Научная статья на тему 'История создания и деятельность сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления в Сибири (конец XIX начало XX вв)'

История создания и деятельность сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления в Сибири (конец XIX начало XX вв) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грачев Роман Олегович

На основании проведенного исследования можно сказать, что главным результатом деятельности сельскохозяйственных складов Переселенческого управления стало привнесение на территорию Сибири и Дальнего Востока материально-культурных ценностей Европейской части России. Это и определяет роль сельскохозяйственных складов в политике царского правительства как инструмента в аграрном освоении Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of establishment and work of agricultural warehouses of Migration Department in Siberia (the end of XIX -the beginning of XX century)

On the basis of the research done we can confirm that main results of activity of agricultural warehouses of the Migration Department introduces material and cultural values of European part of Russia on the territory of Siberia and Far East. This defines the role of agricultural warehouses of politics Tsar Government as the instrument of agricultural exploration of Siberia and Far East.

Текст научной работы на тему «История создания и деятельность сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления в Сибири (конец XIX начало XX вв)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

Р. О. ГРАЧЕВ

Омский государственный технический университет

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СКЛАДОВ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИБИРИ

(КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX вв.)_____________________

На основании проведенного исследования можно сказать, что главным результатом деятельности сельскохозяйственных складов Переселенческого управления стало привнесение на территорию Сибири и Дальнего Востока материально-культурных ценностей Европейской части России. Это и определяет роль сельскохозяйственных складов в политике царского правительства как инструмента в аграрном освоении Сибири и Дальнего Востока.

УДК 947+325.1

%

Актуальность темы объясняется тем, что аграрный вопрос стоит очень остро в наши дни. Земельный кодекс и закон об обороте земель хозяйственного назначения ломают основы собственности на землю, провозглашая приоритет частной собственности. Развитие агропромышленного комплекса является одним из основных национальных проектов. В связи с этим знание аграрной истории дореволюционной России представляется особо важным. В связи с возросшими миграциями в постсоветской России является значимым изучение колонизации окраин Российской империи в конце XIX — начале XX вв.

Специальных работ по этому вопросу нет. В обширной отечественной историографии даются лишь отдельные оценки роли сельскохозяйственных складов Переселенческого управления в работах Л. Ф. Склярова, С. М. Дубровского, Л. М. Горюшкина, И. А. Асал-ханова, В. Г. Тюкавкина, Л. Б. Ус, Д. Я. Резун, М. В. Ши-ловский Д. М. Кузнецова. В. Г. Тюкавкин писал о необходимости изучения деятельности сельскохозяйственных складов. Наиболее полное освещение этого вопроса дано в работе Д. М. Кузнецова[1]. В работах Д. Я. Резуна и М. В. Шиловского рассматриваются вопросы культурного освоения Сибири (авторы опираются на теорию фронтира) в конце XIX — начале XX вв. [2].

Источники для изучения вопроса многообразны. Их можно классифицировать на группы в зависимости от характера: законодательные, делопроизводственные, статистические материалы, периодическая печать. Отечественную историю переселенческой политики царизма в Сибири правомерно начинать рассматривать с рубежа 80-90-хгг. XIX в., т.к. отношение правительства к переселенческому движению более или менее выразилось во «Временных правилах» 1881 г. и в законе о переселении 13 июля 1893 г. [3], а также в ряде других правительственных постановлений 90-х годов XIX века: высочайшие утверждения от 7 декабря 1895 г. и 15 марта 1896 г. (о выделении средств на организацию сельхозскладов в Сибири), вплоть до закона 1904 г. и аграрного законодательства Столыпинской реформы. Данный вид ис-

точников опубликован во втором (П) и третьем (Ш) Собрании Законов Российской империи (ПСЗ) и в специальных изданиях [4].

Наиболее ценными источниками для освещения заявленного вопроса являются материалы делопроизводственного характера, хранящиеся в фондах государственного архива Омской области (ГАОО), важное место в которых занимают отчеты. В ГАОО сосредоточены документы по деятельности сельхозскладов на территории всей Сибири — это Фонд 78 «Главная контора сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления в Омске 1900—1919 гг.». Центральное место в массиве документов данного фонда занимают сводные годовые отчеты, составлявшиеся директором сельскохозяйственных складов и главным бухгалтером. По своей структуре отчеты состоят из объяснительной записки к отчету и цифровых данных бухгалтерского типа. При формировании отчетов использована единая схема построения, что облегчает исследование, делает возможным сопоставить результаты на протяжении ряда лет. В этих документах содержится важная информация о природноклиматических условиях каждого года, численности складов и их местонахождении, оборотных средствах, о конкуренции с частными фирмами, о покупке и продаже сельхозскладами машин, орудий, инвентаря и семян, о кредитной политике складов. Отчеты за все годы деятельности сельхозскладов опубликованы в г. Омске и имеют очень высокую степень репрезентативности по рассматриваемой проблеме. Фонд 78 располагает большим количеством разновидностей делопроизводственной документации, позволяющей всесторонне рассмотреть заявленную проблему: циркуляры, распоряжения и инструкции по различным отделам переселенческого Управления, отчеты различных структурных подразделений переселенческого Управления, переписка об открытии сельхозскладов и их отделений, постановления Главной конторы, деловая переписка, ведомости цен и др.

С 1894 г. Министерство земледелия и государственных имуществ, а с 1907 г. Главное Управление землеустройства и земледелия ежегодно стали публи-

ковать «Обзор деятельности», но обзоры страдают конспективностью изложения. Достаточно подробный анализ представляют отчеты Переселенческого Управления ГУЗиЗ «Переселение и землеустройство за Уралом», охватывающие 1906—1915 годы, в отличие от отчетов сельхозскладов они носят обобщающий, немного аналитический характер, часто снабжены фотографиями.

Отчеты высокопоставленных чиновников, посетивших Сибирь, Ермолова, Куломзина, Тихеева, Пестржецкого, Столыпина и Кривошеина[5] — содержат анализ аграрных мероприятий и обоснование необходимости предлагаемых законодательных преобразований в будущем. Отчеты сопровождались приложениями со статистическими материалами и записками специалистов, дают общий фон для изучения деятельности складов.

Материалы для исследования дают ежегодные отчеты губернаторов и генерал-губернаторов Сибири.

Статистический материал содержат все перечисленные выше делопроизводственные документы. Отчеты содержат подробный, в большинстве ретроспективный материал. Ценнейшим источником для сравнительного анализа потребления сельхозтехники Европейской и Азиатской Россией является сборник «Сельскохозяйственные машины и орудия в Европейской и Азиатской России в 1910» [6] и сборники о наличии инвентаря в переселенческой деревне

Интересными для изучения ассортимента товаров складов являются каталоги и справочники о проведении первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной о торгово-промышленной выставки в г. Омске в 1911 г., в которой склады приняли деятельное участие. Данный источник показывает состав экспонатов и дает краткое их описание [7].

Из периодических изданий материалы для рассматриваемого вопроса дают публикации в журнале «Вопросы колонизации», который издавался Переселенческим Управлением. Здесь публиковались «сметы специальных средств Переселенческого Управления», на основе которых осуществлялось финансирование деятельности складов.«Сибирские Вопросы», «Степной край» — данные источники характеризуют круг промышленных предприятий, входящих в сеть поставщиков сельскохозяйственных складов, а также дают более яркое представление о деятельности складов в области агрикультурных мероприятий.

Указанный комплекс источников позволяет дать анализ деятельности сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления в Сибири в конце XIX — начале XX вв., а также возможность рассмотреть вопросы становления и развития данного государственного предприятия. Многие архивные материалы не использовались ранее историками и впервые вводятся в научный оборот.

Новизна статьи заключается в том, что впервые прослежено становление и развитие системы сельскохозяйственных складов, выделены этапы и условия деятельности складов, показана динамика реализации инвентаря и семян с 1897 г. по 1916 гг. Предпринята попытка оценить роль сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления в колонизации Сибири с точки зрения теории фронтира. Практическая значимость видится в использовании материалов данного исследования студентами для подготовки семинарских занятий по теме «Аграрная политика царизма в Сибири XIX — начале XX вв.», «Столыпинская аграрная реформа» и т.д.; для написания курсовых, дипломных, кандидатских работ.

Цель статьи заключается в выявлении характерных черт, особенностей деятельности сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления на территории Сибири, как одного из орудий колонизационной политики царского правительства, и их роли в аграрном освоении края в конце XIX — начале XX вв.

Сибирские и Дальне-Восточные просторы, на которых действовали сельхозсклады Переселенческого Управления, раскинулись от г. Челябинска до г. Владивостока с запада на восток и от Тобольской губернии до Семиреченской области с севера на юг. По площади эти территории занимали приблизительно 2/3 всей площади России.

Массовое использование сельскохозяйственных машин началось с сооружением Сибирской железной дороги в 1891 году, которая облегчила и удешевила их доставку из Европейской России в Сибирь. Быстрый рост крестьянских хозяйств, засчет переселения, недостаток наёмной рабочей силы в сибирской деревне, специфика условий земледельческого производства содействовали широкому распространению усовершенствованных орудий. Это требовало создание рынка сельхозорудий, в связи с этим правительство приступило к созданию складов по их продаже. Еще одним важным вопросом, в воплощении которого реализовывалась программа по созданию сельхозскладов, был вопрос об охране железной дороги, т.е. требовалось создание большого количества поселений вдоль магистрали, в связи с этим сеть сельскохозяйственных складов формировалась согласно распределению основных потоков заселения Сибири. Согласуясь с выше означенной программой, в 1893 году были изданы Временные правила о переселении в Сибирь, которые были утверждены 13 июня 1893 года [8]. Наиболее важной проблемой для царского правительства являлась напряженная обстановка в среде крестьянства европейской части России, что заставляло его начать активное переселение крестьян европейской части за Урал, в процессе реализации которого воплощалась программа по созданию сети государственных предприятий занимающихся снабжением населения сельхозтехникой. О необходимости использования усовершенствованных сельхозмашин в Сибири писал еще в 1863 г. глава Сибирского отделения Российского географического общества П. Э. Кларк.

В процессе переселения и развития капитализма вширь в Сибири появляются более современные сельскохозяйственные орудия. В 80-е г. XIX в. в Тобольской губернии распространённая двуконная соха «пермянка» сменила одноконную «рогалюху» и «вела-чугу», в городах Тюмени, Кургане, Томске и Барнауле существовали кустарные мастерские, выпускающие «пермянки» для всей Сибири [9]. В начале 90-х г. XIX в. на Алтае и местностях к востоку от Томска получили распространение небольшие ручные веялки, а у зажиточных крестьян — конные молотилки. В зажиточных хозяйствах четырёх уездов Енисейской губернии в 80-х г^К в. было зарегистрировано 169 кустарных молотилок и более 1700 веялок. Но молотилок в Сибири в то время было немного [10]. С 1890 г. на Алтае распространяется плуг, в 1895 г. в Барнаульской волости имелось 12 молотилок и жатка [11]. Использовались орудия преимущественно кустарного производства, но сибирские кустари достигли немалого совершенства. Иногда крестьяне предпочитали использовать веялки и молотилки местного изготовления — они более соответствовали своему назначению, чем фабричные.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008

Историю деятельности сельхозскладов можно разделить на четыре этапа: с 1895 по 1898 гг.; с 1898 по 1906 гг.; с 1907 по 1910 гг.; с 1911 по 1917 гг.

К середине 90-х г. XIX в. на дело снабжения населения Сибири сельхозорудиями и машинами обратил внимание комитет Сибирской железной дороги (создан 10 декабря 1892 года) [12]. Несмотря на то, что комитет создавался для непосредственной координации строительства дороги, он, по сути, являлся инструментом осуществления правительственной политики по освоению Сибири. На заседаниях комитета обсуждались не только вопросы строительства Транссиба, но и социально-экономические проблемы, в том числе проблемы обустройства переселенцев. Во время своей деятельности комитет стал высшим государственным органом, на заседаниях которого вырабатывалась государственная политика по отношению к Сибири. Высочайше утверждённым 7 декабря 1895 г. журналом комитетом было отпущено в распоряжение МВД, в ведении которого состояло в то время Переселенческое Управление, на устройство сельскохозяйственных складов в Сибири из фонда вспомогательных предприятий 30 000 руб. Затем высочайше утверждённым 15 марта 1896 г. журналом было отпущено ещё 10000 руб. Министерству земледелия и государственных имуществ.

Таким образом, возникло две сети складов, разделённые между двумя ведомствами. Склады каждого отдельного ведомства не имели между собой внутренней связи, общего плана в управлении. Поэтому 1 марта 1898 г. состоялось объединение всех складов в ведение Переселенческого Управления. Оно приняло под своё руководство 11 складов с оборотным капиталом 133 тыс. руб. [13]. В г. Омске была учреждена Главная контора в 1899 году. В целом период с 1895 года по 1898 год можно характеризовать как время возникновения данного государственного предприятия со всеми вытекающими последствиями.

Промежуток времени с 1898 года по 1906 год характеризовался становлением системы сельскохозяйственных складов на территории Сибири. Период заканчивается в 1906 году, с началом проведения в жизнь Столыпинской аграрной реформы. Всего же в этом году на территории Сибири действовало 12 сельскохозяйственных складов ПУ.

Период с 1907 по 1910 гг. был связан с максимальным переселенческим потоком, пришедшимся на 1908 — 1909 годы. В этот период проявляются предпосылки для рывка 1910—1911 гг. в деле снабжения населения Сибири сельхозмашинами, орудиями и инвентарем, которые заключались в изменение характера переселения (отток переселенцев обратно в европейскую часть страны), т.е. с этого времени было необходимо закрепить переселенцев на освоенных землях и не допустить их возвращения.

Завершающим периодом деятельности сельхозскладов относится 1911 — 1917 гг. К середине данного периода сельхозсклады удваивают свои обороты, что говорит об окупаемости данного государственного предприятия, затем, с началом Первой мировой войны, а последствии и революционных событий деятельность сельхозскладов постепенно затухает и прекращается.

Основной целью сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления было снабжение крестьянского населения Сибири и Степного края, а в последствии и Дальнего Востока сельскохозяйственными машинами и орудиями на наиболее льготных условиях по сравнению с частными производителями, прежде всего с небольшими объемами оборотов.

Правительством России перед сельхозскладами были поставлены следующие задачи:

1. На сельскохозяйственные склады Переселенческого Управления была возложена задача оказывать регулирующие влияние на цены сельскохозяйственных машин и сопутствующих товаров.

2. Одной из важнейших задач складов было осуществление рывка в количественном и качественном оснащении населения с/х машинами и орудиями и инвентарем, который был осуществлен уже после

1910 года.

3. Наличие большого количества запасных частей к продаваемой ими технике, также являлось важной задачей деятельности переселенческих складов.

4. Немаловажной была задача складов в снабжении населения улучшенными семенами хлебных культур, а также семенами трав и огородных растений. В решении данной задачи сельхозсклады развивали сеть зерноочистительных пунктов, которых к

1911 году на территории деятельности предприятия насчитывалось 22 единицы.

5. Задачей переселенческих складов было предоставление населению таких условий кредитования, при которых отпуск машин, орудий и инвентаря был бы стабильным почти всем промежутке деятельности данного государственного предприятия.

6. Важной задачей в деятельности складов считалась поддержка «отечественного производителя». Она выражалась в приобретении для продажи через склады продукции отечественных заводов и изделий кустарного производства. Поддержка кустарного производства производилась в целях укрепления данной категории населения в отношение материальной обеспеченности, что бы дало возможность закрепления данного населения на колонизируемых территориях.

Для того чтобы правильно оценить вклад сельхозскладов Переселенческого Управления в дело снабжения сибирского населения сельхозмашинами и орудиями, необходимо дать общую характеристику ввоза и обеспеченности сельхозмашинами населения Сибири относительно европейской части страны. Так, по данным среднегодового получения сельхозмашин двадцатью лидирующими губерниями за 1900— 1913 годы, начиная с 1905 года Томская губерния и Акмолинская область входят в десятку самых снабжаемых районов сельхозтехникой, занимая 5-е и 6-е места с общим объемом ввоза сельхозмашин и орудий 1311 тыс. пудов, в 1908—1910 году эти регионы занимали уже второе Акмолинская — 1444 тыс. пудов — и четвертое Томская — 1317 тыс. пудов — место соответственно, а в 1911 — 1913 году стали лидерами: первое место Томская губерния (1973 тыс. пудов) и четвертое место Акмолинская область(1562 тыс. пудов) [14].

Таким образом, по Сибири в целом не имели машин и усовершенствованных орудий немногим более 1/5 части хозяйств, или 21,1 %, тогда как в Донской области такие хозяйства составляли 1/3, или 33,27 %, а в 34 губерниях Европейской России 52 % [15]. Следовательно, сибирское сельское хозяйство было более оснащено машинами и усовершенствованным инвентарем, чем хозяйства Европейской России.

По данным с 1898 по 1914 год, в Сибири было продано сельскохозяйственных машин и орудий на сумму в 169 369 676 руб., в среднем в год на 9 374 686 руб. Потребление машин особенно возросло в последнее предвоенное шестилетие, с 1908 по 1914 год. При этом более трети (34,7 %) машин и орудий, проданных в Сибири с 1902 по 1912 год, приходилось на Томскую

губернию [16]. Вместе с тем машины и орудия были распространенны неравномерно, и в пределах каждой губернии и области Сибири. Деятельность сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления с пятимиллионным оборотом в 1908 году, составляющим 1/3 часть оборотов местного рынка по продажам сельхозмашин и орудий, за незначительными колебаниями, сохранялась за сельхозскладами до момента их закрытия. Данный факт был одним из основополагающих в процессе регулирования цен на сельхозтехнику. Анализируя в целом произведенную деятельность складов за указанный промежуток времени, необходимо отметить, что они стояли на верном пути и обслуживали свои задачи в пределах отпущенных им материальных средств. А тот факт, что склады на всем протяжении своей деятельности удовлетворяли 1/3 всего рынка сбыта сельхозтехники в Сибири, говорит, что данное государственное предприятие выполняло основную функцию по регулированию цен на данный товар, при этом выполняя немаловажную функцию по поддержке отечественного фабричного и кустарного производства.

Если бы речь шла о далеком будущем сельхозскла-дов, то можно утверждать, что такому предприятию, которые неизбежно обладает немалым количеством дефектов любого государственного предприятия, невозможно было бы удержаться на плаву, т. к. оно не выдержало бы конкуренции с частными предпринимателями.

Известно, что всякая казенная торговля при нормальных условиях не окупается или не оправдывается, кроме случаев, когда она преследует фискальные цели или вытекает из владения казенным имуществом. Однако основная цель — создание условий для переселенца — была тем самым исключительным фактором, который побудил правительство заняться торговлей или снабжением сельхозмашинами и орудиями населения в Сибири, где в рассматриваемый период не было развитой кооперации и почти отсутствовала частная торговля данным товаром.

Но нельзя упускать из виду одного важного обстоятельства, а именно того, что казенные склады по своей главнейшей задаче — предприятие временное

и, более того кратковременное. Важнейший период деятельности сельскохозяйственных складов приходился на 1910 — 1914 гг., после чего в связи с военными действиями, а впоследствии и с революционными событиями, вставал вопрос о почетной ликвидации предприятия.

Опираясь на теорию фронтира можно сказать, что главным результатом деятельности сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления стало привнесение на территорию Сибири и Дальнего Востока материальных культурных ценностей европейской части России. Это и определяет роль сельскохозяйственных складов в политике царского правительства как инструмента в аграрном освоении Сибири и Дальнего Востока.

Библиографический список

1. Кузнецов, Д. В. Администрация и поиски путей сельскохозяйственного освоения Среднего Прииртышья в конце XIX — начале XX вв.: Автореф. Дис. ...к.и.н. — Омск, 2000. — 18 с.; Дубровский, С. М. Столыпинская земельная реформа: Из истории сельского хозяйства и крестьянства России в начале XX в. / С. М. Дубровский. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 599 с.; Асалханов, И. А. Сельское хозяйство Сибири конца XIX — начала XX в. / Иннокентий Арсеньевич Асалханов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1975. — 267 с.; Горюшкин, Л. М. Аграрные

отношения в Сибири периода империализма (1900— 1917 гг.) / Л.М. Горюшкин. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. — 343 с.; Тюкавкин, В. Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа / В. Г. Тюкавкин. — М.: Памятники исторической мысли, 2001. — 344 с.

2. Резун Д. Я., Шиловский, М. В. Сибирь, конец XVI — начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов / Д. Я. Резун, М. В. Шиловский. — Новосибирск, 2003. — 342 с.; Шиловский, М. В. К вопросу о колониальном положении Сибири в составе русского государства / М. В. Шиловский // Европейские исследования в Сибири. Томск, 2001. Вып. 3. С. 6—16; Шиловский, М. В. Основные направления политики правительства по отношению к Сибири во второй половине XIX — начале XX в/ М. В. Шиловский // Сибирское общество в контексте модернизации XVШ — XX вв. : сб. материалов Всерос. конф.; Томск. гос. ун-т. — Томск, 2002. — С. 35 — 44.; Шилов-ский,М.В.Специфика колонизации США и Сибири / М.В. Ши-ловский // Фронтир в истории Сибири... Вып. 2. С. 36 — 49; Ши-ловский, М. В. Переселения в государственной политике колонизации Сибири (XVII-XX вв.) / М. В. Шиловский // Россия и Сибирь: проблемы взаимодействия в региональной политике в исторической перспективе: Материалы Международной научнопрактической конференции, посвященной 180-летию сибирских реформ М. М. Сперанского (25 — 26 февраля 2003 г.)/ науч. ред. Л. М. Дамешек. —Ч. 1. — Иркутск, 2004. — С.19 — 26. и др.

3. Худяков, В. Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период / В. Н. Худяков; под ред. Л. М. Горюшкина. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. — 264 с.

4. Сборник законов об устройстве крестьян и инородцев Сибири и Степного края: По новому, 1902 года, изданию/сост. Г. Г. Савич. — СПб,ГУЗиЗ,1903. — 326. — (Изд. неофициальное); Сборник законов и распоряжений по переселенческому делу и по поземельному устройству в губерниях и областях Азиатской России (по 1 августа 1909 г.). СПб.: Изд. Переселенческого Управления Главного Управления землеустройства и земледелия, 1909. — XXIV, — 698 с.; Переселение и землеустройство в Азиатской России: Сб. законов и распоряжений / Сост.: В. П. Вощинин. Ред. Г. Ф. Чиркин. Пг.: Б.и., 1915. — XIV + 509 с.

5. Всеподданнейший доклад министра земледелия и государственных имуществ по поездке в Сибирь летом 1898 года. — СПб: Тип. Киршбаума, 1899. — 59 с.; Всеподданнейший доклад министра земледелия и государственных имуществ по поездке в Сибирь осенью 1895 г. СПб: Тип. Киршбаума, 1896. — 53 с.; Всеподданнейший отчет статс-секретаря Куломзина по поездке в Сибирь для ознакомления с положением переселенческого дела. — СПб: Гос. тип, 1896. — 187 с.; Записка Председателя Совета министров и главноуправляющего землеустройством и земледелием о поездке в Сибирь и Поволжье в 1910 году (Приложение к Всеподданнейшему докладу) / (Столыпин П. А., Кривошеий А. В.). — СПб.: Тип. газ. Россия, 1910. —184 с.

6. Сельскохозяйственные машины и орудия в Европейской и Азиатской России в 1910 г. — Спб: Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел, 1913. — 121 с.; Мертвый инвентарь в хозяйстве сельского населения Акмолинской области. — Омск: Тип. печ. искусства, 1917. — 19 с.

7. Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка в г. Омске в 1911 г. — Тобольск: губ. Тип., 1911. — 32 с.

8. Худяков, В. Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период / В. Н. Худяков; под ред. Л. М. Горюшкина. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. — 264 с.

9.Горюшкин, Л. М. Аграрные отношения в Сибири периода империализма (1900-1917 гг.) / Л. М. Горюшкин. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. — 343 с.

10.Горюшкин, Л. М. Аграрные отношения в Сибири периода империализма (1900-1917 гг.) / Л. М. Горюшкин. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. — 343 с. (С. 237).

11. Горюшкин, Л. М. Аграрные отношения в Сибири периода империализма (1900-1917 гг.) / Л. М. Горюшкин. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. — 343 с. (С. 215).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

12. Ус, Л. Б. Деятельность комитета Сибирской железной дороги по организации переселений (сб. ст.) / Л. Б. Ус // Сибирский плавильный котел. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. — С. 196 -210.

13. Переселение и землеустройство за Уралом: Отчет по переселению и землеустройству: 1906-1915. — СПб.: Переселенческое Управление Главного Управления Землеустройства и Земледелия, в 1906-1910 гг. — СПб, 1911. — 501 с.

14. Давыдов, М. А. Очерки аграрной истории России в конце XIX — начале XX вв. (По материалам транспортной статистики и статистики землеустройства) / М. А Давыдов. — М., Издательский центр РГГУ, 2003. — 589 с.

15. Асалханов, И. А. Сельское хозяйство Сибири конца XIX — начала XX в. / Иннокентий Арсеньевич Асалханов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1975. — 267 с.; ГАОО. Ф. 78. Оп. 1. Д. 78. Л. 7.

16. ГАОО. Ф. 78. Оп. 1. Д. 78. Л. 8.

ГРАЧЕВ Роман Олегович, аспирант кафедры отечественной истории.

Статья поступила в редакцию 07.03.08 г.

© Р. О. Грачев

уДК 947. Ш. 72+323. 2(571. 1) Д. Д. ЦИНДИК

Институт ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета

СЕКРЕТНАЯ АГЕНТУРА ПОЛИЦИИ В БОРЬБЕ С РЕВОЛЮЦИОННЫМ ДВИЖЕНИЕМ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1907-1914 гг.)_______________________________

В статье рассматривается деятельность губернских жандармских управлений в борьбе с революционным подпольем через использование секретной агентуры. Исследуется период 1907-1914 годов на территории Западно-Сибирского региона.

В конце XIX — начале XX вв. борьбу с революционерами в России вело Министерство внутренних дел при помощи подчинявшегося ему отдельного корпуса жандармерии. Однако противостоять всё более нарастающей волне революционного движения без применения тайной агентуры было очень сложно. Методы работы жандармерии не соответствовали современным требованиям, — устарели. Практически не существовало секретной агентуры и вольнонаёмного сыска.

Руководитель Московского охранного отделения (1896—1902 гг.) полковник С. В. Зубатов поставил русский политический сыск на новый уровень. Он организовал розыскное дело в империи по западноевропейскому образцу. Основное значение в борьбе с революционерами Зубатов придавал внутренней агентуре. Своим помощникам он внушал буквально благоговейное отношение к агентам в революционном лагере, сам систематически и целенаправленно вёл поиски сотрудников1 .

Теперь, МВД и жандармские управления на местах стали обладать более обширной и разносторонней информацией. Одним из важнейших её источников стала разветвлённая, пронизывающая все слои общества, система тайной агентуры. Здесь действовали свои традиции и нравы. Строго хранились свои профессиональные тайны. Накануне Февральской революции в этой системе было задействовано, по одним данным — около двух, по другим данным — около сорока тысяч человек2.

При Московском охранном отделении была составлена специальная Инструкция по организации и

ведению внутренней агентуры. В ней указывалось, что: «Состав агентуры пополняется лицами, непосредственно входящими в какие — либо преступные организации или прикосновенным к последним ...». Члены таких преступных сообществ (революционных организаций и групп. — А. Ц.) назывались «агентами внутреннего наблюдения» или «секретными сотрудниками»3 . Были ещё и «вспомогательные агенты», лица, не входившие непосредственно в революционные организации, но соприкасавшиеся с ними. Кроме того, среди внутренних агентов, получавших от полиции постоянное ежемесячное жалование (оно зависело от уровня важности сведений и от ценности агента, а так же от его положения в революционном подполье), были так называемые «штучники» — лица, получавшие плату за каждую отдельную информацию.

Когда полиция производила ликвидации революционных групп, то принимала все меры, чтобы при этом на секретного сотрудника не пало бы никаких подозрений, иначе это могло стоить ему жизни. Помимо материального обеспечения секретных сотрудников в Инструкции учитывались даже психологические мотивы. Указывалось, в частности, что роль сотрудника нравственно крайне «тяжела» и рекомендовалось, во время свиданий с заведующим агентурой, оказывать сотруднику внимание, сочувствие и нравственную поддержку»4 .

Привлечение к работе секретных сотрудников (в революционной среде их называли провокатора-ми5) сразу стало приносить полиции практически ощутимые результаты. Так, например, один из луч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.