающей исследования данного вопроса, администрацией Выте-горского района было принято решение об изыскании средств на подготовительный этап разбивки дендропарка.
Для Николая Клюева природа — мир зелёного царства, где царит покой и отрада, простор и свобода. Мир, где нет места суетным волнениям души, рыданиям и злобе, где жизнь тиха как не колеблемое ветром пламя лампады:
Илл. 2. Леонид Григорьевич Беркович. Генплан установки памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Октябрь 2014. Компьютерная графика. Архив Л. Г. Берковича
Через год после утверждения и доработки гипсовой модели памятника в июне 2016 г. был выполнен завершающий этап работы над памятником — отливка в бронзе и чистовая обработка бронзовой скульптуры Николая Клюева.
Установка и монтаж памятника проходили 23-26 августа. Торжественное открытие состоялась 27 августа 2016 года на территории «Красной горки» в г. Вытегре.
Над рабочей моделью и проектом памятника в 2004-2006 гг. С. Ю. Алипов работал вместе с архитектором Леонидом Григорьевичем Берковичем, чьи композиционные и технические решения позволили до конца воплотить замысел скульптора. В 2007 г. архитектор Л. Г. Беркович разработал концепцию, а затем выполнил эскизный проект дендропарка. После обсуждения проекта с представителями Вытегорской администрации концепция была одобрена и прията к исполнению.
По словам скульптора, все долгие годы создания памятника бессменным «двигателем» реализации проекта была Тамара Павловна Макарова — в 1976-2011 гг. директор Вытегорского краеведческого музея.
Авторы памятника, насколько возможно, попытались передать грани таланта и драматическую судьбу «новокрестьянского» поэта Н. А. Клюева, творчество которого отличается национальным колоритом, глубоким знанием народных традиций, красочной стилистикой поэтического языка, использованием образов народного творчества, патриархальным крестьянским мироощущением.
Широко необъятное поле, А за ним чуть синеющий лес! Я опять на просторе, на воле И любуюсь красою небес. В этом царстве зелёном природы Не увидишь рыданий и слез; Только в редкие дни непогоды Ветер стонет меж сучьев берёз. Не найдёшь здесь душой пресыщенной Пьяных оргий, продажной любви, Не увидишь толпы развращённой С затаённым проклятьем в груди.
Здесь иной мир — покоя, отрады, Нет суетных волнений души; Жизнь тиха здесь, как пламя лампады, Не колеблемой ветром в тиши. [2, с. 78]
Автором архитектурной части была предложена концепция планировки, в которой предлагалось на отведённой под разбивку литераторского дендропарка территории создать «Галактику православного поэта» — метафорическую «петлю времени», как зримый символ сложного жизненного пути Н. Клюева, выраженный средствами ландшафтного дизайна.
«Петля времени» — дорожная сеть дендропарка, с включением различных по величине площадок, олицетворяющих наиболее важные этапы жизни поэта. На центральной, наиболее крупной площадке предполагалось установить памятник Николаю Клюеву (Илл. 2).
ПРОЕКТ-КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВКИ ДЕНДРОПАРКА ИМ. Н. А. КЛЮЕВА В ГОРОДЕ ВЫТЕГРА
Топографии сна я съемка территории 'Красная горка'
М. 1:1000
Разраьотал цл, Союза Дизайнеров России Берковиц У1.Г,
10.2014г.
Илл. 3. Леонид Григорьевич Беркович. Проект-концепция планировки дендропарка им. Н. А. Клюева. Октябрь 2014. Компьютерная графика. Архив Л. Г. Берковича
По предложению автора внешняя, идущая по периметру дендропарка, пешеходная дорожка охватывала не только территорию дендропарка, но и прилегающий к Сретенской церкви участок (Илл. 3).
Принятое администрацией г. Вытегры решение определило границы будущего литературного дендропарка с отчуждением территории участка Сретенской церкви. Границу дендропарка определили от линии забора, прилегающего к церкви участка, до улицы Лейтенанта Чеботарёва, вдоль Ленинградского тракта. Входную зону дендропарка, после совместных обсуждений, перенесли ближе к Сретенской церкви, организо-
вав вход со стороны Ленинградского тракта. По согласованию сторон было определено место центральной площадки для установки памятника — на возвышенности Красной горки в центре существующей поляны напротив входной зоны со стороны Ленинградского тракта.
Концепция благоустройства дендропарка
Базируясь на предложениях планировки архитектора Л. Берковича, дендрологических исследованиях В. Петрова и одобрении этих разработок специалистами-исследователями
Илл. 4. Леонид Григорьевич Беркович. Развертка дендропарка им. Н. А. Клюева, выполненная в Adobe Photoshop. Октябрь 2014. Компьютерная графика. Архив Л. Г. Берковича
Илл. 5. Сергей Юрьевич Алипов. Н. А. Клюев с птицей Сирин на плече. Крафт на фанерном основании, уголь, мягкий карандаш. Сентябрь 2014. Мастерская скульптора С. Ю. Алипова в Санкт-Петербурге
творчества Н. А. Клюева, была сформирована общая концепция устройства литераторского дендропарка. Вытегорской администрацией был проведён конкурс на исполнение работ по устройству литераторского дендропарка им. Н. А. Клюева на территории Красной горки.
По итогам конкурса определились исполнители работ — ВГМХА им. Верещагина г. Вологды. Согласно принятой концепции, на территории дендропарка планируется высадить деревья, кустарники, цветочные и травные растения, многократно упоминаемые в поэзии Н. А. Клюева. Предполагается устройство тематических площадок, посвящённых ключевым этапам жизни поэта, вокруг них выполняется разбивка газонов и посадка декоративных растений в виде узоров или мотивов национальных вышивок.
Принятая концепция планировки дендропарка предполагает организацию 4 укрупнённых тематических зон:
• «Райский сад» — за боковым фасадом Сретенской церкви, напротив Исаакиевской часовни.
• «Широколиственный лес», расположенный в центре территории Красной горки, вокруг площадки с памятником.
• «Мелколиственный лес», расположенный вдоль Ленинградского тракта, от площадки с памятником до входной зоны со стороны улицы Лейтенанта Чеботарёва.
• «Тайга», расположенная вокруг входной зоны со стороны улицы Лейтенанта Чеботарёва и соприкасающаяся с зоной «Мелколиственный лес».
На территории дендропарка планируется установка фонарей, скамеек и малых архитектурные форм, тематически связанных с творчеством поэта.
Разработка проекта памятника Н. А. Клюеву
Подготовительные работы, связанные с проектом памятника включали несколько этапов:
• разработку концепции,
• эскизную проработку,
• определение габаритных размеров,
• привязка к ситуации,
• компьютерное моделирование,
• подбор шрифта,
• выбор постамента-валуна и др.
Памятник Н. А. Клюеву, его связь с окружающей средой
Исходя из ранее разработанной и утверждённой концепции литераторского дендропарка, памятник должен одновременно являться и центром и доминантой его планировки. Габариты памятника должны попасть в шкалу масштабов природного окружения, гармонировать с деталями окружающей среды. Памятник должен одновременно и выделяться и растворяться в колорите окружающих зелёных насаждений, гармонировать с природным окружением в различные сезоны года.
Памятник должен выделяться плотным пятном на фоне раскидистых полуажурных крон мелколиственных, рыхлых крон крупнолиственных деревьев и густых крон хвойников. Антропоморфный силуэт памятника согласуется с нерегулярным абрисом крон деревьев и кустарников, объединяется с природной средой.
Для проверки художественной концепции и творческих идей авторского коллектива архитектором Л. Берковичем была
Илл. 6. Сергей Юрьевич Алипов. Модель памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Гипс, лепка, формовка. Октябрь 2014. Краеведческий музей, Вытегра
Илл. 7. Леонид Григорьевич Беркович. Модель памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Июнь 2015. Компьютерная графика. Архив Л. Г. Берковича
Илл. 8. Леонид Григорьевич Беркович. Модель памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Июнь 2015. Компьютерная графика. Архив Л. Г. Берковича
выполнена фасадная развёртка дендропарка вдоль Ленинградского тракта, с учётом существующих посадок и доминанты — пятиглавой Сретенской церкви. Следующим шагом стала «постановка» памятника Н. Клюеву в смоделированный зелёный массив дендропарка.
Развёртка наглядно показала целесообразность постановки памятника в зелёный массив Красной горки, обоснованность роли памятника как второй доминанты. Памятник зрительно уравновесил зелёную массу Сретенской церкви, обогатил однообразную протяжённую линию зелёных насаждений Красной горки. Проектное предложение подтвердило верность проектного замысла. Развёртки выполнена Л. Берковичем в растровом редакторе Adobe Photoshop в 2014 г. (Илл. 4).
Опираясь на развёртку дендропарка, авторским коллективом были определены ориентировочные размеры памятника, что позволило скульптору С. Алипову приступить к поискам пластических характеристик фигуры поэта.
На картоне, наклеенном на фанерный щит (1300 х 3000 мм), скульптор выполнил первое изображение фигуры Н. Клюева с птицей Сирин на плече в натуральную величину (Илл. 5). В этот же период С. Алипов слепил из пластилина и перевёл в гипс уменьшенную модель (1/2 натуральной величины) скульптуры (Илл. 6).
Перцепция памятника в связи с сезонными изменениями природного окружения
Развивая идею создания литераторского дендропарка, авторы предложили дополнить существующие насаждения деревьями, кустарниками, цветочными и травными растениями, многократно упоминаемыми в поэзии Н. А. Клюева.
При разработке планировки литераторского дендропарка и определения места установки памятника необходимо учитывать векторы движения посетителей, восприятия ими глубинно-пространственной композиции, а так же освещение, цвета и текстуры растений.
Значительную роль в целостном восприятии привнесённого в окружающую среду арт- объекта и самой среды играет соответствие графики стволов и веток древесных и кустарниковых растений с силовыми линиями памятника, его соотношение с масштабом человека. Так же единству восприятия способствует соединение вертикали памятника с горизонталью земли через установочную площадку и сочетающимся с окружением мощением.
Связь с окружающей средой, силуэт, общие пропорции, пластическая структура и динамика памятника Н. Клюеву во многом прорабатывались авторским коллективом совместно.
Памятник должен являться доминантой литераторского парка и одновременно композиционным центром «видовых кадров» с различных точек движения посетителей.
Архитектор Л. Беркович предложил связать выбор цвето-тонального решения памятника с сезонными изменениями колорита природного окружения, отражёнными в творческой палитре поэта. Каждый период года обладает характерными цветовыми гаммами; существующие насаждения Красной горки, обогащенные посадками могут предать восприятие родной природы поэта, воспетой в его стихах.
В летний период набравшая силу сочная листва деревьев и кустарников, ковёр полевых цветов и трав обогащают цвета бронзовой фигуры поэта и каменного постамента разнообразными золотисто-зеленоватыми оттенками. Свет неба дополняет природную палитру динамичными сине-голубыми рефлексами. Памятник «растворяется» в живописной среде, как бы "плывёт" в пространстве парка. Насыщенная палитра памятника символизирует сформировавшееся творчество самобытного поэта и стабильные периоды его жизни.
Любви начало было летом,
Конец — осенним сентябрём.
Ты подошла ко мне с приветом
В наряде девичьи-простом.
(«Любви начало было летом ...») [2, с. 96].
Илл. 9. Леонид Григорьевич Беркович. Надпись на памятнике Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Июнь 2016. Бумага, карандаш, тушь. Архив Л. Г. Берковича
В начале осени естественным фоном памятника являются кроны и стволы крупных деревьев, в основном елей и берёз, с их характерным цветным узорочьем. Основанием композиции, её связью с земной поверхностью служат декоративное мощение пастельных тонов и почвопокровные растения различных оттенков.
В златотканные дни Сентября
Мнится папертью бора опушка.
Сосны молятся, ладан куря,
Над твоей опустелой избушкой.
Ветер-сторож следы старины
Заметает листвой шелестящей.
Распахни узорочье сосны,
Промелькни за березовой чащей!
(«В златотканые дни сентября ...») [2, с. 137].
В осенний период натуральный цвет валуна-постамента обогащается живописными рефлексами опавшей листвы. Ком-
позиция памятника насыщается рефлексами окружающей природы, прозрачными голубыми бликами неба и серыми оттенками дождя. Ансамбль, при монументальности образа, обретает живописное звучание, символизирует зрелое творчество поэта, передаёт светлые периоды в его жизни, отсылает к истокам его поэзии.
Темным зовам не верит душа, Не летит встречу призракам ночи. Ты как осень ясна, хороша, Только строже и в ласках короче. («Темным зовам не верит душа») [2, с.131].
Отого в глазах моих просинь, Что я сын Великих озер. Точит сизую киноварь осень На родной, беломорский простор. («Поэту Сергею Есенину») [2, с. 297].
Илл. 11. Леонид Григорьевич Беркович. Эскиз железобетонного фундамента Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Июль 2014. Бумага, карандаш. Архив Л. Г. Берковича
В зимний период акценты живописной среды смещаются на стволы и обнажённые ветки деревьев, плотные зеленоватые оттенки хвойных деревьев, бело-голубые, бело-розовые, светло-охристые, светло-сиреневые оттенки снежного покрова. Ансамбль приобретает монументальный графический образ, символизирует сложный драматичный период жизни и творчества поэта.
.Чем ущербней зима
К мигу солнечных встреч,
Тем угрюмей тюрьма
Будет сказку стеречь.
(«Ты не плачь, не крушись») [2, с. 148]
Илл. 10. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография постамента памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Январь 2014. Архив Л. Г. Берковича
.Ужель обманула зима И сны, что про солнце шептали? Плывут облаков терема
Илл. 12. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография установленного постамента памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Май 2015. Архив Л. Г. Берковича
Илл. 13. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография монтажа памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Август 2016. Архив Л. Г. Берковича Илл. 14. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Август 2016. Архив Л. Г. Берковича
В рябые, потусклые дали. («Невесела нынче весна») [2, с. 194]
В весенний период освещённый лучами солнца памятник начинает следующий круг жизни, символизируя возрождение творчества поэта, вторя символу возрождения жизни —пти-це-Сирин, сидящей у поэта на плече.
...И у елей в лапах простертых Венки из белых купав.
В зеленчатом сарафане Слушает звон сосна. Скоро в лужицу на поляне Обмокнет лапоток весна. («Заозерье») [2, с. 653].
Поиск художественного образа памятника
Первостепенной задачей, помимо вопросов гармоничного единства памятника и окружающего пространства, являлось нахождение художественного образа. Основным критерием и главным эталоном поиска художественного образа Н. Клюева служила самооценка творчества и видение своего предназначения поэтом.
Пусть я в лаптях, в сермяге серой, В рубахе грубой, пестрядной, Но я живу с глубокой верой В иную жизнь, в удел иной!
Века насилья и невзгоды, Всевластье злобных палачей Желанье пылкое свободы Не умертвят в груди моей!
Наперекор закону века, Что к свету путь загородил, Себя считать за человека Я не забыл! Я не забыл! («Пусть я в лаптях») [2, с. 82].
Я — посвящённый от народа, На мне великая печать, И на чело своё природа Мою прияла благодать.
Вот почему на речке ряби
В ракитах ветер-Алконост
Поёт о Мекке и арабе,
Прозревших лик Карельских звёзд.
(«Я — посвящённый от народа ») [2, с. 391].
Илл. 15. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Август 2016. Архив Л. Г. Берковича
Илл. 16. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Август 2016. Архив Л. Г. Берковича
Архитектор Л. Г. Беркович, с учётом творческих наработок и предложений, смоделировал фасады памятника Н. Клюева в природном окружении Красной горки. Фасады были одобрены администрацией Вытегорского района и рекомендованы к дальнейшей разработке. Окончательный вариант памятника был выполнен архитектором Л. Г. Берковичем в компьютерной графике во второй половине 2015 г. (Илл. 7, 8). Позже им были разработаны варианты шрифтовой композиции для постамента. Варианты шрифтовой композиции были представлены на рассмотрение компетентной комиссии Вытегорского района, где был одобрен наиболее лаконичный вариант, передающий дух 1930-х гг. СССР (Илл. 9). После согласования с областным отделом культуры администрация Вытегорского района подписала проект к исполнению и инициировала исполнение памятника.
Скульптор С. Алипов завершил общую моделировку фигуры поэта, прибавив динамику движения и усилив драматизм композиции. Доработка фигуры, в принципе, была завершена во второй четверти 2015 г. В этот же период (24 октября 2015 г.) мастерскую скульптора посетили участники Всероссийской научной конференции с международным участием VII Санкт-Петербургских научных чтений памяти Николая Клюева. Среди них были известные литературоведы, исследователи и почитатели творчества Н. Клюева:
- Логинов Константин Кузьмич — канд. ист. наук, старший научный сотрудник сектора этнологии ИЯЛИ КарНЦ РАН (Петрозаводск),
- Доманский Валерий Анатольевич — д-р пед. наук, профессор ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург),
- Капралов Михаил — художник, сотрудник Общества русской традиционной культуры (Санкт-Петербург),
- Тампио Вениамин — поэт-любитель (Санкт-Петербург),
- Медведева Анастасия Александрова — музыкант-исполнитель (вокал) (Санкт-Петербург) и др.
Зрители единогласно одобрили образ, пластическую структуру и эмоциональный настрой скульптурной композиции. Через год после утверждения и доработки гипсовой модели памятника в июне 2016 г. был выполнен завершающий этап работы над памятником — отливка в бронзе в литейном цехе и окончательная обработка бронзовой скульптуры Николая Клюева.
Сюжет памятника и соответствующий ему выбор камня-постамента
Жизнь поэта неразрывно связана с землёй Прионежья. Наиболее характерными элементами Вытегорской земли являются различные по форме и текстуре камни-валуны. Камень-
постамент должен олицетворять неразрывную связь поэта с родной землёй. По идее авторов, постаментом под фигуру поэта должен быть естественный валун красновато-коричневого оттенка, найденный на земле Прионежья.
Естественный цвет камня, обогащённый разнообразными рефлексами природного окружения и неба, должен ассоциироваться как с плотной земной материей, так и с лёгкой материей плывущего по небу дождевого облака. Зеленовато-охристые рефлексы природного окружения и прозрачные голубовато-синие блики неба создают художественно-образную метафору «камня-облака», существующего в двух стихиях. Камень с подобными характеристиками был обнаружен на побережье Онежского озера и доставлен на место установки — Красную горку — зимой 2014 г. (Илл. 10). «Камень-облако» символизирует двуединую судьбу поэта, парящего в поэтических сферах и переносящего все тяготы жизни на земле.
Природы радостный причастник, На облака, молюся я. На мне иноческий подрясник И монастырская скуфья.
Обету строгому неверен, Ушёл я в поле к лознякам, Чтоб поглядеть, как мир безмерен, Как луч скользит по облакам,
Как пробудившиеся речки Бурлят на талых валунах, И невидимка теплит свечки В нагих, дымящихся кустах.
(«Набух, оттаял лёд на речке») [2, с. 172].
Облака — нагорная церковь,
Ветер-колокол гудит победно.
Там за гранью бренности, не меркнув,
Протекает белая обедня.
Сердце чует радужные клиры
И звенит, цветёт, как тишина.
Грёзу-чёлн от тягостного мира
Мчит в безбрежность нежности волна.
(«Облака — нагорная церковь») [2, с. 124].
То богоносный дух поэта
Над бурной родиной парит,
Она в громовый плащ одета,
Перековав луну на щит.
(«Я — посвящённый от народа») [2, с. 391].
Вид постамента, его связь с фигурой поэта
Авторами был определён характерный вид постамента — это дикий камень-валун высотой около 3-х метров, передающий впечатление крутого обрывистого берега. Валун должен завершаться относительно ровной верхней площадкой, одна из граней камня, обращённая на зрителей, также должна быть ровной. Заданные параметры постамента определяются методом визуального отбора. Валун устанавливается на мощном фундаменте. Грани, верхняя площадка, по возможности, подвергаются минимальной обработке.
Постамент и фигура должны представлять единый ансамбль, передающий драматическую судьбу поэта. Фигуре придаётся зрительно нестабильное равновесие, символизирующее трагизм жизненного пути, несовместимость внутреннего мира поэта с идеологией и ценностями советской России. Скульптура поэта устанавливается на край валуна, закрепляется в трёх точках опоры — в основаниях ступней (подошвах сапог) и в основании посоха. Впечатление дополняется выносом части ступни правой ноги над краем валуна. Неустойчивость фигуры допускает различную трактовку действий поэта — возможно, он готов шагнуть в бездну, сделать шаг назад или подняться в небо.
Вскормили нас ущелий недра, Вспоил дождями небосклон, Мы — валуны, седые кедры. Лесных ключей и сосен звон. («Вы обещали нам сады») [2, с. 146].
От иконы Бориса и Глеба,
От стригольничьего Шестокрыла
Моя песенная потреба,
Стихов валунная сила.
(«От иконы Бориса и Глеба») [2, с. 511].
Как пробудившиеся речки
Бурлят на талых валунах,
И невидимка теплит свечки
В нагих, дымящихся кустах.
(«Набух, оттаял лёд на речке») [2, с. 172].
Сирин-птица, её роль в сюжете памятника
Я же — в избе и в хлеву, Ткал золотую молву, Сирин мне вести носил С плах и бескрестных могил. («Песнь солнценосца») [2, с. 365].
По мысли авторов, птица Сирин должна восприниматься в динамике действия. У зрителей должно создаться впечатление словно вспорхнувшей с древа жизни и перелетевшей на правое плечо поэта птицы Сирин, чтобы навеять ему строчки стихов. Между поэтом и Сирин-птицей образуется духовная связь, возникает диалог. Поворот головы и задумчивое лицо поэта должны показывать, что он прислушивается к руладам райской птицы.
Я — древо, а сердце — дупло,
Где Сирина-птицы зимовье,
Поёт он — и сени светло,
Умолкнет — заплачется кровью.
(«Я — древо, а сердце — дупло») [2, с. 326]
Сирин-птица — важнейший компонент композиции памятника, часть духовного мира и энергетики поэта. Одновременно она является самостоятельной сущностью, обладающей своей яркой индивидуальностью. Сирин-птица (в интерпретации Н. А. Клюева) — проводник небесного мира, она несёт вести о будущем, ведёт песню-диалог с поэтом, направляет его творчество.
Поёт мне Сирин издалеча:
«Люби, и звезды над тобой
Заполыхают красным вечем,
Где сердце — колокол живой».
(«Где рай финифтяный и Сирин») [2, с. 341]
С древа жизни сиринов вспугнуть,
И под вихрем крыл сложить былину.
За стихи свеча Садко-овину...
Скучно сердцу строки-дуги гнуть.
(«На овинной паперти Пасха») [2, с. 320].
Одновременно с невесомостью существа из другого мира должна ощущаться и физическая тяжесть птицы Сирин, сила взмаха её крыльев. Материальность птицы выражается в готовности «удержать поэта» на краю пропасти и даже поднять его грузную фигуру в небо или, возможно, способствовать роковому шагу в неизведанное. Посох, на который весомо опирается согнувшийся под грузом проблем поэт, дополняет ощущение неустойчивости, подтверждает значимость птицы Сирин в равновесии фигуры.
Илл. 17. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография торжественного открытия памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре. Август 2016. Архив Л. Г. Берковича
Илл. 18. Благодарственное письмо Л. Г. Берковичу от главы МО «Город Вытегра» С. А. Авдухиной. 27 августа 2016. Архив Л. Г. Берковича
Как по озеру бурливому,
По Онегушку шумливому,
На песок-луду намойную,
На коряжину подводную,
Что ль на тот горючий камешек, —
Прибережный кремень муромский, —
Птицы вещие слеталися,
От туманов отряхалися.
Перва птица — Куропь снежная,
Друга — черная Габучина,
А как третья птица вещая —
Дребезда золотоперая.
(«Песня о Соколе и о трёх птицах Божиих») [2, с. 100-101].
Выбор места установки, габариты и планы восприятия памятника
Памятник Н. А. Клюеву задумывался как монументальная скульптура. Для восприятия зрителем монументальной скульптуры без ракурсных искажений перед ней необходимо создать открытое свободное пространство, примерно равное его двойной высоте. Выбранное место представляло поляну свободных очертаний (30 х 30 м), что позволило организовать круглую площадку диаметром 12 м для установки памятника в центре. Фоном и первым дальним планом памятника послужил естественно сформировавшийся вокруг поляны «круг берёз».
Берёзки — бледные белички, Потупясь, выстроились в ряд. Я голоску веснянки-птички, Как материнской ласке, рад. («Набух, оттаял лёд на речке») [2, с. 172].
Граница и пространство площадки определились как первый и ближние планы обозрения памятника, пространство от существующей аллеи до площадки — как второй, дальний план обзора. Установка памятника осуществлялась с учётом организации нескольких планов обзора. Ориентировочная высота каменного постамента составила около 3 м. Это примерно 1/5 - 1/6 высоты 20-ти или 30-ти метровых деревьев, окружающих поляну, что соответствует привычному для человека масштабу восприятия искусственного объекта в природном окружении.
Конструктивные особенности фундамента
При разработке фундамента под постамент памятника архитектором Л. Г. Берковичем была предложена концепция конструкции, способной выдержать монолитную глыбу, весом 14-16 и более тонн. Габариты фундамента составили 3,5 х 3,5 х 2 (Щ метра. (Илл. 11).
В верхней части железобетонного фундамента была сформирована квадратная ниша 3 х 3 х 0,4 (Щ метра под основание камня. В нишу выводится верхняя часть армированной сетки из арматуры dн — 20-25, представляющей пространственный блок из ячеек 200 х 200 х 400(Щмм. При установке камня под воздействием его массы происходит смятие арматуры ячеек и образование ложа под форму основания валуна-постамента.
После установки камня остаточный объём горизонтальной ниши заполняется цементным раствором высокой марки. При затвердевании основание валуна плотно обжимается цементной массой, исключающей какие-либо подвижки в будущем. Постамент был успешно установлен без предварительной обработки основания (Илл. 12).
Монтаж памятника Н. Клюеву
В начале августа 2016 г. в литейном цехе ООО «Рождест-вено» в районе ст. Рахья Всеволожского района Ленинградской области была завершена отливка скульптуры поэта. Директор ООО «Рождествено» Акузин Михаил, почитатель творчества Н. Клюева, и исполнители работ сделали всё от них зависящее для выполнения отливки скульптуры качественно и в срок. Цельную бронзовую фигуру поэта со всеми предосторожностями погрузили в кузов грузовика. Рано утром грузовик с цельной фигурой поэта выехал в направлении г. Вытегры, к месту установки памятника.
К вечеру того же дня, проделав путь около 470 километров, фигура поэта была доставлена к месту установки на Красной поляне. Утром следующего дня подошёл подъёмный кран и выгрузил ценный груз. Последующий подъем на постамент, корректировка положения и монтаж завершили установку фигуры (Илл. 13).
Образная связь и сомасштабность с окружающей средой и с человеком, эстетическая значимость памятника
После завершения установки фигуры на постамент и обзора сложившейся композиции стало очевидным, что памятник стал частью и активной доминантой окружающего пространства, как и предполагалась авторами. Гармоничное сочетание пропорций фигуры и постамента, общих габаритов монумента и площадки с окружающими природными элементами способствовали единению образа одухотворённого поэта с территорией литераторского дендропарка. Создалось впечатление, что постамент «давно существует» на этом месте, что фигура поэта теряет плотную материальность бронзы и «растворяется» в природном окружении. Казалось, «живой» поэт со сроднившейся с ним птицей Сирин остановился передохнуть и прислушаться к звукам небесных и земных сфер.
Творческие задачи определённые авторами успешно воплотились в реальности. Памятник стал гармоничной доминантой, сомасштабной окружающей природе, архитектурным сооружениям и человеку (Илл.14, 15).
Изменение эмоционально-образного восприятия монумента при изменениях естественного освещения
Утреннее освещение проявляет собственные тени, падающие тени мягко ложатся на землю. Выявляет общая пластика фигуры, передаётся сдержанное эмоциональное состояние поэта, вспоминается его многогранное творчество, трагический жизненный путь.
Дневное освещение проявляет верхнебоковые поверхности композиции, четко «лепится» общая форма фигуры, проявляются детали, невидимые при утреннем освещении. Образ наполняется силой и уверенностью, возникает ощущение ярких периодов творчества поэта, вспоминается его успех у читателей, признание в литературных кругах.
Свет прорисовывает лица поэта и птицы Сирин, зритель ощущает их напряжённый внутренний диалог. Наиболее ярко проявляется динамика форм, что придаёт материальность и убедительность всей композиции. Короткие падающие тени подчёркивают возвышенное стремление поэта в высшие сферы.
Лёгкие тени вечернего заката смягчают динамику форм, обобщают пластику скульптуры, появляются новые нюансы в деталях скульптуры, особенно в портрете поэта (Илл.16). Выражение лица «приобретает живые черты», кажется, из глубин прошлого до нас доносятся слова великого поэта о бессмертии души, сказанные им более ста лет назад:
Я говорил тебе о Боге,
Непостижимое вещал
И об украшенном чертоге
С тобою вместе тосковал.
Я тосковал о райских кринах, О берегах иной земли, Где в светло-дремлющих заливах Блуждают сонно корабли.
Плывут преставленные души В незатемнённый далью путь, К Материку желанной суши От бурных странствий отдохнуть.
С тобой впервые разгадали Мы очертанья кораблей, В тумане сумеречной дали, За гранью слившихся морей.
И стали чутки к откровенью Незримо веющих сирен, Всегда готовы к выступленью Из Лабиринта бренных стен.
Но иногда мы чуем оба Ошибки чувства и ума: О, неужель за дверью гроба Нас ждет неволя и тюрьма?
Все так же будет вихрь попутный Крутить метельные снега, Синеть чертою недоступной Вдали родные берега?
Свирелью плачущей сирены Томить пугливые сердца, И океан лохмотья пены Швырять на камни без конца? («Я говорил тебе о Боге») [2, с. 97-98].
Появление памятника поэту на территории «Красной горки» существенно повлияло на формирование эстетически выразительного облика и туристической привлекательности г. Вытегры. Николай Клюев вернулся на родную землю.
Открытие памятника
Торжественное открытие памятника Н. А. Клюеву состоялось в 11 часов 27 августа 2016 г. Это знаковое событие, ожидаемое долгие годы, было приурочено к празднику Дня города Вытегры и яркого литературного события «XXXII Клюевские чтения» (Илл. 17). Открывали памятник глава Вытегорского муниципального района Александр Николаевич Павликов и Тамара Павловна Макарова — в 1976-2011 гг. директор Вытегорского краеведческого музея.
На открытии памятника с приветственным словом выступил депутат Законодательного Собрания Вологодской области С. М. Пахарев. От имени депутатов Собрания он выразил благодарность всем, кто стоял у истоков проекта установки памятника Клюеву на его родине.
К этой благодарности присоединился председатель Представительного собрания Вытегорского муниципального района А. В. Зимин. Народный самодеятельный коллектив исполнил песни на стихи Клюева.
На празднике, посвященном открытию памятника великому русскому поэту, присутствовали участники научно-практической конференции с международным участием «XXXII Клюевские чтения»: в. н. с. ИМЛИ РАН, к. ф. н. С. И. Субботин, гл. н. с. Карельского научного центра, д. ф. н. Е. И. Маркова (Петрозаводск), К. К. Логинов к.и.н., с.н.с. сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук (Петрозаводск), проф. М. Мейкин (Энн-Арбор, Мичиган, США), проф. Т. А. Пономарева (Москва), члены Есенинской группы ИМЛИ РАН к. ф. н. М. В. Скороходов и к. ф. н. С. А. Серёгина, С. С. Куняев — автор книги «Ты, жгучий отпрыск Аввакума», вышедшей в 2014 г. в серии «Жизнь замечательных людей» и др.
Илл. 19. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография скульптора памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре Сергея Юрьевича Алипова. Август 2016. Архив Л. Г. Берковича
Кроме участников конференции на открытие памятника приехали многочисленные поклонники творчества Н. Клюева, литературоведы, писатели, журналисты, издатели из Москвы, Петербурга, Челябинска, Петрозаводска, Пудожа и других городов России и зарубежья.
Многолетняя творческая работа по созданию памятника Николаю Клюеву была успешно завершена, стрем-
Илл. 20. Леонид Григорьевич Беркович. Фотография архитектора памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре Леонида Григорьевича Берковича. Август 2014. Архив Л. Г. Берковича
ление авторов передать своё понимание яркой, сложной и самобытной личности поэта, его глубинную связь с национальной культурой получило достойное воплощение.
Памятник Николаю Клюеву признан исторически значимым объектом
Авторам памятника — С. Ю. Алипову, Л. Г. Берковичу и директору литейного цеха г. Санкт-Петербурга М. Ю. Акку-зину были вручены благодарственные письма главы района, а Т. П. Макаровой было публично присвоено звание «Почётного гражданина района».
В благодарственном письме отмечается личный вклад архитектора в сохранение культурного наследия и в создание исторически значимого объекта — памятника Николаю Клюеву в г. Вытегре (Илл. 18).
Заключение. Установка памятника Н.А. Клюеву — этап в комплексе мероприятий, посвящённых увековечению памяти поэта на его родной земле
Установка памятника стала новым этапом в комплексе мероприятий, посвящённых увековечению памяти поэта на его родной земле. Предполагается разбить дендропарк на территории Красной горки г. Вытегры, реконструировать дом-музей поэта Николая Клюева, расширить музейную экспозицию «Жизнь и творчество», открытую в 1991 г., обустроить место на Верхне-Пятницком погосте, где похоронены родители поэта, отметить памятными досками места, где проживал и творил поэт. Также предполагается проведение конференций и чтений, выпуск изданий, посвящённых творчеству Н. А. Клюева.
Воплощённый образ поэта вернулся на Родину, стал поборником правды и совестливостью Вытегорской земли. В памятнике полностью воплотилось восприятие авторами поэтического мира поэта, его характер, портретное сходство. Поэт стоит над временем, видит тернистый путь развития мира, пытается предупредить нас о таящихся опасностях.
Я был прекрасен и крылат В богоотеческом жилище, И райских кринов аромат Мне был усладою и пищей.
Блаженной родины лишён И человеком ставший ныне, Люблю я сосен перезвон, Молитвословящий пустыне.
Лишь одного недостает Душе в подветренной юдоли, — Чтоб нив просторы, лоно вод Не оглашались стоном боли,
Чтоб не стремил на брата брат Враждою вспыхнувшие взгляды, И ширь полей как вертоград Цвела для мира и отрады,
И чтоб похитить человек
Венец Создателя не тщился,
За что, отверженный навек,
Я песнокрылия лишился.
(«Я был прекрасен и крылат») [2, с.135].
Список литературы:
1. Азадовский К. М. Жизнь Николая Клюева: документальное повествование. СПб.: Изд-во журн. «Звезда», 2002. 368 с. https://www. booksite.ru/klyuev/3 4 01.html (дата обращения: 20.06. 2019)
2. КлюевН. А. Сердце Единорога. Стихотворения и поэмы. СПб.: РХГИ, 1999. 1072 с.
3. Клюев Н.А. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Б.м.: A. Neimanis, 1969. 571 с.
References:
Azadovskii K.M. Zhizn' Nikolaia Kliueva: dokumentalnoe povestvovanie (Life of Nikolai Kliuev: Documentary Narration). Saint Petersburg, Izdatelstvo zhurnala "Zvezda" Publ., 2002. 368 p. (in Russian)
Kliuev N. A. Serdce Edinoroga. Stihotvorenija i poemy (Unicorn Heart. Poems). Saint Petersburg, RHGI Publ., 1999. 1072 р. (in Russian) Kliuev N. A. Sochineniia (Works). In 2 vol. Vol 1. A. Neimanis Publ., 1969. 571 p. (in Russian)
Авторы памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре
Алипов Сергей Юрьевич, скульптор, член Санкт-Петербургского Союза художников РФ. http-www.alipov.info; [email protected]; [email protected] (Илл. 19).
Беркович Леонид Григорьевич, архитектор, член Союза дизайнеров РФ. (Илл. 20).
Установка памятника Н. А. Клюеву в г. Вытегре - 27 августа 2016 года. Описание, ссылки на некоторые интернет-публикации:
http://litsota.ru/otkryt-pamyatnik-nikolayu-klyuevu/
http://imli.ru/index.php/2016/1987-0tkrytie-pamyatnika-na-klyuevu-i-tridtcat-vt0rye-klyuevskie https://gazeta-licey.ru/news/47940-v-vyitegre-0tkryilsya-pervyiy-v-r0ssii-pamyatnik-nik0layu-klyuevu http://vytegra.munrus.ru/news/media/20l4/8/5/o-provedenii-vstrechi-s-berkovichem-leonidom-grigorevichem/ http://www.b00ksite.ru/pressa/911.htm
http://lgz.ru/article/36-6566-14-09-2016/uvek0vechen-na-r0dn0y-zemle/
http://vologdaregion.ru/news/20l6/8/2з/v-vytegre-ustanovili-pamyatnik-poetu-nikolayu-klyuevu http://www.v0l0gda.aif.ru/culture/pamyatnik poetu nikolayu klyuevu otkroyut у vytegre