Печатнов В. О. Сталин и Рузвельт (заметки историка). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mgimo.ru/victory65/documents/1-pechatnov_big3.pdf
Сталин И. В. 1951: О Великой Отечественной войне советского народа. М.
"A MAN OF GREAT SOUL" — US PRESIDENT FRANKLIN D. ROOSEVELT'S
APPRAISAL OF STALIN I. V.
N. S. Frolova
The article deals with the issue of the image reconstruction of the US president — FD Roosevelt made by the Soviet leader Stalin I.V Therefore, the evolution of the image due to the influence of the military-political conditions and ideologies is analyzed. The author grounds the statement that the position of the Soviet leader during the Great Patriotic War, on foreign policy was dominant for the authorities and society in general, and the image of the head of a state partner in the anti-Hitler coalition became a projection of a negative or positive experience of relations between the USSR and the USA.
Key words: international relations, diplomatic relations between the USSR and the USA, the image of an ally, ideologies, military-political conditions, the propaganda the installation
© 2015 Проблемы истории,
филологии, культуры 2015, №3, с. 328-331
Э. Д. Хадимуллина, Р. Р. Хадимуллин
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
В БАШКИРИИ
После Октябрьской революции молодые люди из рабоче-крестьянских семей получили возможность обучаться в высших учебных заведениях (вузах). Однако у многих из них были слабые базовые знания, что затрудняло или вообще не давало возможности обучаться в вузах. Поэтому для решения столь важной и необходимой задачи были созданы рабочие факультеты (рабфаки), которые в кратчайшие сроки должны были подготовить молодёжь к обучению в высшей школе. В этой статье речь идёт о роли и значимости рабфаков в подготовке молодёжи к обучению в вузах.
Ключевые слова: Октябрьская революция, Башкирия, молодёжь, рабочий факультет, высшее образование
До Октябрьской революции 1917 г. большая часть населения Российской империи была неграмотной. Так, по данным переписи 1897 г., в составе всего насе-
Хадимуллин Руслан Робертович — кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и истории факультета философии и социологии Башкирского государственного университета. E-mail: [email protected]
Хадимуллина Эльвира Дамировна — кандидат исторических наук, специалист по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета. E-mail: [email protected]
ления империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27%. При этом уровень грамотности сильно различался в разных областях страны. Особенно высок был процент неграмотности среди национальных меньшинств.
После Октябрьской революции одной из главных задач было коренное преобразование и развитие высшего образования на новой основе. Первым декретом Советского правительства в области высшего образования стала отмена всех национальных и сословных ограничений, существовавших при приёме в вузы. Обучение было объявлено бесплатным. В национальных республиках было разрешено вести преподавание на языке коренного населения.
Чтобы преодолеть барьер, объективно создававшийся в этих условиях перед полуграмотными рабочими и крестьянами в отношении возможности дальнейшего образования, 2 августа 1918 г. СНК РСФСР издал декрет о новых правилах приёма в вузы, который предоставил трудящимся право поступать в высшую школу без экзаменов и посещать занятия даже без предварительного предъявления документа об образовании1. В декрете отмечалось, что преимущество при поступлении должно быть у пролетариата и беднейшего крестьянства2. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян, но уровень общеобразовательной подготовки большинства из них оказался настолько низким, что высшее образование всё равно оказалось им недоступным. Рабоче-крестьянская молодежь, особенно из числа нерусских национальностей, не могла немедленно воспользоваться своими правами. Ведь до революции перед трудящимися не только были закрыты двери высшей школы — им не были доступны средние учебные заведения, а только элементарные школы, дававшие минимальные знания3.
Решение этой проблемы виделось в создании каких-либо подготовительных курсов для поступления в вуз и успешного обучения в нем. В этой ситуации заместитель наркома просвещения РСФСР М. Н. Покровский выдвинул идею создания рабочих факультетов как предварительной ступени для подготовки широких масс к получению высшего образования.
Законодательное оформление системы рабфаков завершил декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 г. Основной задачей рабфаков было широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы и коренное перерождение последней в полном соответствии с потребностями «пролетарского государства»4.
На рабфак принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 18 лет, занятые физическим трудом, направленные по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов. К поступающим предъявлялись требования наличия знаний в объёме начальной школы. Учебные планы, программы и методы преподавания на рабфаках строились таким образом, чтобы дать слушателям достаточный запас знаний для обучения в высшем учебном заведении. Учащиеся, успешно окончившие рабфак, получали направление в вуз и зачислялись в него без вступительных экзаменов5.
1 Елютин 1967, 16.
2 Быстров, Орлов 1967, 129, 318-319.
3 Чанбарисов 1973, 174.
4 Галкин 1958, 80.
5 Елютин 1967, 26.
Обучение на дневном отделении рабочего факультета было приравнено к работе на производстве (то есть срок обучения засчитывался в трудовой стаж); слушатели обеспечивались государственными стипендиями. В 1921-1922 учебном году на дневных рабфаках был установлен трёхлетний срок обучения.
В соответствии с вышеуказанным декретом 1 октября 1921 г. был открыт Уфимский рабфак им. Б. Нуриманова6. При рабфаке было три отделения: техническое, биологическое, социально-экономическое7. На рабфаке по социальному составу преобладали крестьяне, национальный состав представлен в таблице.
Национальный состав обучающихся на рабфаке8
№ п/п Национально сть Количество обучающихся (в %)
1. русские 35%
2. башкиры 25%
3. татары 25%
4. прочие 15%
Уфимский рабфак не мог полностью удовлетворить потребности рабочей молодежи в области общего образования, поэтому в 1925 г. Коллегия Агитпропа Башобкома РКП(б) постановила: «Открыть при дневном рабфаке вечернее отделение из двух групп на 60 человек». Срок обучения устанавливался в четыре года при 25 часах занятий в неделю, с 6 до 10 часов вечера, по программам главпрофо-бра РСФСР. Окончившие курс на вечерних группах рабфака получали все права оканчивающих дневной рабфак.
Были установлены условия поступления на вечерние группы рабфака:
1. уметь бегло читать и писать на русском языке;
2. знать четыре правила арифметики в пределах чисел любой величины;
3. разбираться в элементарных вопросах политграмоты в объёме учебника Коваленко или Воробьёва;
4. иметь производственный, комсомольский или партийный стаж. В соответствии с возрастом предъявлялись следующие требования к производственному стажу: от 18 до 20 лет — 3 года, от 20 до 25 — 4 года, от 25 до 30 — 6 лет; к комсомольскому стажу: от 18 до 20 — 3 года, от 20 до 25 — 4 года; к партийному стажу: от 18 до 20 лет — 2 года, от 20 до 25 — 3 года, от 25 до 30 — 4 года. Стаж достаточно было иметь один из вышеуказанных.
Также были распределены места на вечерние группы рабфака: райкомам РКП(б) — 12, райкомам РЛКСМ — 24 и Башпрофсовету для беспартийных — 24.
Необходимо отметить, что вечерние группы рабфака были рассчитаны на рабочих г. Уфы, которые были заняты на производстве и не имели возможности учиться в дневное время. Стипендия им не выплачивалась, но они были обеспечены учебными пособиями9.
6 ЦГА РБ. Ф. Р-798. Оп. 1. Д. 226. Л. 37.
7 Ергин 2004, 98.
8 Красная Башкирия 27.05.1925.
9 Красная Башкирия 13.10.1925.
В 1929 г. при рабфаке дополнительно открылись медицинское и сельскохозяйственное отделения10.
В 1931 г. происходит реорганизация Уфимского рабочего факультета. Педагогическое отделение рабфака вошло в состав Башкирского государственного педагогического института11; агрономическое отделение, в количестве 83 человек, — в Башкирский сельскохозяйственный институт12. Через год медрабфак был открыт в Башкирском медицинском институте13. _Таким образом, теперь во всех вузах Башкирии действовала система подготовки молодёжи через профильные рабфаки.
Необходимо отметить, что рабфак представлял собой новый тип учебного заведения, имеющий своей целью ускорить подготовку рабочей молодежи для обучения в высшей школе.
Влияние рабфаков на становление советской высшей школы было исключительно благотворным. Рабфаки долгое время давали мощное пополнение студенческого состава за счёт обучения рабоче-крестьянской молодежи. Во второй половине 30-х годов в результате развития средней школы дети рабочих и крестьян получили больше возможностей для получения среднего образования и рабочие факультеты прекратили своё существование.
ЛИТЕРАТУРА
Быстров Е.В., Орлов И.М. 1967: В. И. Ленин о науке и высшем образовании. М.
Галкин К.Т. 1958: Высшее образование и подготовка научных кадров СССР. М.
Елютин В.П. 1967: Высшая школа СССР за 50 лет (1917-1967). М.
Ергин Ю.В. 2004: У истоков университетского образования. Очерки о предыстории БГУ Уфа.
Недорезков В.Д., Зиязетдинов Р.М. 2000: Башкирский государственный аграрный университет: история и современность. Уфа.
Чанбарисов Ш.Х. 1973: Формирование советской университетской системы (19171938). Уфа.
Шарафутдинова Н.Х., Павлова М.Ю., Рахимкулов А.С. 2007: История медицины Башкортостана. Уфа.
HISTORY OF FORMATION AND ACTIVITIES OF WORKERS' FACULTIES
IN BASHKIRIA
E. D. Khadimullina, R. R. Khadimullin
After October Revolution young people from workers' and peasants' families got an opportunity to be educated in the institutions. However, many of them had so poor knowledge that it prevented them from entering or studying at universities. To solve this important problem workers' faculties (Rabfaks) were established. They had to get the youth ready for studies at the institutions in the record time. This article reveals the role and significance of Rabfaks in the preparation of the youth for their studies at universities.
Key words: October Revolution, Bashkiria, youth, workers' faculty, higher education
10 Ергин 2004, 98.
11 ЦИА РБ. Ф. Р-948. Оп. 2. Д. 3. Л. 14.
12 Недорезков, Зиязетдинов 2000, 11.
13 Шарафутдинова, Павлова, Рахимкулов 2007, 60.