Научная статья на тему 'История создания и развития междугородной правительственной связи'

История создания и развития междугородной правительственной связи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1720
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗЬ / АППАРАТУРА ВЧ-СВЯЗИ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / СПЕЦСВЯЗЬ / РАДИО / ТЕЛЕФОН / СТАНЦИЯ / ЗАСЕКРЕЧЕННАЯ / COMMUNICATION / HIGH-FREQUENCY EQUIPMENT / GOVERNMENT / THE SPECIAL COMMUNICATION / RADIO / TELEPHONE / STATION / SECURITY RESTRICTED

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федоров Артем Павлович

В статье отражена история создания и развития междугородней правительственной связи, а также основные моменты становления и развития специальной связи. Также в статье рассматриваются современные задачи, выполняемые подразделениями специальной связи РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of creation and development of long distance governmental communication

The article is devoted to the history and development of intercity government communication. This paper contains the main points of the formation and development of special communication. The article also considers the modern problems that are solved by units of Special communication of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «История создания и развития междугородной правительственной связи»

А.П. Федоров. История создания и развития междугородной правительственной связи

7. Шилтова А.П., Мордвинов В.Ф. Национально-освободительное движение во Вьетнаме (1858-1945). М., 1958.

8. Thompson V. French Indo-China. L., 1937.

Гарри Михаил Игоревич, аспирант Пекинского государственного университета. Email: mikhailgarri55@gmail.com. Tel.: +8613760218600

Harry Mikhail Igorevich, postgraduate student, Beijing State University. Peking University Campus, University Town, Nanshan District, Shenzhen, 518055 China, Building 1, 801. Email: mikhailgarri55@gmail.com. Tel.: +8613760218600

УДК 621.39(091)

© А.П. Федоров

История создания и развития междугородной правительственной связи

В статье отражена история создания и развития междугородней правительственной связи, а также основные моменты становления и развития специальной связи. Также в статье рассматриваются современные задачи, выполняемые подразделениями специальной связи РФ.

Ключевые слова: связь, аппаратура ВЧ-связи, правительство, спецсвязь, радио, телефон, станция, засекреченная.

A.P. Fyodorov

History of creation and development of long distance governmental communication

The article is devoted to the history and development of intercity government communication. This paper contains the main points of the formation and development of special communication. The article also considers the modern problems that are solved by units of Special communication of the Russian Federation.

Keywords: communication, high-frequency equipment, government, the Special communication, radio, telephone, station, security restricted.

В начале 1920-х гг. Кремлевская сеть телефонной связи все чаще упоминается как правительственная, а АТС Кремля получает негласное наименование - «кремлевка».

После окончания гражданской войны, когда выдвинулась на первый план потребность в наличии мощной системы оперативного управления государством и его вооруженными силами, были предприняты все меры по созданию в СССР современной промышленности средств связи. Вместо многих устаревших типов телефонной и телеграфной аппаратуры (в основном иностранного производства) органы связи получили унифицированную отечественную радио-, телеграфную и телефонную технику.

В период первых пятилеток появилось множество новых индустриальных центров. Надо было надежно связать их с Москвой и между собой. Это определило бурный рост всех видов связи.

Важнейшее значение для обеспечения высоких темпов развития телефонной связи имело внедрение аппаратуры высокочастотного телефонирования по медным цепям воздушных линий связи. Создание аппаратуры, позволявшей по одной паре проводов вести несколько телефонных разговоров, было новым шагом в повышении эффективности использования дорогостоящих медных проводов воздушных линий, а также в обеспечении устойчивости и дальности

действия телефонной связи.

Первые опыты многоканального телефонирования проводились еще в 1921 г. коллективом инженеров радиоотдела и радиолаборатории Московского завода «Электросвязь» под руководством В.М. Лебедева. В том же году по кабельной линии была осуществлена одновременная передача трех телефонных разговоров.

В 1923 г. ученый П.В. Шмаков завершил опыты по одновременной передаче двух телефонных переговоров на высоких частотах и одного на низкой частоте по кабельной линии протяженностью 10 км.

В 1925 г. на Лениградской научно-испытательной станции под руководством П.А. Азбукина была разработана и изготовлена первая отечественная аппаратура высокочастотного телефонирования для медных цепей. Первый образец одноканаль-ной аппаратуры уплотнения был установлен в 1926 г. на линии Ленинград-Бологое.

На рубеже 1920-х - 1930-х гг. применение принципа ВЧ-телефонирования (переноса разговорного спектра частот в область более высоких частот) считалось гарантом обеспечения секретности ведущихся телефонных переговоров. Кроме того, телефонная ВЧ-связь имела еще два достоинства: эффект личного общения и оперативность передачи информации. Эти три фактора однозначно обусловили выбор высшего руко-

водства в пользу именно этого вида связи как материальной основы государственного управления.

Задача обеспечения этой функции в конце 1920-х гг. была возложена на 4-е отделение Оперативного отдела (ОПЕРОДа) ОГПУ, которое приняло на себя ответственность за организацию и создание системы телефонной правительственной связи страны.

Эту систему планировалось создать как надстройку над связями Народного Комиссариата связи (НКС) с использованием высокочастотного спектра. В отдельных случаях предполагалось также строительство собственных цепей ОГПУ, но с передачей НЧ-спектра НКС.

Принадлежность подразделений специальной связи к органам государственной безопасности была обусловлена прежде всего государственной важностью выполняемых ими задач, а также режимом строжайшей секретности, в котором проводились все организационные и технические мероприятия. Немалую роль здесь играло и требование высокой профессиональной компетентности и лояльности привлекаемых специалистов.

Уже в 1930 г. благодаря усилиям сотрудников отделения удалось начать создание сети междугородной высокочастотной телефонной связи для высшего эшелона власти СССР. В эксплуатацию были сданы линии ВЧ-связи Москва-Ленинград и Москва-Харьков, оборудованные отечественной аппаратурой уплотнения.

Статус отделения ВЧ-связи в рамках ОГПУ был закреплен приказом ОГПУ № 308/183 от 01.06.1931 г., в соответствии с которым обслуживание высокочастотной телефонной связи в СССР было возложено на 5 отделение ОПЕРОДа ОГПУ, руководил которым до 1937 г. И.Ю. Лоренс, кадровый работник оперативных служб ОГПУ-НКВД.

1 июля 1931 г. считается датой образования междугородной правительственной связи России. Несколько раньше (в 1930 г.) вступил в эксплуатацию временный вариант связи высшего руководства «Спецсвязь». Он не требовал больших капитальных вложений, так как был рассчитан на использование уже имевшейся в европейской части страны небольшой сети каналов дальней связи НКС. «Спецсвязь» была организована по радиальной схеме с задачей обеспечить связь только Москве (связь других городов между собой не предусматривалась). Отличительной ее чертой была работа по расписанию: каждому городу, входящему в сеть «Спецсвязи», предоставлялся 1 час в сутки. В областных цент-

рах абонентами «Спецсвязи», как правило, были только первые секретари обкомов ВКП(б), председатели облисполкомов и полномочные представители ОГПУ.

При всех своих недостатках «Спецсвязь» все же сыграла положительную роль в обеспечении телефонной связью ЦК ВКП(б) и Советского правительства. По мере ввода в действие новых ВЧ-станций она постепенно отмирала, передавая своих абонентов новой, более перспективной системе.

Структурная принадлежность ВЧ-связи была подтверждена в июле 1934 г., когда отделение специальной связи в Москве после реорганизации органов госбезопасности и внутренних дел (ОГПУ вошло в состав вновь образованного Народного Комиссариата внутренних дел на правах Главного управления госбезопасности -ГУГБ) получило наименование «5 отделение ОПЕРОДа ГУГБ НКВД СССР».

С начала 1930-х гг. в стране развернулось строительство магистральных постоянных воздушных линий связи средней и большой протяженности. Необходимость их пуска в эксплуатацию диктовалась возросшими требованиями к системе управления в ходе индустриализации, а также укреплением обороноспособности государства.

На каждой из строящихся линий в ведение органов госбезопасности передавались, как правило, две цепи, для эксплуатации которых оборудовались промежуточные и оконечные станции правительственной связи (ВЧ-станции, или ПМ-станции). В 1930-1932 гг. ВС-связь была установлена кроме Ленинграда и Харькова с Минском и Смоленском, в 1933 г. - с Горьким, Ростовом-на-Дону, в 1934 г. - Киевом, в 19351936 гг. - Ярославлем, Тбилиси, Сочи и Севастополем, в 1936 г. - Баку, Воронежем, Камы-шиный и Краснодаром. В 1938 г. вошли в строй 25 новых ВЧ-станций, в том числе в Саратове, Свердловске, Тамбове, Орле, Мурманске, Сталинграде, Архангельске и других. Оборудованием ВЧ-связи на построенной в 1939 г. самой протяженной в мире воздушной магистрали Москва-Хабаровск (8615 км) было в основном завершено создание обшегосударственной сети секретной связи управления, соединившей Москву с важнейшими административными, хозяйственными и оборонностратегическими центрами СССР.

Очевидно, что функционирование систем высокочастотного телефонирования было бы невозможным без наличия соответствующей аппаратуры, задача создания которой в начале 1930-х гг.

значительно опережала экономические возможности страны. И только благодаря целенаправленной работе инженерно-технического состава завода «Красная заря» (г. Ленинград) в 1934 г. была разработана и пущена в серийное производство отвечающая требованиям времени трех-канальная аппаратура ВЧ-телефонирования СМТ-34. Оснащение центральной и территориальных ВЧ-станций этим типом аппаратуры уплотнения воздушных цепей позволило к концу 1930-х гг. практически исключить использование в системе правительственной связи подобной аппаратуры иностранного производства (в частности, поставлявшейся фирмой «Стандард», Великобритания). Помимо СМТ-34 во второй половине 1930-х гг. на сети ВЧ-связи для уплотнения цветных цепей применялись оконечная аппаратура ОСМТ-35 и промежуточная ОВЧТ-35, а также выпущенная в 1938 г. одноканальная аппаратура типа ВЧТ.

К 1930-м гг. восходит и воплощение идеи автоматического засекречивания телефонных переговоров. С началом выпуска в 1937 г. заводом «Красная Заря» простейшего типа аппаратура засекречивания ЕС-2 (названной так по начальным буквам фамилий изобретателей - инженеров завода К.П. Егорова и Г.В. Старицына) применение подобной аппаратуры на каналах ВЧ-связи стало нормой. Общий технический прогресс в стране стимулировал разработку и промышленный выпуск более совершенной аппаратуры засекречивания типа МЕС-2М и МЕС-2А, а затем и еще более сложной - ПЖ-8 и ЕИС-3, принцип действия которых был основан на инверсии передаваемого спектра с одновременной подачей в канал мешающего тона с высоким уровнем.

К концу 1930-х гг. инверторами ЕС-2 и МЕС-2 были закрыты (засекречены) основные каналы правительственной связи.

С увеличением количества ВЧ-станций и соответственно числа обслуживаемых ими абонентов возникла потребность в разработке и налаживании производства автоматических междугородных телефонных станций (АМТС) для ВЧ-связи. В 1937 г. на заводе «Красная Заря» были разработаны первая междугородная автоматика ВЧ-связи типа МА-5 (на 5 абонентов и 10 каналов) и ее уменьшенный вариант на 3 абонента МА-3. Оснащение этой аппаратурой ВЧ-станций на важнейших направлениях позволило повысить оперативность предоставления связи и значительно улучшить ее качество.

В 1937 г. отделение специальной связи ГУГБ НКВД возглавил И.Я. Воробьев (до этого глав-

ный механик АТС НКВД, а затем начальник отделения связи Административно-хозяйственного управления НКВД), а с 17 июня 1939 г. - М.И. Ильинский (талантливый инженер, соавтор разработок аппаратуры ЕИС-3, МА-3).

В 1939 г. в эксплуатацию было введено еще 11 новых ВЧ-станций (в Новосибирске, Оренбурге, Ташкенте, Чите и др.), Московская ВЧ-станция в это время представляла собой довольно крупный узел связи, не имеющий площадей для дальнейшего развития. В связи с этим в 1939 г. под Москвой в г.Люберцы был построен выносной линейно-аппаратный зал Московской ВЧ-станции, вначале работавший как оконечный пункт магистрали Москва-Хабаровск, а в дальнейшем выполнявший функцию передачи на центральную станцию каналов, организуемых по воздушным цепям южного и восточного направлений.

По состоянию на март 1940 г. в стране функционировало 82 станции правительственной связи, обслуживавших 325 абонентов в центре и на местах.

Кроме отделения правительственной связи ГУГБ НКВД с середины 1930-х гг. средства правительственной и служебной связи в Москве обслуживались еще тремя подразделениями.

В 1935 г. на базе бывшего отдела связи ВЦИК был образован отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля (начальник отдела Г.Д.Любимов, а с 1937 г. -П.И. Платонов). Отдел занимался обслуживанием телефонных станций городской правительственной связи, кабельной сети, абонентских установок, средств часификации и кино в Кремле. Главной функцией отдела была организация связи высшего звена руководства страны в пределах Москвы и Московской области. В 1940 г. в отделе было сформировано радиоотделение, в обязанности которого входило обслуживание средств звукоусиления открывшегося зала заседаний Верхового Совета СССР в Большом Кремлевском дворце, а также на Красной площади.

Как самостоятельное подразделение в этот период существовал и отдел связи Главного управления охраны (ГУО НКВД), начальником которого до реорганизации 1946-1947 гг. был П.А. Потапов. Отдел обслуживал правительственную связь в кабинетах, на квартирах и дачах членов Политбюро ЦК ВКП(б) вне Кремля, а также средства звукоусиления при проведении партийно-правительственных мероприятий, например торжественных заседаний, которые в то время в основном проходили в Большом театре

и Доме Советов. Радиоотделение этого отдела выполняло также задачи по эксплуатации средств радиоподвижной связи охраны.

В 1936 г. был образован отдел связи Административно-хозяйственного управления (АХОЗУ) НКВД, в задачи которого входило обслуживание спецсвязи оперативных подразделений НКВД в Москве. Этот отдел обеспечивал работу станции городской связи, кабелей и абонентских установок этой связи и другого оборудования. Начальником отдела в этот период был Н.А. Болдов.

Однако основной объем работ по наращиванию и совершенствованию общегосударственной сети ВЧ-связи выполняло отделение правительственной связи ГУГБ НКВД, которое в 1939 г. было введено в штат 2 спецотдела НКВД СССР, а с 01.07.1940 г. стало именоваться 11 отделением 2 спецотдела НКВД СССР. Одновременно с этим были осуществлены количественные штатные изменения и в территориальных подразделениях ВЧ-связи.

В течение всего 1940 г. продолжала интенсивно расширяться и совершенствоваться Московская (центральная) ВЧ-станция. Ее штат в это время составлял 36 человек.

После вхождения в состав СССР на правах союзных республик Прибалтийских государств (август 1940 г.) мероприятия по организации правительственной ВЧ-связи проводились и там, по мере оборудования ВЧ-станций в Риге, Таллине и Каунасе.

В феврале 1941 г. Наркомат внутренних дел СССР был разделен на два наркомата - НКВД и НКГБ. Отделение правительственной связи при этом вошло в состав Особого технического бюро НКВД СССР, руководимого генерал-майором В.В. Кравченко.

К середине 1941 г. сеть правительственной ВЧ-связи включала в себя 116 станций, 20 объектов, 40 трансляционных пунктов и обслуживала около 600 абонентов. Таким образом, задача, поставленная перед ОГПУ в конце 1920-х гг., была в основном решена. Распоряжением СНК N 5-рс от 06.05.1941 г. было утверждено «Положение о порядке эксплуатации правительственной ВЧ-связи».

Официальный статус правительственной был присвоен именно системе междугородной высокочастотной телефонной связи. Это обусловливалось рядом факторов, в том числе:

- потребностью системы централизованного управления, сложившейся в СССР к середине 1930-х гг., в наличии структуры конфиденциальной связи высших органов государственного руководства;

- наличием научно-производственной базы для создания передовых систем передачи информации;

- преимуществом телефонной связи перед другими видами связи, как обеспечивающей возможность непосредственного общения;

- разработкой и организацией производства аппаратуры автоматического засекречивания, решившей вопрос криптографической защиты ведущихся телефонных переговоров;

- принадлежностью подразделений правительственной связи к органам государственной безопасности, имевшим большой опыт в области обеспечения сохранности государственной тайны;

- оперативностью в решении задач создания и эксплуатационного обслуживания сети высокочастотной телефонной связи.

Таким образом, созданная в 1931 г. система междугородной засекреченной телефонной высокочастотной связи наиболее полно соответствовала потребностям государственного управления, что позволило ей стать по назначению и сути правительственной. Процесс становления и развития системы правительственной связи в России завершился созданием мощной организационно-технической инфраструктуры, обеспечивающей не только высокое качество сбора, обработки и передачи информации, но и необходимый уровень ее защиты от несанкционированного доступа.

Дальнейшее совершенствование этой инфраструктуры определяется, с одной стороны, все возрастающей потребностью управляющих структур в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном положении дел во всех областях общественно-политической и экономической жизни страны, а с другой - необходимостью развития функций государственного управления и координации.

Свой вклад в дело обеспечения государственной безопасности и защиты государственных интересов России вносят и организации Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В настоящее время организации ФСО России выполняют важные и ответственные задачи по обеспечению государственной охраны, устойчивого функционирования систем президентской и других видов специальной связи, надежной защиты конфиденциальной информации, обеспечению руководства страны стратегически значимыми аналитическими материалами, необходимыми для принятия решений в интересах управления государством и обеспечения его безопасности.

Сотрудники ведомства с честью выполняют

свой долг по разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну, участвуют в информационно-технологическом и информационно-аналитическом обеспечении государственных органов, техническом обслуживании и

Литература

Учебно-методические материалы Академии ФСО России.

программном сопровождении информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационном обеспечении управления государством в ходе контртеррористических операций и при чрезвычайных ситуациях, вносят достойный вклад в обеспечение и укрепление безопасности Родины.

Федоров Артем Павлович, соискатель кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. Fyodorov Artem Pavlovich, the competitor of scientific degree, department of homeland history, Buryat State University.

УДК 94:[796:340.130.53]

© Я.Ю. Ратушная

Законодательная база проведения государственной политики в области развития физической культуры и спорта (1991 - 2007 гг.)

В статье представлен анализ основных законов о физической культуре и спорте, определяется их значение для развития отрасли в социально-экономических условиях 1991-2007 гг. Предложены пути усовершенствования законодательства в новых условиях развития общества.

Ключевые слова: государственная политика, физическая культура, спорт, законодательство.

Ya.Yu. Ratushnaya

The legislative basis on provision of state policy in the field of the development of physical education and sport (1991-2007)

In the article the analysis of the principal laws on physical culture and sport is presented, their value for branch development under social and economic conditions of 1991 - 2007 is defined. The ways of the improvement of legislation under new conditions of the development of society have been proposed.

Keywords: state policy, physicalculture, sport, legislation.

Физическая культура и спорт в настоящее время являются одним из приоритетных направлений в государственной политике Российской Федерации. Успешная политика по развитию сферы физической культуры и спорта напрямую зависит от законодательной базы, которая устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации. Автором сделана попытка выявить адекватность законодательной базы социально-экономическим условиям в период с 1991 по 2007 гг.

После распада СССР новому государству в сложных социально-экономических условиях предстояло решить такие проблемы как: отъезд спортсменов и тренеров за рубеж, восстановление массовости физкультурно-спортивного движения, сокращение государственного финансирования сферы. Кроме того, после наделе-

ния субъектов Российской Федерации значительными полномочиями предстояло решить вопрос о месте и роли регионов в государственной политике по развитию сферы физической культуры и спорта.

Автором были проанализированы основные документы, на основании которых государство определяло вектор направления в политике по развитию физической культуры и спорта. За рассматриваемый период на федеральном уровне было принято три комплексных закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Большое значение для развития физической культуры и спорта в стране и в регионах имели «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (далее -«Основы законодательства»), принятые постановлением Верховного Совета РФ от 27 апреля 1993 г. № 4870-1 [1]. Этот документ стал базой законотворческой деятельности регионов Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.