Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 9 (75), № 3. 2023 г.
УДК 94(477.75)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАВРИЧЕСКОГО И ОДЕССКОГО КАРАИ М СКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ (ПО М АТЕРИАЛА М ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ КРЫ М )
Ткачев А. С.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация E-mail:[email protected]
Проанализированы материалы фонда 241 «Таврическое и Одесское караимское духовное правление Таврического губернатора» Государственного архива Республики Крым (г. Симферополь). Духовное правление было учреждено в марте 1837 г. в Евпатории как орган конфессионального самоуправления караимов Российской империи, подчинявшийся Департаменту духовных дел иностранных исповеданий МВД. До своего официального утверждения оно носило название «Дом суда», или «Судебный дом караимов» (1804-1836 гг.). В фонде имеются две описи, систематизированные по хронологическому, номинальному и географическому принципам.
ногочисленные документы фонда свидетельствуют о различных направлениях деятельности ТОКДП - религиозной, организационной, просветительской, общественной. Духовное правление до момента закрытия в 1920-х гг. являлось основной инстанцией по решению вопросов в сфере брачно-семейного права караимов, образовательной и воспитательной деятельности караимской молодежи.
Ключевые слова: Российская империя, Крым, караимы, органы конфессионального самоуправления, Государственный архив Республики Крым.
В современных реалиях регионом тесных религиозных и этнических контактов в Российской Федерации является Крым. Из-за идеологических нарративов и установок прошлого в отечественной исторической литературе многие сюжеты истории крымских татар, караимов и других этнических и конфессиональных групп населения полуострова изобиловали многочисленными лакунами; исследование большинства проблем не приветствовалось, а некоторые из них подвергались искажениям в угоду политической конъюнктуре. Именно поэтому максимально объективное, с привлечением широкого круга источников, изучение истории народов, проживающих в таких многонациональных и поликонфессиональных регионах, каким был и остается Крымский полуостров, сегодня актуально и своевременно.
Одним из старожильческих народов, присутствие которых фиксируется в Северном Причерноморье, начиная с эпохи средневековья, являются крымские караимы. До сих пор предметом научной дискуссии остаются такие вопросы, как: этногенез караимов, возникновение караимских общин непосредственно на территории Крымского полуострова, аспекты взаимодействия караимов с властными структурами (сначала Крымского ханства, а затем - и Российской империи), а также с мусульманской и еврейской рабанитской общинами. Уже после присоединения Крыма
к России в 1783 г. интеграция караимов в российское образовательное и культурное пространство обозначила необходимость создания учреждений их конфессионального самоуправления. Со вхождением в состав Российской империи ряда территорий, присоединенных после разделов Речи Посполитой, часть евреев и караимов, ранее проживавших на литовских и польских землях, в 1793-1795 г. стали российскими подданными. Вскоре после крымских караимов мероприятия по созданию учреждений конфессионального самоуправления были инициированы и караимами, проживавшими в западных губерниях империи. Таким образом, и в Таврической области (а впоследствии - в Таврической губернии), и в Северо-Западном крае России «христианская государственность» и «караимское население» входили в непосредственное взаимодействие, осуществляли разносторонние контакты, укрепляя российское присутствие в регионах. Одновременно с организацией духовного правления караимы смогли упрочить свои позиции в сфере гражданского права. Так, в марте 1837 г. на законодательном уровне было принято «Положение об учреждении Таврического Караимского духовного правления» (позднее изменившего название на «Таврическое и Одесское караимское духовное правление» - ТОКДП). До своего официального утверждения оно носило название «Дом суда», или «Судебный дом караимов» (1804-1836 гг.). В его юрисдикцию вошли общины караимов, проживавших в губерниях, областях и градоначальствах Российской империи. А 2 мая 1863 г. было объявлено об учреждении «Трокского караимского духовного правления» (ТрКДП) в г. Троки, которое находилось в непосредственном подчинении у ТОКДП, и занималось вопросами организации религиозной жизни караимов западных губерний России [21, с. 126-133, 183]. Оба правления состояли в подчинении Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) МВД.
В рамках изучения истории создания и деятельности учреждений караимского конфессионального самоуправления непосредственный исследовательский интерес представляет процесс их формирования, легитимации и профильной работы. Это особенно важно в контексте исследования трансформаций поликонфессиональной ситуации как в самом Крыму, так и в западных губерниях Российской империи. Именно поэтому необходимо анализировать и вводить в научный оборот новые, малоизвестные источники, изучить российскую законодательную базу в связи с изменением в XIX в. юридического статуса караимского населения. Особенно значимым для данной темы является изучение процесса формирования караимских конфессиональных учреждений с момента присоединения Крыма к России, а также этапов создания караимских конфессиональных учреждений после вхождения в состав государства литовских и польских земель.
Научная новизна исследуемой проблематики обуславливается, в первую очередь, ее содержанием, поскольку разноплановая деятельность органов конфессионального самоуправления в рассматриваемый хронологический период комплексно не изучалась. Исключение составляют публикации Д. А. Прохорова, который впервые, на основе многочисленных источников, предпринял попытку сопоставить все имеющиеся на сегодняшний день сведения по истории караимов [15; 16]. Среди авторов других заслуживающих внимание работ, занимавшихся
144
данной проблематикой, следует назвать таких специалистов, как: Г. Ахиезер [1; 2], О. Б. Белый [3; 4], М. И. Гаммал [5; 6], В. А. Ельяшевич, В. 3. Тирияки, А. В. Ефимов [8], М. Б. Кизилов [9].
Процесс научной реконструкции истории органов караимского конфессионального самоуправления Российской империи требует глубокого и детального изучения, а именно: восстановления этапов становления и развития учреждений караимского конфессионального самоуправления, анализа ключевых направлений их работы. Используя междисциплинарный подход, важно изучить вопросы организации духовными правлениями религиозного руководства караимскими общинами, выявить нюансы просветительской и благотворительной деятельности, историю храмового строительства. 3аслуживают отдельного внимания биографии видных представителей караимского духовенства. Использование широкого круга источников позволит раскрыть роль российской администрации в деятельности ТОКДП и ТрКДП, а также их влияния на духовную и социальную жизнь караимов.
Одним из наиболее обширных и информативных в исследовательском контексте архивных собраний, где собраны материалы по истории караимов, является Государственный архив Республики Крым (ГАРК, г. Симферополь). Ранее фонды архива, связанные с прошлым караимов, частично анализировались в работах О. Б. Белого [3; 4], Л. П. Кравцовой [10], Д. А. Панова [13; 14], Д. А. Прохорова [17; 18], А. В. Прохоровой [19; 20]. Наиболее значимым и информативным для заявленной темы исследования фондом ГАРК является фонд 241 «Таврическое и Одесское караимское духовное правление Таврического губернатора». Дела данного фонда состоят из двух описей, в которых, согласно представленных перечню и аннотациям, всего насчитывается 2053 архивных дела, датируемых периодом с 1837 по 1920 гг. [18, с. 513-573].
Первоначально собрание документов Таврического и Одесского караимского духовного правления хранилось в Евпатории непосредственно при самом правлении. После того, как в начале 1920-х гг. все конфессиональные учреждения были ликвидированы советской властью, документы ТОКДП, вместе с фондами караимской национальной библиотеки «Карай-Битиклиги», некоторое время находились в ведении Евпаторийского краеведческого музея. Впоследствии, параллельно с вывозом большей части рукописей караимской национальной библиотеки «Карай-Битиклиги» в Ленинград, основная часть архива ТОКДП, по всей видимости, была передана в ведение Центрального Архивного управления Крыма [12, с. 125-135]. В настоящее время эти документы хранятся в Симферополе в Государственном архиве Республики Крым. Отдельные поступления собрания документов правления имели место и в последующие годы, в частности, из Евпаторийского государственного архива.
Подробные сведения о создании органов конфессионального самоуправления караимов как в Крыму, так и в Троках, содержатся в нескольких делах описи 1 фонда 241. Среди наиболее значимых - переписка первого караимского гахама Симхи бен Шеломо Бабовича с Таврическим губернским правлением, рапорты и
145
определения ТОКДП о назначении в различные приходы священнослужителей из числа караимов. В делах сосредоточены запросы, рапорта, ведомости, «общественные приговоры» отдельных караимских общин. Имеются черновые записки и итоговые документы с распоряжениями гахама, а также повестки, уведомления, черновики писем и прочая документация [18, с. 513-573].
Среди наиболее информативных документов фонда можно отметить такие, как: проект устава об управлении духовными делами караимов, «Положение о Таврическом караимском духовенстве», материалы, непосредственно касающиеся деятельности ТОКДП и о расширении его полномочий, переписка о статусе «пещерного города» Чуфут-Кале, ходатайства о предоставлении караимам различных гражданских прав и экономических привилегий (в частности, об освобождении их от рекрутского набора, от выплаты двойного промыслового налога и т.д.). Имеются также: проект нового брачного устава караимов, документы, посвященные присутствию главы ТОКДП на высочайших аудиенциях, праздниках, о вручении августейшим особам подарков от караимов, о приеме караимами членов императорской семьи и других знатных гостей, а также многое другое.
В фонде 241 собраны материалы съездов караимского духовенства и общенациональных съездов, проводившихся с участием делегатов от караимских общин (1898, 1897-1899, 1908, 1910, 1917 и 1919 гг.), в ходе работы которых их делегатами рассматривались различные злободневные и актуальные вопросы догматического и общественного характера. Например, в протоколах и определениях (постановлениях) заседаний ТОКДП содержатся сведения об избрании претендентов на посты всех уровней караимского духовенства - гахамов, газзанов и шамашей, а также о приведении их к присяге на верность российскому престолу. Среди документов имеются билингвальные тексты присяги - на русском языке и на иврите, датированные 1869, 1871, 1872, 1874 и 1879 гг. Сохранилась информация о выборе старост в караимские кенасы с перечислением их обязанностей (инструкциями), материалы об утверждении различных должностных лиц; аттестаты (характеристики), формулярные списки духовных лиц; о награждении орденами и медалями и о присуждении звания почетного гражданина духовным лицам из числа караимов; о порядке отправления молитв и пр. Сохранилось ходатайство Трокского караимского гахама о переименовании караимских молитвенных учреждений из синагог в кенасы (1893 г.) и последующая переписка об этой инициативе с членами общин и с вышестоящим начальством [15, с. 294-296].
Важными с точки зрения анализа взаимоотношений караимов и евреев-рабанитов представляется переписка о правах и льготах караимов, о неприменении к ним законов и распоряжений, установленных для российских евреев (1875, 1880, 1881 гг.). Например, дело № 580 под заголовком: «Высочайшее распоряжение о том, что ограничительные постановления о евреях не должны иметь применения к караимам») (опись 1, 1894 г.) [7, л. 1]. Появление подобных документов было вызвано тем, что, несмотря на принятие закона 8 апреля 1863 г., уравнявшего караимов в правах с христианским населением империи, в некоторых ее регионах
146
главы местной администрации продолжали считать караимов евреями - с последующим применением по отношению к ним практики «поражения в правах». В 1910 г. министр внутренних дел П. А. Столыпин направил губернаторам, градоначальникам и начальникам областей специальный циркуляр, в котором разъяснялось, чтобы такие эпизоды «причисления» караимов губернскими властями к еврейскому субстрату впредь не допускались. Губернаторов обязали разъяснять всем учреждениям и чиновникам положения обновленного закона о караимах и циркуляров МВД от 5 ноября 1881 г. и от 8 февраля 1893 г. [15, с. 76, 77].
В рамках рассмотрения просветительской, образовательной и благотворительной деятельности органов караимского конфессионального самоуправления ключевыми являются тематические документы фонда ТОКДП. Так, например, были выявлены материалы о строительстве и открытии караимских культовых сооружений - кенас, молитвенных домов, школ, училищ (как традиционных конфессионально ориентированных, так и русско-караимских министерских, открытых уже после проведения в России образовательной реформы в середине 1860-х гг.). В фонде содержатся дела со сведениями об организации общества вспомоществования бедным караимам (1869 г.); проекты и отчеты «Евпаторийского караимского общества попечения о бедных караимах» (1880, 1903 гг.); об учреждении студентами из числа караимов «Общества вспомоществования недостаточной учащейся караимской молодежи» (1881) [20, с. 29-39].
В делах фонда сохранились рукописные версии уставов благотворительных обществ (многие - с пометками и маргиналиями самих составителей и вышестоящих должностных лиц) и их типографские экземпляры. Это, прежде всего, уставы Киевского (1903 г.), Евпаторийского (1898-1903 гг.), Феодосийского (1896 г.) караимских благотворительных обществ, караимской богадельни «Ярдым» им. Акбике Шапшал (1919 г.) и документы о деятельности этих объединений, отчеты и переписка о работе Комиссии по оказанию помощи беженцам-караимам из западных губерний Российской империи в связи с Первой мировой войной (1915 г.). Имеются отчеты «Евпаторийского караимского общества попечения о бедных караимах», постановления о добровольных пожертвованиях в кенасу, в пользу бедных, списки жертвователей, об оказании помощи караимскими общинами голодающим Казанской губернии и другие материалы (1899 г.).
Среди подобных документов следует указать на протоколы заседания «Общества помощи караимам, пострадавшим от военных действий» (1917 г.), материалы по организации и устав «Общества вспомоществования нуждающимся караимам» (1898, 1903 гг.), документы об открытии «Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в караимских училищах в г. Евпатории» (1895, 1905 гг.), отчеты и приходно-расходные книги общества, списки членов общества и учащихся (1906, 1907, 1908, 1910 гг.).
Духовное правление, как организация, занимавшаяся, помимо всего прочего, вопросами просветительского характера, активно участвовало в организации учебного процесса в школах и училищах для караимской молодежи. В числе
147
наиболее информативных дел фонда: сведения и переписка ТОКДП с общинами Крыма о состоянии караимских учебных заведений в Таврической губернии, о выделении материальных средств на их содержание, о назначении и проведении экзаменов, о выдаче свидетельств выпускникам школ и училищ, об определении учителей и о контингенте учащихся, об открытии Главного караимского училища в Чуфут-Кале с целью предотвращения выезда его жителей (1848-1860 гг.). Имеются уставы и проекты об открытии Евпаторийского караимского женского профессионального училища (1869, 1902 гг.). В общей массе дел выделяются материалы об устранении в выдававшихся гимназиями караимским девицам, окончившим курс наук, дипломах ограничения прав, установленных для евреев (1880 г.), а также о снятии ограничений для поступления караимок на Высшие медицинские курсы, открывшиеся в Санкт-Петербурге (1896 г.). Сохранились устав, проекты и учебные программы Александровского караимского духовного училища в Евпатории - центрального образовательного учреждения для караимов, открытого по инициативе известного караимского просветителя, общественного деятеля и педагога Ильи Ильича Казаса (1832-1912). В корпусе материалов, связанных с этим событием, выделим документы об избрании почетного попечителя и членов попечительного совета этого училища, а именно: дела №№ 675 (1897 г.), 894 (1903 г.), 950 (1904 г.), 1021 (1906 г.), 1176 (1911 г.), 1359 (1916 г.). Сохранились также устав и переписка об открытии Караимского ремесленного училища Соломона Когена, сведения о его состоянии, материалы о ревизии и опись имущества (1890, 1902, 1918, 1919 гг.). В числе прочих документов - духовное завещание самого мецената, пожертвовавшего крупную суммы на открытие и содержание этого учебного заведения (дело № 833, оп. 1, 1902 г.). Высокой степенью информативности отличаются такие материалы, как: «Положение о Национальном караимском учительском институте», преобразованном из АКДУ (1915-1918 гг.), заявления учителей о принятии их на службу и установлении им жалования, о введении преподавания для учеников-караимов, обучавшихся в общеобразовательных учреждениях, древнееврейского языка (1898 г.).
Среди других важных материалов фонда - сведения о зарубежных контактах ТОКДП. В их числе: переписка правления с общинами о Иерусалимской кенасе (1843 г.), ее приходно-расходная документация (1880 г.), переписка с египетским и иерусалимским караимскими общинами о сохранении в Иерусалиме караимского молитвенного дома и о его реконструкции (1905-1912 гг.), переписка караимов Константинополя с ТОКДП по вопросам, касающимся жизни караимов в Иерусалиме, о выборных лицах в Египте и об их функциях (1904-1912 гг.).
В делах фондах содержатся многочисленные биографические материалы. Например, в делах №№ 240, 1442, 1498, 1542, 1667 собраны документы по рассмотрению достоверности научных исследований известного собирателя древностей Авраама Самуиловича Фирковича по истории караимов (1840, 1855, 1863, 1868, 1874, 1876 гг.). В числе подобных документов - отзывы о довольно спорном и одиозном труде еврейского ученого Эфраима Дейнарда с биографией А. С. Фирковича «Толедот Абен Решеф» (1876), вызвавшей резкую критику у
148
представителей караимской общественности. В этой книге Э. Дейнард представил деятельность А. С. Фирковича в негативном ключе, а его собирательскую деятельность охарактеризовал как акт личного обогащения.
Среди прочих, небезынтересных материалов в составе дел фонда можно выделить переписку об оказании материальной помощи семьям караимов, пострадавшим в период Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг., а также дело о сооружении караимами памятника на могиле павших русских воинов под Евпаторией (ед. хр. №№ 17, 18, 23; 1855, 1856, 1859 гг.). Имеются также прошения караимов о совершении купчих крепостей на покупку и продажу имений (1835, 1870 гг.), об освобождении представителей караимского духовенства от платежа за дома, в которых они проживали, от налога и других повинностей (1868 г.); дело с положением податных и земских сборов (1850 г.), об обложении членов караимских общин налогом «ареха» (пропорциональный денежный сбор с караимских общин, употреблявшийся на общественные нужды, на оказание помощи бедным, и пр.), и об обложении караимских общин податями на военные нужды (1854, 1872, 1904, 1917 гг.) и т.п.
атериалы, зафиксировавшие акты гражданского состояния (АГС) членов караимских общин разных городов Российской империи, представлены метрическими книгами записей актов рождения, смерти и бракосочетания караимов (1837-1920 гг.), метрическими свидетельствами, прошениями о выдаче метрических свидетельств и справок, перепиской о недопустимости браков караимов с представителями иных конфессий (1875, 1888, 1909 гг.) (в числе прочего - дела о воспрещении браков караимов с еврейками, совершаемых еврейскими раввинами, 1908 г.). Из документов, относящихся к брачно-семейному кодексу, необходимо указать на следующие материалы: постановление Евпаторийского общества об обязанностях жениха перед невестой; указание об изъятии приданого в необходимых случаях; бракоразводные дела, дела о разделе имущества граждан, духовные завещания, статистику рождаемости, смертности и числа браков караимов Таврической губернии и городов губерний Малороссии (1842, 1860, 1862, 1863, 1864, 1867, 1868, 1872, 1873, 1874, 1877, 1880, 1882, 1888 гг.). Приведена переписка по составлению статистических отчетов и о предоставлении сведений Таврическому и Одесскому караимскому гахаму (такие данные собиралась регулярно, начиная с момента создания Таврического губернского статистического комитета, куда впоследствии направлялись эти сведения). Имеются рапорты настоятелей караимских кенас, списки караимских обществ (общин), сведения о наличии синагог (кенас) и молитвенных домов как в Таврической губернии, так и на территории юго-западных губерний Российской империи (1854-1906 гг.); данные о проведении ревизии молитвенных домов (1890 г.), дело о воспрещении газзанам Трокского округа совершать духовные требы для караимов Таврического округа (1885 г.), переписка об отводе земель под караимские кладбища в Никополе, Варшаве, Симферополе, с. Голая Пристань (ед. хр. №№ 66, 504, 781, 1812 за 1863, 1864, 1883, 1890 и 1900 гг.), об отводе участка земли для караимского кладбища в Евпатории (ед. хр. № 104, 1919 г.). Выявлена переписка ТОКДП с караимскими
149
общинами по вопросу о погребении караимов на еврейских кладбищах (ед. хр. № 1578 за 1887 г.), а также о сектантах-субботниках, похороненных на караимских кладбищах (ед. хр. № 514, 1891 г.).
В числе материалов историко-этнографического характера - переписка о сборе коллекции ремесленных изделий караимов для экспонирования на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге в 1902 г. (ед. хр. № 819, 1901 г.); об учреждении караимского книгоиздательского фонда (ед. хр. № 1412, 1897 г.), переписка ТОКДП с караимскими общинами об издании старинных рукописей (ед. хр. 1506, 1527, 1597, 1609; 1864, 1871, 1898, 1908 гг.); переписка тракайских караимов с ТОКДП о молитвенниках и издании трудов караимских ученых (1850 г.); книга прихода и расхода сумм Таврического и Одесского караимского гахама на издание караимских сочинений и о создании книгоиздательского караимского фонда (1897, 1901 гг.); материалы об издании истории караимов (1911 г.); о создании и деятельности типографии «/рык» (ед. хр. № 80, 1918 г.). Есть данные о составе и пополнении национальной библиотеки «Карай-Битиклиги» (1921 г.) и о передаче частной библиотеки и коллекции антиквариата евпаторийского караима Авраама Юфудовича Мичри в собственность евпаторийской караимской общины (со списком книг личной библиотеки коллекционера) (ед. хр. № 1897, оп. 1, 1918 г.; ед. хр. № 45, оп. 2, 1919 гг.). Ценные сведения имеются о праздновании национальных караимских религиозных праздников (в частности, о правилах совершения обрядов и поведения во время празднования); речи, проповеди и нравоучительные беседы газзанов с паствой по случаю разных праздников (18591902 гг.), переписка ТОКДП с караимскими обществами по вопросу о зажигании огня вечером накануне праздника Кипур и об освобождении от занятий и учений в день Кипура ратников ополчения (1860, 1867, 1899 гг.), переписка и распоряжения ТОКДП о запрещении хоровода (агавад) накануне вечера праздника Пурим (1864 г.) и пр.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что материалы фонда 241 «Таврическое и Одесское караимское духовное правление Таврического губернатора», хранящегося в Государственном архиве Республики Крым, являются важным информативным источником для изучения истории создания и функционирования органов конфессионального самоуправления караимов Российской империи в XIX - начале XX в. Проблема становления и деятельности караимских конфессиональных структур должна рассматриваться в комплексе, с привлечением широкого круга источников, в том числе, и ранее не опубликованных. Определяющее значение для этого имеют материалы российских архивохранилищ. В ходе выявления и анализа архивных документов, письменных источников, касающихся истории возникновения и деятельности ТОКДП и ТрКДП, появляется возможность наиболее полно раскрыть религиозную и общественную жизнь караимов. Объективные научные выводы о возникновении, развитии и деятельности органов караимского конфессионального самоуправления, созданных в рамках контроля религиозной и общественной жизни «инородческого» населения Таврической губернии и западных губерний Российской империи со стороны
150
региональной администрации, представителей высшей власти невозможны без комплексного анализа всей источниковой базы - от археографических материалов, археологических артефактов, объектов сакральной архитектуры до контента музейных коллекций.
Список использованных источников и литературы
1. Ахиезер Г. Караимы Польско-Литовского государства до конца XVII в. История еврейского народа в России: от древности до раннего Нового времени / Под ред. А. Кулика. - Т. 1: От Древности до раннего Нового времени. - Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2010. - С. 292-320.
Ahiezer G. Karaimy Pol'sko-Litovskogo gosudarstva do konca XVII v. Istorija evrejskogo naroda v Rossii: ot drevnosti do rannego Novogo vremeni / Pod red. A. Kulika. - T. 1: Ot Drevnosti do rannego Novogo vremeni. - Ierusalim: Gesharim; M.: Mosty kul'tury, 2010. - S. 292-320.
2. Ахиезер Г. Завоевание Крыма Российской Империей глазами караимских хронистов. - Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2015. - 240 с.
Ahiezer G. Zavoevanie Kryma Rossijskoj Imperiej glazami karaimskih hronistov. - Ierusalim: Gesharim; M.: Mosty kul'tury, 2015. - 240 s.
3. Белый О. Б. Из истории караимской общины Крыма в конце XVIII - нач. XIX в. (По материалам фонда Таврического и Одесского караимского духовного правления в ЦГАК) // Крымский музей. -Симферополь: Таврия, 1994. - № 1. - С. 30-35.
Belyj O. B. Iz istorii karaimskoj obshhiny Kryma v konce XVIII - nach. XIX v. (Po materialam fonda Tavricheskogo i Odesskogo karaimskogo duhovnogo pravlenija v CGAK) // Krymskij muzej. - Simferopol': Tavrija, 1994. - № 1. - S. 30-35.
4. Белый О. Б. Обзор архивных документов по истории караимской общины в первой половине XIX века (по материалам фонда Таврического и Одесского караимского духовного правления в ГААРК) // Крымский музей: 1995-1996. - Симферополь, 1996. - С. 105-121.
Belyj O. B. Obzor arhivnyh dokumentov po istorii karaimskoj obshhiny v pervoj polovine XIX veka (po materialam fonda Tavricheskogo i Odesskogo karaimskogo duhovnogo pravlenija v GAARK) // Krymskij muzej: 1995-1996. - Simferopol', 1996. - S. 105-121
5. Гаммал . Реформы традиционной обрядности караимов Российской империи в XIX - начале XX в. // «Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О. В. Белова. -М., 2012. - С. 85-102.
Gammal M. Reformy tradicionnoj obrjadnosti karaimov Rossijskoj imperii v XIX - nachale XX v. // «Staroe» i «novoe» v slavjanskoj i evrejskoj kul'turnoj tradicii / Otv. red. O.V. Belova. - M., 2012. - S. 85102.
6. Гаммал . Караимы в Российской империи // История еврейского народа в России / под ред. И. Лурье. В 2-х т. Т. 2: От разделов Польши до падения Российской империи, 1772-1917. - М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2012. - С. 204-223.
Gammal M. Karaimy v Rossijskoj imperii // Istorija evrejskogo naroda v Rossii / pod red. I. Lur'e. V 2-h t. T. 2: Ot razdelov Pol'shi do padenija Rossijskoj imperii, 1772-1917. - M.: Mosty kul'tury; Ierusalim: Gesharim, 2012. - S. 204-223.
7. Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф. 241, оп. 1, д. 580.
Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym (GARK), f. 241, op. 1, d. 580.
8. Караимы Крыма: исторические очерки / Сост.: В. З. Тирияки, В. А. Ельяшевич, А. В. Ефимов. - М.: Институт Востоковедения Российской Академии Наук, 2022. - 498 с.
Karaimy Kryma: istoricheskie ocherki / Sost.: V. Z. Tirijaki, V. A. El'jashevich, A. V. Efimov. - M.: Institut Vostokovedenija Rossijskoj Akademii Nauk, 2022. - 498 s.
9. Кизилов . Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен и до наших дней. - Симферополь: Доля, 2011. - 336 c.
Kizilov M. Krymskaja Iudeja: Ocherki istorii evreev, hazar, karaimov i krymchakov v Krymu s antichnyh vremen i do nashih dnej. - Simferopol': Dolja, 2011. - 336 c.
151
10. ^авцова Л. П. Oбзор документов но истории евреев в фондах Государственного архива ^ыма // Евреи ^ыма: Oчерки истории / Под ред. Э. И. Соломонник. - Симферополь - Иерусалим, 1997. - С. 100-109.
Kravcova L. P. Obzor dokumentov po istorii evreev v fondah Gosudarstvennogo arhiva Kryma // Evrei Kryma: Ocherki istorii / Pod red. Je. I. Solomonnik. - Simferopol'- Jerusalem, 1997. - S. 100-109.
11. ^авцова Л. П. Народы ^ыма: этнографические исследования в XX в. Oбзор архивных фондов Л. И. Kая, А. И. Полканова, В. И. Филоненко // Этнография ^ыма XIX-XX вв. и современные этнокультурные процессы: Материалы и исслед. / ^ым. ресн. краевед. Музей, ^ым. этнограф. музей, ^ым. отд-ние ин-та востоковедения им. А. Е. Kрымского Нац. акад. наук Украины; Под ред. А. В. Мальгин и др. - Симферополь: ^ымск™ этнографический музей, 2002. - С. 328-332.
Kravcova L. P. Narody Kryma: jetnograficheskie issledovanija v XX v. Obzor arhivnyh fondov L. I. Kaja, A. I. Polkanova, V. I. Filonenko // Jetnografija Kryma XIX-XX vv. i sovremennye jetnokul'turnye processy: Materialy i issled. / Krym. resp. kraeved. Muzej, Krym. jetnograf. muzej, Krym. otd-nie in-ta vostokovedenija im. A. E. Krymskogo Nac. akad. nauk Ukrainy; Pod red. A. V. Mal'gin i dr. - Simferopol': Krymskij jetnograficheskij muzej, 2002. - S. 328-332.
12. Непомнящий А. А. ^р^мское книжное собрание Kарай-Битиклиги: история утраченной коллекции // Библиография и книговедение. - 2020. - № 5(430). - С. 125-135.
Nepomnjashhij A. A. Karaimskoe knizhnoe sobranie Karaj-Bitikligi: istorija utrachennoj kollekcii // Bibliografija i knigovedenie. - 2020. - № 5(430). - S. 125-135.
13. Панов Д. А. Oбзор генеалогических источников Государственного архива Республики ^ым в Симферополе. Часть I // Генеалогический вестник. - СПб., 2001. - Вып. 3. - С. 16-23.
Panov D. A. Obzor genealogicheskih istochnikov Gosudarstvennogo arhiva Respubliki Krym v Simferopole. Chast' I // Genealogicheskij vestnik. - SPb., 2001. - Vyp. 3. - S. 16-23.
14. Панов Д. А. Oбзор генеалогических источников Государственного архива Республики ^ым. Часть II // Генеалогический вестник. - СПб., 2001. - Вып. 5. - С. 68-76.
Panov D. A. Obzor genealogicheskih istochnikov Gosudarstvennogo arhiva Respubliki Krym. Chast' 2 // Genealogicheskij vestnik. - SPb., 2001. - Vyp. 5. - S. 68-76.
15. Прохоров Д. А. драимы в Российской империи в конце XVIII - начале XX века. -Симферополь: Антиква, 2019. - 632 с. - (Сер.: «Золотой век» крымских караимов).
Prohorov D. A. Karaimy v Rossijskoj imperii v konce XVIII - nachale XX veka. - Simferopol': Antikva, 2019. - 632 s. - (Ser.: «Zolotoj vek» krymskih karaimov).
16. Прохоров Д. А. ^р^мские общины: биографии, факты и документы (конец XVIII - начало XX века) / Д. А. Прохоров, С. М. Воронков, В. А. ^зин; нод ред. Д. А. Прохорова. - Симферополь: Антиква, 2019. - 456 с. - (Сер.: «Золотой век» крымских караимов).
Prohorov D. A. Karaimskie obshhiny: biografii, fakty i dokumenty (konec XVIII - nachalo XX veka) / D. A. Prohorov, S. M. Voronkov, V. A. Kuzin; pod red. D. A. Prohorova. - Simferopol': Antikva, 2019. -456 s. - (Ser.: «Zolotoj vek» krymskih karaimov).
17. Прохоров Д. А. Документы но истории «пещерного города» «Чуфут-Kале» в Государственном архиве Республики ^ым (дореволюционный период) // Ученые записки Kрымского федерального университета им. В.И. Вернадского; Сер.: Исторические науки. - 2016. - Т. 2(68). -С. 75-90.
Prohorov D. A. Dokumenty po istorii «peshhernogo goroda» «Chufut-Kale» v Gosudarstvennom arhive Respubliki Krym (dorevoljucionnyj period) // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo; Ser.: Istoricheskie nauki. - 2016. - T. 2(68). - S. 75-90.
18. Прохоров Д. А., Белый O. Б. Oбзор документов фонда Таврического и Oдесского караимского духовного правления из государственного архива в АР ^ым // Материалы но археологии, истории и этнографии Таврии. - Симферополь, 2008. - Вып. 14. - С. 513-573.
Prohorov D. A., Belyj O. B. Obzor dokumentov fonda Tavricheskogo i Odesskogo karaimskogo duhovnogo pravlenija iz gosudarstvennogo arhiva v AR Krym // Materialy po arheologii, istorii i jetnografii Tavrii. -Simferopol', 2008. - Vyp. 14. - S. 513-573.
19. Прохорова А. В. Фонд «Евпаторийская караимская синагога (кенаса)» в Государственном архиве в Автономной Республике ^ым - малоизвестный источник но истории благотворительности
152
крымских караимов // Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму: сборник научных трудов; Ред.-сост. В. Г. Тур. Симферополь: Антиква, 2012. - С. 117-121.
Prohorova A. V. Fond «Evpatorijskaja karaimskaja sinagoga (kenasa)» v Gosudarstvennom arhive v Avtonomnoj Respublike Krym - maloizvestnyj istochnik po istorii blagotvoritel'nosti krymskih karaimov // Jetnokul'turnye i mezhkonfessional'nye otnoshenija v Krymu: sbornik nauchnyh trudov; Red.-sost. V. G. Tur. Simferopol': Antikva, 2012. - S. 117-121.
20. Прохорова А. В. Проект «Общества вспомоществования недостаточной учащейся караимской молодежи»: К истории караимских благотворительных организаций в Российской империи в середине
XIX - начале XX в.в. // Caraimica: Quarterly Review / International Institute Of The Crimean Karaites. -Слиппери-Рок-Симферополь, 2009. - Вып. 12. - С. 29-39.
Prohorova A. V. Proekt «Obshhestva vspomoshhestvovanija nedostatochnoj uchashhejsja karaimskoj molodezhi»: K istorii karaimskih blagotvoritel'nyh organizacij v Rossijskoj imperii v seredine XIX - nachale
XX v.v. // Caraimica: Quarterly Review / International Institute Of The Crimean Karaites. - Slipperi-Rok-Simferopol', 2009. - Vyp. 12. - S. 29-39.
21. Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно русско-подданных караимов / Изд-ие 3. А. Фирковича. - СПб.: паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1890. - XXXVI, 223 с.
Sbornik starinnyh gramot i uzakonenij Rossijskoj imperii kasatel'no russko-poddannyh karaimov / Izd-ie Z. A. Firkovicha. - SPb.: parovaja skoropechatnja P. O. Jablonskogo, 1890. - XXXVI, 223 s.
Tkachev A. S. History of the creation and activities of the Taurida and Odessa Karaite's spiritual government (according to the materials of the State archives of the Republic of Crimea)
The article analyzes the materials of fund 241 «Taurida and Odessa Karaite's spiritual government» (TOKSG) of the State Archive of the Republic of Crimea (Simferopol). The Spiritual Administration was established in March 1837 in Eupatoria as a structure of confessional self-government of the Karaites of the Russian Empire, subordinate to the Department of Spiritual Affairs of Foreign Confessors (DSAFC) of the Ministry of Internal Affairs. Before its official approval, it was called «Court House» or «Court House of the Karaites» (1804-1836). The fund contains two descriptions, systematized according to chronological, nominal and geographical principles. Numerous documents of the foundation testify to various directions of activity of TOKSG - religious, organizational, educational, public. Spiritual administration until its closure in the 1920s was the main authority for resolving issues in the field of Karaites marriage and family law, educational and educational activities of Karaites youth.
Keywords: Russian Empire, Crimea, Karaites, bodies of confessional self-government, State Archives of the Republic of Crimea.
153